СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 11 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по литературе  11 класс, по УМК Г.С.Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 11 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №59» г. Курска



ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА

на заседании педсовета приказом от ____________ № ___

протокол № __ от __________ Директор школы______

Председатель педсовета ______Т.В. Зорина И.А.Антоненко






Рабочая программа

по литературе

в 11 классах А, Б

на 2015 - 2016 учебный год

по УМК Г.С.Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева





Разработчики:

Сизонова Лидия Николаевна,

учитель русского языка и литературы 1 категории;

Червякова Елена Алексеевна,

учитель русского языка и литературы 1 категории














Курск – 2015 г.


I. Пояснительная записка


Статус документа

Рабочая программа по литературе для 11 класса на 2015-2016 учебный год составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы /Авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования по литературе и обязательного минимума содержания учебных программ.

Обоснование отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с авторской программой: в результате сопоставления рабочей и авторской программ выявлено, что расхождений при изучении ключевых тем курса нет.

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий девять разделов:

- пояснительную записку;

- общую характеристику учебного предмета, курса;

- описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

- содержание учебного предмета;

- тематическое планирование;

-описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

- планируемые результаты изучения учебного предмета;

- требования к уровню подготовки учеников;

- формы и методы контроля.



Цели и задачи изучения литературы

Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественной произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературе; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.

Воспитательные задачи:

  • формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса для верного и глубокого постижения прочитанного, содействия появления прочного, устойчивого интереса к книге;

  • воспитание доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.

Образовательные задачи:

  • формирование умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова;

  • формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.


II. Общая характеристика учебного предмета.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой средней школы, развивающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы разных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьников, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.


III. Место предмета в учебном плане

На обучение литературе в 11 классе базисным учебным планом МБОУ СОШ №59 в соответствии с Федеральным базисным учебным планом отводится 102 часа (3 часа в неделю).


IV. Содержание учебного предмета (базовый уровень) литература XX века


Введение (1 час)

Сложность и самобытность русской литературы XX века, отражение в ней драматических коллизий отечественной истории. Единство и целостность гуманистических традиций русской культуры на фоне трагедии «расколотой лиры» (разделение на советскую и эмигрантскую литературу). «Русская точка зрения» как глубинная основа внутреннего развития классики XX века, рождения «людей-эпох», переживших свое время.

Русская литература начала ХХ века (39 часов)

«Ностальгия по неизвестному» как отражение общего духовного климата в России на рубеже веков. Разноречивость тенденций в культуре «нового времени»: от апокалипсических ожиданий и пророчеств до радостного приятия грядущего. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе и искусстве. Достижения русского реализма в творчестве Л.Н. Толстого и А.П. Чехова рубежа веков.

Писатели-реалисты начала XX века

И.А. БУНИН

Стихотворения: «Вечер», «Сумерки», «Слово», «Седое небо надо мной...», «Христос воскрес! Опять с зарею...» и др. по выбору.

Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность бунинской лирики. Органическая связь поэта с жизнью природы, точность и лаконизм детали.

Рассказы: «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Чистый понедельник».

Бунинская поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний. Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем». Мотивы ускользающей красоты, преодоления суетного в стихии вечности. Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей.

М. ГОРЬКИЙ

Рассказ «Старуха Изергиль» и др. по выбору.

Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека в горьковских рассказах-легендах. Необычность героя-рассказчика и персонажей легенд. Романтическая ирония автора в рассказах «босяцкого» цикла. Челкаш и Гаврила как два нравственных полюса «низовой» жизни России.

Повесть «Фома Гордеев».

Протест героя-одиночки против «бескрылого» существования, «пустыря в душе». Противопоставление могучей красоты Волги алчной идеологии маякиных. Призыв к раскрепощению человеческой души как главная черта горьковского «нового реализма».

Пьеса «На дне».

Философско-этическая проблематика пьесы о людях «дна». Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы. Принцип многоголосия в разрешении основного конфликта драмы. Сложность и неоднозначность авторской позиции.

А.И. КУПРИН

Повести: «Олеся», «Поединок».

Внутренняя цельность и красота «природного» человека в повести «Олеся». Любовная драма героини, ее духовное превосходство над «образованным» рассказчиком. Мастерство Куприна в изображении природы. Этнографический колорит повести.

Мир армейских отношений как отражение духовного кризиса общества («Поединок»). Трагизм нравственного противостояния героя и среды. Развенчание «правды» Назанского и Шурочки Ивановой. Символичность названия повести.

Рассказ «Гранатовый браслет».

Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. Своеобразие «музыкальной» организации повествования. Роль детали в психологической обрисовке характеров и ситуаций.

Л.Н. АНДРЕЕВ

Повести: «Иуда Искариот», «Жизнь Василия Фивейского».

«Бездны» человеческой души как главный объект изображения в творчестве Л.Н. Андреева. Переосмысление евангельских сюжетов в философской прозе писателя. Устремленность героев Л.Н. Андреева к вечным вопросам человеческого бытия. Своеобразие андреевского стиля, выразительность и экспрессивность художественной детали.

Серебряный век русской поэзии

Истоки, сущность и хронологические границы «русского культурного ренессанса». Художественные открытия поэтов «нового времени»: поиски новых форм, способов лирического самовыражения, утверждение особого статуса художника в обществе. Основные направления в русской поэзии начала XX века (символизм, акмеизм, футуризм).

Символизм и русские поэты-символисты

Предсимволистские тенденции в русской поэзии (творчество С. Надсона, К. Фофанова, К. Случевского и др.). Манифесты, поэтические самоопределения, творческие дебюты поэтов-символистов. Образный мир символизма, принципы символизации, приемы художественной выразительности. Старшее поколение символистов (Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт и др.) и младосимволисты (А. Блок, А. Белый, С. Соловьев, Вяч. Иванов и др.).

В.Я. Брюсов. Стихотворения: «Юному поэту», «Грядущие гунны» и др. по выбору. В.Я. Брюсов как идеолог русского символизма. Стилистическая строгость, образно-тематическое единство лирики В.Я. Брюсова. Отражение в творчестве художника «разрушительной свободы» революции.

К.Д. Бальмонт. Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Челн томленья», «Сонеты солнца» и др. по выбору. «Солнечность» и «моцартианство» поэзии Бальмонта, ее созвучность романтическим настроениям эпохи. Благозвучие, музыкальность, богатство цветовой гаммы в лирике поэта. Звучащий русский язык как «главный герой » стихотворений К.Д. Бальмонта.

А.А. БЛОК. Стихотворения: «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Вхожу я в темные храмы...», «Незнакомка», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «На железной дороге», «О, я хочу безумно жить...», «Россия», «На поле Куликовом», «Скифы» и др. по выбору.

Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме». Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром» в процессе «вочеловечения» поэтического дара. Стихи поэта о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен». Особенности образного языка Блока, роль символов в передаче авторского мироощущения.

Поэма «Двенадцать».

Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музыки стихий» в поэме. Фигуры апостолов новой жизни и различные трактовки числовой символики поэмы. Образ Христа и христианские мотивы в произведении. Споры по поводу финала «Двенадцати».

Преодолевшие символизм.

Истоки и последствия кризиса символизма в 1910-е годы. Манифесты акмеизма и футуризма. Эгофутуризм (И. Северянин) и кубофутуризм (группа «будетлян»). Творчество В.Хлебникова и его «программное» значение для поэтов-кубофутуристов. Вклад Н. Клюева и «новокрестьянских поэтов» в образно-стилистическое богатство русской поэзии XX века. Взаимовлияние символизма и реализма.

И.Ф. Анненский. Стихотворения: «Среди миров», «Старая шарманка», «Смычок и струны», «Стальная цикада», «Старые эстонки» и др. по выбору. Поэзия И.Ф. Анненского как необходимое звено между символизмом и акмеизмом. Внутренний драматизм и исповедальность лирики И.Ф. Анненского. Жанр «трилистника» в художественной системе поэта. Глубина лирического самоанализа и чуткость к «шуму повседневности» в поэзии И.Ф. Анненского.

Н.С. ГУМИЛЕВ

Стихотворения: «Слово», «Жираф», «Кенгуру», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Шестое чувство» и др. по выбору.

Герой-маска в ранней поэзии Н.С. Гумилева. «Муза дальних странствий» как поэтическая эмблема гумилевского неоромантизма. Экзотический колорит «лирического эпоса» Н.С. Гумилева. Тема истории и судьбы, творчества и творца в поздней лирике поэта.

А.А. АХМАТОВА

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Я научилась просто, мудро жить...», «Молитва», «Когда в тоске самоубийства...», «Высокомерьем дух твой помрачен...», «Мужество», «Родная земля» и др. по выбору.

Психологическая глубина и яркость любовной лирики А.А. Ахматовой. Тема творчества и размышления о месте художника в «большой» истории. Раздумья о судьбах России в исповедальной лирике А.А. Ахматовой. Гражданский пафос стихотворений военного времени.

Поэма «Реквием».

Монументальность, трагическая мощь ахматовского «Реквиема». Единство «личной» темы и образа страдающего народа. Библейские мотивы и их идейно-образная функция в поэме. Тема исторической памяти и образ «бесслезного» памятника в финале поэмы.

М.И. ЦВЕТАЕВА

Стихотворения: «Попытка ревности», «Моим стихам, написанным так рано...», «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Мне нравится, что Вы больны не мной...», «Молитва», «Тоска по родине! Давно...», «Куст», «Рассвет на рельсах», «Роландов Рог», «Стихи к Блоку» ( «Имя твое птица в руке...») и др. по выбору.

Уникальность поэтического голоса М. Цветаевой, ее поэтического темперамента. Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи. Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительные черты цветаевской лирики. Тема Родины, «собирание» России в произведениях разных лет. Поэт и мир в творческой концепции Цветаевой, образно-стилистическое своеобразие ее поэзии.

«Короли смеха из журнала «Сатирикон»

Развитие традиций отечественной сатиры в творчестве А. Аверченко, Н. Тэффи, Саши Черного, Дон Аминадо. Темы и мотивы сатирической новеллистики А. Аверченко дореволюционного и эмигрантского периода («Дюжина ножей в спину революции»). Мастерство писателя в выборе приемов комического.

Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов (14 часов)

Октябрьская революция в восприятии художников различных направлений. Литература и публицистика послереволюционных лет как живой документ эпохи («Апокалипсис нашего времени» В.В. Розанова, «Окаянные дни» И.А. Бунина, «Несвоевременные мысли» М. Горького, «Молитва о России» И. Эренбурга, «Плачи» A.M. Ремизова, «Голый год» Б. Пильняка и др.).

Литературные группировки, возникшие после Октября 1917 года (Пролеткульт, «Кузница», ЛЕФ, конструктивизм, имажинизм, «Перевал», «Серапионовы братья» и др.).

Возникновение «гнезд рассеяния» эмигрантской части «расколотой лиры» (отъезд за границу И. Бунина, И. Шмелева, А. Ремизова, Г. Иванова, Б. Зайцева, М. Цветаевой, А. Аверченко и др.).

Тема Родины и революции в произведениях писателей «новой волны» («Чапаев»

Д. Фурманова, «Разгром» А.Фадеева, «Конармия» И. Бабеля, «Донские рассказы» М. Шолохова, «Сорок первый» Б. Лавренева и др.).

Развитие жанра антиутопии в романах Е. Замятина «Мы» и А. Платонова «Чевенгур». Развенчание идеи «социального рая на земле», утверждение ценности человеческой «единицы».

Юмористическая проза 20-х годов. Стилистическая яркость и сатирическая заостренность новеллистического сказа М. Зощенко (рассказы 20-х гг.). Сатира с философским подтекстом в романах И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».

В.В. МАЯКОВСКИЙ

Стихотворения: «А вы могли бы?..», «Ночь», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно...», «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Аиличка», «Юбилейное» и др. по выбору.

Тема поэта и толпы в ранней лирике В.В. Маяковского. Город как «цивилизация одиночества» в лирике поэта. Тема «художник и революция», ее образное воплощение в лирике поэта. Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях. Специфика традиционной темы поэта и поэзии в лирике В.В. Маяковского. Новаторство поэта в области художественной формы.

Поэмы: «Облако в штанах», «Про это», «Во весь голос» (вступление).

Бунтарский пафос «Облака в штанах»: четыре «долой!» как сюжетно-композиционная основа поэмы. Соединение любовной темы с социально-философской проблематикой эпохи. Влюбленный поэт в «безлюбом» мире, несовместимость понятий «любовь» и «быт» («Про это»). Поэма «Во весь голос» как попытка диалога с потомками, лирическая исповедь поэта-гражданина.

С.А. ЕСЕНИН

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Спит ковыль...», «Чую радуницу Божью...», «Над темной прядью перелесиц...», «В том краю, где желтая крапива...», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская» и др. по выбору.

Природа родного края и образ Руси в лирике С.А. Есенина. Религиозные мотивы в ранней лирике поэта. Трагическое противостояние города и деревни в лирике 20-х годов. Любовная тема в поэзии С.А. Есенина. Богатство поэтической речи, народно-песенное начало, философичность как основные черты есенинской поэтики.

Поэмы: «Пугачев», «Анна Снегина».

Поэзия «русского бунта » и драма мятежной души в драматической поэме «Пугачев». Созвучность проблематики поэмы революционной эпохе.

Соотношение лирического и эпического начала в поэме «Анна Снегина», ее нравственно-философская проблематика. Мотив сбережения молодости и души как главная тема «позднего» С.А. Есенина.

Литературный процесс 30-х — начала 40-х годов (19 часов)

Духовная атмосфера десятилетия и ее отражение в литературе и искусстве. Сложное единство оптимизма и горечи, идеализма и страха, возвышения человека труда и бюрократизации власти.

Рождение новой песенно-лирической ситуации. Героини стихотворений П. Васильева и М. Исаковского (символический образ России — Родины). Лирика Б. Корнилова, Дм. Кедрина, М. Светлова, А. Жарова и др.

Литература на стройке: произведения 30-х годов о людях труда («Энергия» Ф. Гладкова, «Соть» Л. Леонова, «Гидроцентраль» М. Шагинян, «Время, вперед!» В. Катаева, «Люди из захолустья» А. Малышкина и др.).

Драматургия: «Чужой ребенок» В. Шкваркина, «Таня» А. Арбузова.

Человеческий и творческий подвиг Н. Островского. Уникальность и полемическая заостренность образа Павла Корчагина в романе «Как закалялась сталь».

Тема коллективизации в литературе. Трагическая судьба Н. Клюева и поэтов «крестьянской кузницы». Поэма А. Твардовского «Страна Муравия» и роман М. Шолохова «Поднятая целина ».

Первый съезд Союза писателей СССР и его общественно-историческое значение.

Эмигрантская «ветвь» русской литературы в 30-е годы. Ностальгический реализм И. Бунина, Б. Зайцева, И. Шмелева. «Парижская нота» русской поэзии 30-х годов. Лирика Г. Иванова, Б. Поплавского, Н. Оцупа, Д. Кнута, Л. Червинской, Г. Адамовича и др.

О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Заснула чернь. Зияет площадь аркой...», «На розвальнях, уложенных соломой..., «Эпиграмма», «За гремучую доблесть грядущих веков...» и др. Истоки поэтического творчества. Близость к акмеизму. Историческая тема в лирике Мандельштама. Осмысление времени и противостояние «веку-волкодаву». Художественное мастерство поэта.

А.Н. Толстой. Роман «Петр Первый». Основные этапы становления исторической личности, черты национального характера в образе Петра. Образы сподвижников царя и противников петровских преобразований. Проблемы народа и власти, личности и истории в художественной концепции автора. Жанровое, композиционное и стилистико-языковое своеобразие романа.

М.А. ШОЛОХОВ

Роман-эпопея «Тихий Дон».

Историческая широта и масштабность шолоховского эпоса. «Донские рассказы» как пролог «Тихого Дона». Картины жизни донского казачества в романе. Изображение революции и Гражданской войны как общенародной трагедии. Идея Дома и святости семейного очага в романе. Роль и значение женских образов в художественной системе романа. Сложность, противоречивость пути «казачьего Гамлета» Григория Мелехова, отражение в нем традиций народного правдоискательства. Художественно-стилистическое своеобразие «Тихого Дона». Исторически-конкретное и вневременное в проблематике шолоховского романа-эпопеи.

М.А. БУЛГАКОВ

Романы: «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» — по выбору.

Многослойность исторического пространства в «Белой гвардии ». Проблема нравственного самоопределения личности в эпоху смуты. Дом Турбиных как островок любви и добра в бурном море Истории. Сатирическое изображение политических временщиков, приспособленцев, обывателей (гетман, Тальберг, Лисович). Трагедия русской интеллигенции как основной пафос романа.

«Мастер и Маргарита» как «роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой. Взаимодействие трех повествовательных пластов в образно-композиционной системе романа. Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав. Сатирическая «дьяволиада» М.А. Булгакова в романе. Неразрывность связи любви и творчества в проблематике «Мастера и Маргариты». Путь Ивана Бездомного в обретении Родины.

Б.Л. ПАСТЕРНАК

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Снег идет», «Плачущий сад», «В больнице», «Зимняя ночь», «Гамлет», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...», «Определение поэзии», «Гефсиманский сад» и др. по выбору.

Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б.Л. Пастернака. Неразрывность связи человека и природы, их взаимотворчество. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции Б.Л. Пастернака. Трагизм гамлетовского противостояния художника и эпохи в позднем творчестве поэта. Метафорическое богатство и образная яркость лирики Б.Л. Пастернака. Роман «Доктор Живаго ».

Черты нового лирико-религиозного повествования в романе Б.Л. Пастернака. Фигура Юрия Живаго и проблема интеллигенции и революции в романе. Нравственные искания героя, его отношение к революционной доктрине «переделки жизни». «Стихотворения Юрия Живаго» как финальный лирический аккорд повествования.

А.П. ПЛАТОНОВ

Рассказы: «Возвращение», «Июльская гроза», повести: «Сокровенный человек», «Котлован» — по выбору.

Оригинальность, самобытность художественного мира А.П. Платонова. Тип платоновского героя — мечтателя, романтика, правдоискателя. «Детскость» стиля и языка писателя, тема детства в прозе А.П. Платонова. Соотношение «задумчивого» авторского героя с революционной доктриной «всеобщего счастья». Смысл трагического финала повести «Котлован», философская многозначность ее названия. Роль «ключевых» слов-понятий в художественной системе писателя.

В.В. НАБОКОВ

Роман «Машенька».

Драматизм эмигрантского небытия героев «Машеньки». Образ Ганина и тип «героя компромисса». Своеобразие сюжетно-временной организации повествования. Черты чеховских «недотеп» в обывателях пансиона госпожи Дорн. Словесная пластика Набокова в раскрытии внутренней жизни героев и описании «вещного» быта. Горько-ироническое звучание финала романа.

Литература периода Великой Отечественной войны (5 часов)

Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей. Публицистика времен войны (А. Толстой, И. Эренбург, Л. Леонов, О. Берггольц, В. Гроссман и др.).

Лирика военных лет. Песенная поэзия В. Лебедева-Кумача, М. Исаковского, Л. Ошанина, Е. Долматовского, А. Суркова, А. Фатьянова, К. Симонова. «Моабитские тетради» Мусы Джалиля.

Жанр поэмы в литературной летописи войны («Зоя» М. Алигер, «Сын» П. Антокольского, «Двадцать восемь» М. Светлова и др.). Поэма А. Твардовского «Василий Теркин» как вершинное произведение времен войны. Прославление подвига народа и русского солдата в «Книге про бойца».

Проза о войне. «Дни и ночи» К. Симонова, «Звезда» Э. Казакевича, «Спутники» В. Пановой, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Судьба человека» М. Шолохова и др.

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «О сущем», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Я знаю, никакой моей вины...», «Памяти матери», «Я сам дознаюсь, доищусь...», «В чем хочешь человечество вини...» и др. по выбору.

Доверительность и теплота лирической интонации А. Твардовского. Любовь к «правде сущей» как основной мотив «лирического эпоса» художника. Память войны, тема нравственных испытаний на дорогах истории в произведениях разных лет. Философская проблематика поздней лирики поэта.

Поэма «По праву памяти ».

По праву памяти» как поэма-исповедь, поэма-завещание. Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти, уроков пережитого. Гражданственность и нравственная высота позиции автора.

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Стихотворения: «Гроза идет», «Можжевеловый куст», «Не позволяй душе лениться...», «Лебедь в зоопарке», «Я воспитан природой суровой...» и др. по выбору.

Н. Заболоцкий и поэзия обэриутов. Вечные вопросы о сущности красоты и единства природы и человека в лирике поэта. Жанр совета, размышления-предписания в художественной концепции Н. Заболоцкого. Интонационно-ритмическое и образное своеобразие лирики Заболоцкого.

Литературный процесс 50 — 80-х годов (16 часов)

Осмысление Великой Победы 1945 года в 40—50-е годы XX века. Поэзия Ю. Друниной, М. Дудина, М. Луконина, С.Орлова, А. Межирова. Повесть «В окопах Сталинграда» В. Некрасова.

Проза советских писателей, выходящая за рамки нормативов социалистического реализма (повести К. Паустовского, роман Л. Леонова «Русский лес» и др.).

«Оттепель» 195 31964 годов — рождение нового типа литературного движения. Новый характер взаимосвязей писателя и общества в произведениях В. Дудинцева, В. Тендрякова, В. Розова, В. Аксенова, А. Солженицына и др.

Поэтическая «оттепель»: «громкая» (эстрадная) и «тихая» лирика. Своеобразие поэзии Е. Евтушенко, Р. Рождественского, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной, Н. Рубцова, Ю. Кузнецова и др.

«Окопный реализм» писателей-фронтовиков 6070-х годов. Проза Ю. Бондарева, К. Воробьева, А. Ананьева, В. Кондратьева, Б. Васильева, Е. Носова, В. Астафьева.

«Деревенская проза» 5080-х годов. Произведения С. Залыгина, Б. Можаева, В. Солоухина, Ю. Казакова, Ф. Абрамова, В. Белова и др. Повести В. Распутина «Последний срок», «Прощание с Матёрой» и др. Нравственно-философская проблематика пьес А. Вампилова, прозы В. Астафьева, Ю. Трифонова, В. Маканина, Ю. Домбровского, В. Крупина.

Историческая романистика 6080-х годов. Романы В. Пикуля, Д. Балашова, В. Чивилихина. «Лагерная» тема в произведениях В. Шаламова, Е. Гинзбург, О. Волкова, А. Жигулина.

Авторская песня как песенный монотеатр 7080-х годов. Поэзия Ю. Визбора, А. Галича, Б. Окуджавы, В. Высоцкого, А. Башлачева.

В.М. ШУКШИН

Рассказы: «Одни», «Чудик», «Миль пардон, мадам», «Срезал».

Колоритность и яркость шукшинских героев-«чудиков». Народ и «публика» как два нравственно-общественных полюса в прозе В. Шукшина. Сочетание внешней занимательности сюжета и глубины психологического анализа в рассказах писателя. Тема города и деревни, точность бытописания в шукшинской прозе.

Н.М. РУБЦОВ

Стихотворения: «Русский огонек», «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны...», «В горнице», «Душа хранит» и др. Диалог поэта с Россией. Прошлое и настоящее через призму вечного. Образ скитальца и родного очага. Одухотворенная красота природы в лирике.

Задушевность и музыкальность поэтического слова Рубцова.

В.П. АСТАФЬЕВ

Роман «Печальный детектив», повесть «Царь-рыба», рассказ «Людочка» и др.

Натурфилософия В. Астафьева. Человек и природа: единство и противостояние. Нравственный пафос романов писателя. Проблема утраты человеческого в человеке. «Жестокий» реализм позднего творчества Астафьева. Синтетическая жанровая природа крупных произведений писателя.

В.Г. РАСПУТИН

Повести: «Последний срок», «Прощание с Матёрой», «Живи и помни», рассказ «Не могу-у...».

Эпическое и драматическое начала прозы писателя. Дом и семья как составляющие национального космоса. Философское осмысление социальных проблем современности. Особенности психологического анализа в «катастрофическом пространстве» В. Распутина.

А.И. СОЛЖЕНИЦЫН

Повесть «Один день Ивана Денисовича ».

Отражение «лагерных университетов» писателя в повести «Один день Ивана Денисовича ». «Лагерь с точки зрения мужика, очень народная вещь» (А.Твардовский). Яркость и точность авторского бытописания, многообразие человеческих типов в повести. Детскость души Ивана Денисовича, черты праведничества в характере героя. Смешение языковых пластов в стилистике повести.

Продолжение темы народного праведничества в рассказе «Матренин двор». Черты «нутряной» России в облике Матрены. Противопоставление исконной Руси России чиновной, официозной. Символичность финала рассказа и его названия.

Новейшая русская проза и поэзия 80 — 90-х годов (4 часа)

Внутренняя противоречивость и драматизм современной культурно-исторической ситуации (экспансия массовой и элитарной литературы, смена нравственных критериев и т.п.).

Реалистическая проза. Глубокий психологизм, интерес к человеческой душе в ее лучших проявлениях в прозе Б. Екимова Е. Носова Ю.Бондарева, П. Проскурина, Ю.Полякова и др. Новейшая проза Л Петрушевской, С. Каледина, В. Аксенова, А. Проханова, В Астафьева, В. Распутина. «Болевые точки» современной жизни в прозе В. Маканина, Л. Улицкой, Т. Толстой, В. Токаревой и др.

Эволюция модернистской и постмодернистской прозы. Многообразие течений и школ «новейшей» словесности («другая литература», «андеграунд», «артистическая проза», «соцарт», «новая волна» и т.п.).

Поэма в прозе «Москва-Петушки» В. Ерофеева как воссоздание «новой реальности», выпадение из исторического времени. «Виртуальность» и «фантазийность» прозы

В. Пелевина, ее «игровой» характер.

Ироническая поэзия 80-90-х годов. И. Губерман, Д. Пригов, Т. Кибиров и др.

Поэзия и судьба И. Бродского. Стихотворения: «Большая элегия Джону Донну», «Ни страны, ни погоста...». Воссоздание «громадного мира зрения» в творчестве поэта, соотношение опыта реальной жизни с культурой разных эпох.


Учебные часы по темам распределены следующим образом:


Разделы программы

Всего часов

Контроль знаний

Домашних сочинений

Классных сочинений

1.


Введение


1



2.


Русская литература начала 20 века

39

2

2

3.


Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов

14


1

4.


Литературный процесс 30-40-х годов

22



5.

Литература периода Великой Отечественной войны

5



6.

Литературный процесс 50-80-х годов

16

1

1

7.

Новейшая литература

4



8.

Заключительный урок

1




Всего

102

3

4






























V. Календарно - тематическое планирование уроков литературы


№ п/п

Дата

Тема урока

Количество часов

Домашнее задание



1.


Россия рубежа XIX-XX веков. Историко-культурная ситуация.

1

1. Прочитать предисловие и статью «Начало XX века…», с.5-16, ч.1.

2.Инд.задания. Подготовить сообщения о театре, музыке, живописи, архитектуре рубежа веков.




2.


Реалистические традиции и модернистские искания в литературе и искусстве начала XX века.

1

1. Изучить материалы учебника, с.17-26, ч.1.

2. Инд.задание: подготовить сообщение об И.А.Бунине.



3.


И.А.Бунин. Очерк жизни и творчества. Основные мотивы лирики.

1

1.Выучить наизусть одно стихотворение И.А.Бунина (по выбору).

2. Прочитать рассказы И.А.Бунина «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско».



4.


«Чудная власть прошлого в рассказе И.А.Бунина «Антоновские яблоки». Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе «Господин из Сан-Франциско».

1

1. Прочитать рассказы И.А.Бунина «Лёгкое дыхание», «Чистый понедельник».

2. Изучить материалы учебника, с.30-41, ч.1.



5.


Рассказы И.А.Бунина о любви («Лёгкое дыхание», «Чистый понедельник»).

1

Подготовиться к письменной работе по творчеству И.А.Бунина. Темы в учебнике на с.53, ч.1



6.


Р/р. Письменная работа

по творчеству И.А.Бунина.

1

Инд.задание: подготовить сообщение о А.М.Горьком.



7.


А.М.Горький. Очерк жизни и творчества. Романтизм Горького.

1

1.Прочитать рассказ А.М.Горького «Старуха Изергиль».

2. Изучить материалы учебника, с.58–66, ч.1.



8.


Композиция романтических рассказов А.М.Горького. Рассказ «Старуха Изергиль».

1

Прочитать пьесу А.М.Горького «На дне».



9.


Особенности жанра и конфликта в пьесе А.М.Горького «На дне».

1

Выявить роль Луки в пьесе, выписать его высказывания о людях, о жизни, о правде, о вере.



10.


«Во что веришь – то и есть». Роль Луки в драме А.М.Горького «На дне».

1

1.Как решается вопрос о правде в пьесе? Найти высказывания разных героев о правде.

2. Выучить наизусть отрывок из пьесы.



11.


Вопрос о правде в драме А.М.Горького «На дне».

1

Подготовиться к сочинению по творчеству А.М.Горького. Темы в учебнике на с.81, ч.1.



12-13.


Р/р. Классное сочинение

по творчеству А.М.Горького.

2

1.Прочитать повесть А.И.Куприна «Поединок».

2.Инд.задание: подготовить сообщение об А.И.Куприне.



14.


А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Повесть «Поединок».

1

1.Изучить материалы учебника, с.88-92, ч.1.

2.Прочитать рассказ А.И.Куприна «Гранатовый браслет».



15.


Талант любви в рассказе А.И Куприна «Гранатовый браслет».

1

1.Прочитать повесть Л.Н.Андреева «Иуда Искариот».

2.Инд.задание: подготовить сообщение о Л.Н.Андрееве.



16.


Проза Л.Н.Андреева. Повесть «Иуда Искариот».

1

Подготовиться к письменной работе по творчеству А.И.Куприна и Л.Н.Андреева. Темы в учебнике на с.96, 108, ч.1



17.


Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.И.Куприна и Л.Н.Андреева.

1

Изучить материалы учебника, с.116-118, ч.1.



18.


Урок-лекция. Серебряный век русской поэзии.

1

Выучить основные положения лекции.



19.


Символизм. «Старшие символисты». Поэзия «младосимволистов».

1

1.Изучить материалы учебника, с.124-136, ч.1.

2.Инд.задания: подготовить сообщения о В.Брюсове и К.Бальмонте.



20.


Поэзия В.Я.Брюсова и К.Д.Бальмонта.

1

Устный анализ стихотворения В.Я.Брюсова или К.Д.Бальмонта (по выбору).



21.


Р/р. Анализ стихотворений В.А.Брюсова и К.Д.Бальмонта.

1

Письменный анализ стихотворения В.Я.Брюсова или К.Д.Бальмонта (по выбору).



22.


А.А.Блок. Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока.

1

1.Изучить материалы учебника, с.172-178, ч.1.

2.Читать стихотворения А.Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…» и «Незнакомка».



23.


А.А.Блок. Столкновение идеальных верований художника с реальным миром в стихотворениях «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «Незнакомка».

1

1.Подготовить подборку стихотворений А.А.Блока о Родине.

2.Изучить материалы учебника, с.189-192, ч.1.



24.


«Это всё – о России». Тема Родины в творчестве А.А.Блока.

1

1. Выучить наизусть стихотворение А.А.Блока «Россия».

2. Прочитать поэму А.А.Блока «Двенадцать».



25.


Поэма А.А.Блока «Двенадцать». Сюжет, герои, символика. Трактовка финала.

1

Изучить материалы учебника, с.193-198, ч.1.



26.


Поэма А.А.Блока «Двенадцать». Сюжет, герои, символика. Трактовка финала.

1

Подготовиться к сочинению по творчеству А.А.Блока. Темы в учебнике на с.199, ч.1.




27-28.


Р/р. Классное сочинение по творчеству А.А.Блока.

1

Инд.задание: подготовить сообщение об И.Ф.Анненском.



29.


Новаторство поэзии И.Ф.Анненского как необходимое звено между символизмом и акмеизмом.

1

Изучить материалы учебника, с.162-170, ч.1.



30.


Урок-лекция. Преодолевшие символизм (новые направления в русской поэзии).

1

1. Выучить основные положения лекции.

2.Инд.задание: подготовить сообщение о Н.С.Гумилёве.



31.


Акмеизм. Н.С.Гумилёв. Жизненный и творческий путь.

1

Читать стихотворения Н.Гумилёва «Слово», «Жираф», «Кенгуру» и др.



32.


Мир образов Николая Гумилёва.

1

Выучить наизусть стихотворение Н.С.Гумилёва (по выбору)



33.


А.А.Ахматова. Жизненный и творческий путь. Ранняя лирика А.А.Ахматовой.

1

1.Изучить материалы учебника, с.232-243, ч.1.

2.Читать и анализировать стихотворения А.Ахматовой о поэте и поэзии.



34.


Тема поэта и поэзии в лирике А.А.Ахматовой. Тема Пушкина.

1

1.Изучить материалы учебника, с.243-244, ч.1.

2.Читать и анализировать стихотворения А.Ахматовой о Родине.



35.


Тема Родины и гражданского мужества в лирике А.А.Ахматовой.

1

1.Выучить наизусть стихотворение А.Ахматовой (по выбору).

2.Прочитать поэму А.Ахматовой «Реквием».



36.


А.А.Ахматова. Поэма «Реквием». Особенности жанра и композиции. Роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

1

1.Изучить материалы учебника, с.244-249, ч.1.

2.Инд.задание: подготовить сообщение о М.И.Цветаевой.



37.


Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи, дискретность (прерывистость) стиха.

1

1.Изучить материалы учебника, с.254-263, ч.1.

2.Читать стихотворения М.Цветаевой о Родине и о поэзии.




38.


М.И.Цветаева. Тема Родины, «собирание» России. Поэт и мир.

1

1.Выучить наизусть стихотворение М.Цветаевой (по выбору).

2.Подготовиться к письменной работе по творчеству А.Ахматовой и М.Цветаевой. Темы в учебнике на с.252-253, 271.



39.


Р/р Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.А.Ахматовой и М.И.Цветаевой.

1

1.Инд.задание: подготовить сообщение об А.Аверченко.



40.


«Короли смеха» из журнала «Сатирикон». Традиции русской сатиры в новеллистике А.Аверченко.

1

Изучить материалы учебника, с. 272-281, ч.1.





41.


Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов. Эмигрантская литература. Жанр антиутопии.

1

1. Прочитать «Донские рассказы» М.Шолохова.

2.Инд.задания: обзор содержания произведений писателей «новой волны».



42.


Тема Родины и революции в произведениях писателей «новой волны» (М.Шолохов «Донские рассказы», А.Фадеев «Разгром» и др.)

1

1.Изучить материалы учебника, с.301-318, ч.1.

2.Инд.задание: подготовить сообщение о В.В.Маяковском.



43.


В.В.Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство В.В.Маяковского.

1

1.Изучить материалы учебника, с.328-331, ч.1.

2.Прочитать вступление к поэме В.В.Маяковского «Во весь голос».



44.


Тема «художник и революция» в лирике В.Маяковского. Специфика традиционной темы поэта и поэзии.

1

1.Изучить материалы учебника, с.338-345, ч.1.

2.Читать и анализировать сатирические стихотворения В.В.Маяковского.



45.


Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях В.В.Маяковского.

1

1.Изучить материалы учебника, с.346-349, ч.1.

2.Читать и анализировать стихотворения В.В.Маяковского о любви.



46.


Стихотворения В.В.Маяковского о любви.

1

1.Изучить материалы учебника, с.335-337, ч.1.

2.Прочитать поэму В.В.Маяковского «Облако в штанах».



47.


Поэма В.В.Маяковского «Облако в штанах».

1

Подготовиться к письменной работе по творчеству В.В.Маяковского. Темы в учебнике на с.351, ч.1.



48.


Р/р. Письменная работа

по творчеству В.В.Маяковского.

1

1.Изучить материалы учебника, с.352-362, ч.1.

2.Инд.задание: подготовить сообщение о С.А.Есенине.



49.


Сергей Есенин как национальный поэт.

Глубокое чувство родной природы и Родины в лирике С.А.Есенина.

1

1.Читать и анализировать стихотворения С.А.Есенина о родной природе и Родине.

2.Выучить наизусть стихотворение С.А.Есенина о природе или о Родине (по выбору).

3.Читать и анализировать стихотворения С.А.Есенина о любви.



50.


Любовная лирика С.А.Есенина.

1

1.Выучить наизусть стихотворение С.А.Есенина о любви (по выбору).

2.Прочитать поэму С.А.Есенина «Пугачёв».



51.


Поэма С.А.Есенина «Пугачёв». Поэзия русского бунта и драма мятежной души.

1

1.Изучить материалы учебника, с.364-366, ч.1.

2.Прочитать поэму С.А.Есенина «Анна Снегина».



52.


Соотношение лирического и эпического начала в поэме С.А.Есенина «Анна Снегина», ее нравственно-философская проблематика.

1

Подготовиться к сочинению по творчеству С.А.Есенина. Темы в учебнике на с.372, ч.1.



53-54.


Р/р. Классное сочинение по творчеству С.А.Есенина.

2

1.Инд.задания. Подготовить сообщения:

- «Рождение новой песенно-лирической ситуации» (лирика П.Васильева, М.Исаковского, Б.Корнилова, Дм.Кедрина, М.Светлова, А.Жарова);

- «Литература на стройке» («Энергия» Ф.Гладкова, «Соть» Л.Леонова, «Гидроцентраль» М.Шагинян, «Время, вперёд!» В.Катаева и др.);

- «Тема коллективизации в литературе» (трагическая судьба Б.Клюева, поэма А.Твардовского «Страна Муравия», роман М.Шолохова «Поднятая целина»)»;

- «Эмигрантская «ветвь» русской литературы в 30-е годы».




55.


Духовная атмосфера 30-40-х годов и её отражение в литературе. Песенно-лирическая ситуация.

1

1.Изучить материалы учебника, с.19-25, ч.2.

2.Читать стихи О.Мандельштама.


56.


Художественное мастерство поэзии О.Э.Мандельштама.

1

1.Изучить материалы учебника, с.36-46, ч.2.

2.Инд.задание: подготовить обзор содержания романа А.Н.Толстого «Пётр Первый».


57.


Историческая проза А.Н.Толстого.

1

1.Читать роман М.А.Шолохова «Тихий Дон».

2.Инд.задание: подготовить сообщение о М.А.Шолохове.


58.


М.А.Шолохов. Очерк жизни и творчества.

1

1.Найти в тексте романа М.А.Шолохова «Тихий Дон» сцены, описывающие жизнь семей донских казаков; донскую природу; казачий хутор.

2.Инд.задание: подготовить сообщение по истории казачества.


59.


Картины жизни донских казаков в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон».

1

1.Проанализировать батальные сцены III части первой книга романа.

2.Определить роль эпиграфа к III части первой книги романа.

3. Опережающее задание: составить план «Судьба Григория Мелехова».


60.


«Чудовищная нелепица войны» в изображении М.А.Шолохова.

1

По книге второй:

- Как отразились события мировой войны на жизни казаков?

- Новая власть и отношение к ней казаков.

- Гражданская война как трагедия народа (подобрать эпизоды).


61.


«В мире, расколотом надвое». Гражданская война в изображении М.А.Шолохова.

1

Закончить работу по составлению сюжетного плана «Судьба Григория Мелехова».


62.


Судьба Григория Мелехова.

1

Инд.задания: подготовить сообщения о женских образах в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон».


63.


Женские образы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон».

1

Инд.задания: подготовить сообщения о своеобразии романа М.А.Шолохова «Тихий Дон»


64


Художественно-стилистическое своеобразие «Тихого Дона».

1

Подготовиться к сочинению по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон». Темы в учебнике, с.86, ч.2.


65.


Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по роману М.А.Шолохова

«Тихий Дон».

1

Инд.задание: подготовить сообщение о М.А.Булгакове.


66.


М.А.Булгаков. Жизнь, творчество, личность. Судьба произведений писателя.

1

1.Читать роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

2.Инд.задание: подготовить сообщение об истории создания романа «Мастер и Маргарита».


67.


Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». История романа. Жанр и композиция.

1

1.Найти внутренние соответствия евангельских и московских глав романа.

2.Определить особенности стиля этих глав.


68.


Три мира в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

1

1.Изучить материалы учебника, с.108-116, ч.2.

2.Подготовить сравнительную характеристику героев.


69.


Любовь и творчество в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

1

Подготовиться к тестированию по содержанию романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».


70.


«Нечистая сила» в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

1

Подготовиться к сочинению по творчеству М.А.Булгакова. Темы в учебнике, с.119, ч.2.


71-72.


Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М.А.Булгакова.

2

1.Читать и анализировать стихотворения Б.Л.Пастернака о природе.

2.Инд.задание: подготовить сообщение о Б.Л.Пастернаке.


73.


Б.Л.Пастернак. Начало творческого пути. Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б.Л.Пастернака.

1

1.Изучить материалы учебника, с.120-130, ч.2.

2.Читать и анализировать стихотворения Б.Л.Пастернака о любви и поэзии.



74.


Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции Б.Л.Пастернака.

1

1.Выучить наизусть стихотворение Б.Л.Пастернака (по выбору).

2.Изучить материалы учебника, с.131-134, ч.2.



75.


Интеллигенция и революция в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго». Нравственные искания героя.

1

1.Прочитать рассказ А.П.Платонова «Июльская гроза».

2.Инд.задание: подготовить сообщение об А.П.Платонове.



76.


А.П.Платонов. Оригинальность, самобытность художественного мира писателя. Рассказ «Июльская гроза».

1

1.Перечитать повесть А.П.Платонова «Котлован».

2.Изучить материалы учебника, с.149-154, ч.2.



77.


Характерные черты времени в повести А.П.Платонова «Котлован».

1

1.Перечитать роман В.В.Набокова «Машенька».

2.Изучить материалы учебника, с.162-165, ч.2.



78.


В.В.Набоков. Роман «Машенька». Драматизм эмигрантского небытия героев.

1

Инд.задания. Подготовить сообщения:

- «Публицистика времён войны» (А.Толстой, И.Эренбург, Л.Леонов, О.Берггольц, В.Гроссман);

- «Песенная поэзия В.Лебедева-Кумача, М.Исаковского, Л.Ошанина, Е.Долматовского, А.Суркова, А.Фатьянова, К.Симонова. «Моабитские тетради» Мусы Джалиля»;

- «Жанр поэмы в литературной летописи войны» («Зоя» М.Алигер, «Сын» П.Антокольского, «Двадцать восемь» М.Светлова).




79.


Литература периода Великой Отечественной войны. Военная лирика и публицистика.

1

1.Изучить материалы учебника, с.187-190, ч.2.

2.Прочитать «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого.



80.


Проза о войне. Б.Полевой. «Повесть о настоящем человеке».

1

1.Читать и анализировать стихотворения А.Твардовского «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…», «О сущем», «Дробится рваный цоколь монумента…».

2.Инд.задание: подготовить сообщение об А.Т.Твардовском.



81.


А.Т.Твардовский. Судьба и творчество. Доверительность и теплота лирической интонации поэта.

1

1.Выучить наизусть стихотворение А.Твардовского (по выбору).

2.Прочитать поэму А.Твардовского «По праву памяти».



82.


А.Т.Твардовский. Поэма «По праву памяти».

1

1.Читать и анализировать стихотворения Н.Заболоцкого «Гроза идёт», «Можжевеловый куст», «Не позволяй душе лениться…», «Лебедь в зоопарке», «Я воспитан природой суровой…».

2.Инд.задание: подготовить сообщение о Н.А.Заболоцком.



83.


Н.А.Заболоцкий и поэзия обэриутов. Вечные вопросы о единстве человека и природы в лирике поэта.

1

1.Изучить материалы учебника, с.207-211, ч.2.

2.Читать и анализировать стихотворения Ю.Друниной, М.Дудина, М.Луконина, С.Орлова, А.Межирова о Великой Победе.




84.


Осмысление Великой Победы 1945 года в 40-50-е годы XX века. Поэзия Ю.Друниной, М.Дудина, М.Луконина, С.Орлова, А.Межирова.

1

1.Прочитать повесть В.П.Некрасова «В окопах Сталинграда».

2.Инд.задание: подготовить сообщение «Окопный реализм» писателей-фронтовиков 60-70-х годов. Проза Ю.Бондарева, К.Воробьёва, А.Ананьева, В.Кондратьева, Б.Васильева, Е.Носова, В.Астафьева».



85.


Повесть В.П.Некрасова «В окопах Сталинграда» и «окопный реализм» писателей-фронтовиков 60-70-х годов.

1

1.Читать и анализировать стихотворения Е.Евтушенко, Р.Рождественского, А.Вознесенского, Б.Ахмадулиной, Н.Рубцова, Ю.Кузнецова.

2.Инд.задание: подготовить сообщение «Оттепель» и появление «громких» (эстрадных) и «тихих» лириков».



86.


«Оттепель» 1953-1964 годов – рождение нового типа литературного движения.

1

1.Прочитать 2 рассказа из цикла «Колымские рассказы» В.Шаламова.

2.Инд.задания. Подготовить сообщения:

- «Деревенская проза 50-80-х годов»;

- «Историческая романистика 60-80-х годов»;

- «Лагерная» тема в произведениях В.Шаламова, Е.Гинзбург, О.Волкова, А.Жигулина».



87.


«Деревенская проза» 50-80-х годов. Историческая романистика 60-80-х годов. «Лагерная» тема в творчестве В.Шаламова.

1

1.Изучить материалы учебника, с.258-262, ч.2.

2.Инд.задания: подготовить сообщения о Ю.Визборе, А.Галиче, Б.Окуджаве, В.Высоцком.



88.


Авторская песня как песенный монотеатр 70-80-годов.

1

1.Перечитать рассказы В.М.Шукшина «Одни», «Чудик», «Миль пардон, мадам», «Срезал».

2.Инд.задание: подготовить сообщение о В.М.Шукшине.



89.


В.М.Шукшин. Колоритность и яркость шукшинских героев-«чудиков».

1

1.Изучить материалы учебника, с.287-289, ч.2.

2.Инд.зазание: подготовить сообщение «Кинодраматургия В.М.Шукшина».



90.


Кинодраматургия В.Шукшина.

1

Подготовиться к письменной работе по творчеству В.М.Шукшина. Темы в учебнике, с.290, ч.2.



91.


Р/р. Письменная работа по творчеству В.М.Шукшина

1

1.Читать и анализировать стихотворения Н.М.Рубцова «Русский огонёк», «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…», «В горнице», «Душа хранит».

2.Инд.задание: подготовить сообщение о Н.М.Рубцове.



92.


«Тихая» лирика Н.М.Рубцова.

1

1.Выучить наизусть стихотворение Н.М.Рубцова (по выбору).

2.Прочитать рассказ В.П.Астафьева «Людочка».



93.


В.П.Астафьев. Жизнь и творчество. Рассказ «Людочка».

1

Прочитать повесть В.П.Астафьева «Царь-рыба».



94.


Взаимоотношения человека и природы в повести В.П.Астафьева «Царь-рыба».

1

1.Прочитать повесть В.Г.Распутина «Последний срок».

2.Инд.задание: подготовить сообщение о В.Г.Распутине.



95.


Нравственное величие русской женщины в повести В.Г.Распутина «Последний срок».

1

1.Прочитать повесть В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой».

2.Инд.задание: подготовить сообщение «Экранизация повести В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой».



96.


В.Г.Распутин. Повесть «Прощание с Матёрой».

1

1.Прочитать повесть А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

2.Инд.задание: подготовить сообщение об А.И.Солженицыне.



97.


А.И.Солженицын. Отражение «лагерных университетов» писателя в повести «Один день Ивана Денисовича».

1

Изучить материалы учебника, с.308-311, ч.2.



98.


А.И.Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ» (обзор содержания).

1

Подготовиться к письменной работе по творчеству А.И.Солженицына. Темы в учебнике, с.318, ч.2.



99.


Р/р. Письменная работа по творчеству А.И.Солженицына.

1

1.Прочитать повесть В.Пелевина «Омон Ра».

2.Инд.задания. Подготовить сообщения:

- «Реалистическая проза: В.Распутин, В.Астафьев, Л.Петрушевская, Л.Улицкая, В Маканин»;

- «Черты переходности, неустойчивости, аморфности нравственных идеалов: В.Астафьев, Б.Екимов, С.Каледин, В.Богомолов»;

- «Эволюция модернистской и постмодернистской прозы: В.Ерофеев, В.Пелевин».




100.


Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов. Многообразие течений и школ. Особенности прозы В.Пелевина. Б.Екимова, Е.Носова, Ю.Бондарева и др.

1

1. Изучить материалы учебника, с.348-350, ч.2. 2.Инд.задание: подготовить сообщение об И.Бродском.


101.


Поэзия и судьба И.Бродского.

1

Анализ любимого стихотворения И.Бродского.


102.


Современная литературная ситуация: реальность и перспективы (урок-обобщение)

1






VI. Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса.




Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) В 2 ч. / В.А. Чалмаев, С.А. Зинин. – М.: «Русское слово», 20013

  1. БЭНП «Литература» CD

  2. БЭНП Кирилла и Мефодия 2006г CD


  1. Н.В. Егорова, Золотарёва И.В. Поурочные разработки по русской литературе XX века 11 класс в 2-х ч. - М.: Вако, 2007.



Перечень учебно-методических средств обучения

  1. Инструктивно-методическое письмо о преподавании предмета «Литература» в 2012-2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области.

  2. Программа «Литература. 5 – 11 классы общеобразовательной школы» / Авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев – 4-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006. – 200 с.

  3. Базовый учебник «Русская литература XX века. 11 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Авторы В.А.Чалмаев, С.А.Зинин. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. - Москва: «Русское слово», 2012.

  4. Методическое пособие для учителя «Поурочные разработки по литературе. Универсальное издание» в двух частях, Автор Н.В.Егорова; Москва, «ВАКО», 2007.

Ресурсы ИКТ

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006.

  2. БЭНП «Литература» CD

  3. БЭНП Кирилла и Мефодия 2006г CD

  4. Презентации по авторам и темам


VII. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся обще­учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-

следственных связей,

• сравнение, сопоставление, классификация,

самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде,

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения

(ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.),

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей,

• составление плана, тезисов, конспекта,

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности,

•использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных,

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

Знать \ понимать:

  1. Образную природу словесного искусства.

  2. Содержание изученных литературных произведений.

  3. Основные факты жизни и творчества писателей – классиков XIX века.

  4. Основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений.

  5. Основные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

  1. Воспроизводить содержание литературного произведения.

  2. Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.

  3. Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи.

  4. Определять род и жанр произведения.

  5. Сопоставлять литературные произведения.

  6. Выявлять авторскую позицию.

  7. Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения.

  8. Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.

  9. Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.



VIII. Формы и методы контроля

- проверка усвоения навыков выразительного чтения (в том числе наизусть), развитие элементов исполнительской интерпретации художественного литературного произведения в чтении наизусть, инсценировании текста, чтении по ролям;

- различные формы пересказа как средство выявления навыков разговорной монологической речи и понимании сюжета произведения, характеров героев-персонажей;

- письменное высказывание по литературной или нравственно-этической проблеме как форма диагностики уровня письменной речевой культуры и понимания основных аспектов содержания литературного произведения;

- сочинения на литературные и публицистические темы.


Сочинение

Тема

Классное сочинение №1

(по творчеству М. Горького)


1. Как отражена мечта о героическом и прекрасном в раннем творчестве М. Горького?

2. Что лучше – истина или сострадание (по драме М. Горького «На дне»)?

3. Как отражены правда и ложь в драме М. Горького «На дне»?

4. Каким изображен человек в творчестве М. Горького?

5. Спор о человеке в драме М. Горького «На дне».

Домашнее сочинение №1 по творчеству А.И.Куприна и Л.Н.Андреева.

Темы сочинений в учебнике литературы стр. 96, стр. 108

Классное сочинение №2 по творчеству А.А.Блока.

Темы сочинений в учебнике литературы стр. 199

Домашнее сочинение №2

(по творчеству А.А. Ахматовой)


1. Как отражена тема Родины в творчестве А.А. Ахматовой?

2. Как раскрывается тема народного страдания и скорби в поэме Ахматовой «Реквием»?

3. Какую роль имеют средства художественной выразительности в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»?

4. А.А. Ахматова – «голос своего времени».

5. Анализ стихотворения А.А. Ахматовой.

Классное сочинение №3 по творчеству С.А.Есенина.


1. Как раскрывается тема Родины в творчестве С.А. Есенина

2. Анализ стихотворения С.А. Есенина (на выбор).

3. Какие темы отражены в творчестве С.А. Есенина?

4. В чём особенность творчества С.А. Есенина?

5. В чём особенность любовной лирики С.А. Есенина?

Домашнее сочинение №3

по роману М.А.Шолохова

«Тихий Дон».

1. В чём истоки трагедии Григория Мелехова (по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон»)?

2. Как изображена стихия народной жизни в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»?

3. В чём особенность женских образов в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»?

4. Утверждение вечных ценностей – Дома, Труда, Любви - в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»

5. В чём своеобразие женских образов в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»?

Классное сочинение №4

(по творчеству М.А.Булгакова).


1.Всепобеждающая сила любви и творчества.

2.Тема ответственности в романе «Мастер и Маргарита».

3.Христианская проблематика в романе.

4.Истинные и мнимые ценности в романе.

5.Добро и зло в романе.