СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного курса «Литература» разработана для учащихся   7 классов.

Рабочая программа учебного курса направлена на реализацию инвариантной части учебного плана.

Рабочая программа учебного курса предусматривает реализацию

  • федерального компонента по предмету «Литература» (см. ГОС по предмету);
  • школьного компонента - соответствие целевым ориентирам школы (см. программу развития школы, образовательную программу).

Рабочая программа учебного курса подготовлена для обеспечения образовательных запросов учащихся.

Основанием для составления рабочей программы учебного курса «Литература» является ГОС, учебная программа  общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого – 4-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2009 год.   

Программа 7 класса рассчитана на 2 часа в неделю (70 часов).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 7 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Литература» разработана для учащихся 7 классов.

Рабочая программа учебного курса направлена на реализацию инвариантной части учебного плана.

Рабочая программа учебного курса предусматривает реализацию

  • федерального компонента по предмету «Литература» (см. ГОС по предмету);

  • школьного компонента - соответствие целевым ориентирам школы (см. программу развития школы, образовательную программу).

Рабочая программа учебного курса подготовлена для обеспечения образовательных запросов учащихся.

Основанием для составления рабочей программы учебного курса «Литература» является ГОС, учебная программа общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого – 4-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2009 год.

Программа 7 класса рассчитана на 2 часа в неделю (70 часов).

Основными целями обучения в организации учебного процесса в 7 классе будут:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Данные цели обуславливают решение следующих задач:

  • сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений; совершенствовать навыки выразительного чтения;

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

  • обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы

  • использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

  • воспитывать у учащихся гуманное отношение к людям разных национальностей;

  • расширить кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, ис­пользовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается  использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари.
Главной задачей изучения литературы в 7 классе является расширение читательского кругозора учащихся, ознакомление учащихся с наиболее значительными произведениями для их возраста, подведение учащихся к определенному уровню начитанности, развитие их читательской самостоятельности. Особенное внимание уделяется на актуализацию патриотических чувств школьников.

Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во часов

В том числе развитие речи

Внеклассное чтение

Введение.

2



  1. 1. «Минувшее проходит предо мною…»

24

2

2

II. «Художник – голос своей эпохи»

17

1

4

III. Запечатленные мгновения

1



IV. Человек и движение времени

17

2

1

V. Содружество искусств

1



VI. Перекличка эпох

4



VII. Фантастика. Тема будущего

2


1

Итого

68+2 (итоговые уроки)

5

8



Календарно-тематическое планирование

Наименование раздела, тема урока

Количество часов

Элементы содержания

(основные понятия и определения)

Требования к уровню подготовки обучающихся

(результат)

Формы контроля

Дата проведения

1

Введение

Художественное время и художественное пространство в литературе.

2

Понятия художественного время и художественного пространства в литературе.

Знать образную природу словесного искусства; уметь самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы.



2

Роды и виды (жанры) литературы.


Понятия родов и жанров в литературе.

Перефразировать мысль; владеть

монологической и диалогической

речью.



3

«Минувшее проходит предо мною…» (Писатели о прошлом нашей Родины)

М.Ю. Лермонтов

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

24



4

Основные

факты жизни и

творчества М. Ю.Лермонтова. Понимать духовный мир, мысли и чувства героя, замысел автора.

Определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать произведение; соблюдать нормы литературного языка.



4

«Песня про купца Калашникова» Картины быта ХIV века их значение для понимания характеров и пафоса поэмы.


Особенности сюжета поэмы, его историческую основу.

Выразительно читать понравившийся отрывок. Составить письменную рецензию на любой эпизод «Песни…»



5

Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Сила и цельность характера Калашникова.


Нравственная проблематика поэмы.

Выявлять способы и средства раскрытия образа главного героя произведения.



6

Поэма и устное народное творчество. Композиция поэмы, ее язык, ритмика.


Особенности композиции произведения, ее язык, ритмика.

Анализи­ровать язык поэмы, связь с устным народным творче­ством.



7

Вн.чт. А.К. Толстой «Василий Шибанов».


О личности писателя, его творчество, история создания произведения. Содержание баллады, определение жанра баллады.

Выделять жанровые признаки баллады, давать характеристику особенностям сюжета, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.



8

Н.В. Гоголь

Н.В. Гоголь

«Тарас Бульба». Интерес писателя к прошлому Родины. Гоголь о Запорожской Сечи.

7

Факты жизни и творчества Н.В. Гоголя, замысел писателя. Понимать роль исторического фона в повествовании.

Сопоставлять прочитанное произведение с увиденным на картине. Составлять план учебной статьи, выделять главное.



9

Тарас Бульба». Патриотический пафос повести.


Содержа­ние повести; нрав­ственную пробле­матику повести; владеть различны­ми видами переска­за, участвовать в диалоге по прочи­танному произве­дению.

Делать вы­воды, создавать свои художествен­ные образы.



10

Боевое товарищество Запорожской Сечи, ее нравы и обычаи.


Особенности боевого товарищества Запорожской Сечи, ее нравы и обычаи.

Владеть различными видами пересказа. Участвовать в диалоге по прочитанному произведению.



11

Черты характера Тараса Бульбы, обусловленные его героическим и жестоким временем.


Содержа­ние понятия « художественной де­тали» и ее значение в произведе­нии.

Подбирать цитаты, составлять словарь для характеристики персонажа.



12

Остап и Андрий. Трагедия Тараса Бульбы.


Понимать глубину конфликта отца и сына, отношение автора к героям.

Отбирать материал для сравнительной характеристики героев, оценивать их поступки.



13

Понятие о литературном характере.


Понятие о литературном характере.

Уметь подбирать эпиграфы для сочинения по повести, формулировать возможные темы сочинения, определять, какова основная художественная идея повести.



14

Р.р. Написание контрольного сочинения по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».


Содержание и проблематику изученного произведения.


Соблюдать признаки выбранного жанра сочинения; уметь выразить свое отношение к предложенным темам.

Выбрать тему и жанр сочинения; составить

план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; ре­дактировать напи­санное сочинение.

Написание контрольного сочинения по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».


15

А.С. Пушкин

Прошлое Родины, тема Петра1 в творчестве поэта «Полтава».

7

Жизнь и творческий путь великого поэта. История создания поэмы. События Отечественной войны заставляли Пушкина напряженно думать об исторической судьбе России и ее великом реформаторе – Петре.

Воспринимать и анализировать поэтический текст.



16

Поэма как жанр. Метафора. Исторический и личный конфликт в поэме.


Понятие поэмы как жанра. Значение метафоры в поэтическом тексте Пушкина. Исторический и личный конфликт в поэме.

Владеть различными видами пересказа. Участвовать в диалоге по прочитанному произведению



17

Трагические судьбы героев «Полтавы» (Кочубея, Марии, Искры). Роль Мазепы.


Содержание поэмы, нравственную проблематику поэмы. Трагические судьбы героев «Полтавы» (Кочубея, Марии, Искры). Роль Мазепы.

Воспринимать и анализировать произведение. Самостоятельно проводить исследование

художественного своеобразия в прозе.



18

Картины Полтавской битвы.


Историческое значение Полтавской битвы, картины полтавской битвы в историческом и художественном аспекте.

Выразительно читать отрывки из поэмы, находить нужные строфы, аргументируя ответ.



19

Сопоставление полководцев – Петра 1 и Карла Х11.


Петр 1 и Карл Х11 во время Полтавской битвы.

Отбирать материал для сравнительной характеристики героев, оценивать их поступки.



20

Композиция поэмы. Лиризм. Совершенство языка и стиха.


Поэт пытается воскресить эпоху Петра, незаслуженно преданную забвению, в поэме «Полтава», проникнутой гордостью за Отечество.

Воспринимать и анализировать поэтический текст.



21

Р.р. Написание контрольного сочинения по поэме А.С. Пушкина «Полтава».


Содержание и проблематику изученного произведения.


Соблюдать признаки выбранного жанра сочинения; уметь выразить свое отношение к предложенным темам.

Выбрать тему и жанр сочинения; составить

план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; ре­дактировать напи­санное сочинение.

Написание контрольного сочинения по поэме А.С. Пушкина «Полтава».


22

Н.С. Лесков

Н.С. Лесков. Сведения о жизни писателя «Человек на часах» - отчасти придворный, отчасти исторический анекдот».

5

Сведения о жизни писателя «Человек на часах» - отчасти придворный, отчасти исторический анекдот». История создания рассказа.

Воспринимать и анализировать произведение. Самостоятельно проводить исследование

художественного своеобразия в прозе:



23

Роль происшествия в раскрытии характеров и жизненной позиции персонажей. Разговорный характер повествования


Разговорный характер повествования. Роль происшествия в раскрытии характеров и жизненной позиции персонажей

Сопоставлять эпизоды рассказа; владеть различными видами пересказа; участвовать

в диалоге.



24

Постников – лесковский герой-праведник. Его доброта, бескорыстие, способность сострадать, совестливость как выражение лучших черт русского народного характера.


Особенности составления характеристики героя.

Отбирать материал для сравнительной характеристики героев, оценивать их поступки.



25

Карьеризм, чинопочитание, предельный эгоизм, лицемерие и жестокость высокопоставленных лиц. Проблема чувства и долга.


Содержание изучаемого произведения; приемы анализа текста.



Находить при анализе текста

изобразительно-выразительные средства.




26

Вн. чт. Н.С. Лесков «Левша».


Сказ, особенности сказа, идейный смысл произведения.

Характеризовать идейное содержание произведения, выполнять художественный пересказ произведения.



27

«Художник – голос своей эпохи»

( (Писатели-классики о своем времени)

ИИ.С. Тургенев

И И.С. Тургенев

Факты биографии писателя, связанные с «Записками охотника».

17


4




О личности писателя, его творчество, история создания произведения.

Сопоставлять прочитанное произведение с увиденным на картине. Составлять план учебной статьи, выделять главное.



28

«Бирюк». Роль конфликта в раскрытии характеров персонажей. Значение художественных деталей, роль рассказчика в повествовании.


Содержа­ние понятия пей­зажа и художественной детали.

Состав­лять тезисы и план прочитанного; вла­деть различными видами пересказа.



29

Сложность и противоречивость натуры Бирюка, обстоятельства жизни, повлиявшие на его характер.


Особенности составления характеристики героя.

Отбирать материал для сравнительной характеристики героев, оценивать их поступки.



30

Вн. чт.

И.С. Тургенев

Стихотворения в прозе.


Понятие стихотворений в прозе, время создания, тематику, жанр стихотворений в прозе.

Производить анализ текста, определять жанровое своеобразие.



31

Н.А. Некрасов


4

Факты жизни и творчества поэта, историческая основа стихотворения, жанровые особенности.

Выразительно читать отрывки из поэмы, находить нужные строфы, аргументируя ответ.



32

Исторические основы стихотворения. Гнетущие картины подневольного труда.


Основная проблематика произведения.

Отбирать материал для сравнительной характеристики героев, оценивать их поступки.



33

Своеобразие композиции стихотворения: сочетание картин действительности и элементов фантастики, диалог-спор.



Диалоговая речь

Развитие представлений о жанре поэмы.

Воспринимать и анализировать поэтический текст.



34

Вн. чт. Н.А. Некрасов «Орина, мать солдатская».


Особенности поэтических произведений, истории их создания, смысл названий.

Анализировать произведения, находить и определять роль литературных приемов и средств, используемых автором для выражения чувств.



35

М.Е. Салтыков-Щедрин

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сведения о жизни писателя. «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил».

4

Жизненный и творческий путь писателя, особенно­сти сюжетов и проблематики «сказок для детей изрядного воз­раста».

Владеть монологиче­ской и диало­гической ре­чью.



36

Противопоставление невежества и паразитизма генералов трудолюбию, находчивости и сметливости мужика.


Понятия сатиры, сатирического образа и персонажа, сатирического типа.

Самостоя­тельно раскрывать сатирический пафос.



37

Приемы сказочного повествования. Условность, заостренная сатирическая форма повествования. Гротеск.


Тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).

Выявлять парадоксы в народ­ной жизни, отра­женные в сказках, составлять рассуж­дения о сильных и слабых сторонах народного характе­ра.



38

Вн. чт. М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик».


Особенности произведения история создания, смысл названия.

Совершенствовать навыки анализа текста.



39

А.П. Чехов

А.П. Чехов. Умение Чехова видеть в обыденном смешное и грустное.

5

Личная и творче­ская биография Чехова, художественные особенности его рассказов.

Владеть монологиче­ской и диало­гической ре­чью.



40

«Хамелеон». Осмеяние самодурства и угодничества в рассказе.


Понятие психологического портрета и сюжета. Жанр юмористического рассказа.

Давать оценку действиям героев. Характеризовать поэтику и стиль.



41

Значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров Очумелова и Хрюкина.


Сюжет и образная система рассказа.

Самостоя­тельно раскрывать сатирический пафос.



42

Вн.чт. А.П. Чехов «На мельнице».


Роль ху­дожественной дета­ли в рассказах Че­хова, ее связь с внутренним состоя­нием персонажа и
авторским отноше­нием к нему.

Анализировать произведения, находить и определять роль литературных приемов и средств, используемых автором для выражения чувств.



43

Р.р. Подготовка к домашнему контрольному сочинению по рассказам А.П. Чехова.


Образную

природу словесного искусства, художественную трактовку образа героя.

Составлять рабочие материалы к обсуждаемым темам; анализировать приемы построения образа и способы художественной обрисовки образа. Владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания в связи с подготовкой к сочинению.

Домашнее контрольное сочинение по рассказам А.П. Чехова.


44

З Запечатленные мгновения

( (Художественное время в лирике)

Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, Я.П. Полонский. Лирика.

1

Содержа­ние стихотворений.

Анализировать стихотворения, находить изобразительно-выразительные средства.



45

Ч Человек и движение времени

( Тема становления личности)

Л.Н. Толстой

Л.Н. Толстой – автор повестей о становлении характера человека «Детство» (главы из повести).

17




7


Основные факты жизни и творческого пути Л. Н. Толстого; содержание рассказа.

Владение монологиче­ской и диало­гической ре­чью.



46

Формирование характера, взглядов и чувств Николеньки Иртеньева. Повествование от лица героя-рассказчика.



Анализировать произведения, находить и определять роль литературных приемов и средств, используемых автором для выражения чувств.



47

Чувство сострадания - важнейшее нравственное качество человека в понимании писателя.


Содержа­ние повести; нравст­венную проблема­тику повести.

Самостоя­тельно делать вы­воды о роли внут­реннего монолога в раскрытии характе­ра.



48

«Отрочество» (главы из повести). Нравственный рост Николеньки Иртеньева.


Образную

природу словесного искусства, художественную трактовку образа героя.

Давать оценку действиям героев. Характеризовать поэтику и стиль.



49

Мысль Толстого о самосовершенствовании и самовоспитании как основе становления личности.


Проявление чувств героя, беспощадность к себе.

Владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания.



50

Особенности построения повести (рассказ от лица героя; изображение событий отрочества и оценка их взрослым рассказчиком).


Содержание изучаемого произведения; приемы анализа текста.



Находить при анализе текста

изобразительно-выразительные средства.




51

Р.р. Написание контрольного сочинения по повестям Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество».


Алгоритм написания сочинения на основе и по мотивам литературного произведения.

Писать сочинение на основе и по мотивам литературного произведения, в том числе в форме стилизации. Владеть

навыком создания собственного текста и его редактирования.

Написание контрольного сочинения по повестям Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество».


52

Ф.М. Достоевский

Ф.М. Достоевский. Сведения о жизни писателя «Мальчики».

3

Основные факты жизни и творческого пути писателя; содержание произведения.

Владение монологиче­ской и диало­гической ре­чью.



53

Сострадание, милосердие, деятельная любовь к ближнему как добрые начала в человеке.


Содержа­ние повести; нравст­венную проблема­тику повести.

Самостоя­тельно делать вы­воды о роли внут­реннего монолога в раскрытии характе­ра.



54

Коля Красоткин – рождающаяся сильная, незаурядная личность. Осуждение в Коле Красоткине самомнения и самолюбования.


Образную

природу словесного искусства, художественную трактовку образа героя.

Давать оценку действиям героев. Характеризовать поэтику и стиль.



55

М. Горький

Максим Горький «Детство». Автобиографическая основа повести.

6

Автобиографический характер повети, ее содержание, причины поступков героев.

Пересказывать части сюжета, выделять события, которые произвели на душу ребенка особо тяжкие впечатления.



56

Активная ненависть писателя к «свинцовым мерзостям жизни».


Основные сюжетные линии в автобиографической повести и становление характера мальчика «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского челове­ка.

С помощью цитат раскрыть понятие «свинцовым мерзостям жизни».



57

Влияние бабушки, Цыганка, Хорошего Дела на Алешу, на формирование его характера, отношения к людям


Специфические черты характера, присущие отдельным героям повести.

Видеть авторскую позицию по отношению к героям, давать характеристику литературному герою, объяснять поступки героев, их характеры, взаимоотношение друг с другом.



58

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» в изображении Горького.


Нрав­ственную пробле­матику повести.

Владеть различны­ми видами переска­за, участвовать в диалоге по прочи­танному произве­дению.



59

Мастерство писателя в изображении быта и человеческих характеров.


Особенности мастерства писателя в изображении быта и человеческих характеров

Самостоя­тельно делать вы­воды об активности авторской позиции.



60

Р.р. Написание контрольного сочинения по произведениям М. Горького « Детство», «Отрочество».


Содержание и проблематику изученного произведения.

Работать над сочинением по конкретной теме, выбранной самостоятельно, формулировать идею, подбирать цитатный материал, аргументировать собственную точку зрения, редактировать написанное сочинение. Свободно работать с текстом изученного произведения.

Написание контрольного сочинения по произведениям М. Горького « Детство», «Отрочество».


61

Вн. чт. В.А. Солоухин «Закон набата».


Особенности произведения история создания, смысл названия.

Совершенствовать навыки анализа текста.



62

Содружество искусств

(Художественное время и пространство в музыке, живописи, поэзии)

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

1

Познакомить с личностью и творчеством К.Г. Паустовского, раскрыть многогранность его таланта,


Давать оценку действиям героев. Характеризовать поэтику и стиль.



63

Перекличка эпох

Ж.Б.Мольер

Ж.Б.Мольер. Сведения о жизни комедиографа. «Мещанин во дворянстве».

4

2

Путь Мольера к театру и литературе, судьба великого драматурга. Особенности драматического произведения эпохи классицизма, основной конфликт.

Комментировать и анализировать художественный текст.



64

Обзор содержания комедии.


Основа сюжетной линии, способы раскрытия автором цинизма и самовлюбленности аристократов.

Приемы создания автором приемов комических ситуации, их роль в пьесе, составлять характеристику персонажей.



65

И.А. Крылов

И.А. Крылов. «Урок дочкам».

2

Основные факты жизни и творческого пути писателя; содержание произведения.

Владение монологиче­ской и диало­гической ре­чью.



66

Сходства и различия проблематик комедий Мольера и Крылова.


Содержание изучаемого произведения; приемы анализа текста. Сходства и различия проблематик комедий Мольера и Крылова.

Выделять отличительные особенности комедий Мольера от произведений Крылова.



67

Фантастика. Тема будущего

В.А. Рождественский «Над книгой».

2

Основные факты жизни и творческого пути писателя; содержание произведения.

Совершенствовать навыки анализа текста.



68

Антуан де Сент Экзюпери

Антуан де Сент Экзюпери.

Сведения о жизни писателя «Маленький принц».


Жизнь и творческий путь писателя. Нрав­ственную пробле­матику произведения.

Владеть различны­ми видами переска­за, участвовать в диалоге по прочи­танному произве­дению.



69

Итоговый урок






70

Итоговый урок








Комплект учебников и учебно-методических пособий, обеспечивающих процесс образования по русскому языку по данной программе

Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

Беленький Г.И., Снежневская М.А. Литература. Начальный курс 7 класс. Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2008.

Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим: книга для самостоятельной работы учащихсяся по литера­туре. 7 кл. – М.: Мнемозина, 2008.


  1. Снежневская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 7 кл. "Литература. Начальный курс". – М.: Мнемозина, 2008.

  2. Н.В. Егорова Поурочные разработки 7 класс. - М.: Вако, 2007.



Формы и средства контроля


п.п.

Тема

Кодификатор

Форма контроля

Р.р. Контрольная работа домашней работе по произведению Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».


Знать содержание и проблематику изученного произведения. Выбирать тему и жанр сочинения; составить

план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; ре­дактировать напи­санное сочинение.

Классное сочинение


Р.р. Контрольная работа по поэме А.С. Пушкина «Полтава».

Работать над сочинением по мотивам литературного

произведения. Выражать свое отношение к прочитанному тексту; пользоваться нуж­ными цитатами из текста; писать от­зывы о героях. Поиск нуж­ной инфор­мации в источниках различного типа; использование мультиме­дийных ресурсов и компьютер­ных техноло­гий для об­работки, пе­редачи, сис­тематизации информации.

Классное сочинение

Р.р. Подготовка к контрольной работе по рассказам А.П. Чехова.

Составлять рабочие материалы к обсуждаемым темам сочинения; анализировать приемы построения образов и способы их художественной обрисовки. Владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания в связи с подготовкой к сочинению


Домашнее сочинение

4.

Р.р. Контрольная работа по повестям Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество».

Знать алгоритм работы над сочинением на основе и по мотивам литературного произведения. Владеть навыком создания собственного текста и его редактирования.

Классное сочинение

5.

Р.р. Контрольная работа по произведению

М. Горького «Детство».

Знать содержание и проблематику изученного произведения. Работать над сочинением по конкретной теме, выбранной самостоятельно, формулировать идею, подбирать цитатный материал, аргументировать собственную точку зрения, редактировать написанное сочинение. Свободно работать с текстом изученного произведения.

Классное сочинение


Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 7 класса


В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • образную природу словесного искусства;
    содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия.


В результате изучения литературы ученик должен уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;

  • выявлять авторскую позицию, определять род и жанр литературного произведения, выделять и формулировать тему, идею,

  • давать характеристику героев;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • воспринимать и анализировать художественный текст, выделять его смысловые части.
    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
    - создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
    - поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).



Критерии оценивания знаний, умений, навыков обучающихся по литературе

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Балл

Степень выполнения учащимся общих требований к ответу

«5»

1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» не ставится.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Критерии и нормативы оценки СОЧИНЕНИЙ

Критериями оценки содержания и композиционного оформления сочинений являются:

  • соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность и логичность изложения;

  • правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов. Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Критерии и нормативы оценки языкового оформления

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

  • богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

Основные критерии оценки за изложение и сочинение

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

 

1.В работе допущены существенные отклонения

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые

синтаксические конструкции, встречается

неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недо- четов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок



Оценка тестовых работ

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.