СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 9 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка программы по литературе в 9 классе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 9 класс»

  1. Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе в 9 классе составлена на основе:

  1. Федерального компонента ГОС (государственного образовательного стандарта) 2004 года

  2. СанПин, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. №189, зарегистрированного в Минюсте РФ 3 марта 2011 г., регистрационный №19993);

  3. ООП ООО МБОУ «Абрамовская ООШ»

  4. Учебного плана МБОУ «Абрамовская ООШ»

  5. Авторской программы Т.Ф.Курдюмовой. Учебный комплекс рекомендован Министерством образования РФ

  1. Место предмета в учебном плане


По учебному плану в 9 классе всего 102 часа: в неделю – 3 часа.

Программа реализуется учебником: Литература. 9 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. 1; 2 ч. Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2013г.


  1. Общая характеристика учебного предмета


Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Изучение литературы в 9 классе призвано обеспечить:

  • приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;

  • формирование гуманистического мировоззрения учащихся;

  • развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;

  • воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;

  • воспитание культуры речи учащихся.

Устно:

  • Правильное, беглое и выразительное чтение вслух художест­венных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.

  • Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с использованием художественных осо­бенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.

  • Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характе­ристика героя (в том числе групповая, сравнительная).

  • Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллю­страцию. Подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литератур­ную тему, диалог литературных героев (на основе прочитанного).

  • Свободное владение монологической и диалогической речью в объе­ме изученных произведений (в процессе беседы, сообщений, докладов и пр.).

  • Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литера­турных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), ка­талогов.

Письменно:

  • Письменный развернутый ответ на вопрос в связи с изу­чаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочине­ние на литературную и свободную тему небольшого объема в соответст­вии с изученным.

  • Создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная ха­рактеристика).

  • Создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочи­танную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.

  • Создание письменного плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).

  • Создание письменного оригинального произведения (поучения, на­ставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).

  • Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах.

  1. Содержание учебного предмета

Шедевры литературы и наше чтение.

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой.

Т е о р и я. Понятие о литературном процессе.


Древнерусская литература

Беседы о древней русской литературе. Богатство жанров литературы Древней Руси. Летописи как исторические повествования. Жанр жития (с использованием повторения).

«С л о в о о п о л к у И г о р е в е». Высокопоэтическое патриотическое произведение — первое произведение национальной классики. Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция «Слова...». Образ русской земли и нравственно-поэтическая идея «Слова...». Образы русских князей. «Золотое слово» Святослава. Князь Игорь. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Художественные особенности памятника. Связь «Слова...» с устным народным творчеством. Поэтические переводы (В. Жуковский. К. Бальмонт, современные переводы). Роль памятника в судьбах русской культуры. Тема «Слова...» в лирике русских поэтов.

Т е о р и я. Стихотворный перевод.

Литература XVIII века

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм и его особенности. Идея прославления величия и могущества Российского государства. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности. Сентиментализм как литературное направление. Особенности классицизма и сентиментализма в русской литературе.

М. В. Ломоносов. «О д а н а д е н ь в о с ш е с т в и я н а В с е р о с с и й с к и й п р е с т о л е я В е л и ч е с т в а г о с у д а р ы н и и м п е р а т р и ц ы Е л и с а в е т ы П е т р о в н ы. 1747 г о д а». Ломоносов — учёный, реформатор русского языка, поэт. Прославление родины, науки и просвещения, мира в художественных произведениях поэта. Безграничность мироздания и богатство «Божьего мира» в его лирике. Жанр оды.

Т е о р и я. Ода. Силлабо-тоническое стихосложение.

Г. Р. Державин. «В л а с т и т е л я м и с у д и я м», «П а м я т н и к». Державин — крупнейший поэт XVIII в. « «Властителям и судиям», «Памятник» и другие поэтические произведения. Сочетание в его произведениях классицизма и новаторских черт. Новое в жанре оды: сочетание возвышенного с обыденным. Гражданский пафос его лирики.

Т е о р и я. Классицизм и классика.

Д. И. Фонвизин. «Н е д о р о с л ь». Сатирическая направленность комедии. Герои и события комедии. Резкое противопоставление позиции Простаковых, Скотининых и Правдина, Стародума. Классицизм в драматическом произведении.

Т е о р и я. Классицизм в драматическом произведении.

Н. М. Карамзин. «Б е д н а я Л и з а». Карамзин — писатель и ученый. Лирика и проза Карамзина. «Бедная Лиза» как произведение русского сентиментализма. Мир природы и психологическая характеристика героев. Авторская позиция. Язык и стиль повести. Карамзин-историк.

Т е о р и я. Сентиментализм.

Литература эпохи Средневековья

Данте. «Б о ж е с т в е н н а я к о м е д и я» (фрагменты). Композиция «Божественной комедии». Ад, Чистилище и Рай как варианты финала человеческой судьбы. Поэма как символ пути человека от заблуждения к истине. Тема страдания и очищения. Данте и Вергилий. Данте и Беатриче. Рождение названия поэмы (от «Комедии» к «Божественной комедии»). Поэтическая форма произведения.

Т е о р и я. Название произведения.

Литература эпохи Возрождения

У. Шекспир. «Г а м л е т». Слово о драматурге. Гамлет — герой трагедии. «Проклятые вопросы бытия» в трагедии. «Гамлет» как философская трагедия. Образ Гамлета в ряду «вечных» образов.

Т е о р и я. «Вечный» образ.

Литература XIX века

Человек в его связи с национальной историей. Взаимодействие культур. Золотой век русской поэзии. В. А. Жуковский. К. Н. Батюшков. А. С. Пушкин. Н. М. Языков. А. В. Кольцов. Е. А. Баратынский. Совершенство поэтического мастерства поэтов золотого века. Проза и драматургия в эпоху золотого века поэзии. Комедия А. С. Грибоедова и проза А. С. Пушкина.

Романтизм в русской литературе. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Формирование представления о национальной самобытности. А. С. Пушкин как родоначальник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка.

Т е о р и я. Эпоха и литература. Романтизм в русской литературе.

А. С. Грибоедов. «Г о р е о т у м а». Очерк жизни Грибоедова. История создания комедии. Смысл названия и проблема ума в комедии. Сатирическое изображение жизни и нравов московского дворянства. Особенности развития комедийной интриги; своеобразие конфликта. Система образов. «Фамусовская» Москва. Герои и их судьбы. Чацкий и Фамусов. Чацкий и Молчалин. Чацкий и Софья. Новаторство драматурга; черты классицизма и романтизма, жанровое своеобразие, язык. «Открытость» финала пьесы. Пьеса в восприятии критики. (И. А. Гончаров. «М и л ь о н т е р з а н и й» и др.). Сценическая жизнь комедии.

Т е о р и я. Внесценические персонажи пьесы.

Лирика А.В.Кольцова, И.С.Никитина, А.Н.Майкова.

В.А.Жуковский «С в е т л а н а».

А. С. Пушкин. «К Ч а а д а е в у», «К м о р ю», «П р о р о к», «Я в а с л ю б и л: л ю б о в ь е щ е, б ы т ь м о ж е т...», «Х р а н и м е н я, м о й т а л и с м а н...», «С о ж ж е н н о е п и с ь м о», «Е с л и ж и з н ь т е б я о б м а н е т...», «Э л е г и я», «П о э т», «О с е н ь» (отрывок), «Я п а м я т н и к с е б е в о з д в и г н е р у к о т в о р н ы й...» и др. Творческий путь А. С. Пушкина (на основе ранее изученного). Годы ссылки. Болдинская осень 1830 г. Стихотворения Пушкина разных лет. Богатство тематики и совершенство формы. Любовная лирика Пушкина («Храни меня, мой талисман...», «Сожженное письмо», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «На холмах Грузии...»). Любовь как источник творческого вдохновения. Красота любовного чувства лирического героя, преклонение перед любимой женщиной. Особые формы метафоризации в стихотворениях о любви. Философские размышления о жизни («К Чаадаеву», «Если жизнь тебя обманет...», «Элегия»). Оптимизм философской лирики Пушкина. Дружба в лирике Пушкина («19 октября»). Искренняя привязанность поэта к друзьям лицейских лет. Размышления поэта о скоротечности человеческого бытия. Сущность творчества, тема поэта и поэзии («Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» и др.). Поиски своего места в поэзии. Вдохновение поэта как особое состояние. Философско-эстетические раздумья поэта, вечность идей, отраженных в лирике. Роль архаичной лексики в создании философского настроя стихотворения.

Маленькие трагедии. «М о ц а р т и С а л ь е р и». Нравственная проблематика трагедии («Гений и злодейство две вещи несовместные»). Талантливость и гениальность. Характеры и поступки героев и позиция автора.

«Е в г е н и й О н е г и н» — роман в стихах. История создания. Особенности жанра и композиции романа в стихах. Единство лирического и эпического начала; нравственно-философская проблематика произведения. Сюжет романа и темы лирических отступлений. Жизнь столицы и мир деревни. Автор и его герои. Образ Онегина и тема «лишнего человека» в русской литературе. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Картины родной природы. «Открытый» финал романа. Онегинская строфа. Реализм романа. А. С. Пушкин в русской критике (статьи В. Г. Белинского и др.).

Т е о р и я. Реализм. Роман в стихах. Онегинская строфа.

Донские критики о А.С.Пушкине: В.Л.Моложавенко «Донские были».

М. Ю. Лермонтов. «А н г е л», «У ж а с н а я с у д ь б а о т ц а и с ы н а...», «П о э т» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «М о н о л о г», «М о л и т в а» («В минуту жизни трудную...»), «Д у м а», «Н е т, н е т е б я т а к п ы л к о я л ю б л ю...», «П л е н н ы й р ы ц а р ь», «Н и щ и й» и др. Краткая биография (на основе ранее изученного). Трагичность судьбы поэта. Светлые и грустные воспоминания детства (стихотворения «Ангел», «Ужасная судьба отца и сына...» и др.). Поиск своего места в поэзии («Поэт», «Нет, я не Байрон, я другой...» и др.). Любовные стихи Лермонтова («Нищий», «Я не унижусь пред тобой...» и др.). Мотив трагедии поколения («Монолог», «Пленный рыцарь», «Дума» и др.). Одиночество и мечты о счастье и взаимопонимании в творчестве поэта. Символика в стихах Лермонтова. Развитие в творчестве Лермонтова пушкинских традиций. Природа и человек в философской лирике Лермонтова.

«Г е р о й н а ш е г о в р е м е н и». Жанр социально-психологического романа. Особенности композиции романа, ее роль в раскрытии образа Печорина. Фабула и сюжет. Печорин среди других героев романа. Печорин в галерее «лишних» людей. Роль повести «Максим Максимыч». Повесть «Тамань». Сюжет и герои повести. Реалистическое и романтическое начала в повести. Художественное совершенство языка повести. Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе.

Т е о р и я. Фабула и сюжет. Социально-психологический роман.

Н. В. Гоголь. «М е р т в ы е д у ш и» (главы). Краткий обзор творчества (на основе ранее изученного). Пьесы Гоголя (повторение). «Мёртвые души». Замысел, жанр и композиция поэмы. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Роль и место Чичикова в системе образов поэмы. Помещики и чиновники в поэме и приемы создания их образов. «Живая Русь» в поэме и мотив дороги. Единство эпического и лирического начала в поэме, написанной прозой. Место «Повести о капитане Копейкине» в поэме. Сатира в поэме. Художественные приемы Гоголя (использование контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании, использование амплификации и др.).

Т е о р и я. Поэма в прозе. Лирические отступления. Сатира.

Ф.Д.Крюков «Казачка».

Ф. И. Тютчев. «К а к с л а д к о д р е м л е т с а д т е м н о - з е л е н ы й...», «Д е н ь и н о ч ь», «Э т и б е д н ы е с е л е н ь я...», «Е щ е т о м л ю с ь т о с к о й...», «С п о л я н ы к о р ш у н п о д н я л с я...», «О н а с и д е л а н а п о л у...». Краткая биографическая справка. Лирика природы. Тютчев о поэте. Любовная лирика. Философские миниатюры.

А. А. Фет. «Я т е б е н и ч е г о н е с к а ж у...», «К а к б е д е н н а ш я з ы к!..», «Ч у д н а я к а р т и н а...», «Я в д а л ь и д у...», «Н е т, я н е и з м е н и л...», «Я б ы л о п я т ь в с а д у т в о е м...», «Д е р е в н я», «Н а з а р е т ы е е н е б у д и...», «В е ч е р» (по выбору). Необычность судьбы поэта. Лирика любви, природы, патриотическая тематика. Роль метафор и сравнений в поэтических текстах Фета.

Т е о р и я. Лирика. Тематика и жанры лирических произведений.

Н. А. Некрасов. «В ч е р а ш н и й д е н ь, ч а с у в ш е с т о м...». Представление Некрасова о поэте и поэзии. Своеобразие некрасовской Музы.

Т е о р и я. Трехсложные стихотворные размеры.

И. С. Тургенев. «П е р в а я л ю б о в ь» (фрагменты). Краткая биография писателя. «Первая любовь» — любимая повесть Тургенева. Сюжет повести и ее герои. Роль снов в сюжете. Нравственная проблематика повести.

Т е о р и я. Стиль писателя.

Л. Н. Толстой. «Ю н о с т ь». Творческий путь великого писателя. Автобиографическая трилогия. Герой трилогии Николенька Иртеньев среди других героев повести. «Диалектика души» героев в повести «Юность». Мастерство и сила нравственного воздействия автора.

Т е о р и я. Автобиографические произведения: роман, повесть, рассказ; циклы автобиографических произведений.

А. П. Чехов. «Ч е л о в е к в ф у т л я р е». Творческий путь писателя. Многообразие тем и сюжетов чеховской прозы.

«Маленькая трилогия» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») как цикл произведений, рисующих ложные представления, определяющие судьбы людей. Композиция и общая идея цикла. Сюжет и герои «Человека в футляре». Трагизм судьбы героя рассказа «Тоска». Тема «маленького человека» в рассказах Чехова. Особенности авторской позиции в рассказах.

Т е о р и я. Юмор и сатира в их соотношении.

В.Д.Седегов «Родной край в произведениях А.П.Чехова».

Русская литература XX века

Русская литература XX в.: богатство поисков и направлений. Рождение новых жанров и стилей. Тема родины и ее судьбы.

И. А. Бунин. «Слово», «Русская сказка», «Изгнание. «Ж и з н ь А р с е н ь е в а» (главы). Бунин — поэт и прозаик. Тесная связь его творчества с традициями XIX в. Первый лауреат Нобелевской премии в русской литературе. «Жизнь Арсеньева» — автобиографическая повесть. Главы о юности героя. Стилистическое мастерство поэта, прозаика, переводчика.

Т е о р и я. Стилистическое мастерство.

М. Горький. «М о и у н и в е р с и т е т ы». Судьба писателя и его раннее творчество. Автобиографическая трилогия. Главы из повести «Мои университеты». Герой повести — Алёша Пешков и его судьба. Элементы публицистики в художественной прозе.

Т е о р и я. Публицистика.

А. А. Блок. «Р о с с и я», «Д е в у ш к а п е л а в ц е р к о в н о м х о р е...» и др. Слово о Блоке. Лирика поэта. Образ Прекрасной Дамы как воплощение вечной женственности. Любовь к России, вера в ее будущее. Трагедия поэта в «страшном мире». Художественное своеобразие поэзии Блока.

С. А. Есенин. «О т г о в о р и л а р о щ а з о л о т а я...», «Я п о к и н у л р о д и м ы й д о м» и др. Слово о Есенине и его судьбе. Тема родины в лирике поэта. Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта. Народно-песенная основа стиха Есенина.

В. В. Маяковский. «П о с л у ш а й т е!», «П р о з а с е д а в ш и е с я» и др. Слово о Маяковском. Поэт-публицист, поэт-новатор. Сатирические стихи и стихи о любви. Тонический стих поэта.

Т е о р и я. Тонический стих.

А. А. Ахматова. «П е с н я п о с л е д н е й в с т р е ч и», «С е р о г л а з ы й к о р о л ь» и др. Слово об Ахматовой. Тема родной земли: стихи и поэмы. Звучание темы Родины и гражданского долга в лирике Ахматовой. Стихи о любви. Музыка стиха и тонкий психологизм лирики.

Т е о р и я. Особенности стиха в творчестве поэтов различных направлений первой половины XX в.

М. А. Булгаков. « «С о б а ч ь е с е р д ц е» Краткое описание творческого пути писателя. «Белая гвардия» — судьбы страны и участники трагических свершений. «Собачье сердце». Поэтика Булгакова-сатирика. Герои и события повести. «Шариковщина» как социальное и моральное явление. Классические произведения русской прозы и пьесы Булгакова, созданные на их основе.

Т е о р и я. Пьеса и инсценировка. Связь эпох в литературе.

М. А. Шолохов. «С у д ь б а ч е л о в е к а». Сложность человеческих судеб в годы Великой Отечественной войны. Психологическая точность и доброжелательность повествования. Андрей Соколов — образ простого и стойкого русского человека, который прошел войну и плен. Андрей Соколов и Ванюшка. Забота о судьбе детей, пострадавших от войны. Роль пейзажных зарисовок в рассказе. Гуманизм рассказа.

А. Т. Твардовский. «В а с и л и й Т е р к и н» (главы). Военная тема в лирике Твардовского. Поэма «Василий Теркин» и ее главный герой. Эволюция образа Василия Теркина в поэме: утраты и обретения (главы «Два солдата», «Переправа», «Дед и баба»). Философские раздумья автора (глава «О себе»). Связь лирики Твардовского с фольклором.

Т е о р и я. Создание народного характера.

А. И. Солженицын. «Как жаль».

В. В. Набоков. «Г р о з а», «Р о ж д е с т в о», «С к а з к а» (по выбору учителя и учащихся). «Гроза» как произведение о человеке и природе, о способности активно воспринимать окружающий мир. Тонкость и четкость характеристики человеческих чувств («Рождество»). Связь с образами и традициями литературы разных народов («Сказка»).

Т е о р и я. Природа и человек в произведении искусства.

Г.В.Иванов. «Россия счастие, Россия свет…», «На взятие Берлина русскими»

В. Шукшин. «В а н ь к а Т е п л я ш и н». Образы «чудиков» в рассказах Шукшина. Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.

Т е о р и я. Суровый гуманизм прозы второй половины XX века.

В. П. Астафьев. «Ц а р ь - р ы б а» (главы). Краткий рассказ о писателе и его творчестве. Нравственные проблемы произведения: ответственность человека перед природой за свое отношение к ней и ее богатству. Смысл противоборства человека и царь-рыбы.

В. Г. Распутин. «Д е н ь г и д л я М а р и и» Распутин — писатель публицист, патриот российской земли. Повесть «Деньги для Марии», ее гуманистический смысл. Различные психологические типы персонажей повести. Противопоставление жизненных принципов персонажей (Наталья, Степанида, председатель колхоза, бухгалтер, директор школы и др.). Тема семьи: образы Марии и Кузьмы. Роль попутчиков Кузьмы в осмыслении идеи повести. Смысл открытого финала произведения.

А. В. Вампилов. «С т а р ш и й с ы н». Особенности драматургии Вампилова: тематика, конфликты, художественные решения. Пьеса «Старший сын». Необычность ее содержания и сюжета. Гуманистический смысл пьесы. Особенности драматической интриги. Сложности человеческой судьбы. Глубина духовного мира Сарафанова при внешней жизненной неудачливости.

Стихотворения и поэмы В.В.Высоцкого, Б.Окуджавы, Е. Евтушенко, А.Вознесенского


Литература народов России

Разнообразие мотивов лирики поэтов, представляющих литературу народов России. Г.Тукай, М Карим и др.


Зарубежная литература

И. Гёте. «Ф а у с т» (фрагменты). Трактовка народной легенды в трагедии «Фауст». Неразрывность связи добра и зла. Фауст и Мефистофель. Фауст и Маргарита. Жажда познания как свойство человеческого духа.

Т е о р и я. «Вечные» образы в литературе


  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать
- общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);авторов и содержание изученных произведений;
- основные теоретические понятия: литература как искусство слова (углубление представлений), слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальные представления), романтизм (развитие понятия), баллада (развитие представлений), роман в стихах (начальные представления), реализм (развитие понятия), реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (углубление понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальные представления), психологический роман (начальные представления), понятие о герое и антигерое, понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии (развитие представлений), повесть (развитие понятия), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.
Учащиеся должны уметь
- прослеживать темы русской литературы в их исторических изменениях;
- определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
- определять идейную и эстетическую позицию писателя;
- анализировать произведение литературы с учётом особенностей художественного метода и жанровой специфики;
- оценивать проблематику современной литературы в соотнесении с идейными исканиями художников прошлого;
- анализировать произведения современной литературы с учётом преемственности литературных жанров и стилей;
- различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
- осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
- использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой, включая в них элементы стилизации.


5.Тематическое планирование



Содержание

Кол-во часов

Количество контрольных работ

1

Введение. Литература как искусство слова

1

0

2

Литература эпохи Средневековья

1(заруб.)

0

3

Древнерусская литература

4 (в т. ч. 1 р.р.)

1

4

Литература эпохи Возрождения

2(заруб.)

0

5

Литература XVIII века

12 (1р.р. + 1 тест); (1заруб.)

2


6

Русская литература XIX века

53 (5 р.р.+ 2 теста); (1заруб.)

6


7

Русская литература XX века

20 (1р.р.)

1

8

Русская литература 60 – 90-х годов XX века

9 (1р.р.)

1

ИТОГО:

102

11


  1. Календарно – тематическое планирование


№ 
п/п

Наименование разделов и тем


План. сроки прохождения темы

Фактич. сроки //коррекция

Литература как искусство слова – 1ч.

1.

Художественная литература в общественной жизни и культуре России.













Литература эпохи Средневековья – 1ч.

2.

«Божественная комедия» Данте как символ пути человека от заблуждения к истине



Древнерусская литература - 4ч.

3.


Истоки и начало древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве»




4.

«Слово о полку Игореве» - великий памятник Древней Руси.








5.

Печальная повесть о походе князя Игоря и его дружины в «Слове…»



6.

Р.р. Как писать сочинение на литературную тему?



Литература эпохи Возрождения – 2ч.

7.

«Проклятые вопросы бытия» в трагедии В.Шекспира «Гамлет»



8.

«Вечный образ» Гамлета в трагедии В.Шекспира



Литература XVIII века – 12 ч.

9.

Литература эпохи Просвещения. Русский классицизм и сентиментализм.



10.

Эпоха М.В.Ломоносова. «Ода на день восшествия на престол её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны. 1747 года»



11.

Краткая характеристика творчества Г.Р.Державина – поэта и гражданина



12.

«Сатиры смелый властелин» Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль»



13.

Комедия «Недоросль». Проблема жизни и нравов России XVIII века.



14.

Р.р. Сочинение по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»



15.

Жизненный подвиг А.Н.Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву»



16.

«Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала»



17.

Н.М.Карамзин. Повесть «Бедная Лиза»



18.

Н.М.Карамзин – историк. «История государства Российского»



19.

Тест по теме «Литература XVIII века».



20.

И.-В.Гёте. Трагедия «Фауст»



Русская литература XIX века – 53 ч.

21.

«Золотой век» русской поэзии. Обзор.



22.

В.А.Жуковский. Баллада «Светлана»



23.

Дж.-Г.Байрон. Романтический настрой и трагическое мировосприятие поэзии.



24.

Очерк жизни и творчества А.С.Грибоедова



25.

Комедия «Горе от ума». «К вам Александр Андреич Чацкий»



26.

«Век нынешний и век минувший» в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».









27.

«Молчалины блаженствуют на свете» в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».




28.

Трагедия Чацкого в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».



29.

И.А.Гончаров. Статья «Мильон терзаний»



30.


Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «Почему Софья предпочла Чацкому Молчалина?»



31.

Тест по комедии «Горе от ума» А.С.Грибоедова.



32.

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Основные мотивы лирики.





33.

Свободолюбивая и философская лирика А.С.Пушкина.



34.

Тема любви и дружбы в лирике А.С.Пушкина.



35.

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина.



36.

А.С.Пушкин. Трагедия «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства»



37.

А.С.Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин». Герой и время в романе.



38.

Образ Евгения Онегина в романе «Евгений Онегин».



39.

Онегин и Ленский в романе «Евгений Онегин».



40.

Татьяна Ларина – милый идеал А.С.Пушкина в романе «Евгений Онегин».



41.

Роман «Евгений Онегин» в зеркале критики.



42.

Р.р. Сочинение по творчеству А.С.Пушкина



43.

Очерк жизни и творчества М.Ю.Лермонтова.



44.

Основные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова.



45.

Образ России в лирике М.Ю.Лермонтова.



46.

Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю.Лермонтова.



47.

Судьба поколения 30-ых годов в лирике М.Ю.Лермонтова.



48.

Р.р. Сочинение «Идейная взаимосвязь стихотворений М.Ю.Лермонтова «Бородино» и «Дума»



49.

Социально-психологический роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»



50.

Печорин в системе образов романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»



51.

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.



52.

«Герой нашего времени» в критике В.Г.Белинского



53.

Тест по творчеству М.Ю.Лермонтова



54.

Н.В.Гоголь. Очерк жизни и творчества.



55.

Поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Образы помещиков в поэме.



56.

Образ П.И.Чичикова в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».



57.

«Живая Русь» в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».



58.

Повесть «Шинель» Н.В.Гоголя. Образ «маленького человека» в повести.



59.

Р.р. Образ «маленького человека» в произведениях А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя.



60.

Очерк жизни и творчества Ф.И.Тютчева.



61.

Любовная и философская лирика Ф.И.Тютчева.



62.

Очерк жизни и творчества А.А.Фета. Основные темы лирики



63.

Н.А.Некрасов – «любимейший русский поэт…» (Н.А.Добролюбов).



64.

Урок-обобщение. Письмо – знак любви.



65.

Р.р. Сочинение. Анализ лирического произведения одного из поэтов.



66.

Очерк жизни и творчества И.С.Тургенева. Повесть «Первая любовь».



67.

Повесть И.С.Тургенева «Первая любовь». Нравственная проблематика повести.



68.

Л.Н.Толстой. Творческий путь великого писателя. Автобиографическая трилогия.



69.

Л.Н.Толстого. Повесть «Юность».



70.

Судьба Николеньки Иртеньева в повести «Юность».



71.

Очерк жизни и творчества А.П.Чехова. «Маленькая трилогия» А.П.Чехова.



72.

«Футлярность» существования и духовная свобода человека по «Маленькой трилогии» А.П.Чехова.




73.

Тест по теме «Литература XIX века».



Русская литература XX века – 20 ч.

74.

И.А.Бунин. Очерк жизни и творчества



75.

И.А.Бунин. Автобиографическая повесть «Жизнь Арсеньева»



76.

Очерк жизни и творчества А.М.Горького. Ранние рассказы.



77.

Автобиографическая трилогия А.М.Горького. Повесть «Мои университеты»



78.

Судьба героя повести А.М.Горького «Мои университеты»



79.

А.А.Блок. Слово о поэте. Образ «Прекрасной Дамы» в лирике поэта.



80.

Тема России в творчестве А.А.Блока.



81.

Слово об А.А.Ахматовой. Тема Родины и родной земли в творчестве поэта.



82.

Стихи А.А.Ахматовой о любви.



83.

С.А.Есенин. Слово о поэте и его судьбе. Человек и природа в лирике поэта.



84.

Тема Родины в лирике С.А.Есенина.



85.

Слово о В.В.Маяковском. Лирика поэта.



86.

Сатирические стихи В.В.Маяковского.



87.

Р.р. Анализ лирического произведения поэтов начала XX века (по выбору).



88.

Комедия М.А.Булгакова «Мёртвые души» по поэме Н.В.Гоголя



89.

М.А.Шолохов. Жизнь и творчество. Гуманизм шолоховской прозы.



90.

М.А.Шолохов. Рассказ «Судьба человека»



91.

А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество. Поэма «Василий Тёркин». История создания.



92.

Образ русского солдата в поэме «Василий Тёркин».



93.

А.Н.Солженицын. Рассказ «Как жаль».



Русская литература 60 – 90-х годов – 9 ч.

94.

В.М.Шукшин. Рассказы Шукшина о «чудиках».



95.

Рассказ В.М.Шукшина «Ванька Тепляшин».



96.

Человек и природа в повествовании рассказов В.П.Астафьева «Царь-рыба»



97.

Смысл противоборства человека и царь-рыбы в повествовании рассказов В.П.Астафьева.



98.

В.Г.Распутин. Гуманистический смысл повести «Деньги для Марии».



99.

А.Вампилов. Жизнь и судьба. Пьеса «Старший сын».



100.

Человек и стечение обстоятельств в пьесе А.Вампилова «Старший сын».



101.

Поэзия времени «оттепели»: Б.Окуджава, Е.Евтушенко, А.Вознесенский…



102.

Р.р. Час лирического стихотворения. Обобщение изученного за курс 9 класса.




  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


В соответствии с образовательной программой школы используется следующий учебно-методический комплекс:


  • «Литература.9 кл. : в 2 ч. Ч. 1: учеб.-хрестоматия / авт.-сост. Т.Ф.Курдюмова, С.А.Леонов, О.Б.Марьина, Е.Н.Колокольцев; под ред. Т.Ф.Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2014 г.

  • «Литература.9 кл. : в 2 ч. Ч. 2: учеб.-хрестоматия / авт.-сост. Т.Ф.Курдюмова, С.А.Леонов, О.Б.Марьина, Е.Н.Колокольцев; под ред. Т.Ф.Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2014 г.


Дополнительная литература для учащихся

  1. Литература Дона: Хрестоматия для чтения в 8 – 9 классах. – Ростов н/Д: ЗАО «Книга», 2005

  2. Мещерякова, М. И. Литература в таблицах и схемах / М. И. Мещерякова. - М. : Айрис-Пресс, 2009.

  3. Литература: справочные материалы для школьника. – М., 1994.

  4. Кондрашов В.Н, Литературные викторины. – М, 1968.

  5. Козак О.Н. Литературные викторины. – С-Пб., 1998.

  6. Фогельсон И.А. Литература учит. - М., 1998.

  7. Я познаю мир: литература, сост. Чудакова, (детская энциклопедия). – М., 1998.

  8. Художественная литература.

Дополнительная литература для учителя

  1. Литература Дона: Хрестоматия для чтения в 8 – 9 классах. – Ростов н/Д: ЗАО «Книга», 2005

  2. Курдюмова, Т. Ф. Литература. 9 класс : методические рекомендации / Т. Ф. Курдюмова. - М.: Дрофа, 2009.

  3. Мещерякова, М. И. Литература в таблицах и схемах / М. И. Мещерякова. - М. : Айрис-Пресс, 2009.

  4. Харитонова, О. Н. Сборник литературных игр для учащихся 5-9 классов / О. Н. Харитоно­ва. - М. : Феникс, 2010.

  5. Золотарева И.В., Корнеева М.С. и др. Поурочные разработки по литературе.9 класс.- М.: Вако, 2004

  6. Журнал « Литература в школе».

  7. Литература. Приложение к газете «Первое сентября».

  8. Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. – М., 2000.

  9. Фогельсон И.А. Литература учит. - М., 1998.

  10. Турьянская М.В., Гороховская Н.И. Литература 19 века: материалы для подготовки к экзаменам. - М., 2002.

  11. Липина Е.Ю. Литература. Тесты к учебникам-хрестоматиям под ред. Т.Ф. Курдюмовой.5-9 классы







СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО

Зам. директора по УВР__________ на заседании МО учителей предметников

Н.М. Лавренёва Руководитель МО _____________

Т.П. Анохина

29 августа 2017 года 28.08.2017 г. №01




12