СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 6 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа ориентирована на использование УМК под редакцией В. Я. Коровиной

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 6 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гвардейская школа-гимназия № 2»

Симферопольского района Республики Крым

ул.Острякова, 1 «а», пгт. Гвардейское, Симферопольский район, 297515

тел/факс 0(652) 32-38-59, e-mail: gvardeiskoe2@yandex.ru



СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________М.С.Казаева

«___»___________2017г


«УТВЕРЖДЕНО»

Директор школы-гимназии

_______Е.В. Богданова

Приказ № ____ от «___»________2017г



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРА»

(базовый уровень)



Класс: 6-А

Срок реализации программы: 2017/2018 уч.г.

Количество часов по учебному плану: 72 ч/год, 3 ч/неделю



Программа составлена на основе следующих нормативно-методических материалов:

- Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В. Я. Коровиной: 5–9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2014.

- Литература. 6 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе: в 2 ч. / В. П. Полухина [и др.] ; под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2014.






Рабочую программу составила учитель русского языка и литературы высшей категории

Кульчейко Елена Васильевна




пгт. Гвардейское, 2017г.

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программой по учебному предмету «Литература» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

- Литература. 6 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / В. П. Полухина [и др.] ; под ред. В. Я. Коровиной. – М. : Просвещение, 2015.

Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В. Я. Коровиной: 5–9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2014.

Беляева, Н. В. Литература : 5–9 классы : проверочные работы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. – М. : Просвещение, 2014.

Полухина, В. П. «Читаем, думаем, спорим...» : дидактические материалы по литературе : 6 класс / В. П. Полухина. – М. : Просвещение, 2014.

Уровень обучения – базовый.

Программа составлена для учащихся 6-А класса.  Большинство учащихся класса имеет высокий уровень учебной мотивации. Развитие познавательной  сферы: мышления, внимания, памяти — у большинства учеников находится на высоком уровне, сформированность процессов мышления: сравнения, классификации, аналогии — на высоком уровне. Таким образом, учащиеся класса обладают хорошим интеллектуальным потенциалом и ориентированы на успешность в учебной деятельности.

Рабочая программа сохраняет содержание и структуру программы В.Я.Коровиной

Общая характеристика учебного предмета

Главными целями изучения предмета являются:

– формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

– развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;

– формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи;

– овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий; выявление в произведениях общечеловеческого содержания; грамотное использование русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

На основании ФГОС ООО необходимо реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

– формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

– обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

  • развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся;

  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

– овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

– овладение важнейшими общеучебными и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

– использование опыта работы с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно действующему в школе учебному плану на 2017/2018 учебный год (34 учебных недели) в 6 классе предполагается обучение в объеме 3 часа в неделю, 72 часа за год.

С учетом специфики класса выстроена система уроков, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты).


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Содержание

Кол-во часов

Кол-во часов

авторской программе

РП

Развитие речи

КР

Вн. чтение

Введение.

1

1




Устное народное творчество

4

4

1



Из древнерусской литературы

1

2




Из литературы ХVIII века

1

1




Из литературы ХIХ века

49

32

2

2

2

Из русской и зарубежной литературы ХХ в

40

26

4

2

2

Из мировой литературы

9

4

1



Повторение и обобщение изученного

-

2




Итого

105

72

8

4

4



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Курс литературы в 6 классе строится на основе концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.

Введение (1 ч)

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 ч)

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем.

Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

Самостоятельная работа по теме «Устное народное творчество».

Развитие речи (далее — P.P.). Письменный ответ на проблемный вопрос. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости). Теория литературы. Летопись (развитие представления)

P.P. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА. (1 ч)

Русские басни. Иван Иванович Дмитриев. Краткий рассказ о жизни и творчестве баснописца. «Myxa». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия. Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий). Р .Р. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения Характеристика героев басни. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (32 ч)

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства. Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Самостоятельная работа по теме «Басня».

P.P. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения. Характеристика героев басни. Участие в коллективном диалоге.

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Самостоятельная работа по повести А.С Пушкина «Барышня-крестьянка». Контрольная работа 4 по повести АС. Пушкина «Дубровский».

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные ответы на вопросы Участие в коллективном диалоге. Составление плана анализа стихотворения. Устный и письменный анализ стихотворений. Выразительное чтение фрагментов прозы. Составление письменного ответа на проблемный вопрос.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Ученические годы. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).

Самостоятельная работа по стихотворениям М.Ю. Лермонтова.

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворения.

Иван Сергеевич Тургенев Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе. Проект. Теория литературы. Пейзаж, портретная характеристика персонажей (развитие представлений). P.P. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев.

Федор Иванович Тютчев Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Р. Р. Устный и письменный анализ текста.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте. Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике. Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Р. Р. Устный и письменный анализ текста.

Николай Алексеевич Некрасов Краткий рассказ о жизни поэта. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении. Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Самостоятельная работа по произведениям поэтов.

P .P . Письменный ответ на вопрос проблемного характера. Устный и письменный анализ стихотворений.

Николай Семенович Лесков Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Самостоятельная работа по произведениям Н. А. Некрасова и Н. С. Лескова.

Р. Р. Устный и письменный ответ на проблемные вопросы.

Антон Павлович Чехов Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали. Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий). P.P. Составление викторины на знание текстов рассказов.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века.

Я.П. Полонский «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла»..»; Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А.К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы..». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. Проект.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).Самостоятельная работа по стихотворениям русских поэтов XIX века

РР Составление план письменного высказывания. Устный и письменный анализы стихотворений.


ИЗ РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (26 часов)

Александр Иванович Куприн Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя

«Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям. Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).

Р.Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

Александр Степанович Грин Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям. Теория литературы. Романтическое содержание повести. Черты романтического героя (развитие представший).

Р.Р. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ эпизода.

Андрей Платонович Платонов Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова. Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальное представление).P.P. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев.

Антуан де Сент-Экзюпери Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Меленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Теория литературы. Притча (начальные представления).

Василий Макарович Шукшин Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Рассказы «Чудик» и «Критик». Особенности шукшинских героев — «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синовия незащищенности. Образ «странного» героя в литературе

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).P.P. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализ эпизода.

Виктор Петрович Астафьев Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа -честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи. Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).

Самостоятельная работа по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

P. р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Составление планов речевых характеристик.

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...». Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

Николай Михайлович Рубцов Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства (развитие понятия)

Самостоятельная работа по стихотворениям о природе поэтов XX в.

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Из литературы народов России Габдулла Тукай Краткий рассказ о жизни и творчестве татарского поэта. «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человек. Книга- «Отрада из отрад, путеводная звезда, «бесстрашное сердце, радостная душа.

Кайсын Кулиев Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ..» Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворениях поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа. Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

Фазиль Искандер Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.. Р.р. Устная и письменная характеристика героев. Участие в коллективном диалоге.

Мифы Древней Греции «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Подвиги Геракла (в переложении Н. Куна).

Геродот «Легенда об Арионе». Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.


Произведения о Великой Отечественной войне К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Д.С. Самойлов «Сороковые» Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. Теория литературы. Средства выразительности, гражданский, патриотический пафос стихотворения (развитие представлений).PP . Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.


ИЗ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (4 ч)

Гомер Краткий рассказ о жизни и творчестве Гомера. «Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Фридрих Шиллер Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).

Мигель де Сервантес Сааведра Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя, роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы (для внеклассного чтения) Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).

Подведение итогов за год (2 ч) Итоговый тест. Урок-путешествие



Произведения для заучивания наизусть

А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.

М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.

Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)

Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»

А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»

А.А. Блок. Летний вечер.

А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.

При изучении разделов дается перечень произведений художественной литературы, предлагаются вопросы и задания для осмысления прочитанного. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя. Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом разделе программы. В разделе «Повторение» дана систематизация знаний учащихся по теории литературы.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами выпускников 6 класса, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» должны проявиться: в умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать на уровне своего развития, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты учеников 6 класса состоят в следующем:

1) в познавательной сфере: понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX–XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умения анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; формирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

– понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере: восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; умения пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа; умение вести диалог; написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере: понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов литературных произведений.




















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


урока

6-А


Тема урока

Планируемые результаты

дата

факт

предметные

метапредметные

личностные




ВВЕДЕНИЕ (1ч)



1

05.09


1. «В дорогу зовущие» Писатели – создатели, хранители и любители книг

Формирование

стартовой

мотивации к обучению.

Познавательные (П) Выделяют и формулируют познавательную цель, проблему, составляют простой план статьи учебника.

Регулятивные (Р) Осознают качество и уровень усвоения. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия.

Коммуникативные (К) Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений

Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 ч)

2

07.09


1. Устное народное творчество. Обрядовый фольклор.

Обрядовые песни

Устное

народное

творчество.

Виды и жанры

УНТ

(П) Извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал по теме. (Р) Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. (К) Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать

Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях

3

07.09


2. Художественные особенности календарно-обрядовых песен

Выразительное чтение наизусть

4

12.09


3. Пословицы и

поговорки

Структура,

особенность,

отличие

малых жанров, их народная

мудрость.

План устного высказывания

(П) Умеют заменять термины определениями

(Р) Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. (К) Умеют представлять конкретное содержание в форме устного высказывания

Знание основных принципов и

правил отношения к природе.

5

14.09


4. РР Урок-соревнование Малые жанры фольклора

Научиться проектировать маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

(П) Самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию (Р) Умеют планировать алгоритм ответа. (К) Умеют письменно формулировать и высказывать свою точку зрения


ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)

6

14.09


1. Древнерусская литература. «Повесть временных лет».

Формирование

разных способов и

форм действия

(П) Осознанно строят речевые высказывания

(Р) Корректируют свою работу. (К) Используют языковые средства для отображения мыслей

Формирование навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, композицию, выразительные средства

7

19.09


2. «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел.

Терминология по теме, навыки устной монологической речи, пересказ эпизодов

(П) Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

(Р) Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. (К) Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей

Уважение истории, культурных и исторических памятников

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (1 ч)

8

21.09


1. Русские басни.

И.Дмитриев «Муха»

И.Крылов «Осёл и Соловей»


Научиться находить цитатные примеры из басни, иллюстрирующие понятия «аллегория» и «мораль»

(П): уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах

(Р): уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа(К): уметь определять общую цель и пути её достижения

Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (32 ч)

9

21.09


1. Басни И. А. Крылова «Листы и корни», «Ларчик»

Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства Научиться понимать смысл произведения и видеть смешное (юмор) Научиться: понимать иносказательный подтекст басен и их мораль. Выразительно читать басни по ролям (инсценирование), выявлять способы самообразования

(П) Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. (Р) Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?).

(К) Используют языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания Ориентация в системе моральных норм и ценностей

10

26.09


2. А. С. Пушкин. Лицейские годы. Послание «И. И. Пущину»

«Чувства добрые» в лирике А. С. Пушкина. Т.л. Жанр послания

(П) Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. (Р) Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. (К) Умеют применять конкретные правила на письме и в устной речи.

Гражданский патриотизм.

11

28.09


3. А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник».

Слово о поэте. «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.

(П) Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. (Р) Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. (К) Умеют представлять конкретное содержание в устной форме

Уважение личности и ее достоинства.

12

28.09


4. Стихотворение «Зимнее утро».

Роль композиции в понимании смысла стихотворения. Обучение анализу одного стихотворения

(П) Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. (Р) Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения от эталона.

(К) Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической деятельности.

Любовь к природе, бережное отношение к природному богатству страны.

13

03.10


5. А. С. Пушкин «Дубровский» История создания. Дубровский-старший и Троекуров.

Анализ эпизода «Ссора двух помещиков», роль эпизода в повести Авторское отношение к героям.

(П) Выделяют и формулируют познавательную цель

(Р) Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

(К) Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме

Уважение ценностей семьи.

14

05.10


6. Владимир Дубровский против беззакония и несправедливости (гл. IV-V)


(П) Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. (Р) Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. (К) Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие

Признание ценности здоровья, своего и других людей.

15

05.10


7. Образы крестьян в повести А. С. Пушкина «Дубровский»


Образы крестьян в повести Что заставило Дубровского стать разбойником? (гл. VI-VII)

(П) Применяют методы информационного поиска

(Р) Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?). (К) Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать

Позитивная моральная самооценка

16

10.10


8. Образ Владимира Дубровского в повести А. С. Пушкина

Анализ гл. VIII-X

(П) Выдвигают гипотезы, предлагают способы их проверки. (Р) Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению (К) Планируют общие способы работы.

Чувство гордости при следовании моральным нормам.

17

12.10


9. Образ повествователя и автора. Маша Троекурова и Владимир Дубровский

Анализ эпизода «Последняя встреча Маши и Дубровского» (гл. XI-XVI)

(П) Умеют выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, составлять план (Р) Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу.

(К) Умеют представлять конкретное содержание


18

12.10


10. А.Пушкин «Дубровский» Последний бой

КР РР Развёрнутый ответ на вопрос

Анализ образов судьи, присяжных, обывателей. Образ повествователя и автора.

(П) Определяют основную и второстепенную информацию. Строят логические цепи рассуждений. (Р) Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Оценивают достигнутый результат. (К) Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. Обмениваются знаниями между членами группы

Оптимизм в восприятии мира. Позитивная моральная самооценка.

19

17.10


11. РР А.С. Пушкин «Дубровский» Подготовка к написанию сочинения

План письменного высказывания

(П) Умеют заменять термины определениями (Р) Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. (К) Умеют представлять конкретное содержание в форме устного высказывания

Знание основных принципов и правил отношения к природе и человеку.

20

19.10


12. Вн.чт. А. С. Пушкин «Повести Белкина» Особенности цикла «Барышня-крестьянка»

Цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Особенности цикла.

(П) Выделяют и формулируют проблему. (Р) Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона (К) Проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам

Уважение личности и ее достоинства

21

19.10


13. М. Ю. Лермонтов. Личность поэта. «Тучи»

Слово о поэте. Основное настроение и композиция стихотворения

(П) Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. (Р) Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.(К) Обмениваются знаниями между членами группы

Стремятся устанавливать доверительные отношения


22

24.10


14. М. Ю. Лермонтов «Три пальмы»


Двусложные и трехсложные размеры стиха.

(П) Формулируют познавательную цель. (Р) Ставят учебную задачу (К) Учатся управлять поведением партнера

Уважение общечеловеч. ценностей

23

26.10


15. М. Ю. Лермонтов «Листок», «Утёс»

Антитеза как основной композиционный прием в данных стихотворениях. Поэтическая интонация.

(П) Выделяют и формулируют проблему. (Р) Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. (К) Учатся выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы его разрешения.

Любовь к природе.

24

26.10


16. РР. Развёрнутый ответ на вопрос

Художественный анализ стихотворения

(П) Структурируют знания. (Р) Оценивают достигнутый результат. (К) Умеют создавать связный текст

Освоение личностного смысла учиться.

25

07.11


17. И. С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг» Герои рассказа Словесные и живописные портреты русских крестьян

Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания

(П) Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. (Р) Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. (К) Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения и делать выбор.

Позитивная моральная самооценка

26

09.11


18. Природа и её роль в рассказах Тургенева. Рассказы героев «Бежина луга»

Портреты героев как средство изображения их характеров.

(П)Устанавливают причинно-следственные связи. (Р) Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено (К) Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения

Уважение ценностей семьи

27

09.11


19. РР Человек и природа в произведениях Тургенева

Обобщение и систематизация изученного.

(П) Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. (Р) Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. (К) С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

28

14.11


20. Стихотворения Ф. И. Тютчева. Переходные состояния природы

Особенности изображения природы. Роль антитезы в стихотворении

(П) Определяют основную и второстепенную информацию. (Р) Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. (К) Умеют слушать и слышать друг друга.

Готовность к выполнению прав и обязанностей ученика.

29

16.11


21. Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А. А. Фета

Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности

(П) Умеют выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи (Р) Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. (К) Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Любовь к родной природе. Чувство гордости за свою страну.

30

16.11


22. Пейзажная лирика Тютчева и Фета

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

(П) Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. (Р) Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают уровень усвоения. (К) Интересуются (К) Интересуются чужим мнением и высказывают свое.

Чувство гордости за свою страну.

31

21.11


23. Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда в стихотворении

Своеобразие композиции стихотворения: эпиграф, диалог-спор, роль пейзажа.

(П) Осознанно и произвольно строят речевые высказывания (Р) Оценивают достигнутый результат. (К) Умеют слушать и слышать друг друга.

Доброжелательное отношение к окружающим.

32

23.11


24. Н. А. Некрасов «Железная дорога» Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа

Особенности поэтических интонаций Особенности поэтического языка, разные ритмы в произведении Т.л. Композиция стихотворения Трёхсложные размеры стиха

(П) Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого характера. (Р) Осознают качество и уровень усвоения. (К) Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть различными формами речи.

Оптимизм в восприятии мира.

33

23.11


25. Н.С. Лесков. Литературный портер писателя. Сказ «Левша»

Знакомство с творчеством писателя. Понятие о сказе

(П) Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. (Р) Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению (К) Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Чувство гордости при следовании моральным нормам.

34

28.11


26. Сказ «Левша» Секрет тульских мастеров. Левша и Платов

Лексическая работа с текстом.

(П) Понимают и адекватно оценивают язык средств массовой информации.

(Р) Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?). (К) Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения

Чувство гордости за свою страну.

35

30.11


27. РР. Сказ «Левша» Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талант, патриотизм

Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека

(П) Устанавливают причинно-следственные связи. (Р) Составляют план и последовательность действий. (К) Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения

Любовь к Родине.

36

30.11


28. А.П. Чехов. Литературный портер писателя. Рассказ «Толстый и тонкий»

Рассказ о писателе на основе презентации

(П) Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи. (Р) Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий. (К) Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Уважение истории, культурных и исторических памятников.

37

05.12


29. Вн. чт Юмористические рассказы Чехова

(П) Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов. (Р) Составляют план и последовательность действий. (К) Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем.


38

07.12


30. Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе Е. А. Баратынского, А. К. Толстого

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе

(П) Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. (Р) Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. (К) Учатся принимать решение и реализовывать его.

Экологическое сознание

39

07.12


31. Я. П. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри — какая мгла...» Выражение переживаний и мироощущения человека в стихотворениях о родной природе

40

12.12


32. КР РР Родная природа в творчестве русских поэтов, художников и музыкантов XIX века

Творческое задание

(П) Структурируют знания. (Р) Оценивают достигнутый результат. (К) Умеют создавать связный текст

Освоение личностного смысла учиться.


ИЗ РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (26 ч)


41

14.12


1. А.И.Куприн «Чудесный доктор». Тема служения людям в рассказе

Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя в рассказе «Чудесный доктор»

(П) Анализируют условия и требования задачи.

(Р) Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия

(К) Учатся принимать решение и реализовывать его.

Признание ценности здоровья Уважение ценностей семьи

42

14.12


2. Вн.чт Крым в рассказах Куприна


(П) Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов. (Р) Составляют план и последовательность действий. (К) Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем.


43

19.12


3. А.С.Грин «Алые паруса». Автор и его герои

Душевная чистота главных героев


(П) Умеют выбирать смысловые единицы текста (Р) Сличают свой способ действия с эталоном. (К)Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого

Признание ценности здоровья, своего и других людей

44

21.12


4. Победа романтической мечты над реальностью жизни.

ТЛ: понятие феерии

(П) Выражают структуру задачи разными средствами.

(Р) Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона

(К) Проявляют внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие.

Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им.

45

21.12


5. РР КР Сочинение «Алые паруса» как символ воплощения мечты

Обобщение и систематизация изученного

Выделяют и формулируют познавательную цель. (Р) Оценивают достигнутый результат. (К) Проявляют готовность оказывать помощь партнерам.

Доброжелательное отношение к людям

46

26.12


6. А. П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Преодоление препятствий как одна из ценностей жизни

Знакомство с творчеством писателя.

(П) Выделяют и формулируют познавательную цель. (Р) Оценивают достигнутый результат. (К) Стремление устанавливать доверительные отношения.


47

28.12


7. Антуан де Сент-Экзюпери. История создания сказки «Маленький принц». Мир детства в сказке

Вечные истины в сказке. Понятие о притче. Мечта о естественных отношениях между людьми

(П) Структурируют знания. (Р) Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество усвоения. (К) Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Освоение общемирового культурного наследия.

48

28.12


8. РР Астероиды и их жители: в чем смысл этих образов? Маленький принц на планете Икс

Иметь представление о вехах жизни Сент-Экзюпери, его мировоззрении и литературном творчестве, жанре философской сказки и притчи; владеть навыками анализа эпизода; уметь различать образ автора и рассказчика в произведении; выявлять в тексте художественно значимые


(П) ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета; (Р) овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке; (К) владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей

осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.


49



9. Афористичность текста сказки«Маленький принц»

РР Развёрнутый ответ на вопрос


(П) Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов. (Р) Составляют план и последовательность действий. (К) Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем.


50



10. Вн.чт. Марк Твен и его герои. «Приключения Гекльберри Финна»


51



11. В. М. Шукшин

«Критики» Образ «странного» героя в рассказе Шукшина

Слово о писателе. Чтение и анализ произведений

(П) Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. (Р) Оценивают достигнутый результат. (К) Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого

Ориентация в системе моральных норм и ценностей

52



12. В. Г. Распутин. «Уроки французского» Отражение в рассказе трудностей послевоенного времени.

Слово о писателе.

Чтение и анализ

произведения. Характеристика литературного героя.

(П) Определяют основную и второстепенную информацию. (Р) Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.(К) Интересуются чужим мнением и высказывают свое.

Освоение общекультурного наследия России

53



13. Характеристика главного героя. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика

познавательная сфера: владеть знаниями о жизни и творчестве В. Г. Распутина как современного русского писателя, продолжателя традиций классической прозы в плане решения нравственных проблем героями рассказа; понимать своеобразие изображения характеров героев; уметь различать рассказчика и автора-повествователя в произведении; создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений; выявлять в тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка;


(П) Определяют основную и второстепенную информацию. (Р) Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. (К) Интересуются чужим мнением и высказывают свое.


54



14. РР. «Уроки доброты». Подготовка к сочинению «Главный герой рассказа В. Г. Распутина „Уроки французского“»

(П) Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов. (Р) Составляют план и последовательность действий. (К) Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем. ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное отношение к произведениям В. Г. Распутина; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; оценивать выразительное чтение одноклассников; анализировать формы выражения авторской позиции; эстетическая сфера: определять художественную функцию изобразительно-выразительных средств языка в произведении.

Понимание конвенционального характера морали.

55



15. КР. РР Сочинение-рассуждение по рассказу В.Распутина

56



16. Образ главного героя рассказа В. П. Астафьева. «Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы рассказа.

РР Развёрнутый ответ на вопрос

Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы

(П) Выделяют и формулируют познавательную цель. (Р) Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?). (К) Интересуются чужим мнением и высказывают свое.

Любовь к природе.

57



17. Стихотворения о природе А. Блока, С. Есенина, А. Ахматовой

Иметь представления о творчестве поэтов Серебряного века А. Блока, С. Есенина, А. Ахматовой; владеть навыками сопоставительного анализа текста; различать образ лирического героя и автора в лирике; выявлять в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства языка.

(П) Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Признание высокой ценности жизни (Р) Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. (К) Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической речью.

Экологическое сознание.

58



18. Человек и природа в «тихой» лирике Н. М. Рубцова.

Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике

(П) Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем (Р) Составляют план и последовательность действий. (К) Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и поддержку

Освоение общекультурного наследия России

59



19. Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Характеристика героя произведения. Влияние учителя на формирование детского характера.

Влияние учителя на формирование детского характера Характеристика образа. Обобщение и систематизация изученного.

(П) Информационный поиск, в том числе с помощью компьютерных средств. (Р) Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.(К) С достаточной полнотой выражают свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.

Переживание стыда и вины при нарушении моральных норм.

60



20. РР Подготовка к написанию сочинения

Обобщение и систематизация изученного.

(П) Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов. (Р) Составляют план и последовательность действий. (К) Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем.


61



21. КР РР Сочинение по рассказу Ф. А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»



62



22. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла

Понятие о мифе. Фантастика и реальность в мифе

(П) Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. (Р) Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном (К) Интересуются чужим мнением и высказывают свое.

Знание основ здорового образа жизни

63



23. Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне

Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне Стихотворения К.Симонова и Д.Самойлова

(П) Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. (Р) Составляют план и последовательность действий. (К) Описывают содержание совершаемых действий .

Уважение ценностей семьи.

64



24. «Час мужества пробил на наших часах, и мужество нас не покинет» А. Ахматова

Р.Р. Развёрнутый ответ на вопрос

Владеть знаниями о творчестве К. Симонова и Д. Самойлова как поэтов, участников Великой Отечественной войны; иметь представление о значении поэзии в годы войны, о песнях в суровое военное время и патриотическом звучании песен о войне в наше время, о том, как высокие патриотические чувства в годы войны соединились с глубоко личными переживаниями

(П) ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета; (Р) овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке; (К) владеть умением вести диалог; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

65



25. Вн.чт. «Давайте, люди, никогда об этом не забудем...» А Твардовский Выр чт стихотворений о войне

Стихотворения К.Симонова и Д.Самойлова, А.Твардовского и Ю.Друниной

(П) Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов. (Р) Составляют план и последовательность действий. (К) Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем.


66



26. РР Картины военного лихолетья и трудных послевоенных лет в живописи и произведениях русских писателей

Обобщение и систематизация изученного.

(П) Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов. (Р) Составляют план и последовательность действий. (К) Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем.

Понимание конвенционального характера морали.

ИЗ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (4 ч)

67



1. Гомер и его великие поэмы «Илиада» и «Одиссея»

Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе

(П) Строят логические цепи рассуждений. (Р) Сличают свой способ действия с эталоном. (К) Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Освоение общемирового культурного наследия

68



2. Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». РР. Выразительное чтение

Проблемы благородства, достоинства и чести Нравственные проблемы

(П) Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. (Р) Оценивают достигнутый результат. (К) Умеют слушать и слышать друг друга.

Освоение общемирового культурного наследия.

69



3. М.де Сервантес и его роман «Дон Кихот»

«Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы

(П) Выделяют и формулируют проблему. (Р) Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий (К) Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть речью

Ориентация в системе моральных норм и ценностей.

70



4. «Дон Кихот» Сервантеса – шедевр литературы эпохи Возрождения




Повторение и обобщение изученного (2ч)

71



1. Урок-защита проектов «Путешествие по стране Литературии»

познавательная сфера: владеть знаниями о любимых произведениях, любимых именах писателей и поэтов из курса литературы 6 класса; знать о мастерстве, значении творчества Пушкина, Крылова, Тургенева, Некрасова, Лескова, Чехова, Астафьева, Распутина и Есенина, совершая путешествие по литературным местам, связанным с жизнью и деятельностью писателей и поэтов; ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное отношение к русской поэзии, прозе, критике; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы

(П) ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;(Р) овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке; (К) владеть умениями произносить монолог, вести диалог; участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию. коммуникативная сфера: владеть навыками выразительного чтения, пересказа; уметь проводить праздничные мероприятия;

эстетическая сфера: создавать атмосферу праздника.

72



2. «Путешествие по стране Литературии»