Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
| УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «СОШ № 9» _______________ / Гафурова Л.Н./ приказ от 31 августа 2016 г. № |
Рабочая программа
учебного предмета «Литература»
(базовый уровень)
для 5 специального (коррекционного) класса VII вида
Составитель
Ананьева Анастасия Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
г. Воскресенск
2016 год
Настоящая рабочая программа по литературе для 5специального (коррекционного) класса VII вида разработана в соответствии с:
Базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида, утвержденным приказом Министерства образования от 10.04.2002 г. №29/2065-П;
Адаптированной образовательной программой МОУ «СОШ №9» на 2016-2017 учебный год;
Авторской программой «Литература» (Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина, и других. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, Н. В. Беляева]. —2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2014).
Для реализации программного содержания используется учебник Литература. 5 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч./ В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
В соответствии с учебным планом образовательной организации на изучение литературы в 5-м специальном (коррекционном) классе VII вида отводится 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Литература»
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
Уметь:
• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного);
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Содержание учебного предмета «Литература»
Введение (1 ч)
Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга какдуховное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создателикниги (автор, художник, редактор, корректор и др.). Учебник литературы и работа с ним.
Основные виды учебной деятельности: Беседа-дискуссия о роли книги в современнойжизнии её месте среди других источников информации. Выразительное чтение статьи учебника «К читателям», беседа «Писатели о роли книги», эмоциональный отклики выражение личного отношения к прочитанному1.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (5 ч)
Фольклор — коллективное устное народное творчество.Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклореМалые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни,пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество(развитие представлений).
Русские народные сказки
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные,бытовые(анекдотические, новеллистические). Нравственное и эстетическое содержание сказок. Сказители. Собиратели сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступкахгероев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое,полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данныеВасилисы Премудрой...» (М. Горький). Иван-царевич — победительжитейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесныхпротивников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Светлый и тёмныймир волшебной сказки. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочныхформул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народныепредставления о справедливости, добре и зле в сказках о животныхи бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка как повествовательный жанрфольклора. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянныеэпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления).Сравнение.
Основные виды учебной деятельности: чтение и обсуждение фольклорных произведений. Выявление роли фольклора вжизни наших предков. Чтение и обсуждение статьи учебника, ответы на вопросы, сказывание любимых сказок, работа с кратким словарем литературоведческих терминов, выборочный пересказ отдельных эпизодов, ответы на вопросы. Выразительное чтение малых фольклорных жанров.Выявлениехарактерных для народных сказок художественныхприёмов и фантастических элементов и определениеих роли в сказке.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1 ч)
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор).
«Повесть временных лет» как литературный памятник.«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и ихподвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись (начальные представления).
Основные виды учебной деятельности: изучение статьи учебника «Из древнерусскойлитературы». Составление плана статьи с указанием основных этапов развития древнерусской литературы, выразительное чтение и пересказ фрагментов летописи, чтение и пересказ летописного сюжета,устные иписьменные ответы на вопросы,чтение и комментирование фрагмента.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (1 ч)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — учёный, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два Астронома в пиру...» — научныеистины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма.Жанры литературы (начальные представления).
Основные виды учебной деятельности: Выразительное чтение статей учебника, устные рассказы о Ломоносове (по группам),пересказ фрагментов публицистического и научно-популярного текстов, обсуждение иллюстративного материала к коллективному проекту.устные ответы навопросы,участие в коллективном диалоге, составление плана, выразительное чтение стихотворения (в том численаизусть). Поиск незнакомых слов и определение ихзначений с помощью словарей и справочной литературы, составление лексических и историко-культурных комментариев.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (28 ч)
Русские басни
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русскиебаснописцы XVIII века:А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев) (обзор).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство,начало литературной деятельности).
«Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражениеисторических событий в басне; патриотическая позиция автора.Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека. Поучительный характер басен. Своеобразиеязыка басен И. А. Крылова.
Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героевлитературной и фольклорной сказки.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальные представления).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта(детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зелёный...». Пролог к поэме «Руслан иЛюдмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событийнародных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — её истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячиесюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица ицаревна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красотавнешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).
Русская литературная сказка XIX века
Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземныежители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Пётр Павлович Ершов. «Конёк-Горбунок». (Для внеклассногочтения.) Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность ияркость языка.
Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps». (Для внеклассного чтения.) Героическое и обыденное в сказке. Трагическийфинал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство иначало литературной деятельности, интерес к истории России).
«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинскогосражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения.
Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитиепредставлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).
«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического,реального и фантастического.
«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения.)Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев.Изображение конфликта тёмных и светлых сил.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений).Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детствои начало литературной деятельности).Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизникрестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мирдетства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы«Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа.Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения.)
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство иначало литературной деятельности).
«Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизнив эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие,трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостного человека.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (развитие представлений). Литературный герой (развитие представлений).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.
Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полнаядвижения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство,начало литературной деятельности).
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, дверазные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет(начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство иначало литературной деятельности).
«Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа.Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений).Речевая характеристика персонажей (начальные представления).Речь героев как средство создания комической ситуации.
Русские поэты XIX века о родине и родной природе (обзор)
Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохотлетних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночьв деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. З. Суриков.«Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительноечтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Основные виды учебной деятельности: Выразительное чтение басен, баллады, стихотворений, устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Комментирование исторического содержания басни, стихотворения.Устные или письменные ответы на вопросы (в том числе с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов.Выявление основных черт произведений различных жанров (в том числе басни, баллады). Чтение и обсуждение статьи учебника, устные рассказы о поэте, писателе.Создание иллюстраций к стихотворению. Сопоставительный анализ сказки Пушкина и фольклорных сказок разных народов. Тестирование. Письменные высказывания различныхжанров: описание, сочинение по картине, характеристика героев (в том числе сопоставительная), отзыв осамостоятельно прочитанном произведении, ответ навопрос по теории литературы, ответы на проблемныевопросы нравственно-этического плана. Выразительное чтение повести, рассказа (в том числепо ролям), пересказ и анализ фрагментов произведений.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (20 ч)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство иначало литературной деятельности).
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическоев рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическоевоспоминание о Родине. Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе(детство и начало литературной деятельности).
«В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам.Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев.«Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание — основаотношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте (детство,юность, начало творческого пути).
Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий домс голубыми ставнями...» — поэтизация картин малой родиныкак исток художественного образа России. Особенности поэтического языка С. А. Есенина.
Русская литературная сказка XX века (обзор)
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство иначало литературной деятельности).
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе.Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя.Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальныепредставления). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Тёплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. СказкиС. Я. Маршака.
«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Развитие жанра литературной сказкив XX веке. Драма как род литературы (начальные представления).Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания исчастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство,начало литературной деятельности).
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах.Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
«Ради жизни на Земле...»
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвигив годы Великой Отечественной войны.
К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете...»;А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».Война и дети — обострённо трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о родине, родной природе
И. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер...»; А. Прокофьев. «Алёнушка»; Д. Кедрин. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня»; Дон-Аминадо. «Города и годы».Стихотворные лирические произведения о родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мираи осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Сближение
образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
Писатели улыбаются
Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».Образы и сюжеты литературной классики как темы произведенийдля детей.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Основные виды учебной деятельности: Выразительное чтение рассказа, стихотворения (в том числе наизусть). Устное рецензированиевыразительного чтения одноклассников. Поиск незнакомых слов и историко-культурных реалий и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устноеиллюстрирование. Поиск цитатных примеров,иллюстрирующих понятия «антитеза», «повтор», «портрет», с использованием словаря литературоведческих терминов.Составление письменного или устного ответа на проблемный вопрос. Устный рассказ о писателе.Сопоставление персонажей и составление плана их сравнительной характеристики (Вася и Валек, Тыбурций и судья). Работа с таблицей «Портретные характеристики героев» (по группам).Обсуждение самостоятельнопрочитанных произведений писателя.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (12 ч)
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традицийпредков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость,несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и кино-искусстве.
ХансКристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастическихобразов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и ГердаМужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победадобра, любви и дружбы.
Теория литературы. Художественная деталь (начальныепредставления).
Жорж Санд. «О чём говорят цветы». (Для внеклассного чтения.) Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба.Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальныхжизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.Изобретательность в играх — умение сделать окружающий миринтересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность,смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейшихжизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Основные виды учебной деятельности: Выразительное чтение статьи учебника и составление её плана.Выразительное чтение баллады. Составление цитатного плана баллады и определение её стихотворногоразмера. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.Устное иллюстрирование. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «баллада». Выразительное чтение фрагментов романа.Краткий пересказ эпизодов романа, помогающих понять черты характера и внутреннюю сущность героя.Выразительное чтение сказки (в том числе по ролям),пересказ и инсценирование её фрагментов (по группам).
Учебно-тематический план
Название раздела | Кол-во часов | Причина изменений | Уроки развития речи | Уроки внеклассного чтения |
По программе | С изменениями |
Введение | 1 | 1 | | | |
Устное народное творчество | 10 | 5 | | | |
Из древнерусской литературы | 2 | 1 | | | |
Из литературы XVIII века | 2 | 1 | | | 1 |
Из литературы XIX века | 42 | 28 | | 6 | 6 |
Из литературы XX века | 30 | 20 | | 2 | 3 |
Из зарубежной литературы | 18 | 12 | | 2 | 1 |
ИТОГО | 105 | 68 | | 10 | 11 |
Календарно- тематический план
по учебному предмету «Литература»
на 2016 - 2017 учебный год.
Номера уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала |
Введение (1 ч) |
1 | 1 | Книга в жизни человека. | 01.09-02.09 | |
Устное народное творчество (5 ч) |
2 | 1 | Фольклор – коллективное устное народное творчество.Малые жанры фольклора. Детский фольклор. | 01.09-02.09 | |
3 | 2 | Русские народные сказки. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка. | 05.09-09.09 | |
4 | 3 | «Царевна-лягушка». Василиса Премудрая и Иван-царевич. Поэтика волшебной сказки. | |
5 | 4 | «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки. | 12.09-16.09 | |
6 | 5 | Сказки оживотных. «Журавль и цапля». Особенности сказок о животных. Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Особенности бытовых сказок и их отличие от волшебных сказок. | |
Из древнерусской литературы (2 ч) |
7 | 1 | «Повесть временных лет» каклитературныйпамятник. | 19.09-23.09 | |
8 | 2 | Из «Повести временных лет»: «Подвиг отрокакиевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания и их подвиги. | |
Из литературы XVIII века(1 ч) |
9 | 1 | М. В. Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру…». Изложениенаучных истин в поэтическойформе. Понятие о юморе. | 26.09-30.09 | |
Из литературы XIX века (28 ч) |
10 | 1 | Вн. чт. Жанр басни в мировой литературе. Истокибасенного жанра: Эзоп, Лафонтен, русские баснописцыXVIII века: А. П. Сумароков,И. И. Дмитриев. | 26.09-30.09 | |
11 | 2 | И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Свиньяпод Дубом». Краткий рассказ о баснописце. Осмеяние человеческих пороков.«Волк на псарне». | 03.10-10.10 | |
12 | 3 | Р.р. И. А. Крылов. Басни.Обобщение изученного обаснях. | |
13 | 4 | В. А. Жуковский. «Спящая царевна». Краткий рассказ о поэте. Особенности сюжета сказки. | 17.10-21.10 | |
14 | 5 | В. А. Жуковский. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Понятие о балладе. | |
15 | 6 | А. С. Пушкин. «Няне». Рассказ о детских годах жизни. «У лукоморья дубзелёный…». Пролог к поэме«Руслан и Людмила». Мотивы и сюжеты пушкинского произведения. | 24.10-28.10 | |
16 | 7 | «Сказка о мёртвойцаревне и о семи богатырях»: события и герои. Система образов сказки. | |
17 | 8 | «Сказка о мёртвойцаревне и о семи богатырях»: истоки сюжета, поэтика сказки. | 31.10-04.11 | |
18 | 9 | Р.р. «Сказка о мёртвойцаревне и о семи богатырях». Подготовка к домашнему письменномуответу на один изпроблемных вопросов. | |
19 | 10 | Вн. чт. А. С. Пушкин. Сказки.Художественный мир пушкинских сказок. | 07.11-11.11 | |
20 | 11 | Антоний Погорельский. «Чёрная курица, илиПодземные жители» как литературная сказка. | |
21 | 12 | Вн. чт. В. М. Гаршин. «AttaleaPrinceps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения. | 14.11-21.11 | |
22 | 13 | М. Ю. Лермонтов. Краткийрассказ о поэте. «Бородино» как отклик на25-летнюю годовщину Бородинского сражения.«Бородино»: проблематика и поэтика. | |
23 | 14 | Вн. чт. «Ашик-Кериб» как литературная сказка. Добро и зло в сказке. | 28.11-02.12 | |
24 | 15 | Н. В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место».Поэтизация народной жизни. Реальность и фантастика в повести. | |
25 | 16 | Вн. чт. «Вечера на хутореблиз Диканьки», «Майскаяночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть». Поэтизация картин народной жизни. Герои повестей. | 05.12-09.12 | |
26 | 17 | Н. А. Некрасов. Краткий рассказ о поэте. «Есть женщины в русскихселеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины. | |
27 | 18 | «Крестьянские дети». Язык стихотворения. | 12.12-16.12 | |
28 | 19 | И. С. Тургенев. Краткий рассказо писателе. «Муму» как повесть о крепостном праве. Духовные и нравственные качества Герасима. | |
29 | 20 | «Муму»:система образов. Развитиепредставлений о литературном герое. | 19.12-23.12 | |
30 | 21 | А. А. Фет. Краткий рассказ о поэте. Лирика. | |
31 | 22 | Л. Н. Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Кавказский пленник»: русскийофицер в плену у горцев. | 26.12-30.12 | |
32 | 23 | Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Жилин и Костылин. | |
33 | 24 | Проверочная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого | 09.01-13.01 | |
34 | 25 | А. П. Чехов. Краткий рассказ о писателе.«Хирургия» как юмористический рассказ. | |
35 | 26 | Вн. чт. Рассказы Чехова. Ранние юмористические рассказы Антоши Чехонте. | 16.01-20.01 | |
36 | 27 | Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как веселгрохот летних бурь…», «Естьв осени первоначальной…». | |
37 | 28 | А. Н. Майков. «Ласточки»; И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); И.З. Суриков. «Зима» (отрывок); А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок). | 23.01-27.01 | |
Из литературы XX века (20 ч) |
38 | 1 | И. А. Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Косцы». Восприятиепрекрасного героями рассказа. | 23.01-27.01 | |
39 | 2 | В. Г. Короленко. Краткий рассказ о писателе. «В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела». | 30.01-03.02 | |
40 | 3 | «В дурном обществе»: судья иего дети. Знакомство с Валеком и Марусей. | |
41 | 4 | «В дурном обществе»: семья Тыбурция. Вася и Валек. | 06.02-10.02 | |
42 | 5 | С. А. Есенин. Краткий рассказ опоэте. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…». Поэтизация картин малой родины. | |
43 | 6 | П. П. Бажов. Краткий рассказо писателе. «Медной горы Хозяйка»: образыСтепана и Хозяйки Медной горы. | 13.02-20.02 | |
44 | 7 | «Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы. Сказ и сказка. | |
45 | 8 | К. Г. Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Тёплый хлеб»: языксказки. Реальное ифантастическое в сказке. | 27.02-03.03 | |
46 | 9 | Вн. чт. «Заячьи лапы» идругие рассказы. Природаи человек в сказках К. Г. Паустовского. | |
47 | 10 | Вн. чт. С. Я. Маршак. Краткий рассказ о писателе Сказки для детей. «Двенадцать месяцев»: проблемы и герои.. Драма как род литературы. | 06.03-10.03 | |
48 | 11 | Р.р.«Двенадцать месяцев».Подготовка к домашнему письменному ответу на один изпроблемных вопросов. | |
49 | 12 | А. П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Никита»: человек и природа. Быль и фантастика. | 13.03-18.03 | |
50 | 13 | В. П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Васюткино озеро»: юный геройвэкстремальной ситуации. | |
51 | 14 | «Васюткино озеро»: становление характера главного героя. | 20.03-24.03 | |
52 | 15 | Р.р. Подготовка к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов | |
53 | 16 | А. Т. Твардовский. Патриотические подвиги детейв годы Великой Отечественнойвойны. К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…». Война и дети. | 27.03-31.03 | |
54 | 17 | И. А. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер…»; Дон-Аминадо. «Городаи годы». Стихотворные лирические произведения о родине,родной природе. | |
55 | 18 | Д. Кедрин. «Алёнушка»; А. Прокофьев. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Роднаядеревня». Образ родины встихах о при роде. | 03.04-10.04 | |
56 | 19 | Саша Чёрный. Краткийрассказ о поэте. «Кавказский пленник». Образы детей в рассказе. «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики. | |
57 | 20 | Ю. Ч. Ким. Краткийрассказ о поэте. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение. | 17.04-21.04 | |
Из зарубежной литературы (12 ч) |
58 | 1 | Р. Л. Стивенсон. Краткийрассказ о писателе. «Вересковый мёд»: верностьтрадициям предков. | 17.04-21.04 | |
59 | 2 | Д. Дефо. Краткий рассказ о писателе «Робинзон Крузо»:необычайные приключения героя.характер героя. | 24.04-28.04 | |
60 | 3 | Д. Дефо. «РобинзонКрузо»: произведение о силечеловеческого духа. | |
61 | 4 | Х.-К. Андерсен.«Снежная королева»: сказка о великой силе любви. | 01.05-05-05 | |
62 | 5 | Х.-К. Андерсен.«Снежная королева»: «чтоесть красота?». Снежная королева и Герда. | |
63 | 6 | Р.р. Х.-К. Андерсен. Сказки.Устный ответ на один из проблемных вопросов | 08.05-12.05 | |
64 | 7 | М. Твен. Краткийрассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства. Дружба героев. | |
65 | 8 | Р.р. «Приключения ТомаСойера» – любимая книга многих поколений читателей | 15.05-19.05 | |
66 | 9 | Итоговая проверочная работа по литературе. | |
67 | 10 | Джек Лондон.Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым? Мастерство писателя. | 22.05-25.05 | |
68 | 11 | Повторение и обобщение изученного в 5 классе. | |
Итого | часов | В том числе: |
уроков повторения | контрольных работ | практических (лабораторных) работ | уроков развития речи |
по программе | 68 | 1 | | | |
выполнено | | | | | |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР __________/Андреева М.М./
«______» августа 2016 г.
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО, рекомендуется к утверждению
протокол № 1 от «___» августа 2016 г.
Руководитель ШМО _____________ /Хуртина Л.А./