СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 8 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская рабочая программа по литературе создана в соответствии с Федеральным государственным стандартом и учебным планом школы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 8 класс»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Черемшанская кадетская школа-интернат

имени героя Советского Союза И.Н. Конева




«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель ШМО

МБОУ «Черемшанская КШИ» Заместитель директора по УР Директор МБОУ

______/__Меркулова Е.Л./ МБОУ «Черемшанская КШИ» «Черемшанская КШИ»

Протокол №1 от ____/Талипова Н.К./ ____/Сулейманов Р.Г../

«24» августа 2014 года «26» августа 2014 года Приказ № 90 от 1 сентября 2015г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


8 класс

учителя первой квалификационной категории

Меркуловой Елены Леонидовны






Рассмотрено

на заседании

педагогического

Протокол №1 от

«28» августа 2015 года


2015-2016 учебный год


Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004г.№1089

-Примерной программы основного образования по литературе в образовательных учреждениях с русским языком обучения (Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г.№03-1263 « О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

-учебного плана школы на 2015-2016 учебный год ( 8 класс: литература-70 часов)

-учебника «Литература» 8 класс в 2-х частях под редакцией В.Я. Коровиной,9-е издание, Москва «Просвещение»2010 г. Рекомендовано министерством образования и науки РФ

-Положения о рабочей программе школы.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартами образования.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, учебно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки обучающихся, содержание тем учебного курса, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.

Точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.























Учебно-тематическое планирование

по литературе



Класс – 8

Учитель – Меркулова Елена Леонидовна

Количество часов:

Всего – 70 часов; в неделю – 2 часа



  • на изучение произведений в классе – 57

  • внеклассное чтение – 7

  • развитие речи - 5



Планирование составлено на основе федерального компонента государственного

стандарта основного общего образования ( базовый уровень)


Учебник: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 8 класс: учебник- хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010 год. 9-е издание. Рекомендовано

Министерством образования и науки РФ.


Дополнительная литература:

  • И.В.Золотарёва, Т.А.Крысова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. М.: «ВАКО», 2006г.

  • Г.И.Беленький. Литература. 8 класс. М.: 2Просвещение», 2005 г.

  • Н.В.Егорова. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. М.: «ВАКО», 2006г.


















Календарно-тематическое планирование


Тема урока

Кол-во час


ов

Тип урока

Виды учебной деятельности

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Дата

По план\

Факт.


Домашнее задание

Дата проведения


















План

Факт


1


Вводный. Литература как искусство слова. Русская литература и искусство.


1


Изучение нового материала


Знакомство с учебником, запись основных положений лекции учителя


Фронтальный опрос


Получить более глубокое понимание о литературе как одном из видов искусства



Ответить на вопросы: какую роль играет в вашей жизни книга? Зачем человеку в трудную минуту хочется обратиться к книге? Написать небольшое сочинение «Книга в моей жизни»

3.09


2

Русская старина. Народная песня

1

Изучение нового материала

Работа по учебнику, сообщения учащихся, анализ поэтики песни

Индивидуа

льный (оценка сообщений) Ответы на поставленные вопросы

Дать понятие об обрядовых и необрядовых песнях


Завершить анализ песни, выучить любую песню наизусть. Подготовить сообщение о русских исторических песнях.

6.09






Исторические народные песни



1

Изучение нового материала

Сообщение подготовленного ученика, беседа, анализ песен

Самостоятельная работа

Способствовать воспитанию любви к Отечеству, желанию изучать родной край


Выучить по выбору историческую песню, подготовить сообщение о жизни А.Невского



3

Предания.

1

Изучение нового материала.

Работа по учебнику, беседа по вопросам.




Выполнить письменно задание №3 стр. 17

10.09


4

Древнерусская литература. «Повесть о жизни и храбрости Невского»

1

Углубление ЗУН

Сообщение подготовленного ученика, комментированное чтение, беседа

Фронтальный опрос

Сочинение-миниатюра

Осмысление закономерности развития древнерусской литературы и её роли в становлении отечественной классической и современной литературы


Подготовить сообщение о житийной литературе. Ответить на основе материала учебника на вопрос: «Какие качества характера героев утверждаются и прославляются?» «Какие нравственные уроки мы выносим из сказаний?»

13.09


5

Вн. чтение «Повесть о Шемякином суде». Проблемы современности в повести.

1

Урок внеклассного чтения

Запись основных положений лекции, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, беседа

Ответы на вопросы

Понять идейно-художественное содержание повести


Подготовить выразительное чтение повести, подготовить развёрнутый ответ, включив выражение «шемякин суд» как поговорку.

17.09


6-7

Д.И.Фонвизин и его время. Панорама действующих лиц в комедии «Недоросль»


2

Изучение нового материала

Сообщение о писателе.

Чтение и восприятие художественного текста, ответы на вопросы.

Ответы на вопросы

Знать историю создания пьесы;

Уметь объяснять основной конфликт, находить «говорящие фамилии», разграничивать положительных и отрицательных героев.


Подготовить рассказ о судьбе Стародума, выписать афоризмы.

20.09

24.09


8

Назначение человека, его роль в жизни общества.


1

Урок-рассуждение

Рассказ о судьбе Стародума, чтение по ролям, комментирование текста.

Ответить на вопросы.

Уметь анализировать текст, называть персонажей, выражающих авторскую оценку, давать характеристику героям.


Подобрать высказывания положительных героев о воспитании.

27.09



9


Р.р. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»


1


Урок развития речи.


Составление плана, систематизация цитатного материала.



Уметь отбирать литературный материал для раскрытия темы



Дописать сочинение

1.10


10

И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа

1

Комбинированный урок

Викторина, сообщение учащегося, работа с учебником, знакомство с баснями и беседа по их содержанию

Ответы на вопросы урока и вопросы викторины

Расширение имеющихся знаний о баснях


Выучить наизусть одну из басен. Ответьте на вопрос: «Каков смысл иносказаний в этих баснях?»

4.10


11

К.Ф.Рылеев. Дума «Смерть Ермака»

1

Изучение нового материала

Рассказ подготовленного ученика о поэте, словарная работа, знакомство с текстом думы.

Ответы на вопросы

Расширение литературных знаний: понятие о думе


Ответить на вопросы по материалам учебника с. -93, выразительное чтение думы.

8.10



12


Любовная лирика А.С.Пушкина. Стихотворение

«Я помню чудное мгновение»


1

Изучение нового материала

Чтение стихотворения, сообщение об истории создания стихотворения.


Знать историю создания стихотворения, определять тему стихотворения.

Доказать, что стихотворение сюжетно.


Выучить стихотворение

11.10



13


Тема дружбы в стихотворении «19 октября»


1

Изучение нового материала

Чтение стихотворения, ответы на вопросы, сообщение о друзьях Пушкина-лицеиста, анализ стихотворения.

Знать факты жизни поэта ( лицейские годы жизни); уметь наблюдать над словом в его художественной функции..

Ответить на вопрос: В чём смысл выражения «лицейское братство»?



Написать сочинение-миниатюру на тему: « Дружба в жизни Пушкина»

15.10


14

А.С.Пушкин

Краткий рассказ о писателе. Творческая история повести «Капитанская дочка»

1

Изучение нового материала

Сообщение учеников, запись основных положений лекции, беседа

Индиви

дуальный, ответы на вопросы


Расширение литературных знаний о творчестве Пушкина


Сочинение-миниатюра «Мои первые впечатления о повести «Капитанская дочка». Продолжите пословицу «Береги честь смолоду», выписать значения литературных терминов (повесть, роман, семейные записки, хроника, жанр). Перечитать 1-2 главы. Сообщения по подгруппам:

1)любовная истории Гринёва и Маши;

2)Пугачёв и пугачёвское восстание;

3)Этапы духовного созревания Петра Гринёва;

4)Проблема чести и долга в повести «Капитанская дочка»

18.10


15-16

Формирование характера Петра Гринёва. Анализ 1-2 глав.

1

Совершенствование ЗУН

Выступления учащихся, беседа по содержанию, сжатый пересказ

Индивидуальный, ответы на вопросы

Умение пересказывать эпизод сжато, умение оценивать поступки героев, делать выводы


Прочитать гл. 3-4, кратко рассказать о жизни Гринёва до знакомства с Пугачёвым. Какое значение для него имела жизнь в Белогорской крепости?

22.10

25.10


17-18

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Анализ 3-5 глав

2

Совершенствование ЗУН

Выступления учащихся, аналитическая беседа, сжатый пересказ, творческая работа, словарная работа

Групповой, оценка за выполненное задание, ответы на вопросы

Умение пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом


Прочитать гл. 6-7, подготовить близкий к тексту пересказ о падении Белогорской крепости. Как эпиграф к 5 главе соотносится с характером Маши? Почему она отказывается выйти замуж за Петра?

29.10

1.11


19

Падение Белогорской крепости. Анализ 6-7 глав

1

Совершенствование ЗУН

Выступления учащихся, аналитическая беседа, сжатый пересказ, творческая работа, словарная работа

Групповой, оценка за выполненное задание, ответы на вопросы

Умение пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом, делать выводы


Прочитать главы 8-12, найти в произведении все главы, в которых появляется Пугачёв, сравните образ героя в каждом из них. Сопоставьте отношение генерала и Пугачёва к любовной истории Гринёва. Почему Пугачёв освободил Машу?

12.11


20-21

Изображение народной войны и её вождя. Разбор глав 8-12

2

Совершенствование ЗУН

Выступления учащихся, аналитическая беседа, сжатый пересказ, творческая работа, словарная работа

оценка за выполненное задание, ответы на вопросы, творческую работу

Умение пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом, делать выводы


Дайте связный ответ на вопрос: «Каким я представляю себе Пугачёва после прочтения повести?» Как изображается Швабрин в повести? Письменно ответить на вопрос: «Как проявился характер Маши Мироновой в заточении у Швабрина?» Прочитать повесть до конца.

15.11

19.11


22

Становление личности Петра Гринёва под влиянием «благих потрясений»

1

Совершенствование ЗУН

Составление плана, пересказ, работа по тексту, аналитическая беседа

Оценка ответов учащихся, составленных планов (выборочно)

Обобщение и систематизация полученных знаний


Предложите свою тему сочинения по образу Петра Гринёва, составьте сложный план по выбранной вами теме. Какие убеждения Гринёва являются обычным для дворянина, какие – его личными, выстраданными на собственном жизненном опыте?

22.11


23

Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести.

1

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Работа над образом героини, аналитическая беседа, выводы

Оценка ответов на вопросы по содержанию произведения, сообщения учащихся

Обобщение и систематизация полученных знаний


Подготовить фактический материал к написанию сочинения о Маше Мироновой. Собрать по всей повести материал о Пугачёве.

26.11


24

Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне.

1

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Беседа, выполнение заданий, сообщение ученика

Оценка ответов на вопросы по содержанию произведения, сообщения учащихся

Обобщение и систематизация полученных знаний, умение делать выводы


Составить план к теме «Образ Пугачёва в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Индивидуально: «Тема дороги в повести «Капитанская дочка»

29.11


25

Сочинение по роману «Капитанская дочка»

1

Контроль

ный урок

Написание сочинения




Закончить работу над сочинением

3.12


26

«Три злодейства» в повести «Пиковая дама». Урок внеклассного чтения

1

Изучение нового материала

Выступления учащихся, работа по содержанию повести, творческая работа

Оценка ответов учащихся на уроке

Умение определять тему и идею произведения, давать оценку героям и их поступкам, аргументировать свой ответ, доказывать свою точку зрения


Подготовить рассказ о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. вспомнить ранее изученного произведения поэта, их особенности.

6.12


27

Жизнь и судьба М.Лермонтова

Кавказ в жизни и творчестве поэта

1

Совершенствование ЗУН

Выступления учащихся, запись основных положений лекции учителя, анализ стихотворения «Кавказ», выразительное чтение стихотворений

Оценка выступлений, выразительного чтения, умения анализировать

Совершенствование умения анализировать стихотворения


Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Кавказ», выписать в тетрадь из стихотворения эпитеты, метафоры, сравнения

10.12


28

«Мцыри» история создания поэмы, тема произведения, значение эпиграфа. Композиция.

1

Комбинированный урок

Комментированное чтение поэмы, беседа по прочитанному материалу, словарная работа.

Оценка ответов учащихся

Совершенствование умения анализировать лирическое произведения, определять композиционные особенности, определять тему произведения


Подготовить пересказ «Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника». Ответить на вопросы:

1)какова цель побега Мцыри?

2)Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний?

3)почему погиб Мцыри?

13.12


29

Образ Мцыри в поэме

1

Урок совершенствования ЗУН

Аналитическая работа над образом Мцыри, работа с текстом, творческая работа в группах

Индивидуальная, групповая, ответы учащихся во время аналитической беседы

Формирование умения проникать в замысел автора, выявлять способы раскрытия образа главного героя поэмы.


Подготовить для выразительного чтения наизусть отрывок из поэмы. Подготовиться к тесту по поэме. Ответить на предложенные вопросы.

17.12


30

Своеобразие поэмы «Мцыри»

1

Комбинированный урок

Аналитическая беседа, творческая работа

Оценка ответов на поставленные вопросы

Совершенствование умения делать выводы, аргументировать свой ответ.


Какие темы сочинений вы хотели бы предложить своим одноклассникам? Составить связный рассказ о герое.

20.12


31

Обучающее сочинение по поэме «Мцыри»

1

Совершенствование ЗУН

Сбор материала к сочинению, его систематизация.


Совершенствование умения отбирать материал для раскрытия темы, соблюдать его композиционную структуру


Подготовить сообщения о жизни и творчестве Н.В.Гоголя. Написать сочинение на одну из предложенных тем.

24.12


32

Н.В.Гоголь – писатель-сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор»

1

Изучение нового материала

Запись основных положений лекционного материала. Словарная работа

Выборочная проверка записей, сделанных учеником

Формирование умения отбирать лекционный материал, составлять тезисы


Прочитать 1-е действие комедии и статью на с. 243-245. Как эта статья помогает понять события, происходящие в комедии? Устно ответить на вопросы на с. 181. Что является завязкой комедии? Какие причины для страха имеет каждый чиновник?

27.12


33-34

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор»

1

Комбинированный урок

Работа над содержанием действия, комментированное чтение, выполнение предложенных заданий.

Оценка ответов учащихся в ходе урока

Формирование умения анализировать драматическое произведение, учитывая его особенности.


Действие 2-3. устно ответить на вопросы, данные в конце каждого действия. Выпишите в тетрадь ремарки, определяющие поведенческую линию городничего и Хлестакова по диалогу. Добродушны ли «жулики» из «Ревизора»?

14.01

17.01


35

Хлестаков и хлестаковщина. Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова

1

Комбинированный урок

Работа над действием №3, составление таблицы, групповая работа

Выборочная проверка таблицы, оценка работы в группах.

Формирование аналитических способностей, умения обобщать, делать выводы, используя материал текста.


Что такое «хлестаковщина» в вашем понимании? Прочитать 4-е действие пьесы, ответить на вопросы

21.01


36

Чиновники на приёме у ревизора. Анализ 4-го действия пьесы.

1

Комбинированный урок

Работа над 4-м действием 4комедии

Оценка ответов во время работы с текстом

Формирование аналитических способностей, умения обобщать, делать выводы, используя материал текста


Прочитать 5-е действие, подумать над вопросами, предложенными в учебнике. Подготовить на выбор устную характеристику городничего или Хлестакова.

24.01


37

Финал комедии, его идейно-композиционное значение.

1

Комбинированный урок

Работа над 5-м действием комедии. Составление таблицы

Оценка ответов во время работы с текстом. Выборочная проверка составленной таблицы.

Формирование аналитических способностей, умения обобщать, делать выводы, используя материал текста


Подготовиться к практической работе по комедии «Ревизор».

28.01


38

Практическая работа по комедии «Ревизор»

1

Контроль

ный урок

Ответы на предложенные вопросы и задания

Уровень выполнения практической работы

Умение обобщать, систематизировать и применять полученные знания.


Прочитать повесть Н.В.Гоголя «Шинель»

31.01


39

Гуманистичес

кий смысл повести «Шинель»

1

Совершенствование ЗУН

Выступление учащихся, запись основных положений лекции учителя


Уметь анализировать текст повести, делать выводы ,выражать своё отношение к героям и событиям


Прочитать повесть . Какое впечатление она оставила у вас? Какова тема повествования?

Прочитать рассказ Н.С.Лескова «Старый гений»

4.02


40

Н.С.Лесков

Нравственные проблемы рассказа «Старый гений»

1

Комбиниро

ванный урок

Беседа по содержанию рассказа,

Ответы на вопросы.

Составить вопросы по каждой главе

Знать содержание рассказа, уметь выявлять нравственные проблемы.


Подготовить пересказ рассказа. Прочитать рассказ Л.Н.Толстого «После бала»

7.02













41

Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя. Рассказ «После бала». Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа

1

Совершенствование ЗУН

Чтение и составление плана статьи учебника, выборочный пересказ, слушание рассказа

Оценка ответов во время беседы

Углубление литературных знаний, умение анализировать произведение


Перечитать рассказ «После бала», обратить внимание на выразительные средства, использованные автором.

Составить план рассказа.

11.02


42

Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность человека за всё происходящее.

1

Комбиниро

ванный урок

Беседа с элементами диспута, сопоставительная работа, тест

Ответы во время беседы, тест

Умение работать с текстом, давать оценку поступкам героев, обобщать, делать выводы.


Подготовиться к уроку внеклассного чтения по повести Л.Н. Толстого «Отрочество» Написать сочинение на одну из тем:

1)Утро, изменившее жизнь

2)Полковник на балу и после бала

3)Что такое честь, совесть, долг в моём понимании?

14.02


43

Внеклассное чтение. Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество»

1

Урок внеклас

сного чтения

Беседа по содержанию, пересказ эпизодов

Оценка ответов во время беседы, пересказ эпизодов

Умение самостоятельно работать с текстом, давать оценку поступкам героев, обобщать, делать выводы.


Ответить на вопрос: чем обогатили душу Николеньки отроческие годы?

Подготовить выразительное чтение стихотворений Тютчева. «Осенний вечер», А.Фета «Последний ландыш»

18.02













44

Р.речи. Поэзия родной природы

1

Урок развития речи

Чтение стихотворений наизусть, комментарий, анализ

Оценка выразительного чтения наизусть

Умение анализировать лирический текст


Выучить наизусть одно из стихотворений.

Инд. задание: подготовить сообщение об А.П.Чехове

21.02


45

А.П.Чехов. рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.

1

Совершенствование ЗУН

Слушание рассказа, выступления по материалу домашнего задания

Оценка за выполнение домашнего задания

Умение систематизировать и обобщать ранее изученный материал при изучении нового


Письменно ответить на вопрос: «кто прав и кто виноват в безвыходной ситуации?» или «Правильно ли поступили герои?»




25.02


46

И.А.Бунин, рассказ «Кавказ». Тема любви в рассказе.

1

Совершенствование ЗУН

Аналитическая беседа, лексическая работа

Ответы на вопросы учителя во время аналитической беседы

Умение выявлять своеобразие писателя в подходе к теме любви.


Мини-сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ И.А.Бунина «Кавказ?» Прочитать рассказ «Куст сирени» Куприна

28.02


47

А.И.Куприн

Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»

1

Совершенствование ЗУН

Работа в группах, дискуссия

Составить план рассказа. Ответить на вопросы.


Вызвать интерес к творчеству писателя, выявить нравственные проблемы рассказа.


Подготовить сравнительную характеристику Веры и Николая Алмазовых.

Прочитать рассказ М.Горького «Челкаш»

4.03













48

А.А.Блок. Слово о писателе. Историческая тема в его творчестве.

1

Изучение нового материала

Сообщения учащихся, аналитическое чтение цикла «На поле Куликовом»


Углубление литературных знаний


По материалам сообщений и учебника подготовить рассказ о прошлом нашей страны. Как тема прошлого звучит у Блока? Подготовить выразительное чтение цикла.

7.03


49

А.Блок «На поле Куликовом»

1

Совершенствование ЗУН

Словарная работа, работа над циклом, анализ стихотворений


Совершенствование анализировать лирический текст, выявлять авторскую позицию


Одно из стихотворений выучить наизусть. Поразмышляйте над вопросами, предложенными на с. 112 учебника. Повторить ранее изученные стихотворения.

11.03


50

С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему

1

Совершенствование ЗУН

Чтение наизусть стихотворений

Углубление литературных знаний


Подготовьте выразительное чтение отрывка из поэмы «Пугачёв», отразив пафос поэмы. Прочитать рассказ И.С. Шмелёва «Как я стал писателем»


Совершенствование ЗУН

Анализ рассказа

Проверка ответов учащихся во время беседы, анализа текста

Умение анализировать, подтверждать свои ответы текстом.

Подготовить сообщение о жизни А.А.Блока. Повторить ранее изученные стихотворения поэта.


14.03


51

И.С.Шмелев.

Рассказ «Как я стал писателем»

1

Изучение нового материала

Чтение статьи о писателе, пересказ текста.


Уметь определять жанр произведения.


.Написать рассказ на тему: «Как я готовился к сочинению»

18.03


52

Внек. чтение.

М.А.Осоргин.

Своеобразие рассказа «Пенсне»

1

Урок внеклас

сного чтения

Чтение рассказа и статьи о писателе, ответы на вопросы, пересказ текста

Оценка ответов во время урока

Выборочно пересказать текст


Придумать историю какого-либо предмета.

21.03


53

Художественное своеобразие рассказов Н.Тэффи « Жизнь и воротник» и М.Зощенко «История болезни»

1

Совершенствование ЗУН

Аналитическая беседа, комментированное чтение, лексическая работа, работа с текстом

Оценка ответов во время урока.

Уметь отмечать краткость речи, завершённость фразы , понимать абсурдность происходящего в сатирических произведениях.


Групповые задания: подготовить сообщения о Твардовском..

1.04


54

А.Т. Твардов

ский-поэт-гражданин.

История создания поэмы «Василий Тёркин»

1

Урок изучения нового материала

Сообщения о Твардовском

Составит цитатный план статьи «Как был написан «Василий Тёркин»

Знать историю создания поэмы, понимать её сюжет


Прочитать главы «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял»

4.04


55

Поэма «Василий

Тёркин»-книга про бойцов для бойцов

1

Уроки углубления изученного

Выразительное чтение, комментирование художественного текста, анализ глав

Ответить на вопросы

Знать содержание глав, уметь анализировать


Подготовить рассказ-характеристику Василия Тёркина

8.04


56

Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин»

1

Урок изучения нового материала

Чтение по ролям, анализ глав

Ответить на вопрос: «Есть ли внутренняя связь между главой «От автора» и статьёй «Как был написан «Василий Тёркин»

Понимать композиционные особенности поэмы


Подготовить выразительное чтение наизусть одной из глав поэмы.

Подготовить пересказ рассказа А.Платонова «Возвращение»

11.04


57

Вн.чтение

А.Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение»

1

Урок внеклассного чтения

Пересказ, чтение в лицах, анализ текста

Ответить на вопросы

Знать содержание рассказа, его сюжет, уметь анализировать текст


Подготовить устное сообщение о героях рассказа

15.04


58

Стихи и песни о Великой Отечественной войне

1

Урок изучения нового материала

Чтение статьи учебника, сообщение учащегося, выразительное чтение стихотворений

Сопоставить стихи о войне, написанные в период в 1941-45 г.г.и в послевоенные годы

Знать автора стихотворений, уметь объяснять их тематику


Прочитать рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

18.04


59

Р/р. Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение о Вов.

1

Урок развития речи.

Отзыв на прочитанную книгу


Уметь написать отзыв на самостоятельно прочитанную книгу


Прочитать рассказ К.Г.Паустовского «Телеграмма»

22.04


60

Формирование характера человека в рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

1

Урок внеклассного чтения

Чтение рассказа, ответы на вопросы, анализ художественного текста.

Ответить на вопрос: имеет ли дружба столь важное значение в вашей жизни».

Знать содержание рассказа, уметь формулировать тему рассказа


Стр. 220 письменно ответить на 4 вопрос

25.04


61

Художественное своеобразие лирики Н.Рубцова

1

Урок изучения нового материала

Чтение стихотворений, сообщение о поэте, анализ текста

Выразительное чтение и исполнение песен на стихи Н.Рубцова

Знать факты творческой деятельности поэта, уметь находить и определять роль литературных приёмов


Выучить стихотворение на выбор

29.04


62

Поэты русского заребежья

1

Урок изучения нового материала

Чтение стихотворений, сообщение о поэте, анализ текста

Выразительное чтение стихотворений

Знать факты творческой деятельности поэта, уметь находить и определять роль литературных приёмов


Выучить наизусть стихотворение на выбор

2.05


63

У.Шекспир «Ромео и Джульетта» конфликт любви и семейной вражды.

1

Урок изучения нового материала

Чтение акта 1. сцены 5.акта 2, сцены 2,5, акта 3, сцены 1,5, акта 5, сцены 1,5. пересказ содержания трагедии, комментирование художественного текста

Ответить на вопросы

Понимать обстановку, в которой разыгрывается в действие пьесы, уметь объяснять основной конфликт


Прочитать сонеты Шекспира № 66, 76, 90,91,130,147.

6.05


64

У.Шекспир. Сонеты Шекспира- «Богатейшая сокровищница лирической поэзии»

1

Урок изучения нового материала

Чтение сонето, комментирование художественного текста

Ответить на вопрос:какие требования предъявляются в сонете к содержанию и композиции?

Уметь определять темы прочитанных сонетов, роль метафор и сравнений художественном тексте


Выучить один из сонетов наизусть

9.05


65

Ж.Б.Мольер. История создания комедии «Мещанин во дворянстве»

1

Урок изучения нового материала

Комментирование художественного текста

Ответить на вопросы: что такое мещанство, почему Журден назван Мольером

«Мещанином во дворянстве»

Понимать особенности драмматического произведения (правила трёх единств)


Систематизировать материал о Журдене. Прочитать 3-5 действия пьесы

13.05


66

Сатира на дворянство и невежественность буржуа.

1

Урок ЗУН

Комментирование художественного текста

Ответить на вопрос: что характерно для комедии «Мещанин во дворянстве» как комедии классицизма?

Уметь определять приёмы создания Мольером комических ситуаций, объяснять конфликт комедии



16.05


67

Герои пьесы и особенности их изображения

1

Урок ЗУН

Чтение в лицах

Ответить на вопросы

Уметь составлять характеристику персонажей


Подготовить пересказ 3 частей книги «Путешествие Гулливера»

20.05


68

Д.ж.Свифт. «Путешествие Гулливера»

1

Урок ЗУН

Чтение статьи о писателе пересказы 3 частей книги

Комментирование художественного текста

Ответить на вопросы

Уметь объяснять отношение автора к изображенному


Прочитать роман

В. Скотта «Айвенго»

23.05


69

В. Скотта «Айвенго» как исторический роман.

1

Урок ЗУН

Чтение статьи о писателе, сообщения о короле Ричарде, Робен Гуде, рыцаре Айвенго.

Сравнить роман В.Скотта и произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Понимать историческое время, изображенное в романе


Доказать, что роман «Айвенго»- исторический роман

27.05









70








Итоговый урок.









30.05


























































»










Таблицы

Теория литературы


  1. Роды литературы

  1. Художественные системы в литературе

  2. Классицизм. Сентиментализм

  3. Романтизм. Модернизм

  4. Реализм как литературное направление

  5. Темы и мотивы в литературе

  6. Жанры лирики

  7. Жанры лирики

  8. Рифма

  9. Принципы ритмической организации стихотворений

  10. Строфа

  11. Виды строф в лирике

  12. Виды строф в лирике

  13. Твёрдые стихотворные рифмы

  14. стихосложение

  15. Лирический герой

  16. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы

  17. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы

  18. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы

  19. Изобразительно-выразительные средства языка. Стилистические фигуры


Электронные пособия


Литература


  1. Библиотека мировой литературы, выпуск 1. Европейская литература XIV-XVIII веков.

  1. Библиотека русской классики, выпуск 1. (Бунин, Блок, Бабелҗ и др.)

  2. Библиотека русской классики, выпуск 3. (Андреев, Белый, Кузмин, Сологуб и др.)

  3. Библиотека русской классики, выпуск 6. 9Беляев, Грин, Куприн, А.Н.толстой)

  4. Русская литература от Нестора до Маяковского.

  5. Русская поэзия XVII-XX веков.

  6. Хрестоматия по русской литературе.

  7. Русская литература. Мультимедийная энциклопедия.

  8. Мудрые мысли и изречения. Том 3.

  9. Д.Н.Мамин-Сибиряк. Алёнушкины сказки.

  10. А.Грин “Алые паруса”..

  11. А.С.Пушкин. Стихи и сказки.

  12. Н.В.Гоголь. Школьная хрестоматия. Начитанные сокращённые тексты.

  13. А.П.Чехов. Рассказы.

  14. Л.Н.Толстой. Школьная хрестоматия. Начитанные сокращённые тексты