№ п/п | Содержание (разделы, темы) | Ча сы | Дата проведения | Оборудование | Основные виды учебной деятельности (УУД) |
Предметные | Метапредметные |
план | факт |
| 1 четверть ( 27 часов) | | | | | | |
| Введение ( 1час) | | | | | | |
1. | Введение. Роль книги в жизни человека. Книга и ее компоненты. Учебник литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся в начальной школе. | 1 | | | Учебный диск | Знать: роль литературы в духовной жизни России, место книги в жизни человека. Уметь: владеть навыками литературного чтения, использовать приобретенные знания для создания творческих работ. | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные : осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения. Личностные: испытывать положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. |
| Устное народное творчество (10 часов) | | | | | | |
2. | Устное народное творчество. Понятие о фольклоре. Зая Пандита- основатель калмыцкой письменности. | 1 | | | ИКТ презентация | | |
3. | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна –лягушка» | 1 | | | Фрагменты фильма | | |
4. | «Царевна-лягушка». Иван Царевич, его противники и помощники. | 1 | | | Иллюстрации к сказке | | |
5. | Облик волшебницы Василисы Премудрой. Народная мораль в сказке. Художественный мир волшебной сказки. | 1 | | | ИКТ презентация | | |
6. | Художественный мир волшебной сказки. | 1 | | | Учебный диск аудиозапись | | |
7. | «Иван -крестьянский сын и чудо -юдо» как волшебная сказка героического содержания. Особенности сюжета и героев сказки. | 1 | | | ИКТ презентация | | |
8. | Образ главного героя. Особенности сюжета. Герои сказки в оценке автора – народа. | 1 | | | Иллюстрации Учебный диск | | |
9. | Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. | 1 | | | ИКТ презентация | | |
10. | Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках. | 1 | | | Аудиозапись | | |
11. | Р.Р.Мои любимые русские народные сказки. Обучение домашнему сочинению «Мой любимый герой народной сказки». | 1 | | | Иллюстрации, рисунки | | |
| Из древнерусской литературы (2 часа) | | | | | | |
12. | Возникновение древнерусской литературы. Русское летописание. Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет». Отзвуки фольклора в летописи. | 1 | | | Учебный диск | Знать: особенности повествования Уметь: воспринимать и анализировать текст. | Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. Личностные: осознаёт свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий и поступков. |
13 | Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. | 1 | | | Аудиозапись | | |
| Из литературы 18 века ( 2 часа) | | | | | | |
14. | Из русской литературы 18 века. Роды и жанры литературы. | 1 | | | Таблица | Знать: роды и жанры литературы. Уметь: определять род и жанр произведения. | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные : осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Личностные: проявляет желание осваивать новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе, осознаёт себя как индивидуальность. |
15. | М.В. Ломоносов. Стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру…» | 1 | | | Аудиозапись | | |
| Из русской литературы 19 века (40 часов) | | | | | | |
| Русские басни | | | | | | |
16. | Басня как лирический жанр. Истоки басенного жанра. | 1 | | | Учебный диск | Уметь: сравнивать и анализировать поэтические тексты разных авторов, самостоятельно проводить исследования художественного своеобразия басен. | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач . Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Личностные: демонстрирует желание осваивать новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. |
17. | И.А. Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Волк и Ягнёнок». Понятие об аллегории и морали. | 1 | | | ИКТ презентация | | |
18. | И.А.Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Понятие об аллегории и морали. | 1 | | | Аудиозапись, иллюстрации | | |
19. | Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне1812 года. | 1 | | | Аудиозапись Иллюстрации | | |
20. | Понятие об эзоповом языке. Конкурс инсценированной басни. | 1 | | | ИКТ презентация | | |
21. | В.А. Жуковский. Слово о поэте. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна». | 1 | | | ИКТ презентация | | |
22. | В.А. Жуковский. «Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки. | 1 | | | Аудиозапись, иллюстрации, рисунки | | |
23 | В.А.Жуковский «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады | 1 | | | Аудиозапись | | |
24. | А.С.Пушкин. Детские и лицейские годы жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны. | 1 | | | ИКТ презентация | | |
25. | Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок. | 1 | | | Аудиозапись, иллюстрации | | |
26. | Урок контроля. Письменные ответы или тестирование. | 1 | | | Тесты | | |
27. | А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. | 1 | | | Аудиозапись, иллюстрации, рисунки | | |
| 2 четверть ( 21 час) | | | | | | |
28. | Противостояние добрых и злых сил в «Сказке о мёртвой царевне» А.С.Пушкина . | 1 | | | Аудиозапись | | |
29. | Р.Р. Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. | 1 | | | | | |
30. | Р.Р.Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа. Обучение домашнему сочинению | 1 | | | Таблица | | |
31. | Вн. чт. Мои любимые сказки А.С.Пушкина. Художественный мир пушкинских сказок. | 1 | | | Произведения А.С.Пушкина, аудиозапись | | |
32. | Русская литературная сказка. А.Погорельский. «Чёрная курица или подземные жители. Сюжет сказки. | 1 | | | Аудиозапись | | |
33. | Сказочно -условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке. | 1 | | | Учебный диск | | |
34. | В.М.Гаршин. « Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения. | 1 | | | ИКТ презентация | | |
35. | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино» историческая основа и патриотический пафос стихотворения. | 1 | | | ИКТ презентация | | |
36. | Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». | 1 | | | Таблица | | |
37. | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести. | 1 | | | ИКТ презентация | | |
38. | Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Понятие о фантастике. | 1 | | | Учебный диск | | |
39. | Вн.чт. Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» | 1 | | | Иллюстрации, рисунки | | |
40. | Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Раздумье поэта о судьбе народа. Развитие понятия об эпитете. | 1 | | | ИКТ презентация | | |
41. | Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, красный нос». Поэтический образ русской женщины. | 1 | | | Аудиозапись | | |
42. | Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Речевая характеристика героев. | 1 | | | Иллюстрации | | |
43. | И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. | 1 | | | ИКТ презентация | | |
44. | Герасим и барыня. Герасим и Татьяна. | 1 | | | Учебный диск | | |
45. | Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и её челяди. | 1 | 20.12 | | Учебный диск | | |
46. | Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества. | 1 | | | Иллюстрации | | |
47. | Р.Р. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу «Муму». «Что воспевает Тургенев в образе Герасима?», «Друзья и враги Герасима», «В чём вина и беда барыни?» | 1 | | | ИКТ презентация | | |
48. | Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова ,Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова | 1 | | | Тесты | | |
| 3 четверть (30 часов) | | | | | | |
49. | А.А.Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь». Обучение выразительному чтению. Природа и человек в стихотворении. | 1 | | | ИКТ презентация | | |
50. | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы. | 1 | | | ИКТ презентация | | |
51. | Р.Р. Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев и подготовка к сочинению по рассказу. «Жилин и Костылин: разные судьбы», «Друзья и враги пленного Жилина», «Гуманистические мысли Л.Н.Толстого в рассказе «Кавказский пленник» | 1 | | | Учебный диск | | |
52. | Р.Р. Сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». | 1 | | | | | |
53. | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. | 1 | | | ИКТ презентация | | |
54. | Р.Р. Обучение киносценарию по рассказу Чехова «Хирургия». | 1 | | | Икт презентация | | |
55. | Вн. чт. Рассказы Антоши Чехонте. | 1 | | | Произведения А.П.Чехова, иллюстрации | | |
| Поэты 19 века о Родине и родной природе ( 4 часа) | | | | | | |
56. | Лирика Ф.И.Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений. | 1 | | | ИКТ презентация | Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. | Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. |
57. | Урок-концерт по творчеству Ф.И.Тютчева. | 1 | | | ИКТ презентация | | |
58. | Урок – концерт. Лирика И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова, А.В.Кольцова | 1 | | | Произведения поэтов, учебный диск | | |
59. | Р.Р. Обучение домашнему сочинению по анализу лирического текста ( по русской поэзии 19 века) | 1 | | | | | |
| Из литературы 20 века. (29 часов) | | | | | | |
60. | И.А.Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа. | 1 | | | ИКТ презентация | Знать: содержание прочитанного произведения Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям. | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. |
61. | В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений. | 1 | | | ИКТ презентация | | |
62. | Жизнь семьи Тыбурция. | 1 | | | Иллюстрации | | |
63. | Общение Васи с Валеком и Марусей. Доброта и сострадание героев повести. | 1 | | | Учебный диск | | |
64. | Р.Р.Изображение города и его обитателей в повести Короленко В.Г. «В дурном обществе» | 1 | | | Учебный диск | | |
65. | Р.Р. Обучение домашнему сочинению по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»: «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей»?, «Два отца: Тыбурций и судья», «Маруся и Соня: два детства» | 1 | | | | | |
66. | С.А.Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» | 1 | | | ИКТ презентация | | |
| Русская литературная сказка 20 века (обзор) | | | | | | |
67. | П.П.Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера. | 1 | | | ИКТ презентация | | |
68. | Образ Хозяйки Медной горы в сказе П.П.Бажова. Понятие о сказе. Сказ и сказка. | 1 | | | Учебный диск | | |
69. | К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Тёплый хлеб». | 1 | | | ИКТ презентация | | |
70. | Роль пейзажа в сказке К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные проблемы произведения. | 1 | | | Учебный диск | | |
71. | Вн.чт. К.Г.Паустовский «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении Паустовского К.Г. | 1 | | | Аудиозапись | | |
72. | С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы. | 1 | | | ИКТ презентация | | |
73. | Положительные и отрицательные герои пьесы «Двенадцать месяцев». Столкновение добра и зла. | 1 | | | Учебный диск | | |
74. | Р.Р. Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке. | 1 | | | | | |
75. | Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе-сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»: «падчерица и Королева в сказке», «Добро и зло в сказке С.Я.Маршака». | 1 | | | Учебный диск | | |
76. | А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика. | 1 | | | ИКТ презентация | | |
77. | Душевный мир главного героя рассказа А.П.Платонова «Никита». Оптимистическое восприятие окружающего мира. | 1 | | | Учебный диск | | |
78. | Урок контроля. Контрольная работа или тестирование. | 1 | | | Тесты | | |
| 4 четверть (24 часа) | | | | | | |
79. | В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу. | 1 | | | ИКТ презентация | | |
80. | «Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении. | 1 | | | Учебный диск | | |
81. | Р.Р. Классное сочинение: «Поэтизация русской природы в литературе 20века», «Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение?» | 1 | | | | | |
| Произведения о Родине, родной природе | | | | | | |
82. | Русские поэты 20 века о Родине и родной природе: И.А.Бунин, Дон-Аминадо | 1 | | | Учебный диск | | |
83. | Русские поэты о родной природе: А.А.Прокофьев, Д.Б. Кедрин, Н.М.Рубцов. Образ Родины в стихах о природе. | 1 | | | ИКТ презентация | | |
84. | Р.Р.Обучающее домашнее сочинение по анализу лирического произведения ( на материале стихотворений русских поэтов 20 века) | 1 | | | | | |
85. | Саша Чёрный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». | 1 | | | ИКТ презентация | | |
86. | Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Чёрного. Юмор в его рассказах. | 1 | | | Учебный диск | | |
87. | К.Симонов. Слово о поэте. «Майор привёз мальчишку на лафете». Война и дети. | 1 | | | ИКТ презентация | | |
88. | А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. | 1 | | | ИКТ презентация | | |
| Из зарубежной литературы ( 12 часов) | | | | | | |
89. | Р.Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мёд». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. | 1 | | | ИКТ презентация | Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенности звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). | Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. |
90. | Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Необычайные приключения Робинзона Крузо. | 1 | | | ИКТ презентация | | |
91. | Характер главного героя романа Д.Дефо «Робинзон Крузо». Гимн неисчерпаемым возможностям человека. | 1 | | | Учебный диск | | |
92. | Х.К.Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. | 1 | | | ИКТ презентация | | |
93. | В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. | 1 | | | Учебный диск | | |
94. | Р.Р. Любимые сказки Андерсена. Подготовка к сочинению по сказкам: «Геда против Снежной Королевы», «Добро и зло в сказках Андерсена», «О чем мечтал Андерсен в своих сказках?», | 1 | | | Учебный диск | | |
95. | Р.Р. Сочинение по сказкам Андерсена | 1 | | | | | |
96. | ВН. чт. « О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном. | 1 | | | | | |
97. | М.Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. | 1 | | | ИКТ презентация | | |
98. | Том и Гек в романе М.Твена «Приключения Тома Сойера». Том и Бекки. Внутренний мир героев М.Твена | 1 | | | | | |
99. | Дж.Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. | 1 | | | ИКТ презентация | | |
100. | Становление характера героя. Мастерство Дж. Лондона в изображении жизни северного народа. | 1 | | | | | |
| | | | | | | |
101-102 | Итоговый урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 5класса». Выявление уровня литературного развития учащихся. Задание на лето. | 1 | | | ИКТ презентация | | |
103-105 | Резервные уроки | | | | | | |
|
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Программы по литературе для 5-11 классов авторы В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2008).
Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы и на учебник-хрестоматию В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И.Коровина «Литература: 5
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Литература как искусство словесного образа - особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо как факт знакомства с подлинными художественными ценностями и как опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением» «учебником жизни».
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью историзма;
1 поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет ресурсы и др.).
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.