Отдел образования Администрации Тальменского района Алтайского края Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Озерская средняя общеобразовательная школа»
Тальменского района Алтайского края

«Рассмотрено»
на заседании МО (кафедры) русского языка и литературы Протокол № _1_
от «_29_» _августа 2016г.
Руководитель МО
/Ишкова Т.В./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
по предмету: литература для 8 класса
Рабочая программа составлена на основе «Программ
общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы»,
авторы В.Я. Коровина, В.И. Коровин и др. - М.: Просвещение, 2010г.
Срок реализации программы: 2016 - 2017 учебный год
Составители:
Сафронова Марина Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
высшая квалификационная категория;
Тараданова Ирина Михайловна,
учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория
с. Озёрки
2016г.
Отдел образования Администрации Тальменского района Алтайского края
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Озерская средняя общеобразовательная школа»
Тальменского района Алтайского края
«Рассмотрено» на заседании МО (кафедры) русского языка и литературы Протокол № _1_ от «_29» _августа 2016г Руководитель МО _________/Ишкова Т.В./ | | «Утверждаю» Директор школы ___________/Леоненко Н.И./ Приказ № _118 от «_31 » _августа 2016г_ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
по предмету: литература для 8 класса
Рабочая программа составлена на основе
«Программ общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы»,
авторы В.Я. Коровина, В.И. Коровин и др. - М.: Просвещение, 2010г.
Срок реализации программы: 2016 – 2017 учебный год
Составители:
Сафронова Марина Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория;
Тараданова Ирина Михайловна,
учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория
с. Озёрки
2016г.
2. Пояснительная записка
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта: литература
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Программа составлена на основе авторской программы для среднего (полного) общего образования по литературе. Автор–составитель: В.Я. Коровина, В.И. Коровин и др. - М., Просвещение, 2010г.
Основная образовательная программа основного или среднего общего образования МКОУ «Озерская СОШ».
Локальный акт школы «Положение о рабочей программе»
Для реализации программы используется учебник «Литература. 8 класс» (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв и др.) - Москва, Просвещение, 2012г., внесённый в перечень рекомендованных МО РФ и обеспечивающий процесс обучения.
Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого, в нее включены для изучения произведения, не предусмотренные Госстандартом:
- «Шемякин суд» (из древнерусской литературы);
- К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака»;
- И.С. Шмелев «Как я стал писателем»
Восьмиклассники получают общие представления о писателях – их жизни и творчестве, о связи изучаемых произведений с историческими условиями, в которых они были созданы и которые в них так или иначе отразились.
Одна из ведущих проблем литературы 8 класса – это «взаимосвязь литературы и истории». Изучаемые произведения отличаются богатством нравственной проблематики: вопросы смысла жизни, моральной ответственности человека перед обществом. Уделяется большое внимание вечным проблемам: жизни и смерти, войны и мира, бурным событиям истории и мирной будничной жизни.
Основа уроков литературы – работа с текстом художественного произведения, постижение авторского понимания окружающего мира, человеческих отношений. Предусмотрено чтение и изучение отдельных произведений устного народного творчества, русской и советской литературы, а также произведений зарубежных писателей.
Цель изучения литературы в школе – приобщение к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Задачи курса литературы: развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе; совершенствовать навыки выразительного чтения; сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений; использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся; расширить кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.
Технологии обучения: здоровьесберегающие, дистанционные, ИКТ-технологии, личностно-ориентированное обучение.
В связи с погодными условиями (низкой температурой), по причине эпидемий, в работе с часто болеющими детьми в рабочую программу вносятся дополнения и изменения: применяются дистанционные образовательные технологии и электронное обучение. Основным средством реализации электронного обучения является Автоматизированная система «Сетевой город. Образование». Осуществляется дистанционное консультирование учащихся по темам с использованием лекций, презентаций, ЭОР и др., а также дистанционное сопровождение домашних заданий и контрольные работы.
При использовании ДОТ поурочное тематическое планирование остаётся без изменений, корректируются только методы, средства и формы реализации этого содержания. Формы поурочного планирования: он-лайн, офф-лайн. Реализации ДОТ способствует материально-техническое обеспечение: компьютер с выходом в Интернет, доступность АИС «Сетевой город. Образование» для участников образовательного процесса.
Методы и приёмы обучения: словесный, наглядный, практический.
Виды деятельности учащихся: рецептивная (чтение статьи, художественного текста, ответы на вопросы по статье), репродуктивная (пересказ текста, статьи учебника, ответы на вопросы репродуктивного характера, работа со словарём), продуктивная творческая (составление плана, создание собственных текстов, выразительное чтение, чтение по ролям, выступление с сообщением), исследовательская (анализ текстов, сопоставительный анализ), поисковая (установление ассоциативных связей с произведениями живописи).
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе:
Промежуточный контроль: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого и сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям; викторина.
Итоговый контроль: сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода; тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания; творческий зачет; защита проектов.
Программа рассчитана на 102 часа в учебный год, 3 часа в неделю.
Количество контрольных работ - 6.
Лабораторных и практических работ - 16.
3. Содержание учебного курса
№ | Содержание | Количество часов |
1 | Введение. Устное народное творчество | 1+3 |
2 | Древнерусская литература XVIIIвека | 4 |
3 | Русская литература XVIII века | 5 |
4 | Русская литература XIX века | 47 |
5 | Русская литература ХХ века | 29 |
6 | Зарубежная литература. Итоговые уроки | 11+2 |
| Всего | 102 |
4. Тематическое планирование по литературе в 8 классе
(102 часа)
Программа под редакцией В.Я. Коровиной
Учебник: «Литература. 8 класс» под ред. В.Я. Коровиной и др.
№ п/п | Раздел/ урок | Наименование разделов и тем | Всего часов | Лабора-торные и прак-тиче-ские (тема) | Контрольные и диагно-стичес-кие мате-риалы (тема) | Виды контроля | Требования к уровню подготовки учащихся | Используемое оборудован ие |
1 | | Введение. Литература и история | 1 | | | Тезисы лекции | | Комп., М/М Презентация |
Раздел 1 «Устное народное творчество» Цель: показать разнообразие жанров, идейное и нравственное содержание народных песен, преданий |
2 | 1.1 | Устное народное творчество. Лирические песни «В тёмном лесе…», «Уж ты ночка…», «Вдоль по улице метелица метёт…» | 1 | | | Найти устоявшиеся поэтические формы в песнях | Знать определение понятий «народная песня», «лирическая песня»,; уметь определять жанровые особенности лирических песен | Комп., Фонохрестом. |
3 | 1.2 | Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Частушка как малый песенный жанр | 1 | | | Объяснить смысл слов В.Г. Белинского: «Песни лирические – это «простодушные излияния горя или радости сердца» | Знать определение понятий «историческая песня», «частушка»; уметь определять жанровые особенности исторических песен | Комп., Фонохрест. |
4 | 1.3 | Предание как исторический жанр русской народной прозы. «О покорении Сибири Ермаком» | 1 | | | Выразительное чтение | Знать определение понятия «предание»; уметь определять жанровые особенности преданий | |
Раздел 2 «Древнерусская литература» Цель: знакомить с жанрами древнерусской литературы, раскрывать патриотические и гуманистические идеалы произведений |
5 | 2.1 | Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» | 1 | | | Составить словарик характерных для текста «Жития…» слов, которые «ушли в прошлое» | Знать определение «жития»; уметь объяснять смысл понятия «духовная литература»; | Комп., М/М Презентация |
6 | 2.2 | Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского | 1 | | | Найти в тексте традиционные житийные мотивы | уметь вычленять композиционные части в житии; | Комп., М/М Презентация |
7 | 2.3 | «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Действительные и вымышленные события, новые герои | 1 | | | Ответить на вопрос: «Почему произведение называется «Шемякин суд»?» | Знать определение «сатирическая повесть»; уметь находить приемы сатирического изображения, жанровые особенности сатирической повести | |
8 | 2.4 | Сатирический пафос произведения. Особенности поэтики | 1 | | | Составление словаря по повести | | |
Раздел 3 «Литература 18 века» Цель: на примере комедии Д.И. Фонвизина показать прогрессивные идеи произведений классицизма |
9 | 3.1 | Д.И. Фонвизин. «Недоросль».(сцены) Сатирическая направленность комедии. | 1 | | | Ответить на вопрос: «Почему для Пушкина Д.Фонвизин – «из перерусских русский» и «сатиры смелый властелин»?» | Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности; уметь анализировать текст, называть персонажей, выражающих авторскую оценку | Комп., М/М Презентация |
10 | 3.2 | Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме | 1 | | | Ответить на вопрос: «Как складывается судьба главных героев?» | уметь давать характеристику героям | Комп., М/М Презентация |
11 | 3.3 | Анализ эпизода комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Особенности анализа эпизода драматического произведения | 1 | | | Доказать, что Митрофан – лишь зеркало Простаковой | | |
12 | 3.4 | Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» | 1 | 1 | | Работа с черновым вариантом сочинения. Редактирование написанного | | |
13 | 3.5 | Написание сочинения-рассуждения по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» | 1 | 1 | | Сочинение-рассуждение | | |
Раздел 4 «Литература 19 века» Цель: знакомить с творчеством писателей 19 века; раскрывать идейно- нравственное богатство произведений |
14 | 4.1 | И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа, | 1 | | | Анализ басни | Знать авторов, творческую историю создания произведений; уметь наблюдать над словом в его художественной функции; уметь анализировать текст художественного произведения; уметь ставить перед собой вопросы; уметь сравнивать произведение с другими произведениями; понимать духовный мир, мысли и чувства героя; уметь давать характеристику литературному герою | Комп., М/М Презентация |
15 | 4.2 | Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков | 1 | | | Инсценирование басни | уметь определять тему, идею, композицию произведения | Комп., М/М ЭОР |
16 | 4.3 | И.А. Крылов – поэт и мудрец. | 1 | | | Создание своей басни | | Комп., М/М Презентация |
17 | 4.4 | К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей | 1 | | | Выразительное чтение | Знать автора, творческую историю создания произведений; уметь наблюдать над словом в его художественной функции; уметь анализировать текст художественного произведения | Комп., М/М Презентация |
18 | 4.5 | Образ Ермака Тимофеевича. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ | 1 | 1 | | Сопоставительный анализ | | |
19 | 4.6 | А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворения «Туча», «19 октября». Их основные темы и мотивы | 1 | | | Ответ на вопрос: «В чем для Пушкина заключалась высочайшая ценность дружбы?» Интерпретация стихотворения «Туча» | Знать автора, творческую историю создания произведений; уметь наблюдать над словом в его художественной функции; уметь анализировать текст художественного произведения | Комп., М/М Презентация |
20 | 4.7 | «Я помню чудное мгновенье». Особенности поэтической формы. «Память сердца» в стихотворении | 1 | | | Доказать, что стихотворение сюжетно: в нем отражается жизнь поэта, его судьба | | Комп., М/М Презентация Фонохрест. |
21 | 4.8 | А.С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина. Замысел создания романа «Капитанская дочка» | 1 | | | Ответить на вопрос: «Какие проблемы интересовали Пушкина? В чем значение «Истории пугачевского бунта»?» | | Комп., Фонохрест. |
22 | 4.9 | А.С. Пушкин. «История Пугачёва» (отрывки).Отношение к Пугачёву народа, дворян и автора | 1 | | | | | Комп., М/М Презентация |
23 | 4.10 | А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения | 1 | | | Ответить на вопрос: «Что хорошего и что дурного вынес Гринев из детских и отроческих лет?» | | Комп., М/М Презентация |
24 | 4.11 | Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности Проблемы чести, достоинства, нравственного выбора в романе «Капитанская дочка» | 1 | | | Ответить на вопрос: «Почему финал романа остался «открытым»?» | Знать автора, факты жизни и творческой деятельности; уметь определять тему, понимать сюжет, сложный мир героев; давать сравнительную характеристику | Комп., М/М Экранизация |
25 | 4.12 | Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал А.С. Пушкина | 1 | | | Анализ эпизодов | | Комп., М/М Экранизация |
26 | 4.13 | Пугачёв и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина | 1 | | | Создать два портрета- миниатюры Пугачева (один - глазами Гринева, другой - глазами Савельича) | | Комп., М/М ЭОР |
27 | 4.14 | Гуманизм и историзм А.С. Пушкина. В романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Фольклорные мотивы | 1 | | | Составить таблицу – сравнение «Пугачев» | | Комп., М/М Экранизация |
28 | 4.15 | Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | 1 | 1 | | Сбор материалов, редактирование написанного | | |
29 | 4.16 | Повесть «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы | 1 | | | Ответить на вопрос: «Что означает пушкинская формула «смиренная проза»?» | | |
30 | 4.17 | Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга | 1 | | | Анализ эпизодов | | Комп., М/М Экранизация |
31 | 4.18 | Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина | 1 | | 1 | Контрольная работа | | |
32 | 4.19 | М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю. Лермонтова | 1 | | | Тезисы лекции | | Комп., М/М Презентация |
33 | 4.20 | М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой | 1 | | | Составить план поэмы | Знать автора, факты жизни и творческой деятельности; уметь определять тему, понимать сюжет, сложный мир героя; давать характеристику | Комп., Фонохрест. |
34 | 4.21 | Воспитание в монастыре. Романтически-условный историзм поэмы | 1 | | | Составить план характеристики главного героя | | Комп., М/М Презентация |
35 | 4.22 | Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме | 1 | | | Тезисы лекции | | Комп., М/М ЭОР |
36 | 4.23 | Анализ эпизода из поэмы «Мцыри» | 1 | 1 | | Анализ эпизода | | |
37 | 4.24 | Контрольная работа по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» | 1 | | 1 | Контрольная работа | | |
38 | 4.25 | Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Исторические произведения в творчестве Гоголя. | 1 | | | | | Комп., М/М Презентация |
39 | 4.26 | «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии «Ревизор» и ее первой постановки | 1 | | | Ответить на вопрос: «Почему комедия Гоголя была воспринята чиновничьим миром резко отрицательно?»Составить таблицу «Общественные пороки чиновников уездного города» | Знать автора, факты жизни и творческой деятельности; уметь определять тему, понимать сюжет; давать сравнительную характеристику; | |
40 | 4.27 | Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приёмы сатирического изображения чиновников. | 1 | | | Ответ на вопрос: «В чем загадка характера Хлестакова?» | | Комп., М/М Экранизация |
41 | 4.28 | Хлестаков. Понятие о «миражной» интриге. Хлестаковщина как нравственное явление Образ города и тема. Сатирическая направленность произведения | 1 | | | Ответить на вопрос: «Как проявляет себя в комедии «смех», честное, благородное лицо?» | | Комп., М/М Презентация |
42 | 4.29 | Основной конфликт пьесы «Ревизор» и способы его разрешения. Силы обличения социального зла в комедии | 1 | | | Конспект | | Презентация Экранизация |
43 | 4.30 | Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» | 1 | 1 | | Сбор материалов | | |
44 | 4.31 | Н.В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Башмачкиным лица. | 1 | | | Ответить на вопрос: «Почему автор наделяет героя невразумительной речью?» | | |
45 | 4.32 | Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга | 1 | | | Создать характеристику Петербурга | | Комп., М/М Экранизация |
46 | 4.33 | Гуманистический смысл повести Н.В. Гоголя «Шинель» | 1 | | | Ответить на вопрос: «Какова авторская позиция Гоголя в «Шинели»?» | | |
47 | 4.34 | Урок контроля по произведениям Н.В. Гоголя «Ревизор», «Шинель» | 1 | | 1 | Контрольная работа | | |
48 | 4.35 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «История одного города» как сатира на общественные порядки | 1 | | | Анализ эпизодов | | Комп., М/М Презентация |
49 | 4.36 | Образы градоначальников. Средства создания комического произведения | 1 | | | Создание образов градоначальников | | |
50 | 4.37 | Обучение анализу эпизода из романа «История одного города» | 1 | 1 | | Анализ эпизода | | |
51 | 4.38 | Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» | 1 | | | Составить вопросы по каждой главе | | Комп., М/М Презентация |
52 | 4.39 | Сатира на чиновничество. Художественная деталь как средство создания литературного образа | 1 | | | Выписать из текста крылатые выражения и поговорки | | |
53 | 4.40 | Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика | 1 | | | Установить связь рассказа с записями в дневнике. Составить портрет рассказчика | | Комп., М/М Презентация |
54 | 4.41 | Идея разделенности двух Россий. Мечта о воссоединении дворянства и народа | 1 | | | Таблица «Две России в одном рассказе» | | |
55 | 4.42 | Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала» | 1 | | | Таблица «Художественные особенности рассказа» | | Комп., М/М Презентация |
56 | 4.43 | Нравственные проблемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество» | 1 | | | Составить портрет главного героя | | |
57 | 4.44 | Урок контроля по произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.С. Лескова и Л.Н. Толстого | 1 | | 1 | Урок контроля | | |
58 | 4.45 | Пейзажная лирика поэтов второй половины 19 века. Ф.И. Тютчев. А.А. Фет | 1 | | | Выразительное чтение | | Презентация Фонохрест. |
59 | 4.46 | А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье | 1 | | | Ответить на вопрос: «Что значит для Алехина стремление «жить по правде»?» | | Комп., М/М Презентация |
60 | 4.47 | Психологизм рассказа А.П. Чехова «О любви» | 1 | | | Анализ финальной сцены | | |
Раздел 5 «Литература 20 века» Цель: знакомить с отдельнымипроизведениями русских писателей 20 века; раскрывать богатство содержания произведений |
61 | 5.1 | И.А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ» | 1 | | | Ответить на вопрос: «Кто виноват в трагедии, которой завершается текст рассказа?» | Знать авторов, факты их жизни и творческой деятельности; уметь определять тему, понимать сюжет, сложный мир героев; давать сравнительную характеристику; уметь объяснять роль художественных средств | Комп., М/М Презентация |
62 | 5.2 | Мастерство И.А. Бунина – прозаика. Психологизм прозы писателя | 1 | | | Составить таблицу «Художественные особенности» | | |
63 | 5.3 | А.И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени» | 1 | | | Составить план рассказа | | Комп., М/М Презентация |
64 | 5.4 | Представление о любви и семейном счастье в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени» | 1 | | | Подобрать цитаты к сравнительной характеристике героев | | |
65 | 5.5 | Урок-диспут «Что значит быть счастливым?» | 1 | 1 | | Диспут | | |
66 | 5.6 | Подготовка к домашнему сочинению по рассказам И.А. Бунина, А.И. Куприна | 1 | 1 | | Собрать материалы | | |
67 | 5.7 | А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в поэзии. Образ России и ее истории в стихотворении «Россия» | 1 | | | Анализ художественных средств | | Комп., М/М Презентация Фонохрест. |
68 | 5.8 | С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему | 1 | | | Анализ текста | | Комп., М/М Презентация |
69 | 5.9 | Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина | 1 | 1 | | Сравнительная характеристика | | |
70 | 5.10 | И.С. Шмелев. Воспоминание о пути к творчеству в рассказе «Как я стал писателем» | 1 | | | Составить небольшой рассказ | | |
71 | 5.11 | Отзыв на рассказ И.С. Шмелева «Как я стал писателем» | 1 | 1 | | Отзыв | | |
72 | 5.12 | Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий | 1 | | | Тезисы лекции | | Комп., М/М Презентация |
73 | 5.13 | Художественное своеобразие рассказа Н. Тэффи «Жизнь и воротник» | 1 | | | Художественный пересказ текста | | Комп., Фонохрест. |
74 | 5.14 | Художественное своеобразие рассказа М. Зощенко «История болезни» | 1 | | | Составить цитатный план | | |
75 | 5.15 | М.А. Осоргин. Слово о писателе. Своеобразие рассказа «Пенсне» | 1 | | | Выборочно пересказать текст | | |
76 | 5.16 | Сочетание реальности и фантастики в рассказе М.А. Осоргина «Пенсне» | 1 | | | Таблица «Язык рассказа» | | |
77 | 5.17 | А.Т. Твардовский – поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Теркин» | 1 | | | Составить цитатный план | | Комп., М/М Презентация |
78 | 5.18 | Поэма «Василий Теркин» - книга про бойца и для бойцов | 1 | | | Выразительное чтение; инсценирование эпизодов | | Комп., М/М Презентация Фонохрест. |
79 | 5.19 | Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Героика и юмор в поэме | 1 | | | Ответить на вопрос: «В чем заключается противопоставление мира природы и картин войны?» | | Комп., М/М Презентация |
80 | 5.20 | Подготовка к сочинению по поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин» | 1 | 1 | | Сбор материалов | | |
81 | 5.21 | А.П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение» | 1 | | | Ответить на вопрос: «Как вы объясните слова жены героя: «Что ты понимаешь в нашей жизни?» | | Комп., М/М Экранизация |
82 | 5.22 | Стихи и песни о Великой Отечественной войне | 1 | | | Выразительное чтение стихотворений | | Комп., Фонохрест. |
83 | 5.23 | Боевые подвиги и военные будни в творчестве М. Исаковского, Б. Окуджавы, А. Фатьянова, Л. Ошанина | 1 | | | Прослушивание песен о войне | | Комп., М/М Презентация Фонохрест. |
84 | 5.24 | В.П. Астафьев. Слово о писателе. Автобиографичность рассказа «Фотография, на которой меня нет» | 1 | | | Ответить на вопрос: «Почему рассказчику дорога фотография, на которой его нет?» | | Комп., М/М Презентация |
85 | 5.25 | Проблема нравственной памяти в рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» | 1 | | | Обосновать мысль, что рассказ В.Астафьева – тоже своеобразная история нашего народа | | |
86 | 5.26 | Подготовка к сочинению «Великая Отечественная война в литературе 20 века» | 1 | 1 | | Сбор материалов | | |
87 | 5.27 | Сочинение «Великая Отечественная война в литературе 20 века» | 1 | 1 | | Сочинение | | |
88 | 5.28 | Испытание на истинную человечность в рассказе Г.К. Паустовского «Телеграмма» | 1 | | | Ответить на вопрос: «Почему Насте не удалось достигнуть гармонии между заботами «о дальних» и любовью к самому близкому человеку?» | | |
89 | 5.29 | Русские поэты о Родине. Художественное своеобразие лирики Н. Рубцова | 1 | | | Выразительное чтение и исполнение песен на стихи Н.Рубцова | | Комп., Фонохрест. |
Раздел 6 «Зарубежная литература» Цель: знакомить с классическими произведениями западноевропейской литературы, выявлять идейно-нравственные проблемы |
90 | 6.1 | У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви | 1 | | | Ответить на вопрос: «Как вы понимаете, что «Ромео и Джульетту» называют «оптимистической трагедией»? | Знать авторов, факты их биографии и творческой деятельности, содержание произведений; уметь объяснять особенности жанра, основной конфликт, уметь определять темы, роль изобразительных средств, понимать особенности драматического произведения эпохи классицизма, уметь сотрудничать в процессе выполнения творческого задания | Презентация |
91 | 6.2 | «Вечные проблемы» в трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» | 1 | | | Словесные портреты главных героев | | Комп., М/М Экранизация |
92 | 6.3 | Анализ эпизода из трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» | 1 | 1 | | Анализ эпизода | | Комп., М/М Экранизация |
93 | 6.4 | Сонеты У. Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» | 1 | | | Выразительное чтение сонета | | Комп., Фонохрест. |
94 | 6.5 | Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественность буржуа. | 1 | | | Составить характеристику Журдена | | |
95 | 6.6 | Герои пьесы и особенности их изображения | 1 | | | Анализ действий | | |
96 | 6.7 | Общечеловеческий смысл комедии Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве» | 1 | | | Ответить на вопрос: «В чем заключается общечеловеческий смысл комедии?» | | |
97 | 6.8 | Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества | 1 | | | Ответить на вопрос: «Почему «Путешествие Гулливера» - самая веселая книга для детей?» | | |
98 | 6.9 | Гротесковый характер изображения. Анализ эпизода произведения Дж. Свифта | 1 | 1 | | Анализ эпизода | | |
99 | 6.10 | В. Скотт. «Айвенго» как исторический роман | 1 | | | Доказать, что роман «Айвенго» - исторический роман | | |
100 | 6.11 | Главные герои и события в романе В. Скотта «Айвенго» | 1 | | | Создать портрет главного героя | | Комп., М/М Экранизация |
101 | 6.12 | Урок-зачёт | 1 | | 1 | Защита проектов. Мультимедийная презентация | | |
102 | 6.13 | Урок-зачёт. Задание на лето | 1 | | 1 | | | |
| | Всего | 102 | 16 | 6 | | | |
**дом.соч – домашнее сочинение, *комп.- компьютер, *М\М- мультимедийный проектор, *отр – отрывок, *табл – таблица, *Фонохрест.- фонохрестоматия, *ЭОР- электронный образовательный ресурс
5. Требования к уровню подготовки обучающихся
по данной программе
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя;
уметь
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
6. Формы, способы и средства проверки и оценки
результатов обученности по данной рабочей программе:
Промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого и сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям; викторина.
Итоговый: сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода; тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания; творческий зачет; защита проектов.
Критерии оценивания учебной деятельности по литературе (7 – 9 классы)
1. Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
1. знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
2. умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
3. понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
4. знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
5. умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
6. умения владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный
текст.
Общие требования к устному ответу по литературе
1. Соответствие ответа формулировке темы.
2. Содержательность, глубина и полнота ответа. Достоверность излагаемого материала. Хорошее знание текста художественного произведения.
3. Аргументированность, логичность и композиционная стройность ответа.
4. Достаточный интеллектуально-культурный и научно-теоретический уровень ответа.
5. Умение воспринимать художественное произведение как факт искусства слова. Знание и понимание основных закономерностей и проблем развития литературы, умение анализировать содержание и форму художественных произведений.
6. Грамотная, богатая, точная и выразительная речь.
Критерии оценки устных ответов по литературе
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение раскрыть тему, объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Отметка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.
2. Оценка сочинений
Нормы оценки сочинений
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;·
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
1. разнообразие словаря и грамматического строя речи;
2. стилевое единство и выразительность речи;
3. число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок: орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оцен ка | Содержание и речь | Грамотность |
«5» | Ставится за сочинение: Глубоко и аргументированно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для раскрытия, умения целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию; допускается незначительная неточность в содержании, 1-2 речевых недочета. | Допускается: 1 орфографическая или 1 пунктуационная ошибка, или 1 грамматическая ошибка. |
«4» | Ставится за сочинение: Достаточно полно и убедительно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и др. источников по теме сочинения и умения пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения. Логическое и последовательное изложение содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются 2-3 неточных в содержании, незначительных отклонения от темы, а также не более 3-4 речевых недочетов. | Допускается: 2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных, или 4 пунктуационных ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» | Ставится за сочинение: В котором: в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но однотипный или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владения основами письменной речи; в работе имеется не более 4-х недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5кл. – 5 орфографических и 4 пунктуационных), а также 4 грамматические ошибки |
«2» | Ставится за сочинение: Которое не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок. | Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок,8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок |
«1»** | В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов | Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок |
* 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
** Отметка “1” является составляющей в пятибалльной системе оценивания знаний, но она носит в основном воспитывающий характер и используется в текущем контроле -сборник «Программы средней общеобразовательной школы. Литература» (М., 1988), раздел «Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся».
3. Оценка тестовых работ
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
Отметка «5» ставится, если ученик выполнил верно 90 – 100 %заданий.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее трёх четвёртых заданий.
Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Отметка «1» ставится, если работа не выполнена.
4. Оценка зачётных работ
Зачёт – форма проверки знаний, позволяющая реализовать дифференцированный подход.
Зачётные работы состоят из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть
предусматривает устную форму работы в виде ответа на вопрос. Практическая часть предусматривает письменную форму работы в виде теста. Содержание зачётной работыдолжно охватывать весь подлежащий усвоению материал определённой темы и обеспечивать
достаточную полноту проверки.
Зачетные работы оцениваются по следующим критериям:
1 часть (теоретическая) – по критериям оценки устных ответов;
2 часть (практическая) – по критериям оценки тестовых работ.
Каждая часть работы оценивается отдельной отметкой, но в журнал выставляется одна.
7. Планируемые результаты обучения
1. Доля обучающихся, освоивших тему на уровне стандарта - 30%
2. Доля обучающихся, превысивших стандарт - 70 %
8. Перечень учебно – методического обеспечения.
1. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). 10-11классы (Профильный уровень) под редакцией Коровиной В.Я./ 10-е изд.- М: Просвещение, 2010г.
2. Литература. 8 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Авт.-сост. Коровина В.Я. и др. - М.: Просвещение, 2012г.
3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе. Пособие для учителей – М.: Просвещение, 2009г.
4. Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлёв В.П. Читаем, думаем. Спорим…Дидактические материалы по литературе. 8 класс - М.: Просвещение, 2014г.
5. Беляева Н.В. Литература. Проверочные работы. 5-9 классы – М., Просвещение, 2010 г.
6. Макарова Б.А. Дидактические материалы по литературе. 8 класс: к учебнику В.Я. Коровиной «Литература. 8 класс» - М.: Экзамен, 2010г.
7. Литература. 8 класс: Поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной. Часть 1-2.
Автор-составитель Шадрина С.Б./ Изд. 2-е, испр. и доп.- Волгоград: Учитель, 2011г
8. Черных О.Г. Практикум по литературе: 8 класс - М.: ВАКО, 2010г.
9. Мультимедийные презентации, ЭОР к урокам.
10. Экранизация произведений (ДВД), аудиокниги (СД )
11. Раздаточный материал (карточки, тесты)
9. Список литературы (основной)
1. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). 10-11классы (Профильный уровень) под редакцией Коровиной В.Я./ 10-е изд.- М: Просвещение, 2010г.
2. Литература. 8 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений/ Авт.-сост. Коровина В.Я. и др. - М.: Просвещение, 2012г.
3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе. Пособие для учителей – М.: Просвещение, 2009г.
4. Коровина В.Я., Коровин В.И. Читаем, думаем. Спорим… Дидактические материалы по литературе. 8 класс - М.: Просвещение, 2014г.
5. Беляева Н.В. Литература. Проверочные работы. 5-9 классы – М., Просвещение, 2010 г.
Список литературы (дополнительной)
1. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс – М.: ВАКО,
2010г.
2. Черных О.Г. Практикум по литературе: 8 класс- М.: ВАКО, 2010г.
3. Макарова Б.А. Дидактические материалы по литературе. 8 класс: к учебнику В.Я. Коровиной «Литература. 8 класс» - М.: Экзамен, 2010г.
4. Литература. 8 класс: Поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной. Часть 1-2/ Автор-составитель Шадрина С.Б./ изд. 2-е, испр. и доп.- Волгоград: Учитель, 2011г.
10. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
Предмет: Литература
Ф.И.О. учителя: Тараданова Ирина Михайловна
№ п/п | Дата внесения изменений | Характеристика изменения | Реквизиты документа, которым закреплено изменение | Подпись сотрудника, внесшего изменение |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |