СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 11 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 11 класс»





Пояснительная записка



Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:


- федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2008 № 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2009/2010 учебный год»;


Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.


Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Такая последовательность определяется универсальным для многих действующих программ принципом: преподавание курса в каждом классе основной школы строится чаще всего по хронологическому принципу. Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса.

Цели


Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфики литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторский позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написание сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.


ЗАДАЧИ


Изучение литературы в образовательных учреждениях реализует общие цели и способствует решению специфических задач:

- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно-эстетической системы;

- обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении родной и русской литературы;

- формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять сходство и национально-обусловленное своеобразие художественных решений;

- совершенствование речевой деятельности учащихся на русском языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно- выразительными средствами.


Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.

Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно- эстетическим ценностям нации и человечества. Изучение литературы сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы.

Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение школьников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения ,развивать эстетический вкус и литературные способности обучающихся, воспитывать любовь и привычку к чтению. Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико- литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. Именно поэтому базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими составляющими программы.

В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема – базовое понятие.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- выразительное чтение.

- различные виды пересказа.

- заучивание наизусть стихотворных текстов.

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации в 11 классе 102 часа;


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

- сравнение и сопоставление;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ;

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- владение монологической и диалогической речью, выбор и использование выразительных средств языка составление плана, тезиса, конспекта;

- формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы;

- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально- эстетической культуры и литературно-творческих возможностей, не только накопление читательского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у обучающихся следующих основных умений:

- владение техникой грамотного и осмысленного чтения;

- владение умениями выразительного чтения;

- восприятие художественного произведения как сюжетно-композиционного единства;

- умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

- умение выделять этическую, нравственную проблематику произведения;

- умение определять жанрово-родовую природу произведения;

- умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

- умение давать эстетическую оценку произведения и аргументировать ее.

Формы организации образовательного процесса

· уроки-лекции

· уроки-собеседования

· урок-практическая работа

· уроки-соревнования

· уроки с групповыми формами работы

· уроки взаимообучения учащихся

· уроки творчества

· уроки, которые ведут учащиеся

· уроки-зачеты

· уроки-творческие отчеты

· уроки-конкурсы

· уроки-игры

· уроки-диалоги

· уроки-семинары

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 11 класса знать/понимать:

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;

• основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

• основные теоретико-литературные понятия; уметь:

• воспроизводить содержание литературного произведения;

• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

• соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

• определять род и жанр произведения;

• сопоставлять литературные произведения;

• выявлять авторскую позицию;

• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

• участия в диалоге или дискуссии; • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

• определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

• определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.


Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе.

Оценка устных ответов учащихся.

При оценке устных ответов необходимо руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы данного класса.

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно – эстетического содержания произведения; умения пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрыть связь произведения с эпохой (8-11 классы); свободное владение монологической литературной речью.

Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются 1-2 неточности в ответе.

Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.


Оценка за сочинение.


Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Ставится за сочинение: глубоко и аргументированно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и др. материалов, необходимых для раскрытия, умение целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию; допускается незначительная неточность в содержании, 1-2 речевых недочета.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

Ставится за сочинение: достаточно полно и убедительно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и др. источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения. Логичное и последовательное изложение содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются 2-3 неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

Ставится за сочинение, в котором: в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но однотипный или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от темы или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владение основами письменной речи; в работе имеется не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается: 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибки, или 3 орфографических и 5 пунктуационных ошибок. Или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационных), а также 4 грамматических ошибки.

«2»

Ставится за сочинение, которое: не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опираясь на текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Допускается: 7 орфографических и 7 речевых ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

«1»

Ставится за сочинение: совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли; содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».

Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.



Основное содержание программы

Литература первой половины XX века

Обзор русской литературы первой половины

XX века (2 часа)

Традиции и новаторство в литературе рубежа XIXХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.

Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.

И. А. Бунин (7 часов)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель»

Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Солнечный удар

Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

А. И. Куприн (6 часов)

Жизнь и творчество (обзор).

Повести «Поединок», «Гранатовый браслет»

Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

М. Горький (8 часов)

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Старуха Изергиль» (возможен выбор другого произведения).

Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.   

Пьеса «На дне».

Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат.

Серебряный век русской поэзии

Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И. Ф. Анненский, М. И. Цветаева.

Символизм (1 час)

Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт)

 

А. А. Блок (5час)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы» (возможен выбор трех других стихотворений).

Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

Поэма «Двенадцать».  

История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция  и способы ее выражения в поэме.

Н. С. Гумилев. Акмеизм как национальная форма неоромантизма (2часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (возможен выбор трех других стихотворений).

Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

Футуризм (1 час)

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.

Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).

В. В. Маяковский (6 часов)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся»(указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой» (возможен выбор трех других стихотворений).

Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в  творчестве Маяковского. Драматургия Маяковского.


С. А. Есенин (5 часов)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…» (возможен выбор трех других стихотворений).

«Анна Снегина»- поэма о судьбе человека и родины.

Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.

Литература 20-х годов  (1 час)

Общая характеристика литературы 20-х годов

Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения.

Поэзия 20-х годов. Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом.

М. И. Цветаева (3 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Идешь, на меня похожий…», «Куст» (возможен выбор двух других стихотворений).

Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

О. Э. Мандельштам (2часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Невыразимая печаль», «Tristia» (возможен выбор двух других стихотворений).

Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама. 

 А. А. Ахматова (5 часов)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…» (возможен выбор двух других стихотворений).

Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.

Поэма «Реквием».

История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос “Реквиема”. Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.


Б. Л. Пастернак (3 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворение: «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…» (возможен выбор двух других стихотворений).

Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

Роман «Доктор Живаго» (обзор).

История создания и публикации романа. Цикл “Стихотворения Юрия Живаго” и его связь с общей проблематикой романа.


М. А. Булгаков (7 часов)

Жизнь и творчество.

Роман «Мастер и Маргарита» (для изучения предлагается один из романов – по выбору).

История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

А. П. Платонов (3 часа)

Жизнь и творчество.

«Усомнившийся Макар» (возможен выбор другого произведения). Проблема поисков смысла жизни. Образы правдоискателей и усомнившихся

М. А. Шолохов (7 часов)

Жизнь и творчество.

Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).

История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.

Литература второй половины XX века

Литература периода Великой Отечественной войны (1час)

Проза о войне (В. Быков, В. Кондратьев, Ю. Бондарев, Б. Васильев, К. Воробьев.

(5 часов)

Человек на войне. Реалии и романтика в описании войны. Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской истории.

А. Т. Твардовский (3 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем» (возможен выбор двух других стихотворений).

Поэма « По праву памяти»

Исповедальный характер лирики Твардовского.  Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.

 

А. И. Солженицын (5 часов)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Один день Ивана Денисовича», « Матренин двор»

Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в повестиПроблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

В. Т. Шаламов (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования.

Поэзия 50-60х годов. «Поэтический бум» и «Тихая лирика». (2 часа)

Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние» Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова.

Авторская песня ( 1 час)

Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Ю. Кима

«Деревенская» проза. «Городская» проза. ( 2 часа)

Нравственная проблематика произведений. Ю. В. Трифонов

Повесть «Обмен». Осмысление вечных тем человеческого бытия на фоне и в условиях городского быта.


А. В. Вампилов (1час)

(возможен выбор другого драматурга  второй половины XX века)

Пьеса «Утиная охота» (возможен выбор другого драматического произведения).

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

В. Г. Распутин (2 часа)

 Повесть «Прощание с Матерой» Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.

В.П.Астафьев, Ч. Айтматов (2часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Взаимоотношения человека и природы в романе «Царь-рыба»



И. А. Бродский (2 часа)

(возможен выбор другого поэта  второй половины XX века)

Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…») (возможен выбор других стихотворений).

Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в “заселенном пространстве”.

Из зарубежной литературы (2 часа)

Э.М.Ремарк (1час)

Жизнь и творчество (обзор)

 «Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования. Художественное своеобразие стиля писателя

 

Э. Хемингуэй (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Старик и море» (возможен выбор другого произведения).

Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя. 


Литература конца 20 -  начала 21 века (1 час)

Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.



 Календарно-тематическое планирование.

Название раздела

Общее количество часов

Развитие речи

1

Обзор русской литературы первой половины

XX века

2


2

Литература первой половины XX века





И. А. Бунин

7



А. И. Куприн

6

1


М. Горький

8

1

3

Поэзия серебряного века.




"Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт)

1



А.А.Блок

5



Н.С. Гумилев

2



Футуризм

1



В.В. Маяковский

6



С. А. Есенин

5

1

4

Литература 20-х годов


1


Общая характеристика

1



М.А. Цветаева

3



О.Э.Мандельштам

2



А.Ахматова

5

1


Б.Пастернак

3



М.А.Булгаков

7

1


А.П. Платонов

3



М.А. Шолохов

7

1

5

Литература второй половины XX века





Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе

6

1


А.Т. Твардовский

3



А. Солженицын

5

1


В.Т. Шаламов

1



Поэзия 50-60х годов

2



Авторская песня

1



«Деревенская» проза. «Городская» проза.

1



Ю.В.Трифонов

1



А.Вампилов

1



В.Г.Распутин

2



В. Астафьев

1



Ч. Айтматов

1



И.А Бродский

1


7

Из зарубежной литературы




Э.М. Ремарк

1



Э.Хемингуэй

1


8

Литература конца 20 -  начала 21 века




Постмодернизм

1



ИТОГО

102

8



п/п

Дата план

Дата факт

Тема урока

Тип урока

1



Литературный процесс рубежа веков – конца 19 – начала 20.

урок изучения нового, лекция.

2



ЛиЛитературный процесс рубежа веков – конца 19 – начала 20

КоКомбинированный урок

3



И.А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика Бунина

Комбинированный урок

4



И.А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика Бунина

Комбинированный урок

5



И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»

Комбинированный урок

6



И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»

Комбинированный урок

7



И.А. Бунин. Рассказы о любви(«Чистый понедельник», «Легкое дыханье», «Солнечный удар»).

Комбинированный урок

8



И.А. Бунин. Рассказы о любви(«Чистый понедельник», «Легкое дыханье», «Солнечный удар»).

Комбинированный урок

9



И.А. Бунин. Рассказы о любви(«Чистый понедельник», «Легкое дыханье», «Солнечный удар»).

Комбинированный урок

10



А.И. Куприн. Жизнь и творчество. Проблема самопознания личности в повести «Поединок»

урок изучения нового, лекция

11



А.И. Куприн. Жизнь и творчество. Проблема самопознания личности в повести «Поединок»

Комбинированный урок

12



А.И. Куприн. «Гранатовый браслет»: смысл спора о бескорыстной любви.

Комбинированный урок

13



А.И. Куприн. «Гранатовый браслет»: смысл спора о бескорыстной любви.

Комбинированный урок

14



А.И. Куприн. «Гранатовый браслет»: смысл спора о бескорыстной любви.

Комбинированный урок

15



Сочинение по творчеству И.А. Бунина и А.И. Куприна.

Контрольный урок.

16



М. Горький. Личность. Творчество. Судьба.

Комбинированный урок

17



Философия жизни в рассказах Горького и ее художественное воплощение.

урок изучения нового

18



Философия жизни в рассказах Горького и ее художественное воплощение

Комбинированный урок

19



 Пьеса «На дне». Сценическая история и роль  в театральной и общественной жизни.

урок изучения нового

20



Система образов в пьесе «На дне».

Комбинированный урок

21



Философский спор о правде и человеке. Проблема гуманизма.

Комбинированный урок

22



Философский спор о правде и человеке. Проблема гуманизма.

Комбинированный урок

23



Сочинение по творчеству М. Горького.

Контрольный урок.

24



Поэзия серебряного века. «Старшие символисты»: В.Брюсов, К.Бальмонт.

урок изучения нового

25



А. Блок. Основные мотивы лирики. Романтический мир раннего Блока.

Комбинированный урок

26



А. Блок. Основные мотивы лирики. Романтический мир раннего Блока.

Комбинированный урок

27



Тема России и основной пафос патриотических стихотворений Блока.

Комбинированный урок

28



Поэма «Двенадцать».

Комбинированный урок

29



Поэма «Двенадцать».

Комбинированный урок

30



Акмеизм как национальная форма неоромантизма. Поэзия Н.С. Гумилева.

урок изучения нового

31



Акмеизм как национальная форма неоромантизма. Поэзия Н.С. Гумилева.

Комбинированный урок

32



Футуризм . Манифесты, пафос поэзии футуристов.

урок изучения нового

33



В.В. Маяковский. Особенности лирики.

Комбинированный урок

34



В.В. Маяковский. Особенности лирики.

Комбинированный урок

35



Сатирические мотивы лирики Маяковского.

Комбинированный урок

36



Стихи Маяковского о любви.

Комбинированный урок

37



Драматургия Маяковского.

Комбинированный урок

38



Драматургия Маяковского.

Комбинированный урок

39



С. Есенин. Лики Родины в поэзии Есенина».

Комбинированный урок

40



Любовная лирика Есенина.

Комбинированный урок

41



«Анна Снегина»- поэма о судьбе человека и родины.

Комбинированный урок

42



Сочинение по творчеству поэтов Серебряного века.

Контрольный урок.

43



Русская литература после 1917 года.

урок изучения нового

44



М.Цветаева. Сложная судьба и трагедийная тональность творчества.

Комбинированный урок

45



Конфликт быта и бытия, времени и вечности в поэзии Цветаевой.

Комбинированный урок

46



Конфликт быта и бытия, времени и вечности в поэзии Цветаевой.

Комбинированный урок

47



О.Э. Мандельштам. Связь времен в поэзии Мандельштама.

урок изучения нового

48



О.Э. Мандельштам. Связь времен в поэзии Мандельштама

Комбинированный урок

49



А.Ахматова. Глубина человеческих переживаний в лирике Ахматовой.

Комбинированный урок

50



А.Ахматова. Глубина человеческих переживаний в лирике Ахматовой

Комбинированный урок

51



Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой.

Комбинированный урок

52



Поэма «Реквием». Личная трагедия и народное горе.

Комбинированный урок

53



Сочинение по творчеству А.Ахматовой и М.Цветаевой.

Контрольный урок

54



Б. Пастернак. Поэтическая эволюция Пастернака.

урок изучения нового

55



Б. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Тема интеллигенции и революции.

Комбинированный урок

56



Юрий Живаго в системе образов романа.

Комбинированный урок

57



Жизнь, творчество, личность М.А. Булгакова.

урок изучения нового

58



«Мастер и Маргарита». Композиция романа и его проблематика.

Комбинированный урок

59



Понтий Пилат и Иешуа Га-ноцри в романе.

Комбинированный урок

60



Судьба художника в  романе.

Комбинированный урок

61



«Нечистая сила» в романе. Проблема милосердия, всепрощения, справедливости.

Комбинированный урок

62



Изображение любви как высшей духовной ценности.

Комбинированный урок

63



Сочинение по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Контрольный урок

64



А.П. Платонов. Судьба писателя и его книг.

Комбинированный урок

65



А. Платонов. «Усомнившийся Макар». Проблема поисков смысла жизни. Образы правдоискателей и усомнившихся.

Комбинированный урок

66



А. Платонов. «Усомнившийся Макар». Проблема поисков смысла жизни. Образы правдоискателей и усомнившихся

Комбинированный урок

67



М.А. Шолохов.
Жизнь и творчество.

Комбинированный урок

68



Роман-эпопея «Тихий Дон». Широта эпического повествования.

Комбинированный урок

69



Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества.

Комбинированный урок

70



Изображение гражданской войны как общенародной трагедии.

Комбинированный урок

71



Судьба Григория Мелехова.

Комбинированный урок

72



Женские образы в романе. Утверждение вечных ценностей.

Комбинированный урок

73



Сочинение по роману «Тихий Дон».

Контрольный урок

74



Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе.

Комбинированный урок

75



Проза о войне (В. Быков, В. Кондратьев, Ю. Бондарев, Б. Васильев, К. Воробьев). Человек на войне. Реалии и романтика в описании войны.

Комбинированный урок

76



Проза о войне (В. Быков, В. Кондратьев, Ю. Бондарев, Б. Васильев, К. Воробьев). Человек на войне. Реалии и романтика в описании войны.

Комбинированный урок

77



Великая Отечественная война в русской поэзии.

Комбинированный урок

78



Великая Отечественная война в русской поэзии

Комбинированный урок

79



Сочинение по произведениям о Великой Отечественной войне.

Контрольный урок

80



А.Т. Твардовский. Философская лирика.

Комбинированный урок

81



Поэма «По праву памяти». История создания поэмы. Размышления о судьбе обманутого поколения. Идея гуманизма.

Комбинированный урок

82



А. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича» Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.

урок изучения нового

83



А. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича» Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.

Комбинированный урок

84



А.Солженицын. «Матренин двор».

Комбинированный урок

85



А.Солженицын. «Матренин двор».

Комбинированный урок

86



Сочинение по творчеству А.Солженицына.

Контрольный урок

87



В.Т.Шаламов. Своеобразие раскрытия лагерной темы в «Колымских рассказах».

урок изучения нового

88



Поэзия 50-60х годов. «Поэтический бум» и «Тихая лирика».

урок изучения нового

89



Поэзия 50-60х годов. «Поэтический бум» и «Тихая лирика».

Комбинированный урок

90



Авторская песня.

Комбинированный урок

91



«Деревенская» проза. «Городская» проза. Нравственная проблематика произведений.

урок изучения нового

92



«Деревенская» проза. «Городская» проза. Нравственная проблематика произведений.

Комбинированный урок

93



Драматургия А. Вампилова.

Комбинированный урок

94



В.Г. Распутин. Историческая память народа в рассказе «Прощание с Матерой».

Комбинированный урок

95



В.Г. Распутин. Историческая память народа в рассказе «Прощание с Матерой».

Комбинированный урок

96



Человек и природа в произведениях В. Астафьева И Ч. Айтматова.

Комбинированный урок

97



Человек и природа в произведениях В. Астафьева И Ч. Айтматова

Комбинированный урок

98



И.А. Бродский. Своеобразие поэтического мышления.

урок изучения нового

99



Сочинение по русской литературе второй половины 20-го века

Контрольный урок

100



Э.М.Ремарк .Жизнь и творчество.«Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования.

урок изучения нового

101



Э. Хемингуэй. Жизнь и творчество. Повесть «Старик и море».Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути

урок изучения нового

102



Обзор литературы последних десятилетий. Постмодернизм

Комбинированный урок