Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верхнеднепровская средняя общеобразовательная школа №3»
Принята на педагогическом совете Протокол № 1от 30. 08. 2017 г. | Утверждена приказом по МБОУ Верхнеднепровская СОШ №3 от 30 .08.2017г. № 260 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 9 «А» КЛАССА
Учитель: Тюликова Галина Анатольевна
пгт. Верхнеднепровский
2017 год
Рабочая программа по литературе для 9 «А» класса составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.) с изменениями и дополнениями
Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1577
Примерной программы основного общего образования по литературе. – М.: Просвещение, 2011
Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-9 классы. Под редакцией В.Я.Коровиной.–М.: Просвещение, 2015г.
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
Положения о рабочей программе МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
Региональное содержание предмета «Литература Смоленщины» изучается в рамках предмета «Литература 9 класс».
Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ:
В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. Литература 9 класс. В 2 частях.-М.: Просвещение, 2016 год
Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 31.03 2014 г. № 253 с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки РФ от 21.04.2016г. № 459
Данная программа составлена на 102 часа (3 часа в неделю). Рабочая программа соответствует учебному плану школы на 2017-2018 уч. год.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета в данном классе
Целью данной программы является направленность на достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС, в частности:
Личностные:
воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству совершенствование духовно-нравственных качеств личности, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
развитие морального осознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического осознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
формирование и развитие компетентностей в области использования информационно-коммуникативных технологий.
Предметные:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы;
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
В результате изучения литературы к концу 9 класса ученик научится:
• понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучания;
• анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставлять их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулировать собственного отношения к произведениям литературы оценивать их;
• интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
• понимать авторскую позиции и свое отношение к ней;
• воспринимать на слух литературные произведения разных жанров,
• пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
• писать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
• понимать образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимать русское слово и его эстетические функции, роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
В результате изучения литературы ученик получит возможность научиться:
видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
--- видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
— выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;
осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;
видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;
находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;
сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении; сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;
редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.
2. Содержание учебного предмета
Содержание | Кол-во часов | Кол-во контр. работ | Развитие речи | Внеклассное чтение |
Введение | 1 | | | |
Из древнерусской литературы | 3 | | | |
Из русской литературы XVIII века | 8 | | 1 | 1 |
Из русской литературы XIX века | 54 | 4 | 4 | 1 |
Из русской литературы XX века | 25 | 3 | | |
Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX в | 2 | | | |
Из зарубежной литературы | 4 | | | |
Уроки итогового контроля | 1 | | | |
ИТОГО: | 102 | 7 | 5 | 2 |
Региональное содержание предмета «Литература Смоленщины» представлено в разделах:
1.Древнерусская литература: «Смоляне в древнерусской литературе»
2 Литература 19 века: «Развитие жанра стихотворной комедии. Шаховской.»
3 Литература 20 века : «Булгаков и Смоленщина». «Твардовский и Смоленщина»
3. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название раздела Тема урока | Кол-во часов | Дата | проведения |
|
План | Факт |
1. | Литература и её роль в духовной жизни человека | 1 | 4.09 | |
| Древнерусская литература (3 ч) | | | |
2. | Литература Древней Руси. Смоляне в Древнерусской литературе. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы | 1 | 5.09 | |
3. | Центральные образы «Слова...» | 1 | 8.09 | |
4. | Основная идея и поэтика «Слова...» | 1 | 11.09 | |
5. | Классицизм в русском и мировом искусстве | 1 | 12.09 | |
6 | М.В.Ломоносов: жизнь и творчество. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» | 1 | 15.09 | |
7. | М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» | 1 | 18.09 | |
8. | Г.Р.Державин: жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судиям» | 1 | 19.09 | |
9. | Г.Р.Державин «Памятник» | 1 | 22.09 | |
10. | Квинт Гораций Флакк. «К Мельпомене» («Я воздвиг памятник...») | 1 | 25.09 | |
11. | Н.М.Карамзин «Бедная Лиза» | 1 | 26.09 | |
12. | Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза» | 1 | 29.09 | |
13. | Вн.чт. Н.М.Карамзин. «Осень» | 1 | 2.10 | |
14. | Рр Контрольное сочинение «Чем современна литература VIII века?» | 1 | 3.10 | |
15. | Вн. чт. Русские поэты первой половины XIX века | 1 | 6.10 | |
16. | В.А.Жуковский – поэт-романтик | 1 | 9.10 | |
17. | В.А.Жуковский «Невыразимое» | 1 | 10.10 | |
18. | В.А.Жуковский «Светлана»: черты баллады | 1 | 13.10 | |
19. | В.А.Жуковский «Светлана»: образ главной героини | 1 | 16.10 | |
20. | Литература 19 века. Развитие жанра стихотворной комедии. А.Шаховской . А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Жизнь и творчество писателя. | 1 | 17.10 | |
21. | А.С.Грибоедов. «Горе от ума»: проблематика и конфликт. Фамусовская Москва | 1 | 20.10 | |
22. | А.С.Грибоедов. «Горе от ума»: образ Чацкого | 1 | 23.10 | |
23. | А.С.Грибоедов. «Горе от ума»: язык комедии | 1 | 24.10 | |
24. | А.С.Грибоедов. «Горе от ума» в критике | 1 | 27.10 | |
25. | А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Письменный ответ на один из проблемных вопросов | 1 | 7.11 | |
26. 27. | Контрольная работа за первую четверть | 2 | 10.11-13.11 | |
28. | А.С.Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика | 1 | .14.11 | |
29. | А.С.Пушкин Лирика петербургского, южного и Михайловского периодов: «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар» | 1 | 17.11 | |
30. | А.С.Пушкин. Любовь как гармония душ в интимной лирике поэта: «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил; любовь ещё, быть может...» | 1 | 20.11 | |
31. | А.С.Пушкин. Тема поэта и поэзии: «Пророк» | 1 | 21.11 | |
32. | А.С.Пушкин. «Бесы», «Два чувства дивно близки нам...» | 1 | 24.11 | |
33. | А.С.Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»: самооценка творчества в стихотворении | 1 | 27.11 | |
34. | Рр Письменный ответ на один из проблемных вопросов по лирике А.С.Пушкина | 1 | 28.11 | |
35. | А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери» | 1 | 1.12 | |
36. | А.С.Пушкин. «Евгений Онегин» как новаторское произведение | 1 | 4.12 | |
37. | А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»: главные мужские образы романа | 1 | 5.12 | |
38. | А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»: главные женские образы романа | 1 | 8.12 | |
39. | А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев | 1 | 11.12 | |
40. | А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»: образ автора | 1 | 12.12 | |
41. | А.С.Пушкин. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни | 1 | 15.12 | |
42. | А.С.Пушкин. «Евгений Онегин» в зеркале критики | 1 | 18.12 | |
43. | Рр А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Письменный ответ на один из проблемных вопросов или сочинение. | 1 | 19.12 | |
44. | М.Ю.Лермонтов. Хронология жизни и творчества. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта. | 1 | 22.12 | |
45. | Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова | 1 | 25.12 | |
46. | М.Ю.Лермонтов. Любовь как страсть, приносящая страдания, в лирике поэта: «Нищий», «Расстались мы, но твой портрет...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...» | 1 | 26.12 | |
47. | М.Ю.Лермонтов. Тема Родины в лирике поэта | 1 | 29.12 | |
48. | Рр М.Ю.Лермонтов. Письменный ответ на один из проблемных вопросов или классное сочинение. | 1 | 9.01 | |
49. 50. | Контрольная работа за вторую четверть | 2 | 12.01-15.01 | |
51. | М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»: общая характеристика романа | 1 | .16.01 | |
52. | М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» (главы «Бэла», «Максим Максимыч»): загадка образа Печорина | 1 | 19.01 | |
53. | М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» (главы «Тамань», «Княжна Мери»). «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера | 1 | 22.01 | |
54. | М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» (глава «Фаталист»): философско-композиционное значение повести | 1 | 23.01 | |
55 | М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»: дружба в жизни Печорина | 1 | 26.01 | |
56. | М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»: любовь в жизни Печорина | 1 | 29.01 | |
57. | М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»: оценки критиков | 1 | 30.01 | |
58. | Рр М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Письменный ответ на один из проблемных вопросов | 1 | 2.02 | |
59. | Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты) | 1 | 5.02 | |
60. | Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. «Мертвые души». Обзор содержания, история создания поэмы | 1 | 6.02 | |
61. | Н.В.Гоголь. «Мертвые души»: образы помещиков | 1 | 9.02 | |
62. | Н.В.Гоголь. «Мертвые души»: образ города | 1 | 12.02 | |
63. | Н.В.Гоголь. «Мертвые души»: образ Чичикова | 1 | 13.02 | |
64. | Н.В.Гоголь. «Мертвые души»: образ России, народа и автора в поэме | 1 | 16.02 | |
65. | Н.В.Гоголь. «Мертвые души»: специфика жанра | 1 | 19.02 | |
66. | Н.В.Гоголь. «Мертвые души». Контрольное сочинение. | 1 | 20.02 | |
67. | Ф.М.Достоевский «Белые ночи»: образ главного героя | 1 | 26.02 | |
68. | Ф.М.Достоевский «Белые ночи»: образ Настеньки | 1 | 27.02 | |
69. | А.П.Чехов «Смерть чиновника»: проблема истинных и ложных ценностей | 1 | 2.03 | |
70. | А.П.Чехов «Тоска»: тема одиночества человека в многолюдном городе | 1 | 5.03 | |
71. | Русская литература XX века: богатство и разнообразие жанров и направлений. И.А.Бунин «Темные аллеи»: проблематик и образы | 1 | 6.03 | |
72. | И.А.Бунин «Темные аллеи»: мастерство писателя в рассказе | 1 | 9.03 | |
73. | Общий обзор русской поэзии XX века. Поэзия Серебряного века. А.А.Блок. «Ветер принес издалёка...», «О, весна, без конца и без краю...» | 1 | 12.03 | |
74. | А.А.Блок. «О, я хочу безумно жить...», стихотворения из цикла «Родина» | 1 | 13.03 | |
75. | С.А.Есенин. Тема России – главная в есенинской поэзии: «Вот уж вечер...», «Гой ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...» | 1 | 16.03 | |
76. | С.А.Есенин. Размышления о жизни, природе, предназначении человека: «Отговорила роща золотая...», «Не жалею, не зову, не плачу...» Стихи о любви. «Письмо к женщине» | 1 | 19.03 | |
77. | В.В.Маяковский. «А вы могли бы?», «Послушайте!» «Люблю» (отрывок), «Прощанье» | 1 | 20.03 | |
78. | Контрольная работа за третью четверть | 1 | 23.03 | |
79 | М.А.Булгаков и Смоленщина . «Собачье сердце»: проблематик и образы | 1 | 2.04 | |
80 | М.А.Булгаков «Собачье сердце»: поэтика повести | 1 | 3.04 | |
81 | М.И.Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти: «Идёшь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Откуда такая нежность?..» | 1 | 6.04 | |
82 | М.И.Цветаева. Стихи о поэзии и России: «Стихи Блоку», «Родина», «Стихи о Москве» | 1 | 9.04 | |
83 | А.А.Ахматова. Стихи из книг «Чётки» («Стихи о Петербурге»), «Белая стая», («Молитва»), «Подорожник» («Сразу стало тихо в доме...», «Я спросила у кукушки...»), «ANNO DOMINI» («Сказал, что у меня соперниц нет...»), «Не с теми я, кто бросил землю...», «Что ты бродишь неприкаянный...» | 1 | 10.04 | |
84 | А.А.Ахматова. Стихи из книг «Тростник» («Муза»), «Седьмая книга» («Пушкин»), «Ветер войны» («И та, что сегодня прощается с милым...»), из поэмы «Реквием» («И упало каменное слово...») | 1 | 13.04 | |
85 | Н.А.Заболоцкий. Стихи о человеке и природе: «Я не ищу гармонии в природе...», «Завещание» | 1 | 16.04 | |
86 | Н.А.Заболоцкий. Тема любви и смерти в лирике поэта: «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц» | 1 | 17.04 | |
87 | М.А.Шолохов. «Судьба человека»: проблематика и образы | 1 | 20.04 | |
88 | М.А.Шолохов. «Судьба человека»: поэтика рассказа | 1 | 23.04 | |
89 | Б.Л.Пастернак. Стихи о природе и любви: «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу» | 1 | 24.04 | |
90 | Б.Л.Пастернак. Философская лирика поэта: «Быть знаменитым некрасиво...», «Во всём мне хочется дойти до самой сути...» | 1 | 27.04 | |
91 | А.Т.Твардовский. Стихи о родине, о природе: «Урожай», «Весенние строчки», «О сущем». Твардовский и Смоленщина. | 1 | 30.04 | |
92 | А.Т.Твардовский. Стихи поэта-воина: «Я убит подо Ржевом...», «Я знаю, никакой моей вины...» | 1 | 4.05 | |
93 | А.И.Солженицын «Матренин двор»: проблематика, образ рассказчика | 1 | 7.05 | |
94 | А.И.Солженицын «Матренин двор»: образ Матрёны, особенности жанра рассказа-притчи | 1 | 8.05 | |
95 | Контрольная работа за четвёртую четверть | 1 | 11.05 | |
96 | Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX века | 1 | 14.05 | |
97 | Песни и романсы на стихи русских поэтов XX века | 1 | 15.05 | |
98 | У.Шекспир. «Гамлет»: образ главного героя (обзор глав) | 1 | 18.05 | |
99 | У.Шекспир. «Гамлет»: тема любви в трагедии. (обзор отдельных глав) | 1 | 21.05 | |
100 | И.-В.Гёте. «Фауст»: сюжет и проблематика (обзор отдельных глав) | 1 | 22.05 | |
101 | И.-В.Гёте. «Фауст»: идейный смысл трагедии (обзор сотдельных глав) | 1 | 22.05 | |
102 | Итоги года и задания для летнего отдыха | 1 | 25.05 | |
Итого: | 102 | | |
24