СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
1.Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004)
2. Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе (Министерство образования, 2004 г.)
3.Примерная программа основного общего образования по литературе
4. Учебник «Литература», 10 класс, в 2-х частях, под ред. Ю.В..Лебедева
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004)
Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе (Министерство образования, 2004 г.)
Примерная программа основного общего образования по литературе
Учебник «Литература», 10 класс, в 2-х частях, под ред. Ю.В..Лебедева
Главнейшая цель школы — подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной лишь тогда, когда ее реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире.
Целями изучения литературы в 10 классе являются следующие:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. На этих уроках ученики должны:
- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
- сознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь юному читателю в осознании окружающего мира.
Логика этого процесса определяется структурой программы. Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика.
В десятом классе ученик знакомится с курсом на историко-литературной основе.
Структура курса старших классов отличается от структуры всех предшествующих классов. Эта структура дает возможность освоить историю литературы, поскольку сочетание обзорных и монографических тем рисует панорамную картину литературного процесса.
В десятом классе представлена русская литература XIX века Это яркие страницы романтизма, становление реализма, зарождение и развитие русской литературной критики.
Монографическое изучение великих классиков XIX века предполагает обращение к различным приемам освоения объемных произведений: это различные формы комментариев, в том числе и комментированное чтение, обращение к пересказам и исполнению фрагментов произведений, выразительному чтению и др.
Программа последовательно обращает внимание учителя к вопросам теории литературы. Нет темы, в которой не было бы обозначено обращение к вопросам теории. Однако эти указания не предполагают систематическое изучение этих вопросов, а указывают лишь на то, что возможно и желательно обратить внимание на конкретный теоретический вопрос при чтении этого произведения. Накопление теоретических сведений должно осуществляться постоянно. Важно не заучить определение, а понять, когда и зачем нужна теория, и уметь их использовать, что сделает анализ конкретного произведения более содержательным.
В десятом классе формируется общее представление об историко-литературном процессе и литературном процессе в XIX веке в его связи с процессом историческим, что предполагает более серьезное представление об этапах и связях литератур разных эпох, о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, роль и место литературоведения и критики в литературном процессе, осуществляется интенсивное овладение разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук. При этом учитывается, что «культуру эпохи нельзя замыкать в себе как нечто готовое, вполне завершенное и безвозвратно ушедшее».
В центре анализа — литературный процесс в XIX веке. Автор и художественное произведение в этом процессе. Теоретическое оснащение: овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом: литературные направления, литературные школы, традиции и новаторство в литературе и др.
Естественно, что на каждом из этапов литературного образования предусмотрены связи с другими искусствами. В 10 классе это реализуется при параллельном изучении литературы, искусства и истории.
Более глубокому и адекватному восприятию произведений способствует также определение мировоззренческих установок, нашедших отражение в изучаемых произведениях, и философского фундамента авторской концепции.
Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития родной литературы.
Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.
Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть — текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним — основа литературного образования
Предпочтительными формами контроля являются творческие и контрольные работы.
Программа рассчитана на 105 часов учебного времени.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и , в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления.
Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (Музыкой и изобразительным искусством): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру.
Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
Содержание программы носит практико- и личностно ориентированный подход. При проведении уроков используются различные формы организации учебного процесса:
Лекции, беседы, семинары, практикумы, работа в парах и группах, деловые игры.
Описываются методические особенности тем.
Итоговый контроль проводится в форме зачетов, контрольных сочинений, изложений, комплексного анализа текстов, тестирования.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен знать/понимать
* образную природу словесного искусства;
* содержание изученных литературных произведений;
* основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х века;
* основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
* основные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод(сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
создания связного текста (устного или письменного) на выбранную тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе.
Оценка устных ответов учащихся.
При оценке устных ответов необходимо руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы данного класса.
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно – эстетического содержания произведения; умения пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрыть связь произведения с эпохой (8-11 классы); свободное владение монологической литературной речью.
Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются 1-2 неточности в ответе.
Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.
Оценка за сочинение.
Оценка | Содержание и речь | Грамотность |
«5» | Ставится за сочинение: глубоко и аргументированно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и др. материалов, необходимых для раскрытия, умение целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию; допускается незначительная неточность в содержании, 1-2 речевых недочета. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. |
«4» | Ставится за сочинение: достаточно полно и убедительно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и др. источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения. Логичное и последовательное изложение содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются 2-3 неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более 3-4 речевых недочетов. | Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» | Ставится за сочинение, в котором: в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но однотипный или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от темы или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владение основами письменной речи; в работе имеется не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускается: 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибки, или 3 орфографических и 5 пунктуационных ошибок. Или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационных), а также 4 грамматических ошибки. |
«2» | Ставится за сочинение, которое: не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опираясь на текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок. | Допускается: 7 орфографических и 7 речевых ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
«1» | Ставится за сочинение: совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли; содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2». | Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок. |
Содержание программы
Введение(1 час)
Россия XIX века. Золотой век русской литературы. Становление реализма.
Творчество А.С. Пушкина (12 часов)
Личность поэта. Жизненный и творческий путь (основные этапы). Пушкин как Объединитель всех основных линий развития русской литературы XIX века. Лирика А.С. Пушкина. Многообразие тем и мотивов. Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина. Любовная лирика А.С. Пушкина. Философская лирика А.С. Пушкина. Роман «Евгений Онегин» - уникальное в мировой литературе художественное единство.
Творчество М.Ю. Лермонтова (10 часов)
Художественный мир Лермонтова. Темы и мотивы лирики Лермонтова.«Герой нашего времени» как первый психологический роман русской литературы. Смысл названия романа. Печорин в отношениях с другими персонажами романа. Трагедия Печорина.Роль новеллы «Фаталист» в композиции романа, в раскрытии авторской позиции и образа главного героя.
Художественный мир Н.В.Гоголя (8 часов)
Этапы биографии и творчества Н.В. Гоголя. Литература середины XIX века как «эпоха Гоголя». Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сатирическое и эпикодраматическое начала в сборнике «Миргород». «Петербургские повести» Н.В. Гоголя. Образ «маленького человека» в повестях. «Невский проспект». Образ Петербурга. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести». Обзор поэмы Н.В. гоголя «Мертвые души».
Русская литература второй половины XIX века. Богатство проблематики и широта тематики. Развитие литературы критического реализма. Литературная критика. Журнальная полемика.(1 час)
Творчество И.А. Гончарова (4 часа)
И.А. Гончаров. Личность писателя, особенности творческого пути.Роман «Обломов». Образ главного героя. «Обломовщина».Мастерство романиста. Творчество И.А. Гончарова в оценке критики.
Творчество А. Н. Островского (6 часов)
Островский. Этапы биографии и творчества.Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие. Неравный и острый конфликт героини с «тёмным царством»
Художественный мир И.С. Тургенева (11 часов)
И.С. Тургенев. Этапы биографии и творчества. Особенности художественной манеры Тургенева.Роман «Отцы и дети». Творческая история. Эпоха и роман «Отцы и дети».Основной конфликт романа и средства его художественного выражения. Смысл названия романа.Базаров в системе действующих лиц. Причины его конфликта с окружающими.Нигилизм и его последствия.
Из русской поэзии второй половины XIX века.
Художественный мир Ф.И. Тютчева (4 часа)
Ф.И. Тютчев. Этапы Биографии и творчества. Таинственный поэтический мир в лирике Тютчева.Пейзажная и философская лирика Тютчева.Любовная лирика Ф.И. Тютчева.
Творчество А.А. Фета (2 часа)
А. Фет. Личность поэта и его лирический герой. Основные мотивы лирики Фета, художественное своеобразие его стихотворений.
А.К. Толстой(1 час)
Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А.К. Толстого. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта
Творчество Н.А. Некрасова.(8 часов)
Н.А. Некрасов. Биографическая и творческая справка. Полемика вокруг поэзии Некрасова.Основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова.«Кому на Руси жить хорошо». Смысл названия поэмы и принципы фольклорного восприятия мира в ней. Особенности композиции. Герои поэмы. Горькая доля народа пореформенной Росси. Душа народа русского. Проблема счастья в поэме.
Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина (3 часа)
М. Е. Салтыков-Щедрин. «Я писатель, в этом моё призвание». Этапы биографии и творчества. Сатира Щедрина, поэтика его произведений. « История одного города».
Л.Н. Толстой(13 часов)
Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Вн.чт. Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого. История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе. Духовные искания Андрея Болконского Духовные искания Пьера Безухова. Женские образы в романе «Война и мир». Семья Ростовых и семья Болконских. Кутузов и Наполеон
Ф.М. Достоевский(7 часов)
Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды. Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского. История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе. Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта. «Двойники» Раскольникова. Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе.
Художественный мир Н.С. Лескова (3 часа)
Художественный мир произведений Лескова. «Очарованный странник». Идейно-художественное своеобразие. Изображение русского национального характера. Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств.
А.П. Чехов(7 часов)
Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90 годов. «Человек в футляре». Проблематика и поэтика рассказов 90-х гг. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах». Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч». Особенности драматургии А.П. Чехова. Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда. Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля.
К. Хетагуров(1 час)
Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира». Изображение тяжелой жизни простого народа. Специфика художественной образности.
Зарубежная литература второй половины 19 века(3 часа)
Основные тенденции в развитии литературы второй половины 19 века. Поздний романтизм. Символизм
Календарно-тематическое планирование.
№ | Название раздела | Общее количество часов | Развитие речи | Контрольные работы |
1 | Введение | 1 |
|
|
2 | Литература I половины 19 века |
|
|
|
| А.С. Пушкин | 12 | 2 | 2 |
| М.Ю.Лермонтов | 10 | 3 | 1 |
| Н.В. Гоголь | 8 | 2 | 1 |
3 | Литература II половины 19 века |
|
|
|
| Общая характеристика | 1 |
|
|
| И.А. Гончаров | 4 |
| 1 |
| А.Н. Островский | 6 |
| 2 |
| И.С. Тургенев | 8 | 1 | 2 |
| Ф.И. Тютчев | 4 |
| 2 |
| А.А.Фет | 2 |
| 1 |
| А.К.Толстой | 1 |
|
|
| Н.А.Некрасов | 8 |
| 1 |
| М.Е. Салтыков-Щедрин | 3 |
| 1 |
| Л.Н. Толстой | 13 | 1 | 1 |
| Ф.М. Достоевский | 7 |
| 1 |
| Н.С. Лесков | 3 | 1 |
|
| А.П.Чехов | 7 |
| 1 |
| К. Хетагуров | 1 |
|
|
4 | Зарубежная литература второй половины 19 века | 3 |
|
|
5 | Нравственные уроки русской литературы 19 века | 3 |
|
|
| ИТОГО | 105 | 10 | 17 |
Дата | № урока | Тема | Тип занятия | |
|
| 1 | Введение. Русская литература 19 века в контексте мировой культуры. Основные темы | лекция |
|
| 2 | А.С. Пушкин. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое содержание. | лекция |
|
| 3 | А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики | лекция |
|
| 4 | Романтическая лирика А.С. Пушкина периода южной и Михайловской ссылок. | Комбинированный урок |
|
| 5 | Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. | Урок-анализ |
|
| 6 | Эволюция темы свободы и рабства в лирике Пушкина. | Урок-анализ |
|
| 7 | Философская лирика А.С. Пушкина. Тема жизни и смерти. | Комбинированный урок |
|
| 8 | Контрольная работа по лирике А.С. Пушкина | Практическое занятие |
|
| 9 | Петербургская повесть А.С. Пушкина «Медный всадник». Человек и история | Комбинированный урок |
|
| 10 | Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». | Комбинированный урок |
|
| 11 | Диалектика пушкинских взглядов на историю России | Комбинированный урок |
|
| 12 | Сочинение по творчеству А.С. Пушкина | Урок развития речи |
|
| 13 | Сочинение по творчеству А.С. Пушкина | Урок развития речи |
|
| 14 | М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные мотивы лирики Лермонтова. | Комбинированный урок |
|
| 15 | Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова. «Молитва» | Комбинированный урок |
|
| 16 | Тема жизни и смерти в лирике М.Ю. Лермонтова | Комбинированный урок |
|
| 17 | Анализ стихотворений «Сон», «Завещание» | Урок-анализ |
|
| 18 | Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. «Как часто, пестрою толпою окружен…» | Комбинированный урок |
|
| 19 | Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. | Комбинированный урок |
|
| 20 | Вн.чт. Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова | Урок внеклассного чтения |
|
| 21 | Подготовка к сочинению по творчеству М.Ю. Лермонтова | Практическое занятие |
|
| 22 | Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова | Урок развития речи |
|
| 23 | Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова | Урок развития речи |
|
| 24 | Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество. Романтические произведения. | Лекция |
|
| 25 | Сатирическое и эпикодраматическое начала в сборнике «Миргород» | Комбинированный урок |
|
| 26 | «Петербургские повести» Н.В. Гоголя. Образ «маленького человека» в повестях | Комбинированный урок |
|
| 27 | Н.В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода | Урок-анализ |
|
| 28 | Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «невский проспект» | Комбинированный урок |
|
| 29 | Вн.чт. Н.В. Гоголь «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести» | Урок внеклассного чтения |
|
| 30 | Обзор поэмы Н.В. гоголя «Мертвые души» | Комбинированный урок |
|
| 31 | Сочинение по творчеству Н.В. Гоголя | Урок развития речи |
|
| 32 | Обзор русской литературы второй половины 19в. Характеристика русской прозы, журналистики и литературной критики | Лекция |
|
| 33 | И.А. Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии. Особенности композиции романа. Его социальная и нравственная проблематика | Лекция |
|
| 34 | Обломов – «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову | Комбинированный урок |
|
| 35 | «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе | Комбинированный урок |
|
| 36 | «Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике | Практическое занятие |
|
| 37 | А.Н. Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. «Отец русского театра» | Лекция |
|
| 38 | Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев | Комбинированный урок |
|
| 39 | Своеобразие конфликта. Смысл названия | Практическое занятие |
|
| 40 | Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства» | Комбинированный урок |
|
| 41 | Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы | Урок-анализ |
|
| 42 | Споры вокруг драмы «Гроза» | Комбинированный урок |
|
| 43 | И.С. Тургенев – создатель русского романа Жизнь и творчество. | Лекция |
|
| 44 | История создания романа «Отцы и дети» | Лекция |
|
| 45 | Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя | Комбинированный урок |
|
| 46 | «Отцы» и «дети» в романе | Комбинированный урок |
|
| 47 | Любовь в романе «Отцы и дети» | Комбинированный урок |
|
| 48 | Анализ эпизода «Смерть Базарова». Споры в критике вокруг романа | Урок-анализ |
|
| 49 | Домашнее сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» | Урок развития речи |
|
| 50 | Зачетная работа за первое полугодие | Практическое занятие |
|
| 51 | Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество | Лекция |
|
| 52 | Единство мира и философия природы в его лирике | Комбинированный урок |
|
| 53 | Человек и история в лирике Ф.И. Тютчева «Нам на дано предугадать…», «Умом Россию не понять…» | Урок-анализ |
|
| 54 | Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой» «О, как убийственно мы любим» | Урок-анализ |
|
| 55 | А.А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. «Даль», «Это утро, радость эта…» | Лекция |
|
| 56 | Любовная лирика А.А. Фета. Гармония и музыкальность поэтической речи, и способы их достижения. Импрессионизм поэзии А.А. Фета | Урок-анализ |
|
| 57 | А.К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А.К. Толстого. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта | Лекция |
|
| 58 | Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта | Лекция |
|
| 59 | Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца | Комбинированный урок |
|
| 60 | Н.А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу «Элегия», «Поэт и гражданин» и др. | Урок-анализ |
|
| 61 | Тема любви в лирике Н.А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация «Мы с тобой бестолковые люди», «Я не люблю иронии твоей» и др. | Урок-анализ |
|
| 62 | «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы | Комбинированный урок |
|
| 63 | Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и послереформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства | Комбинированный урок |
|
| 64 | Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо» | Комбинированный урок |
|
| 65 | Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме | Урок-анализ |
|
| 66 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтичность сказок Салтыкова-Щедрина | Лекция |
|
| 67 | Вн.чт. Обзор романа Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа | Урок внеклассного чтения |
|
| 68 | Образы градоначальников в романе «История одного города». | Практическое занятие |
|
| 69 | Л.Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека | Лекция |
|
| 70 | Вн.чт. Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого | Урок внеклассного чтения |
|
| 71 | История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе | Лекция |
|
| 72 | Духовные искания Андрея Болконского | Комбинированный урок |
|
| 73 | Духовные искания Пьера Безухова | Комбинированный урок |
|
| 74 | Женские образы в романе «Война и мир» | Комбинированный урок |
|
| 75 | Семья Ростовых и семья Болконских | Комбинированный урок |
|
| 76 | Тема народа в романе «Война и мир» | Комбинированный урок |
|
| 77 | Тема народа в романе «Война и мир» | Комбинированный урок |
|
| 78 | Кутузов и Наполеон | Комбинированный урок |
|
| 79 | Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир». Художественные особенности романа | Практическое занятие |
|
| 80 | Анализ эпизода из романа «Война и мир» | Урок-анализ |
|
| 81 | Домашнее сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» | Урок развития речи |
|
| 82 | Ф.М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды | Лекция |
|
| 83 | Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского | Комбинированный урок |
|
| 84 | История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе | Комбинированный урок |
|
| 85 | Проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя | Урок-анализ |
|
| 86 | Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта | Практическое занятие |
|
| 87 | «Двойники» Раскольникова | Практическое занятие |
|
| 88 | Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе | Комбинированный урок |
|
| 89 | Н.С. Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Поэтика названия повести. Особенности жанра. Фольклорное начало в повести | Лекция |
|
| 90 | Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа | Комбинированный урок |
|
| 91 | Вн.чт. Катерина Кабанова и Катерина Измайлова (По пьесе Островского «Гроза» и рассказу Леского «Леди Макбет Мценского уезда») | Урок внеклассного чтения |
|
| 92 | А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90 годов. «Человек в футляре» | Лекция |
|
| 93 | Проблематика и поэтика рассказов 90-х гг. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» | Комбинированный урок |
|
| 94 | Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч» | Комбинированный урок |
|
| 95 | Особенности драматургии А.П. Чехова | Комбинированный урок |
|
| 96 | «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда | Комбинированный урок |
|
| 97 | Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля | Комбинированный урок |
|
| 98 | Зачет за второе полугодие | Практическое занятие |
|
| 99 | Вн.чт. К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира». Изображение тяжелой жизни простого народа. Специфика художественной образности | Урок внеклассного чтения |
|
| 100 | Зарубежная литература второй половины 19 века. Основные тенденции в развитии литературы второй половины 19 века. Поздний романтизм. Символизм | Комбинированный урок |
|
| 101 | Зарубежная литература второй половины 19 века. Основные тенденции в развитии литературы второй половины 19 века. Поздний романтизм. Символизм | Комбинированный урок |
|
| 102 | Зарубежная литература второй половины 19 века. Основные тенденции в развитии литературы второй половины 19 века. Поздний романтизм. Символизм | Комбинированный урок |
|
| 103 | Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы 19 века | Повторение и обобщение |
|
| 104 | Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы 19 века | Повторение и обобщение |
|
| 105 | Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы 19 века | Повторение и обобщение |
Информационно – техническая оснащенность учебного кабинета:
1.портреты писателей;
2.планы анализов поэтических и прозаических текстов;
3.иллюстрации к произведениям.
Список рекомендуемой литературы.
1. Русская литература XIX века в 2-х частях под редакцией В.П. Журавлева, М.,
Просвещение, 2007.
2. Н.В. Егорова, И.В. Золотарева. Поурочные разработки по русской литературе. ХХ век.
11 класс. 1-2 –е полугодие. – М.: ВАКО, 2004.
3. Мещерякова М.. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь.-7-е изд.- М. : Айрис- пресс,2007.-224 с.
Творческие работы (сочинения)
По творчеству А. Н. Островского
Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н Островского. (По одной из пьес: «Гроза» или "Бесприданница".)
2. Душевная драма Катерины. (По пьесе А.Н. Островского "Гроза".)
3. Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А.Н. Островского "Гроза".
4. Что отличает Катерину от обывателей города Калинова? (По пьесе Н.А.Островского "Гроза".)
5. Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства. (По драме А.Н. Островского «Гроза».)
6. Смысл названия драмы А.Н.Островского «Гроза».
7. Последнее свидание Катерины с Борисом. (Анализ сцены из 5 действия драмы А.Н. Островского "Гроза".)
По творчеству И. С. Тургенева
Столкновение теории с жизнью. (По роману И.С. Тургенева "Отцы и дети".)
2. Тема дружбы в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети": Базаров и Аркадий.
3. Трагизм образа Базарова. (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».)
4. Сила и слабость базаровского нигилизма. (По роману И.С. Тургенева "Отцы и дети".)
По творчеству Ф. И. Тютчева
Стихотворение Ф.И. Тютчева "Еще земли печален вид…". (Восприятие, истолкование, оценка.)
2. Стихотворение Ф.И. Тютчева "Silentium!" (Восприятие, истолкование, оценка.)
3. Стихотворение Ф.И. Тютчева "К.Б." ("Я встретил вас - и все былое…"). (Восприятие, истолкование, оценка.)
4. "Мысль Тютчева … всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы…" (И.С. Тургенев).
5. В чем трагизм мировосприятия лирического героя поэзии Ф.И.Тютчева?
6. Человек и природа в лирике Ф.И.Тютчева.
7. Тема любви в лирике Ф.И. Тютчева.
По творчеству Н. А. Некрасова
Стихотворение Н.А. Некрасова «Умру я скоро. Жалкое наследство…». (Восприятие, истолкование, оценка.)
Стихотворение Н.А. Некрасова "Рыцарь на час" (восприятие, истолкование, оценка).
Стихотворение Н.А. Некрасова "Пророк". (Восприятие, истолкование, оценка.)
Стихотворение Н.А.Некрасова "Элегия" («Пускай нам говорит изменчивая мода…»). (Восприятие, истолкование, оценка.)
Своеобразие лирики Н.А. Некрасова.
Тема народных страданий в поэзии Н.А. Некрасова.
"Муза Некрасова… очень часто, смешивая благородные чувства с грубостью манер, нравится самою своею неизысканностью" (А.В. Дружинин).
Картины народной жизни в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо".
Сатирическое изображение помещиков в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".
Барин и мужик в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".
Как представляют себе счастье герои поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"?
Тема женской доли в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".
По творчеству Ф. М. Достоевского
"Достоевский - художник … бездны человеческой, человеческой бездонности" (Н.А. Бердяев).
«Любовь к людям у Достоевского – это живая и деятельная христианская любовь, неразрывная с желанием помогать и самопожертвованием» (И.Анненский). (По одному из романов Ф.М.Достоевского: «Преступление и наказание» или «Идиот».)
"Достоевский - это величайший реалист, измеривший бездны человеческого страдания, безумия и порока, вместе с тем величайший поэт евангельской любви" (Д.С. Мережковский).
Спасла ли Соня Раскольникова? В чём смысл эпилога? (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».)
В чем причины самоубийства Свидригайлова? (По роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".)
6. В чем противоречия теории Раскольникова? (По роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".)
7. Клевета Лужина. (Анализ эпизода из главы 3, части 5 романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".)
8. Признание Раскольникова в преступлении. (Анализ эпизода из главы 8, части 6 романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".)
По творчеству Л. Н. Толстого
Семья Болконских и семья Курагиных в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
Образ русского воина в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
Портрет как средство характеристики героев романа Л.Н. Толстого "Война и мир".
"В Л. Толстом сильно сознание того, что правда всегда торжествует над силой, что нравственная правда всегда сильнее грубой силы" (Д.С. Лихачев).
Изображение войны в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
Духовная высота "простого человека" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
Философия жизни Платона Каратаева. (По роману Л.Н.Толстого "Война и мир".)
"Глубокое знание тайных движений психологической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства, придающего теперь особенную физиономию произведениям графа Толстого, всегда останутся существенными чертами его таланта" (Н.Г.Чернышевский).
Внутренняя красота человека в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
Тема "общей жизни" нации в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
Образ Кутузова и вопрос о роли личности в истории. (По роману Л.Н. Толстого "Война и мир".)
"Редкие писатели … так сильно убеждены в единстве мысли и поступка, как граф Л.Н.Толстой" (П.В. Анненков).
"Мысль семейная" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
"Какая сила управляет всем?" (Взгляд на историю в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".).
Смотр под Браунау. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», том 1, часть 2, глава 2.)
Отъезд князя Андрея на войну. (Анализ 25 главы части 1, тома 1 романа Л.Н. Толстого "Война и мир").
Сцена объяснения Пьера с Элен. (Анализ эпизода из главы 2, части 3, тома 1 романа Л.Н.Толстого "Война и мир".)
18. Петя Ростов в партизанском отряде. (Анализ 7 главы части 3, тома 4 романа Л.Н. Толстого "Война и мир".)
19. Переправа через Неман. (Анализ эпизода из главы 2, части 1, тома 3 романа-эпопеи Л.Н. Толстого "Война и мир".)
20. Сцена объяснения между Наташей Ростовой и князем Андреем. (Анализ 23 главы, части 3, тома 2 романа Л.Н. Толстого "Война и мир".)
По творчеству А. П. Чехова
Проблема человеческого счастья в произведениях А. П. Чехова.
«Чехов был несравненный художник… художник жизни» (Л. Н. Толстой).
«Мещанство большое зло, оно как плотина в реке, всегда служило только для застоя» (А. П. Чехов).
«Дворянское гнездо» в изображении Чехова (По пьесе «Вишнёвый сад».)
Время и память в пьесе «Вишнёвый сад».
К о н т р о л ь н а я р а б о т а п о т е м е
« Л и т е р а т у р а в т о р о й п о л о в и н ы X I X в е к а »
ВАРИАНТ 1.
Часть 1.
А1. Автор статьи «Луч света в темном царстве»
А) Н.А.Добролюбов
Б) Н.Г. Чернышевский
В) В.Г. Белинский
Г) Д.И. Писарев
А2. В финале романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Дуня Раскольникова вышла замуж за
А) Свидригайлова
Б) Лужина
В) Разумихина
Г) Лебезятникова
А3. Какого драматурга принято называть «Колумбом Замоскворечья»?
А) А.П. Чехова
Б) Н.В. Гоголя
В) А.Н. Островского
Г) А.С. Грибоедова
А4. Кто из героев А.Н. Островского мечтал изобрести вечный двигатель, получить за него у англичан миллион и обеспечить работой всех нуждающихся?
А) Борис
Б) Кудряш
В) Кулигин
Г) Шапкин
А5. Образы-символы неба Аустерлица и знаменитого дуба по дороге в Отрадное в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» неотделимы от образа
А) Пьера Безухова
Б) Андрея Болконского
В) Платона Каратаева
Г) Кутузова
А6. О ком следующие слова: «Он падал от толчков, охлаждался, заснул, наконец, убитый, разочарованный, потеряв силу жить, но не потерял честности и верности. Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи. Не обольстит его никакая нарядная ложь, и ничто не совлечет на фальшивый путь; пусть волнуется около него целый океан дряни, зла, пусть весь мир отравится ядом и пойдет навыворот – никогда не приклонится идолу лжи, в душе его всегда будет чисто, светло, честно… Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе! Его сердце не подкупишь ничем; на него всюду и везде можно положиться»?
А) о Базарове
Б) об Обломове
В) о Раскольникове
Г) о Чацком
А7. Героем-резонером в драме А.Н. Островского «Гроза» является
А) Тихон
Б) Борис
В) Кулигин
Г) Дикой
А8. Эта героиня романа Ф.М. Достоевского говорила Раскольникову: «Я вас почитаю за одного из таких, которым хоть кишки вырезай, а он будет стоять, да с улыбкой смотреть на мучителей, - если только веру иль бога найдет».
А) Соня Мармеладова
Б) Катерина Ивановна
В) кухарка Настасья
Г) Поленька
А9. В третьей главе поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - «Пьяная ночь» - с Павлушей Веретенниковым спорит
А) Ермил Гирин
Б) Савелий
В) Яким Нагой
Г) Оболт-Оболдуев
А10. Описание какой героини романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» приведено ниже: «Это была молодая женщина лет двадцати трех, все беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными детскими пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах»?
А) Фенечки
Б) Кукшиной
В) Анны Сергеевны Одинцовой
Г) Кати Одинцовой
А11. В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» народ помогает выкупить мельницу
А) Павлуше Веретенникову
Б) Ермилу Гирину
В) купцу Алтынникову
Г) Савелию
А12. Кто из героев романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» требовал от Раскольникова: «Встань!... Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: «Я, убил!»?
А) Соня Мармеладова
Б) Разумихин
В) Лужин
Г) Свидригайлов
А13. Портрет какого героя русской литературы приведен ниже: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные. Движений лишних у него не было. Если он сидел, то сидел покойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно. Как в организме нет у него ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа. Две стороны шли параллельно, перекрещиваясь и перевиваясь на пути, но никогда не запутываясь в тяжелые, неразрешаемые узлы. Он шел твердо, бодро; жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль, с ежеминутным, никогда не дремлющим контролем издержанного времени, труда, сил души и сердца»?
А) Обломова
Б) Чичикова
В) Базарова
Г) Штольца
Часть 2.
В1. Заключительная часть художественного произведения, где рассказывается о судьбе героев после изображенных событий.
В2. Назовите роман Ф.М.Достоевского, в котором он впервые поднимает тему «маленького человека».
В3. Как называется одна из разновидностей комического, сочетающая в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное.
В4. Как называется образное словоупотребление, преувеличивающее какой-нибудь предмет, признак, качество или действие с целью усилить художественное впечатление?
В5. Какому герою романа Л.Н.Толстого «Война и мир» соответствует следующее описание: «Вся фигура… была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые, приятная улыбка, большие карие нежные глаза были круглые»?
В6. Как называется персонаж, прежде всего драматический, используемый автором для выражения собственных взглядов на происходящее, на поведение других действующих лиц.
Часть 3.
Выберите ОДНО из заданий С1.1, или С1.2. Запишите сначала полный номер выбранного задания, а затем развернутый ответ на него. Обоснуйте свои суждения и оценки, обращаясь (по памяти) к содержанию произведения. В своем ответе (с опорой на знание текста произведения) объясните мотивы поведения, характеры и взаимоотношения персонажей. При необходимости раскройте роль художественных средств в изображении героев и событий. |
С1.1. Народные истоки в характере Катерины (по драме А.Н.Островского «Гроза»).
С1.2. Что, по-вашему, послужило причиной духовного возрождения Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)?
Для выполнения задания С2 выберите ОДНО из двух предложенных заданий С2.1 или С2.2. Запишите номер выбранного задания и развернутый ответ на него: раскройте общий смысл предложенного вам текста, суть характеров, мотивы поведения и отношения персонажей или чувства и настроения лирического героя; определите роль художественных средств изображения. |
С2.1. Прочитайте фрагмент романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Объясните смысл, художественное своеобразие и роль этого эпизода в произведении.
- А теперь повторяю тебе на прощанье… потому что обманываться нечего: мы прощаемся навсегда, и ты сам это чувствуешь… ты поступил умно; для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор; для нашего дела это не годится. Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяк. Вы, например, не деретесь – и уж воображаете себя молодцами, - а мы драться хотим. Да что! Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает, да ты и не дорос до нас, ты невольно любуешься собой, тебе приятно самого себя бранить; а нам это скучно – нам других подавай: нам других ломать надо! Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич – э волоту, как выражался мой родитель.
- Ты навсегда прощаешься со мной, Евгений? – печально промолвил Аркадий, - и у тебя нет других слов для меня?
Базаров почесал у себя в затылке.
- Есть, Аркадий, есть у меня другие слова, только я их не выскажу, потому что это романтизм, - это значит: рассыропиться. А ты поскорее женись; да своим гнездом обзаведись, да наделай детей побольше. Умницы они будут уже потому, что вовремя они родятся, не то что мы с тобой. Эге! Я вижу лошади готовы. Пора. Со всеми я простился… Ну что ж? Обняться, что ли?
Аркадий бросился на шею к своему бывшему наставнику и другу, и слезы так и брызнули у него из глаз.
С2.2. Прочитайте стихотворение А.А. Фета «Сияла ночь. Лунной был полон сад; лежали…». Дайте свое истолкование и оценку произведения.
Сияла ночь. Лунной был полон сад; лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердце у нас за песнею твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна – любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь.
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и воли нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
ВАРИАНТ 2.
Часть 1.
А1. Первым художественным произведением, принесшим славу Ф.М. Достоевскому, стал
А) роман «Преступление и наказание»
Б) роман «Идиот»
В) роман «Бедные люди»
Г) роман «Униженные и оскорбленные»
А2. О ком из героев русской литературы следующие слова: «Он с детства отличался с замечательною красотой; к тому же он был самоуверен, немного насмешлив и как-то забавно желчен – он не мог не нравится. Он начал проявляться всюду, как только вышел в офицеры. Его носили на руках, и он сам себя баловал, даже дурачился, даже ломался; но и это к нему шло. Женщины от него с ума сходили, мужчины называли его фатом и втайне завидовали ему. Он жил, как уже сказано, на одной квартире с братом, которого любил искренно, хотя нисколько на него не походил?
А) о Сильвил, герое повести А.С. Пушкина «Выстрел».
Б) о Павле Петровиче Кирсанове, герое романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».
В) о Печерине, герое романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Г) о князе Андрее Болконском, герое романа Л.Н. Толстого «Война и мир».
А3. Поводом дуэли Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым послужило
А) ухаживание Базарова за Фенечкой
Б) оскорбление, нанесенное Базаровым Павлу Петровичу
В) несходство в политических взглядов
Г) старание Базарова поссорить Аркадия с родственниками
А4. Кто из русских писателей был приговорен к смертной казни, замененной прямо на эшафоте каторгой?
А) А.Н. Радищев
Б) Ф.М. Достоевский
В) А.С. Грибоедов
Г) М.Е. Салтыков-Щедрин
А5. Критическая статья Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве» посвящена
А) комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Б) пьесе А.Н. Островского «Гроза»
В) комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
Г) пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»
А6. Среди семи странников – героев поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» не было
А) Ермила
Б) Пахома
В) Прова
Г) Митродора
А7. Княжна Мария Болконская, героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир»,выходит замуж за
А) Пьера Безухова
Б) Николая Ростова
В) Федора Долохова
Г) Василия Денисова
А8. Свидеие, назначенное доктору Старцеву, герою рассказа А.П. Чехова «Ионыч», должно было состояться
А) в лесу
Б) в церкви
В) на кладбище
Г) в театре
А9. Вину Раскольникова принял на себя
А) маляр Микола
Б) Лебезятников
В) Разумихин
Г) Свидригайлов
А10. О ком из героев романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» следующие слова: «Это был один из того бесчисленного и разноличного легиона пошляков, дохленьких недоростков и всему недоучившихся самодуров, которые мигом пристают непременно к самой модной ходячей идее, чтобы тотчас же опошлить ее, чтобы мигом окарикатурить все, чему они же иногда сами искренним образом служат»?
А) о Свидригайлове
Б) о Раскольникове
В) о Мармеладове
Г) о Лебезятникове
А11. Портрет какого героя русской литературы приводится ниже: «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока»?
А) Манилова
Б) Обломова
В) Чичикова
Г) Раскольникова
А12. Какой герой русской литературы произносит следующий монолог: «… Я смешной человек… Я знаю сам, что я смешной человек. Да разве казнят за то, что они смешны? Я смешон – ну, смейся надо мной, смейся в глаза! Приходите ко мне обедать, пейте мое вино и ругайтесь, смейтесь надо мной – я того стою. Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его! Ох, ох! Как мне жить! Как мне жить»?
А) Башмачкин
Б) Девушкин
В) Вырин
Г) Карандышев
А13. Первый опубликованный рассказ И.С.Тургенева из цикла «Записки охотника» назывался
А) «Бежин луг»
Б) «Хорь и Калиныч»
В) «Гамлет Щигровского уезда»
Г) «Бирюк»
Часть 2.
В1. Назовите автора критической статьи «Что такое обломовщина?»
В2. Система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображенным жизненным явлениям.
В3. Развернутое высказывание одного лица, не связанное с репликами других лиц.
В4. Назовите автора поэм «Мороз, Красный нос», «Тишина», «Русские женщины», «Рыцарь на час».
В5. Назовите критика, так оценивающего характер Катерины, героини пьесы А.Н. Островского «Гроза»: «Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает и свою, собственную жизнь и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, что было у нее под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством».
В6. Авторские пояснения в драматическом произведении, с помощью которого уточняется место действия, внешний или духовный облик персонажей, различные психологические состояния, переживаемые им.
Часть 3.
Выберите ОДНО из заданий С1.1, или С1.2. Запишите сначала полный номер выбранного задания, а затем развернутый ответ на него. Обоснуйте свои суждения и оценки, обращаясь (по памяти) к содержанию произведения. В своем ответе (с опорой на знание текста произведения) объясните мотивы поведения, характеры и взаимоотношения персонажей. При необходимости раскройте роль художественных средств в изображении героев и событий. |
С1.1. Споры Базарова с Павлом Петровичем: кто победит (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)?
С1.2. Чем, по-вашему, отличаются «толпа» от «народа»? (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).
Для выполнения задания С2 выберите ОДНО из двух предложенных заданий С2.1 или С2.2. Запишите номер выбранного задания и развернутый ответ на него: раскройте общий смысл предложенного вам текста, суть характеров, мотивы поведения и отношения персонажей или чувства и настроения лирического героя; определите роль художественных средств изображения. |
С2.1. Прочитайте фрагмент пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад». Объясните смысл, художественное своеобразие и роль этого эпизода в произведении.
П и щ и к. Что на торгах? Рассказывайте же!
Л ю б о в ь А н д р е е в н а. Продан вишневый сад?
Л о п а х и н. Продан.
Л ю б о в ь А н д р е е в н а. Кто купил?
Л о п а х и н. Я купил.
Пауза.
Любовь Андреевна угнетена; она упала бы, если бы не стояла возле кресла и стола. Варя снимает с пояса ключи, бросает их на пол, посреди гостиной, и уходит.
Я купил! Погодите, господа, сделайте милость, у меня в голове помутилось, говорить не могу… (Смеется.) Пришли мы на торги, там уже Дериганов. У Леонида Андреевича было только пятьдесят тысяч, а Дериганов сверх долга сразу надавал тридцать. Вижу, дело такое, я схватился с ним, надавал сорок. Он сорок пять. Я пятьдесят пять. Он, значит, по пяти надбавляет, я по десяти… Ну, кончилось. Сверх долга я надавал ему девяносто, осталось за мной. Вишневый сад теперь мой! Мой! (Хохочет.) Боже мой, господи, вишневый сад мой! Скажи мне, что я пьян, не в своем уме, что все это мне представляется… (Топочет ногами.) Не смейтесь надо мной! Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется… Это плод вашего воображения, покрытый мраком неизвестности… (Поднимает ключи, ласково улыбаясь.) Бросила ключи, хочет показать, что она уже не хозяйка здесь… (Звенит ключами.) Ну да, все равно.
С2.2. Прочитайте стихотворение Ф.И. Тютчева «Silentium». Дайте свое истолкование и оценку произведения.
Silentium
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, -
Любуйся ими – и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, -
Питайся ими – и молчи.
Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, -
Внимай их пенью – и молчи!..
1830