СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования  и Программы по литературе для 5-11 классов авторы В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2008).

Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы и на учебник-хрестоматию В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И.Коровина «Литература: 5 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 5 класс»

п/п

Содержание (разделы, темы)

Ча

сы

Дата проведения

Оборудование

Основные виды учебной деятельности (УУД)

Предметные

Метапредметные

план

факт


1 четверть ( 27 часов)








Введение ( 1час)







1.

Введение. Роль книги в жизни человека. Книга и ее компоненты. Учебник литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся в начальной школе.

1



Учебный диск

Знать: роль литературы в духовной жизни России, место книги в жизни человека.

Уметь: владеть навыками литературного чтения, использовать приобретенные знания для создания творческих работ.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные : осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.

Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

Личностные: испытывать положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.


Устное народное творчество (10 часов)







2.

Устное народное творчество. Понятие о фольклоре.

Зая Пандита- основатель калмыцкой письменности.

1



ИКТ презентация



3.

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна –лягушка»

1



Фрагменты фильма



4.

«Царевна-лягушка». Иван Царевич, его противники и помощники.

1



Иллюстрации к сказке



5.

Облик волшебницы Василисы Премудрой. Народная мораль в сказке. Художественный мир волшебной сказки.

1



ИКТ презентация



6.

Художественный мир волшебной сказки.

1



Учебный диск

аудиозапись



7.

«Иван -крестьянский сын и чудо -юдо» как волшебная сказка героического содержания. Особенности сюжета и героев сказки.

1



ИКТ презентация



8.

Образ главного героя. Особенности сюжета. Герои сказки в оценке автора – народа.

1



Иллюстрации

Учебный диск



9.

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости.

1



ИКТ презентация



10.

Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.

1



Аудиозапись



11.

Р.Р.Мои любимые русские народные сказки. Обучение домашнему сочинению «Мой любимый герой народной сказки».

1



Иллюстрации,

рисунки




Из древнерусской литературы (2 часа)







12.

Возникновение древнерусской литературы. Русское летописание.

Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет». Отзвуки фольклора в летописи.


1



Учебный диск

Знать: особенности повествования

Уметь: воспринимать и анализировать текст.

Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Личностные: осознаёт свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий и поступков.

13

Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания.

1



Аудиозапись




Из литературы 18 века ( 2 часа)







14.

Из русской литературы 18 века. Роды и жанры литературы.

1



Таблица

Знать: роды и жанры литературы.

Уметь: определять род и жанр произведения.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные : осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Личностные: проявляет желание осваивать новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе, осознаёт себя как индивидуальность.


15.

М.В. Ломоносов. Стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру…»

1



Аудиозапись




Из русской литературы 19 века (40 часов)








Русские басни







16.

Басня как лирический жанр. Истоки басенного жанра.

1



Учебный диск

Уметь: сравнивать и анализировать поэтические тексты разных авторов, самостоятельно проводить исследования художественного своеобразия басен.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач .

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Личностные: демонстрирует желание осваивать новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

17.

И.А. Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Волк и Ягнёнок». Понятие об аллегории и морали.

1



ИКТ презентация



18.

И.А.Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Понятие об аллегории и морали.

1



Аудиозапись, иллюстрации



19.

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне1812 года.

1



Аудиозапись

Иллюстрации



20.

Понятие об эзоповом языке. Конкурс инсценированной басни.

1



ИКТ презентация



21.

В.А. Жуковский. Слово о поэте. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна».

1



ИКТ презентация



22.

В.А. Жуковский. «Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки.

1



Аудиозапись, иллюстрации, рисунки



23

В.А.Жуковский «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады

1



Аудиозапись



24.

А.С.Пушкин. Детские и лицейские годы жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.

1



ИКТ презентация



25.

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок.

1



Аудиозапись, иллюстрации



26.

Урок контроля. Письменные ответы или тестирование.

1



Тесты



27.

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки.

1



Аудиозапись, иллюстрации, рисунки




2 четверть ( 21 час)







28.

Противостояние добрых и злых сил в «Сказке о мёртвой царевне» А.С.Пушкина .

1



Аудиозапись



29.

Р.Р. Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки.


1






30.

Р.Р.Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа. Обучение домашнему сочинению

1



Таблица



31.

Вн. чт. Мои любимые сказки А.С.Пушкина. Художественный мир пушкинских сказок.

1



Произведения А.С.Пушкина,

аудиозапись



32.

Русская литературная сказка. А.Погорельский. «Чёрная курица или подземные жители. Сюжет сказки.

1



Аудиозапись



33.

Сказочно -условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке.

1



Учебный диск



34.

В.М.Гаршин. « Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения.

1



ИКТ презентация



35.

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино» историческая основа и патриотический пафос стихотворения.

1



ИКТ презентация



36.

Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино».

1



Таблица



37.

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести.

1



ИКТ презентация



38.

Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Понятие о фантастике.

1



Учебный диск



39.

Вн.чт. Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»

1



Иллюстрации,

рисунки



40.

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Раздумье поэта о судьбе народа. Развитие понятия об эпитете.

1



ИКТ презентация



41.

Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, красный нос». Поэтический образ русской женщины.

1



Аудиозапись



42.

Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Речевая характеристика героев.

1



Иллюстрации



43.

И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня.

1



ИКТ презентация



44.

Герасим и барыня. Герасим и Татьяна.

1



Учебный диск



45.

Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и её челяди.

1

20.12


Учебный диск



46.

Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества.

1



Иллюстрации



47.

Р.Р. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу «Муму». «Что воспевает Тургенев в образе Герасима?», «Друзья и враги Герасима», «В чём вина и беда барыни?»

1



ИКТ презентация



48.

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова ,Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова

1



Тесты




3 четверть (30 часов)







49.

А.А.Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь». Обучение выразительному чтению. Природа и человек в стихотворении.

1



ИКТ презентация



50.

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы.

1



ИКТ

презентация



51.

Р.Р. Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев и подготовка к сочинению по рассказу. «Жилин и Костылин: разные судьбы», «Друзья и враги пленного Жилина», «Гуманистические мысли Л.Н.Толстого в рассказе «Кавказский пленник»

1



Учебный диск



52.

Р.Р. Сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

1






53.

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ.

1



ИКТ презентация



54.

Р.Р. Обучение киносценарию по рассказу Чехова «Хирургия».

1



Икт презентация



55.

Вн. чт. Рассказы Антоши Чехонте.

1



Произведения А.П.Чехова, иллюстрации





Поэты 19 века о Родине и родной природе ( 4 часа)







56.

Лирика Ф.И.Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений.

1



ИКТ презентация

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.

57.

Урок-концерт по творчеству Ф.И.Тютчева.

1



ИКТ презентация



58.

Урок – концерт. Лирика И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова, А.В.Кольцова

1



Произведения поэтов, учебный диск



59.

Р.Р. Обучение домашнему сочинению по анализу лирического текста ( по русской поэзии 19 века)

1







Из литературы 20 века. (29 часов)







60.

И.А.Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа.

1



ИКТ презентация

Знать: содержание прочитанного произведения

Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

61.

В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений.

1



ИКТ презентация



62.

Жизнь семьи Тыбурция.

1



Иллюстрации



63.

Общение Васи с Валеком и Марусей. Доброта и сострадание героев повести.

1



Учебный диск



64.

Р.Р.Изображение города и его обитателей в повести Короленко В.Г. «В дурном обществе»

1



Учебный диск



65.

Р.Р. Обучение домашнему сочинению по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»: «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей»?, «Два отца: Тыбурций и судья», «Маруся и Соня: два детства»

1






66.

С.А.Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»

1



ИКТ презентация




Русская литературная сказка 20 века (обзор)







67.

П.П.Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера.

1



ИКТ презентация



68.

Образ Хозяйки Медной горы в сказе П.П.Бажова. Понятие о сказе. Сказ и сказка.

1



Учебный диск



69.

К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Тёплый хлеб».

1



ИКТ презентация



70.

Роль пейзажа в сказке К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные проблемы произведения.

1



Учебный диск



71.

Вн.чт. К.Г.Паустовский «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении Паустовского К.Г.

1



Аудиозапись



72.

С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы.

1



ИКТ презентация



73.

Положительные и отрицательные герои пьесы «Двенадцать месяцев». Столкновение добра и зла.

1



Учебный диск



74.

Р.Р. Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке.

1






75.

Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе-сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»: «падчерица и Королева в сказке», «Добро и зло в сказке С.Я.Маршака».

1



Учебный диск



76.

А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика.

1



ИКТ презентация



77.

Душевный мир главного героя рассказа А.П.Платонова «Никита». Оптимистическое восприятие окружающего мира.

1



Учебный диск



78.

Урок контроля. Контрольная работа или тестирование.

1



Тесты




4 четверть (24 часа)







79.

В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.

1



ИКТ презентация



80.

«Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении.

1



Учебный диск



81.

Р.Р. Классное сочинение: «Поэтизация русской природы в литературе 20века», «Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение?»

1







Произведения о Родине, родной природе







82.

Русские поэты 20 века о Родине и родной природе:

И.А.Бунин, Дон-Аминадо

1



Учебный диск



83.

Русские поэты о родной природе: А.А.Прокофьев, Д.Б. Кедрин, Н.М.Рубцов. Образ Родины в стихах о природе.

1



ИКТ презентация



84.

Р.Р.Обучающее домашнее сочинение по анализу лирического произведения ( на материале стихотворений русских поэтов 20 века)

1






85.

Саша Чёрный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».

1



ИКТ презентация



86.

Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Чёрного. Юмор в его рассказах.

1



Учебный диск



87.

К.Симонов. Слово о поэте. «Майор привёз мальчишку на лафете». Война и дети.

1



ИКТ презентация



88.

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.

1



ИКТ презентация




Из зарубежной литературы ( 12 часов)







89.

Р.Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мёд». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе.

1



ИКТ презентация

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенности звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

90.

Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Необычайные приключения Робинзона Крузо.

1



ИКТ презентация



91.

Характер главного героя романа Д.Дефо «Робинзон Крузо». Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

1



Учебный диск



92.

Х.К.Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда.

1



ИКТ презентация



93.

В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини.

1



Учебный диск



94.

Р.Р. Любимые сказки Андерсена. Подготовка к сочинению по сказкам: «Геда против Снежной Королевы», «Добро и зло в сказках Андерсена», «О чем мечтал Андерсен в своих сказках?»,

1



Учебный диск



95.

Р.Р. Сочинение по сказкам Андерсена

1






96.

ВН. чт. « О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном.

1






97.

М.Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья.

1



ИКТ презентация



98.

Том и Гек в романе М.Твена «Приключения Тома Сойера». Том и Бекки. Внутренний мир героев М.Твена

1






99.

Дж.Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа.

1



ИКТ презентация



100.

Становление характера героя. Мастерство Дж. Лондона в изображении жизни северного народа.

1














101-102

Итоговый урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 5класса».

Выявление уровня литературного развития учащихся. Задание на лето.

1



ИКТ презентация



103-105

Резервные уроки










































Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Программы по литературе для 5-11 классов авторы В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2008).

Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы и на учебник-хрестоматию В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И.Коровина «Литература: 5

Как часть образовательной области «Филология» учеб­ный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, форми­рования их речевой культуры и коммуникативных навы­ков. Изучение языка художественных произведений спо­собствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной рус­ской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяет­ся тем, что он представляет собой единство словесного ис­кусства и основ науки (литературоведения), которая изу­чает это искусство.

Литература как искусство словесного образа - особый способ познания жизни, художественная модель мира, об­ладающая такими важными отличиями от собственно на­учной картины бытия, как высокая степень эмоциональ­ного воздействия, метафоричность, многозначность, ассо­циативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо как факт знакомства с подлинными художественными ценностями и как опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубеж­ными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим цен­ностям бытия, а также к духовному опыту русского наро­да, нашедшему отражение в фольклоре и русской класси­ческой литературе как художественном явлении, вписан­ном в историю мировой культуры и обладающем несомнен­ной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны рас­ширяет представления учащихся о богатстве и многообра­зии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в лите­ратурном произведении при помощи слов, языковых зна­ков, осваивается нами не только в чувственном восприя­тии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художе­ственным исследованием», «человековедением» «учебни­ком жизни».

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладаю­щей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознани­ем, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализа­ции и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и ана­лиз, основанный на понимании образной природы искус­ства слова, опирающийся на принципы единства художе­ственной формы и содержания, связи искусства с жизнью историзма;

1 поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретиро­вать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или лю­бом другом речевом высказывании), и создание собствен­ного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библио­графический поиск, находить и обрабатывать необходи­мую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями ху­дожественной литературы в повседневной жизни и учеб­ной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литера­тура», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональ­ному Отечеству, уважительного отношения к русской ли­тературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и ком­муникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Ли­тература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказыва­ниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих инте­ресов;

• умении работать с разными источниками информа­ции, находить ее, анализировать, использовать в самосто­ятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной шко­лы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведе­ний русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и за­рубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпо­хой их написания, выявление заложенных в них вневре­менных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литератур­ных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, ком­позиции, изобразительно выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терми­нологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям рус­ской литературы и культуры, сопоставление их с духов­но-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произве­дениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и своего отношения к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное вос­приятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств рус­ского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать уст­ные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связан­ные с тематикой, проблематикой изученных произведе­ний, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явле­ния словесного искусства; эстетическое восприятие произ­ведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функ­ции, роли изобразительно выразительных языковых средств в создании художественных образов литератур­ных произведений.