Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 5 класса разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1887 от 17.12.2010
Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004.
приказ М.О и Н РФ № 1576 от 31.12.2015 г. «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом МО и Н РФ от 17.123.2010 № 1897»
Примерная программа по литературе
Программа общеобразовательных учреждений 5 - 9 классы под редакцией В.Я. Коровиной. М., «Просвещение», 2015 г.
Учебник-хрестоматия в 2-х частях. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класс: М.: Просвещение, 2016.
Положение о рабочей программе МБОУ «Уринская СОШ»
Устав школы
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Специфика класса:
Программа адресована учащимся 5 класса МБОУ «Уринская СОШ».
В этой возрастной группе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции. Эта группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 5 классе — 102 ч ( 3 часа в неделю)
2. Планируемые результаты
Литература как учебный предмет играет ведущую роль в достижении личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания школьников.
Личностными результатами, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, языкам, ценностям народов России и народов мира;
формирование коммуникативной компетентности со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе:
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание тем учебного курса
ВВЕДЕНИЕ (1 час)
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 часа)
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ (8 часов)
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.герои сказки в оценке автора-народа. Особенности жанра.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народное представление о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 часа)
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись (начальное представление).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (1 час)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (40 часов)
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Петр Павлович Ершов. «Конек-Горбунок». (Для внеклассного чтения). Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.
Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения). Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения).
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений).речевая характеристика персонажей (начальные представления) . речь героев как средство создания комической ситуации.
ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (25 часов)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу.основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).
«Ради жизни на Земле…»
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».
Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ
Саша Черный.«Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.).снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.
Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.
Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Учебно-методическое обеспечение
Методические и учебные пособия:
1. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. - М.: ВАКО, 2012.
2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум - М., 2004.
3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2010.
4. Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А. Еременко. - М.: Изд-во «Экзамен», 2009.
5. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. - Изд. 3-е, исправл. и дополн. - М: ВАКО, 2011.
6. Калганова Т.А. Литература: Сборник упражнений: 5 класс. - М.: Просвещение, 2013.
7. Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 5 класс. - М.: Просвещение, 2012.
8. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. - М.: Просвещение, 2014.
9. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5 кл.: к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 5 класс». - М.: Издательство «Экзамен», 2014.
10. Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. — М.: Дрофа, 2012
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей
Раздаточный материал по темам курса
Репродукции картин художников
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 2013.
Экранные пособия
Интернет-ресурсы:
Художественная литература:
http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор
http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки
http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература
http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов
Справочно-информационные и методические материалы:
http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»
Оборудование:
компьютер;
проектор;
экран;
Контрольно-измерительные материалы
Стартовая диагностическая работа по литературе
5 класс
2 вариант
А. 1. Назовите свои любимые литературные сказки. Кто их автор?
2. Какие стихи о родине вы знаете? Кто их автор?
3. Напишите авторов данных произведений, подчеркните те книги, которые вы читали.
1) «Винни Пух и все-все-все»
2) «Городок в табакерке»
3) «Стрекоза и муравей»
4) «Приключения Буратино»
5) «Принцесса на горошине»
Б.Перед вами отрывок из стихотворения русского поэта Алексея Николаевича Плещеева. Выпишите из него слова, в которых выражается авторское отношение к изображаемой картине.
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льётся,
Лужи у крыльца...
Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
В.Представьте, что вы познакомились с человеком, который никогда не видел новогоднюю ёлку. Опишите ему это дерево так, чтобы он смог представить его. Постарайтесь сделать своё описание ярким, необычным. Выразите в нём своё отношение.
Проверочная работа по литературе ( 5 класс)
1Определите жанр произведения:
а «Царевна-лягушка» б «Свинья под дубом» в «Руслан и Людмила»
2 Дайте определение:
Рифма, эпитет, сказка.
3 Назовите фамилии авторов, которые писали стихи о природе.
4 Соотнесите автора и произведение:
И.С. Тургенев «В дурном обществе»
Л.Н.Толстой «Тёплый хлеб»
К.Г.Паустовский «Муму»
В.Г.Короленко «Кавказский пленник»
5 Что такое тема произведения?
6 Что называется идеей произведения?
7 Назовите сказки, изученные вами в 5 классе.
8 Кто автор «Бородино»?
9 Кто написал «Вечера на хуторе близ Диканьки»?
10 Назовите поэму Н.А.Некрасова, изученную вами в 5 классе.
11 В чём автобиографичность рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро»?
Контрольная работа по произведениям писателей XX века (В.Г. Короленко, П.П. Бажов, К.Г. Паустовский, В.П. Астафьев)
«В дурном обществе»
1. Какое здание было лучшим архитектурным украшением города?
1) церковь 2) больница 3) телеграф 4) тюрьма
2. Как Вася относился к находящемуся на острове замку?
1) Замок стал противен мальчику, потому что имел зловещий вид.
2) Замок стал противен мальчику, потому что его жильцы с жестокостью выгнали своих несчастных сожителей.
3) Вася боялся замка, потому там жили ведьмы и черти.
4) Замок привлекал Васю своей сказочностью и необычностью.
3. Что разделило рассказчика Васю и его отца?
1) смерть матери 2) болезнь 3) ссора 4) плохое воспитание Васи
4. Где Вася познакомился с Валеком?
1) в саду 2) на кладбище 3) в часовне 4) в доме Васи
5. Кем был отец Васи?
1) доктором 2) учителем 3) садовником 4) судьёй
6. Какой вид художественного описания представлен в данном фрагменте?
«Город утонул в лилово-туманной тени, и только верхушки высоких тополей на острове резко выделялись червонным золотом, разрисованные последними лучами заката».
1) портрет 3) интерьер 4) авторская характеристика
7. Валек сказал о Марусе: «Серый камень высосал из неё жизнь». В чём смысл этих слов, которые мальчик впервые услышал от Тыбурция?
1) Валек решил напугать Васю, чтобы он больше не приходил в подземелье.
2) Валек говорил о черте, призраке, который жил в старом замке.
3) «Серый камень» - это тёмное каменное подземелье, где жили дети.
4) Серый камень – это выдуманный талисман, который мешал жить Марусе.
8. Узнайте героя повести:
А) «Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперед нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминали что-то обезьянье; но глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились вместе с лукавством острая проницательность, энергия и ум».
Б)«Это был мальчик лет девяти, ... худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек».
В) «Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца».
Г) «… кругла, как пышка, и упруга, как мячик… резво бегала, звонко смеялась… темные косы…»
1) Маруся 2) Соня 3) сестра Тыбурция 4) Януш 5) пан Тыбурций 6) Валек
«Медной горы хозяйка»
1. Как звали главного героя сказа? а) Василий б) Степан в) Игнат
2. Какое отчество было у Степана? а) Петрович б) Иванович в) Степанович
3. Как назывался рудник, из которого добывали железную руду?
а) Красногорский б) Красносельский в) Краснозаводский
4. Кого встретил Степан у горы? а) Хозяйку леса б) Хозяйку луга в) Хозяйку горы
5. Какие слуги были у Хозяйки? а) Ящерицы б) Лисы в) Белки
6. В кого превращалась Хозяйка медной горы? а) В лисицу б) В ящерицу в) В птицу
7. Кому Степан должен был передать слова Хозяйки?
а) Невесте б) Надзирателю в) Приказчику
8. Как звали невесту Степана? а) Катя б) Настя в) Ольга
9. Что подарила Хозяйка медной горы Степану? а) Шкатулку б) Кольцо в) Бусы
10. Какие камни нашли в руках Степана? а) Бирюса б) Изумруд в) Агат
«Тёплый хлеб», «Заячьи лапы»
1. В предложении: «В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами» 1)антитеза 2) сравнение 3)лицетворение
2. Настоящим спасением для деревни является:
1) Своевременная помощь сороки 2)Перемена направления ветра 3)совместный труд ее жителей;
3. Жанр произведения: Быль 2)рассказ 3)сказка.
4. История старого солдата представляет собой: 1) легенду 2) быль 3)сказ
5. Значение слова «теплый» в названии произведения:
1)Недостаточно горячий 2)обладающий теплотой, приветливый 3)согревающий тело, сытный
1.Почему зайца принесли к ветеринару?
2.Какому специалисту посоветовали показать больного зайчишку?
3.Сумел ли он вылечить зайца?
4.Почему деду очень хотелось вылечить зайца?
5.Какой отличительный признак был у зайца?
«12 месяцев»
1.Определи жанр произведения С.Я. Маршака. А) сказка Б) рассказ В) стихотворение
Г) драматическая сказка
2. Сколько лет Королеве? А) 10 Б) 12 В) 14 Г) 15
3. Что написала Королева на ходатайство, в котором речь шла о жизни человека? А) кознить Б) казнить В) помиловать Г) ничего не смогла написать
4. Почему профессор отвечал «Совершенное верно», «Правильно» на неверные ответы Королевы по таблице умножения?
А) не знал сам верного ответа Б) не смел перечить Королеве В) боялся, что его казнят
5. В каком порядке следуют месяцы в году
А) Январь, февраль, март, апрель, июль, июнь, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь
Б) Январь, февраль, март, апрель, июнь, июль , август, октябрь, сентябрь, ноябрь, декабрь
В) Январь, февраль, март, апрель, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь
6. В каком месяце из-под снега выглядывают подснежники? А) апрель Б) март В) май
7. Что обещала Королева тому, кто принесет целую корзину подснежников?
А) золото, бархатную шубу на седой лисе, полцарства
Б) золото, бархатную шубу на седой лисе, участие в королевском катании на санях
В) золото, бархатную шубу на седой лисе, участие в королевском катании на лыжах
8. Кто из двенадцати месяцев произносит следующие слова:
Гори, гори с треском!
Пусть по перелескам
Где сугробы лягут,
Будет больше ягод.
А) Январь Б) Май В) Июнь
9. Кто из двенадцати месяцев произносит следующие слова:
Пусть в полях пшеница
Густо колосится.
А) Июль Б) Май В) Апрель
«Васюткино озеро»
1. Васютка отправился в лес для того, чтобы:
а) насобирать орехов; б) подстрелить глухаря; в) погулять; г) подышать воздухом.
2. Каким образом Васютка заблудился в лесу:
а) отстал от группы; б) погнался за глухарём; в) сбился с дороги; г) забыл ориентир?
3. Как Васютка провёл ночь в лесу:
а) закутавшись, возле костра; б) на дереве; в) в берлоге; г) постоянно ходил вокруг костра?
4. Что так сильно испугало его ночью:
а) медведь; б) волк; в) ночная птица; г) корень-выворотень?
5. Первый пароход, который он встретил, выйдя к Енисею, назывался:
а) «Клим Самгин»; б) «Серго Орджоникидзе»; в) «Александр Блок»; г) «Мирный»?
6. Чем Васютка привлёк внимание матросов катера:
а) громкими криками; б) выстрелом из ружья; в) дымом костра; г) всплесками воды?
7. Родители Васютки:
а) потеряли всякую надежду найти сына; б) думали, что он сам придёт домой;
в) вызвали милицию; г) не беспокоились, веря в счастливый исход.
8. Дома Васютку:
а) наказали и запретили выходить; б) пожалели; в) отругали, не поверив в его приключения;
г) закутали в одеяла и накормили до отвала.
9. Надпись «Васюткино озеро» появилась только на:
а) карте нашей страны; б) краевой карте; в) районной карте; г) самодельной отцовской
10. Кто говорит такие слова в рассказе:
1) « Ох, окаянный! Ну и трус же я! Чуть ума не лишился из-за этакой чепухи.»?
2)« Нету нам нынче фарту. Оскудел батюшка Енисей. Раньше жили, как Бог прикажет, и рыба тучами ходила. А теперь пароходы да моторки всю живность распугали. Придёт время- ерши да пескари и те переведутся, а об омуле, стерляди и осётре только в книжках будут читать.» ?
А) отец Васютки, Григорий Афанасьевич Б) Васютка Г) Дядя Коляда Д) дедушка Васют
КИМ по литературе (выявление уровня литературного развития)
С.Я.Маршак. Сказка « 12 месяцев».
1 ВАРИАНТ
Часть I Познавательная компетенция (уровень А). Выберите правильный ответ из предложенных:
1.С.Я.Маршак , годы жизни:
1) 1880-1963; 2) 1887-1964; 3) 1880-1960; 4) 1882- 1960.
2.Кого С.Я Маршак призывал к сотрудничеству , когда писал собственные художественные произведения?
1) других писателей; 2)художников; 3) читателя; 4)музыкантов
3. Кто из героев сказки С.Я. Маршака « Двенадцать месяцев»произносит следующие слова:
«Теперь не могу писать. Все пальцы в чернилах.»?
1)королева; 2)профессор; 3)дочка; 4) старуха мачеха.
4.Какое четверостишие профессор попросил написать королеву во время урока?
1)никакого;
2) Травка зеленеет,/Солнышко блестит,/Ласточка с весною/В сени к нам летит;
3)Под праздник новогодний/Издали мы приказ:/Пускай цветут сегодня/Подснежники у нас!;
4)В лесу цветет подснежник,/А не метель метет,/И тот из вас мятежник,/Кто скажет: не цветет?
5.Кого оповестил народ о королевском приказе в сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»?
1)прфессор; 2)королева; 3)глашатаи; 5)канцлер.
6.Что такое пьеса?
1) занимательное произведение о необыкновенных событиях и приключениях;
2) литературное произведение ,предназначенное для постановки на сцене театра;
3)малая форма эпического произведения, повествующая об одном или нескольких событиях в жизни человека;
4) средняя форма эпического произведения , в котором рассказывается о людях, событиях.
7.Кто помог падчерице найти подснежники в зимнем лесу под Новый год?
1)колдунья; 2)Дед Мороз; 3)двенадцать месяцев; 4)сама нашла.
8.Кому в сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» принадлежат такие слова :«И вас жалк,и золота жалко,а больше всего себя жалко! Ну,что вам стоит? Эка невидаль – метель. Закутайтесь потеплее и пойдите»?
1) дочке; 2) старухе мачехе; 3)падчерице; 4) королеве.
9.Что пообещала королева тому, кто найдет в лесу подснежники под Новый год?
1) подарки; 2) корзину золотых монет; 3) платье; 4) игрушки.
10. Кто из детских писателей ХХ века писал о сказке : «В хорошей сказке не меньше жизненной правды,чем во всякой другой – хорошей- повести ,пьесе или поэме»?
1) С.Я.Маршак; 2) С.Черный; 3) П.П.Бажов; 4) А.Аверченко.
Часть II Регулятивная компетенция (уровень В). Ответьте на предложенные вопросы одним словом или словосочетанием.
1.Кто из героев сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» обучает королеву разным наукам?
2. Кому в сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» принадлежат такие слова:
« Неужели вам меня совсем-совсем не жалко? Не вернуться мне из лесу»?
Часть III Коммуникативная компетенция (уровень С). Напишите мини-сочинение по одной из предложенных тем:
Охарактеризуйте одного из героев сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».
КИМ по литературе (выявление уровня литературного развития)
С.Я.Маршак. Сказка « 12 месяцев».
1I ВАРИАНТ
Часть I Познавательная компетенция (уровень А). Выберите правильный ответ из предложенных:
1.Что такое пьеса?
1) занимательное произведение о необыкновенных событиях и приключениях;
2) литературное произведение ,предназначенное для постановки на сцене театра;
3)малая форма эпического произведения, повествующая об одном или нескольких событиях в жизни человека;
4) средняя форма эпического произведения , в котором рассказывается о людях, событиях.
2.С.Я.Маршак , годы жизни:
1) 1880-1960; 2) 1882- 1960; 3) 1880-1963; 4) 1887-1964.
3.Кого С.Я Маршак призывал к сотрудничеству , когда писал собственные художественные произведения?
1) других писателей; 2)художников; 3) читателя; 4)музыкантов.
4.Кому в сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» принадлежат такие слова :«И вас жалк,и золота жалко,а больше всего себя жалко! Ну,что вам стоит? Эка невидаль – метель. Закутайтесь потеплее и пойдите»?
1) дочке; 2) старухе мачехе; 3)падчерице; 4) королеве.
5.Что пообещала королева тому, кто найдет в лесу подснежники под Новый год?
1) подарки; 2) корзину золотых монет; 3) платье; 4) игрушки.
6.Кто помог падчерице найти подснежники в зимнем лесу под Новый год?
1)колдунья; 2)Дед Мороз; 3)двенадцать месяцев; 4)сама нашла.
7.Кого оповестил народ о королевском приказе в сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»?
1)прфессор; 2)королева; 3)глашатаи; 5)канцлер.
8.Какое четверостишие профессор попросил написать королеву во время урока?
1)никакого;
2) Травка зеленеет,/Солнышко блестит,/Ласточка с весною/В сени к нам летит;
3)Под праздник новогодний/Издали мы приказ:/Пускай цветут сегодня/Подснежники у нас!;
4)В лесу цветет подснежник,/А не метель метет,/И тот из вас мятежник,/Кто скажет: не цветет?
9. Кто из героев сказки С.Я. Маршака « Двенадцать месяцев»произносит следующие слова: «Теперь не могу писать. Все пальцы в чернилах.»?
1)королева; 2)профессор; 3)дочка; 4) старуха мачеха.
10. Кто из детских писателей ХХ века писал о сказке : «В хорошей сказке не меньше жизненной правды,чем во всякой другой – хорошей- повести ,пьесе или поэме»?
1) С.Я.Маршак; 2) С.Черный; 3) П.П.Бажов; 4) А.Аверченко.
Часть II Регулятивная компетенция (уровень В). Ответьте на предложенные вопросы одним словом или словосочетанием.
1.Кто из героев сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» обучает королеву разным наукам?
2. Кому в сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» принадлежат такие слова:
« Неужели вам меня совсем-совсем не жалко? Не вернуться мне из лесу»?
Часть III Коммуникативная компетенция (уровень С). Напишите мини-сочинение по одной из предложенных тем:
Охарактеризуйте одного из героев сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».
Контрольная работа по литературе 1 вариант
1.Где происходят действие произведение «Чёрная курица, или Подземные жители»
а) Санкт – Петербург б) Москва в) Пенза г) Орел
2.. В чём главная мудрость произведения «Чёрная курица, или Подземные жители»?
А) прочно только то, что даётся трудом и прилежанием; Б) виновата Чернушка; В) необходимо держать язык за зубами; Г) нельзя предавать друзей.
3. Какие человеческие качества понравились Чернушке в Алёше?
А) умственные способности Б) сила воли; В) скромность и доброта; Г) самолюбие.
4. Историческое событие, о котором рассказывается в произведении «Бородино», произошло во время:
А) Отечественной войны 1812года Б) Великой Отечественной войны В) Первой мировой войны
5. Когда было написано произведение «Бородино»?
А) сразу после битвы Б) спустя год после сражения; В) к 10-летию Бородинского сражения; Г) к 25-летию Бородинского сражения.
6. Что является главным в произведении «Бородино»?
А) изображение военных событий; Б) ход Бородинской битвы; В) мысли и чувства простых солдат Г) размышления о цене победы.
7. Кто рассказывает о Бородинской битве?
А) автор; Б) полковник; В) солдат-участник Г) молодой солдат-новобранец
8.Какой художественный приём использован в выражении: «И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел?
А) сравнение; Б) олицетворение В) гипербола ; Г) эпитет.
9. Кто из русских писателей так отозвался о сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки» : «А местами какая поэзия! Какая чувствительность»?
А) Пушкин Б) Лермонтов В) Гоголь Г) Некрасов
10. Как ещё в повести называется «заколдованное место»?
А) тёмное место; Б) проклятое место; В) сатанинское место; Г) гнилое место.
11. Кто не был обитателем заколдованного места?
А) баранья голова Б)птичий нос В)лиса Г)медведь
12. Какова основная мысль произведения «Заколдованное место»?
А) клад оказался обманом; Б) встреча старика с нечистой силой; В) мечта о кладе вселяет надежду; Г) нечистым путём добытое богатство призрачно.
13. Кого характеризуют следующие строчки произведения «Мороз, Красный нос»:
Во всякой одежде красива, ко всякой работе ловка…
А) барыню; Б) царицу; В) служанку; Г) русскую крестьянку.
14. Героям произведения «Крестьянские дети» «рано знакомы ______________»
А) грибы Б) труды В) игры Г)
15. В основу произведения «Муму» положены:
А) художественный вымысел Б) историческое событие В) реальные события из жизни автора
16. Какой художественный приём содержит выражение: «работал за четверых» в характеристике Герасима?
А) антитеза; Б) эпитет; В) гипербола; Г) метафора.
17. Определите идею (основную мысль) произведения «Муму».
А) сумасбродство барыни Б) осуждение жестокости и унижения человеческого достоинства; В) любовь к животным. ; Г) любовь Герасима к Татьяне;
Часть В
Заполни таблицу «Автор-название-жанр»
Автор | Название | Жанр произведения |
| «Черная курица, или Подземные жители » | |
| «Бородино» | |
| «Крестьянские дети» | |
| «Мороз, Красный нос» | |
| «Заколдованное место" | |
| «Муму" | |
Главный герой произведения «Чёрная курица, или Подземные жители » не похож на персонажа _________________________________________________сказок, потому что в нём сочетаются как________________________- (доброта,_______________и __________________, так и _________________________качества характера (самолюбие,__________________и_______________________)
«Бородино», по мнению критиков, является открытием, так как впервые в отечественной литературе историческое событие увидено глазами____________________________
Произведение «Заколдованное место» насыщено украинскими словами (кавун, люлька, свитка и т.д.), так как действие происходит __________________________________и рассказывает о народной жизни и быте __________________________________________
С юных лет запали в душу Н.Некрасова картины ________________________труда и жизни_________________________________________
Произведения разных авторов «Крестьянские дети» и «Муму» объединяет общая тема _____________________________________________________________
О герое многое может поведать обстановка, которая его окружает, – интерьер. Вспомните, с каких сторон характеризует немого дворника описание его каморки. Фраза «он устроил её себе сам, по своему вкусу» помогает читателю увидеть в Герасиме чувство____________________________________________. Такие средства художественной выразительности как ________________________(богатырская кровать; дюжий сундук, прочный и приземистый стул) и _________________________( сто пудов можно было положить на неё – не погнулась) выражают его______________________
характер. Поступки героя и его поведение не оставляют сомнений, что Герасим «самое ___________________________________лицо среди всей челяди»
Часть С
Напишите небольшое сочинение «Путешествие на поле Славы», используя цитаты (не менее трёх) из произведения «Бородино». В письменной работе Вы можете использовать такие конструкции, как « читая строки знаменитого произведения, я оказываюсь, я слышу, я вижу, я чувствую, я испытываю……»
Контрольная работа по литературе 2 вариант
1. В чём главная мудрость произведения «Чёрная курица, или Подземные жители»?
А) прочно только то, что даётся трудом ; Б) виновата Чернушка;
В) необходимо держать язык за зубами; Г) нельзя предавать друзей.
2. Какие человеческие качества понравились Чернушке в Алёше?
А) умственные способности; Б) сила воли; В) скромность и доброта; Г) самолюбие.
3. Когда было написано произведение «Бородино»?
А) сразу после битвы; Б) спустя год после сражения; В) к 10-летию Бородинского сражения; Г) к 25-летию Бородинского сражения.
4. Историческое событие, о котором рассказывается в произведении «Бородино», произошло во время:
А) Отечественной войны 1812года Б) Великой Отечественной войны
В) Первой мировой войны
5. Какова идея произведения «Бородино»?
А) восхищение подвигом русских солдат; Б) изображение Бородинской битвы; В) страдания и печаль; Г) наслаждение «музыкой» сражения.
6. Кто рассказывает о Бородинской битве?
А) автор; Б) полковник; В) старый солдат-участник сражения; Г) француз.
7. Какое троп используется в строке: «Носились знамена, как тени»
а) гипербола б) эпитет в) олицетворение г) сравнение
8 Кто из русских писателей так отозвался о сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки» : «А местами какая поэзия! Какая чувствительность»?
А) Пушкин Б) Лермонтов В) Гоголь Г) Некрасов
9. Как ещё в тексте называется «заколдованное место»?
А) тёмное место; Б) проклятое место; В) сатанинское место; Г) гнилое место.
10. Какова основная мысль произведения «Заколдованное место»?
А) клад оказался обманом; Б) нечистым путём добытое богатство призрачно. В) мечта о кладе вселяет надежду Г) встреча старика с нечистой силой;
11. Какой символический образ является приметой заколдованного места?
А) омут в реке Б) свечка на могиле В)камень посредине
12. Кого характеризуют следующие строчки произведения «Мороз, Красный нос»:
«Во всякой одежде красива, ко всякой работе ловка…»
А) барыню; Б) царицу; В) служанку; Г) русскую крестьянку.
13. Героям произведения «Крестьянские дети» «рано знакомы ______________»
А) грибы Б) труды В) игры Г)
14. Какой художественный приём содержит выражение: «работал за четверых» в характеристике Герасима?
А) антитеза; Б)сравнение В) гипербола; Г) эпитет.
15. В основу повести И.С.Тургенева «Муму» положены:
А) художественный вымысел Б) историческое событие В) реальные события из жизни автора
16. Определите основную мысль произведения И.С. Тургенева «Муму».
А) своеволие барыни; Б) осуждение жестокости и унижения человеческого достоинства В) любовь Герасима к Татьяне; Г) любовь к животным.
17.Где происходит действие произведения Тургенева «Муму»?
а) Санкт – Петербург б) Москва в) Пенза г) Орле
Часть В
Заполни таблицу «Автор-название-жанр»
Автор | Название | Жанр произведения |
| «Черная курица, или Подземные жители » | |
| «Бородино» | |
| «Крестьянские дети» | |
| «Мороз, Красный нос» | |
| «Заколдованное место" | |
| «Муму" | |
Главный герой произведения «Чёрная курица, или Подземные жители » не похож на персонажа _________________________________________________сказок, потому что в нём сочетаются как________________________- (доброта,_______________и __________________, так и _________________________качества характера (самолюбие,__________________и_______________________)
«Бородино», по мнению критиков, является открытием, так как впервые в отечественной литературе историческое событие увидено глазами____________________________
Произведение «Заколдованное место» насыщено украинскими словами (кавун, люлька, свитка и т.д.), так как действие происходит __________________________________и рассказывает о народной жизни и быте __________________________________________
С юных лет запали в душу Н.Некрасова картины ________________________труда и жизни_________________________________________
Произведения разных авторов «Крестьянские дети» и «Муму» объединяет общая тема _____________________________________________________________
О герое многое может поведать обстановка, которая его окружает, – интерьер. Вспомните, с каких сторон характеризует немого дворника описание его каморки. Фраза «он устроил её себе сам, по своему вкусу» помогает читателю увидеть в Герасиме чувство____________________________________________. Такие средства художественной выразительности как ________________________(богатырская кровать; дюжий сундук, прочный и приземистый стул) и _________________________( сто пудов можно было положить на неё – не погнулась) выражают его______________________
характер. Поступки героя и его поведение не оставляют сомнений, что Герасим «самое ___________________________________лицо среди всей челяди»
Часть С
Напишите небольшое сочинение «Путешествие на поле Славы», используя цитаты (не менее трёх) из произведения «Бородино». В письменной работе Вы можете использовать такие конструкции, как « читая строки знаменитого произведения, я оказываюсь, я слышу, я вижу, я чувствую, я испытываю
Список литературы
Для учащихся:
1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2015.
2. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015.
3. Репродукции картин художников
4. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).
Для учителя:
1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2014. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).
2.Программа общеобразовательных учреждений 5 - 9 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной. М., «Просвещение», 2014 г.
3. И. В. Карасёва, В. Н. Пташкина «Система уроков по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина». Волгоград, Изд. «Учитель», 2013 г.
4. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. - М: ВАКО, 2012.
5. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
6. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 5 класс / Сост. Л.В. Антонова. – М.: ВАКО, 2014. – 96 с. – (Контрольно-измерительные материалы).
7. Литература. 5-9 классы: диалоговые формы обучения / авт.-сост. Л.В. Перепелицына. – Волгоград: Учитель, 2008. – 132 с.
8. Литература в таблицах : 5-11 кл.: справ. материалы / Н.А. Миронова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
9. Литература в таблицах и схемах / Марина Мещерякова. – 10 изд. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 224 с. – (Домашний репетитор).
10. Репин А.В. Литература. 5 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2007. – 80 с.
11. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).
12. Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник / И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев. – М.: МККК – 160 с.
Использованная литература:
1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2014. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).
2.Программа общеобразовательных учреждений 5 - 9 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной. М., «Просвещение», 2014 г.
3.Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2015.