СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе 8 класс под редакцией В.И. Коровина рассчитана на 2 часа в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 8 класс»



Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературе составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам начального общего образования, с учетом рекомендаций по совершенствованию учебного процесса, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, изложенных в документах:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании».

  2. Федеральный Государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС ООО. – М.: Просвещение, 2011).

  3. Авторская программа составлена на основе программы «Литература. 5 –11 классы (базовый уровень)» под редакцией В. Я Коровиной, Москва, «Просвещение», 2010 год

  4. Стандарты второго поколения. Формирование универсальных ученых действий в начальной школе; от действия к мысли. Система знаний/ ред. А.Г. Асмолов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

  5. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  6. Приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 года №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089».

  7. Приказ Минобрнауки России от 27.12.2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/203 учебный год».

  8. Приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312».

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Программа предполагает на изучение предмета – 2 часа в неделю, 68 часов в год

Общая характеристика учебного предмета.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из

основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.


Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания.

Цели изучения литературы в основной школе. Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

1. воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

3. освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

4. овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.


Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже

– вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.


Содержание школьного литературного образования концентрично–оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.


Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в VIIIклассе в объёме 70 часов, т.е. по 2 урока в неделю в течение 35 учебных недель.


Специфические особенности изучаемого предмета

Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям человечества.

Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством

для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы.

Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Её качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объём историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

-осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

-выразительное чтение художественного текста;

-различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

-ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

-заучивание наизусть стихотворных и прозаических отрывков;

-анализ и интерпретация произведения;

-составление планов и написание отзывов о произведениях;

-написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

-целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.

При чтении и изучении литературного произведения важно учитывать авторский замысел и авторскую позицию, особенности конфликта, характеров действующих лиц, художественное своеобразие произведения. Такой подход позволит организовать нравственно-эстетическую направленность анализа и выявить не только конкретно-историческое содержание произведения, но и его непреходящее, общечеловеческое содержание и значение.

Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Раздел 2. Содержание курса

Введение (1ч)

Русская литература и история. Интерес русских пиcателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

Устное народное творчество (2ч)

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тем­ная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ерма­ком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие пред­ставлений).

Из древнерусской литературы (3ч)

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные под­виги Александра Невского и его духовный подвиг само­пожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литерату­ры XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, ко­мические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы лю­бил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая г к. весть как жанр древнерусской литературы (начальны, представления).

Из литературы XVIII века (4ч)

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленное п. комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме Основные правила классицизма в драматическом про­изведении.

Из литературы XIX века (33ч)

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвитель­ный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «обществен­ного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонаде­янности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводи­телей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное пред­ставление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворе­ния — зарисовка природы, отклик на десятилетие вос­стания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогаще­ние любовной лирики мотивами пробуждения души к шорчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный Стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушки­на («История Пугачева») и поправка Николая I («Исто­рия пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как бо­лее точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историче­ском труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к пред­водителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспо­щадный» (А. Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота ге­роини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савель-ича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художест­венный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в ро­мане. Различие авторской позиции в «Капитанской доч­ке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (началь­ные представления). Реализм (начальные представ­ления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творче­ства Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, наме­ков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реаль­ного и символического планов, значение образа Петер­бурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплоще­ние этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырван ном из родной среды и воспитанном в чуждом ему 00 ществе. Свободный, мятежный, сильный дух герои Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтичс ски-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие пред­ставлений). Романтический герой (начальные предстаи ления), романтическая поэма (начальные представлс ния).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о пи сателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». Исто­рия создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к ко­медии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничест­ва. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеоб­разие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как об­щественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие пред­ставлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литерату­ре. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой меч­ты. Петербург как символ вечного адского холода. Не­злобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художествен­но-политическая сатира на современные писателю по­рядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего осно­ванный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные историче­ские сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (раз-пи те представлений). Литературная пародия (началь­ны!! представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Де­таль как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие пред­ставлений). Художественная деталь (развитие пред­ставлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писа­теле. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психоло­гизм рассказа. Нравственность в основе поступков ге­роя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (раз­витие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упу­щенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художест­венной литературы (развитие представлений).


Из русской литературы XX века (20ч)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писа­теле.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы пистеля.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопо нимания, любви и счастья в семье. Самоотверженноси. и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восста­ния в разных произведениях: в фольклоре, в произведе­ниях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и ис­торическое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (на­чальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писа­теле.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчест­ву. Сопоставление художественного произведения с до­кументально-биографическими (мемуары, воспомина­ния, дневники).

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Авер­ченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания са­тирического повествования. Смысл иронического пове­ствования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о пи-I .поле.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержа­ние). Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рас­сказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых перело­мах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэти­ческая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина —- сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэ­мы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострада­ния, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов наро­да и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги со­жгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их при­зывно-воодушевляющий характер. Выражение в лири­ческой песне сокровенных чувств и переживаний каж­дого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер ни Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Об­щее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.


Из зарубежной литературы (5ч)

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвен­ности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сю­жета драматического произведения.

Сонеты — «Кто хвалится родством своим со зна­тью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов — живая мысль, подлин­ные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и друж­бы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лириче­ской поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением от­дельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (раз-питие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.

«Путешествия Гулливера». Сатира на государст­венное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Ан­глия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, об­становки, семейных устоев и отношений.

3. Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

• авторов и содержание изученных художест­венных произведений;.

• основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие пред­ставлений); житие как жанр литературы (на­чальные представления); мораль, аллегория; дума (начальные представления); класси­цизм, историзм художественной литературы (начальные представления); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представ­лений); прототип в художественном произ­ведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, пси­хологизм художественной литературы (раз­витие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (началь­ное представление); герой-повествователь (развитие представлений).

Учащиеся должны уметь:

  • видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

  • обнаруживать связь между героем литератур­ного произведения и эпохой;

  • видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

  • комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

  • различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

  • определять ритм и стихотворный размер в ли­рическом произведении;

  • сопоставлять героев и сюжеты разных произ­ведений, находя сходства и различия в пози­ции авторов;

  • выделять общие свойства произведений, объ­единенных жанром, и различать индивидуаль­ные особенности писателя в пределах общего жанра;

  • осмысливать роль художественной детали, ее связь с другими деталями и текстом в це­лом;

  • видеть конкретно-историческое и символиче­ское значение литературных образов;

  • находить эмоциональный лейтмотив и основ­ную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

  • сопоставлять жизненный материал и худо­жественный сюжет произведения;

  • выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;

  • сравнивать позиции автора в пьесе с трактовкой ролей актерами, режиссерской интерпретацией;

  • редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2)степень осознанности, понимания изученного; 3)языковое оформление ответа.

Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.

  • Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

  • Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

  • Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

  • Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Методическое обеспечение

1)Демиденко Е.Л. Новые контрольные и провероч-ные работы по литературе. 5-9 кл.: Метод.пособие. – М.: Дрофа, 2003.

2) Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубеж-ной литературе. 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2004

3) Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные ра-боты по литературе. 5-8 классы: Метод.пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998.

4) Ерёменко Н.И. Нестандартные уроки литературы. 8-9 классы. /Сост. Н.И.Ерёменко. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005.

5) Литература. 8 класс: поурочные планы по учеб-нику В.Я.Коровиной: в 2 ч. - /Авт.-сост. С.Б.Шадри-на. – Волгоград: Учитель, 2008.

6) Ерёмина О.А. Поурочное планирование по лите-ратуре. 8 класс к учебнику-хрестоматии «Литера-тура. 8 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. /Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – М.: Просвещение, 2002»: Методическое пособие/ О.А.Ерёмина. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.

7) Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные раз-работки по литературе. 8 класс. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: «ВАКО», 2005.

8) Турьянская Б.И., Комисарова Е.В., Гороховская Л.Н., Виноградова Е.А. Литература в 8 классе. Урок за уроком. – 3-е изд., М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2002.

9) Беленький Г.И. Уроки литературы в 8 классе: Методические советы к учебнику-хрестоматии «Литература. Начальный курс». – М.: Мнемозина, 2001.

10) Скоркина Н.М. Литература. 8 класс. Поурочные планы по учебнику Т.Ф.Курдюмовой.- 2-е изд., 2002.

13) Коровина В.Я. Литература: 8 кл.: Метод.сове-ты/ В.Я Коровина, И.С.Збарский; Под ред. В.И.Коро-вина. – М.: Просвещение, 2002.


Дидактическое обеспечение

1)Тесты к школьному курсу: Литература. 8 класс: Справочное по-собие. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.

2) Читаем, думаем, спорим…: Кн. Для са-мостоят. Работы уча-щихся по лит.: 8 кл./ Авт.-сост. Г.И.Бе-ленький, О.М.Хренова. – М.: Просвещение: АО «Учеб. Лит.», 1995

3) Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 8 класс к учебнику В.Я.Корови-ной и др. «Литература. 8 кл. Учеб. для обще-образоват. учрежде-ний»: учебно-методи-ческое пособие / О.А.Тищенко. – 4-е изд., перераб. и испр. – М.: Издательство «Эк-замен», 2009.

4) Макарова Б.А. Ди-дактические материа-лы по литературе. 8 класс: к учебнику В.Я. Коровиной. «Литера-тура. 8 класс»/ Б.А. Макарова. – М.: Изда-тельство «Экзамен», 2009.

Сайты:

сайт газеты «Первое сентября. Русский язык»,

  • сайт «Учительский портал»»,

  • сайт «Завуч. Инфо»,

  • «Архив учебных программ и презентаций RusEdu»,

  • «Открытый класс (сетевые образовательные сообщества)»,

  • сайт «Rro Шкoлу. Ru»,

  • сайт «Педсовет.су»,

  • сайт «Педагогический мир».


Календарно-тематическое планирование

для 8 класса

урока

Тема урока

Содержание

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля, измерители

Планируемый результат

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Русская литература и история.

Знакомство с учебником-хрестоматией. Чтение и обзорный анализ эпиграфов разделов. Дать представление об образности как отличительном признаке художественной литературы, литературе как искусстве слова

Вступительный урок


Лекция, беседа, работа с книгой, творческая работа


Знать о связи литературы и истории

Вопросы 1-3

письменно



2

Русское народное поэтическое творчество. Лирические и хороводные песни. Частушка как малый песенный жанр.

Устное народное творчество; отражение жизни народа в народных песнях; развивать навыки выразительного чтения, навыки анализа текста

Урок-лекция

Рассказ учителя, беседа

Одна из песен наизусть

с/р,

Знать народные песни как жанр фольклора, тексты песен: «В темном лесе…», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…»

Сделать подборку песен.



3

Исторические песни.

Сравнительный анализ авторского текста песни с народной переделкой; развивать творческие способности учащихся

Комбинированный урок

Беседа, творческая работа


Знать своеобразие исторических песен, тексты песен: «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнен».




4

Предания как исторический жанр русской народной прозы. Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком».

Раскрыть особенности содержания и художественной формы преданий, сопоставить предания с историческими песнями и другими жанрами фольклора; повторить элементы сопоставительного анализа текста

Урок-практикум

Работа по карточкам, беседа


Знать особенности содержания и художественной формы преданий

Пересказ,

Ответить на

?




5

«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского» как княжеское житие.

Сформировать представление о жанре житийной литературы, о высоких нравственных и духовных качествах людей, старины русской; житие как жанр древнерусской литературы.

Урок-практикум

Урок внеклассного чтения; организация совместной учебной деятельности; демонстрация

Уметь отвечать на вопросы по прочи-танному произве-дению, строить рассуждения на нравственно-этические темы

Знать черты средневековой литературы, ее литературное новаторство

Выводы в

тетрадь записаь



6

«Повесть о Шемякином суде».

Развить понятие о древнерусской литературе, расширить представления об особенностях житийного жанра; формировать навыки комментированного чтения

Урок-лекция

Викторина «Узнай произведение и определи его жанр», беседа


Уметь отвечать на вопросы по прочитанному произведению, строить рассуждения на нравственно-этические темы

Выучить запись в тетради



7-8

Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Проблема воспитания истинного гражданина.

Познакомить с повестью 17 века, которая осуждает и корыстолюбивых судей, и судопроизводство в целом, отметить важнейшие черты средневековой литературы; познакомить с особенностями поэтики бытовой сатирической повести 17 века


Урок внеклассного чтения, беседа


Уметь самостоятельно делать выводы,

строить рассуждения на нравственно-этические темы



Рассказ о Фонвизине таблица




9

Н.М.Карамзин – писатель, историк, реформатор русского языка. «Наталья, дочь боярская» - произведение рус-ского сентиментализма.

Дать понятие о сентиментализме, познакомить с выдающим деятелем русского сентиментализма Н.М.Карамзиным, отметить роль писателя в становлении русского литературного языка, познакомить с исторической повестью; работать над языком повести, лексическим значением слов и словосочетаний, проследить черты сентиментализма в повести

Урок-лекция

Беседа, работа с книгой, мини-сочинение; работа с репродукцией картины;


Уметь работать над языком повести, лексическим значением слов и словосочетаний выражать свое отношение к поступкам героев

Знать этапы жизни писателя, сентиментализм как литературное направление

Изобразительные средства



10

И.А.Крылов – поэт и мудрец. «Лягушки, просящие царя». Мораль басни.


Комбинированный урок


Одна из басен наизусть – инсценированное чтение

Уметь определять мораль басен, выразительно читать (инсценировать)строить рассуждения на нравственно-этические темы

Наизусть



11

«Обоз». Осмеяние пороков: самонадеянности, безот-ветственности и зазнайства.

Продолжить знакомство с творчеством И.А.Крылова, со взглядами великого баснописца на жизнь, на реальные отношения людей в обществе, познакомить с новыми баснями; учить определять мораль басен, использовать слова морального вывода в определенных случаях повседневной жизни, работать над выразительным чтением (инсценирование)

Комбинированный урок

Инсценирование басни, рассказ учителя, беседа, игра;

Инсценировние, анализ, викторина

Знать термины, связанные с басней как жанром: аллегория, ино-сказание, эзопов язык




12

К.Ф.Рылеев – декабрист, автор сатир и дум. «Смерть Ермака – произведение

Русского гражданского романтизма.

Познакомить с жизнью и творчеством Рылеева, дать понятие думы, работать над выразительным чтением думы о Ермаке; учить рецензировать ответы одноклассников

Урок-лекция

Рассказ учителя, беседа, работа с текстом



Уметь выразительно читать

Уметь самостоятельно делать выводы



Анализ стихитворен.



13

Лирика А.С.Пушкина. Стихотворения «Туча», «К***», «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы.

Рассказать о Средневековой Англии, главных героях и событиях романа.

Комбинированный урок

Урок внеклассного чтения, беседа, работа с книгой

Одно стихотворение наизусть

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст



Анализ стихотворен



14

А.С.Пушкин «История пугачевского бунта» (отрывки). Пушкин – первый историк пуга-чевского восстания. «Капитанская дочка».

Знать основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, исторические источники, содержание изучаемого произведения; выяснить причины обращения Пушкина к истории, какие проблемы истории волновали поэта; умение владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию

Комбинированный урок

Беседа, работа с книгой, сообщение


Уметь делать сообщение

Знать этапы формирования характера

П.Гринёва

Образ Пугачева в истории и литературе -проект



15

«Капитанская дочка»: І-V главы. Формирование характера Гринёва. Первая встреча с Пугачёвым.

«Старинные люди». Дуэль.

Определить жанровые особенности произведения, проследить по тексту этапы формирования характера Петра Гринева – молодого русского дворянина; умение владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, выделять смысловые части текста

Комбинированный урок

Аналитическая беседа, работа с текстом, устные сообщения

сжатый пересказ

Уметь выражать свое отношение к прочитанному, владеть различными видами пересказа


Пересказ



16

Главы VІ-ІX. Падение Белогорской крепости. Гибель коменданта. Отношения Гринёва и Пугачёва.

Проследить по тексту путь духовного становления главного героя, его отношения с людьми, знать содержание изучаемых глав в тексте, систему художественных образов повести; умение владеть различными видами пересказа,

Комбинированный урок

Аналитическая беседа, работа с книгой, письменная работа

Отрывок из повести наизусть

Уметь строить рассуждения на нравственно-этические темы, давать характеристику герою

Ответ. на вопросы



17

Главы X-XІІ. Изображение правительственного лагеря. Зеркальные сцены: военный совет в Белогорской крепости и в Оренбурге. Отношение генерала и самозванца к участи девушки-сироты.

Создать условия для понимания и раскрытия образа главного героя – Пугачева; формировать представления учащихся о народной войне в анализируемых главах, проследить взаимоотношения Пугачева и Гринева; уметь характеризовать особенности сюжета композиции, выявлять авторскую позицию и свое отношение к прочитанному

Комбинированный урок

Проблемные задания, сжатый пересказ, аналитическое чтение


Уметь выявлять авторскую позицию, сопоставлять эпизоды выражать свое отношение к поступкам героев

Творческая работа



18

Главы. XІІІ-XІV. Композиция повести. Сюжетные элементы. Образ рассказчика. Значение образа Савельича. Нравственная красота Маши Мироновой. Швабрин –

антигерой.

Сформировать представление о двух героях повести – Гриневе и Швабрине, их поступках и мотивах поведения, выделить основные проблемы; уметь сопоставлять эпизоды текста и сравнивать героев, выражать свое отношение к поступкам героев, выявлять авторскую позицию

Комбинированный урок

Пересказ, словарная работа, беседа, мини-сочинение


Уметь сравнивать героев Уметь выражать свое отношение к прочитанному, участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Сравнительная характеристика



19

Жизненный путь Гринёва. Изменение характера героя под влиянием «благих потрясений». Образ Пугачёва. Милосердие Пугачева и

правосудие Екатерины ІІ.

Создать условия для раскрытия смысла названия повести, отметить душевное богатство, нравственную чистоту, народную основу образа героини; умение владеть различными видами пересказа

Урок развития речи

Аналитическая беседа, рецензирование сочинений, работа по карточкам, беседа, комментированное чтение


Уметь самостоятельно делать выводы

Цитатный план



20

Анализ творческих работ учащихся. Тест по повести «Капитанская дочка».

Тренировать в умении обдумывать тему, ставить перед собой вопросы, определяющие ход рассуждения, воплощать в записи не только развитие собственной мысли, но и читательские переживания, учить вдумываться в формулировки тем, различать их оттенки; продолжить совершенствовать навык написания сочинения на заданную тему.

Урок проверки ЗУН, комбинированный.

Подготовка к сочинению, домашнее сочинение

ТЕСТ

Уметь обдумывать тему, ставить перед собой вопросы, определяющие ход рассуждения, воплощать в запи-си не только развитие собственной мысли, но и читательские переживания.




21

«Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Образ Петербурга.


Комбинированный урок

Анализ сочинений, рецензирование работ товарищей, урок контроля


Уметь строить рассуждения на нравственно-этические темы, давать характеристику герою

Письменная работа



22

М.Ю.Лермон-тов. «Мцыри» - романтическая поэма о вольнолюбивом юноше.

Дать представление об основных фактах биографии поэта и особенностях его поэтической манеры, познакомить с лирикой поэт , символическими образами, познакомить с поэмой «Мцыри»; учить определять род и жанр литературного произведения, выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть

Комбинированный урок

Лекция, работа с книгой, демонстрация


Отрывки наизусть


Наизусть



23

Композиция и художественные особенности поэмы. Мцыри как романтический герой, свободный, мятежный, сильный духом. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении.

Дать возможность ощутить поэму не как нечто чуждое, но как близкое и понятное явление, ощутить целитель-ную силу звучащего слова, в ходе аналитической беседы выявить основные художественные особенности поэмы, работать над

выразительностью чтения; учить анализировать поэтический текст, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль средств художественной выразительности



Аналитическая беседа, выразительное чтение, работа с книгой, демонстрация, цитатный план


давать характеристику герою участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Анализ выразительных средств



24

Анализ творческих работ по поэме. Тест по «Мцыри».

Создать условия для понимания идейного содержания поэмы, свободолюбивой личности героя и его стремления к независимости, совершенствовать навык анализа поэтического текста в единстве формы и содержания; учить владеть моноло-гической и диалогической речью

Урок проверки ЗУН, комбинированный.

Совместная деятельность учащихся, работа с критическим материалом, мини-сочинение

ТЕСТ

Учить дискутировать, аргументиро-ванно высказывая свое мнение




25

Н.В.Гоголь – великий сатирик. Комедия «Ревизор»: история создания.

Вспомнить произведения Н.В.Гоголя, изученные ранее, дать представление об особенностях драматического произведения, познакомить с историей создания комедии «Ревизор»; знать определение понятия «комедия», учить составлять тезисы к лекции


Урок контроля



Сообщения о театре



26

«Ревизор»: І и ІІ действия. Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн)

Познакомить, прокомменти-ровать и обсудить события и характеры 1 и 2 действий комедии, знать основы сценического поведения, содержание комедии; Владеть различными видами переска-за, участвовать в диалоге по произведению, выразительно читать фрагменты комедии, выражать свое отношение к прочитанному

Комбинированный урок

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Цитатный план

Уметь составлять цитатный план

Цитатный план



27

«Ревизор»: ІІІ действие. Семейство городничего.

Совершенствовать умение анализировать драматическое произведение, продолжить работу по анализу комедии; работать над выразительным чтением по ролям

Комбинированный урок

Совместная деятельность учащихся, пересказ, чтение по ролям

Тест

давать характеристику герою

Записи в тетради,

иллюстрация города



28

«Ревизор»: ІV действие. Разоблачение пороков

чиновничества.

Сформулировать «своевременные мысли» и вопросы о связи деятельности чиновников и благополучной жизни города, побудить учеников к самостоятельному анализу образов чиновников в комедии Гоголя и вниматель-ному прочтению деталей гоголевского произведения; учить строить письменные и устные высказывания в связи с изучением произведения

Комбинированный урок

Беседа, работа с книгой, чтение по ролям, тест

Монолог одного из героев наизусть

Уметь строить рассуждения на нравственно-этические темы

Таблица по чиновникам



29

«Ревизор»: V действие. Хлестаковщина как общественное явление.

Завершить чтение комедии, показав новизну финала (немой сцены), отметить, как своеобразие действия пьесы «от начала до конца, вытекает их характеров», критика о пьесе Гоголя; учить строить письменные и устные высказывания по произведению

Комбинированный урок

Проблемные задания, чтение по ролям, совместная деятельность, характеристика героев, мини-сочинение


Уметь выражать свое отношение к прочитанному участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Выводы в тетради



30

Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека».

Продолжить разговор на тему образ «маленького человека» в литературе, мечта и реальность в повести

Урок внеклассного чтения, комбинированный

Тезисы из критических статей, работа с иллюстрациями, аналитическая беседа


Уметь самостоятельно делать выводы

Творческая работа



31

Анализ творческих работ по произведениям Гоголя. Тест.

Выявить степень усвоения основных положений текста произведения и проблемати-ки, систематизировать и обобщить изученное; уметь правильно и быстро подбирать нужный вариант ответа, обобщать изученное по характерам героев, выражать свое отношение к прочитанному

Урок проверки ЗУН, комбинированный

Проблемные задания, аналитическая беседа, выступления учащихся

Тест

Уметь давать аргументирован-ную оценку




32

И.С.Тургенев. Любовь в жизни и творчестве писателя. «Ася».

Расширить знания о личности и взглядах И.С.Тургенева, показать связь его творчества с историей, углубить понятие о русском национальном характере; продолжить работу с малой прозаической формой

Урок внеклас-сного чтения, комбинированный.

Урок внеклассного чтения


Уметь анализировать речь героев, цитировать текст, подтверждая свои мысли владеть различными видами пересказа выражать свое отношение к поступкам героев

Пересказ



33-

М.Е.Салтыков-Щедрин: писатель, редактор, издатель. «История одного города». Художественно - политическая сатира на общественные по-рядки.

Вспомнить основные страницы жизни и творчест-ва писателя, сформулировать свое собственное, личное отношение к его произведе-ниям; познакомить с художественно-политичес-кой сатирой писателя; отметить иронию писателя – гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй

Комбинированный урок

лекция, работа с учебником, сообщения учащихся


Уметь самостоятельно работать участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Выразитель

ное чтение



34

М.Е.Салтыков-Щедрин: писатель, редактор, издатель. «История одного города». Ху-дожественно - политическая сатира на общественные порядки.

Заинтриговать учеников, пробудить у них желание понять смысл этой главы, настроить на самостоятель-ную исследовательскую работу; показать что «История…» - пародия на официальные исторические сочинения

Комбинированный урок

Эвристическая беседа, работа над цитатным планом, пересказ


Уметь самостоятельно делать выводы, строить рассуждения

Пересказ от лица героя



35

Н.С.Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».

Продолжить тему «Сатира на чиновничество», познакомить с рассказом Лескова «Старый гений; отметить отношение Лескова к России

Комбинированный урок

Проверочная работа, беседа по вопросам


владеть различными видами пересказа

Рассказ о Толстом



36

Л.Н.Толстой: страницы биографии. Рассказ «После бала». Художественные особенности рассказа.

Д ать представление о личности и творчестве писателя; показать особенности композиции рассказа «После бала»

Комбинированный урок

Работа с книгой, беседа по вопросам, письменная работа на выбор

Письменная работа

Уметь самостоятельно делать выводы Уметь выражать свое отношение к прочитанному участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Закончить работу



37

Проблема самовоспитания, нравственной ответственности каждого за жизнь всех людей в рассказе «После бала».

Отметить художественные особенности рассказа; подчеркнуть особую роль образа повествователя-рассказчика; совершенствовать навык анализа прозаических произведений, учить умению видеть авторскую позицию и позицию рассказчика

Урок-практикум

Работа с книгой, словарная работа, сообщение ученика, конспектирование

Наизусть стихотворение А.Фета или А.Майкова

Уметь выразительно читать стихотворения

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст

Анализ стихотворе

ний



38

Поэзия родной природы в творчестве Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева, Майкова.

Учить умениям выразитель-но читать стихотворение, видеть роль выразительных средств в раскрытии идеи стихотворения, строить письменное высказывание – анализ поэтического текста

Комбинированный урок

Урок внеклассного чтения


Уметь анализировать эпическое произведение

Ответить на вопросы



39

А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.

Вспомнить основные события жизни писателя, отметить, что запомнилось больше всего, что показа-лось особенно важным; рассмотреть вопрос, который волновал Чехова, - вопрос человеческой свободы; проанализировать рассказ «Человек в футляре».

Комбинированный урок

Беседа по вопросам, сообщения учащихся, чтение по ролям


Уметь строить рассуждения на нравственно-этические темы

Реферат



40

И.А.Бунин. «Кавказ» - рассказ из цикла «Темные аллеи».

Рассмотреть проблему отношений между мужчиной и женщиной, отметить, что любовь является своеобразной проверкой свободы человека от лжи перед самом собой

Комбинированный урок

Сообщения учащихся, викторина


Уметь составлять конспект статьи учебника владеть различными видами пересказа

Придумать вопрос к рассказу



41

А.И.Куприн: страницы биографии. Рассказ «Куст сирени».

Дать представление о нравственной окраске поступков каждого из героев рассказа; выявить своеобразие подхода писателя к теме любви

Урок внеклас-сного чтения, комбинированный.

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация иллюстраций


Уметь анализировать художественный образ Уметь выражать свое отношение к прочитанному выражать свое отношение к поступкам героев




42

М.Горький: страницы

биографии. Рассказ «Челкаш».

Знать основные факты жизни и творчества М.Горького, начать работу над рассказом, дать представление о причинах проявления интереса писателя к людям, опустившимся на дно жизни; рассказать об истории создания рассказа

Урок внеклас-сного чтения, комбинирован-ный.

Аналитическая беседа, проблемные вопросы,


Уметь самостоятельно делать выводы Уметь выражать свое отношение к прочитанному




43

В.Г.Короленко. Рассказ «Парадокс».

Познакомить учащихся с фактами жизни и творчества писателя, вызвать интерес к его произведениям, выявить нравственные проблемы рассказа

Комбинированный урок

Проблемное изложение, аналитическая беседа, проблемные вопросы, письменная работа

Стихотворение наизусть

Уметь анализировать художественное произведение

Анализ стихотворе

ния



44

А.А.Блок. Историческая тема в творчестве поэта. «Россия». Образ России и ее истории.

Дать представление о личности А.Блока и об исторической теме в его творчестве; дать понятие «символизм», подготовить учащихся к восприятию стихотворения «Россия»

Комбинированный урок

Проблемные задания, сообщения учащихся, отзывы о прочитанных стихотворениях


участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Составить диалог-обсуждение

по поэме



45

С.А.Есенин. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания.

Расширить представления о личной и творческой биографии Есенина, развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста


Аналитическая беседа, комментированное чтение, работа с книгой, самостоятельная работа по группам

Защита творческих работ

Уметь самостоятельно делать выводы




46

Образ Пугачева в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина.

Подчеркнуть общую проблематику рассказов, учить выступать перед одноклассниками, делать выводы по своей теме, закрепить понятие «метафора», «олицетворение»

Комбинированный урок

Аналитическая беседа, чтение монолога, рабо-та с текстом, словарная работа


владеть различными видами пересказа

Пересказ



47

И.С.Шмелёв. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.

Подчеркнуть общую проблематику рассказов, учить выступать перед одноклассниками, делать выводы по своей теме, закрепить понятие «метафора», «олицетворение»

Комбинированный урок


Творческая работа

участвовать в диалоге по прочитанному произведению




48

«Писатели улыбаются»: Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко, М.Зощенко.



Проблемные задания, сообщения учащихся, работа с книгой







рывок наизусть


тест

Уметь передавать разговорные интонации, читая поэму

Образ Теркина,

наизусть



49-50

А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы

современниками.

Дать представление о фактах биографии Твардовского, об истории создания «Книги для бойца», жанровом новаторстве поэмы

Урок-размыш-ление

Лекция, рассказ, беседа, работа с книгой

презентация

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, давать характеристику герою

Презентация



51

«Тёркин – кто же он такой?»

Проанализировать главы, предложенные в учебнике, дать к ним небольшие комментарии идейно-эстетического характера, учить выразительно читать, инсценировать произведение

Урок внеклас-сного чтения, комбинирован-ный.

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, сообщения учащихся, работа с книгой


владеть различными видами пересказа

Иллюстрация к рассказу



52

А.П.Платонов. «Возвращение». Ключевые образы рассказа.

Воспринимать и анализировать художественный текст, формулировать тему, идею, проблематику, давать характеристику героев


Сообщения учащихся, работа над стихотворением, анализ стихотворения, аналитическая беседа

тест

Уметь самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы




53

«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания,

гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны.

Учить выразительно читать стихотворения о войне, высказывая свое мнение, воспитывать глубокое уважение к ветеранам войны

Урок-концерт

Сообщение учащихся, работа над фрагментами поэмы, аналитическая беседа

Одно стихотворение наизусть

Уметь выразительно читать стихотворения

Анализ стхитворений



54

Стихи и песни о Вов. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.Исаковского, Б.Окуджавы, А.Фатьянова, Л.Ошанина.

Учить выразительно читать стихотворения о войне, высказывая свое мнение, воспитывать глубокое уважение к ветеранам войны

Урок внеклас-сного чтения, комбинированный.

Урок внеклассного чтения


Уметь выражать свое отношение к прочитанному

Творческая работа о Сибири



55

В.П.Астафьев: страницы жизни и творчества. «Фото-графия, на которой меня нет» - рассказ из книги «Последний поклон». Уклад сибирской деревни.

Расширить представления о жизни и творчестве писа-теля, создать эмоциональный настрой, работать над сознательным и осознанным чтением


Викторина,

сообщение учащихся, работа со статьей, выразительное чтение

презентация

Уметь самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы




56

«Фотография, на которой меня нет». Особенности сюжета. Яркость и красочность языка Астафьева.

Расширить представления о жизни и творчестве писа-теля, создать эмоциональный настрой, работать над сознательным и осознанным чтением

Урок-практикум

Лекция, аналитическая беседа. Работа с книгой, демонстрация

Одно стихотворение наизусть

Уметь анализировать стихи, осмысливая прочитанное

Анализ стихотворе

ний



57

Русские поэты о Родине, родной природе и о себе: И.Анненский, Д.Мережковский, Н.Забо-лоцкий, Н.Рубцов.

Познакомить учащихся с гражданской лирикой русских поэтов и поэтов Русского зарубежья; создать условия для осмысления этой темы в творчестве поэтов

Урок-практикум

выразительное чтение, аналитическая беседа, конспектирование


Уметь выразительно читать

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст

Анализ стихотворе

ний



58

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине: Н.Оцуп, З.Гиппиус,

Дон-Аминадо, И.Бунин.

Познакомить учащихся с гражданской лирикой русских поэтов и поэтов Русского зарубежья; создать условия для осмысления этой темы в творчестве поэтов

Урок проверки ЗУН, комбинированный

Проблемные вопросы, викторина, комментированное чтение






59

Итоговый урок по литературе XX века.

Знать основные литературоведческие термины; уметь анализировать произведения, привлекая литературоведческие знания


Тест, аналитическая беседа, сообщения учащихся, демонстрация


Уметь выражать свое отношение к прочитанному выражать свое отношение к поступкам героев

Творческая работа



60-61

У.Шекспир. «Ромео и Джульетта». «Вечные проб-лемы» в трагедии Шекспира.

Дать представление об отдельных произведениях зарубежной литературы, относящихся к периоду Возрождения, знать основные факты жизни и творчества Шекспира, содержание трагедии «Ромео и Джульетта»

Урок-практикум

Проблемные задания, выразительное чтение

наизусть

Уметь читать выразительно

Анализ



62

Сонеты Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы.

Дать представление об отдельных произведениях зарубежной литературы



тест

Уметь самостоятельно делать выводы, давать характеристику герою

Инсценирование



63

Ж.Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство.

Дать представление об отдельных произведениях зарубежной литературы


Лекция, аналитическая беседа, работа с книгой, демонстрация


владеть различными видами пересказа




64

Дж.Свифт. «Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Дать представление об отдельных произведениях зарубежной литературы

Закрепить определение «гротеск», «сатира»


Проблемные задания


владеть различными видами пересказа, давать характеристику герою

Подготови

ться к тестирова

нию



65

В.Скотт – основоположник исторического романа. «Айвенго». Главные герои и события.

Дать представление об отдельных произведениях зарубежной литературы.

расширить понятие исторический роман

Урок проверки ЗУН, тест

Беседа, работа с книгой

тест





66

Итоговый урок.

Обобщить знания


Тестирование






67-68

Резервные уроки.

Повторить

материал 8 класса


Зачет