СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гвардейская школа-гимназия № 2»
Симферопольского района Республики Крым
ул.Острякова, 1 «а», пгт. Гвардейское, Симферопольский район, 297515
тел/факс 0(652) 32-38-59, e-mail: gvardeiskoe2@yandex.ru
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________М.С.Казаева «___»___________2017г
| «УТВЕРЖДЕНО» Директор школы-гимназии _______Е.В. Богданова Приказ № ____ от «___»________2017г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРА»
(базовый уровень)
Класс: 7-Б
Срок реализации программы: 2017/2018 уч.г.
Количество часов по учебному плану: 68 ч/год, 2 ч/неделю
Программа составлена на основе следующих нормативно-методических материалов:
- Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В. Я. Коровиной: 5–9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2014.
- Литература. 7 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе: в 2 ч. / В. П. Полухина [и др.] ; под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2014.
Рабочую программу составила учитель русского языка и литературы высшей категории
Кульчейко Елена Васильевна
пгт.Гвардейское, 2017г.
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программой по учебному предмету «Литература» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
- Литература. 7 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе: в 2 ч. / В. П. Полухина [и др.] ; под ред. В. Я. Коровиной. – М. : Просвещение, 2015.
- Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В. Я. Коровиной: 5–9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2014.
Уровень обучения – базовый.
Рабочая программа сохраняет содержание и структуру программы В.Я.Коровиной
Общая характеристика учебного предмета
Главными целями изучения предмета являются:
– формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
– развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
– формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи;
– овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий; выявление в произведениях общечеловеческого содержания; грамотное использование русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
На основании ФГОС ООО необходимо реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
– формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
– обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
– овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
– овладение важнейшими общеучебными и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
– использование опыта работы с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно действующему в школе Учебному плану на 2017/2018 учебный год (34 учебных недели) в 7 классе предполагается обучение в объеме 2 часа в неделю, 68 часов за год.
С учетом специфики класса выстроена система уроков, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Содержание | Кол-во часов | Кол-во часов | |||
Программа В.Я. Коровиной | РП | Развитие речи | КР | Вн. чтение | |
Введение. | 1 | 1 |
|
|
|
Устное народное творчество | 6 | 6 | 1 |
|
|
Из древнерусской литературы | 2 | 2 |
| 1 |
|
Из литературы XVIII века | 2 | 2 |
|
|
|
Из литературы XIX века | 27 | 27 | 4 | 4 | 1 |
Из литературы XX века | 24 | 23 | 5 | 3 | 1 |
Из литературы народов России | 1 | 1 |
|
|
|
Из зарубежной литературы | 6 | 5 |
|
| 1 |
Итоговый урок | 1 | 1 |
| 1 |
|
Итого | 70 | 68 | 10 | 9 | 3 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВВЕДЕНИЕ (1ч)
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (6 ч)
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сорок и ведьмы», «Петр и плотник».
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Афористические жанры фольклора. Теория литературы. Устная народная проза. Предания (начальные представления). Афористические жанры фольклора (развитие представлений).
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила.
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Одна былина по выбору). (Для внеклассного чтения).
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения).
Карело-финский мифологический эпос. «Калевала». Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен. (Для внеклассного чтения).
«Песнь о Роланде» (фрагменты). Французский средневековый героический эпос. Историческая основа сюжета песни о Роланде. Обобщенное общечеловеческое и национальное в эпосе народов мира. Роль гиперболы в создании образа героя. Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Героический эпос (начальные представления). Общечеловеческое и национальное в искусстве (начальные представления).
Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Героический эпос. Афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)
«Поучение Владимира Мономаха» (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Народнопоэтические мотивы в повести. Теория литературы: Поучение (начальные представления). Житие (начальные представления). «Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге. Теория литературы: Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 ч)
М. В. Ломоносов «К статуе Петра Великого», «Одана день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны1747года» (отрывок)
Г. Р. Державин «Река времен в своем стремленьи. . . », «На птичку», «Признание».
Теория литературы. Понятие о жанре оды. Особенности литературного языка XVIII столетия.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (27 ч)
Александр Сергеевич Пушкин (4 ч) «Полтава» (отрывок), «Песнь о вещем Олеге», «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре), «Повести Белкина»'. «Станционный смотритель».
Теория литературы. Развитие понятия о балладе. Развитие представлений о повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов (4 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI в., их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. «Когда волнуется желтеющая нива. . . », «Ангел», «Молитва». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную. . . ») —готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь (4 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию. Смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие представлений). Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Характер главного героя. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенево богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственные и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе. Лирическая миниатюра (начальные представления).
Николай Алексеевич Некрасов (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Н. А. Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для внеклассного чтения и обсуждения). Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия). Историческая поэма как разновидность лироэпического жанра(начальные представления).
Алексей Константинович Толстой (1ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» как исторические баллады. Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию. Теория литературы. Историческая баллада (развитие представления).
Смех сквозь слезы, или Уроки Щедрина (2 ч)
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести. . . ». Теория литературы. Гротеск (начальные представления). Ирония (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой (3 ч)
Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературного творчества). «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Саввишна», «Матап» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков. Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Смешное и грустное рядом, или Уроки Чехова (3 ч)
Антон Павлович Чехов Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения)Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край. . . » (обзор) (2 ч)
Стихотворения русских поэтов XIX в. о родной природе В. Жуковский «Приход весны», И. А. Бунин «Родина», А. К. Толстой «Край ты мой, родимый край. . . », «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (23 ч)
Иван Алексеевич Бунин (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина. (Для внеклассного чтения). Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).
Максим Горький (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»(Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»), « Челкаш». (Для внеклассного чтения). Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).
Владимир Владимирович Маяковский (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения. Теория литературы. Лирический герой (начальное представление). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Леонид Николаевич Андреев (1 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения. Теория литературы. Герой эпического произведения (развитие представлений). Средства характеристики героя (развитие представлений).
Андрей Платонович Платонов (3 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающего героя людей. Юшка —незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности. Теория литературы. Лирический герой (начальное представление). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Борис Леонидович Пастернак (2 ч) Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Июль», «Никого не будет в доме. . . ». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта. Теория литературы. Сравнение. Метафора (развитие представлений).
На дорогах войны (обзор) (1ч)
Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов: А. А. Ахматовой, К. М. Симонова, А. А Суркова, А. Т. Твардовского, Н. С. Тихонова и др. (Для внеклассного чтения). Ритмы и образы военной лирики. Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Федор Александрович Абрамов (1ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе. Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека. Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений).
Юрий Павлович Казаков (1ч)
Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути). «Тихое утро». Взаимоотношение детей, взаимопомощь и взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка. Теория литературы. Рассказ. Сюжет (развитие понятий). Герои повествования (развитие понятия).
«Тихая моя Родина» (обзор) (1 ч)
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Я. Брюсов, Ф. К. Сологуб, С. А. Есенин, Н. А. Заболоцкий, Н. М. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Теория литературы: Изобразительно-выразительные средства (развитие понятий).
Александр Трифонович Твардовский (1ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Снега потемнеют синие. . . », «Июль — макушка лета. . . », «На дне моей жизни. . . ». Размышления поэта о взаимосвязи судьбы человека и народа. Теория литературы. Лирический герой (развитие представления).
Дмитрий Сергеевич Лихачев (1ч)
«Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи. Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
М. А. Зощенко (1ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. Теория литературы. Юмор. Приемы комического(развитие представлений).
Песни на слова русских поэтов XX века (1ч)
А. Н. Вертинский «Доченьки», И. А. Гофф «Русское поле», Б. Ш. Окуджава «По Смоленской дороге». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний. Теория литературы. Песня как синтетический жанр искусства (начальные представления).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (1 ч)
Расул Гамзатов Краткий рассказ о жизни и творчестве аварского поэта. «Опять за спиною родная земля. . . », «Я вновь пришел сюда и сам не верю. . . » (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине». Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности аварского поэта. Теория литературы. Мировосприятие. Лирический герой. Средства выразительности (развитие представлений).
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 ч)
Роберт Бёрнс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народнопоэтический характер произведения.
Джорж Гордон Байрон «Душа моя мрачна. . . » Ощущение трагического разлада героя с жизнью, с окружающим его обществом. Своеобразие романтической поэзии Дж. Г. Байрона. Дж. Г. Байрон и русская литература.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя стихами. Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе «Дары волхвов». Теория литературы. Рождественский рассказ (развитие представлений).
Рей Дуглас Брэдбери «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
Теория литературы. Фантастика в художественной литературе (развитие представлений).
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗА ГОД (1 ч)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами выпускников 7 класса, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» должны проявиться: в умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать на уровне своего развития, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты учеников 7 класса состоят в следующем:
1) в познавательной сфере: понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX–XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умения анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; формирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
– понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере: восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; умения пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа; умение вести диалог; написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере: понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов литературных произведений.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ уро- ка | Дата проведения | Тема урока | Планируемые результаты | Примечания | |||
план | факт | Предметные | Метапредметные | Личностные УУД | |||
ВВЕДЕНИЕ (1ч) | |||||||
| 01.09 |
| Изображение | Научиться определять основные идейно- нравственные | Познавательные (П): уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения. Регулятивные (Р): выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. | Формирование | |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (6ч) | |||||||
| 01.09 |
| Предания. | Научиться различать произведения | П: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия. Р: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи. К: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи | Формирование | |
| 08.09 |
| РР Предания «Сороки и ведьмы», «Петр и плотник» | Научиться определять жанровое своеобразие преданий | П: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Р: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность. К: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | |
| 08.09 |
| Народная мудрость пословиц и поговорок. Афористические жанры фольклора | Научиться составлять план устного высказывания | П: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Р: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность. К: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью | Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости |
|
| 15.09 |
| Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович» | Научиться владеть изученной терминологией по теме, выразительному чтению и рецензированию выразительного чтения былин | П: выделять и формулировать познавательную цель. Р: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя, формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор |
|
| 15.09 |
| Киевский цикл былин. Новгородский цикл былин | Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи, составлять пересказы былин | П: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Р: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. К: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности | Формирование навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, композицию, выразительные средства | |
| 22.09 |
| Французский и карело-финский мифологический эпос. Сборники пословиц. Проект | Научиться находить цитатные примеры из эпоса, иллюстрирующие понятия «героический пафос» | П: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Р: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. К: уметь определять общую цель и пути ее достижения | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | |
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2Ч) | |||||||
| 22.09 |
| «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). «Повесть временных лет» («О пользе книг»), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». | Научиться понимать смысл произведения древнерусской литературы; применять навыки проектной деятельности на практике | П: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Р: уметь анализировать текст жития; формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. К: уметь читать вслух и понимать прочитанное | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | |
| 29.09 |
| КР по теме «Древнерусская литература» | Научиться самодиагностике | П: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умения работать по алгоритмам). Р: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. К: формировать навыки коллективного взаимодействия при самодиагностике | Формирование мотивации к самосовершенствованию |
|
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 ч) | |||||||
| 29.09 |
| М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия ...Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок) | Научиться анализировать текст стихотворения | П: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста. Р: уметь анализировать стихотворный текст. К: уметь читать вслух и понимать прочитанное | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
|
| 06.10 |
| Г.Р.Державин Стихотворения «Река времен в своем стремленьи. . . » | Научиться правильно и четко даватьответы на поставленные вопросы | П: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест). Р: уметь определять меры усвоения изученного материала. К: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля |
|
ИЗ РУССКОИ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (27ч) | |||||||
Александр Сергеевич Пушкин (4 ч) | |||||||
| 06.10 |
| А.С.Пушкин. «Медный всадник» (вступление). Тема настоящего и будущего России | Научиться аргументировать свою точку зрения | П: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа. Р: уметь определять меры усвоения изученного материала. К: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя |
|
| 13.10 |
| А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» | Научиться понимать, выразительно читать текст и выполнять устное рецензирование выразительного чтения | П: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с их содержанием . Р: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. К: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения | Формирование мотивации к обучению и самосовершенствованию |
|
| 13.10 |
| РР А.С.Пушкин. «Борис Годунов»: Сцена в Чудовом монастыре. | Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки | П: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест). Р: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. К: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля |
|
| 20.10 |
| А.С.Пушкин «Станционный смотритель»: изображение «маленького человека». | Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки | П: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест). Р: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. К: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля |
|
Михаил Юрьевич Лермонтов (4 ч) | |||||||
| 20.10 |
| М.Ю.Лермонтов. «Песня про ... удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. | Научиться определять значение картин быта XVI века для понимания характеров и идеи поэмы | П: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения устанавливать аналогии. Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. К: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
|
| 27.10 |
| М.Ю.Лермонтов. «Песня про… купца Калашникова». Зашита Калашниковым человеческого достоинства | Научиться сопоставлять литературных героев | П: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия. Р: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи. К: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя |
|
| 27.10 |
| РР М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива. . . », «Ангел», «Молитва». | Научиться анализировать поэтический текст | П: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия. Р: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи. К: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи | Формирование навыков исследовательской и творческой деятельности |
|
| 10.11 |
| КР по произведениям Пушкина и Лермонтова | Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | П: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Р: формулировать и удерживать учебную задачу. К: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию | Формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи |
|
Николай Васильевич Гоголь (4 ч) | |||||||
| 10.11 |
| Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Образ Тараса Бульбы | Научиться выявлять характерные художественные приемы повествования Научиться анализировать эпизод | П: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме . Р: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики. К: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач | Формирование навыков самодиагностики исследовательской деятельности | |
| 17.11 |
| Противопоставление Остапа Андрию в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» | Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи | П: выделять и формулировать познавательную цель. Р: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
|
| 17.11 |
| Патриотический пафос повести «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя РР Развёрнутый ответ на вопрос | Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи | П: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Р: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. К: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности | Формирование мотивации к самосовершенствованию |
|
| 24.11 |
| КР по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» | Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | П: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Р: формулировать и удерживать учебную задачу. К: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию | Формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи |
|
Иван Сергеевич Тургенев (2 ч) | |||||||
| 01.12 |
| Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным в рассказе И.С.Тургенева «Бирюк» | Научиться определять авторское отношение к героям | П: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Р: уметь осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения. К: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задач и при консультативной помощи учителя |
|
| 01.12 |
| И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе Родной язык как духовная опора человека. | Научиться понимать смысл произведения и видеть главное | П: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста. Р: уметь анализировать стихотворный текст. К: уметь читать вслух и понимать прочитанное | Формирование навыков самостоятельной работы по алгоритму выполнения задачи |
|
Николай Алексеевич Некрасов (2 ч) | |||||||
| 08.12 |
| Н.А.Некрасов. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). РР | Научиться выполнять индивидуальное задание в проектной деятельности группы | П: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с их содержанием. Р: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. К: уметь читать вслух и понимать прочитанное | Формирование мотивации к самосовершенствованию |
|
| 08.12 |
| Вн.чт Стихотворение «Размышления у парадного подъезда». | Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки по определению трехсложного размера стиха | П: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест). Р: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. К: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач | Формирование мотивации к самосовершенствованию |
|
Алексей Константинович Толстой (1ч) | |||||||
| 15.12 |
| А.К.Толстой. «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» как исторические баллады | Научиться анализировать текст баллады | П: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест). Р: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. К: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности |
|
М. Е. Салтыков-Щедрин (2 ч) | |||||||
| 15.12 |
| М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». «Дикий помещик». РР | Научиться характеризовать средства выразительности в сказке | П: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия. Р: выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи. К: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
|
| 22.12 |
| КР по произведениям Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина | Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | П: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Р: формулировать и удерживать учебную задачу. К: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию | Формирование навыков самодиагностики по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя |
|
Лев Николаевич Толстой (3 ч) | |||||||
| 22.12 |
| Л.Н.Толстой. Главы из повести «Детство». «Классы» (взаимоотношения детей и взрослых) | Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи | П: выделять и формулировать познавательную цель. Р: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задач при консультативной помощи учителя |
|
|
|
| «Наталья Саввишна». Проявление чувств героя в повести Л.Н.Толстого | Научиться аргументировать свои ответы | П: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Р: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. К: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности |
|
|
|
| Анализ собственных поступков героя в повести «Детство» Л.Н.Толстого | Научиться выстраивать внутреннюю монологическую речь | П: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Р: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. К: уметь определять общую цель и пути ее достижения | Формирование мотивации к самосовершенствованию |
|
А. П. Чехов. (3ч) | |||||||
|
|
| «Хамелеон». Живая картина нравов в рассказе А.П.Чехова | Научиться выполнять индивидуальное задание в коллективной проектной деятельности | П: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Р: уметь осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения. К: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя |
|
|
|
| Многогранность комического в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник» | Научиться составлять литературный портрет писателя | П: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста. Р: уметь анализировать стихотворный текст. К: уметь читать вслух и понимать прочитанное | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
|
|
|
| Грустный юмор А.П.Чехова в рассказах «Размазня», «Тоска». | Научиться анализировать текст рассказа | П: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Р: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. К: уметь читать вслух и понимать прочитанное | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности |
|
«Край ты мой, родимый край. . . » (2 ч) | |||||||
|
|
| Поэтическое изображение родной природы в стихотворениях А.К.Толстого, И. Бунина, В. Жуковского. | Научиться выразительно читать текст по образцу из фонохрестоматии | П: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с их содержанием (формировать умения работать по алгоритмам). Р: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. К: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя |
|
|
|
| Контрольная работа по стихотворениям поэтов | Научиться проектировать и корректировать индив. маршрут | П: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Р: формулировать и удерживать учебную задачу. К: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию | Формирование навыков самодиагностики по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя
| |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (23 ч) | |||||||
Иван Алексеевич Бунин (2 ч) (Р. Р. – 1) | |||||||
|
|
| РР Воспитание детей в семье в рассказе И.А.Бунина «Цифры» | Научиться выявлять особенности повествования И.А.Бунина | П: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест). Р: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. К: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
|
|
|
| Вн.чт. Душевное богатство простого крестьянина в рассказе И.А.Бунина «Лапти» | Научиться анализировать текст | П: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест). Р: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. К: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач | Формирование мотивации к самосовершенствованию |
|
Максим Горький (2 ч) | |||||||
|
|
| Автобиографический характер повести М.Горького «Детство» РР | Научиться анализировать текст повести | П: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения. Р: выбирать способ действия в соответствии с поставленной задачей. К: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности |
|
|
|
| Романтические рассказы М.Горького «Старуха Изергиль» (легенда о Данко), «Челкаш»» | Научиться определять тему и идею романтических рассказов | П: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия. Р: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи. К: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи | Формирование мотивации к самосовершенствованию |
|
Владимир Владимирович Маяковский (2 ч) | |||||||
|
|
| В.В.Маяковский. Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. «Необычайноеприключение ... летом на даче» | Научиться определять языковые и композиционные особенности стихотворения | П: уметь устанавливать аналогии. ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Р: формулировать и удерживать учебную задачу. К: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
|
|
|
| Два взгляда на мир в стихотворении В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» РР | Научиться выявлять ритмико-метрические особенности стихотворения | П: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме . Р: формировать ситуацию peфлексии и самодиагностики. К: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя |
|
Леонид Николаевич Андреев (1 ч) | |||||||
|
|
| Чувство сострадания к братьям нашим меньшим Л.Андреев «Кусака» | Научиться определять особенности повествования Л. Н. Андреева | П: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения. Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. К: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе | Формирование мотивации к самосовершенствованию |
|
Андрей Платонович Платонов (3 ч) | |||||||
|
|
| Главный герой рассказа А.П.Платонова «Юшка». | Научиться аргументировать свой ответ | П: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Р: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. К: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | |
|
|
| А.П.Платонов «В прекрасном и яростном мире» (вн. ч. ) | Научиться аргументировать свой ответ | П: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Р: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. К: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
|
|
|
| КР РР Контрольная работа по произведениям писателей XX в. (классное контрольное сочинение) | Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | П: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Р: уметь планировать алгоритм ответа. К: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной диагностической деятельности |
|
Борис Леонидович Пастернак (2 ч) | |||||||
|
|
| Картины природы, преображенные поэтическим зрением Б.Л.Пастернака | Научиться определять роль изобразительных средств при создании картин природы в стихотворениях Б.Л.Пастернака | П: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Р: осознавать качество и уровень усвоения. К: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя |
|
|
|
| КР по произведениям Б.Л.Пастернака | Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | П: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Р: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. К: уметь читать вслух и понимать прочитанное | Формирование навыков диагностической деятельности |
|
На дорогах войны (обзор) (1ч) | |||||||
|
|
| Героизм, патриотизм грозных лет войны в стихотворениях А.А.Ахматовой, К.М.Симонова, А.А.Суркова, А.Т.Твардовского, Н.С.Тихонова Р. Р. | Научиться выполнять индивидуальное задание в составе проектной группы | П: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста и составлять развернутое сообщение. Р: уметь анализировать текст и соотносить нравственные принципы со своими. К: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения | Формирование мотивации к самосовершенствованию |
|
Федор Александрович Абрамов (1ч) | |||||||
|
|
| Ф.А.Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы в рассказе | Научиться характеризовать проблему в рассказе | П: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с их содержанием (формировать умения работать по алгоритмам). Р: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. К: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности |
|
Евгений Иванович Носов (2 ч) | |||||||
|
|
| Сила внутренней духовной красоты человека в рассказе Е.И.Носова | Научиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы | П: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест). К: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания. Р: уметь определять меры усвоения изученного материала | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя |
|
|
|
| Взаимосвязь природы и человека в рассказе Е.И.Носова «Живое пламя». Протест против равнодушия. | Научиться определять идейно-тематическое своеобразие рассказа Е.И.Носова | П: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест). Р: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. К: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | |
Юрий Павлович Казаков (1ч) | |||||||
|
|
| Взаимоотношение детей, взаимопомощь и взаимовыручка в рассказе Ю.П.Казакова «Тихое утро» | Научиться применять алгоритм проведения анализа текста | П: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест). Р: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. К: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | |
«Тихая моя Родина»(обзор) (1ч) | |||||||
|
|
| РР Стихотворения о Родине, родной природе. Брюсова, Сологуба, Есенина | Научиться определять особенности пейзажной лирики | П: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения. Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. К: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе | Формирование мотивации к самосовершенствованию |
|
Александр Трифонович Твардовский (1ч) | |||||||
|
|
| А.Т.Твардовский. Стихотворения «Снега темнеют синие. . . » | Научиться выявлять характерные особенности лирики А.Т.Твардовского | П: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме . Р: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики. К: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач | Формирование мотивации к самосовершенствованию |
|
Дмитрий Сергеевич Лихачев (1ч) | |||||||
|
|
| Д.С.Лихачев. Духовное напутствие молодежи в главах книги «Земля родная» | Научиться определять жанрово-стилистические черты публицистики | П: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Р: уметь планировать алгоритм ответа. К: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения в соотнесении с позицией автора текста | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя |
|
М. А. Зощенко (1 ч) | |||||||
|
|
| Смешное и грустное в рассказах М.Зощенко. Рассказ «Беда» | Научиться определять идейно-эмоциональное содержание рассказа | П: выделять и формулировать познавательную цель. Р: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
|
Песни на слова русских поэтов XX века (2ч) | |||||||
|
|
| Светлая грусть переживаний стихотворениях А.Н.Вертинского. Лирические размышления о жизни. Б.Ш.Окуджава «По Смоленской дороге». | Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи | П: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Р: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. К: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности | Формирование мотивации к самосовершенствованию |
|
|
|
| КР по произведениям писателей 20 века. | Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | П: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Р: формулировать и удерживать учебную задачу. К: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию | Формирование навыков самодиагностики по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя |
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (1 ч) | |||||||
|
|
| Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля. . . » | Научиться определять жанрово-композиционные особенности лирики Р.Гамзатова | П: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста. Р: уметь анализировать текст. К: уметь читать вслух и понимать прочитанное | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 ч) | |||||||
|
|
| Представления народа о справедливости и честности «Честная бедность» Роберта Бёрнса | Научиться выразительно читать и анализировать текст | П: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Р: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. К: уметь читать вслух и понимать прочитанное | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | |
|
|
| Ощущение трагического разлада героя с жизнью в стихотворении «Ты кончил жизни путь, герой!. » Дж. Г. Байрона | Научиться выразительно читать текст по образцу из фонохрестоматии, навыкам проектной деятельности | П: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с их содержанием (формировать умения работать по алгоритмам). Р: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. К: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия | Формирование мотивации к самосовершенствованию |
|
|
|
| Японские трехстишия (хокку). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве. | Научиться определять идейно-художественное своеобразие текста | П: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест). Р: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. К: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач | Формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи |
|
|
|
| Вн.чт.Сила любви и преданности в рассказе ОГенри «Дары волхвов» и других рассказах. | Научиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы | П: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест). Р: уметь определять меры усвоения изученного материала. К: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности |
|
|
|
| Фантастические рассказы Р.Д.Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. | Научиться систематизировать и обобщать теоретический материал | П: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест). Р: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. К: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач | Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя |
|
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗА ГОД (1 ч) | |||||||
|
|
| Итоговый Тест | Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | П: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия. Р: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи. К: строить монологические высказывания в письменной форме | Формирование навыков исследовательской и диагностической деятельности |
|