СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 7 класс ( к учебнику Г.С.Меркина)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе 7 класс к учебнику Г.С.Меркина является частью основной образовательной программы основного общего образования  и разработана на основе федерального компонента государственного образования, утверждённого приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»; Авторской программы Г.С. Меркина «Программа по литературе. 5-11 классы».  Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев.- М.: Русское слово, 2010.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 7 класс ( к учебнику Г.С.Меркина)»

1.Пояснительная записка

1.1 Область применения программы

Рабочая программа по предмету ЛИТЕРАТУРА является частью основной образовательной программы основного общего образования и разработана на основе следующих документов:

  1. Федерального компонента государственного образования, утверждённого приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»;

  2. Авторской программы Г.С. Меркина «Программа по литературе. 5-11 классы». Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев.- М.: Русское слово, 2010.

  3. Учебного плана ГБОУ СОШ №13 на 2015-2016 учебный год.

  4. Положения ГБОУ СОШ №13 о рабочих программах.



Учебно – методический комплекс

1.Программа по литературе для 5 – 11-х классов общеобразовательной школы /Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012 – 200 с. к УМК для 5-9 классов /Авторы программы Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев).

2. Г.С. Меркин. Литература. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений в двух частях. 2е издание. Москва: «Русское слово» . – 2014.

3.Соловьёва Ф.Е. Методическое пособие к учебнику Г.С. Меркина «Литература» 7 класс М.:

«Русское слово», 2014.


Место предмета в учебном плане ОУ

Рабочая программа и календарно – тематическое планирование разработаны на основе авторской программы, в которой на изучение курса литература в 7 классе отведено 68 часов. Согласно годовому учебному плану ГБОУ СОШ №13 на 2015-2016 учебный год я запланировала 68 часов ( 2 часа в неделю; 34 учебные недели)


Данная программа может быть использована для организации обучения на дому детей, нуждающихся в длительном лечении или детей инвалидов по образовательным программам ООО.














Планируемые результаты

В результате изучения литературы ученик должен


знать

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;


  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);


  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;


  • историко-культурный контекст изучаемых произведений;


  • основные теоретико-литературные понятия;


уметь


  • работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

  • характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно- выразительных средств;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения - только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения);



использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и


повседневной жизни:


  • создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского

литературного языка;

  • находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном


произведении и его авторе с помощью различных источников (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета);

• ориентироваться в мире художественной литературы, отбирать произведения,

обладающие высокой эстетической ценностью.








Формы и виды контроля.

В течение учебного года планируется проведение следующих видов контрольных работ::

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, заучивание наизусть, составление простого и сложного плана, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, творческие работы;

-итоговый: сочинение на основе литературного произведения или анализа эпизода, тест с выбором ответа, с кратким ответом.




Содержание учебного предмета


Введение ( 1 час)


Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество, творческая история произведения.

Теория литературы: литературные роды, текстология.


Из устного народного творчества ( 4 часа; из них 1 час – р/р)

Былины

«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». А.К.Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).

Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).

Развитие речи: отзыв на эпизод, письменные ответы на вопросы.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; репродукция картины В.Васнецова «Богатыри», Билибина «Дружина Вольги»

Краеведение: легенды и предания о народных заступниках края (региона).


Русские народные песни

Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая...», «Говорили — сваты на конях будут»); лирические песни («Подушечка моя пуховая...»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.

Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанров обрядовой поэзии, лироэпическая песня.

Краеведение: песенный фольклор региона.

Связь с другими искусствами: лубок.


Из древнерусской литературы ( 2 часа)


Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего»), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность, верность, жертвенность; семейные ценности.

Теория литературы: эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).

Развитие речи: подробный пересказ, изложение с элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: иконопись, оформление памятников древнерусской литературы.


Из русской литературы XVIII века ( 7 часов; из низ 2 часа – р/р)


М.В. ЛОМОНОСОВ

Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (отрывок), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок). Мысли о просвещении, русском языке; вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.

Теория литературы: литературное направление, классицизм; ода; тема и мотив.

Развитие речи: сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: портрет М.В. Ломоносова; мозаика «Полтавская баталия», выполненная в мастерской Ломоносова.

Возможные виды внеурочной деятельности: час размышления «М.В. Ломоносов — ученый-энциклопедист».


Г.Р. ДЕРЖАВИН

Биография Державина (по страницам книги В.Ф. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении. Сопоставление стихотворного переложения 81 псалма с оригиналом.

Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики.

Развитие речи: чтение наизусть.


Д.И. ФОНВИЗИН

Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.

Теория литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литературное направление (создание первичных представлений); классицизм.

Развитие речи: чтение по ролям, устное сочинение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; театральное искусство (театральные профессии, авторский замысел и исполнение; актер и режиссер; режиссер и художник).


Из русской литературы XIX века ( 25 часов; их них 2 часа – р/р)




А.С. ПУШКИН

Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Любовь к родине, уважение к предкам: «Два чувства дивно близки нам…». Человек и природа: «Туча». Дружба и тема долга. Тема власти, жестокости, зла: «Анчар». «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и исторических личностей в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений.

Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое образование — дружеское послание.

Развитие речи: различные виды чтения, в том числе наизусть; сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся; древнерусская миниатюра; мозаика «Полтавская баталия», выполненная в мастерской М.В. Ломоносова; портрет Петра I.


М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Стихотворение «Родина». «Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».

Теория литературы: жанры лирики; углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературно-художественный прием; прием контраста; вымысел и верность исторической правде; градация.

Развитие речи: рассказ о событии, рецензия.

Связь с другими искусствами: устное рисование, работа с иллюстрациями.


Н.В. ГОГОЛЬ

Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Новаторство писателя. Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям. История замысла.

Теория литературы: сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии; фантастика.

Развитие речи: различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажа, составление словаря для характеристики персонажа, написание рассказа по заданному сюжету.

Связь с другими искусствами: «Петербургские повести» Н.В. Гоголя в русском искусстве (живопись, кино, мультипликация).


И.С. ТУРГЕНЕВ

Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С.Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения.

Теория литературы: портрет и характер, стихотворение в прозе (углубление представлений).


Н.А. НЕКРАСОВ

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость; чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.

Теория литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы.

Развитие речи: чтение наизусть, выписки для характеристики героев, цитатный план, элементы тезисного плана.

Связь с другими искусствами: Н.А. Некрасов и художники-передвижники.


М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя.

Теория литературы: сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатирических сказок; мораль; своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).

Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.


Л.Н. ТОЛСТОЙ

Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.

Теория литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений).

Развитие речи: подбор материалов для ответа по плану, составление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; панорама Ф. Рубо «Оборона Севастополя».

Краеведение: литературно-музыкальная композиция «Город русской славы, ратных подвигов».


Н.С. ЛЕСКОВ

Краткие биографические сведения. «Лесков — писатель будущего». Сказ «Левша». Особенность проблематики и центральная идея. Образный мир произведения.

Теория литературы: своеобразие стиля. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы.

Связь с другими искусствами: образ Левши в русском искусстве (живопись, кинематограф, мультипликация).


Ф.И. ТЮТЧЕВ

Философская лирика. Стихотворения «С поляны коршун поднялся…», «Фонтан». Темы человека и природы.

Теория литературы: философская поэзия, художественные средства.

Развитие речи: выразительно чтение.


А.А. ФЕТ

Русская природа в стихотворениях: «Я пришел к тебе с приветом…», «Вечер». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.

Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие).

Развитие речи: чтение наизусть.


А.П. ЧЕХОВ

Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.

Теория литературы: психологический портрет, сюжет (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся; репродукция картины П. Федотова «Свежий кавалер».



Произведения русских поэтов

XIX века о России

Н.М. Языков. «Песня».

И.С. Никитин. «Русь».

А.Н. Майков. «Нива».

А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...»


Из русской литературы XX века ( 22 часа; из них 1 час – р/р)


И.А. БУНИН

Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...». Человек и природа в стихах И. Бунина, размышления о своеобразии поэзии. «Как я пишу». Рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.

Теория литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте.

Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, выразительное чтение, различные виды пересказа.


А.И. КУПРИН

Рассказ «Куст сирени», «Чудесный доктор» Основная сюжетная линия рассказов и подтекст; художественная идея.

Теория литературы: рассказ, рождественский рассказ (развитие представлений), диалог в рассказе; прототип.

Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на эпизод, составление плана ответа.


М. ГОРЬКИЙ

Повесть «Детство» (главы по выбору). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.

Теория литературы: развитие представлений об автобиографической прозе, лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, прием контраста.

Развитие речи: различные виды пересказа, цитатный план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; портрет М. Горького.


А.С. ГРИН

Краткие сведения о писателе. Повесть «Алые паруса» (фрагмент). Творческая история произведения. Романтические традиции. Экранизации повести.

Теория литературы: развитие представлений о романтизме.

Связь с другими искусствами: иллюстрации к повести; репродукция картины В.Фалилеева «Волна».


В.В. МАЯКОВСКИЙ

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.

Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения), аллитерация.

Развитие речи: выразительное чтение.

Связь с другими искусствами: портрет В. Маяковского.


С.А. ЕСЕНИН

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Каждый труд благослови, удача…», «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.

Теория литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис).

Краеведение: литературно-краеведческая экскурсия «По есенинским местам».

Развитие речи: чтение наизусть, устная рецензия или отзыв о стихотворении.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальный вечер или час в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи С.А. Есенина», вечер одного стихотворения «Мой Сергей Есенин».


И.С. ШМЕЛЕВ

Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя. Роман «Лето Господне» (глава «Яблочный Спас»). Автобиографические мотивы. Роль эпиграфа. Сказовая манера. Сопоставление с «Левшой» Н.С. Лескова.

Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза; роль художественной детали, выразительные средства; сказ.

Развитие речи: устный и письменный отзыв о прочитанном, работа со словарями.



М.М. ПРИШВИН

Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.

Теория литературы: подтекст, выразительные средства художественной речи, градация.

Развитие речи: составление тезисов.


К.Г. ПАУСТОВСКИЙ

Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.

Теория литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор.

Развитие речи: изложение с элементами рассуждения.

Краеведение: каждый край по-своему прекрасен (лирическая проза о малой родине).


Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Стихотворение «Не позволяй душе лениться!..». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд — основное нравственное достоинство человека.

Теория литературы: выразительно-художественные средства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений); эссе.

Развитие речи: чтение наизусть, составление словаря лексики стихотворения по заданной тематике.

Связь с другими искусствами: репродукции картин А. Пластова «Родник» и Т.Яблонской «Утро».


А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т.Твардовского.

Теория литературы: композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры).

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или час поэзии «Стихи и песни о войне поэтов XX века»:

К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»;

А.А. Сурков. «В землянке»;

М.В. Исаковский. «Огонек», «Ой, туманы мои...» и др.


Лирика поэтов — участников

Великой Отечественной войны


Н.П. Майоров. «Творчество»;

Б.А. Богатков. «Повестка»;

М. Джалиль. «Последняя песня»;

В.Н. Лобода. «Начало». Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов — участников войны.


Б.Л. ВАСИЛЬЕВ

«Летят мои кони» (фрагмент). Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.

Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании.

Развитие речи: подготовка плана к диспуту, различные виды комментирования эпизода.


В.М. ШУКШИН

Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. «Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека. Рассказ «Чудик». Простота и нравственная высота героя.

Теория литературы: способы создания характера; художественная идея рассказа.

Развитие речи: составление словаря языка персонажей, письменный отзыв, сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: деятельность В.М. Шукшина в киноискусстве (сценарист, режиссер, актер).

Краеведение: Сростки — малая родина писателя.

Возможные виды внеурочной деятельности: день В.М. Шукшина в школе.


Поэты XX века о России

Г. Тукай. «Родная деревня».

А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...»

М.И. Цветаева. «Рябину рубили зорькою...»

И. Северянин. «Запевка».

Н.М. Рубцов «В горнице».

Я.В. Смеляков. «История».

А.И. Фатьянов. «Давно мы дома не были».

А.Я. Яшин. «Не разучился ль...»

К.Ш. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…»

Р.Г. Гамзатов. «В горах джигиты ссорились, бывало…», «Мой Дагестан».

А.А. Вознесенский. «Муромский сруб».

А.Д. Дементьев. «Волга».

Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.

Развитие речи: развернутая характеристика одного из поэтических текстов, чтение стихотворения наизусть.


Из зарубежной литературы ( 7 часов)


У. ШЕКСПИР

Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, — так теперь...», «Люблю, — но реже говорю об этом...», «Ее глаза на звезды не похожи…». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.

Теория литературы: твердая форма (сонет), строфа (углубление и расширение представлений).

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.

Р. БЁРНС

Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» (по выбору). Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.

Теория литературы: лироэпическая песня, баллада, аллегория; перевод стихотворений.

Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «С.Я.Маршак — переводчик».



Ш. ПЕТЁФИ

Краткие сведения об авторе. «В деревне». Тема стихотворения и позиция поэта. Вопросы

смысла жизни, жизни и смерти.



Р.Л. СТИВЕНСОН

Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привлекательные качества героя.

Теория литературы: приключенческая литература.

Развитие речи: чтение и различные способы комментирования.


А. КОНАН ДОЙЛ

Краткие сведения об авторе. «Записки о Шерлоке Холмсе» («Пять зернышек апельсина», «Голубой карбункул», «Последнее дело Холмса» — по выбору). Событийная канва; основные грани характера Холмса: наблюдательность, остроумие, профессионализм.

Теория литературы: детектив (первоначальное понятие о жанровом образовании), художественная деталь.


А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ

Краткие сведения о писателе. Повесть «Планета людей» (в сокращении), сказка «Маленький принц». Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь, ответственность в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.

Теория литературы: лирическая проза (развитие представлений), правда и вымысел; образы-символы; афоризмы.

Связь с другими искусствами: сказка А. де Сент-Экзюпери на языке других искусств; иллюстрации автора; рисунки детей по мотивам «Маленького принца».














Для заучивания наизусть


М.В. Ломоносов. Из «Оды на день восшествия на всероссийский престол...» (отрывок).

Г.Р. Державин. «Властителям и судиям» (отрывок).

А.С. Пушкин. Одно — два стихотворения (по выбору).

М.Ю. Лермонтов. «Родина».

И.С. Тургенев. «Певцы» (фрагмент).

Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» (отрывок).

А.А. Фет. Стихотворение (по выбору).

Одно — два стихотворения о России поэтов XIX века (по выбору).

М. Горький. «Старуха Изергиль» (отрывок из «Легенды о Данко»).

С.А. Есенин. Одно стихотворение (по выбору).

Н.А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться...»

А.Т. Твардовский. «На дне моей жизни...»

У. Шекспир. Один сонет (по выбору).

М. Басё. Несколько стихотворений (по выбору).

Одно — два стихотворения о России поэтов XX века (по выбору).







Тематическое планирование


Тема, раздел

Кол-во часов

Формы контроля


1

Введение.

1


2

Из устного народного творчества

4

Отзыв на эпизод былины « Илья Муромец и соловей разбойник»

3

Из древнерусской литературы


2

Изложение с элементами сочинения по повести «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

4

Из литературы

XVIII века

7

Сочинение с элементами рассуждения на тему: «Слава науке» ( по творчеству М.В. Ломоносова)

5

Из литературы

XIX века

25

Сочинение: «Пётр I и Карл XII в поэме А.С. Пушкина «Полтава».

Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Шинель»

6


Из литературы

XX века


22

Изложение с элементами сочинения по рассказу М.М. Пришвина «Мещерская сторона»

7

Из зарубежной литературы

7

Итоговая контрольная работа за курс 7 класса.


Итого:

68








КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ЛИТЕРАТУРЕ

в 7-А классе

(2ч. в неделю, всего 68 часов)

Составлен на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений «Литература» под. Редакцией Г. Меркина, 6-е издание, М. «Русское слово» 2009

урока

Тема урока

Дата

Примечания



по плану

по факту


I полугодие

1.

Знакомство со структурой и особенностями учебника. Литературные роды (лирика, эпос, драма)

04.09

04.09


2.

УНТ. Событие в былине, поэтическая речь былины. Конфликт.

07.09

07.09


3.

Отражение в былине народных представлений о нравственности.

11.09

11.09


4.

Р.Р. Отзыв на эпизод былины «Илья Муромец и Соловей –разбойник»

14.09

14.09


5.

Русская народная песня

18.09

18.09


6.

Поучительный характер древнерусской литературы.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

21.09

21.09


7.

Р.Р. Изложение с элементами сочинения по «Повести о Петре и Февронии Муромских»

25.09

25.09


8

Из литературы VIII века. М.В. Ломоносов Жизнь и судьба поэта, просветителя и учёного. Теория о трёх штилях.

28.09

28.09


9

В.Ч. Час размышления «М.В. Ломоносов – учёный-энциклопедист»

02.10

02.10


10

Р.Р. Сочинение с элементами рассуждения по теме «Слава науке»

05.10

05.10


11

Г.Р. Державин. Биография. Тема поэта и власти

09.10

09.10


12

Д.И. Фонвизин. «Недоросль» Своеобразие, основной конфликт пьесы и её проблематика.

12.10

12.10


13

Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Образование и образованность; воспитание и семья.

16.10

16.10


14

Р.Р. Инсценировка пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль»

19.10

19.10


15

Из литературы XIX века. А.С. Пушкин.

Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта. Дружба и тема долга

23.10

23.10


16

А.С. Пушкин.

«Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и балладе.

26.10

26.10


17

Р.Р. Сочинение на тему «Пётр I

и КарлXII в поэме А.С. Пушкина «Полтава»

30.10

30.10


18

В.Ч. «Час поэзии в литературной гостиной «Мой Пушкин»

09.11

09.11


19

М.Ю. Лермонтов.

Родина в лирическом и эпическом произведении; основные мотивы «Песни…».

13.11

13.11


20

М.Ю. Лермонтов. Центральные персонажи повести и художественные приёмы их создания.


16.11

16.11


21

В.Ч. «Москва Ивана Грозного» . Заочная экскурсия в историко-литературный музей

20.11

20.11


22

Н.В. Гоголь в Петербурге. Изображение чиновничества и жизни «маленького человека».

«Шинель».:

25.11

25.11


23

Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»- основной конфликт; трагическое и комическое.

27.11

27.11


24

Р.Р. Сочинение на тему Сюжет, герои и проблематика повести Н.В. Гоголя «Шинель»

30.11

30.11


25

В.Ч. «Петербургские повести» Н.В. Гоголя в русском искусстве (кино)

04.12

04.12


26

И.С. Тургенев.

Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. «Записки охотника»: «Хорь и Калиныч»

07.12

07.12


27

И.С. Тургенев.

«Певцы»: основная тема рассказа, талант

Стихотворение в прозе «Нищий» - проблематика.

11.12

11.12


28

Н.А. Некрасов. Доля народная – основная тема произведений.

14.12

14.12


29

Н.А. Некрасов. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, чувство долга

18.12

18.12


30

В.Ч. «По сибирским дорогам декабристок» .

21.12

21.12


31

М.Е. Салтыков - Щедрин. «Повесть о том, как один мужик …», «Дикий помещик».


25.12

25.12


II полугодие

32

М.Е. Салтыков - Щедрин.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик». Своеобразие сюжета; проблематика

11.01

11.01


33

Л.Н. Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов».

15.01

15.01


34

Л.Н. Толстой «Севастополь в декабре месяце» основные темы рассказа.

18.01

18.01


35

А.А. Фет. Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой».

Общечеловеческое в лирике.

22.01

22.01


36

В.Ч. Час поэзии в литературной гостиной « Стихи и песни о родной природе поэтов XIX века»

25.01

25.01


37

Н.С. Лесков. «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести.

29.01

29.01


38

А. П. Чехов. «Хамелеон», «Смерть чиновника»: разоблачение беспринципности и т.п.

01.02

01.02


39

В.Ч. «О русская земля…»: стихи о России поэтов XIX – XX веков.

05.02

05.02


40

М. Горький. «Детство». Основные сюжетные линии в автобиографической повести. «Легенда о Данко».

08.02

08.02


41

В.Ч. Конференция « М. Горький и русские писатели ( Л. Толстой, А. Чехов)»

12.02

12.02


42

И.А. Бунин. «Догорел апрельский теплый вечер». Образ природы.

15.02

15.02


43

И.А. Бунин. «Кукушка». Смысл названия. Основные проблемы рассказа.

19.02

19.02


44

А.И. Куприн «Куст сирени» Взаимопонимание

автора и его героя.

20.02

20.02


45

В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче».

26.02

26.02


46

С.А. Есенин. «Отговорила роща золотая» , «Я покинул родимый дом».

29.02

29.02


47

С.А. Есенин. Человек и природа, чувство родины, в стихотворениях поэта.

02.03

02.03


48

В.Ч. Литературный вечер «Мой Сергей Есенин»

04.03

04.03


49

И.С. Шмелёв «Русская песня» Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея.

11.03

11.03


50

М.М. Пришвин. «Москва-река» Родина, человек и природа в рассказе.

14.03

14.03


51

К.Г. Паустовский. «Мещерская сторона» Мир человека и природы; образ рассказчика.

17.03

17.03


52

Р.Р. Изложение с элементами сочинения по рассказу М.М. Пришвина «Мещерская сторона»

28.02

28.02


53

Н.А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться»

Тема и идея стихотворения.

01.04

01.04


54

А.Т. Твардовский. «Прощаемся мы с матерями…» и др. стихотворения

04.04

04.04


55

А.Т. Твардовский. Стихотворения. Основные мотивы военной лирики.

08.04

08.04


56

А.Т. Твардовский. «Василий Тёркин»


11.04

11.04


57

В.Ч. Встреча в литературной гостиной « Стихи и песни о войне поэтов XX века»

15.04

15.04


58

Б.Л. Васильев. «Экспонат №…». Особенность названия рассказа.

18.04

18.04


59

Б.Л. Васильев. «Экспонат №…»

Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия

22.04

22.04


60

В.Ч. В.М. Шукшин. «Чудаки» и «чудики» в рассказах. Внутренняя красота героев.

25.04

25.04


61

«Мне о России надо говорить…»: стихи о России поэтов ХХ века.

27.04

27.04


62

У. Шекпир. Темы и мотивы сонетов.

29.04

29.04


63

Р. Бёрнс «Возвращение солдата». Осиновые мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь.

06.05

06.05


64

Ш. Петёфи. «В деревне»

Тема стихотворения и позиция поэта.

12.05

12.05


65

Р.Л. Стивенсон. «Остров сокровищ» Приёмы создания образов.

13.05

13.05


66

А. Конан Дойл «Записки о Шерлоке Холмсе»

16.05

16.05


67

А. Сент-Экзюпери «Планета людей»

Основные события и позиция автора

20.05

20.05


68

Подведение итогов года.

Литература для чтения на лето.

23.05

23.05


















































Итоговая контрольная работа за курс 7 класса

Работа состоит из трёх частей, которые последовательно выполняются обучающимися. Выполнение трёх частей обязательно для всех обучающихся.

Часть 1.(А1-А9) включает в себя 9 заданий тестового характера, проверяющие знания, по темам, изученным в 7 классе.

Задания А1-А5 предполагают выбор правильного варианта ответа, задание А6 на установление хронологической последовательности событий. Задание А7-А9 на установление соответствия.

Часть 2. (В1-В4) проверяют знание теории литературы и включают в себя 7 заданий, выявляющих знание портрета литературного героя, средств художественной выразительности, стихотворного размера.

Часть 3. (С) содержит задание открытого типа с ответом на проблемный вопрос на литературную тему, проверяющее умение создавать собственное высказывание и аргументировать свой ответ.

Распределение заданий экзаменационной работы по частям.

№п/п

Части работ

Число заданий

Максимальный первичный балл

Тип заданий

1

Часть 1

9

20

Тестовые задания с выбором ответов, установление соответствия

2

Часть 2

4

18

Выполнение заданий с кратким ответом.

3.

Часть 3

2

10

Ответ на поставленный вопрос и создание высказывания с аргументированным ответом.

Ключ правильных ответов:

Вариант №1, часть А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Верный ответ

4

2

1

3

4

2,4,3,1,5

1-б, 2-г, 3-а,4-д,5 -в

1-д,2 –г,3-а.4-б,5-в

1-г,2-а,3 –б,4-г


В1.- Митрофан, Д.И. Фонвизин «Недоросль»

В2. –Акакий Акакиевич Башмачкин, «Шинель»

В3. –Дактиль, Н.А.Некрасов

В4. –метафора

С1. И.А. Бунин «Кукушка»:сравнение (шатается, как волк), просторечные выражения.

Основная мысль – антигуманное отношение к человеку, приводящее к его неустроенности в жизни, призыв к милосердию, толерантности.


Вариант №2, часть А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Верный ответ

4

3

2

2

1

3,2,1,4

1-б,2-в,3-д,4-а,5-г

1-д,2-г,3-а,4-б,5-в

1-г.2-а,3-б,4-в


ЧастьВ 1-Акулина Ивановна, М.Горький «Детство»;

В2 –Хрюкин, А.Чехов «Хамелеон»;

В3. –А.Твардовский, амфибрахий;

В4. –метафора

Часть С

С1 –И.А. Бунин «Кукушка»: эпитеты (весело ползали, ласково лизала, отчаянно визжали), просторечное выражение «волченята». Главная мысль: безжалостное обращение человека с природой, животными.

Критерии оценки:

От 0до 16 б. –«2»

От 17 до 30 – «3»

От 31 до 40 –«4»

От 41 до 48 – «5»
















































Тестовые задания по литературе за курс 7 класса по программе Меркина Г.С.

1 вариант

А1. Какой традиционной тематической классификации поэзии близко стихотворение А.А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой»: Зреет рожь над жаркой нивой,/

И от нивы и до нивы/Гонит ветер прихотливый/Золотые переливы».


1) Любовная лирика;

2) Свободолюбивая лирика;

3) Философская лирика;

4) Патриотическая лирика;

А2. В каком выражении из стихотворения А.С. Пушкина «К Чаадаеву» звучит основная авторская идея:

1) «Исчезли юные забавы как сон, как утренний туман...»;

2) «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы...»;

3) «Любви, надежды, тихой славы / Недолго нежил нас обман…»;

4) Здесь нет такого выражения, потому что стихотворение в целом содержит основную авторскую идею.

А3. Сюжет это:

1) События произведения;

2) Герои и их отношения, поступки, которые они совершают;

3) Это рассуждение автора о реальных проблемах.

А4. Жанр произведения «Нищий» И.С. Тургенева

1) рассказ; 2) стихотворение; 3) стихотворение в прозе; 4) басня.

А5. Автор произведений «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога», «Вчерашний день, часу в шестом…»

1) Л.Н. Толстой; 2) И.С. Тургенев; 3) М.Ю. Лермонтов; 4) Н.А.Некрасов.

А. 6. Расположите события в рассказе «Шинель» в хронологическом порядке:

1.Портной сшил новую шинель.

2.Шинель прохудилась.

3.Покупка ткани.

4.Консультация с портным.

5.Приход на службу в новой шинели.


А7. Соотнесите произведения и героев:

1) Левша а) «Железная дорога»

2) Купец Калашников б) «Левша»

3) Ваня в) «Смерть чиновника»

4) Алеша г) «Песня про царя Ивана Васильевича…»

5) Червяков д) «Детство»

А.8. Соотнесите определение образно-выразительного средства и понятие:

1) антитеза

а) средство художественного изображения, основанное на преувеличении

2) былина

б) расположение, построение художественного произведения

3) гипербола

в) момент наивысшего напряжения в художественном произведении

4) композиция

г) эпическое произведение русского фольклора о богатырях и их подвигах

5) кульминация

д) противопоставление характеров, обстоятельств, образов для усиления впечатления



А9.Соотнесите иллюстрацию и название произведения:

1) И.С. Лесков «Левша»

2) А. Т.Твардовский

«Василий Тёркин»

3) Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича»

4) А,П.Чехов «Хамелеон»

а

б

в


Часть В.

В1.Определите по портрету героя его имя, автора и название произведения.

Вся она – тёмная, но светилась изнутри - через глаза - неугасимым, весёлым и тёплым светом. Она сутула, почти горбатая, очень полная. а двигалась легко и ловко, точно большая кошка…

__________________________ _________________ ___________________

В2. Определите по портрету героя его фамилию, укажите автора и название произведения.

Около самых ворот склада он видит, стоит вышеописанный человек в расстёгнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Уж я сорву с тебя, шельма!»- да и самый палец имеет вид знамения победы.

____________ ______________ ______________

В.3. Назовите автора стихотворения, определите стихотворный размер отрывка.

Прощаемся мы с матерями

Задолго до крайнего срока-

Ещё в нашей юности ранней,

Ещё у родного порога.

________________________________ ____________________

В.4. Какое средство художественной выразительности использует автор в данном отрывке?

Снова где-то на задворках

Мёрзлый грунт боднул снаряд

_________________________________

Часть С

Прочитайте приведённый ниже отрывок:

Волченята между тем росли. Они прозрели и часто выползали теперь из норы. Они весело ползали и визжали, как щенята; а волчица сидела и ласково лизала их. Она холила, растила их и каждую ночь приносила к рассвету какую-нибудь добычу, чаще всего –дохлых птиц…

И вот поздним вечером на другой день он явился в лес, зарядил ружьё картечью, поужинал одним хлебом и лёг спать, твёрдо решившись отправиться наудачу и взять у волчицы детёнышей с бою…

Каждую секунду он ожидал, что из-за камней выскочит волчица, и держал наготове ружьё. Вдруг что-то с визгом шарахнулось из-под его ног. Он остановился и увидел двух маленьких головастых волченят, которые в страхе прижались к камням и, ощетинившись, дико смотрели на него… И не успели волченята опомниться, как уже оба были в мешке. Они отчаянно визжали и барахтались в нем…

С1Укажите фамилию автора и название произведения. Какова тема данного отрывка? С помощью каких художественных средств автору удается передать главную мысль. Какие чувства испытывали вы, читая этот отрывок.

С2. Напишите небольшое сочинение-рассуждение о проблеме, поднятой в данном отрывке.



2 вариант

А1. В центре внимания С.А. Есенина в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая» оказывается:

1) описание русской природы;

2) описание внешности человека;

3) образ русской женщины;

4) образ Родины.

А2. В каком выражении стихотворения В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским на даче»звучит основная мысль стихотворения:

1.Я крикнул солнцу: «Дармоед!

занежен в облака ты, а тут - не знай ни зим, ни лет,/сиди, рисуй плакаты!»

2.»Слеза из глаз у самого – /жара с ума сводила.»

3. «Светить всегда,/светить везде, /до дней последних донца.»

4. «А вот идёшь-/взялось идти,/идёшь и светишь в оба.»

А3.Фольклор – это:

1) народное искусство;

2) народное словесное искусство;

3) это сказки.

А 4. Повесть «Шинель» входит в цикл повестей (выберите правильный ответ):

1-«Миргород»

2 –«Петербургские повести»

3. -«Арабески»


А5. А.С.Пушкин написал «… победой прославлено имя твое; твой щит на вратах Цареграда…» о …

1) князе Олеге 2) Дмитрии Донском 3) Петре Первом 4) царе Салтане

А6. Расставьте в хронологическом порядке компоненты.

1.Кульминация;

2.Развитие действия;

3.Завязка;

4.Развязка;

А7. Соотнесите авторов и их произведения:

1) Д.И.Фонвизин а) «Песнь о вещем Олеге»

2) Н.В.Гоголь б) «Недоросль»

3) А.П.Чехов в) «Шинель»

4) А.С.Пушкин г) «Легенда о Данко»

5) М.Горький д) «Хамелеон»

А8. Соотнесите определение образно-выразительного средства и понятие:

1) антитеза

а) средство художественного изображения, основанное на преувеличении

2) былина

б) расположение, построение художественного произведения

3) гипербола

в) момент наивысшего напряжения в художественном произведении

4) композиция

г) эпическое произведение русского фольклора о богатырях и их подвигах

5) кульминация

д) противопоставление характеров, обстоятельств, образов для усиления впечатления



А.9. Соотнесите иллюстрацию и произведение:

1) Д.Фонвизин «Недоросль»

2) М.Горький «Легенда о Данко»

3) М.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича»

4) А.Чехов «Хамелеон»

а

б

в

г

Часть В

В1.Узнайте по характеристике имя героя, запишите фамилию автора и название произведение:

Избалованный сынок. Его имя означает «подобный матери». Он, как и мать, невежествен, груб, жесток по отношению к окружающим. Лентяй (испытывает отвращение к труду и учению), капризен, приучен к сытной и обильной еде, свободное время проводит на голубятне. Признаёт только право сильного. Пока мать держит в своих руках власть, он с ней; как только она эту власть утрачивает, сын её предаёт.

_________________________ _____________________ _____________________

В2. Напишите имя, фамилию персонажа по его описанию, название произведения:

«Итак, в одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низкого роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется, геморроидальным…

______________________ ____________________ ______________

В3. Определите стихотворный размер отрывка.

Назовите автора стихотворения

Прямо дороженька: насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты.

А по бокам-то всё косточки русские…

Сколько их, Ванечка, знаешь ли ты.

___________________ _____________________

В4. Какое средство художественной выразительности использует автор?

Усадьба по-осеннему молчала.
        Весь дом был мёртв в полночной тишине...

Часть С.

Почитайте приведенный ниже отрывок:

Он был приёмыш, за что его и прозвали Кукушкой. В детстве он стерёг скотину в качестве подпаска, в юности – в качестве пастуха и, значит, каждый год проводил месяцев по шести вдали от людей. Потом его взяли в солдаты. Возвратясь в родную деревню, он женился и попробовал зажить жизнью «настоящего человека». Но из этого ничего не вышло. Он нанимался в будочники на чугунку, в конюха, в работники – отовсюду его скоро увольняли. А жена его бросила.

-Шатается, как волк, говорили про него мужики, - непутёвый малый!

И вот в том, что почти все отзывались о нём таким образом, и заключалась одна из причин его непригодности к службе и работе. В кличках, которыми награждали Кукушку («неудельный», «лодырь», с «дурью») была большая доля правды. Он действительно не отличался умом; но от кого ему было научиться разуму? Он был не «серьёзный» не «хозяйственный» человек, но ведь он с детства слышал эти клички, с детства привык смотреть на себя как на «неудельного», обездоленного человека и невольно стал таким.

С1.Укажите фамилию автора и название произведения. Какова тема данного отрывка? С помощью каких художественных средств автору удается передать главную мысль. Какие чувства испытывали вы, читая этот отрывок.

С2.Напишите небольшое сочинение-рассуждение о проблеме, поднятой в данном отрывке.