ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 8 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. под редакцией Т.Ф.Курдюмовой 2010г. и соответствует требованиям программы и структуре школьного учебника по литературе для 8 класса в 2-х частях, - М.: Дрофа. 2015г. Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ», включает базовый компонент литературного образования, обеспечивает выполнение государственных стандартов.
Выбор программы обусловлен миссией, целями и задачами гимназии.Программа предусматривает как обязательный программный минимум литературного образования 8 класса (произведения для текстуального изучения), так и возможный максимум за счет включения произведений для обзорного чтения.
Программа ориентирована не только на обеспечение обязательного базового уровня, но и на достижение более высокого уровня обученности учащихся в соответствии с особенностями гимназического образования: предусмотрено включение в программу заданий повышенной сложности с целью формирования у учащихся высокого уровня мыслительных процессов, развития навыков рефлексии.
В 8 классе рассматривается проблема времени на страницах произведений искусства слова, что является своеобразной подготовкой к восприятию курса на историко-литературной основе в 9 классе.
Отбор содержания курса, целевые установки автора отражены в требованиях к уровню подготовки учащихся 8 класса.
Программа рассчитана на 68 уроков, т. е. на 2 часа в неделю, но в связи с заведомым выпадением из-за праздничного дня 2-х уроков (02.05.09; 09.05.16г.) планируется пройти программу в полном объеме за 66 часов путем уплотнения учебного материала и экономии времени на прохождении простых тем.
Основное содержание
Введение 1ч
Литературный процесс как часть исторического процесса. История в произведениях искусства слова. Время на страницах исторических произведений. Жанровое разнообразие произведений исторической тематики. Исторические роман, повесть, рассказ; исторические пьесы, поэмы, песни; исторические мотивы в лирике.
Х.К. Андерсен «Калоши счастья» как эпиграф к изучению исторической тематики, как развернутая притча о характере связи времен между собой. Теория. Литература и история. Эпиграф.
Фольклор 2ч
Жанры исторической тематики в фольклоре. Причина их сохранности в памяти народной. Сюжеты и герои исторических произведений фольклора. Былины как свидетельство исторических событий.
Теория. Исторические сюжеты в народном толковании.
Герои и сюжеты фольклорных песен на исторические темы. « Правеж» Петр Великий и Иван Грозный в песнях.
«Как француз Москву брал» - героико-романтическая народная драма. Особенности народной драмы: сочетание и чередование трагических сцен с комическими. Драматический конфликт в «исторической» народной пьесе. Герои пьесы: Наполеон и Потемкин. Соединение героев разных эпох в одном произведении. Сюжет. Патриотический пафос народной пьесы.
Древнерусская литература 8ч
Историческая тема в произведениях древнерусской литературы. Особенности отражения исторического прошлого в литературе средних веков.
Теория. Древнерусская литература и ее жанры.
«Начальная летопись», «Повесть временных лет». Русская летопись как жанр исторического повествования. Отражение событий истории в летописях XI - XVII веков. Рассказ о смерти Олега в «Начальной летописи». «Повесть временных лет» как первый общерусский летописный свод. Источники повести - более ранние своды и записи.
Теория. Летопись.
«Повесть о разорении Рязани Батыем» как воинская повесть (первая половина XIV века). События и герои на страницах повести. ЕвпатийКоловрат как подлинный народный герой.
Теория. Воинская повесть.
Жития святых как исторические повествования. Жития первых русских святых на страницах летописи. Популярность жанра жития в древнерусской литературе. Особенности изображения биографии героя в жанре жития. Роль нравственного поучения на страницах жития.
«Сказание о житии Александра Невского». Жизнь героя русской истории как канонизированного святого на страницах жития.
Б.К. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский». Элементы житийного жанра в авторской произведении XX века. Становление характера подвижника.
Теория. Житие. Художественные особенности жанра жития.
Русская литература XVIII века 3ч
Жанры исторических произведений: эпические и драматические. Историческая драма и исторический герой. Я. Б. Княжнин и его пьесы на сценах русского театра. Отражение и оценка событий русской истории в научном и художественном творчестве Н.М. Карамзина. Покорение Новгорода Иваном III в «Истории государства Российского». Повесть «Марфа посадница». Образы-антиподы: Иван III и Марфа Борецкая. Художественный смысл финала повести и историческая реальность. Позиция автора.
Теория. Жанры исторических произведений. Историческая драма, историческая повесть.
Методика. Традиционно этот раздел вводится в курс как обзорная тема, но в сильном классе возможно и текстуальное изучение, например, фрагментов из «Истории государства Российского» и повести «Марфа посадница» Н. М. Карамзина. Обращение к русской живописи этого века существенно обогатит кругозор учащихся.
Литература XIX века 36ч
Стойкость интереса читателей и писателей к историческим событиям и героям. История в произведениях классики. Массовая литература на исторические темы. Патриотическое звучание произведений исторической тематики. Яркость выражения авторской позиции в произведениях на исторические темы.
Теория. Историческая тема в русской классике.
А. К. Толстой. «Илья Муромец», «Правда», «Курган»; С.Д. Дрожжин. «Песня Микулы Селяниновича» и др. (по выбору учителя и учеников). Былинные мотивы в разных видах художественного творчества. Герои и события в русской поэзии. Обращение А. К. Толстого к стихотворному переложению сюжетов русских былин, его восхищение цельными героическими характерами былинных богатырей. Теория. Былина и баллада.
Методика. Возможен анализ одной-двух баллад с самостоятельными комментариями исполнителя. Особый интерес вызывает сопоставление двух произведений разных жанров с общим героем, что обогащает и углубляет представление о характере отражения жизни в искусстве.
Г. Лонгфелло. «Песнь о Гайавате» (перевод И.А. Бунина). Поэтичность индейских легенд и преданий в поэме Лонгфелло. Сюжет и герои поэмы. Образ народного героя Гайаваты. Теория. Песнь как жанр.
Внеклассное чтение В. Скотт «Айвенго» (самостоятельное чтение с последующим обсуждением). Вальтер Скотт как родоначальник исторического романа. Типы исторических романов: роман-хроника, роман-жизнеописание, биографический роман, авантюрно-исторический роман. Теория. Исторический роман.
Методика. Обсуждение романа, если он прочитан хотя бы частью учеников, зависит от того, насколько юные читатели увлеклись произведением и его проблематикой. Возможны выступления учащихся с краткими сообщениями о сюжете произведения, его героях.
И. А. Крылов. «Волк на псарне». Историческое событие и жанр басни. Патриотический пафос басни Крылова. Кутузов и Наполеон в аллегорическом произведении. Мораль басни и ее роль в реальных событиях отечественной войны 1812 года.
Теория. Басня на историческую тему.
А. С. Пушкин.
«Песнь о вещем Олеге», Богатство исторической тематики в творчестве Пушкина. Сюжеты русской летописи в лирике поэта. Тема судьбы, рока в балладе «Песнь о вещем Олеге». Сюжет «Песни...» и сюжет летописного эпизода. Герой и его судьба. Поэтическое совершенство произведения и его музыкальное воплощение. Стихотворение «Анчар» как осмысление проблемы власти и деспотизма.
«Полтава» (фрагмент). Описание битвы и её главного героя. Образ Петра в поэме - образ вдохновителя в победе.
«Капитанская дочка». Болдинская осень 1833 года. Работа над «Историей Пугачева» и повестью «Капитанская дочка». Пугачев в историческом труде и в художественном произведении, художественное мастерство Пушкина в произведениях двух различных жанров, созданных на одном материале. Сюжет исторической повести «Капитанская дочка» и его важнейшие события. Исторические события и исторические герои на страницах повести. Теория. Историческая проза. Историческая повесть и исторический труд. Эпиграф.
Методика. Наблюдение за жанровым многообразием в произведениях А.С. Пушкина на исторические темы. Богатство откликов в других видах искусства.
Сюжет и фабула. Автор в историческом произведении.
М.Ю. Лермонтов. «Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Лирика поэта на тему родины. Быт и нравы XVI века в поэме. Теория. Историческая поэма.
Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая основа и народно -поэтические истоки повести.
Теория. Историческая повесть. Патриотический пафос произведения.
Внеклассное чтение А. Дюма. «Три мушкетера» (самостоятельное чтение с последующим обсуждением). Авантюрно-исторические романы Александра Дюма-отца. Трансформация исторических событий и исторических героев. Теория. Авантюрно-исторический роман.
Методика. При обсуждении романа стоит сосредоточиться на вопросе: «Что дает право называть произведение А. Дюма историческим и каковы основания считать его авантюрным романом?»
А.К. Толстой. «Василий Шибанов». Подлинные исторические лица баллады - царь Иван Грозный и князь Курбский. Василий Шибанов как нравственный идеал автора.
«Князь Серебряный». Эпоха и ее воспроизведение в романе. Сюжет и его главные герои. Исторические лица - царь Иван IV Грозный, Малюта Скуратов др. вымышленные герои и их роль на страницах исторического повествования. Теория. Исторический роман. Связь исторического романа фольклора.
М.Н. Загоскин. «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» (фрагменты). Исторические события и народные герои в романе. Патриотический пафос произведения.
Теория. Заголовок романа и его особенности.
Л.Н. Толстой. «После бала». Гуманистический пафос рассказа. «После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. «Посмертные записки старца Федора Кузмича» как раздумье Льва толстого о судьбе человека. Сопоставление произведений Л.Н. Толстого «После бала» и «Посмертные записки старца Федора Кузмича» для широты представления о позиции автора.
Теория. Контраст как прием композиции.
Методика. Проведение сопоставительного анализа при изучении произведений исторической тематики для выявления позиции автора.
В. А. Жуковский. «Воспоминание», «Песня»; А. С. Пушкин. «Воспоминание», «Стансы»; Д. В. Давыдов. «Бородинское поле»; И. И. Козлов. «Вечерний звон»; Ф. Н. Глинка «Москва»; А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе».
Литература XX века 18ч
Жанры произведений на темы истории, общность и различие. Причина их популярности. Судьба исторических жанров в современной русской литературе. И.А. Бунин. «На распутье», «Святогор», «Святогор и Илья»; К. Д. Бальмонт. «Живая вода»; Е. М. Винокуров. «Богатырь». Былины и их герои в произведениях XX века. Трансформация образа былинного героя в произведениях XX века. Живая стихия русского фольклора в стихотворениях И. А. Бунина Былинные мотивы в творчестве К. Д. Бальмонта. Стихотворение «Живая вода» как обращение к «родным богатырям».
Ю.Н. Тынянов. «Восковая персона». «Подпоручик Киже». Исторические романы и повестиТынянова. «Восковая персона» как повесть о судьбе Петра Великого и его наследия. Теория. Язык и стиль исторического повествования.
С. Цвейг. «Невозвратимое мгновенье» (Ватерлоо, 18 июня 1815 года). Исторические миниатюры «Звездные часы человечества». Теория. Историческая миниатюра.
М. Алданов. «Чертов мост» (главы), «Святая Елена, маленький остров». Исторические романы и повести Марка Алданова. Родная история и история Европы в произведениях автора русского зарубежья. Тетралогия «Мыслитель». Теория. Циклы исторических романов (тетралогия, трилогия).
Б. Л. Васильев. «Утоли моя печали...» (главы). Изображение ходынской трагедии, котораяпроизошла 18 мая 1896 года во время «народного гулянья» по случаю коронации Николая П.
Теория. Исторический роман и его название.
Л. М. Леонов. «Золотая карета». Тема Великой Отечественной войны в произведениях послевоенных лет. Судьбы героев и их идеалыТеория. Символика названия произведения.
В. Я. Брюсов. «Тени прошлого», «Век за веком»; 3. Н. Гиппиус. «14 декабря»; Н. С. Гумилев. «Старина», «Прапамять»; М. А. Кузмин. «Летний сад»; М. И. Цветаева. «Домик старой Москвы», «Генералам двенадцатого года»; Г. В. Иванов. «Есть в литографиях старинных мастеров...»; Д. Б. Кедрин. «Зодчие» и др. Традиционное внимание поэтов к родной истории и ее событиям. Тема прошлого как одна из главных тем лирики поэтов XX столетия. Теория. Роль темы прошлого в лирике XX века.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Ученик должен знать:
Авторов и содержание изученных художественных произведений;
Основные теоретические понятия, связанные с изучением исторических произведений (исторические жанры, особенности решения проблемы времени на страницах художественного произведения и др.).
Ученик должен уметь:
Определять связь литературного произведения со временем; понимать сложности соотношения времени изображенного, времени, когда создано произведение, и времени, когда оно прочитано;
Использовать различные формы изучения художественных; произведений исторической тематики: исторический комментарий, исторический документ, сопоставление изображения одних и тех же событий в произведениях разных жанров и в произведениях разных писателей;
Определять авторскую позицию писателя;
Создавать творческие работы, связанные со стилизацией текстов конкретной эпохи;
Пользоваться различными справочными изданиями, в том числе и связанными с исторической тематикой;
Использовать различные виды искусства для комментирования произведений о конкретной эпохе и для сопоставления произведений разных искусств об одной эпохе.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока п/п | № по теме | Название раздела. Тема урока. | Дата |
по плану | по факту |
| Введение (1ч.) | | |
1. | 1. | Литература и время | 04.09 | |
| Фольклор (2ч.) | | |
2. | 1. | Народная историческая песня «Правёж», « Петра 1 узнают в шведском городе» | 07.09 | |
3. | 2. | Народный театр. «Как француз Москву брал» | 11.09 | |
| Древнерусская литература (8ч.) | | |
4. | 1. | Историческая личность на страницах произведений Древней Руси. Жанр летописи | 14.09 | |
5. | 2. | «Повесть временных лет». «Смерть Олега от своего коня» | 18.09 | |
6. | 3. | Воинская повесть. «Повесть о разорении Рязани Батыем» | 21.09 | |
7-8. | 4-5. | Житие как жанр. Сказание о житии Александра Невского. | 25.09 28.09 | |
9-10. | 6-7. | К.Б.Зайцев. «Преподобный Сергий Радонежский». | 02.10 12.10 | |
11. | 8. | Литературная игра по теме «Древняя Русь» | 16.10 | |
| Русская литература 18 века (3ч.) | | |
12. | 1. | События истории в произведениях 18 века. | 19.10 | |
13-14. | 2-3. | Н.М.Карамзин. «Марфа- посадница, или Покорение Новгорода». | 23.10 26.10 | |
| Литература 19 века (36ч.) | | |
15. | 1. | Проблема человека и времени в произведениях 19 века. Былины и их герои в поэзии 19 века. | 30.10 | |
16-17. | 2-3. | Г.У. Лонгфелло. «Песнь о Гайавате» | 02.11 06.11 | |
18-19. | 4-5. | В. Скотт. «Айвенго».(Обзор) | 09.11 13.11 | |
20. | 6. | И. А. Крылов. «Волк на псарне». | 23.11 | |
21. | 7. | А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» | 27.11 | |
22. | 8. | А. С. Пушкин «Полтава» | 30.11 | |
23. | 9. | А. С. Пушкин «Борис Годунов» | 04.12 | |
24. | 10. | А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Жанровое своеобразие произведения. Истоки формирования личности Гринёва (анализ 1-2 главы). | 07.12 | |
25. | 11. | Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринёв и Швабрин (разбор 3-5 глав) | 11.12 | |
26. | 12. | Пугачёв и народ в повести. (разбор 6-8 глав) | 14.12 | |
27. | 13. | Средства характеристики героев повести на примере 8-10 глав. | 18.12 | |
28. | 14. | Средства характеристики героев повести на примере 8-12 глав. | 21.12 | |
29. | 15. | Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. Анализ эпизода. | 25.12 | |
30. | 16. | Подведение итогов по повести Пушкина «Капитанская дочка». Подготовка к сочинению. | 28.12 | |
31. | 17. | Литературная игра по повести «Капитанская дочка» | 11.01 | |
32-33. | 18-19. | М.Ю.Лермонтов. «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» | 15.01 18.01 | |
34. | 20. | Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба» . Историческая и фольклорная основа повести. Проблема национального самосознания, веры и гуманизма. | 21.01 | |
35. | 21. | Система образов повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» | 25.01 | |
36. | 22. | Приёмы создания героического характера. Герои Гоголя и древнеэпические герои. | 29.01 | |
37. | 23. | Характеристика Тараса Бульбы. Роль автора в повести. | 01.02 | |
38. | 24. | Художественные особенности повести. Роль пейзажа в повести. | 05.02 | |
39. | 25. | Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» | 08.02 | |
40-41. | 26-27. | А. Дюма. «Три мушкетера» (обзор) | 12.02 15.02 | |
42 | 28. | А. К. Толстой. «Василий Шабанов» | 19.02 | |
43-44. | 29-30. | А. К. Толстой «Князь Серебряный» | 29.02 04.03 | |
45. | 31. | Вымысел и реальность в художественном произведении. Народная речь в литературном тексте. | 07.03 | |
46-47. | 32-33. | Мотивы былого в лирике поэтов 19 века. | 11.03 14.03 | |
48. | 34. | Л. Н. Толстой. «После бала». История создания рассказа. | 18.03 | |
49. | 35. | Художественное своеобразие рассказа. Контраст как основной художественный приём рассказа. | 21.03 | |
50. | 36. | Социально- нравственные проблемы рассказа «После бала». Моральная ответственность человека за происходящее. | 25.03 | |
| Русская литература 20 века (18ч.) | | |
51-52. | 1-2. | Былины и их герои в поэзии 20 века. | 28.03 01.04 | |
53. | 3. | Тынянов Ю.Н. «Подпоручик Киже» | 04.04 | |
54-55. | 4-5. | Тынянов «Восковая персона» | 08.04 18.04 | |
56-57 | 6-7. | М. Алданов «Чертов мост» (обзор) | 22.04 25.04 | |
58. | 8. | С. Цвейг. «Невозвратимое мгновение (Ватерлоо, 18 июня 1815 года)» (обзор) | 29.04 | |
59-60 | 9-10. | Б.Л.Васильев. «Утоли мои печали» | 06.05 13.05 | |
61-62. | 11-12. | Великая Отечественная война в лирике 20 века. Великая Отечественная война в лирике 20 века. | 16.05 | |
63-64. | 13-14. | Л.М.Леонов. «Золотая карета» | 20.05 | |
65. | 15. | Мотивы былого в лирике поэтов 20 века | 23.05 | |
66. | 16. | Контрольная работа | 27.05 | |
67. | 17. | Заключительный урок. Мир твоей литературы. Резервный урок | 30.05 | |
68. | 18. |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Программа по литературе 5-11 кл. под редакцией Т.Ф.Курдюмовой. М , 2012 г.
Литература 8 класс: Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений: Авт.- сост. Т.Ф.Курдюмова.- 2-ое изд.- М.: Дрофа, 2015.
Т. Ф.Курдюмова . Поурочные разработки. М.: Дрофа, 2014г.
Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс (по программе .Т.Ф.Курдюмовой) / - М., ВАКО, 2010 г.
..
26