Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Топановская средняя школа № 16
имени Кокова Н.Н.
согласовано: Утверждаю:
заместитель директора директор
по учебно-воспитательной работе МБОУ Топановская СШ № 16
_______/Чустеева А.Г./ имени Кокова Н.Н.
«____»_____________2016 г ________/Ботандаева Н.А./
Приказ №____от _______2016 г
Рабочая программа
по литературе
основного общего образования
на 2016 – 2017 учебный год
(8 класс, 2 часа в неделю)
Разработчик программы: Аешина О.П., учитель русского языка и литературы
программа рассмотрена на заседании
школьного методического объединения
учителей гуманитарных дисциплин
Протокол № ___от ____________2016 г.
аал Топанов
2016
Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературе для учащихся 8 класса составлена на основе документов:
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования (утверждён Приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004)
- Письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005г. 3 103-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана.
- Образовательная программа МБОУ Топановской СОШ №16. Приказ № 138 от 30.08.2016г.
- Положение «О порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), утвержденного приказом № 104 от 26.08.2015г.
Место предмета в учебном плане
Содержание программы соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования и учебному плану МБОУ Топановская СШ № 16 им. Кокова Н.Н. (приказ № 137 от 30.08.2016г.). Литература является предметом Федерального компонента учебного плана ОУ, на реализацию которого отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
осознать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
формировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества;
обеспечить осознание у обучающихся коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
воспитать квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
развить способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
обеспечить овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.,
сформировать умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Общая характеристика учебного предмета.
Своеобразие литературы как базовой учебной дисциплины определяется спецификой литературы как словесного искусства. Образная природа литературы позволяет оказывать непосредственное эмоциональное воздействие на читателя и таким образом активно формировать его мировоззренческие установки, духовно-нравственные идеалы, эстетический вкус. Сложность учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство. При этом в школе с родным (нерусским) языком обучения соотношение литературного материала (художественных произведений) с историко- и теоретико-литературными знаниями оказывается несколько иным, в сравнении с русской школой, поскольку определенный объем сведений историко- и теоретико-литературного характера учащиеся приобретают в курсе родной литературы.
Изучение русской литературы учащимися школ с родным (нерусским) языком обучения, имеет много общего с литературным образованием учащихся русских школ, характеризуется ярко выраженной спецификой. Наряду с русской литературой в школе с родным (нерусским) языком обучения изучается родная литература, т. е. литературное образование осуществляется на бикультурной основе; русская литература изучается в нерусской языковой и культурно-исторической среде, отражающей своеобразие социально-исторического развития нации, национального предметного мира (природа, быт), национальных традиций развития культуры. Национальная специфика опосредованно влияет на восприятие русской литературы нерусскими учащимися, поэтому в процессе ее изучения в школе с родным (нерусским) языком обучения необходимо учитывать национальные особенности родной для учащихся литературы.
Рабочая программа за предыдущий учебный год реализована в полном объёме.
Межпредметные связи
Учебный предмет «Литература» - часть образовательной области «Филология». Он тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения русской речи учащихся школ с родным (нерусским) языком обучения, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной речью. Этим определяется особая важность установления в школе с родным (нерусским) языком обучения теснейших связей в преподавании русского языка и русской литературы.
Изучение русской литературы тесно связано с изучением обществоведения, истории Российского государства и истории родного края, что формирует у учащихся историзм мышления, патриотическое чувство, гражданственность. Связь литературы с предметами художественного цикла (музыка, ИЗО, МХК), помогает понять специфику различных видов искусств.
Литературное творчество учащихся школ с родным (нерусским) языком обучения, которое является составной частью литературного образования, включает наряду с творческими работами различных жанров на русском языке, перевод фрагментов художественного текста с русского языка на родной и с родного на русский.
Межпредметные связи с уроками истории, ИЗО осуществляются посредством использования упражнений и заданий с текстами из произведений писателей, поэтов и текстами публицистического характера по истории и культуре. Связь языка с литературой реализуется по нескольким направлениям, главными из которых являются чтение и работа с текстом, работа с художественно-языковыми средствами, разнообразные виды переложения текста (передачи его содержания) в устной и письменной формах, самовыражение и литературное творчество учащихся, публичная речь.
Использование регионального компонента содействует формированию у обучающихся способности к межнациональному диалогу, знакомству с культурой других народов.
В работе используется Учебник: Коровина В.Я. Литература. 8 класс. Учеб.для общеобразоват.учреждений. В 2 ч.\В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – 12-е издание. - М.:Просвещение, 2013, соответствующий федеральному перечню учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2016-2017 учебный год (приказ № 253 от 31 марта 2014г.).
Содержание рабочей программы
№ п\п | Название темы | Содержание темы | Количество часов |
Авторская (примерная) | Рабочая (авторизированная) |
1 | Введение | Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. | | |
2 | Устное народное творчество Русские народные сказки | В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Частушки как малый песенный жанр. Её тематика и поэтика. Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий. Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений). | | |
3 | Из древнерусской литературы | Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития. «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления). | | |
4 | Из литературы XVIII века | Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении. | | |
5 | Из литературы XIX века | Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе. «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений). Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке. Теория литературы. Дума (начальное представление). Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. «Туча». К*** («Я помню чудное мгновенье...»). «19 октября». Их основные темы и мотивы. «История Пугачева» (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора. Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева». Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления). «Пиковая дама». Проблема «человека и судьбы». Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести. Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы. Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления). Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении. «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление. Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения. Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия). Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе. Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений). Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа. Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений. Поэзия родной природы А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...». Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии). История об упущенном счастье. Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений). | | |
6 | Из литературы XX века | Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И.А.Бунина-прозаика. Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Теория литературы. Сюжет и фабула. Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл. Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления). Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники) Писатели улыбаются. Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев. Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения. Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе. «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни. Тема честного служений Родине. Новаторский характер образа Василия Теркина поэме.. Правда о войне в Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления). Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя. «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа. Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи», Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений). Русские поэты о Родине, родной природе И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке». «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...». Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов. | | |
7 | Из зарубежной литературы | Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира. Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». Воспевание поэтом любви и дружбы. Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии. Жан Батист Мольер. Слово о Мольере. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Мастерство Мольера. Общечеловеческий смысл комедии. Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий). Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство общества. Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений. | | |
8 | Итоговое занятие | Задание на лето. | | |
Практические занятия
№ п\п | Название темы | Вид практического занятия |
1 | Устное народное творчество | Предания "О Пугачеве", "О покорении Сибири Ермаком". Наизусть (на выбор) |
2 | Из древнерусской литературы | Внеклассное чтение. «Шемякин суд" как сатирическое произведение 17 века. |
3 | Из литературы XVIII века | Сочинение на тему: "Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе 18 века". |
4 | Русская литература 19 века | Внеклассное чтение . И. А. Крылов – поэт и мудрец. А.С.Пушкин. Капитанская дочка (отрывок наизусть). Сочинение по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка". Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина. М.Ю.Лермонтов "Мцыри" (отрывки по выбору учащихся наизусть). Сочинение по поэме «Мцыри» Н. В. Гоголь "Шинель"вн.чт Н.В.Гоголь. Ревизор (монолог одного из героев на выбор) Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина. Л.Н.Толстой. После бала (отрывок на выбор наизусть). Вн.чт. Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова. |
5 | Литература 20века | Сочинение по рассказам Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна. Вн.чт. Тэффи «Жизнь и воротник», М.М.Зощенко «История болезни» Контрольная работа по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, М.Горького, А.А.Блока, С.А.Есенина. А.Т.Твардовский. Василий Теркин (отрывок на выбор наизусть). Вн.чт. А.П.Платонов «Возвращение». Стихи и песни о Вов (наизусть) О Родине и родной природе (2-3 стих.наиз) |
6 | Зарубежная литература | Дж. Свифт. "Путешествия Гулливера"вн.чт Внеклассное чтение В. Скотт. "Айвенго". Литература и история (урок-зачет). |
Требования к уровню подготовки учащихся.
учащиеся по окончании курса 8 класса должны:
знать и понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей- классиков 19-20 вв., этапы их творческой эволюции;
историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
основные закономерности историко-литературного процесса, сведения об отдельных периодах его развития и черты литературных направлений и течений;
основные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать литературные произведения, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;
раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
связывать литературную классику со временем написания, современностью и с традицией;
выявлять сквозные темы и ключевые проблемы русской литературы;
определять род и жанр произведения;
выявлять авторскую позицию
выразительно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;
писать развернутый ответ на вопрос;
письменно составлять план сочинения;
писать рассказ-характеристику;
свободно владеть письменной речью.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Календарно-тематическое планирование
№ | дата | Тема урока | вид контроля |
по план | факт |
1 | | | Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. | |
2 | | | Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические и исторические песни. | |
3 | | | Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком» | чтение наизусть |
4 | | | Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» | |
5 | | | «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Особенности поэтики бытовой сатирической повести | |
6 | | | Д.И.Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. | |
7 | | | Анализ эпизода комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» | |
8 | | | Сочинение «Человек и история в фольклоре, древнерусской лит-ре и в лит-ре 18 века» (на примере 1-2 произведений) | сочинение |
9 | | | И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. | |
10 | | | И.А.Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. | |
11 | | | К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф.Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и её связь с русской историей. | |
12 | | | А.С.Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в лит-ре. «Туча», «К..» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» | чтение наизусть |
13 | | | А.С.Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина. | |
14 | | | А.С.Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. | |
15 | | | А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы. | |
16 | | | Гринев: жизненный путь героя. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич. | |
17 | | | Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина. | чтение наизусть (отрывок) |
18 | | | Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. | |
19 | | | Гуманизм историзм А.С.Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. | |
20 | | | Сочинение по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | сочинение |
21 | | | А.С.Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. | |
22 | | | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве. | |
23 | | | «Мцыри». Мцыри как романтический герой. | |
24 | | | Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. | чтение наизусть (отрывки) |
25 | | | Сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» | сочинение |
26 | | | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном Творчестве. | |
27 | | | «Ревизор» как социальная комедия. История создания комедии и её первой постановки. | |
28 | | | Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. | |
29 | | | Хлестаков. Хлестаковщина как нравственное явление | чтение наизусть (монолог одного из героев) |
30 | | | Особенности композиционной структуры комедии. Подготовка к домашнему сочинению. | |
31 | | | Н.В.Гоголь. «шинель». Образ «маленького человека» в литературе. | |
32 | | | Мечта и реальность в повести «Шинель» | |
33 | | | М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «История одного города» (отрывок) | |
34 | | | Обучение анализу эпизода из романа «История одного города» | |
35 | | | Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина. | |
36 | | | Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» | |
37 | | | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала» | чтение наизусть (отрывок) |
38 | | | Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. | |
39 | | | Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество» | |
40 | | | Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова | чтение наизусть |
41 | | | А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. | |
42 | | | И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». | |
43 | | | А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «куст сирени». | |
44 | | | Урок-диспут «Что значит быть счастливым?» Подготовка к домашнему сочинению. | |
45 | | | А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и её истории. | |
46 | | | С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. | |
47-48 | | | Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Подготовка к домашнему сочинению. | |
49 | | | Н.С.Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству. | |
50 | | | М.А.Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне» | |
51 | | | Писатели улыбаются. Журнал «Сатирикон». Тэффи «Жизнь и воротник». М.М.Зощенко «История болезни». | |
52 | | | контрольная работа по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, М.Горького, А.А.Блока, С.А.Есенина. | |
53 | | | А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. | |
54 | | | Василий Теркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа василия Теркина. | чтение наизусть (отрывок) |
55 | | | Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. | |
56 | | | А.П.Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». | |
57 | | | Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.Исаковского, Б.Окуджавы, Л.Ошанина, А.Фатьянова. | чтение наизусть |
58 | | | В.П.Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». | |
59 | | | Сочинение «Великая Отечественная война в литературе 20 века» | сочинение |
60 | | | Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе. | чтение наизусть (2-3 стих.) |
61 | | | Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды. | |
62 | | | У.Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. | |
63 | | | Сонеты У.Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы. | |
64-65 | | | Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. | |
66 | | | Дж.Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. | |
67 | | | В.Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман. | |
68 | | | Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето. | |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков по литературе
Оценка устных ответов учащихся.
При оценке устных ответов следует руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы.
Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью.
Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.
Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка тестовых работ
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
Оценка творческих работ
Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы.
Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия тема;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления учитываются:
- разнообразие словарного и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число языковых ошибок и стилистических недочетов.
При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается
правильное оформление сносок;
соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;
реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;
широта временного и фактического охвата дополнительной литературы;
целесообразность использования тех или иных источников.
Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.
Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.
Отметка “3” ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.
Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.
При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.
Оценка дополнительных заданий
При оценке выполнения дополнительных заданий отметки выставляются следующим образом:
- “5” – если все задания выполнены;
- “4” – выполнено правильно не менее ¾ заданий;
- “3” – за работу, в которой правильно выполнено не менее половины работы;
- “2” – выставляется за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Источники инфомации
для учителя:
Коровина В.Я. Литература. 8 класс. Учеб.для общеобразоват. Учреждений с прил.на электрон.носителе. В 2 ч. / В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы (базовый уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2008.
литература. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся\сост. Г.В.Цветкова.-Волгоград: Учитель, 2013
Фомин П.К. Тесты по русской литературе 5-11 классы. – М.: УЦ «Перспектива», 2010.
тематическое планирование. литература. 5-11 классы(по программе под редакцией В.Я. Коровиной)(компакт-диск)-издательство "Учитель", 2012.
для учащихся:
Коровина В.Я. Литература. 8 класс. Учеб.для общеобразоват. Учреждений с прил.на электрон.носителе. В 2 ч. / В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
Средства обучения и воспитания
1.Компьютер
2.Аудиоколонки
3.Проектор
4. Экран