Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования, Программы по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. (Базовый уровень) / автор-составитель В.Я.Коровина. - Москва «Просвещение» 2011, с авторской программой В.Я. Коровиной.- Москва «Просвещение» 2011 и учебника для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин - 2-е изд. - М: Просвещение, 2014
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
о воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
o формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
o формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
o освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
o развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
o формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
o формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
o осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
o развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной
деятельности. В основной школе на уроках литературы продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладевают чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У обучающихся будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
При изучении литературы обучающиеся должны усовершенствовать приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнить их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения литературы обучающиеся должны приобрести опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный);
критически оценивать содержание и форму текста.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
определять свое отношение к природной среде;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты
1) развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Предметные результаты выпускников основной школы по литературе выражаются в следующем:
о понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
о понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
oб умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений:
o определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
o приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
o формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка; собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
o понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
o восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
o умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
o написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
o понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
o понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Выпускник научится:
выявлять особенности языка и стиля писателя;
определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;
выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними, постепенно переходя к анализу текста;
анализировать литературные произведения разных жанров;
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;
вести учебные дискуссии;
собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
2. Содержание учебного предмета
Введение – 1 час
Литература и ее роль в духовной жизни общества. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
Древнерусская литература – 5 часа
«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника, проблема авторства. Характерные особенности произведения.
Теория литературы. «Слово» как жанр древнерусской литературы.
Литература XVIII века – 8 часов.
Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов - великий русский ученый, поэт, реформатор литературного русского языка. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия…» - типичные произведения в духе классицизма. Прославление родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В. Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Слово о поэте. «Властителям и судиям». Обличение несправедливости.
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль». Герои и события. Проблемы гражданственности. Проблемы образования и воспитания в комедии. Сатирическая направленность комедии.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Николай Михайлович Карамзин – писатель и историк. Слово о писателе. «Бедная Лиза», «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Понятие о сентиментализме.
Русская литература XIX века – 54 часа
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия.
XIX век в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Романтическая лирика начала века. К.Н. Батюшков, Н.М. Языков, Е.А. Баратынский, К.Ф. Рылеев, Д.В. Давыдов, П.А. Вяземский.
Теория литературы. Понятие о романтизме (развитие представления).
Александр Сергеевич Грибоедов: личность и судьба. Слово о драматурге. «Горе от ума». Обзор содержания комедии. Комедия «Горе от ума» - картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И.А. Гончаров «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Теория литературы. Конфликт в драматическом произведении (развитие понятия).
Александр Сергеевич Пушкин: жизнь и судьба. Слово о поэте. «Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» - роман в стихах. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Лирика. Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Слово о поэте. «Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» – первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. «Княжна Мери». Главные и второстепенные герои.
Основные мотивы лирики. Пафос вольности, чувства одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Слово о поэте. «Мертвые души» - история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков – «подлец-изобретатель» - новый герой эпохи.
Теория литературы. Развитие понятия о литературном типе, о сатире. Образ-символ (начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Слово о поэте. «Первая любовь» - психологический характер конфликта в повести. Композиция, особенности сюжета. Система образов: люди «прежнего времени», герои-эгоисты, герои высокой духовности. Любовь к жизни героев. «Тургеневская» девушка в повести. Образ героя-повествователя, лиризм, эмоциональность тона рассказа. Роль пейзажа в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представления).
Александр Николаевич Островский. Слово о поэте. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя как средоточие нравственных начал. Особенности сюжета. Победа любви – воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе. «Юность» - обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к духовному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм «диалектика души», чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Теория литературы. Автобиографичность произведения (развитие понятия). Внутренний монолог (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Слово о поэте. «Анна на шее». Особенности сюжета рассказа. Двуплановость системы образов. Совершенство композиции рассказа. Тема брака по расчету, разрушение семьи, фальшивость семейных отношений. Истинные и ложные ценности героев рассказа.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
Поэзия XIX века
Творчество Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета и других поэтов. Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
Русская литература XX - 27 часов
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века. Ведущие прозаики России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». Печальная история людей разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Разлука героев.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе (углубление понятия).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека» - смысл названия рассказа. Судьба родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина, труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней картины для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе (углубление понятия).
Русская поэзия XX века-
Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, вводов лирической поэзии. Вершины явления русской поэзии XX века.
Александр Александрович Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека…», «Заклятие огнем и мраком», «В ресторане», «Как тяжело ходить среди людей…», «Возмездие», «Ямбы». Высокие идеалы и предчувствия перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое проникновенное чувство родины.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте. «Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано…», «Отговорила роща золотая…», «Письмо к женщине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «До свиданья, друг мой, до свиданья…».
Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа лирики поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Россия – главная тема есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте. «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Люблю», «Прозаседавшиеся».
Сатирические стихи, стихи о любви. Новаторство Маяковского-поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Моим стихам, написанным так рано…», «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «С большою нежностью – потому…», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве», «Стихи к Блоку» из цикла «Ахматовой», «Родина».
Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе…», «О красоте человеческих лиц», «Я где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «Завещание».
Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Бег времени».
Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики стихотворений Ахматовой.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте. «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия». Стихотворения о родине, о природе.
«Я убит подо Ржевом»…». Реальность и фантастика в стихотворении. Нравственная позиция солдата. Незаметный и высокий героизм воина. Интонация и стиль стихотворения.
Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (развитие понятий).
Песни и романсы на стихи поэтов 19-20 веков.
Античная литература - 8 часов
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте. Лирика. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте. «К Мельпомене». Продолжение традиций горациевой оды в русской литературе.
Данте Алигьери. Божественная комедия (фрагменты). Универсально-философский характер поэмы.
У.Шекспир. Слово поэте и драматурге. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных лав). Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века».
Трагизм любви Гамлета и Офелии. «Гамлет» как философская трагедия.
И.В. Гёте «Фауст». Неразрывность связи добра и зла в трагедии.
Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы.
Итоговые занятия за курс 9 класса - 2 ч.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на усвоение каждой темы
№ п\п | Название раздела | Кол-во часов |
1. | Введение | 1 |
2. | Древнерусская литература | 5 |
3. | Литература XVIII века | 8 |
4. | Русская литература XIX века | 54 |
5. | Русская литература XX | 27 |
6. | Античная литература | 8 |
7. | Итоговые занятия по курсу 9 класса. | 2 |
| Итого | 105 |
Календарно – тематическое планирование по предмету «Литература» в 9 «А» классе на 2017 – 2018 учебный год.
№ | Дата по плану | Дата факт | Тема раздела, урока |
1. | 01.09 | | 1 четверть. Художественная литература в духовной жизни человека и культуре России. Лекция. |
2. | 05.09 | | Самобытность древнерусской литературы. Богатство жанров. «Слово о полку Игореве». История открытия памятника. Урок-путешествие. |
3. | 06.09 | | «Слово о полку Игореве». Сюжет. Герои. Исследование. |
4. | 08.09 | | Идея и художественные особенности «Слова».Связь с фольклором. Урок-исследование. |
5. | 12.09 | | Значение «Плача Ярославны» как самого яркого эпизода «Слова…» Конкурс чтецов |
6. | 13.09 | | Р/Р. Сочинение по «Слову…»«Патриотизм защитников родной земли». |
7. | 15.09 | | Анализ сочинения. Русская литература 18 века Русская литература 18 века как литература классицизма. Лекция. |
8. | 19.09 | | М.В.Ломоносов - поэт, учёный, реформатор русского литературного языка. Теория «трёх штилей». «Ода на день восшествия…». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, науки просвещения в творчестве М.Ломоносова. |
9. | 20.09 | | Творчество Г.Р.Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Беседа. |
10. | 22.09 | | Подвиг А.Н.Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение российской действительности. |
11. | 26.09 | | Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Урок-исследование. |
12. | 27.09 | | Н.М.Карамзин. Понятие о сентиментализме. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. |
13. | 29.09 | | Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Черты сентиментализма в стихотворении «Осень». |
14. | 03.10 | | Р/Р. Сочинение «Литература 18 века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений). |
15. | 04.10 | | Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Урок-исследование |
16 | 06.10 | | Романтическая лирика начала XIX века. В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое» |
17. | 10.10 | | Особенности жанра баллады. Баллада «Светлана». Нравственный мир героини баллады. Урок-исследование |
18. | 11.10 | | А.С.Грибоедов. Личность и судьба. История создания комедии «Горе от ума». Урок – путешествие. |
19. | 13.10 | | А. С. Грибоедов «Горе от ума». Обзор содержания. Особенности композиции. |
20. | 17.10 | | А. С. Грибоедов «Горе от ума». «Век нынешний и век минувший». Чацкий и Фамусов. |
21. | 18.10 | | «Безумный по всему…» Чацкий и Молчалин. Чацкий и Софья. |
22. | 20.10 | | «Мечтанья с глаз долой и спала пелена…». Новаторство драматурга. |
23. | 24.10 | | И.А. Гончаров «Мильон терзаний». Жанр и язык пьесы. Подготовка к сочинению по комедии «Горе от ума». |
24 | 25.10 | | Р/Р.. Сочинение по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» |
25. | 27.10 | | Анализ сочинения А.С.Пушкин. Обзор жизни и творчества. Лицейская лирика. Тема дружбы в лирике Пушкина. Урок-викторина. |
26. | 31.10 | | Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву», «Анчар», «К морю». |
27. | 01.11 | | Любовная лирика поэта. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», « Я вас любил…». Адресаты любовной лирики. Конкурс чтецов. |
28. | 03.11 | | Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина А. С. |
29. | 14.11 | | А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы |
30. | 15.11 | | Нравственная проблематика трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери». Урок-исследование |
31. | 17.11 | | Контрольная работа по лирике А. С. Пушкина. |
32. | 21.11 | | Пушкин А. С. «Евгений Онегин». История создания и композиция романа. Онегинская строфа. Урок-исследование |
33. | 22.11 | | «Онегин, добрый мой приятель». Автор и герой. |
34. | 24.11 | | Онегин в деревне. Судьба Ленского. |
35. | 28.11 | | «Татьяны милый идеал…» Образ Татьяны. |
36. | 29.11 | | Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем. |
37. | 01.12 | | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. |
38 | 05.12 | | Онегин – тип «лишнего» человека. Оценка образа Онегина критиками. Урок-исследование |
39. | 0612 | | Р/Р.Подготовка к сочинению по роману А С Пушкина «Евгений Онегин» |
40. | 08.12 | | Анализ сочинения М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Поиск своего места в поэзии. |
41. | 10.12 | | Тема одиночества и мечты о счастье в лирике М. Ю. Лермонтова. |
42. | 12.12 | | Тема Родины в лирике М.Ю.Лермонтова. Конкурс чтецов. |
43 44. | 13.12 15.12 | | Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Особенности композиция романа. «Бэла», «Максим Максимыч». |
45. | 19.12 | | Р/Р «Тамань». Сюжет и герои повести. Анализ эпизода. |
46. | 20.12 | | «Княжна Мери». Сложность и противоречивость образа Печорина |
47. | 22.12 | | «Фаталист». Нравственно-философская проблематика романа «Герой нашего времени». Урок-исследование |
48. | 26.12 | | Трагедия Печорина и его поколения в романе. |
49. | 29.12 | | Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия М. Ю. Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В. Г. Белинского. |
50. | 27.12 | | Контрольная работа по лирике М. Ю. Лермонтова и роману «Герой нашего времени». |
51. | 16.01 | | Н. В. Гоголь: страницы жизни и творчества. Урок-викторина. |
52-53 | 17.01 19.01 | | Образы помещиков в поэме «Мёртвые души». Урок-путешествие. |
54 | 23.01 | | «Живая Русь» в поэме «Мёртвые души». Роль лирических отступлений. |
55. | 24.01 | | Образ подлеца Чичикова в поэме «Мёртвые души» |
56. | 26.01 | | «Мёртвые души» - поэма о величии России. Мёртвые и живые души .Поэма в оценках В. Г. Белинского. Подготовка к сочинению. |
57. | 30.01 | | Р.Р. Подготовка к сочинению по поэме «Мертвые души» |
58. | 31.01 | | Р/Р.Сочинение по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» |
59. | 02.02 | | А. Н. Островский. Слово о писателе. Комедия «Бедность не порок». Особенности сюжета. Урок-исследование |
60. | 06.02 | | Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев пьесы «Бедность не порок». |
61-62 | 07.02 09.02 | | Ф. М. Достоевский. Страницы жизни и творчества. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». |
63. | 13.02 | | Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». |
64. | 14.02 | | Урок внеклассного чтения. Л.Н.Толстой «Юность». Герой трилогии. |
65. | 16.02 | | А. П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора. Урок - КВН |
66. | 20.02 | | Рассказ А.П.Чехова «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа. Урок-исследование |
67. | 21.02 | | Письменный ответ на вопрос «В чём особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века?» ( На примере произведений А. Н. Островского, Ф. М Достоевского, Л. Н. Толстого и А. П. Чехова). ( По выбору уч-ся) |
68. | 23.02 | | Из поэзии 19 века: многообразие талантов. Беседа о стихах Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета. Их стихотворения разных жанров. Развитие представления о жанрах лирических произведений. Конкурс чтецов. |
69. | 27.02 | | Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений. |
70. | 28.02 | | И.А.Бунин – поэт и прозаик. Традиции 19 века в лирике Бунина. Рассказ «Тёмные аллеи». |
71. | 02.03 | | Рассказ «Тёмные аллеи» - печальная история любви людей из разных социальных слоёв. Урок-исследование |
72-73. | 06.03 07.03 | | Особенности булгаковской сатиры. Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. |
74. | 09.03 | | М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. |
75. | 13.03 | | Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Реализм Шолохова в рассказе-эпопее. |
76. | 14.03 | | А.И.Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе. |
77. | 16.03 | | Образ праведницы в рассказе «Матрёнин двор». Трагизм её судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи. Урок-исследование |
78. | 20.03 | | Контрольная работа по произведениям второй половины XIX и XX века. |
79. | 21.03 | | 4 четверть. Русская поэзия Серебряного века. Урок-путешествие. |
80. | 23.03 | | А.А.Блок. Слово о поэте. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. |
81. | 03.04 | | С.А.Есенин. Судьба поэта. Тема Родины в лирике поэта. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…». |
82. | 04.04 | | Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С. А. Есенина. «Письмо женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики С. А. Есенина. Конкурс чтецов. |
83. | 06.04 | | В.В.Маяковский. Очерк жизни и творчества. Протест против буржуазной действительности. «А вы могли бы?», «Послушайте», «Люблю» (отрывок). Урок-путешествие. |
84. | 10.04 | | «Люблю», «Стихи о разнице вкусов», «Прощание». Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта. |
85. | 11.04 | | М.И.Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. «Идёшь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи Блоку», «Откуда такая нежность?». Особенности поэтики Цветаевой. Урок-исследование |
86. | 13.04 | | «Родина». Образ Родины в лирическом цикле М. И. Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. |
87. | 17.04 | | Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Философский характер лирики Заболоцкого. |
88. | 18.04 | | А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. |
89. | 20.04 | | Стихи А. А. Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики. |
90. | 24.04 | | Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. Философская глубина лирики. |
91. | 25.04 | | А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стих. «Урожай», «Весенние строчки». |
92. | 27.04 | | А. Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне. Урок-исследование |
93 94 | 02.05 04.05 | | Песни и романсы на стихи поэтов 19-20 веков. Конкурс чтецов. |
95. | 08.05 | | Зачётное занятие по поэзии 20 века. (Творчеству Блока, Есенина, Ахматовой, Маяковского, Цветаевой, Пастернака, Твардовского) |
96. | 10.05 | | Античная лит-ра. Гай Валерий Катулл. Слово о поэте. Лирика. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»). Гораций. Слово о поэте. «К Мельпомене». Продолжение традиций горациевской оды в русской литературе. |
97 | 11.05 | | Данте Алигьери. Божественная комедия (фрагменты). Универсально-философский характер поэмы. Урок-путешествие. |
98-99 | 15.05 16.05 | | У. Шекспир. Слово поэте и драматурге. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных лав). Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». |
100 | 18.05 | | Трагизм любви Гамлета и Офелии. «Гамлет» как философская трагедия. |
101.-102 | 22.05 23.05 | | И.В. Гёте «Фауст». Неразрывность связи добра и зла в трагедии. Урок-исследование |
103. | 25.05 | | Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы. |
104 - 105. | 29.05 30.05 | | Итоговый зачёт по программе 9 класса. Итоги года и задания для летнего чтения. |
15