Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Дроздовская средняя общеобразовательная школа
Ольховатского района Воронежской области
«Рассмотрено» на заседании ШМО учителей Руководитель МО: __________ /Колесник Т.Я../ Протокол № 138-О-1 от «29» августа 2016 г. | «Утверждаю» Директор школы: _____________/Савченко А.Н../ Приказ № № 119– 0 от «31»августа 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету ЛИТЕРАТУРА
6 КЛАСС
3 часа в неделю, 104 часа в год
Учитель русского языка и литературы Колесник Т.Я.
2016-2017 уч.год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе ФГОС, требований к результатам освоения основной образовательной программы ООО МКОУ Дроздовская СОШ с учетом примерной программы основного общего образования по литературе и следующих документов:
• Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897;
• Приказ Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 01 февраля 2012 г. №56 «О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Воронежской области»;
• Приказ Министерства образования и науки РФ №1576 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образовании», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
• Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования от 31 марта 2014 г. N 253(в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 N 576, от 28.12.2015 N 1529, от 26.01.2016 N 38);
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
• Устав МКОУ Дроздовская СОШ;
• ООП ООО МКОУ Дроздовская СОШ на 2015-2020гг. (Приказ от 28.08.2015 г. №94-0);
• Учебный план МКОУ Дроздовская СОШ на 2016-2017 уч.г. (Приказ от 31.08.2016 г.№ 116-0);
• Годовой календарный учебный график МКОУ Дроздовская СОШ (Приказ от 30.08.2016г.№ 113-0);
• Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации. (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 года N 637-р.);
• Положение о рабочей программе МКОУ Дроздовская СОШ (ФГОС). Приказ № 103 от 11.07.2016 г.
. Реализация учебной программы обеспечивается учебником: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 частях под редакцией В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2015, включённым в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования.
Для освоения предмета отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета « Литература»
Учащийся научится:
• основным теоретико-литературным понятиям: фольклор, УНТ, жанры фольклора; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись; роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы; басня, аллегория; баллада; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты»; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы; пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения;
• зная авторов и содержание изученных произведений, воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
• аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
• отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа, размер стиха);
• видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;
• выявлять основную нравственную проблематику произведения;
• определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
• прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении.
Учащийся получит возможность:
• пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
• воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
• различать особенности построения и языка произведений различных жанров;
• ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);
• выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения;
• подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;
• словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
• написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
• сочинять небольшие произведения;
• создавать сочинения-миниатюры по картине.
Личностные:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
- знание наизусть художественных текстов в рамках программы;
- формирование читательского мастерства:
- умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;
- овладение навыками литературных игр;
- овладение навыками работы над проектом;
- формирование собственного мнения;
- формирование навыка чтения отдельной группы учащихся.
Метапредметные:
- овладение техникой составления плана;
- овладение различными типами пересказа;
- умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;
- умение формулировать доказательные выводы;
- умение владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов.
Предметные:
1) в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Введение (1 ч.).
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 ч)
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем.
Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
Контрольная работа (далее — К.Р.). Контрольная работа № 1 по теме «Устное народное творчество».
Развитие речи (далее — P.P.). Письменный ответ на проблемный вопрос. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости). Теория литературы. Летопись (развитие представления)
P .P . Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. (1 ч)
Русские басни. Иван Иванович Дмитриев. Краткий рассказ о жизни и творчестве баснописца. «Myxa». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия. Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий). Р .Р. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения Характеристика героев басни. Участие в коллективном диалоге.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (55 ч)
Иван Андреевич Крылов. (3 ч)
Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства. Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
К. Р. Контрольная работа № 2 по теме «Басня».
P.P. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения. Характеристика героев басни. Участие в коллективном диалоге.
Александр Сергеевич Пушкин. (18 ч)
Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
К.Р. Контрольная работа № 3 по повести А.С Пушкина «Барышня-крестьянка». Контрольная работа 4 по повести АС. Пушкина «Дубровский».
P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные ответы на вопросы Участие в коллективном диалоге. Составление плана анализа стихотворения. Устный и письменный анализ стихотворений. Выразительное чтение фрагментов прозы. Составление письменного ответа на проблемный вопрос.
Михаил Юрьевич Лермонтов. (4 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Ученические годы. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).
К.Р. Контрольная работа № 5 по стихотворениям М.Ю. Лермонтова.
P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворения.
Иван Сергеевич Тургенев (5 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе. Проект. Теория литературы. Пейзаж, портретная характеристика персонажей (развитие представлений). P.P. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев.
Федор Иванович Тютчев (3 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.
«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Р. Р. Устный и письменный анализ текста.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте. (4 ч.)
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Р. Р. Устный и письменный анализ текста.
Николай Алексеевич Некрасов (4 ч)
Краткий рассказ о жизни поэта. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении. Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
К.Р. Контрольная работа № 6 по произведениям поэтов.
P .P . Письменный ответ на вопрос проблемного характера. Устный и письменный анализ стихотворений.
Николай Семенович Лесков (6 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
КР № 7 по произведениям Н. А. Некрасова и Н. С. Лескова.
Р. Р. Устный и письменный ответ на проблемные вопросы.
Антон Павлович Чехов (3 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали. Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).
P.P. Составление викторины на знание текстов рассказов.
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. (4 ч)
Я.П. Полонский «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла»..»; Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А.К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы..». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. Проект.
Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).
КР № 8 по стихотворениям русских поэтов XIX века
РР Составление план письменного высказывания. Устный и письменный анализы стихотворений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (25 часов)
Александр Иванович Куприн (2 ч)
«Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям. Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).
Р.Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.
Андрей Платонович Платонов (3 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальное представление).P.P. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев.
Александр Степанович Грин (3 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Теория литературы. Романтическое содержание повести. Черты романтического героя (развитие представший).
Р.Р. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ эпизода.
Произведения о Великой Отечественной войне (8 ч)
К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Д.С. Самойлов «Сороковые» (2 ч). Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Теория литературы. Средства выразительности, гражданский, патриотический пафос стихотворения (развитие представлений).
P .P . Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Виктор Петрович Астафьев (3 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа -честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи. Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).
К. р. контрольная работа № 9 по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
P. р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Составление планов речевых характеристик.
Валентин Григорьевич Распутин. (3 ч)
Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
P.P. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализ эпизода.
Родная природа в русской поэзии XX века (3 ч)
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...» (2 ч.)
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием,
выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
Николай Михайлович Рубцов. (1 ч)
Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства (развитие понятия)
К.Р. Контрольная работа N° 10 по стихотворениям о природе поэтов XX в.
P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Писатели улыбаются (4 ч)
Василий Макарович Шукшин (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Рассказы «Чудик» и «Критик». Особенности шукшинских героев — «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синовия незащищенности. Образ «странного» героя в литературе
Фазиль Искандер.(2 ч)
Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.. Р.р. Устная и письменная характеристика героев. Участие в коллективном диалоге.
Из литературы народов России (2 ч)
Габдулла Тукай (1 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве татарского поэта. «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человек. Книга- «Отрада из отрад, путеводная звезда, «бесстрашное сердце, радостная душа.
Кайсын Кулиев (1 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ..» Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворениях поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.
Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (12 ч)
Мифы Древней Греции (2 ч)
«Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Подвиги Геракла (в переложении Н. Куна).
Геродот (1 ч)
«Легенда об Арионе». Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве Гомера. «Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Мигель де Сервантес Сааведра (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя, роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы (для внеклассного чтения) Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).
Фридрих Шиллер (1 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь —герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).
Проспер Мериме (1 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Антуан де Сент-Экзюпери (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Меленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Теория литературы. Притча (начальные представления).
Подведение итогов за год (3 ч)
Итоговый тест. Задания для летнего чтения. Итоговый проект.
Произведения для заучивания наизусть:
А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.
М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.
Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)
Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»
А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»
А.А. Блок. Летний вечер.
А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»
1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война».
Учебно- методическое обеспечение
1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: в 2 ч. – М: Просвещение, 2014.
Для учителя:
1. Егорова Н. В. ФГОС Поурочные разработки по литературе, 6 класс Москва, «ВАКО», 2014
2. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.
3. Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс (Мультимедийные пособия)
4. Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия (Мультимедийные пособия).
Дополнительная литература:
1. В.П.Полухина Литература. 6 класс. Методические советы. 5-е издание – М: Просвещение, 2003
2. Конспекты уроков для учителя литературы. 6 – 10 классы. Авторы: В.Ю.Антышева, Н.А.Айрапетова, И.Ф.Бородина, И.А.Виноградов и др.- М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002
3. Т.А.Калганова, Н.Ю.Плавинская. Литература. 6 класс. Сборник упражнений.- М: Просвещение, 2012
4. В.П.Полухина. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 6 класс.-М: Просвещение, 2002
5. Ю.В.Лебедев. Духовные истоки русской классики. Поэзия 19 века. Историко -литературные очерки. – М: Классик Стиль, 2005
6. Н.Е.Смирнова, Н.Н. Ципенко. Литература. Русские и зарубежные произведения. Игровые уроки. 5 – 6 классы. - М «Издательство НЦ ЭНАС», 2002
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей
Раздаточный материал по темам курса
Репродукции картин художников
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 2013.
Экранные пособия
Интернет-ресурсы:
Художественная литература:
http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор
http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки
http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература
http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов
Справочно-информационные и методические материалы:
http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата проведения |
По плану | Фактически |
Введение (1 ч.) |
| Писатели – создатели, хранители и любители книг | 1.09 | |
Устное народное творчество (4 ч.) |
| Обрядовый фольклор. Обрядовые песни | 6.09 | |
| Художественные особенности календарно-обрядовых песен | 7.09 | |
| Пословицы и поговорки | 8.09 | |
| Р/Р Урок-конкурс на лучшее знание малых жанров фольклора | 13.09 | |
Из древнерусской литературы (2 ч.) |
| «Повесть временных лет». | 14.09 | |
| «Сказание о белгородском киселе». | 15.09 | |
Из русской литературы XIX в. (55 ч.) |
Русские басни (4 ч.) |
| Русская басня. И. И. Дмитриев. «Муха». | 20.09 | |
| И. А. Крылов. «Осел и Соловей» | 21.09 | |
| И. А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик» | 22.09 | |
| Контрольная работа по теме «Басни» | 27.09 | |
А.С. Пушкин (18 ч.) |
| А. С. Пушкин. Лицейские годы. Послание «И. И. Пущину» | 28.09 | |
| А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник». | 29.09 | |
| Стихотворение «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха | 4.10 | |
| История создания романа А. С. Пушкина «Дубровский» (гл. I) | 5.10 | |
| Дубровский-старший и Троекуров. Суд и его последствия (гл. II-III) | 6.10 | |
| Р/р Владимир Дубровский против беззакония и несправедливости (гл. IV-V) | 11.10 | |
| Р/р Что заставило Дубровского стать разбойником? (гл. VI-VII) | 12.10 | |
| Учитель (гл. VIII-X) | 13.10 | |
| Маша Троекурова и Владимир Дубровский (гл. XI-XVI) | 18.10 | |
| Р/р Маша Троекурова и Владимир Дубровский (гл. XI-XVI) | 19.10 | |
| Два мальчика (гл. XVII) | 20.10 | |
| Развязка романа (гл. XVIII-XIX) | 25.10 | |
| Контрольная работа по повести «Дубровский» | 26.10 | |
| Р/р Подготовка к сочинению | 27.10 | |
| А. С. Пушкин «Повести Белкина» | 8.11 | |
| А. С. Пушкин «Повести Белкина» | 9.11 | |
| А. С. Пушкин. «Барышня-крестьянка» | 10.11 | |
| А. С. Пушкин. «Барышня-крестьянка» | 15.11 | |
М.Ю. Лермонтов (4 ч.) |
| М. Ю. Лермонтов. Личность поэта. «Тучи» | 16.11 | |
| М. Ю. Лермонтов «Три пальмы» | 17.11 | |
| М. Ю. Лермонтов «Листок», «Утёс» | 22.11 | |
| Контрольная работа по стихотворениям М.Ю. Лермонтова | 23.11 | |
И.С. Тургенев (5 ч.) |
| И. С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг» | 24.11 | |
| Герои рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг» | 29.11 | |
| Рассказы героев «Бежина луга» | 30.11 | |
| Природа и её роль в рассказах Тургенева. | 1.12 | |
| Проект «Составление электронного альбома «Словесные и живописные портреты русских крестьян» (по «Запискам охотника») | 6.12 | |
Ф.И. Тютчев (3 ч.) |
| Переходные состояния природы в стихотворениях Ф. И. Тютчева | 7.12 | |
| Человек и природа в стихотворениях Тютчева | 8.12 | |
| Р/р Человек и природа в стихотворениях Тютчева | 13.12 | |
А.А, Фет (4 ч.) |
| Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А. А. Фета | 14.12 | |
| Р/р Сопоставление пейзажной лирики Тютчева и Фета | 15.12 | |
| А. А. Фет. «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…» | 20.12 | |
| Контрольная работа по творчеству Тютчева, Фета | 21.12 | |
Н.А. Некрасов (4 ч.) |
| Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». | 22.12 | |
| Картины подневольного труда в стихотворении | 27.12 | |
| Композиция стихотворения «Железная дорога» | 28.12 | |
| Сочетание реальных и фантастических картин в стихотворении «Железная дорога» | 10.01 | |
Н.С. Лесков (6 ч.) |
| Р/р Трёхсложные размеры стиха | 11.01 | |
| Н.С. Лесков. Литературный портер писателя. Сказ «Левша» | 12.01 | |
| Характеристика персонажей сказа | 17.01 | |
| «Ужасный секрет» тульских мастеров. Судьба левши | 18.01 | |
| Особенности языка сказа «Левша». Проект | 19.01 | |
| Р/р Контрольное сочинение по творчеству Н.А. Некрасова и Н.С. Лескова. | 24.01 | |
А.П. Чехов (3 ч.) |
| А.П. Чехов. Литературный портрет писателя. Рассказ «Толстый и тонкий» | 25.01 | |
| Особенности юмора в рассказе «Толстый и тонкий» | 26.01 | |
| В/чт Юмористические рассказы Чехова | 31.01 | |
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века (4 ч.) |
| Стихотворения о природе Е. А. Баратынского, Я. П. Полонского, А. К. Толстого | 1.02 | |
| Стихотворения о природе Е. А. Баратынского, Я. П. Полонского, А. К. Толстого | 2.02 | |
| Р/р Анализ стихотворения | 7.02 | |
| Контрольная работа по литературе XIX века | 8.02 | |
Из русской литературы XX века (25 ч.) |
А.И. Куприн (2 ч.) |
| А.И. Куприн «Чудесный доктор». | 9.02 | |
| Тема служения людям в рассказе «Чудесный доктор» | 14.02 | |
А.С. Грин (3 ч.) |
| А.С. Грин «Алые паруса». Автор и его герои | 15.02 | |
| Победа романтической мечты над реальностью жизни. | 16.02 | |
| «Алые паруса» как символ воплощения мечты | 21.02 | |
А.П, Платонов (3 ч.) |
| А.П. Платонов. Литературный портрет писателя. «Неизвестный цветок» | 22.02 | |
| А.П. Платонов. «Неизвестный цветок» | 28.02 | |
| В/чт «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова | 1.03 | |
Произведения о Великой Отечественной войне (8 ч.) |
| Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне | 2.03 | |
| Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне | 7.03 | |
| В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой» | 9.03 | |
| Нравственные проблемы рассказа | 14.03 | |
| Р/р Творческая работа по рассказу Астафьева | 15.03 | |
| В.Г. Распутин «Уроки французского» | 16.03 | |
| Нравственные проблемы рассказа | 21.03 | |
| Смысл названия рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» | 22.03 | |
Писатели улыбаются (4 ч.) |
| В. М. Шукшин «Критики» | 23.03 | |
| Образ «странного» героя в рассказе Шукшина | 4.04 | |
| Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». | 5.04 | |
| Смысл названия рассказа | 6.04 | |
Родная природа в русской поэзии XX века (3 ч.) |
| Стихотворения о природе А. Блока, С. Есенина, А. Ахматовой | 11.04 | |
| Стихотворения о природе А. Блока, С. Есенина, А. Ахматовой | 12.04 | |
| Человек и природа в «тихой» лирике Н. М. Рубцова. | 13.04 | |
Из литературы народов России (2 ч.) |
| Родина в стихотворениях Г. Тукая и К. Кулиева | 18.04 | |
| Родина в стихотворениях Г. Тукая и К. Кулиева | 19.04 | |
Из зарубежной литературы (12 ч.) |
| Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла | 20.04 | |
| Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла | 25.04 | |
| «Легенда об Арионе» | 26.04 | |
| Гомеровский эпос | 27.04 | |
| Гомеровский эпос | 2.05 | |
| Контрольная работа по древнегреческим мифам и поэмам Гомера | 3.05 | |
| В/чт М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот» | 4.05 | |
| В/чт М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот» | 10.05 | |
| Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». | 11.05 | |
| П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе» | 16.05 | |
| А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча | 17.05 | |
| А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча | 18.05 | |
Подведение итогов года (3 ч.) |
| Реализация заданий рубрики «Проект» | 23.05 | |
| Реализация заданий рубрики «Проект» | 24.05 | |
| Подготовка к контрольной работе. | 25.02 | |
103 | Итоговая контрольная работа | 30.05 | |
104 | Задания для летнего чтения | 31.05 | |
Лист корректировки рабочей программы
№ урока п/п | Название темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
16