СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 9 класс (учебник Г.С. Меркина, С.А. Зинина.).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе в 9 классе с календарно-тематическим планированием.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 9 класс (учебник Г.С. Меркина, С.А. Зинина.).»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №3 имени Ленинского комсомола»



РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете

Протокол № ___ от _____________ 20___ г.


УТВЕРЖДАЮ

директора школы

_______________ Тюрина Г.Н.

Приказ № ____ от _____________ 20___ г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по литературе

9 класс







Составитель: Новикова М.Г.






2017-2018 учебный год


г. Гагарин













Пояснительная записка



Рабочая программа по литературе для 9 класса основной школы составлена на основании следующих документов:

- федерального государственного образовательного стандарта  (ФГОС),  

- примерной «Программы курса. Литература. 5-9 классы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016

Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: В 3 ч./Авт.-сост. Г. С. Меркин – М.: «Русское слово», 2016 г.

Данный учебник входит в перечень учебников, который утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».



Место учебного предмета «Литература» в учебном плане

Предмет «Литература» в 9 классе согласно учебному плану изучается в объеме часа в неделю. Общее количество часов за год обучения составляет 102 часа.


   Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностными компетенции, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

2) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметнымикомпетенцииизучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий.

1) Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

 2) Познавательные УУД:

- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

3) Коммуникативные УУД:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Предметные компетенции выпускников основной школы состоят в следующем:

В соответствии с ФГОС ООО общими предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:

  • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;

  • восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

  • овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Предметные умения, формируемые у обучающихся по классам (в данный период проводится контроль сформированности этих умений):

  • выявлять особенности языка и стиля писателя;

  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

  • объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;

  • постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров;

  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения

  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

  • представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии;

  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);

  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);

  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.) (в каждомклассе – насвоемуровне).


Успешное освоение видов учебной деятельности, соответствующей разным уровням читательской культуры, и способность демонстрировать их во время экзаменационных испытаний служат критериями для определения степени подготовленности обучающихся основной школы. Определяя степень подготовленности, учитывается условный характер соотнесения описанных заданий и разных уровней читательской культуры. Показателем достигнутых школьником результатов является качество выполнения заданий: учитель может давать одни и те же задания (определите тематику, проблематику и позицию автора и докажите своё мнение) и, в зависимости от того, какие именно доказательства приводит ученик, определяет уровень читательской культуры и выстраивает уроки так, чтобы перевести ученика на более высокий для него уровень (работает в «зоне ближайшего развития»).




Содержание учебного предмета


Литература как искусство словесного образа

Литература и мифология. Мифологические сюжеты и образы в литературе. Литература и фольклор. Народная сказка и авторская сказка. Народная песня и авторская песня. Былины. Малые фольклорные жанры (загадка, пословица, поговорка). Фольклорные темы и образы в произведениях русской литературы.

Художественный образ. Образ человека в литературе. Персонаж. Литературный герой. Героический характер в литературе. Главные и второстепенные персонажи. Лирический герой. Образы времени и пространства, природные образы, образы предметов. «Вечные» образы в литературе. Образ родины в русской литературе. Художественный мир Художественный вымысел. Правдоподобие и фантастика в литературе.

Сюжет и композиция произведения. Конфликт. Внутренний конфликт. Эпизод. Пейзаж. Портрет. Диалог и монолог. Внутренний монолог. Дневники, письма и сны героев. Лирические отступления. Эпилог. Лирический сюжет.

Авторская позиция и способы ее выражения. Заглавие произведения. Эпиграф. «Говорящие» фамилии. Финал произведения.

Тематика произведения. «Вечные» темы в русской литературе. Социальная, философская и нравственная проблематика литературных произведений. Идейно-эмоциональное содержание произведения. Возвышенное и низменное, прекрасное и безобразное, трагическое и комическое в литературе. Юмор. Сатира. Художественная речь

Поэзия и проза как формы художественной речи. Изобразительно-выразительные средства (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, гипербола, антитеза, аллегория). Символ. Гротеск. Художественная деталь. Системы стихосложения. Ритм, рифма. Строфа.

Литературные роды и жанры

Эпос.

Лирика.

Драма.

Эпические жанры (рассказ, очерк, сказ, повесть, роман, роман в стихах, роман-эпопея). Лирические жанры (стихотворение, ода, элегия, послание, стихотворение в прозе). Лиро-эпические жанры (басня, баллада, поэма).

Драматические жанры (драма, трагедия, комедия).

Литературный процесс

Традиции и новаторство в литературе. Эпохи в истории мировой литературы (Античность, Средневековье, Возрождение, литература XVII, XVIII, XIX и XX вв.). Литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм). Писатель и литературное направление.

Древнерусская литература, ее основные жанры: слово, поучение, житие, повесть. Тема Русской земли. Идеал человека в литературе Древней Руси. Поучительный характер произведений древнерусской литературы.

Русская литература XVIII в. Классицизм и его связь с идеями русского Просвещения. Сентиментализм и его обращение к изображению внутреннего мира обычного человека. Русская литература XIX в. Романтизм в русской литературе. Романтический герой. Становление реализма в русской литературе XIX в. Изображение исторических событий, жизни русского дворянства и картин народной жизни. Нравственные искания героев русской литературы. Идеальный женский образ. Утверждение непреходящих жизненных ценностей (вера, любовь, семья, дружба). Христианские мотивы и образы в произведениях русской литературы. Психологизм русской прозы. Основные темы и образы русской поэзии XIX в. (человек и природа, родина, любовь, назначение поэзии). Социальная и нравственная проблематика русской драматургии XIX в. Русская литература XX в. Модернизм в русской литературе. Модернистские течения (символизм, футуризм, акмеизм). Поиск новых форм выражения. Словотворчество. Развитие реализма в русской литературе XX в. Изображение трагических событий отечественной истории, судеб русских людей в век грандиозных потрясений, революций и войн. Обращение к традиционным в русской литературе жизненным ценностям. Образы родины, дома, семьи. Основные темы и образы русской поэзии XX в. (человек и природа, родина, любовь, война, назначение поэзии). Социальная, философская и нравственная проблематика русской драматургии XX в. Современный литературный процесс. Постмодернизм. Традиции и новаторство в современной русской литературе.


Введение

Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Свое­образие литературных эпох, связь русской литературы с миро­вой культурой. Ведущие темы и мотивы русской классики (с обобщением изученного в основной школе). Основные лите­ратурные направления XVIII—XIX и XX веков.

Опорные понятия: историко-литературный процесс, литера­турное направление, «сквозные » темы и мотивы.

Развитие речи: оформление тезисов, обобщение читательско­го опыта.

Из древнерусскойлитературы

Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской лите­ратуры. Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Патриотическое звучание основной идеи по­эмы, ее связь с проблематикой эпохи. Человек и природа в художественном мире поэмы, ее стилистические особенности. Проблема авторства «Слова...». Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.

Опорные понятия: слово как жанр древнерусской литерату­ры, рефрен, психологический параллелизм.

Развитие речи: устное сообщение, сочинение.

Внутрипредметные связи: «Слово...» и традиции былин­ного эпоса.

Межпредметные связи: художественные и музыкальные интерпретации «Слова...».

Из литературыXVIIIвека

Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии. Самобытный характер русского классициз­ма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии. Значение творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Держави­на для последующего развития русского поэтического слова.

Расцвет отечественной драматургии (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин).

Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Мос­кву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия...». Своеобразие художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт класси­цизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями).

Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в совершенствовании русского лите­ратурного языка.

Опорные понятия: теория «трех штилей», классицизм и сен­тиментализм как литературные направления.

Развитие речи: чтение наизусть, доклады и рефераты.

Внутрипредметные связи: традиции западноевропейско­го классицизма в русской литературе XVIII века.

Межпредметные связи: классицизм в живописи и архитек­туре.

ЛитературапервойполовиныXIX века

Становление и развитие русского романтизма в первой чет­верти XIX века.

Исторические предпосылки русского романтизма, его на­циональные особенности. Важнейшие черты эстетики роман­тизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жу­ковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме.

Опорные понятия: романтизм как литературное направле­ние, романтическая элегия, баллада.

Развитие речи: различные виды чтения, конкурсное чтение наизусть, самостоятельный комментарий к поэтическому тексту.

Внутрипредметные связи: романтизм в русской и запад­ноевропейской поэзии.

Межпредметные связи: романтизм в живописи и музыке.

А.С. ГРИБОЕДОВ

Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие кон­фликта и тема ума в комедии. Идеалы и антиидеалы Чацкого. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия. Чацкий и Молчалин. Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У. Шекспира и Ж.Б. Мольера). Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильонтерзаний»).

Опорные понятия: трагикомедия, вольный стих, двуединый конфликт, монолог.

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на спек­такль.

Внутрипредметные связи: черты классицизма и роман­тизма в «Горе от ума».

Межпредметные связи: музыкальные произведения А.С. Грибоедова, сценическая история комедии «Горе от ума».

А.С. ПУШКИН

Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Темы, мо­тивы и жанровое многообразие его лирики (тема поэта и по­эзии, лирика любви и дружбы, тема природы, вольнолюби­вая лирика и др.): «К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Арион», «Пророк», «Ан­чар», «Поэт», «Во глубине сибирских руд...», «Осень», «Стансы», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг неру­котворный...». Романтическая поэма «Кавказский плен­ник», ее художественное своеобразие и проблематика. Реа­лизм «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика). Нравственно-философское звуча­ние пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров. Важнейшие этапы эволюции Пушкина-художника; христианские мотивы в творчестве писателя. «Чув­ства добрые» как центральный лейтмотив пушкинской поэтики, критерий оценки литературных и жизненных явлений.

«Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в сти­хах. Автор и его герой в образной системе романа. Тема оне­гинской хандры и ее преломление в «собранье пестрых глав». Онегин и Ленский. Образ Татьяны Лариной как «милый иде­ал» автора. Картины жизни русского дворянства в романе. Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина». В.Г. Белинский о романе.

Опорные понятия: романтическая поэма, реализм, паро­дия, роман в стихах, онегинская строфа, лирическое отступ­ление.

Развитие речи: чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, цитатный план, письменный анализ стихотво­рения, сочинения различных жанров.

Внутрипредметные связи: творчество А.С. Пушкина и поэ­зия Дж.Г. Байрона; образы В.А. Жуковского в пушкинской лирике; литературные реминисценции в «Евгении Онегине».

Межпредметные связи: графические и музыкальные интер­претации произведений А.С. Пушкина.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской лирики (назначение художника, свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения, патриотическая тема и др.): «Нет, я не Байрон...», «Я жить хочу...», «Смерть Поэта», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «И скучно и грустно», «Моли­тва» («В минуту жизни трудную...»), «Дума», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Родина».

«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе. Своеобразие композиции и образной системы романа. Автор и его герой. Индивидуализм Печорина, его лич­ностные и социальные истоки. Печорин в ряду других персона­жей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа. Мастерство психологической обрисовки характеров. «История души человеческой » как главный объект повествования в рома­не. В.Г. Белинский о романе.

Опорные понятия: байронический герой, философский ро­ман, психологический портрет, образ рассказчика.

Развитие речи: различные виды чтения, письменный сопо­ставительный анализ стихотворений, сочинение в жанре эссе и литературно-критической статьи.

Внутрипредметные связи: Пушкин и Лермонтов: два «Пророка»; «байронизм» в лермонтовской лирике; Онегин и Печорин как два представителя «лишних» людей.

Межпредметные связи: живописные, графические и музы­кальные интерпретации произведений М.Ю. Лермонтова. «Ге­рой нашего времени» в театре и кино.

Н.В. ГОГОЛЬ

Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника. Влияние «Боже­ственной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы. Сю-жетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ» («город­ские» и «помещичьи» главы, «Повесть о капитане Копейкине»). Народная тема в поэме. Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме. Фигура автора и роль лирических отступлений. Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.

Опорные понятия: поэма в прозе, образ-символ, вставная повесть.

Развитие речи: пересказ с элементами цитирования, сочине­ние сопоставительного характера.

Внутрипредметные связи: Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин: история сюжета «Мертвых душ»; образ скупца в поэме Н.В. Гоголя и мировой литературе.

Межпредметные связи: поэма «Мертвые души» в иллюстра­циях художников (А. Агин, П. Боклевский, Кукрыниксы).

ЛитературавторойполовиныXIX века (Обзор с обобщением ранее изученного)

Развитие традиций отечественного реализма в русской ли­тературе 1840—1890-х годов. Расцвет социально-психологиче­ской прозы (произведения И.А. Гончарова и И.С. Тургенева). Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города»).

Лирическая ситуация 50—80-х годов XIX века (поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета).

Творчество А.Н. Островского как новый этап развития рус­ского национального театра.

Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как два типа художе­ственного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»).

Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа ве­ков. Нравственные и философские уроки русской классики XIX столетия.

Из литературыXX века (Обзор с обобщением ранее изученного)

Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький, И. Бунин, Л. Куприн). Драма М. Горького «На дне» как «пьеса-буревестник»).

Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, А. Ахматовой, М. Цвета­евой, Б. Пастернака).

Своеобразие отечественного романа первой половины XX века (проза М. Шолохова, А. Толстого, М. Булгакова).
Литературный процесс 50—80-х годов (проза В. Распутина, В. Астафьева, В. Шукшина, А. Солженицына, поэзия
Е. Евтушенко, Н. Рубцова, Б. Окуджавы, В. Высоцкого). Новейшая русская проза и поэзия 80—90-х годов (произведе­ния В. Астафьева, В. Распутина, Л. Петрушевской, В. Пеле­вина и др., лирика И. Бродского, О. Седаковой и др.). Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.

Опорные понятия: историко-литературный процесс, лите­ратурное направление, поэтическое течение, традиции и нова­торство.

Межпредметные связи: музыка, живопись, кино в контек­сте литературной эпохи.

Для заучиваниянаизусть

М.В. Ломоносов. Одно из стихотворений (по выбору). Г.Р. Державин. Одно из стихотворений (по выбору). К.Н. Батюшков. Одно из стихотворений (по выбору). В.А. Жуковский. Одно из стихотворений (по выбору). А.С. Грибоедов.«Горе от ума » (отрывок по выбору). А.С. Пушкин. 3—5 стихотворений (по выбору). М.Ю. Лермонтов. 3—5 стихотворений (по выбору).

Для домашнегочтения

Из литературы первой половины XIX века А.С. Пушкин. «К портрету Жуковского», «Вольность», «Сожженное письмо», «Если жизнь тебя обманет...», «Ты и вы», «Цветок», «Поэт», «Бахчисарайский фонтан». М.Ю. Лермонтов.«Поцелуями прежде считал...», «Нищий», «Я не хочу, чтоб свет узнал...», «Расстались мы...», «Естьречи...», «Предсказание», «Молитва». Н.В. Гоголь. «Женитьба», «Портрет».

Из литературы второй половины XIXXX века

См. обзорные темы.

Тематический план

Название разделов

Кол-во часов

Введение

1

Древнерусская литература

8

Литература 18 века

6

Литература первой половины 19 века

6

А.С.Грибоедов

12

А.С.Пушкин

21

М.Ю.Лермонтов

16

Н.В.Гоголь

13

Литература конца 19 – начала 20 веков

10

Обобщающие уроки

2



Календарно-тематическое планирование уроков

№ур.

Названия разделов, тем.

Количество часов.

Дата проведения.

1.





2.



3.





4.





5.

6.

7.



8.



9.





10.





11



12.

13





14.



15



16.



17

18 -19.

20.

21.

22





23.

24.



25.

26.

27.



28.

29.

30.

31 -

32.

33 -34.



35.



36



37 -38

39.



40.



41.

42

43.



44.



45.



46.



47.



48.

49.



50.

51.



52.



53.



54 -55.



56-57.



58

59





60.

61.

62 -63.

64.

65.- 67



68-69

70

71 -72.



73-74.



75



76.



77 - 79



80.

81



82.

83.



84- 85.

86



87.

89.



90.

91.



92.

93.

94.

95.

96.

97.

98- 100

101

102.






Введение. Литература как искусство слова. Историко-литературный процесс.

Древнерусская литература.

Многообразие жанров древнерусской литературы.

Патриотический пафос, поучительный характер и особенности древнерусской литературы.

«Слово о полку Игореве».

Историческая основа «Слова…», его открытие, издание, изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве «Слова…».

Жанр и композиция «Слова…».

Поэтический мир и герои «Слова…».

Идейный смысл, величие и бессмертие древнерусской поэмы.

Развитие речи. «Слово…» в русской живописи, музыке. Выразительное чтение наизусть отрывков из поэмы.

Развитие речи. Проект «Сценарий к «Слову…»

Литература 18 века.

Общая характеристика. Гражданский пафос русского классицизма. Сентиментализм как литературное направление.

М.В.Ломоносов. Жизнь и творчество. Оды Ломоносова.

Г.Р.Державин. Поэт и гражданин. Поэзия Державина.

А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни.

Н.М.Карамзин. Поэтика «сердцеведения» в творчестве писателя.

Развитие речи. Выступления с докладами о творчестве писателей 18 века.

Литература первой половины 19 века.

Становление и развитие русского романтизма в первой четверти 19 века.

Поэзия К.Н.Батюшкова.

В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. Поэзия Жуковского.

Поэзия К.Ф.Рылеева.

Поэзия Е.А.Баратынского.

Развитие речи. Конкурсное чтение наизусть стихотворений поэтов-романтиков.

А.С.Грибоедов.

Жизненный путь и литературная судьба.

Комедия «Горе от ума». История создания. Обзор содержания.

Чтение и анализ 1 действия.

«Век нынешний и век минувший» в комедии. Д.2.

«Молчалины блаженствуют на свете». Д.3.

«Мильон терзаний А.А.Чацкого». Д.4.

Особенности конфликта. Художественное своеобразие комедии.

А.Гончаров «Мильон терзаний».

Киноурок. Просмотр спектакля «Горе от ума».

Развитие речи. Сочинение по комедии «Горе от ума».

А.С.Пушкин.

Личность поэта. Жизненный и творческий путь.

Начало поэтической деятельности. Лицейская лирика. Тема «дружества святого».

Петербург. Свободолюбивая лирика Пушкина.

Южная ссылка. Романтический мир поэта. Поэма «Кавказский пленник».

Период Михайловской ссылки. Реализм «Повестей Белкина».

Болдинская осень. «Маленькие трагедии» (общая характеристика).

«Я встретил вас…» Лирика любви.

«Моя мадонна» (Н.Н.Гончарова в жизни А.С.Пушкина).

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» - поэтическое завещание Пушкина.

Развитие речи. Эссе по лирике А.С.Пушкина.

«Евгений Онегин»

История создания романа в стихах. «Онегин, добрый мой приятель…» Гл.1

«От делать нечего друзья». Онегин и Ленский.

«Душа ждала кого-нибудь». Татьяна и Ольга.

«Так проповедовал Евгений». Исповедь Онегина.

«Татьяна, русская душою…» Сон и именины Татьяны.

«Враги! Давно ли друг от друга Их жажда крови отвела?»

«Ужель она?» Татьяна – светская дама. Онегин и Татьяна в 8 главе.

В.Г.Белинский о Пушкине. «Сочинения Александра Пушкина» (фрагменты статей 8, 9).

Развитие речи. Сочинение по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

М.Ю.Лермонтов.

Жизненный и творческий путь.

Основные мотивы лирики. Тема одиночества и протеста.

Тема любви в поэзии Лермонтова.

От «Монолога» к «Думе». Поэт и его поколение.

«Люблю Отчизну я, но странною любовью…»

Поэт и толпа. Два «Пророка».

Развитие речи. Моё любимое стихотворение Лермонтова.

«Герой нашего времени». Путь Лермонтова к роману.

«История души человеческой в романе» («Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань»).

Печорин и «водяное общество» («Княжна Мери»).

Нравственно-философский итог романа («Фаталист»).

Развитие речи. Сочинение по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

Н.В.Гоголь.

Жизнь и творчество.

Поэма «Мёртвые души». Замысел, композиция, история создания. Чтение отрывков из 1 главы.

«У всякого есть своё, но у Манилова ничего не было». Характеристика Манилова.

«Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого». Коробочка, Ноздрёв, Собакевич.

Характеристика Плюшкина. Народ в поэме.

Губернский город и чиновники

«Кто же он? Стало быть, подлец?» Образ Чичикова.

Лиризм поэмы. Образ автора и России. Чтение наизусть отрывков из поэмы.

Развитие речи. Сочинение по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».

Расцвет традиций отечественного реализма в русской литературе 1840-1890х годов.

А.П.Чехов. «Тоска».

Литература 20 века. Человек и история в литературе. Личность и государство. Тема родины и судьбы.

А.А.Блок «О, весна без конца и без краю…»

С.А.Есенин «Край ты мой заброшенный…»

В творческой лаборатории В.В.Маяковского.

Стихи М.И.Цветаевой.

Судьба и стихи А.Ахматовой.

М.А.Булгаков «Собачье сердце».

М.Шолохов «Судьба человека»

А.И.Солженицын «Матрёнин двор».

Развитие речи. Выступление с рефератами по литературе (итоговый контроль)

Обобщающий урок.

Рекомендации к летнему чтению.


















1



1





1



1





1





1

1





1





1





1



1



1



1



1







1



2

1

1

1





1

1



1

1

1



1

1

1

2



2





1



1



2



1

1



1



1



1





2



1

1



1



1



1



1

1



1



2





2



1

1



1

1

2



1

3



1



1



2



2



1



1



3





1

1

1



1



2

1



1



1



1

1

1



1

1

1

1

3



1

1