Рабочая программа учебного курса «Литература» разработана для учащихся 7 классов.
Рабочая программа учебного курса направлена на реализацию инвариантной части учебного плана.
Рабочая программа учебного курса подготовлена для обеспечения образовательных запросов учащихся.
Основанием для составления рабочей программы учебного курса «Литература» является ГОС, учебная программа общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого – 4-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2009 год.
Программа 7 класса рассчитана на 2 часа в неделю (70 часов).
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари.
Главной задачей изучения литературы в 7 классе является расширение читательского кругозора учащихся, ознакомление учащихся с наиболее значительными произведениями для их возраста, подведение учащихся к определенному уровню начитанности, развитие их читательской самостоятельности. Особенное внимание уделяется на актуализацию патриотических чувств школьников.
№ | Наименование раздела, тема урока | Количество часов | Элементы содержания (основные понятия и определения) | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Формы контроля | Дата проведения |
1 | Введение Художественное время и художественное пространство в литературе. | 2 | Понятия художественного время и художественного пространства в литературе. | Знать образную природу словесного искусства; уметь самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы. | | |
2 | Роды и виды (жанры) литературы. | | Понятия родов и жанров в литературе. | Перефразировать мысль; владеть монологической и диалогической речью. | | |
3 | «Минувшее проходит предо мною…» (Писатели о прошлом нашей Родины) М.Ю. Лермонтов М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». | 24 4 | Основные факты жизни и творчества М. Ю.Лермонтова. Понимать духовный мир, мысли и чувства героя, замысел автора. | Определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать произведение; соблюдать нормы литературного языка. | | |
4 | «Песня про купца Калашникова» Картины быта ХIV века их значение для понимания характеров и пафоса поэмы. | | Особенности сюжета поэмы, его историческую основу. | Выразительно читать понравившийся отрывок. Составить письменную рецензию на любой эпизод «Песни…» | | |
5 | Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Сила и цельность характера Калашникова. | | Нравственная проблематика поэмы. | Выявлять способы и средства раскрытия образа главного героя произведения. | | |
6 | Поэма и устное народное творчество. Композиция поэмы, ее язык, ритмика. | | Особенности композиции произведения, ее язык, ритмика. | Анализировать язык поэмы, связь с устным народным творчеством. | | |
7 | Вн.чт. А.К. Толстой «Василий Шибанов». | | О личности писателя, его творчество, история создания произведения. Содержание баллады, определение жанра баллады. | Выделять жанровые признаки баллады, давать характеристику особенностям сюжета, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. | | |
8 | Н.В. Гоголь Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Интерес писателя к прошлому Родины. Гоголь о Запорожской Сечи. | 7 | Факты жизни и творчества Н.В. Гоголя, замысел писателя. Понимать роль исторического фона в повествовании. | Сопоставлять прочитанное произведение с увиденным на картине. Составлять план учебной статьи, выделять главное. | | |
9 | Тарас Бульба». Патриотический пафос повести. | | Содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. | Делать выводы, создавать свои художественные образы. | | |
10 | Боевое товарищество Запорожской Сечи, ее нравы и обычаи. | | Особенности боевого товарищества Запорожской Сечи, ее нравы и обычаи. | Владеть различными видами пересказа. Участвовать в диалоге по прочитанному произведению. | | |
11 | Черты характера Тараса Бульбы, обусловленные его героическим и жестоким временем. | | Содержание понятия « художественной детали» и ее значение в произведении. | Подбирать цитаты, составлять словарь для характеристики персонажа. | | |
12 | Остап и Андрий. Трагедия Тараса Бульбы. | | Понимать глубину конфликта отца и сына, отношение автора к героям. | Отбирать материал для сравнительной характеристики героев, оценивать их поступки. | | |
13 | Понятие о литературном характере. | | Понятие о литературном характере. | Уметь подбирать эпиграфы для сочинения по повести, формулировать возможные темы сочинения, определять, какова основная художественная идея повести. | | |
14 | Р.р. Написание контрольного сочинения по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». | | Содержание и проблематику изученного произведения. | Соблюдать признаки выбранного жанра сочинения; уметь выразить свое отношение к предложенным темам. Выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное сочинение. | Написание контрольного сочинения по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». | |
15 | А.С. Пушкин Прошлое Родины, тема Петра1 в творчестве поэта «Полтава». | 7 | Жизнь и творческий путь великого поэта. История создания поэмы. События Отечественной войны заставляли Пушкина напряженно думать об исторической судьбе России и ее великом реформаторе – Петре. | Воспринимать и анализировать поэтический текст. | | |
16 | Поэма как жанр. Метафора. Исторический и личный конфликт в поэме. | | Понятие поэмы как жанра. Значение метафоры в поэтическом тексте Пушкина. Исторический и личный конфликт в поэме. | Владеть различными видами пересказа. Участвовать в диалоге по прочитанному произведению | | |
17 | Трагические судьбы героев «Полтавы» (Кочубея, Марии, Искры). Роль Мазепы. | | Содержание поэмы, нравственную проблематику поэмы. Трагические судьбы героев «Полтавы» (Кочубея, Марии, Искры). Роль Мазепы. | Воспринимать и анализировать произведение. Самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия в прозе. | | |
18 | Картины Полтавской битвы. | | Историческое значение Полтавской битвы, картины полтавской битвы в историческом и художественном аспекте. | Выразительно читать отрывки из поэмы, находить нужные строфы, аргументируя ответ. | | |
19 | Сопоставление полководцев – Петра 1 и Карла Х11. | | Петр 1 и Карл Х11 во время Полтавской битвы. | Отбирать материал для сравнительной характеристики героев, оценивать их поступки. | | |
20 | Композиция поэмы. Лиризм. Совершенство языка и стиха. | | Поэт пытается воскресить эпоху Петра, незаслуженно преданную забвению, в поэме «Полтава», проникнутой гордостью за Отечество. | Воспринимать и анализировать поэтический текст. | | |
21 | Р.р. Написание контрольного сочинения по поэме А.С. Пушкина «Полтава». | | Содержание и проблематику изученного произведения. | Соблюдать признаки выбранного жанра сочинения; уметь выразить свое отношение к предложенным темам. Выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное сочинение. | Написание контрольного сочинения по поэме А.С. Пушкина «Полтава». | |
22 | Н.С. Лесков Н.С. Лесков. Сведения о жизни писателя «Человек на часах» - отчасти придворный, отчасти исторический анекдот». | 5 | Сведения о жизни писателя «Человек на часах» - отчасти придворный, отчасти исторический анекдот». История создания рассказа. | Воспринимать и анализировать произведение. Самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия в прозе: | | |
23 | Роль происшествия в раскрытии характеров и жизненной позиции персонажей. Разговорный характер повествования | | Разговорный характер повествования. Роль происшествия в раскрытии характеров и жизненной позиции персонажей | Сопоставлять эпизоды рассказа; владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге. | | |
24 | Постников – лесковский герой-праведник. Его доброта, бескорыстие, способность сострадать, совестливость как выражение лучших черт русского народного характера. | | Особенности составления характеристики героя. | Отбирать материал для сравнительной характеристики героев, оценивать их поступки. | | |
25 | Карьеризм, чинопочитание, предельный эгоизм, лицемерие и жестокость высокопоставленных лиц. Проблема чувства и долга. | | Содержание изучаемого произведения; приемы анализа текста. | Находить при анализе текста изобразительно-выразительные средства. | | |
26 | Вн. чт. Н.С. Лесков «Левша». | | Сказ, особенности сказа, идейный смысл произведения. | Характеризовать идейное содержание произведения, выполнять художественный пересказ произведения. | | |
27 | «Художник – голос своей эпохи» ( (Писатели-классики о своем времени) ИИ.С. Тургенев И И.С. Тургенев Факты биографии писателя, связанные с «Записками охотника». | 17 4 | О личности писателя, его творчество, история создания произведения. | Сопоставлять прочитанное произведение с увиденным на картине. Составлять план учебной статьи, выделять главное. | | |
28 | «Бирюк». Роль конфликта в раскрытии характеров персонажей. Значение художественных деталей, роль рассказчика в повествовании. | | Содержание понятия пейзажа и художественной детали. | Составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа. | | |
29 | Сложность и противоречивость натуры Бирюка, обстоятельства жизни, повлиявшие на его характер. | | Особенности составления характеристики героя. | Отбирать материал для сравнительной характеристики героев, оценивать их поступки. | | |
30 | Вн. чт. И.С. Тургенев Стихотворения в прозе. | | Понятие стихотворений в прозе, время создания, тематику, жанр стихотворений в прозе. | Производить анализ текста, определять жанровое своеобразие. | | |
31 | Н.А. Некрасов | 4 | Факты жизни и творчества поэта, историческая основа стихотворения, жанровые особенности. | Выразительно читать отрывки из поэмы, находить нужные строфы, аргументируя ответ. | | |
32 | Исторические основы стихотворения. Гнетущие картины подневольного труда. | | Основная проблематика произведения. | Отбирать материал для сравнительной характеристики героев, оценивать их поступки. | | |
33 | Своеобразие композиции стихотворения: сочетание картин действительности и элементов фантастики, диалог-спор. | | Диалоговая речь Развитие представлений о жанре поэмы. | Воспринимать и анализировать поэтический текст. | | |
34 | Вн. чт. Н.А. Некрасов «Орина, мать солдатская». | | Особенности поэтических произведений, истории их создания, смысл названий. | Анализировать произведения, находить и определять роль литературных приемов и средств, используемых автором для выражения чувств. | | |
35 | М.Е. Салтыков-Щедрин М.Е. Салтыков-Щедрин. Сведения о жизни писателя. «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил». | 4 | Жизненный и творческий путь писателя, особенности сюжетов и проблематики «сказок для детей изрядного возраста». | Владеть монологической и диалогической речью. | | |
36 | Противопоставление невежества и паразитизма генералов трудолюбию, находчивости и сметливости мужика. | | Понятия сатиры, сатирического образа и персонажа, сатирического типа. | Самостоятельно раскрывать сатирический пафос. | | |
37 | Приемы сказочного повествования. Условность, заостренная сатирическая форма повествования. Гротеск. | | Тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория). | Выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах народного характера. | | |
38 | Вн. чт. М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». | | Особенности произведения история создания, смысл названия. | Совершенствовать навыки анализа текста. | | |
39 | А.П. Чехов А.П. Чехов. Умение Чехова видеть в обыденном смешное и грустное. | 5 | Личная и творческая биография Чехова, художественные особенности его рассказов. | Владеть монологической и диалогической речью. | | |
40 | «Хамелеон». Осмеяние самодурства и угодничества в рассказе. | | Понятие психологического портрета и сюжета. Жанр юмористического рассказа. | Давать оценку действиям героев. Характеризовать поэтику и стиль. | | |
41 | Значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров Очумелова и Хрюкина. | | Сюжет и образная система рассказа. | Самостоятельно раскрывать сатирический пафос. | | |
42 | Вн.чт. А.П. Чехов «На мельнице». | | Роль художественной детали в рассказах Чехова, ее связь с внутренним состоянием персонажа и авторским отношением к нему. | Анализировать произведения, находить и определять роль литературных приемов и средств, используемых автором для выражения чувств. | | |
43 | Р.р. Подготовка к домашнему контрольному сочинению по рассказам А.П. Чехова. | | Образную природу словесного искусства, художественную трактовку образа героя. | Составлять рабочие материалы к обсуждаемым темам; анализировать приемы построения образа и способы художественной обрисовки образа. Владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания в связи с подготовкой к сочинению. | Домашнее контрольное сочинение по рассказам А.П. Чехова. | |
44 | З Запечатленные мгновения ( (Художественное время в лирике) Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, Я.П. Полонский. Лирика. | 1 | Содержание стихотворений. | Анализировать стихотворения, находить изобразительно-выразительные средства. | | |
45 | Ч Человек и движение времени ( Тема становления личности) Л.Н. Толстой Л.Н. Толстой – автор повестей о становлении характера человека «Детство» (главы из повести). | 17 7 | Основные факты жизни и творческого пути Л. Н. Толстого; содержание рассказа. | Владение монологической и диалогической речью. | | |
46 | Формирование характера, взглядов и чувств Николеньки Иртеньева. Повествование от лица героя-рассказчика. | | | Анализировать произведения, находить и определять роль литературных приемов и средств, используемых автором для выражения чувств. | | |
47 | Чувство сострадания - важнейшее нравственное качество человека в понимании писателя. | | Содержание повести; нравственную проблематику повести. | Самостоятельно делать выводы о роли внутреннего монолога в раскрытии характера. | | |
48 | «Отрочество» (главы из повести). Нравственный рост Николеньки Иртеньева. | | Образную природу словесного искусства, художественную трактовку образа героя. | Давать оценку действиям героев. Характеризовать поэтику и стиль. | | |
49 | Мысль Толстого о самосовершенствовании и самовоспитании как основе становления личности. | | Проявление чувств героя, беспощадность к себе. | Владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания. | | |
50 | Особенности построения повести (рассказ от лица героя; изображение событий отрочества и оценка их взрослым рассказчиком). | | Содержание изучаемого произведения; приемы анализа текста. | Находить при анализе текста изобразительно-выразительные средства. | | |
51 | Р.р. Написание контрольного сочинения по повестям Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество». | | Алгоритм написания сочинения на основе и по мотивам литературного произведения. | Писать сочинение на основе и по мотивам литературного произведения, в том числе в форме стилизации. Владеть навыком создания собственного текста и его редактирования. | Написание контрольного сочинения по повестям Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество». | |
52 | Ф.М. Достоевский Ф.М. Достоевский. Сведения о жизни писателя «Мальчики». | 3 | Основные факты жизни и творческого пути писателя; содержание произведения. | Владение монологической и диалогической речью. | | |
53 | Сострадание, милосердие, деятельная любовь к ближнему как добрые начала в человеке. | | Содержание повести; нравственную проблематику повести. | Самостоятельно делать выводы о роли внутреннего монолога в раскрытии характера. | | |
54 | Коля Красоткин – рождающаяся сильная, незаурядная личность. Осуждение в Коле Красоткине самомнения и самолюбования. | | Образную природу словесного искусства, художественную трактовку образа героя. | Давать оценку действиям героев. Характеризовать поэтику и стиль. | | |
55 | М. Горький Максим Горький «Детство». Автобиографическая основа повести. | 6 | Автобиографический характер повети, ее содержание, причины поступков героев. | Пересказывать части сюжета, выделять события, которые произвели на душу ребенка особо тяжкие впечатления. | | |
56 | Активная ненависть писателя к «свинцовым мерзостям жизни». | | Основные сюжетные линии в автобиографической повести и становление характера мальчика «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека. | С помощью цитат раскрыть понятие «свинцовым мерзостям жизни». | | |
57 | Влияние бабушки, Цыганка, Хорошего Дела на Алешу, на формирование его характера, отношения к людям | | Специфические черты характера, присущие отдельным героям повести. | Видеть авторскую позицию по отношению к героям, давать характеристику литературному герою, объяснять поступки героев, их характеры, взаимоотношение друг с другом. | | |
58 | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» в изображении Горького. | | Нравственную проблематику повести. | Владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. | | |
59 | Мастерство писателя в изображении быта и человеческих характеров. | | Особенности мастерства писателя в изображении быта и человеческих характеров | Самостоятельно делать выводы об активности авторской позиции. | | |
60 | Р.р. Написание контрольного сочинения по произведениям М. Горького « Детство», «Отрочество». | | Содержание и проблематику изученного произведения. | Работать над сочинением по конкретной теме, выбранной самостоятельно, формулировать идею, подбирать цитатный материал, аргументировать собственную точку зрения, редактировать написанное сочинение. Свободно работать с текстом изученного произведения. | Написание контрольного сочинения по произведениям М. Горького « Детство», «Отрочество». | |
61 | Вн. чт. В.А. Солоухин «Закон набата». | | Особенности произведения история создания, смысл названия. | Совершенствовать навыки анализа текста. | | |
62 | Содружество искусств (Художественное время и пространство в музыке, живописи, поэзии) К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». | 1 | Познакомить с личностью и творчеством К.Г. Паустовского, раскрыть многогранность его таланта, | Давать оценку действиям героев. Характеризовать поэтику и стиль. | | |
63 | Перекличка эпох Ж.Б.Мольер Ж.Б.Мольер. Сведения о жизни комедиографа. «Мещанин во дворянстве». | 4 2 | Путь Мольера к театру и литературе, судьба великого драматурга. Особенности драматического произведения эпохи классицизма, основной конфликт. | Комментировать и анализировать художественный текст. | | |
64 | Обзор содержания комедии. | | Основа сюжетной линии, способы раскрытия автором цинизма и самовлюбленности аристократов. | Приемы создания автором приемов комических ситуации, их роль в пьесе, составлять характеристику персонажей. | | |
65 | И.А. Крылов И.А. Крылов. «Урок дочкам». | 2 | Основные факты жизни и творческого пути писателя; содержание произведения. | Владение монологической и диалогической речью. | | |
66 | Сходства и различия проблематик комедий Мольера и Крылова. | | Содержание изучаемого произведения; приемы анализа текста. Сходства и различия проблематик комедий Мольера и Крылова. | Выделять отличительные особенности комедий Мольера от произведений Крылова. | | |
67 | Фантастика. Тема будущего В.А. Рождественский «Над книгой». | 2 | Основные факты жизни и творческого пути писателя; содержание произведения. | Совершенствовать навыки анализа текста. | | |
68 | Антуан де Сент Экзюпери Антуан де Сент Экзюпери. Сведения о жизни писателя «Маленький принц». | | Жизнь и творческий путь писателя. Нравственную проблематику произведения. | Владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. | | |
69 | Итоговый урок | | | | | |
70 | Итоговый урок | | | | | |
3) языковое оформление ответа.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка «1» не ставится.
Нормативы оценки содержания и композиции сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов. Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.
Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев: