СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 6 класс Меркин ФГОС

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по литературе 6 класс Меркин ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 6 класс Меркин ФГОС»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа № 9 х. Денисов








.




Утверждаю. Директор

_________ Г.Н. Кравцова . Приказ от «__» _____2017г. № ___.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе .

(учебный курс, предмет)


основного общего образования, 6 класс .

(уровень общего образования, класс)


Леонова Оксана Николаевна .



















2017 – 2018 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:


  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г.

№ 273-ФЗ);

  • Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

  • Областной закон от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014г.

№ 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г.

  • № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

  • Положение о структуре, технологии разработки, порядке рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных предметов в МБОУ - СОШ № 9 х. Денисов

  • Примерная программа по литературе для основных школ1 и в соответствии c программой по литературе к учебникам для 5 – 9 классов (авторы - составители Г. С. Меркин, С. А. Зинин)

Учебник:Литература 7 класс Г.С. Меркин М. «Русское слово» 2015

Планирование ориентировано на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Минобрнауки РФ 17 декабря 2010 года № 1897, положения которого обеспечивают многогранное и глубокое усвоение курса литературы в 5-9 классах, так как способствуют средствами художественной литературы, литературоведения и литературной критики обеспечивать:

«1) формирование российской гражданской идентичности обучающихся;

2) сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации;

3) овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

4) духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся;

5) условия создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоиндетификацию посредством личностно значимой деятельности».

Целями изучения литературы в основной школе являются:

• формирование и развитие у обучающихся потребности в систематическом, системном, инициативном чтении;

• воспитание в процессе чтения нравственного идеала человека и гражданина;

• создание представлений о русской литературе как едином национальном достоянии.

В соответствии с целями и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования определены задачи курса, отражающие планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) обучения школьников.

Система оценивания планируемых результатов



1.Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

2.Оценка сочинений.

Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

    Отметка

    Основные критерии отметки


    Содержание и речь

    «5»

    1. Содержание работы полностью соответствует теме.

    2. Фактические ошибки отсутствуют.

    3. Содержание излагается последовательно.

    4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

    5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

    В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

    «4»

    1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

    2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

    3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

    4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

    5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

    В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

    «3»

    1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

    2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

    3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

    4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

    5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

    В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

    «2»

    1. Работа не соответствует теме.

    2. Допущено много фактических неточностей.

    3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

    4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

    5. Нарушено стилевое единство текста.

    В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.




Примечание:

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.


3. Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.

.

В соответствии с годовым календарным учебным графиком на 2017-2018 учебный год, учебным планом на 2017-2018 учебный год, расписанием занятий, рабочая программа при нагрузке 3 часа в неделю составляет 100 часов.





























  • Содержание учебного предмета

  • Введение

  • Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).

  • Развитие представлений о литературе; писатель и его место в культуре и жизни общества; человек и литература; книга — необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).

  • Из  греческой  мифологии

  • Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.

  • Теория литературы: мифологический сюжет.

  • Развитие речи: чтение и различные виды пересказа, дискуссия, изложение с элементами сочинения.

  • Связь с другими искусствами: произведения живописи, скульптуры, кино на мотивы древнегреческих мифов. Произведения на мотивы мифов о Прометее, Дедале и Икаре в русском искусстве.

  • Из  устного народного  творчества

  • Предания, легенды, сказки.

  • Предания: «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана », «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность.

  • Теория литературы: предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.

  • Развитие речи: сказывание сказки, запись фольклорных произведений, сочинение сказки.

  • Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; сказочные богатыри в русском искусстве: музыке, живописи, кино.

  • Краеведение: сказки о богатырях в регионе.

  • Из древнерусской литературы

  • «Сказание о белгородских колодцах». «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха. Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). Нравственная проблематика житийной литературы.

  • Теория литературы: житие, сказание, древнерусская повесть; автор и герой.

  • Развитие речи: различные виды пересказа, простой план.

  • Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

  • Краеведение: исторические события края в памятниках древнерусской литературы.

  • Из литературы  XVIII  века

  • М.В. ЛОМОНОСОВ

  • Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.

  • Теория литературы: иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение.

  • Развитие речи: выразительное чтение.

  •  

  • Из литературы XIX века

  • В.А. ЖУКОВСКИЙ

  • Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.

  • Теория литературы: реальное, фантастическое; фабула; баллада.

  • Развитие речи: выразительное чтение.

  • АС. ПУШКИН

  • Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро». Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи.

  • Теория литературы: роман (первичные представления); авторское отношение к героям.

  • Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пере-лза, цитатный план, изложение с элементами рассуждения.

  • Связь с другими искусствами: конкурс рисунков, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных записей, роман «Дубровский » в русском искусстве.

  • М.Ю.ЛЕРМОНТОВ

  • Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», «Парус», «Листок». Многозначность художественного образа.

  • Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.

  • Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов.

  • Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, прослушивание музыкальных записей.

  • Краеведение: М.Ю. Лермонтов и Кавказ.

  • Н. В. Гоголь

  • Повесть «Тарас Булъба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.

  • Теория литературы: героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).

  • Развитие речи: изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод.

  • Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; подбор музыкальных фрагментов к отдельным сценам и эпизодам.

  • И.С. ТУРГЕНЕВ

  • «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения.

  • Теория  литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).

  • Развитие речи: сложный план, цитатный план.

  • Связь с другими искусствами: конкурс рисунков или подбор музыкальных фрагментов к отдельным эпизодам сцены (часть сценарного плана), устное рисование.

  • Н.А.  НЕКРАСОВ

  • Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е го-Тема народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...»,   «Великое чувство! у каждых дверей». Основной пафос стихотворений: разоблачение сомой    несправедливости.    Образно-изобразительные средства,  раскрывающие тему.  Способы создания  образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора и героям и событиям.

  • Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.

  • Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, творческая работа  (микросочинение с данным финалом либо данным эпиграфом).

  • Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; Некрасов и художники-передвижники.

  • Л. Н. ТОЛСТОЙ

  • Повесть «Детство» (отдельные главы): «Маmаn», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание). Теория литературы: автобиографическая проза.

  • Развитие речи: различные типы пересказа, сочинение-зарисовка, составление цитатного плана.

  • ВТ. КОРОЛЕНКО

  • Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.

  • Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер.

  • Развитие речи: различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; план характеристики эпизода, персонажа.

  • Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, устное рисование.

  • А.П. ЧЕХОВ

  • Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий », «Шуточка », «Налим »: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.

  • Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.

  • Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова; творческая мастерская — написание юмористического рассказа на заданную тему (или создание диафильма).

  • Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, составление кадров для диафильма.

  • Из  литературы  XX  века

  • И.А. БУНИН

  • Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.

  • Теория литературы: стили речи и их роль в создании художественного образа.

  • Развитие речи: составление словаря языка персонажа, чтение наизусть, письменный отзыв об эпизоде.

  • А.И. КУПРИН

  • Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.

  • Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв об эпизоде.

  • Связь с другими искусствами: подбор музыкальных произведений, созвучных рассказам А.И. Куприна.

  • С.А. ЕСЕНИН

  • Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов С.А. Есенина.

  • Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.

  • Развитие речи: чтение наизусть, устный отзыв о стихотворении, словарь тропов и фигур стихотворения.

  • А.А.  Блок.  «Там неба осветленный край...»,  «Снег да снег...»',

  • Ф.К. Сологуб.   «Под черемухой цветущей...»,   «Порос травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего милей...»;

  • А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»;

  • Б.Л. Пастернак. «После дождя»;

  • Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»;

  • А.Т. Твардовский.   «Есть обрыв, где я, играя...»,

  • «Я иду и радуюсь»;

  • А.А. Вознесенский. «Снег в сентябре», стихотворения других поэтов — по выбору.

  • М.М. ПРИШВИН

  • Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.

  • Теория литературы: сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).

  • Развитие речи: сочинение-зарисовка, различные виды пересказа.

  • Связь с другими- искусствами: иллюстрации к эпизоду, устное рисование.

  • Н.М. РУБЦОВ

  • Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.

  • Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция.

  • Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

  • Из  поэзии о  Великой  Отечественной  войне

  • Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: А.А. Ахматова. «Мужество», «Победа»; С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной...»;

  • К.М. Си м о н о в. «Жди меня, и я вернусь...»;

  • Р.Г. Га м з а т о в. «Журавли »; Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу».

  • Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

  • Связь с другими искусствами: подбор иллюстраций и музыкальных записей к литературно-музыкальному вечеру.

  • В.П. АСТАФЬЕВ

  • Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.

  • Развитие речи: составление цитатного плана, подбор эпиграфа к сочинению.

  • Из  зарубежной  литературы

  • Восточные  сказки

  • «Сказка о Синдбаде-мореходе » из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика.

  • Связь с другими искусствами: создание иллюстрации к произведению.

  • БРАТЬЯ ГРИММ

  • Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.

  • Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.

  • О. ГЕНРИ

  • Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих г. о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе). Развитие речи: рассказ от другого лица.

  • ДЖ. ЛОНДОН

  • Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.

  • Развитие речи: цитатный план; пересказ по плану, подготовка вопросов для обсуждения.

  • Для  заучивания  наизусть

  • М.В. Ломоносов. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф».

  • А.С. Пушкин. «Зимнее утро».

  • М.Ю. Лермонтов. Одно стихотворение — на выбор. Н.А. Некрасов.   «В полном разгаре страда деревенская...»

  • И.А.Бунин.  «Не видно птиц...»

  • С.А. Есенин. Одно стихотворение — на выбор.

  • Н.М. Рубцов. Одно стихотворение — на выбор.

Стихотворение о Великой Отечественной войне — на выбор

















Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Учащиеся должны знать и применять на практике

  • понятия, связанные с общими свойствами литературы (художественный образ, роль художественного вымысла в литературе);

  • понятия, связанные со структурой и языком художественного произведения: тема, идея, композиция, взаимосвязь героев и событий; средства изображения героев (портрет, речь, авторская характеристика); роль пейзажа и интерьера; изобразительно-выразительные средства языка, особенности стихотворной речи;

  • понятия, характеризующие родо-жанровые особенности произведения.


В области читательской и литературно-творческой деятельности учащиеся должны

  • объяснять роль важнейших эпизодов (сцен) изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания, в изображении героев;

  • характеризовать и оценивать главных героев произведений, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • обнаруживать понимание авторского отношения к изображаемому;

  • определять принадлежность изученных и самостоятельно прочитанных произведений к одному из литературных родов и жанров;

  • выразительно читать (в частности наизусть) изученные произведения и их фрагменты;

  • давать устный и письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос (рассуждение о героях произведения, о его нравственном содержании);

  • писать сочинение на доступную литературную, публицистическую или свободную тему;

  • писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с выражением собственного отношения к событиям и героям.


В результате освоения программы учащиеся должны овладеть следующими способами деятельности:


Познавательная деятельность

  • Умение разделять тексты на абзацы; выделение главное содержание прочитанного в виде тезисов.

  • Анализировать образцы устной и письменной речи; соотносить их с целями, ситуациями и условиями общения. Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.

  • Осуществлять осознанный выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения.

  • Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.


Информационно-коммуникативная деятельность

  • Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

  • Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение частичного информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).

  • Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Создание письменных высказываний различных стилей, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана параграфа учебника. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

  • Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

  • Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.


Рефлексивная деятельность

  • Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).

  • Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей.

  • Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

  • Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).

  • Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.


Результаты изучения предмета «Литература»: рабочая программа ориентирована на достижение

  1. личностных результатов, включающих:

  • воспитание российской, гражданской идентичности: патриотизма, уважение к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию осознанного выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия социально значимым труде;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, религии, традициям, языкам ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование позитивного отношения к здоровому и безопасному образу жизни;

  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;

  • значение семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение членов своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

  • использование различных источников информации (словарей, энциклопедии, интернет-ресурсы и другое) для решения познавательных и коммуникативных задач.

Достижение личностных результатов осуществляется в процессе реализации приоритетной цели литературного образования – «формирования духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма».

  1. Метапредметных результатов, включающих:

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • определять понятия, создавать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основание и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать, отстаивать свое мнение;

  • осознано использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникаций для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Метапредметные результаты также включают:

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора учебной и познавательной деятельности;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

  • формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

  • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребностей в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

  • понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

  • воспитание квалификационного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;

  • формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

  1. Предметных результатов, включающих:

в познавательной сфере:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

в ценностно-ориентационной сфере:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
    в коммуникативной сфере:

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
    в эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

























Тематическое планирование.

п/п

Раздел/Тема

Кол-во часов

Дата план

Дата факт

1.

Введение

1

01.09


2.

Из греческой мифологии

3

05.09-08.09


3.

Из  устного народного  творчества

3

12.09-15.09


4.

Из древнерусской литературы

3

19.09-22.09


5.

Из литературы  XVIII  века


3

26.09-29.09


6.

Из литературы XIX века


52

03.10-14.02


7.

Из  литературы  XX  века


26

16.02-27.04


8.

Из  зарубежной  литературы


9

04.05-25.05


Итого: 100




















Тематическое планирование.


№ п/п

Дата

план

Дата факт

Тема

урока

Введение (1)

1.

01.09


Книга и ее роль в жизни человека. 

Из греческой мифологии (3)

2.

05.09


Мифы о героях. «Пять веков».

3.

06.09


Героизм, стремление познать мир, реализовать мечту. «Прометей»

4.

08.09


Значение древнегреческих мифов. «Яблоки Гесперид».

Из устного народного творчества (3)

5.

12.09


Нравственный идеал русского фольклора. Сказка «Солдат и смерть»

6.

13.09


Храбрость и хитрость героя в предании «Как Бадынко победил одноглазого великана»

7.

15.09


Народные представления о добре и зле. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде».

Из древнерусской литературы (3)

8.

19.09


Особенности древнерусской литературы. «Сказание о белгородских колодцах»

9.

20.09


Гимн в честь воинского подвига. «Повесть о разорении Рязани Батыем».

10.

22.09


Поучительный характер древнерусской литературы. «Поучение Владимира Мономаха».

Из литературы  XVIII  века (3)


11.

26.09


М.В.Ломоносов - гениальный ученый, теоретик литературы, поэт, гражданин.

12.

27.09


Независимость, гармония- основные мотивы стихотворения. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф»

13.

29.09


М.В. Ломоносов о значении русского языка. М.В. Ломоносов и Пётр Великий

Из литературы XIX века (52)


14.

03.10


В.А.Жуковский. Краткие сведения о писателе. В. А. Жуковский и А. С. Пушкин

15.

04.10


В.А. Жуковский «Светлана».

16.

06.10


Фантастическое и реальное в балладе В.А. Жуковского «Светлана».

17.

10.10


Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина

18.

11.10


Тема «барства дикого» в стихотворении А.С. Пушкина «Деревня».

19.

13.10


Тема природы в лирике А. С. Пушкина «Редеет облаков летучая гряда»

20.

17.10


Лирика природы. А.С. Пушкин «Зимнее утро».

21.

18.10


В мире пушкинского стихотворения «Зимний вечер»

22.

20.10


Конкурс выразительного чтения

23.

24.10


А.С. Пушкин «Дубровский». Историческая тема в романе.

24.

25.10


Ссора Дубровского с Троекуровым.

25.

27.10


Отец и сын Дубровские.

26.

07.11


Владимир Дубровский — доблестный гвардейский офицер.

27.

08.11


Дубровский и Маша Троекурова.

28.

10.11


Тест.

29

14.11


Подготовка к классному сочинению - сравнительная характеристика («Троекуров – Дубровский»)

30.

15.11


Классное сочинение - сравнительная характеристика («Троекуров – Дубровский»)

31.

17.11


М.Ю. Лермонтов. Личность и судьба поэта.

32.

21.11


Мотив странничества в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Тучи».

33.

22.11


Вольнолюбивые мотивы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус».

34.

24.11


М.Ю. Лермонтова «Листок».

35.

28.11


М.Ю. Лермонтова «На севере диком…»

36.

29.11


Конкурс творческих работ.

37.

01.12


Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба»:

38.

05.12


«Бранное, трудное время...» Степь как образ Родины в повести Гоголя

39

06.12


Остап и Андрий. Сравнительная характеристика (характеры, типы, речь)

40.

08.12


Характеры, типы, речь в произведении.

41.

12.12


Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя.

42

13.12


Подготовка к классному сочинению по повести «Тарас Бульба».

43.

15.12


Классное сочинение по повести «Тарас Бульба».

44.

19.12


И. С. Тургенев. «Записки охотника»: творческая история

45

20.12


И. С. Тургенев «Бирюк»: служебный и человеческий долг

46.

22.12


И. С. Тургенев «Бирюк»: Общечеловеческое в рассказе.

47.

26.12


Тема любви в лирике И.С. Тургенева: «В дороге».

48.

27.12


Н. А. Некрасов. («В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! У каждых дверей…»)

49.

09.01


Л.Н. Толстой в 30—50 гг. XIX в.

50


10.01



Общее настроение внутренней неустроенности и беспокойства, присущее герою повести «Детство».

51.

12.01


Общее настроение внутренней неустроенности и беспокойства, присущее герою повести Л.Н. Толстого «Детство».

52.

16.01


Идея стремления к совершенству, к единению в любви Л.Н. Толстого

53.

17.01


Уроки доброты Л.Н. Толстого. Рассказ «Бедные люди».

54.

19.01


Сочинение-размышление «Какие мысли и чувства навеял на меня пересказ Л.Н.Толстым стихотворения В.Гюго?»

55

23.01


В.Г.Короленко. «В дурном обществе» («Дети подземелья»).

56

24.01


Протест против социального неравенства и унижения человеческого достоинства. Отец и сын.

57.

26.01


Роль дружбы в жизни героев повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».

58.

30.01


Дети и взрослые в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».

59

31.01


Обобщающий урок по творчеству В.Г. Короленко

60.

02.02


Подготовка к классному сочинению «Мой друг Вася».

61

06.02


Сочинение «Мой друг Вася».

62.

07.02


Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. «Налим».

63.

09.02


А.П. Чехов «Толстый и тонкий»: социальное неравенство.

64.

13.02


Юмор в рассказе А.П. Чехова «Шуточка».

65.

14.02


Мастерская творческого письма. Смешной случай из жизни.

Из  литературы  XX  века (26)


66.

16.02


Мир природы и человека в стихотворениях И.А. Бунина («Не видно птиц. Покорно чахнет…»)

67

20.02


Лирический герой стихотворений И.А. Бунина.

68.

21.02


И.А.Бунин. «Лапти»: душа крестьянина в изображении писателя.

69

27.02


А.И. Куприн. «Белый пудель». Судьба бродячих артистов в рассказе.

70.

28.02


А.И. Куприн. «Белый пудель». Судьба бродячих артистов в рассказе.

71.

02.03


Чувство собственного достоинства, верность дружбе в рассказе А.И. Куприна

72.

06.03


А.И. Куприн. «Тапер». Основная тема и образы в рассказе.

73

07.03


С.А. Есенин. «Песнь о собаке»: творческая история

74.

13.03


Автор и его герои.

75.

14.03


«Разбуди меня завтра рано…»: пафос и тема стихотворения С.А. Есенин

76.

16.03


М.М.Пришвин. Слово о писателе-натуралисте.

77.

27.03


М.М.Пришвин. «Кладовая солнца» — сказка-быль. Особенности жанра.

78.

28.03


М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». Настя и Митраша.

79.

30.03


Смысл названия сказки - были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

80

03.04


В мастерской художника (М.М.Пришвина)

81

04.04


Конкурс чтецов.

82

06.04


Проблематика стихотворений поэтов 20 века

83

10.04


А.А. Ахматовой «Мужество», «Победа», Родная земля», «Перед весной бывают дни такие…»

84.

11.04


Литературно-музыкальная композиция: «Сороковые роковые…».

85.

13.04


Краткие сведения о В.П. Астафьеве. Повесть «Последний поклон».

86.

17.04


В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой».

87

18.04


Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева

88

20.04


Бабушка Екатерина Петровна, ее роль в рассказе.

89.

24.04


Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Стихотворение «Звезда полей»

90.

25.04


Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Стихотворение «Звезда полей»

91.

27.04


Неразрывная связь героя с Родиной в стихотворении Н.М. Рубцова «Тихая моя родина».

Из зарубежной литературы (9)

92

04.05


Восточные сказки. «Тысяча и одна ночь».

93

08.05


«Сказка о Синдбаде-мореходе».

94.

11.05


Краткие сведения о братьях Гримм.

95.

15.05


Сходство и различия народных и литературных сказок.

96

16.05


Сказка братьев Гримм «Снегурочка» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.

97

18.05


О. Генри. «Дары волхвов».

98

22.05


О. Генри. «Вождь краснокожих».

99

23.05


Д.Лондон «Любовь к жизни»

100

25.05


Изображение силы человеческого духа, беспредельности возможностей.


1 Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5 -9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. –(Стандарты второго поколения)

18