СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При разработке данной рабочей программы использовались следующие нормативные документы:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При разработке данной рабочей программы использовались следующие нормативные документы:
Закон «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 №273-ФЗ);
Федеральный государственный стандарт общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089);
Примерная образовательная программа основного общего образования по литературе и авторская программа по литературе к учебно-методическому комплекту «Литература. 6 класс» (автор: Г.С Меркин);
Образовательная программа II и III ступени образования МБОУ ………
Положение о порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих программ, реализуемых школой.
Данная рабочая программа обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования в соответствии с учебным планом МБОУ …….. рассчитана на один год обучения (2 часа в неделю, всего – 70 часов).
Объем и характер домашнего задания определяется возможностями класса и в соответствии с СанПиН.
Преподавание ведется по учебнику: Г.С.Меркин Литература. 6 класс. – М.: «Русское слово», 2013.
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по литературе. Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Литература обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования по литературе.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения; должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды, и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
В задачи изучения литературы входит формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, воспитания нравственного идеала, как общечеловеческой ценности, овладение литературоведческими терминами, установление взаимосвязи литературы с другими видами искусства.
Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при чтении и анализе художественного произведения. В хрестоматии-учебнике автора Г.С. Меркина эффективно продуман программный материал. Здесь есть библиографические сведения об авторах произведений, само произведение и литературоведческий словарь. Все это позволяет эффективно подготовиться к уроку ученику.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Личностные универсальные учебные действия:
- Уважительно относиться к русской литературе, к культурам других народов;
- Различать основные нравственно-эстетические понятия.
- Выражать положительное отношение к процессу познания.
- Понимать значение литературы в процессе получения школьного образования.
- Понимать литературу как одну из основных национально-культурных и мировых ценностей.
- Оценивать свои и чужие поступки.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- Удерживать цель деятельности до получения её результата.
- Анализу достижения цели.
- Самостоятельно ставить новые учебные цели, задачи.
- Выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- Прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Познавательные универсальные учебные действия:
- Осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях.
- Понимать модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях.
- Осуществлять синтез как составление целого из его частей.
- Проводить сравнение и классификацию по заданным основаниям (критериям).
- Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
- Обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).
- Ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.
- Умению смыслового восприятия текста.
- Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
- Формулировать собственное мнение и аргументацию.
- Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
Предметные результаты обучения.
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных жанров; понимать и формулировать тему, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, основных изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;
• формулирование собственного отношения к прочитанному произведению, его оценка;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы;
4) в эстетической сфере:
• эстетическое восприятие произведений литературы;
• понимание роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(70 часов)
Своеобразие курса литературы в 6 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.
Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.
Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
МИФЫ НАРОДОВ МИРА
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе». Античная лирика.
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Сказка. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Сказка и ее художественные особенности.
Теория литературы. Народная, литературная сказка.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородских колодцах». «Повесть о разорении Рязани Батыем».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
М.В. Ломоносов. Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация.
В.А. Жуковский. Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «И.И.Пущину» чувство дружбы, помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорогая». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Простите, верные дубравы...», «Роняет лес багряный свой убор...», «3имняя дорога», «3имнее утро».
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. двусложные (ямб, хорей,) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. «Тарас Бульба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«В дороге», «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказами «Бирюк» служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта, образ лесника; позиция писателя. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картины природы в рассказе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог- спор. Значение риторических вопросов в стихотворении. «В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! у каждых дверей...» Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия,). Диалог. Строфа (начальные представления).
Л.Н. Толстой. «Детство» (главы из повести): «Маman», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в восприятии и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).
В.Г. Короленко
Краткие сведения о писателе. «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА
И.А.Бунин. Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А.Бунина. «Не видно птиц...», «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.
А.И. Куприн. Детские годы писателя. «Тапёр». Основная тема и характеристика образов. Дети и взрослые в рассказе. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.
А.К. Толстой. Биография писателя. «Детство Никиты».
С.А.Есенин. Краткие сведения о поэте. «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...» Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа – один из основных образов С.А. Есенина.
Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.
В.К. Железников. Краткие сведения о писателе. «Троп»: мир животных и человека в изображении писателя. Образы Тропа, Пети и Маши. Тема доброты, чувства благодарности, верности.
А.С.Грин. «Алые паруса».
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков «Бой шел всю ночь..». Д. С. Самойлов «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа - честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (‘развитие понятий). Герой- повествователь (развитие понятия)
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
«3везда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Родная природа в русской поэзии ХХ века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»
Чувство радости и печали, любви к родной природе, родине в стихотворных произведениях поэтов ХХ век. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри ФиннаО.Генри. Краткие сведения о писателе. «Вождь краснокожих»: о детстве - с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе)
Х.К. Андерсен. Утверждение непреходящих христианских ценностей в творчестве писателя. «Чайник»: мир добра и красоты. Христианские мотивы в произведении: умение отдавать, разоблачение гордыни.
Дж. Лондон. Краткие сведения о писателе. «Любовь к жизни».
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Произведения для заучивания наизусть.
А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.
М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком...». Утес.
Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)
Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»
А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила...»
А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист...»
А.А. Блок. Летний вечер.
А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...»
1 — 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.
Произведения для самостоятельного чтения.
Мифы, сказания, легенды народов мира.
Гомер. «Илиада». «Одиссея».
Русские народные сказки. Сказки народов мира.
Из русской литературы ХVIII века
Г. Р. Державин. «Лебедь».
Из русской литературы ХIХ века
К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции».
Ф. Н. Глинка. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва».
А. С. Пушкин. «Жених». «Во глубине сибирских руд...». «Выстрел».
К. Ф. Рылеев. «Державин».
Е. А. Баратынский. «Родина».
Н. М. Языков. «Родина». «Настоящее». «Две картины».
Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...».
А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». «Лес».
М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Морская царевна».
А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера — ненастье...». «Сенокос». «Емшан».
И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч».
Н. А. Некрасов. «Влас».
Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».
Н. С. Лесков. «Человек на часах».
Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат».
А. П. Чехов. «Беззащитное существо». «Жалобная книга».
Из русской литературы ХХ века
К.Г. Паустовски й. «Бакенщик». «Растрепанный воробей».
В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». Путешественник с багажом». «Хорошим людям – доброе утро».
В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех»
М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель».
В. П. Крапивин. «Брат, которому семь». «Звезды под дождем».
Из зарубежной литературы
Э. По. «Овальный портрет».
М. Твен. «История с привидением».
А. Конан Дойл. «Горбун».
Г. Честертон. «Тайна отца Брауна».
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Г. С. Меркин Литература. 6 класс. Учебник – хрестоматия. – М.: Русское слово, 2013.
Анализ художественного текста / О.В. Касперская – Волгоград: Учитель, 2011.
Егорова Н.В. «Поурочные разработки по литературе. 6 класс» / Издательство «Вако», Москва. 2006 г.
№ | Тема урока |
Тип урока | Планируемые результаты
Компетенции |
Содержание деятельности учащихся | дата | |||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | план | факт | ||||||
Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться |
| ||||||||
1
| О литературе, писателе и читателе. Книга и её роль в жизни человека. | Урок общеметодической направленности | Пользоваться учебником, определять роль книги в жизни человека | Использовать знания для участия в диалоге и монологе | Познавательные: использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Регулятивные: вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем и одноклассниками. Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге, строить монологические высказывания. личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность | Формирование «стартовой» мотивации к обучению Уважительное отношение к родной литературе, гордость за неё, как явление национальной культуры.
| Беседа | 1 нед. |
| |
2 | Миф «Пять веков». Античная лирика. | Урок общеметодической направленности | делать подробный, краткий пересказ небольшого отрывка
| работать по плану, сверяя свои действия с целью | Познавательные: использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Регулятивные: вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем и одноклассниками. Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге, строить монологические высказывания. личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность | Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся
| Выразительное чтение. Беседа | 1 нед. |
| |
3 | Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Дедал и Икар», Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту. | Урок «открытия» нового знания | Делать подробный, краткий пересказ небольшого отрывка, главы повести, рассказа.
| Давать развернутый ответ на вопрос; работать по плану, сверяя свои действия с целью
| Познавательные: использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Регулятивные: вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем и одноклассниками. Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге, строить монологические высказывания. |
Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся Умение пользоваться ресурсами Интернета
| Составление опорного конспекта. Анализ текста | 2 нед. |
| |
4 | Подвиги Геракла. «Яблоки Гесперид». | Урок «открытия» нового знания | делать подробный, краткий пересказ небольшого отрывка, главы повести, рассказа.
| Использовать знания для участия в диалоге и монологе, Давать развернутый ответ на вопрос. | Познавательные: использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Регулятивные: вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем и одноклассниками. Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге, строить монологические высказывания. |
Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся | Письменная работа | 2 нед. |
| |
5 | Урок-игра «Олимпийские игры» | урок развивающего контроля | выявлять авторскую позицию, определять своё отношение к ней и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;. | Пользоваться литературными, энциклопедическими, мифологическими словарями.
| Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач. |
Формирование навыков самоанализа и самоконтроля | Развитие речи. Подбор опорных слов. Составление плана | 3нед. |
| |
6 | Легенда «Солдат и смерть». | Урок «открытия» нового знания | воспринимать текст литературного произведения; читать выразительно наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы | пользоваться литературными, энциклопедическими, мифологическими словарями.
| Познавательные: использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Регулятивные: вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем и одноклассниками. Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге, строить монологические высказывания. личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность | Воспитание интереса к произведениям. | Блиц-опрос. Доклад | 3 нед. |
| |
7 | Предание «Как Бадыноко победил одноглазого великана». | Урок «открытия» нового знания | Делать подробный, краткий пересказ небольшого отрывка, главы повести, рассказа, умению выразительно читать худ. текст, понимать тему, идею произведения. | самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока ;анализировать текст, давать характеристики героям повести; .
| Познавательные: Владеть смысловым чтением, анализировать, делать выводы, понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме. Коммуникативные: Излагать своё мнение, корректировать своё мнение, использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей. Строить небольшие монологические Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) | Воспитание чувства социальной справедливости | Постановка вопросов по теме урока. Работа по материалам учебника | 4 нед. |
| |
8 | Сказки «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Сказка и ее художественные особенности. | Урок «открытия» нового знания | выявлять характерные художественные сказочные приемы (сказочные формулы, постоянные эпитеты, гиперболы, повторы)
| навыку работы с иллюстрациями, выразительного чтения, пересказа, развитие умения выделять главное в прослушанном сообщении | Познавательные: использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Регулятивные: вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем и одноклассниками. Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге, строить монологические высказывания. | Освоение личностного смысла учения, желания учиться. | Просмотр видеофильма. Беседа | 4 нед. |
| |
9 | «Сказание о белгородских колодцах». «Повесть о разорении Рязани Батыем». Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. | Урок «открытия» нового знания | владеть изученной терминологией по теме, навыкам устной монологической речи, понимать мораль сказки, составлять пересказы эпизодов сказок
| определятьлитературоведческие термины
Развитие творческих способностей учащихся | Познавательные: использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Регулятивные: вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем и одноклассниками. Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге, строить монологические высказывания. | Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях. | Беседа. Тестирование | 5 нед. |
| |
10 | «Поучение Владимира Мономаха». | Урок «открытия» нового знания | понимать информацию, представленную в древнерусском тексте. воспроизводить тексты древнерусской литературы
| Навыку работы с иллюстрациями, выразительного чтения, пересказа, развитие умения выделять главное в прослушанном сообщении | Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути ее достижения. Умение создавать устные сообщения, находить информацию по заданной теме в различных источниках. Воспитание интереса к истории и литературе Древней Руси. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация. | Эвристическая беседа. Работа по карточкам | 5 нед. |
| |
11 | М.В. Ломоносов Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». | Урок «открытия» нового знания | выделять главные эпизоды в эпическом произведении, выразительно читать худ. текст, понимать тему, идею про-изведения. | Навыку работы с иллюстрациями, выразительного чтения, пересказа, развитие умения выделять главное в прослушанном сообщении | Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. Умение создавать сообщения с применением презентации | Уважение личности и ее достоинства. | Декламация стихов | 6 нед. |
| |
12 | М.В. Ломоносов о значении русского языка. М.В.Ломоносов и Петр Великий. | урок общемотодологической направленности | выделять главные эпизоды в произведении, статье,устанавливать причинно- следственные связи между ними
| Умение делать подробный, краткий пересказ статьи, анализировать её, составлять план
| Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. Умение давать сравнительную характеристику. | Стремятся устанавливать доверительные отношения взаимопонима ния. | Защита презентаций | 6 нед. |
| |
13 | Тестирование по теме «Древнерусская литература и литература XVIII века». | урок развивающего контролня | навыку самостоятельной работы | Понимать образную природу литературы как явления словесного искусства. работать с иллюстрациями. | Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия. находить информацию по заданной теме в различных источниках | Умение самостоятельно определять цели своего обучения и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. | Письменная работа | 7нед. |
| |
14 | В.А. Жуковский Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А.Жуковский и А.С.Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А.Жуковского. | урок общемотодологической направленности | пересказывать прозаические произведения с использованием образных средств языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог; | Понимать образную природу литературы как явления словесного искусства. работать с иллюстрациями. | Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия. Умение создавать сообщения с применением презентации | Позитивная моральная самооценка. | Составление хронологической таблицы. Просмотр учебного кинофильма | 7нед. |
| |
15 | «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. | Урок «открытия» нового знания | находить основную мысль стихотворения,) Научиться понимать стихотворный текст, выразительно читать стихотворение, аргументировать свое отношение к героям произведения
| Понимать образную природу литературы как явления словесного искусства. работать с иллюстрациями. | Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия. Умение создавать сообщения с применением презентации | Оптимизм в восприятии мира. | Анализ текста. Беседа | 8нед. |
| |
16 | А.С. Пушкин Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. | урок общемотодологической направленности | понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений | Понимать об-разную при-роду литературы как явления словесного искусства. работать с ил-люстрациями. | Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия. находить информацию по заданной теме в различных источниках | Чувство гордости при следовании моральным нормам. | Составление хронологической таблицы. Самостоятельная работа | 8нед. |
| |
17 | А.С. Пушкин «Деревня». Анализ стихотворения. | Урок «открытия» нового знания | находить в поэтических текстах изобразительно- выразительные средства, определять влияние народного творчества на формирование взглядов поэта
| Формирование представления о патриотизме. Умение анализировать прозаическое произведение | Коммуникативные: уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение. Умение организовать совместную со сверстниками учебную деятельность | Готовность к равноправному сотрудничеству | Анализ лирического произведения | 9нед. |
| |
18 | А.С. Пушкин «Зимнее утро». | урок общемотодологической направленности | находить в поэтических текстах изобразительно- выразительные средства, определять влияние народного творчества на формирование взглядов поэта | Формирование представления о патриотизме. Умение анализировать прозаическое произведение | Коммуникативные: уметь обсуждать раз-ные точки зрения и вырабатывать общее мнение. Умение орга-низовать совместную со сверстниками учебную деятельность Познавательные : осуществлять анализ; сравнение; устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные : обучение целеполаганию; Умение давать сравнительную характеристику | Уважение общечеловеческих ценностей, экологическое воспитание. | Декламация стихов | 9нед. |
| |
19 | А. С. Пушкин «Дубровский» История создания. Прототипы. Историческая эпоха в романе. | Урок «открытия» нового знания | определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; | Понимать образную природу литературы как явления словесного искусства. работать с ил-люстрациями. | Коммуникативные: уметь обсуждать раз-ные точки зрения и вырабатывать общее мнение. Умение орга-низовать совместную со сверстниками учебную деятельность Познавательные : осуществлять анализ; сравнение; устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные : обучение целеполаганию; Умение давать сравнительную характеристику
| Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. | Защита презентаций | 10нед. |
| |
20
21
22 | А.С. Пушкин. «Дубровский». 1. Причины ссоры Дубровского и Троекурова 2. Владимир Дубровский – доблестный гвардейский офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник. 3. Дубровский и Маша Троекурова. | Урок «открытия» нового знания | находить основную мысль произведения, , слушать художественное чтение (фонохрестоматия) ,обсуждать поступки литературных героев и выражать свое мнение о них
| Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания . .
| Коммуникативные: уметь обсуждать раз-ные точки зрения и вырабатывать общее мнение. Умение орга-низовать совместную со сверстниками учебную деятельность Познавательные : осуществлять анализ; сравнение; устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные : обучение целеполаганию; Умение давать сравнительную характеристику
| Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. | Составление схемы по системе образов. Выявление сюжетных линий. Создание характеристик персонажей | 10нед. 11нед. |
| |
23 | Р/Р Мастерская творческого письма. Продолжение романа А.С. Пушкина «Дубровский». | урок развивающего контроля | обсуждать поступки литературных героев и выражать свое мнение о них
| Понимать образную при-роду литературы как явления словесного искусства. работать с ил-люстрациями. | Коммуникативные: уметь выделять в тексте главное, формулировать вариант решения поставленной на уроке задачи.
| Формирование познавательного интереса к общекультурному наследию России Воспитание интереса к личности и творчеству писателя | Создание творческих текстов на основе прочитанного произведения | 12 нед |
| |
24
| М.Ю. Лермонтов «Тучи», «Парус», «Листок». Многозначность художественного образа. | Урок «открытия» нового знания | анализировать текст стих | искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения | Коммуникативные: уметь выделять в тексте главное, формулировать вариант решения поставленной на уроке задачи.
| Воспитание интереса к творчеству М.Ю. Лермонтова,
| Беседа. Составление хронологической таблицы. Декламация стихов | 12нед. |
| |
25 | М.Ю. Лермонтов «Тучи», «Парус», «Листок». Многозначность художественного образа. | урок общемотодологической направленности | анализировать текст стих | искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения | Коммуникативные: уметь выделять в тексте главное, формулировать вариант решения поставленной на уроке задачи.
| Воспитание интереса к творчеству М.Ю. Лермонтова,
| Беседа. Составление хронологической таблицы. Декламация стихов | 13 нед. |
| |
26, 27 28 29 | 1.Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая основа повести. «Бранное трудное время…» Степь как образ. 2. Образ Родины в повести Гоголя. 3. Андрий и Остап. 4. Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Гоголя. | Урок «открытия» нового знания, урок общемотодологической направленности | анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений | самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока анализировать текст, давать характеристики героям повести; .
| Коммуникативные: формировать навыки речевого отображения (описания, объяснения) содержания совершенных действий в форме речевых значений.
| Готовность к выполнению прав и обязанностей ученика. | Составление схемы по системе образов. Выявление сюжетных линий. Создание характеристик персонажей | 13 неделя, 14 неделя 15 неделя | | |
30 | Р/Р Мастерская творческого письма. Написание рассказа о событиях от лица участника. | урок развивающего контроля | Продолжить развивать навык написания сочинения на заданную тему, обобщить и отобрать информацию для раскрытия темы, обозначить ключевые проблемы в рамках темы. | владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения | Коммуникативные: уметь обсуждать раз-ные точки зрения и вырабатывать общее мнение. Умение орга-низовать совместную со сверстниками учебную деятельность Познавательные : осуществлять анализ; сравнение; устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные : обучение целеполаганию; Умение давать сравнительную характеристику | Доброжелательное отношение к окружающим. | Создание творческих текстов на основе прочитанного произведения | 15 нед. |
| |
31
| И.С. Тургенев Тема любви в лирике. «В дороге». | Урок «открытия» нового знания | Научиться выразительно читать стихотворения наизусть | владеть элементами анализа поэтического текста, навыками монологической речи | Коммуникативные: формировать навыки комментированного чтения, уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию. | Формирование эстетического восприятия мира с целью гармоничного развития личности | Декламация стихов | 16 нед. |
| |
32 -33
| Внеклассное чтение. «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. «Бурмистр», «Малиновая вода». | Урок рефлексии | определять в произведении элементов сюжета, композиции, владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; | Использовать навыки исследовательской деятельности; Умение анализировать прозаическое произведение
| Познавательные: Владеть смысловым чтением, анализировать, делать выводы, понимать информацию Коммуникативные: Излагать своё мнение, корректировать своё мнение, использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей. Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) | Формирование эстетического восприятия мира с целью гармоничного развития личности | Составление характеристик персонажей. | 16 неделя 17неделя |
| |
34 | Р/Р Написание сочинения на тему «Образ главного героя из цикла «Записки охотника» | урок развивающего контроля | писать сочинение на заданную тему, обобщать и отбирать информацию для раскрытия темы, обозначать ключевые проблемы в рамках темы. | Понимать роль изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии идейно-художественного содержания произведения. | Коммуникативные: уметь обсуждать раз-ные точки зрения и вырабатывать общее мнение. Умение орга-низовать совместную со сверстниками учебную деятельность Познавательные : осуществлять анализ; сравнение; устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные : обучение целеполаганию; Умение давать сравнительную характеристику | Доброжелательное отношение к окружающим. | Письменная работа | 17 нед. |
| |
35 | Внеклассное чтение. Н.С.Лесков «Левша». | урок общемотодологической направленности | Делать подробный, краткий пересказ небольшого отрывка, главы повести, рассказа,работать с иллюстрациями | Умение делать подробный, краткий пересказ небольшого отрывка, главы повести, рассказа; давать характеристику героев и их поступков
| Коммуникативные: уметь обсуждать раз-ные точки зрения и вырабатывать общее мнение. Умение орга-низовать совместную со сверстниками учебную деятельность Познавательные : осуществлять анализ; сравнение; устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные : обучение целеполаганию; Умение давать сравнительную характеристику | Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий | Тестирование | 18 нед. |
| |
36 | Н.А. Некрасов, его гражданская позиция в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». | урок общемотодологической направленности | Умению выразительно читать художественный текст, понимать тему, идею произведения. | понимать роль изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения | Коммуникативные: уметь обсуждать раз-ные точки зрения и вырабатывать общее мнение. Умение орга-низовать совместную со сверстниками учебную деятельность Познавательные : осуществлять анализ; сравнение; устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные : обучение целеполаганию; Умение давать сравнительную характеристику
| Самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков. | Беседа. Работа по карточкам | 18 нед. |
| |
37 | Л.Н. Толстой «Детство» (главы из повести): «Маман», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору
| Урок «открытия» нового знания | Выявлять художественую идею рассказа, состоящую в утверждении трудового начала в жизни человека как созидательной силы, содействующей становлению творческой личности. | Умение делать подробный, краткий пересказ небольшого отрывка, главы повести, рассказа; давать характеристику героев и их поступков
| Коммуникативные: уметь обсуждать раз-ные точки зрения и вырабатывать общее мнение. Умение орга-низовать совместную со сверстниками учебную деятельность Познавательные : осуществлять анализ; сравнение; устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные : обучение целеполаганию; Умение давать сравнительную характеристику | Освоение общемирового культурного наследия. | Составление схемы по системе образов. Выявление сюжетных линий. Создание характеристик персонажей | 19 нед. |
| |
38 | Уроки доброты Л.Н.Толстого. Рассказ «Бедные люди». | урок развивающего контроля | разным видам пересказа небольшого отрывка, выделять главные эпизоды в эпическом произведении; умению выразительно читать худ. текст, понимать тему, идею про-изведения. | Анализировать текст, давать характеристики героям повести | Коммуникативные : формулир. собств. мнение и позицию, аргументир. её. Познавательные : осущ. анализ. Регулятивные : адекватно самост. оценивать свои суждения, вносить коррективы. Формирование гуманистических ценностей. Выявление художественной идеи рассказа, состоящей в утверждении любви и жалости ко всему живому. Умение анализировать прозаическое произведение | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | Создание творческих текстов на основе прочитанного произведения | 20нед. |
| |
39-40 | В.Г. Короленко «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. | Урок «открытия» нового знания | Выделять главные эпизоды в эпическом произведении; ,понимать тему, идею про-изведения. | Умению делать подробный, краткий пересказ небольшого отрывка, главы повести, рассказа.
| Коммуникативные: уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение. Умение организовать совместную со сверстниками учебную деятельность Познавательные : осуществлять анализ; сравнение; устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные : обучение целеполаганию; Умение давать сравнительную характеристику | Основы социально-критического мышления. | Составление схемы по системе образов. Выявление сюжетных линий. Создание характеристик персонажей | 20 неделя 21 неделя |
| |
41 | А.П.Чехов Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. «Налим», «Толстый и тонкий» «Толстый и тонкий»: социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. | Урок «открытия» нового знания | выделять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;умению выразительно читать худ. текст,понимать тему, идею про-изведения. | Умение делать подробный, краткий пересказ небольшого отрывка, главы повести, рассказа.
| Коммуникативные: уметь обсуждать раз-ные точки зрения и вырабатывать общее мнение. Умение орга-низовать совместную со сверстниками учебную деятельность Познавательные : осуществлять анализ; сравнение; устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные : обучение целеполаганию; Умение давать сравнительную характеристику
| Формирование эстетического восприятия мира с целью гармоничного развития личности | Работа с текстом. Анализ произведений. Беседа | 21 неделя 22неделя |
| |
42 | И.А.Бунин Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А.Бунина. «Не видно птиц...», «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя. | Урок «открытия» нового знания | восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; | владеть элементами анализа поэтического текста, навыками монологической речи | Коммуникативные: формировать навыки комментированного чтения, уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию. | Формирование эстетического восприятия мира с целью гармоничного развития личности | Блиц-опрос. Работа по карточкам | 23неделя |
| |
43 | А.И. Куприн Детские годы писателя. «Тапёр». Основная тема и характеристика образов. Дети и взрослые в рассказе. | Урок «открытия» нового знания | понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; | Умение делать подробный, краткий пересказ небольшого отрывка, главы повести, рассказа; давать характеристику героев и их поступков
| Коммуникативные: формировать навыки комментированного чтения, уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию. | Формирование эстетического восприятия мира с целью гармоничного развития личности | Сбор материала по героям. Составление таблицы | 24неделя |
| |
44 | А.К. Толстой. Биография писателя. «Детство Никиты». | Урок «открытия» нового знания | анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; | Умение делать подробный, краткий пересказ небольшого отрывка, главы повести, рассказа; давать характеристику героев и их поступков
| Коммуникативные: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Формирование познавательного интереса к творчеству писателей, оценочного отношения к содержанию художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей | Составление хронологической таблицы. Беседа | 25 нед. |
| |
45 | С.А.Есенин Краткие сведения о поэте. «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов С.А. Есенина. | Урок «открытия» нового знания | Продолжить знакомство с творчеством поэта, находить в тексте и понимать значение ключевых образов, средств художественной выразительности(эпитет, метафора). Отрабатывать навык анализа художественного поэтического текста | понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. | Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание; учитывать мнения других. | Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. | Доклад. Дискуссия | 26нед. |
| |
46 | Литературный вечер «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»: Н. Рубцов «Тихая моя родина». | Урок рефлексии | Знакомство с творчеством поэта, находить в тексте и понимать значение ключевых образов, средств художественной выразительности(эпитет, метафора). Отрабатывать навык анализа художественного поэтического текста |
| Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание; учитывать мнения других. | эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность | Декламация стихов | 26 нед. |
| |
47-48 | М.М. Пришвин Краткие сведения о писателе. «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе. | Урок «открытия» нового знания | давать характеристику литературному герою, определять авторскую позицию | Сравнивать образы главных героев, правильно оценивать поведение героев. | Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание; учитывать мнения других. | потребность в самовыражении через слово | Составление схемы по системе образов. | 27 неделя |
| |
49 | В.К. Железников. Краткие сведения о писателе. «Троп»: мир животных и человека в изображении писателя. Образы Тропа, Пети и Маши. Тема доброты, чувства благодарности, верности. | Урок «открытия» нового знания | формировать навыки пересказа и выразительного чтения, уметь составлять словесный портрет героя, формулировать авторскую позицию. | Использовать навыки исследовательской деятельности; Умение анализировать прозаическое произведение
| Коммуникативные: : уметь строить монологическое высказывание. | ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение | Составление схемы по системе образов. Выявление сюжетных линий. Создание характеристик персонажей | 28 неделя |
| |
50 | Анна Ахматова «Перед весной бывают дни такие», «Мужество», «Победа», «Родная земля» | Урок «открытия» нового знания | Знакомство с творчеством поэтессы, находить в тексте и понимать значение ключевых образов, средств художественной выразительности(эпитет, метафора). Отрабатывать навык анализа художественного поэтического текста | понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. | Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание; учитывать мнения других. | Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. | Доклад. Дискуссия |
|
| |
51-52 | А.С. Грин. «Алые паруса». | Урок «открытия» нового знания | объяснять смысл понятия «феерия»; Знать отличие автора от повествователя-рассказчика. Уметь составлять устную характеристику героев. Понимать смысл повести. | находить в романе элементы фантастики, образы-символы; анализировать авторский стиль, отмечая его ритмичность, музыкальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений и т.д. | Коммуникативные: : уметь строить монологическое высказывание. | эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность | Сбор материала по героям. Составление таблицы | 29 неделя |
| |
53-54 | Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: Д.С.Самойлов. «Сороковые»; М.В.Исаковский. «В прифронтовом лесу»; | урок формирования знаний
| понимать, о каких событиях рассказывают стихотворения, какими чувствами проникнуты произведения поэтов-фронтовиков; уметь выразительно читать, передавая при помощи интонации сложную гамму чувств | Находить изобразительно-выразительные средства языка,понимать их роль в произведении | Коммуникативные: : уметь строить монологическое высказывание. | устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. | Составление тезисов лекции учителя. | 30 неделя |
| |
55-56 | В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой».
| Урок «открытия» нового знания | Уметь выборочно рассказывать о детстве героя, анализировать эпизоды, прослеживать развитие действия, отбирать наиболее яркие эпизоды, отвечать на проблемные вопросы | Уметь составлять характеристику героя, находить текстовые детали и понимать их роль в создании образов. | Коммуникативные: : уметь строить монологическое высказывание. | устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении | Составление схемы по системе образов. Выявление сюжетных линий. Создание характеристик персонажей | 31 неделя |
| |
57 | Внеклассное чтение В.П.Астафьев «Васюткино озеро». | урок рефлексии |
| Использовать навыки исследовательской деятельности; Умение анализировать прозаическое произведение
| Коммуникативные: : уметь строить монологическое высказывание. | любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре | Блиц-опрос. Самостоятельная работа | 31 неделя |
| |
58 | Образ человека в балладе Ф.Шиллера «Перчатка». | урок формирования знаний | навыку самостоятельной работы, развитие творческих способностей учащихся | соотносить содержание баллады с иллюстрацией художника, сравнивать переводы баллады и выявлять своеобразие каждого | Познавательные: – извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; Регулятивные:самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; составлять план решения учебной проблемы; Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. | устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. | Беседа. Тестирование | 32 неделя |
| |
59-60 | Общечеловеческий смысл комедии Ж.-Б.Мольера «Мещанин во дворянстве». | Урок «открытия» нового знания | навыку самостоятельной работы, развитие творческих способностей учащихся | Использовать навыки исследовательской деятельности; Умение анализировать прозаическое произведение
| Коммуникативные: : уметь строить монологическое высказывание. | Оценивать свои и чужие поступки. | Заполнение хронологической таблицы. Составление характеристик персонажей | 32нед. |
| |
61 | О.Генри Краткие сведения о писателе. «Вождь краснокожих»: о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе. | Урок «открытия» нового знания | навыку самостоятельной работы, развитие творческих способностей учащихся | Умение самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока ;анализировать текст, давать характеристики героям повести;.
| Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. Умение создавать сообщения с применением презентации | Испытывать положительное отношение к учению. Желать приобретать новые знания, осознавать целостность мира и многообразие и взглядов на него | Реферат | 33нед. |
| |
62-63 | Х.К. Андерсен Утверждение непреходящих христианских ценностей в творчестве писателя. «Чайник»: мир добра и красоты. | Урок «открытия» нового знания | навыку самостоятельной работы, развитие творческих способностей учащихся | Умение делать подробный, краткий пересказ небольшого отрывка, главы повести, рассказа; давать характеристику героев и их поступков
| Коммуникативные: : уметь строить монологическое высказывание. | Осознавать свои эмоции, черты характера, интересы, цели; осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него; участвовать в творческом, созидательном процессе; | Доклад. Дискуссия | 33нед. |
| |
64 | Промежуточная аттестационная работа. | урок развивающего контроля | навыку самостоятельной работы, развитие творческих способностей учащихся | Использовать навыки исследовательской деятельности | Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. Умение создавать сообщения с применением презентации | Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, проявлять способность к самооценке своих действий, поступков | Письменная работа | 34нед. |
| |
65-66 | Дж. Лондон Краткие сведения о писателе. «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос рассказа, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. | Урок «открытия» нового знания | навыку самостоятельной работы, развитие творческих способностей учащихся | Умение самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока ;анализировать текст, давать характеристики героям повести; .
| Коммуникативные: : уметь строить монологическое высказывание. | проявлять интерес и уважение к другим народам; признавать общепринятые морально- нравственные нормы; осваивать новые виды деятельности; | Составление схемы по системе образов. Выявление сюжетных линий. Создание характеристик персонажей | 34нед. |
| |
67-68 | М. Твен «Приключение Гекльберри Финна». | Урок «открытия» нового знания | навыку самостоятельной работы, развитие творческих способностей учащихся | делать подробный, краткий пересказ небольшого отрывка, главы повести, рассказа; давать характеристику героев и их поступков
| Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. Умение создавать сообщения с применением презентации | Осознавать свои эмоции, черты характера, интересы, цели. Осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него | Тестирование | 35нед. |
| |
69-70 | Защита проектов «Литературные места России». | урок развивающего контроля | навыку самостоятельной работы, развитие творческих способностей учащихся | Использовать навыки исследовательской деятельности | Коммуникативные: : уметь строить монологическое высказывание. | Проявлять желание осваивать новые виды деятельности; участвовать в творческом, созидательном процессе. | Защита коллективных презентаций | 35нед. |
|