Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература» 9 класс
В результате изучения литературы ученик должен знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
историко-культурный контекст изучаемых произведений;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
сопоставлять литературные произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения
Раздел 2. Содержание учебного курса «Литература» 9 класс
Содержание | Кол-во часов | Контрольных работ | Проекты | Уроков развития речи | Уроков внеклассного чтения |
Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека. | 1 | - | - | - | - |
Из древнерусской литературы. | 3 | 1 | - | - | - |
Из литературы XVIII века. | 8 | 1 | - | - | - |
Из литературы XIX века. | 55 | 1 | 4 | 4 | 2 |
Из литературы XX века. | 25 | 2 | 1 | - | 1 |
Песни и романсы на стихи русских поэтов19-20 веков | 2 | - | - | - | - |
Из зарубежной литературы. | 6 | - | - | - | - |
Уроки итогового повторения и контроля | 2 | 1 | - | | - |
ИТОГО | 102 | 6 | 5 | 4 | 3 |
Введение
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Константин Николаевич Батюшков. Слово о поэте.
«Пробуждение», «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов...». (Обзор.) Поэзия чувственных радостей и удовольствий. Романтическая мечта о счастье, о домашнем уюте, о наслаждении искусством, природой, любовью. Элегическая грусть о скоротечности жизни человека. Воспоминание как преодоление мыслей о смерти и разлуке. Лирический герой.
Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).
Евгений Абрамович Баратынский. Слово о поэте. (Обзор.)
«Разуверение», «Муза», «Мой дар убог...». Разочарование в жизни, в любви — отличительная черта лирики Баратынского как элегического поэта. Зависимость элегических настроений от высших роковых законов бытия. Своеобразие любовных и психологических элегий. Баратынский как представитель «поэзии мысли».
(Произведения Батюшкова и Баратынского предлагаются для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетиче![]()
ский жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Список произведений для заучивания наизусть
Слово о полку Игореве (Вступление или «Плач Ярославны»).
М.В. Ломоносов. Вечерние размышления о Божием величие при случае великого северного сияния (отрывок).
Г.Р. Державин. Властителям и судиям. Памятник. (на выбор).
Н.М. Карамзин. Осень.
А.С. Грибоедов. Горе от ума (один из монологов Чацкого).
А.С. Пушкин. К Чаадаеву. Анчар. Мадонна. Пророк. «Я вас любил…»
«Евгений Онегин» (отрывок)
М.Ю. Лермонтов. Смерть поэта. «И скучно и грустно…». Родина. Пророк. молитва.
А.А. Блок. «Ветер принес издалека…», «Ушла. Но гиацинты ждали», «О доблестях, о подвигах, о славе…» (по выбору)
С.А. Есенин. «Край ты мой заброшенный…», «Гой, ты, Русь моя родная…», «Разбуди меня завтра рано», «Отговорила роща золотая» (по выбору)
В.В. Маяковский. Люблю (отрывок).
М.И. Цветаева. «Идешь на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…». Стихи о Москве. Стихи Блоку. Из циклов «Ахматовой», «Родина» (по выбору).
Н.А. Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…». О красоте человеческих лиц. Можжевеловый куст. Завещание. (по выбору).
А.А. Ахматова. Сероглазый король. Молитва. «Не с теми я, кто бросил землю…»»Что ты бродишь, неприкаянный…», Муза, «И упало каменное слово…» (по выбору).
А.Т. Твардовский. Весенние строчки. «Земля! От влаги снеговой…» (Страна Муравия). «Я убит подо Ржевом…» (отрывок)
Список литературы для самостоятельного чтения
Слово о полку Игореве. Повесть временных лет.
Д. И. Фонвизин. Бригадир.
Стихотворения М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, К. Ф. Рылеева, К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского.
А. Н. Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву.
Н. М. Карамзин. История государства Российского.
А. С. Пушкин. Стихотворения. Борис Годунов. Маленькие трагедии.
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения.
Н. В. Гоголь. Петербургские повести.
А. Н. Островский. Пьесы.
Стихотворения Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова, Я. П. Полонского.
И. С. Тургенев. Ася. Первая любовь. Стихотворения.
Л. Н. Толстой. Отрочество. Юность.
Ф. М. Достоевский. Белые ночи.
А. П. Чехов. Рассказы. Водевили.
И. А. Бунин. Рассказы. Стихотворения. Жизнь Арсеньева.
М. Горький. Мои университеты.
Стихотворения А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского, М. И. Цветаевой, А. А. Ахматовой, Н. А. Заболоцкого, А. Т. Твардовского, Н. М. Рубцова, Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенского, Б. А. Слуцкого, И. А. Бродского и др.
М. А. Булгаков. Рассказы.
Повести и рассказы Н. С. Лескова, В. В. Гаршина, Г. И. Успенского, М. А. Шолохова, Ю. В. Трифонова, В. П. Астафьева.
Исторические произведения А. Н. Толстого, Ю. Н. Тынянова, М. Алданова, М. А. Осоргина, К. Г. Паустовского и др.
Сатирические произведения А. Т. Аверченко, Тэффи, М. М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, Ф. Искандера и др.
Научная фантастика А. Р. Беляева, И. А. Ефремова, братьев Стругацких, К. Булычева и др.
Пьесы А. В. Вампилова, В. С. Розова.
Повести о Великой Отечественной войне Г. Я. Бакланова, Ю. В. Бондарева, В. В. Быкова и др.
Из зарубежной литературы
У. Шекспир. Комедии и трагедии. Ж.-Б. Мольер. Комедии.
ДЖ. Г. Байрон. Стихотворения
О.де Бальзак. Отец Горио. Евгения Гранде.
Раздел 3. Календарно-тематическое планирование уроков 9 класс
Количество часов по учебному плану
Всего _102_ час; в неделю _3_ час.
Планирование составлено на основе
Программы по литературе для 5-11 классов, авторы: Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. Москва, «Просвещение», 2014 г.
Учебника «Литература 9 класс» под ред. Коровиной В.Я..М. в двух частях, М., Просвещение, 2014г.
Календарно-тематический план 9 класс (102 часа)
№ п/п | Наименование разделов и тем | час | Дата | Виды деятельности и формы | Наглядные пособия ИКТ | Виды контроля | Повторение |
| Введение (1 ч.) | | | |
1 | Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. | 1 | | Самостоятельная, фронтальная, лекция, беседа, работа с книгой, тестирование | Тесты | План статьи | |
| Древнерусская литература (3 ч.) | | | |
2 | Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы. | 1 | | Самостоятельная, лекция, беседа, работа с книгой | Презентация | Развёрнутый ответ на вопрос | Литература Древней Руси |
3 | Художественные особенности «Слова...»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова...». | 1 | | индивидуальная, практикум, беседа, инд. сообщение | | Развёрнутый ответ на вопрос | Языковые средства выразительности |
4 | Контрольная работа№1 по теме: «Древнерусская литература» | 1 | | Самостоятельная | | | |
Литература XVIII века (8 ч.) | | | |
5 | Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XVIII века. Особенности русского классицизма | 1 | | Самостоятельная, лекция, беседа, работа с книгой, комментированное чтение | Презентация | План статьи Составление таблицы | |
6 | М. В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. Реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление …» | 1 | | индивидуальная, беседа, устное сообщение | Презентация | Ответ на вопрос | Роды и жанры литературы |
7 | «Ода на день восшествия…». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М. В. Ломоносова | 1 | | Самостоятельная, коллективная, беседа, работа с книгой, комментированное чтение | | Чтение наизусть | |
8 | Г. Р. Державин. Жизнь и творчество. «Властителям и судиям» Тема поэта и поэзии «Памятник». | 1 | | Индивидуальная, коллективная, беседа, демонстрация | Презентация | Ответ на вопрос Анализ стихотворения | |
9 | А. Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Особенности повествования Жанр путешествия и его содержательное наполнение | 1 | | Коллективная, беседа, работа с книгой, комментированное чтение | ИКТ | Анализ эпизода | Ранее изученные пр-ния |
10 | Н. М. Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень». «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. | 1 | | Индивидуальная, коллективная, беседа, демонстрация, проблемные задания | презентация | Сообщение Выразительное чтение | «Наталья, боярская дочь» |
11 | «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы | 1 | | Коллективная, беседа, работа с книгой, комментированное чтение | Презентация | Развёрнутый ответ на вопрос | |
12 | Контрольная работа №2 по теме: «Литература XVIII века» | 1 | | Урок контроля Самостоятельная | | К/р | |
Литература XIX века (55 ч.) | | | |
13 | Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия XIX века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература. | 1 | | Самостоятельная, лекция, беседа, работа с книгой | ИКТ | Сообщение | Романтизм, реализм |
14 | В. А. Жуковский. Жизнь и творчество. «Море». «Невыразимое». | 1 | | Индивидуальная, коллективная, беседа, работа с текстом | ИКТ | Сообщение, выразит. чт. | Сведения из жизни и тв-ве |
15 | «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады | 1 | | Индивидуальная, коллективная, беседа, работа с текстом, практикум | | Развёрнутый ответ на вопрос | Языковые средства выразительности |
16 | Проект №1 «Сюжеты и герои русских и зарубежных баллад» | 1 | | Практическая работа | Презентация | | |
17 | А. С. Грибоедов: личность и судьба драматурга | 1 | | Индивидуальная, демонстрация, беседа | Презентация | Сообщения | |
18 | А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии | 1 | | Коллективная, беседа, выразит. комментированное чтение | | Развёрнутый ответ на вопрос | Драматургия, комедия |
19-20 | Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума» | 2 | | Индивидуальная, демонстрация, беседа | Презентация | Ответ на вопрос | Система образов |
21-22 | Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей | 2 | | Индивидуальная, коллективная, беседа, работа с текстом, практикум | | | |
23 | Язык комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». И. А. Гончаров. «Мильон терзаний». | 1 | | Коллективная, беседа, работа с текстом, практикум | | Конспект статьи | Афоризм, пословицы, поговорки |
24-25 | Р.Р. Классное сочинение по комедии «Горе от ума» | 2 | | Урок развития речи | | Кл./соч. | |
26 | А. С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А. С. Пушкина | 1 | | Индивидуальная, фронтальная, коллективная, беседа, работа с текстом, практикум | Презентация | Сообщения | Сведения из жизни и тв-ва |
27 | Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар» | 1 | | Коллективная, индивидуальная, беседа, работа с текстом, практикум | КиМ | Чтение наизусть | «Песнь о вещем Олеге» |
28 | Любовь как гармония душ в интимной лирике А. С. Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил; любовь еще, быть может...». Адресаты любовной лирики поэта | 1 | | Коллективная, беседа, выразит. комментированное чтение | Презентация | Сообщения Чтение наизусть | «Медный всадник» |
29 | Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения | 1 | | Коллективная, индивидуальная, беседа, выразит., комментированное чтение | | Чтение наизусть | Стихотворение Державина «Памятник» |
30 | Вн. чтение. А. С. Пушкин. «Цыганы». Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко | 1 | | Урок вн. чт. Самостоятельная, коллективная, групповая, беседа, ответ на вопрос | | Развёрнутый ответ на вопрос | «Капитанская дочка» |
31 | Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа | 1 | | Коллективная, индивидуальная, беседа, работа с текстом | Презентация | Развёрнутый ответ на вопрос | «Капитанская дочка» |
32 | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути | 1 | | Коллективная, индивидуальная, беседа, работа с текстом, практикум | | Развёрнутый ответ на вопрос | Типическое и индивидуальное |
33 | Татьяна Ларина — нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга | 1 | | Коллективная, индивидуальная, беседа, работа с текстом, практикум | Презентация | Развёрнутый ответ на вопрос | |
34 | Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем | 1 | | Коллективная, индивидуальная, практикум | Презентация | Чтение наизусть | Эпистолярный жанр |
35 | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа | 1 | | Коллективная, индивидуальная, проблемные задания, беседа | | Развёрнутый ответ на вопрос | |
36 | Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа | 1 | | Коллективная, индивидуальная, практикум | | | |
37 | Р.Р. Пушкинский роман в зеркале критики. Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» | 1 | | Коллективная, индивидуальная, беседа, работа с текстом, практикум | | Домашнее сочинение | Публицистика, критика |
38 | А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества | 1 | | Коллективная, индивидуальная, беседа, работа с текстом, проблемные задания | презентация | Развёрнутый ответ на вопрос | Трагедия |
39 | М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой...», «Молитва». «Парус», «И скучно и грустно...» | 1 | | индивидуальная, заочная экскурсия, работа с текстом | Презентация | Сообщения Выразительное чтение | Сведения из жизни и творчества |
40 | Образ поэта-пророка в лирике М. Ю. Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали...», «Есть речи — значенье...» | 1 | | индивидуальная, беседа, работа с текстом, проблемные задания | | Чтение наизусть Анализ ст-ния | Образ поэта-пророка у Пушкина |
41 | Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Нищий» | 1 | | семинар | Презентация | Сообщения, развёрнутый ответ на вопрос | Тема любви у Пушкина |
42 | Эпоха безвременья в лирике М. Ю. Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзии | 1 | | Коллективная, индивидуальная, беседа, работа с текстом, проблемные задания | | развёрнутый ответ на вопрос | «Песня про купца…Калашникова» «Бородино» |
43 | «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания. Сложность композиции. Век М. Ю. Лермонтова в романе | 1 | | Фронтальная, лекция, беседа | Презентация | Пересказ выборочный, с изменением лица | Поэма « Мцыри» |
44 | Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» | 1 | | Групповая, работа с текстом, беседа | Презентация | Анализ эпизода | |
45-46 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» | 2 | | Коллективная, индивидуальная, беседа, работа с текстом, проблемные задания | | Выборочный пересказ | |
47 | Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина | 1 | | Групповая, работа с текстом, беседа | | Сравнительная характеристика | |
48 | Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина | 1 | | Групповая, работа с текстом, беседа | Презентация | | |
49 | Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия М. Ю. Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В. Г. Белинского. | 1 | | Комбинированный урок Фронтальная, беседа | | Конспект статьи | Басни Крылова |
50 | Контрольная работа№3 по лирике М. Ю. Лермонтова и роману «Герой нашего времени» | 2 | | Урок контроля Самостоятельная | | К/р | |
51 | Проект№2 (по творчеству М. Лермонтова) | | | Самостоятельная | | | |
52 | Н. В. Гоголь: жизнь и творчество. «Вечера», «Миргород». «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы | 1 | | Фронтальная, индивидуальная, лекция | Презентация | Сообщения Ответ на вопрос | Сведения из жизни и творчества |
53 | Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода Образы помещиков | 1 | | семинар | Презентация | Анализ эпизода | «Шинель» |
54 | Образ города в поэме «Мертвые души» | 1 | | Фронтальная, беседа | | Развёрнутый ответ на вопрос | «Тарас Бульба» |
55 | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы | 1 | | работа с текстом, беседа | презентация | План характеристики | «Ревизор» |
56 | Р.Р. «Мертвые души» — поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Поэма в оценках В. Г. Белинского. Подготовка к сочинению по поэме «Мёртвые души» | 1 1 | | Комбинир. урок работа с текстом, беседа | | Конспект статьи Д/с | |
57 | Проект №3 (по творчеству Н. Гоголя) | | | | | | |
58 | А. Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе | 1 | | Фронтальная, индивидуальная, лекция | Презентация | Сообщение Ответ на вопрос | Драматургия |
59 | Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы . | 1 | | Коллективная, индивидуальная, беседа, работа с текстом, проблемные задания | | Развёрнутый ответ на вопрос | |
60 | Ф. М. Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». | 1 | | Фронтальная, индивидуальная, лекция | Презентация | Сообщение | Л. Толстой «После бала» |
61 | Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». | 1 | | Фронтальная, беседа | | Развёрнутый ответ на вопрос | Некрасов «Железная дорога» |
62 | Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность». | 1 | | Урок вн. чт. Фронтальная, беседа | Презентация | Сообщение План-конспект | Повесть «Детство» |
63 | А. П. Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. | 1 | | Фронтальная, индивидуальная, лекция, беседа | Презентация | Сообщение План-конспект | Образ маленького человека в ранее изученных произведениях |
64 | А. П. Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. | 1 | | индивидуальная, беседа, работа с текстом, проблемные задания | | Ответ на вопрос | «Хамелеон» |
65-66 | Проект№4 «Образ «маленького человека» в русской литературе 19 века» | 2 | | Практическая | | | |
67 | Вн. чтение. Беседа о стихах Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета. | 1 | | Урок вн. чт. Фронтальная, беседа | Презентация | Анализ ст-ния | |
Литература XX века (25 ч.) | | | |
68 | Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений | 1 | | Фронтальная, лекция, беседа | Презентация | Сообщения | Лесков «Левша» |
69 | И. А. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. | 1 | | Коллективная, индивидуальная, беседа, работа с текстом, проблемные задания | Презентация | Сообщение, анализ эпизода | Тургенев. Рассказы из цикла «Записки охотника» |
70 | М. А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце». Система образов повести. Сатира на общество шариковых и швондеров | 1 | | Коллективная, индивидуальная, беседа, работа с текстом, проблемные задания | Презентация | Сообщение, развёрнутый ответ на вопрос | |
71 | Поэтика повести «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль. | 1 | | Групповая, работа с текстом, беседа | | Ответ на вопрос | Языковые средства выразительности |
72 | М. А. Шолохов. «Судьба человека». Смысл названия. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя | 1 | | Фронтальная, беседа | Презентация | Сообщение, развёрнутый ответ на вопрос | Распутин «Уроки французского» |
73 | Особенности авторского повествования в рассказе. Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, особенности жанра. Реализм Шолохова | 1 | | Групповая, работа с текстом, беседа | | Ответ на вопрос | Реализм |
74 | А. И.Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. | 1 | | Фронтальная, беседа | Презентация | Сообщение, развёрнутый ответ на вопрос | |
75 | Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи | 1 | | Фронтальная, беседа | | | Тема праведничества Притча |
76 | Контрольная работа№4 по произведениям XX века | 1 | | Урок контроля Самостоятельная | | К/р | |
77 | Русская поэзия Серебряного века | 1 | | Урок-лекция Коллективная, лекция, беседа | Презентация | Сообщения | Лирика |
78 | А. А. Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...». | 1 | | Фронтальная, беседа, работа с текстом | Презентация | Сообщения Анализ стихотворения | Языковые средства выразительности «На поле Куликовом» |
79 | С. А. Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С. А. Есенина. «Вот уж вечер...», «Разбуди меня завтра рано...», «Край ты мой заброшенный...» | 1 | | Фронтальная, беседа, работа с текстом | Презентация | Сообщения Анализ стихотворения | Ранее изученные стихотворения |
80 | Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С. А. Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Отговорила роща золотая...». Народно-песенная основа лирики С. А. Есенина | 1 | | Фронтальная, индивидуальная, беседа, работа с текстом | | Анализ стихотворения Чтение наизусть | Фольклор Народные песни |
81 | В. В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). | 1 | | Фронтальная, беседа, работа с текстом | Презентация | Сообщения Выразительное чтение | Ранее изученные пр-ния |
82 | М.И.Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?». | 1 | | Фронтальная, беседа, работа с текстом | Презентация | Сообщения Анализ стихотворения Чтение наизусть | |
83 | «Родина». Образ Родины в лирическом цикле М. И. Цветаевой «Стихи о Москве». | 1 | | Фронтальная, беседа, работа с текстом | | Анализ стихотворения | Традиции темы Родины |
84 | Н. А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». | 1 | | Фронтальная, индивидуальная, беседа, работа с текстом | презентация | Сообщения Анализ стихотворения Чтение наизусть | Ранее изученные стихотворения |
85 | А. А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике | 1 | | Фронтальная, беседа, работа с текстом | Презентация | Сообщения | |
86 | Стихи А. А. Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики | 1 | | Фронтальная, беседа, работа с текстом | | Выразительное чтение | |
87 | Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво...», «Во всем мне хочется дойти...». | 1 | | Фронтальная, индивидуальная, беседа, работа с текстом | Презентация | Сообщения Анализ стихотворения | Лирика Рубцова |
88 | А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки» | 1 | | Фронтальная, индивидуальная, беседа, работа с текстом | Презентация | Сообщение, развёрнутый ответ на вопрос | Сведения о жизни и творчестве «Василий Тёркин» |
89 | А. Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне | 1 | | Фронтальная, индивидуальная, беседа, работа с текстом | | Чтение наизусть, развёрнутый ответ на вопрос | |
90 91 | Проект № 5 «Поэзия Серебряного века» | 2 | | Урок контроля Самостоятельная, групповая, индивидуальная | | Анализ стихотворения | |
92 | Контрольная работа №5 по теме «Русская поэзия Серебряного века» | 1 | | Урок контроля | | | |
93 94 | Вн. чтение. Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX—XX веков | 2 | | Урок вн. чт. Групповая, проблемные задания | Презентация | | |
Из зарубежной литературы (6 ч.) | | | |
95 | Античная лирика. Катулл. «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»). Гораций. «Я воздвиг памятник...». Традиции оды Горация в русской поэзии | 1 | | Фронтальная, индивидуальная, беседа, работа с текстом | Презентация | Выразительное чтение Сравнительный анализ стихотворений | |
96 | Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер | 1 | | Фронтальная, индивидуальная, беседа, работа с текстом | | Анализ эпизода | Сказки Салтыкова-Щедрина |
97 | У. Шекспир «Гамлет». (Обзор) Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета . | 1 | | Фронтальная, индивидуальная, беседа, работа с текстом | Презентация | Развёрнутый ответ на вопрос | Лирика Пушкина, Лермонтова |
98 99 | Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. | 2 | | Фронтальная, индивидуальная, беседа, работа с текстом | | | «Повести Белкина» |
100 | И.-В. Гете. «Фауст». (Обзор) «Фауст» как философская трагедия. Противостояние Фауста и Мефистофеля. | 1 | | Фронтальная, индивидуальная, беседа, работа с текстом | Презентация | Развёрнутый ответ на вопрос | |
101 102 | Обобщение изученного курса Итоговая контрольная работа №6 по курсу литературы 9 класса | 1 1 | | Уроки контроля индивидуальная, беседа, тестовая работа | | К.р | |
25