СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе. 10 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для 10 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе. 10 класс.»











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по литературе


Класс (ы): _______10_____


Количество часов в неделю: ____4___ за год:____140____



Учитель: Шахова Татьяна Николаевна












2. Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе требований федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), Примерной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования по литературе на основе авторской программы В.Я. Коровиной (Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень) / Под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2010).

Данная рабочая программа составлена для изучения литературы по следующему учебнику: Ю. В. Лебедев. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2017.

На изучение литературы на ступени среднего (полного) общего образования в 10 классе отводится 4 часа в неделю, программа рассчитана на 140 учебных часов.

Ученики знакомятся с курсом на историко-литературной основе. Структура курса в старших классах дает возможность получить первоначальные знания по истории литературы, поскольку сочетание обзорных и монографических тем рисует панорамную картину литературного процесса.

В 10 классе представлена литература XIX века. Жанровое богатство и своеобразие творческих поисков подтверждаются обстоятельным текстуальным анализом лирики и прозы А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, драматических произведений А.Н. Островского, эпических полотен Л.Н. Толстого, И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского и других произведений русских классиков. Обращение к вершинным явлениям зарубежной литературы делает представление об историко-литературном процессе более объемным и содержательным.

Монографическое изучение творчества великих классиков XIX века предполагает обращение к различным приемам освоения объемных произведений: это различные формы комментариев, в том числе и комментированное чтение, сопоставительный анализ, вычленение отдельных тем, проблем и др.

Основные теоретические понятия подчинены ведущей проблеме учебного года. В 10 классе углубляется представление об историко-литературном процессе. В центре курса – русская литература 19 века и сведения по литературе зарубежной. В этом классе осваиваются такие понятия, как стиль писателя, литературная школа, литературное направление, литературная критика и ее роль в литературном процессе и др. При этом рассматриваются вопросы взаимодействия русской и зарубежной литературы на базе основных тем и проблем отечественной словесности. Осуществляется интенсивное овладение разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук. Учитывается, что «культуру эпохи нельзя замыкать в себе как нечто готовое, вполне завершенное и безвозвратно ушедшее».

Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов обучающихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.

Программа включает базовые знания и умения, которыми должны овладеть все учащиеся.

Программа предусматривает различные формы контроля знаний обучающихся: тестирование, ответы (как письменные, так и устные) на вопросы, сочинения.

В рабочей программе выделены часы на развитие речи.

Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся.

Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе.

Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использование необходимой информации, в том числе в сети Интернета.


3. Содержание тем учебного курса


Содержание тем учебного курса

Введение.

Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровых прекрасное начало». Отечественная война 1812 года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроений.

Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. «История государства Российского» Н. М. Карамзина. Языковая реформа Карамзина.

Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя.

Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, «натуральная школа») и профессиональной русской критической мысли.

Россия во второй половине XIX века. Падение крепостного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Судебные реформы. Ведущие журналы («Современник», «Отечественные записки»). Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев

Литература первой половины XIX века.

Гавриил Романович Державин — величайший лирик XVIII — начала XIX века. Жизнь и творческий путь(обзор).

Стихотворения: «Ключ», «Фелица», «Русские девушки», «Соловей», «Бог». Жанр оды в творчестве Державина, его разнообразие и преображение.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).

Василий Андреевич Жуковский – первый поэт-романтик XIX века. Жизнь и творческий путь поэта. Стихотворения: «Певец во стане русских воинов», «Песня», «Море».

Баллады: «Светлана», «Эолова арфа» и др. Основные лирические жанры (элегия, песня, романс) и их своеобразие.

Теория литературы. Баллада (закрепление понятия). Элегия, песня как жанры лирики(начальные представления).

Александр Сергеевич Пушкин.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество.

Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина — три принципа пушкинского творчества. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики.

Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пустынники и жены непорочны...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит...», «Из Пиндемонти», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Я пережил свои желанья...», «Если жизнь тебя обманет...», «Осень» и др. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственную смену поколений. Романтическая лирика и романтические поэмы. Историзм и народность — основа реализма Пушкина.«Медный всадник».

«Евгений Онегин». Обзор романа.

Творчество М.Ю.Лермонтова.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество.

Стихотворения и поэмы: «Я не унижусь пред тобою...», «Валерик», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Мой демон», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Есть речи — значенье...», «Благодарность», «Завещание». Поэма «Демон»,

Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлой и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире.

Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.

«Герой нашего времени». Обзор романа.

Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии.

Творчество Н.В.Гоголя.

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). Романтические произведения. «Вечера нахуторе близ Диканьки».

Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба») Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» — идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и ангельское).

«Петербургские повести». «Невский проспект», «Портрет». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.

«Мертвые души».Обзор поэмы.

Теория литературы. Художественная условность. Образ-символ (развитие понятий).



Литература второй половины XIX век

Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, еѐ социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.

Иван Александрович Гончаров.

Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество (обзор).

Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к Обломову. Авторская позиция и способы ее выражения и романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева,«„Обломов"). И. А. Гончаров как литературный критик («Мильон терзаний»).

Теория литературы. Обобщение в литературе, типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное. Литературная критика.

Творчество Н.А.Островского.

Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество (обзор). Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара.

Ранние произведения Драматургия славянофильского периода. Разрыв с журналом «Москвитянин».

Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное впатриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей.

Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света в темном царстве»Н. А. Добролюбова, «После „Грозы" Островского» А. А. Григорьева) и на сцене. Малый театр как «Дом Островского».

Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия).

Творчество И.С.Тургенева.

Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (обзор).

«Записки охотника» как этап в развитии русской прозы и веха в творчестве Тургенева, Романы Тургенева— художественная летопись жизни русского общества, их злободневность и поэтичность.

«Отцы и дети». Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, ис кусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русского человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Произведения Тургенева последних лет («Таинственные повести», «Песнь торжествующей любви», «После смерти»), цикл стихотворений в прозе {«Порог», «Сон», «Как хороши, как свежи были розы...» и др.) (обзор).

Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме. Герой-идеолог. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).



Фёдор Иванович Тютчев

Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Единство мира, обеспеченное единством противоположностей (внутреннего и внешнего, прошлого и настоящего, сна и бодрствования, непостижимого и рационального). Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр — лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений. Стихотворения: «Silentiит!», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все былое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Природа — сфинкс...», «Умом Россию не понять», «О, как убийственно мы любим...», «Полдень», «Цицерон», «Осенний вечер», «Тени сизые смесились...», «День и ночь», «Слезы людские...», «Последняя любовь».

Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.

Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество. 

Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета-практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Утонченно-чувственный психологизм любовной лирики. Отказ отсоциальной лирики. Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета.

Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих иясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...»,«Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Кот поет, глаза прищуря...», «Облаком волнистым...», «Сосны», «Еще одно забывчивое слово...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях».

Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения.

Алексей Константинович Толстой. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...»,«Против течения», «Государь ты наш батюшка....,

Творчество Н.А.Некрасова.

Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчество (обзор). Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и в деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Религиозные мотивы и их социальная огласовка. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.

Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и Гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Современная ода», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...», «Праздник жизни — молодости годы...», «Забытая деревня», «Под жестокой рукой человека...», «Сеятелям».

Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия). Стиль как выражение художественной мысли писателя.

Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество (обзор).

«История одного города» — ключевое художественное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников как намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта. Сказки. Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.

Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления).

Творчество Л.Н.Толстого.

Лев Николаевич Толстой. Жизнь и творчество (обзор). Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии. Становление типа толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир. «Диалектика души» как принцип художественного изображения героя.

«Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра истиля: гармония философского, исторического и психологического мотивов, сочетание эпической манеры с летописным стилем, сатирой и глубоким лиризмом. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии.

Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» — просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологический облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Чередование картин войны и мира. 1870-е годы — период кризиса в творчестве П. Н. Толстого. Повести последних лет и образ жизненного пути. Обличение социально-нравственных основ современной жизни. Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.

Теория литературы. Углубление понятие о романе. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).

Творчество Ф.М.Достоевского.

Федор Михайлович Достоевский. Жизнь и творчество (обзор).

Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».

«Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев. Оценка романа в критике.

Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского. Полифонизм литературного произведения.

Творчество Н.С.Лескова.

Николай Семенович Лесков. Жизнь и творчество (обзор).

Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники.

Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа

«Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость — основные мотивы повествования Лескова о русском человеке.

Теория литературы. Формы повествования. Проблема «сказа». Понятие о стилизации.

Творчество А.П.Чехова.

Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество (обзор).

Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека».

Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов.

Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова («Скучная история» и др.). Художественный объективизм Чехова («Враги», «Именины», «Гусев» и др.). Темы настоящей правды, социального и философского безумия («Дуэль», «Палата № 6»), конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору:«Попрыгунья», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» и др.

«Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль форсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.

Теория литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Углубление понятия о драматургии. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии. Подтекст (начальные представления).

Из литературы народов России

Коста Хетагуров. Жизнь и творчество осетинского поэта. (Обзор). Стихотворения из сборника «Осетинская лира».

Поэзия Хетагурова и фольклор. Изображение тяжёлой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки.

Из зарубежной литературы

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.

Ги де Мопассан.  Слово о писателе.

«Ожерелье». Новелла об обыкновенных честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета.

Генрик Ибсен. Слово о писателе.

«Кукольный дом» Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла.

Артюр Рембо. Слово о писателе.

«Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка.



Произведения для заучивания наизусть.

А. С. Пушкин. 3—4 стихотворения (по выбору учащихся).

М. Ю. Лермонтов. 2—3 стихотворения (по выбору учащихся).

А. А. Фет. «На заре ты ее не буди...». «Я пришел к тебе с приветом...». «Какая ночь!..». «Это утро, радость эта...». «Я тебе ничего не скажу...». «Какая грусть! Конец аллеи...» (на выбор).

Н. А. Некрасов. Поэт и гражданин. «Я не люблю иронии твоей...». «Мы с тобой бестолковые люди...». Кому на Руси жить хорошо (отрывок по выбору учащихся).

A.Н. Островский. Гроза (монолог по выбору учащихся).

И. С. Тургенев. Отцы и дети (отрывки по выбору учащихся).


И.А.Гончаров. Роман «Обломов» (отрывок из главы «Сон Обломова»)

Ф.И.Тютчев. «О, как убийственно мы любим», «Я встретил Вас»

А.А.Фет. «Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр»

Н.А.Некрасов. «Поэт и гражданин» (отрывок), «Памяти Добролюбова», «Кому на Руси жить хорошо» («Пролог», отрывок), на выбор из «Панаевского цикла»

Л.Н.Толстой. «Война и мир» (отрывок на выбор «Небо Аустерлица», «Старый дуб», «У дядюшки»)

А.П.Чехов. «Вишнёвый сад» (отрывок из пьесы – монолог Раневской)


Произведения для самостоятельного чтения

А.Н.Островский. «Снегурочка», «Доходное место»

И.А.Гончаров. «Фрегат Паллада»

И.С.Тургенев. «Записки охотника», «Вешние воды», «Дым», «Стихотворения в прозе»

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Господа Головлёвы»

Ф.М.Достоевский. «Идиот»

Л.Н.Толстой. «Люцерн», «Казаки», «Анна Каренина», «Хаджи-Мурат»

А.П.Чехов. «Дядя Ваня», «Чайка», «Три сестры»

О. де Бальзак. «Человеческая комедия», «Гобсек»

Гюстав Флобер. «Саламбо»

Б.Васильев. «А зори здесь тихие»

4. Тематическое планирование


п/п

Название раздела

Кол-во часов

1

Введение

1

2

Литература конца XVIII – первой половины XIX века

33

3

Литература второй половины XIX века

100

4

Из литературы народов России

1


Из зарубежной литературы

4

5

Нравственные уроки русской литературы XIX века

1


5. Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения литературы на базовом уровне учащиеся должны

Знать/ понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х – ХХ века;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.


6. Список литературы, электронных изданий, интернет-ресурсов


Используемый учебно-методический комплекс.

Ю. В. Лебедев. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2017.

Основная и дополнительная литература.

Ю. В. Лебедев. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2017.

- Поурочные разработки по литературе.10класс./Н.В.Беляева, М А.Е. Иллюминарская – М.: Просвещение, 2014

- Беляева Н.В. Литература. Проверочные работы. 10 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2015.

- Егорова Н.В. Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе ХIХ века. 10 класс. В. 2 ч. — М.: ВАКО, 2015.

- Кадашникова Н.Ю., Савина Л.М. Уроки литературы. 5-11 классы. Организация контроля и творческая работа. – В.: 2014. - 254 с.

- Миронова Ю.С. Литература в схемах и таблицах. — СПб.: Тригон, 2014.

- Уроки литературы с применением информационных технологий. 5-11 классы. Изучение «сквозных» тем в процессе преподавания литературы. Методическое приложение с электронным интерактивным приложением. / Сост. Г.М. Вялкова, Т.А. Чернова. – М.: «Планета», 2014.

- Чертов В.Ф. Тесты, вопросы, задания по русской литературе ХIХ века: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2014.

- Методический журнал «Литература в школе»

Дидактическая литература:

- Анищенко Г.А. Литературный справочник. – М., 2014, 176с.

- Граник Г.Г. и др. Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник-практикум. 8-11 классы. – М.: Астрель, АСТ, 2014. - 352с.

- Иванова Е.В.Анализ произведений русской литературы XIX века. 10 класс. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экзамен, 2014. - 224 с.


- Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы» http://lit.1september.ru

- Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала http://litera.edu.ru

- BiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки http://www.bibliogid.ru

- Kidsbook: библиотека детской литературы http://kidsbook.narod.ru

- Виртуальный музей литературных героев http://www.likt590.ru/project/museum/

- В помощь молодому педагогу: сайт учителя русского языка и литературы Л.О. Красовской http://skolakras.narod.ru

- Древнерусская литература http://pisatel.org/old/

- Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО http://ruslit.ioso.ru

- Методика преподавания литературы http://metlit.nm.ru

- Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия http://www.foxdesign.ru/legend/

- Русская виртуальная библиотека http://www.rvb.ru

- Слова: поэзия Серебряного века http://slova.org.ru

- Стихия: классическая русская / советская поэзия http://litera.ru/stixiya/

- Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» http://www.feb-web.ru

- Писатели и литературные произведения Академик Дмитрий Сереевич Лихачев http://likhachev.lfond.spb.ru

- Белинский Виссарион Григорьевич http://www.belinskiy.net.ru Булгаковская энциклопедия http://www.bulgakov.ru/

- Герцен Александр Иванович http://www.gercen.net.ru Гоголь Николай Васильевич http://www.nikolaygogol.org.ru

- Гончаров Иван Александрович http://www.goncharov.spb.ru Грибоедов Александр Сергеевич http://www.griboedow.net.ru

- Добролюбов Николай Александрович http://www.dobrolyubov.net.ru

- Достоевский Федор Михайлович http://www.dostoevskiy.net.ru

- Жуковский Василий Андреевич http://www.zhukovskiy.net.ru

- Лев Толстой и «Ясная Поляна» http://www.tolstoy.ru

- Карамзин Николай Михайлович http://www.karamzin.net.ru

- Крылов Иван Андреевич http://www.krylov.net.ru

- Куприн Александр Иванович http://www.kuprin.org.ru

- Лермонтов Михаил Юрьевич http://www.lermontow.org.ru

- Островский Александр Николаевич http://www.ostrovskiy.org.ru

- Некрасов Николай Алексеевич http://www.nekrasow.org.ru

- Пушкин Александр Сергеевич http://www.aleksandrpushkin.net.ru

- Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович http://www.saltykov.net.ru

- Толстой Лев Николаевич http://www.levtolstoy.org.ru

- Тургенев Иван Сергеевич http://www.turgenev.org.ru

- Тютчев Федор Иванович http://www.tutchev.net.ru

- Фонвизин Денис Иванович http://www.fonvisin.net.ru

- Чернышевский Николай Гаврилович http://www.chernishevskiy.net.ru

- Чехов Антон Павлович http://www.antonchehov.org.ru















































Приложение к рабочей программе


по литературе

протокол Педагогического совета

от 29.08.2017 №10

приказ по школе

от 01.10.2017 № 63






КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


по литературе


Класс: 10


Учитель: Шахова Татьяна Николаевна


Количество часов: всего 140 часов: в неделю 4 часа


Плановое количество: развитие речи - 17





















Календарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе

Основное учебное пособие: Ю. В. Лебедев. Русский язык и литература. Литература.10 класс. Учебник для образовательных организаций. Базовый уровень. В двух частях. М.: Просвещение, 2017.

Планирование составлено на основе программы литературного образования под редакцией Коровиной В.Я.


урока

Раздел, тема урока.


Контрольные работы ,

работы по развитию речи

Кол-во

часов

Дата проведения урока


Введение


2


1.

ИОТ. 046 – 2017. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры


1


2

Основные темы и проблемы русской литературы XIX века.


1



Литература конца XVIII – первой половины XIX века


33




3

Г.Р. Державин – крупнейший поэт XVIII века. «Язык мой истину вещает…». Стихотворения: «Ключ», «Фелица», «Русские девушки», «Соловей», «Бог».


1


4

В.А. Жуковский – первый поэт-романтик XIX века. «Певец во стане русских воинов». Классические и романтические мотивы в творчестве. ИОТ. 082 – 2017.


1



Александр Сергеевич Пушкин


12


5

А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и её национально-историческое и общечеловеческое содержание. ИОТ. 082 -2017.


1


6

Романтическая лирика А.С. Пушкина периода южной и михайловской ссылок (с повторением ранее изученного). «Погасло дневное светило…», «Подражания Корану», «Демон». Трагизм мировосприятия и его преодоление.


1


7.

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина (с повторением ранее изученного). «Поэт», «Поэту», «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом». Чтение наизусть.


1


8.

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный…», «Из Пиндемонти». Чтение наизусть.


1


9.

Философская лирика А.С. Пушкина. Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…», «Вновь я посетил…», «Отцы пустынники и жёны непорочны…». Чтение наизусть.


1


10.

Петербургская повесть А.С. Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в поэме. Образ Петра I как преобразователя в поэме «Медный всадник». ИОТ. 082 – 2017.


1


11.

Трагедия «Борис Годунов». Проблема взаимоотношения власти и народа.


1


12.

«Маленькие трагедии» А.С. Пушкина.


1


13.

Роман «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни». Роман в стихах. Отличие от романа в прозе. Творческая история романа. Россия в романе.


1


14.

Автор и его герой в романе.


1


15

Р. р. Подготовка к сочинению по творчеству А.С. Пушкина.

Р. р. Подготовка к сочинению по творчеству А.С. Пушкина.

1


16

Р. р. Сочинение по творчеству А.С. Пушкина.

Р. р. Сочинение по творчеству А.С. Пушкина.

1



Михаил Юрьевич Лермонтов


9


17.

ИОТ. 082-2017. М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова.


1


18.

Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…)


1


19.

Тема жизни и смерти в лирике М.Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон», «Завещание». Чтение наизусть.


1


20.

Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). «Как часто, пёстрою толпою окружён…» как выражение мироощущения поэта. Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу…». Чтение наизусть.


1


21.

Вн. чт. Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова.

ИОТ. 082 – 2017.

Вн. чт. Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова.

ИОТ. 082 – 2017.

1


22.

Роман «Герой нашего времени» - произведение о трагедии незаурядной личности в условиях «железного века». Особенности композиции. Проблематика романа.


1


23.

Роман «Герой нашего времени» - первый русский социально-психологический роман. Приёмы раскрытия образа главного героя.


1


24

Р. р. Подготовка к сочинению по творчеству М.Ю. Лермонтова.

Р. р. Подготовка к сочинению по творчеству М.Ю. Лермонтова.

1


25

Р. р. Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова.

Р. р. Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова.

1



Николай Васильевич Гоголь



9



26.

Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сборник «Миргород». ИОТ. 082 – 2017.


1


27.

«Петербургские повести» Н.В. Гоголя (с обобщением ранее изученного). Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях».


1


28.

Н.В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода.


1


29.

Вн. чт. Н.В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести».

Вн. чт. Н.В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести».

1


30.

«Мёртвые души» - поэма о величии России. Замысел. Смысл названия. Особенности жанра и композиции. Приёмы создания сатирических образов помещиков.


1


31.

Чичиков как антигерой. Сатирические образы чиновников.


1


32.

«Выбранные места из переписки с друзьями». Полемика с В.Г. Белинским.


1


33

Р. р. Подготовка к сочинению по творчеству Н.В. Гоголя.

Р. р. Подготовка к сочинению по творчеству Н.В. Гоголя.

1


34

Р. р. Сочинение по творчеству Н.В. Гоголя.

Р. р. Сочинение по творчеству Н.В. Гоголя.

1



Литература второй половины XIX века


100


35.

Обзор русской литературы второй половины XIX века Её основные проблемы. Характеристика русской прозы, журналистики и литературной критики.


1



Иван Александрович Гончаров


5



36.

И.А. Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» - «»Обломов» - «Обрыв». Особенности композиции романа. Его социальная и нравственная проблематика.1 день из жизни Обломова. ИОТ. 082 – 2017.


1


37.

Обломов – «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову.


1


38.

«Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе.


1


39.

Что такое «обломовщина»? Роман «Обломов в русской критике.


1


40.

Р. р. Урок-диспут «Есть ли среди нас Обломовы»?

Р. р. Урок-диспут «Есть ли среди нас Обломовы»?

1



Александр Николаевич Островский


7



41.

А.Н. Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. «Отец русского театра».

ИОТ. 082 – 2017.


1


42.

Драма «Гроза». История создания, система образов, приёмы раскрытия характеров героев. Смысл названия.


1


43.

Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «тёмного царства». Чтение наизусть.


1


44.

Протест Катерины против «тёмного царства». Нравственная проблематика пьесы.


1


45.

Споры критиков вокруг драмы «Гроза».


1


46.

Р. р. Подготовка к домашнему сочинению по драме

А. Н. Островского «Гроза»

Р. р. Подготовка к домашнему сочинению по драме

А. Н. Островского «Гроза»

1


47.

Вн. чт. Драма «Бесприданница». Тема всевластия денег.

Вн. чт. Драма «Бесприданница». Тема всевластия денег.

1



Иван Сергеевич Тургенев


10


48.

И.С. Тургенев. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). «Записки охотника» и их место в русской литературе. ИОТ. 082 – 2017.


1


49.

И.С. Тургенев. Романы «Рудин», «Накануне».


1


50.

И.С. Тургенев – создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети».


1


51.

Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя.


1


52.

«Отцы» и «дети» в романе.


1


53.

Любовь в романе «Отцы и дети». Чтение наизусть.


1


54.

Базаров и родители. Анализ эпизода «Смерть Базарова».


1


55.

Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети».


1


56

Р. р. Подготовка к сочинению по творчеству И.С. Тургенева.

Р. р. Подготовка к сочинению по творчеству И.С. Тургенева.

1


57

Р. р. Сочинение по творчеству И.С. Тургенева.

Р. р. Сочинение по творчеству И.С. Тургенева.

1



Фёдор Иванович Тютчев


3


58.

Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. ИОТ. 082 – 2017.

Единство мира и философия природы в его лирике. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Ещё земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа – сфинкс…».


1


59.

Человек и история в лирике Ф.И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве. «Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…», «Умом Россию не понять…».


1


60.

Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». «О, как убийственно мы любим…», «К. Б.» («Я встретил вас – и всё былое…). Чтение наизусть.


1



Афанасий Афанасьевич Фет


6


61.

А.А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. «Даль», «Это утро, радость эта…», «Ещё весны душистой нега…», «Летний вечер тих и ясен…», «Я пришёл к тебе с приветом…», «Заря прощается с землёю…». ИОТ. 082 – 2017.


1


62.

Любовная лирика А.А. Фета. «Шёпот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Певице». Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета. Чтение наизусть.


1


63.

Р. р. Сочинение по лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

Р. р. Сочинение по лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

1


64.

Вн. чт. Творчество Н. Рубцова.

Вн. чт. Творчество Н. Рубцова.

1


65.

Вн. чт. А.К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А.К. Толстого. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта. «Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…».

Вн. чт. А.К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А.К. Толстого. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта. «Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…».

1


66.

Контрольная работа № 1. Зачётная работа за первое полугодие.

Контрольная работа № 1. Зачётная работа за первое полугодие.

1



Николай Алексеевич Некрасов


8


67.

ИОТ. 046 – 2017. Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Социальная трагедия народа в городе и деревне. «В дороге», «Еду ли ночью по улице тёмной…», «Надрывается сердце от муки…».


1


68.

Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. «Рыцарь на час», «Умру я скоро…», «Блажен незлобивый поэт…».


1


69.

Н.А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Музе», «О Муза! Я у двери гроба…», «Поэт и гражданин».


1


70.

Тема любви в лирике Н.А. Некрасова, её психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Тройка», «Внимая ужасам войны…».


1


71.

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка».


1


72.

Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства.


1


73.

Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Чтение наизусть.


1


74.

Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме. Домашнее сочинение по творчеству Н.А. Некрасова.


1



Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин


5


75.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество.

Писатель и Тула. ИОТ. 082 – 2017.


1


76.

«Сказки для детей изрядного возраста». Особенности жанра. Эзопов язык. Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.


1


77.

«История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников.


1


78.

Народ на страницах «Истории одного города». Отношение сатирика к терпеливости, бесправию народа.


1


79.

Вн. чт. «Тёплый» юмор в рассказах Василия Шукшина.

Вн. чт. «Тёплый» юмор в рассказах Василия Шукшина.

1



Лев Николаевич Толстой


24


80.

Л.Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Писатель и Ясная Поляна. ИОТ. 082 – 2017.


1


81.

Л. Н. Толстой. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека.


1


82.

Вн. чт. Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого.

Вн. чт. Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого.

1


83.

История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе.


1



84.

«Вечер Анны Павловны был пущен». Анализ первых глав романа. Первое знакомство с героями. Особенности стиля, принципы изображения действующих лиц.


1


85.

«Мысль семейная» в «Войне и мире». (Усвоение содержания 1 тома).


1


86.

Изображение войны 1805 – 1807 г.г. Цели войны. Шенграбенское сражение. Действия и поступки героев. Героизм капитана Тушина и Тимохина.


1


87.

Аустерлицкое сражение. Цель сражения. Поведение Н. Ростова, Долохова, Б. Друбецкого. Подвиг князя Андрея.


1


88.

Поиски Пьером смысла Жизни. Увлечение масонством.


1


89.

Духовный кризис князя Андрея. «Интересы мысли» героя.


1


90.

Быт поместного дворянства. (Сцена охоты. Первый бал Наташи Ростовой).


1


91.

Отечественная война 1812 года. Философия истории войны. Начальный период войны.


1


92.

Бородинское сражение. Героизм русских людей. Пьер Безухов на батарее Раевского. Ранение князя Андрея.


1


93.

Р. р. Анализ эпизода (описание природы) из романа «Война и мир». Эпизоды: описание елей в лесу (главное - автор видел и ценил в природе, как и в людях,

развитие); небо Аустерлица (князь Андрей Болконский видит небо, для него – это символ нового, высокого понимания, жизни); встречи князя Андрея с дубом (природа – это олицетворение высшей мудрости); природа перед Бородинским сражением.

Р. р. Анализ эпизода (описание природы) из романа «Война и мир».

1


94.

«Дубина народной войны…». Партизанская война. Платон Каратаев и Тихон Щербатый. Единство народа – главная причина победы.


1


95.

Последний период войны. Кутузов и Наполеон.


1


96.

Духовные искания Андрея Болконского.


1


97.

Духовные искания Пьера Безухова.


1


98.

Женские образы в романе «Война и мир».


1


99.

Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир». Художественные особенности романа.


1


100.

Р. р. Подготовка к сочинению по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

Р. р. Подготовка к сочинению по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

1


101.

Р. р. Написание сочинения по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

Р. р. Написание сочинения по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

1


102.

Трагедия семьи Карениных. Обзор романа «Анна Каренина».


1


103.

«Срывание всех и всяческих масок». Обзор романа «Воскресение».


1



Фёдор Михайлович Достоевский


13


104.

Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды. ИОТ. 082 – 2017.


1


105.

Нравственная проблематика, философская глубина творчества.


1


106.

История создания романа «Преступление и наказание». Знакомство с главным героем – нищим студентом и в то же время мыслителем, анализирующим события жизни.


1


107.

Петербург Ф. М. Достоевского. (Усвоение I части романа). Работа с иллюстрациями. ( В. Перов «Утопленница», Н. Ярошенко «Студент»).


1


108.

«Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя.


1


109.

Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта.


1


110.

«Двойники» Раскольникова.


1


111.

От преступления к наказанию. Муки совести героя. «Я себя убил, а не старушонку».


1


112.

Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе.


1


113.

Проблема личной ответственности человека за свою позицию в противоречивом, неблагополучном мире. Итоговая беседа о романе.


1


114

Идейно-художественное своеобразие романа «Идиот». Мировое значение творчества Ф. М. Достоевского.


1


115.

Р. р. Подготовка к сочинению по творчеству

Ф.М. Достоевского.

Р. р. Подготовка к сочинению по творчеству

Ф.М. Достоевского.

1


116

Р. р. Сочинению по творчеству Ф.М. Достоевского.

Р. р. Сочинению по творчеству Ф.М. Достоевского.

1



Николай Семёнович Лесков


5


117.

Н.С. Лесков. Жизнь и творчество. Правдоискательство и «праведничество» Лескова.


1


118.

Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа.


1


119.

Повесть «Очарованный странник». Обзор содержания.


1


120.

Иван Флягин – один из правдоискателей земли русской. Фольклорное начало в повествовании.


1


121.

Вн. чт. Катерина Кабанова и Катерина Измайлова. (По пьесе Островского «Гроза» и рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»).

Вн. чт. Катерина Кабанова и Катерина Измайлова. (По пьесе Островского «Гроза» и рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»).

1



Антон Павлович Чехов


13


122.

А.П. Чехов. Жизнь и творчество. ИОТ. 082 – 2017.


1


123.

Мир Антоши Чехонте.


1


124.

А.П. Чехов. «Палата № 6». Протест против жестокой и пошлой жизни в произведениях Чехова 80-х – 90-х годов.


1


125.

А.П. Чехов. «Маленькая трилогия»: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Чехов-продолжатель традиций Щедрина, Гоголя.


1


126.

Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч».


1


127.

Особенности драматургии А.П.Чехова.


1


128.

А.П. Чехов. «Вишнёвый сад»: история создания, жанр, система образов.


1


129.

Старые хозяева вишнёвого сада.


1


130.

«Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишнёвому саду».


1


131.

«Здравствуй, новая жизнь».


1


132.

Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.


1


133.

Р. р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству

А. П. Чехова.

Р. р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству

А. П. Чехова.

1


134.

Контрольная работа № 2. Зачётная работа за второе полугодие

Контрольная работа № 2. Зачётная работа за второе полугодие

1



Из литературы народов России


1


135.

Вн. чт. К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира». Изображение тяжёлой жизни простого народа. Специфика художественной образности.

Вн. чт. К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира». Изображение тяжёлой жизни простого народа. Специфика художественной образности.

1



Из зарубежной литературы


4


136.

«Вечные» вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, реализм и символизм в произведениях зарубежной литературы.


1


137.

Вн. чт. Ги де Мопассан. Слово о писателе. «Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделённых земными благами.

Вн. чт. Ги де Мопассан. Слово о писателе. «Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделённых земными благами.

1


138.

Вн. чт. Генрик Ибсен. Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины.

Вн. чт. Генрик Ибсен. Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины.

1


139.

Вн. чт. Артюр Рембо. Слово о писателе. «Пьяный корабль». Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка.

Вн. чт. Артюр Рембо. Слово о писателе. «Пьяный корабль». Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка.

1


140.

Нравственные уроки русской литературы XIX века.


1



Итого: 140

К. р. – 2, р. р. – 17, вн. чт. – 12

140