СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 10 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале представлена рабочая программа по литературе для 10 класса (подойдёт для любого учебника).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 10 класса»



Рабочая программа по литературе для 10 класса

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе для 10 класса (авторы-составители С. А. Зинин, В. А. Чалмаев . М., «Русское слово» ,2013 г.)

Программа соответствует задачам модернизации школьного образования и составлена в соответствии с новым Обязательным минимумом содержания литературного образования и новыми образовательными стандартами.

Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную гра­мотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценно­стных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на фор­мирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информа­ционном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реа­лизации выбранного жизненного пути.

Таким образом, главной целью школьного образования сегодня является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориента­ции, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овла­дения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

На основании требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования в содержании данной рабочей программы предполагается реали­зовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют следующие задачи обучения:

- углубление знаний о художественной литературе как искусстве слова, её месте в культуре страны и народа, мировой культуре;

- осознание своеобразия и богатства литературы как искусства;

- усвоение теоретических понятий, помогающих глубоко и полно оценивать художественное произведение и историко-литературный процесс в целом;

- использование полученных знаний для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи;

- воспитание культуры чтения и потребности в нем;

  • овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности;

  • освоение коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенций.

Программа 10 класса строится на историко-литературной основе и предполагает знакомство с вершинными произведениями родной литературы XIX века, которое даёт представление о судьбах литературы и культуры в целом. Курс построен по концентрически-хронологическому принципу: от поэтов пушкинской поры до А.П. Чехова. В конце учебного года даются краткие сведения по зарубежной литературе XIX века и основных тенденциях её развития.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различ­ных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Программа направлена на чтение и изучение классических художественных произведений, способствует осознанию историко-литературного процесса, включает обзорные темы и монографии, призвана обеспечить приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой литературы, развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки явлений литературы, художественного воплощения в ней явлений жизни, воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции, формирование представлений о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества, воспитание речевой культуры учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературного процесса открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоз­зренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школь­ников, их приобщению к духовной, нравственной и культурной ценности народа, усилению мотива­ции к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятелъностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: не­обходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к са­мообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к само­стоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, само­стоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодей­ствию с людьми.

Реализация данной рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, прово­дить информационно-смысловый, художественный анализ текста, использовать различные виды пересказа, создавать письменные и устные высказывания на заданную тему, составлять план, тезисы, конспект.

На уроках учащиеся учатся более уверенно овла­девать монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение, приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысли (объяснять «иными словами»), формулировать выво­ды.

Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие ба­зы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения, осознанно вы­бирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно по­добранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказыва­ния, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, дис­пута. Предполагается уверенное использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, пре­зентации результатов познавательной и практической деятельности.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (по­становка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формули­ровать свои мировоззренческие взгляды, объективно оценивать свои учебные достижения, соотно­сить приложенные усилия с полученными результатами и на этой основе - воспитание гражданст­венности и патриотизма.

В программу включен казачий компонент (3 часа) ( на основании приказа № 155 от 17.10.2013 года о присвоении статуса «Казачье муниципальное образовательное учреждение»).

Результаты освоения учебного курса

В конце года учащиеся должны:

знать\понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 века;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- основные теоретико-литературные понятия;

Уметь:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- определять род и жанр произведения;

- сопоставлять литературные произведения;

-выявлять авторскую позицию;

- выразительно читать изученные произведения;

- аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;

-писать сочинения разных жанров на литературные темы.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для создания связного текста на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;

- участия в диалоге или дискуссии;

- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:

- поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

- сравнение, сопоставление, классификация;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ;

-способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;

- осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения;

- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем;

- составление плана, тезисов, конспекта;

- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в речи результатов своей деятельности;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;

- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Содержание учебного предмета


ВВЕДЕНИЕ.  Литература 19 века.

    Русская литературы XIX века в контексте мировой литературы. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала).

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

А.С. Пушкин.  Образно-тематическое богатство и художественное совершенство лирики А.С.Пушкина. Художественное своеобразие поэмы  «Медный всадник».

Значение творчества Пушкина для русской и мировой литературы.

М.Ю. Лермонтов. Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю.Лермонтова. Особенности богоборческой темы в поэме «Демон»

Углубление понятий о романтизме и реализме в творчестве поэта, об их взаимоотношении и взаимовлиянии.

Н.В. Гоголь. Повести «Невский проспект», «Нос».

Реальное и фантастическое в повестях. Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие творческой манеры.

ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

    Вклад русской литературы второй половины 19 века в развитие отечественной и мировой культуры. Общественно-политическая ситуация в стране в 1850-1860гг. Критика социальной действительности в литературе и искусстве. Русская журналистика данного периода. Раскол редакции журнала «Современник». Борьба между сторонниками некрасовской школы и представителями «чистого искусства». Расцвет сатиры.

ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ

    Этапы биографии и творчества. Рассказы цикла «Записки охотника». Особенности жанра «Записок охотника» и их оценка в критике.

 Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети». Общая атмосфера и ее отражение в романе.

Отцы в романе. Павел Петрович и Николай Петрович  Кирсановы, родители Базарова. Споры Базарова и Павла Петровича.

Базаров и его последователи. Базаров и Аркадий Кирсанов. Мнимые последователи Базарова.

Дружба и любовь в жизни героев  романа. Художественная сила последней сцены романа «Отцы и дети».

Полемика вокруг романа. Д.И. Писарев, М. Антонович, Н.Н. Страхов о романе. Тургенев о Базарове. Базаров в ряду других образов русской литературы.

Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме, социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).

АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ

    Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии. Роль драматурга в создании русского национального театра.

   Драма «Гроза». История создания, система образов. Приемы раскрытия характера. Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт. Своеобразие конфликта в драме. Смысл названия. Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Сила и слабость Катерины. Острота конфликта Катерины с «темным царством»   Нравственная проблематика пьесы. Споры критиков вокруг драмы.

  Драма «Бесприданница». История создания. Взаимоотношения  героев. Искушение – лейтмотив драмы «Бесприданница».

ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ГОНЧАРОВ

    Жизнь и творчество писателя. Художественное своеобразие романа «Обломов». История создания, система образов. Место романа в трилогии «Обыкновенная история» -      «Обломов» - «Обрыв». Обломов - его сущность, характер и судьба. Духовная гибель героя, отказ от возможности спасения. Понятие «обломовщина».

 Обломов и Штольц в романе. Обломов и Штольц – две стороны одного века. Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов». «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе.

Роман «Обломов» в зеркале русской критики. Н.А. Добролюбов «Что такое обломовщина?», Д.И. Писарев «Обломов», А.В. Дружинин «Роман Гончарова».

Роман  «Обыкновенная история».


НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ

    Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца («Рыцарь на час», «Умру я скоро…», «Блажен незлобивый поэт…» и др.)

 Н.А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Музе», «О Муза!».

Тема любви в лирике Н.А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Тройка», «Внимая ужасам войны…» и др.

 «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы.  Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка». Образы крестьян и помещиков. Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Образы народных заступников. Особенности языка. Фольклорное начало.

«Певец женской доли». Произведения Н.А.Некрасова о судьбе русской женщины.

ФЁДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ

     Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Основные мотивы лирики Тютчева (человек и природа, земля и небо). Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева (слияние человека с Природой и Историей, с «божественно-всемирной жизнью») и его неосуществимость.

 Драматизм звучания любовной лирики поэта. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой».  «О, как убийственно мы любим…», «К. Б.» («Я встретил вас  - и все былое…»).

Тютчев-политик и Тютчев-поэт. Дипломатическая деятельность Тютчева, оценка им судьбы России в контексте мировых проблем.

 

АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ

   Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы.  «Даль», «Еще майская ночь…». Любовная лирика А.А. Фета. «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад», «Певице» и др.

 Фет и теория «чистого искусства». «Служение чистой красоте» как цель искусства, отношение Фета к вопросам о правах гражданственности поэзии, о её нравственном значении, о современности в данную эпоху.

Поэзия Фета и литературная традиция. «Вечные» темы в лирике Фета (тема творчества, любви, природы, красоты). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие произведений Фета: психологизм переживаний, особенности поэтического языка. Композиция лирического стихотворения.

НИКОЛАЙ СЕМЁНОВИЧ ЛЕСКОВ

Очерк жизни и творчества писателя. Сюжет и композиция повести «Очарованный странник». Система образов повести. Образ Флягина: поиск истины, странствия героя. Былинные, библейские мотивы повести. Праведники Лескова как воплощение русского национального характера. Смысл названия повести Н.С. Лескова. Особенности лесковской и повествовательной манеры. Былинные и агиографические традиции и их воплощение в повести. Обращение Лескова к форме сказа.

МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВ-ЩЕРИН

  Жизнь и творчество писателя. Народ и власть в произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина. Проблематика и поэтика сказок.

Сатира как выражение общественной позиции автора. Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Исторические параллели (Павел Первый – Грустилов, Аракчеев – Угрюм-Бурчеев и др.) и приём анахронизма в произведении Салтыкова-Щедрина. Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Смысл финала «Истории».

   Развитие сатирических традиций Фонвизина и Гоголя в произведениях Салтыкова-Щедрина. Приёмы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм. Эзопов язык.

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ

    Жизнь и творчество. «Севастопольские рассказы» как новое слово в русской баталистике.

    «Война и мир». История создания романа. Работа Толстого с историческими документами, мемуарами и письмами современников войны 1812 года, составление «анкет» персонажей. Прототипы героев романа. Отражение в произведении проблем, волновавших людей 1860 года (роль личности и народных масс в истории, место человека в жизни страны, осуждение индивидуализма, пути достижения нравственного идеала, соединение как «тела» нации с её «умом» – просвещённым дворянством – на почве общины и личной независимости).

    Нравственно-психологический образ Наташи Ростовой, княжны Марьи, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализовавшиеся в образах Натальи и княжны Марьи. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души» лавной героини романа. Поэтичность натуры Наташи, национально-природное в её характере.

     Просвещённые герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского, рационализм героя романа. Мечты о славе и их крушение. Глубокий духовный кризис и моменты душевного просветления в жизни князя Андрея. Увлечение идеями Сперанского и разочарование в государственной деятельности. Любовь к Наташе и мечты о семейном счастье. Участие в войне 1812 года. Смерть князя Андрея.

     Эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Пьер в салоне А.П. Шерер и в кругу «золотой молодёжи». Женитьба на Элен. Дуэль с Долоховым. Увлечение масонством и разочарование в идее филантропии. Пьер на Бородинском поле и в занятой французами Москве. Философский смысл образа Платона Каратаева, влияние «каратаевщины» на жизнь и миросозерцание Пьера. Любовь к Наташе. Пьер Безухов на пути к декабризму.

     Истинный и ложный героизм в изображении Л.Н. Толстого. Причины войны 1805-07 гг. Заграничные походы русской армии. «Военные трутни», мечтающие о «выгодах службы под командою высокопоставленных лиц» и о преимуществах «неписаной субординации» (Жерков, Друбецкой, Богданыч, Берг). Подвиги солдат и офицеров, честно выполняющих свой долг (Тушин, Тимохин). Шенграбенское и Аустерлицкое сражения: причины побед и поражений русской армии. Роль приёма антитезы в изображении военных событий. Авторская оценка войны как события, «противного человеческому разуму и всей человеческой природе».

   Своеобразие жанра и композиции романа.

ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ

Жизнь и творчество. Традиции Н.В. Гоголя и новаторство Ф.М. Достоевского.

«Преступление и наказание» – история создания романа: замысел и его воплощение.

  Образ Петербурга на страницах романа. Приёмы создания образа Петербурга (пейзаж, интерьер, цветопись).

   Образы «униженных и оскорблённых» в романе. Судьба семьи Раскольниковых. История Мармеладовых. Гоголевские традиции в решении темы «маленького человека». Уличные сцены и их воздействие на мысли и чувства Раскольникова.

   Теория Раскольникова и её истоки. Нравственно-философское опровержение теории «двух разрядов». Проблема нравственного выбора. Раскольников и его «двойники»: Лужин и Свидригайлов. Роль портрета романе.

   «Ангелы» Родиона Раскольникова. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала романа. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения.

    Три встречи – три поединка Раскольникова и Порфирия Петровича. Порфирий Петрович как представитель законности и официального правосудия в романе как авторский резонёр, логически объясняющий Раскольникову необходимость покаяния и явки с повинной. Своеобразной «двойничество» Раскольникова и Порфирия Петровича. Развитие Порфирием идеи «искупления вины страданием», носителем которой в романе является Миколка.

    Эпилог и его роль в романе, его связь с философской концепцией «Преступления и наказания».

Художественное мастерство Ф.М. Достоевского. Психологизм прозы Достоевского. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра социально-философского романа и смысл заглавия «Преступления и наказания». Полифонизм романа, столкновение разных «точек зрения». Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.

АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ

      Жизнь и творчество.  Углубление понятия о рассказе.

   Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего – темы и проблемы рассказов Чехова. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь.

    «Вишнёвый сад» – История создания «Вишнёвого сада» и его первой постановки. Люди, «заблудившиеся во времени». Бывшие хозяева вишнёвого сада как олицетворение прошлого России (Раневская, Гаев). Лирическое и трагическое начало в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Слуги и господа (Дуняша, Яша и Фирс).

     Своеобразие конфликта в пьесе: внутреннее и внешнее действие. Противоречия образа Лопахина: «хищный зверь» и «нежная душа». Мастерство Чехова в построении диалога: эффект взаимной глухоты персонажей. Образ будущего в произведениях Чехова. Способность молодых людей к поиску нового, их стремление порвать с прошлым, с «праздной, бессмысленной жизнью Новаторство Чехова-драматурга: символическая образность, «бессобытийность» «подводное течение», психологизация ремарки, роль звуковых и шумовых эффектов. Композиция и стилистика пьес.

Тематическое планирование

№п/п

Название темы

Кол-во часов

1.

Литература первой половины 19 века. Литературные направления.

1

.2.

Жизнь и творчество А. С. Пушкина.

4

3.

Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова

4

4.

Литература второй половины 19 века (обзор).

1

5.

А. Н. Островский. Обзор жизни и творчества. Драма «Гроза»

7

6.

И. А. Гончаров. Роман «Обломов»

7

7.

И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»

10

8.

Н. А. Некрасов. Поэзия. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

7

9.

Ф. И. Тютчев. Лирика.

2

10.

А. А. Фет. Лирика

3

11.

Н. С. Лесков «Очарованный странник»

2

12.

М. Е. Салтыков – Щедрин. Сказки.

2

13.

А. К. Толстой. Лирика.

1

14.

Л. Н. Толстой. Жизнь и творчество. Роман «Война и мир»

23

15.

Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»

13

16.

А. П. Чехов. Рассказы. Пьеса «Вишнёвый сад»

7

17.

Контрольные работы

2

Календарно-тематическое планирование



Тема урока

Кол-во часов

Тип урока, форма проведения

Требования к уровню подготовки

Дата


1.


Введение. Русская литература 19 века в контексте мировой культуры. Художественные открытия русских писателей.

Литература первой половины 19 века ( часов).

Обзор русской литературы 19 века. Литературные направления. Зарождение реализма в первой половине 19 века.


1



Изучение и первичное закрепление нового материала. Лекция.

Изучение нового материала и первичное закрепление знаний. Семинар.

Знать: основные темы и проблемы русской литературы 19 века.

Уметь: составлять план, тезисы, конспект.

Знать: особенности развития общественных отношений в начале 19 века

Уметь: составлять план, тезисы, конспект

02.09


2


А. С. Пушкин. Жизнь и творчество (обзор). Основные темы и мотивы. Жанровое многообразие.

Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики.


1



Лекция, беседа

Обзор ранее изученного, изучение нового материала и первичное закрепление знаний. Групповая работа.

Знать: жизненный и творческий путь Пушкина.

Уметь: выявлять сквозные темы и ключевые проблемы

Знать: особенности пушкинского лирического героя, темы лирики, художественные особенности.

Уметь: выразительно читать изученные произведения, выбирать и использовать выразительные средства языка


06.09



3

Философская лирика А. С. Пушкина.

1

Комбинированный. Практикум.

Знать: отражение духовного мира человека в стихотворениях поэта.

Уметь: выявлять ключевые проблемы в лирических произведениях


07.09

4

Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник». Своеобразие жанра и композиции. Проблематика поэмы.


1

Комбинированный. Лекция, беседа. Практикум.

Знать: проблематику поэмы, образ стихии, образы Евгения и Петра.

Уметь: раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание произведения, анализировать эпизод

09.09

5

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор). Основные мотивы лирики.


1

Изучение нового материала, повторение ранее изученного. Семинар.

Знать: основные этапы жизни и творчества поэта, основные мотивы лирики.

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение


13.09

6

Мотивы одиночества, неразделённой любви в лирике Лермонтова. Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики.


1

Изучение нового материала. Закрепление знаний, умений, навыков. Практикум.

Знать: основные мотивы лирики Лермонтова, их художественные особенности.

Уметь: анализировать и интерпретировать лирические произведения, выразительно читать.

14.09

7


Философская лирика М. Ю. Лермонтова.

.

1



Изучение нового материала. Практикум.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа.

Знать: особенности темы. Художественные особенности.

Уметь: выявлять авторскую позицию, анализировать и интерпретировать

16.09


8

Сочинение по творчеству А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова

1

Самостоятельная работа

Знать: основные особенности творчества писателей

Уметь: создавать текст по теме

20.09

9

Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). «Петербургские повести». Проблематика сборника.



1

Обобщение ранее изученного. Изучение нового материала. Лекция, беседа.

Знать: основные этапы жизненного и творческого пути писателя, проблематику творчества, художественные особенности

21.09

10

Повесть «Невский проспект».Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности.

1


Изучение нового материала. Практикум, беседа.

Знать: содержание повестей, художественные особенности.

Уметь: анализировать эпизоды, формулировать выводы.

23.09

11

Повесть «Нос». Ирония и гротеск как приёмы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбах гоголевских героев.


1

Изучение нового материала. Практикум.

27.09

12

Сочинение по произведениям русской литературы первой половины 19 века.


1

Творческая работа

Уметь: самостоятельно писать различные творческие работы

28.09

13

Обзор русской литературы второй половины 19 века. Проблематика, идея нравственного самосовершенствования. Жанры.


1

Изучение нового материала. Лекция.

Знать: общественно-историческую ситуацию в стране, достижения в области науки и культуры, основные тенденции в развитии реалистической литературы.

30.09

14

А. Н. Островский. Жизнь и творчество (обзор).

1

Изучение нового материала. Лекция.

Знать: основные этапы жизни и творчества драматурга

Уметь: составлять план, тезисы, конспект

04.10

15

Пьеса «Свои люди – сочтёмся!». Быт и нравы замоскворецкого купечества. Конфликт как основа социально-психологической проблематики.


1

Изучение нового материала. Практикум.

Знать: особенности драмы Островского, роль речевой характеристики героев

Уметь: выделять характерные особенности драмы

05.10

16

Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме.

1

Изучение нового материала. Беседа.

Знать: историю создания драмы, основной конфликт.

Уметь: использовать монологическую и диалогическую речь.


07.10

17

Изображение «жестоких нравов» «тёмного царства».

1

Изучение нового материала. Практикум

Знать: содержание произведения

Уметь: анализировать эпизоды драматического произведения

11.10

18

Катерина в системе образов.

Каз. к.: семейные традиции донских казаков.

1

Изучение нового материала. Групповая работа.

Знать: внутренний конфликт Катерины, народно-поэтическое и религиозное в образе героини.

Уметь: выделять характерные особенности героя в драматическом произведении.

12.10

19

Катерина в системе образов.

1

Групповая работа.

Знать: смысл названия и символику пьесы

Уметь: подбирать аргументы, формулировать выводы.

14.10

20


Жанровое своеобразие пьесы. Драматургическое мастерство Островского.

Н. А. Добролюбов «Луч света в тёмном царстве».

1

Закрепление знаний, умений, навыков. Практикум.

Изучение нового материала. Беседа, практикум.

Знать: драматическое, лирическое и трагическое в пьесе

Уметь: определять род и жанр произведения.

Знать: содержание критической статьи

Уметь: составлять план, тезисы, конспект

18.10

21

Сочинение по драме А. Н. Островского «Гроза».

1

Подготовка к домашнему сочинению

Уметь: самостоятельно выполнять различные творческие работы

19.10

22

И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Роман «Обломов». История создания и особенности композиции.

1

Изучение нового материала. Лекция, беседа.

Знать: биографию и основные вехи творчества писателя, историю создания и особенности композиции романа

2 1.10

23

Петербургская «обломовщина» в романе

1

Изучение нового материала. Практикум.

Знать: содержание произведения

Уметь: выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого.

25.10

24

Глава «Сон Обломова» и её роль в романе.

1

Изучение нового материала. Практикум.

Знать: быт и бытие героя, его внутреннюю противоречивость, соотнесённость с другими героями, любовную историю как этап внутреннего самоопределения героя, роль образа Захара, отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни.

Уметь: сравнивать, сопоставлять, классифицировать.

26.10

25

Обломов: образ в движении. Тема любви в романе.


1

Изучение нового материала. Практикум.

28.10

26

2 четверть. Система образов. Приём антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына.

1


08.11

27

Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). «Обломов» в оценке критиков.

1

Закрепление знаний, умений, навыков. Семинар.

09.11

28

Сочинение по роману И. А. Гончарова «Обломов».

1

Контроль знаний. Письменная работа.

11.11

29


И. С. Тургенев. Жизнь и творчество писателя.

Сборник рассказов «Записки охотника». Яркость и многообразие народных типов в рассказах.

1

Изучение нового материала. Лекция, беседа.

Изучение нового материала. Семинар.

Знать: основные вехи жизни и творчества писателя.

Знать: проблематику цикла, художественные особенности

Уметь: давать характеристику героям, производить анализ текста


15.11

30

Роман «Отцы и дети». Творческая история. Проблематика, жанр и композиция. Время, отражённое в романе.


1

Изучение нового материала. Лекция.беседа

Знать: отражение в романе проблематики эпохи, смысл противостояния двух поколений, истоки нигилизма героя, смысл названия. Художественные особенности романа

Уметь: проводить информационно-смысловой анализ текста, анализировать эпизод, соотносить художественную литературу с общественной жизнью, выявлять авторскую позицию.

16.11

31

Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования.


1

Изучение нового материала. Беседа.

18.11

32

Роль образа Базарова в развитии основного конфликта

1

Изучение нового материала. Беседа.

22.11

33

Нигилизм Базарова, его социальные и нравственные истоки.

1

Изучение нового материала. Беседа.

23.11

34

«Отцы» в романе: братья Кирсановы, родители Базарова.

1

Изучение нового материала. Беседа.

35



Любовная линия в романе и её место

в общей проблематике произведения.

1


Изучение нового

материала. Практикум.

Изучение нового

25.11


36

Философские итоги романа, смысл

его названия.


1

материала. Практикум.


29.11

37

Полемика вокруг романа. Русские критики о романе и его герое (статьи Д. И. Писарева, Н.Н. Страхова, М. А. Антоновича)


1

Изучение нового материала. Самостоятельная работа по группам.

Знать смысл полемики, различные позиции в спорах

30.11

38

Сочинение по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».


1

Контроль знаний. Письменная работа.

Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы.

02.12

39

Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество.

1

Изучение нового материала. Лекция, беседа.

Знать: основные вехи жизни и творчества поэта



06.12

40

Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Некрасова.

Гражданские мотивы в лирике Некрасова.

1

Изучение нового материала. Лекция, беседа.

Изучение нового материала. Практикум.

Знать: основные темы и мотивы лирики поэта, художественные особенности

Уметь:анализировать поэтическое произведение, использовать выразительные средства языка и знаковые системы

07.12

41

Лирика любви в творчестве Некрасова.

1

Изучение нового материала. Практикум.

09.12

42

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания. Сюжет, жанровое своеобразие, фольклорная основа.

Отражение в поэме коренных сдвигов в русской жизни.

1

Изучение нового материала. Лекция, беседа.

Знать: замысел поэта, систему образов, особенности стиля Некрасова

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, передавать содержание текста.

13.12

43

Система образов поэмы.

1

Изучение нового материала. Семинар.

14.12

44

Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Стихия народной жизни и её яркие представители.

1

Изучение нового материала. Практикум.

16.12

45

Сочинение по творчеству Некрасова.

1

Контроль знаний и умений. Письменная работа.

Уметь самостоятельно выполнять различные творческие работы.

20.12

46

Контрольная работа по изученному в 1 полугодии материалу.

1

Контроль знаний и умений. Самостоятельная работа.


21.12

47

Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Философский характер и символический подтекст стихотворений. Основные темы и мотивы лирики.

1

Изучение нового материала. Лекция. Беседа. Практикум.

Знать: основные темы и мотивы лирики Тютчева, художественное своеобразие

Уметь: анализировать и интерпретировать поэтическое произведение, объяснять его связь с проблематикой.

23.12

48

Любовь как стихийное чувство и «поединок роковой».

3 четверть

1

Изучение нового материала. Практикум.

27.12

49

А. А. Фет. Жизнь и творчество. «Вечные» темы в лирике Тютчева (природа.Поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики.

1

Изучение нового материала. Лекция, беседа. Практикум.

Знать: основные темы и мотивы лирики Фета, художественное своеобразие

Уметь: анализировать и интерпретировать поэтическое произведение, использовать выразительные средства языка.

28.12

50

Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики А. А. Фета.


1

Изучение нового материала. Практикум.

30.12

51

3 четверть. Сочинение по поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.

1

Контроль знаний и умений.

Уметь самостоятельно выполнять творческие работы.

1 3.01

52

Н. С. Лесков. Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Очарованный странник». Замысел писателя. Жанр произведения.


1

Изучение нового материала. Лекция, беседа.

Знать: особенности жизненного и творческого пути писателя, особенности повествовательной манеры

17.01

53

Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности. Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».


1

Закрепление знаний, умений, навыков. Семинар.

Уметь: объяснять смысл названия повести, подбирать аргументы, делать выводы

18.01

54

М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество.

1

Изучение нового материала. Лекция, беседа.

Знать: особенности жизненного и творческого пути писателя, его художественного мира.

20.01

55

Сказки как вершинный жанр в творчестве Салтыкова-Щедрина.

1

Изучение нового материала. Практикум.

Знать: тематику и проблематику сказок. Их художественные особенности.

Уметь: анализировать произведение. Определять соотношение авторского идеала и действительности в сатире писателя

24.01

56

А. К. Толстой. Жизнь и творчество поэта. Основные мотивы, темы и образы поэзии.


1

Изучение нового материала. Лекция, беседа.

Знать6 основные особенности поэзии А. К. Толстого, своеобразие художественного мира.

Уметь: анализировать поэтическое произведение.

25.01

57

Л. Н. Толстой. Жизненный и творческий путь писателя.


1

Изучение нового материала. Лекция, беседа.

Знать: основные этапы жизни и творчества писателя.

27.01

58

Роман «Война и мир». История создания, замысел писателя, жанр и композиция.

1

Изучение нового материала. Лекция, беседа.

Знать: авторский замысел, особенности жанра и композиции

31.01

59

Т. 1, ч. 1. Вечер в салоне анны Шерер. Петербург, июль 1805 года.

1

Изучение нового материала. Практикум.

Знать: жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи, художественно-философское осмысление сущности войны в романе; патриотизм и псевдопатриотизм; критическое изображение высшего света в романе; критическое изображение высшего света, противопоставление мертвенности светских отношений

01.02

60-61

Семьи Ростовых и Болконских. Именины у Ростовых. Лысые Горы.

2

Изучение нового материала. Практикум.

3. 7. 02

62-63.

Изображение войны 1805-1807 годов.

2

Изучение нового материала. Практикум.

8, 10

64-65.

Поиск плодотворной общественной деятельности П. Безухова и А. Болконского (т.2., ч. 1-3)

2

Изучение нового материала. Практикум.

«диалектике души» любимых героев автора; этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев. «Мысль семейная» и её развитие в романе. «Мысль народная» как идейная основа романа. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории; образ «дубины народной войны»; значение романа-эпопеи Толстого.

Уметь: устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде, использовать монологическую и диалогическую речь, подбирать аргументы, формулировать выводы, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, анализировать эпизод, объяснять его связь с проблематикой произведения, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое значение изучаемого литературного произведения.

14, 15

66-67

Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа.

2

Изучение нового материала. Практикум.

17, 21

68

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе.

1

Изучение нового материала. Лекция, беседа.

22.02

69.

Изображение войны 1812 года. Бородинское сражение как кульминация романа.

1

Изучение нового материала. Практикум.

28.02

70

Кутузов и Наполеон в романе.

1

Изучение нового материала. Беседа.

01.03

71-72

Партизанская война. Бегство французов из России. Последний период войны и её воздействие на героев.

КК. Участие казаков в войне 1812 года


2

Семинар. Групповая работа.

03, 07

73

«Мысль народная» в романе «Война и мир».

1

Групповая работа.

10.03

74

Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.

1

Практикум. Работа в группах.

14.03

75

Образ Наташи Ростовой в романе.

1

Практикум. Работа в группах.

15.03

76

Эпилог романа.

1

Беседа

17.03

77

Семья в романе «Война и мир».

КК. Семейные традиции донского казачества

1

Практическая работа

21.03

78

Обобщение изученного по роману «Война и мир». Подготовка к сочинению.

1

Беседа.

22.03

79

4 четверть. Сочинение по роману «Война и мир».

1

Контроль знаний. Письменная работа.

Уметь самостоятельно выполнять различные письменные работы.

04.04

80

Ф. М. Достоевский. Жизнь и творчество.

1

Изучение нового материала. Лекция, беседа.

Знать: основные этапы жизни и творчества писателя, особенноти мировоззрения, духовные поиски.

Уметь: соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой страны.

05.04

81

Роман «Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского.


1

Изучение нового материала. Лекция, беседа.

Знать: эпоху кризиса в «зеркале» идеологического романа Достоевского; образ Петербурга и средства его воссоздания в романе; мир «униженных и оскорблённых» и бунт личности против жестоких законов социума; образ Раскольникова и тему «гордого человека» в романе; теорию Раскольникова и идейных «двойников» героя; Раскольников и «вечная» Сонечка; сны героя как средство его внутреннего самораскрытия; нравственно-философский смысл преступления и наказания героя; роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.

Уметь: раскрыть понятие идеологический роман и герой-идея; герои-двойники; подбирать аргументы, формулировать выводы, анализировать эпизод, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности.

7.04

82-83

Раскольников среди униженных и оскорблённых.

2

Изучение нового материала. Исследование.

11. 12

84

Идея Раскольникова о праве сильной личности.

1

Изучение нового материала. Беседа.

14.04

85

Преступление Раскольникова

1

Изучение нового материала. Беседа, пересказ эпизодов, комментирование

18.04

86-87

Раскольников и «сильные мира сего».

2

Изучение нового материала. Беседа, анализ эпизодов.

19,21.04

88

Почему герой сделал «явку с повинной»?

1

Изучение нового материала. Беседа, сообщения.

25.04

89

Семья Мармеладовых. «Правда» Сони Мармеладовой.

1

Изучение нового материала. Исследование. Групповая работа.

26.04

90

Воскрешение человека в Раскольникове через любовь.

1

Изучение нового материала. Беседа, анализ эпизодов.

28.04

91

Обобщающий урок по роману Достоевского.

1

Закрепление знаний, умений, навыков. Практикум.

Уметь делать выводы и обобщения

02.05

92

Сочинение по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

1

Контроль знаний. Письменная работа.

Уметь самостоятельно выполнять различные письменные работы.

3.05

93

А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Чехов и Таганрог. Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов.

1

Изучение нового материала. Лекция. Практикум.

Знать: основные этапы жизни и творчества писателя, проблематику его рассказов.

5.05

94

Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах. «Маленькая трилогия».

Изучение нового материала. Практикум.

Знать: понятие «быт» и «бытие» в чеховских рассказах; образы «футлярных» людей и проблему «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости; лаконизм, выразительность художественной детали, глубину психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы. Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишнёвый сад», лирическое и драматическое начала в пьесе, функции ремарок, звука и цвета в в произведении, понятие «символическая деталь».

Уметь: устно и письменно передавать содержание текста, использовать монологическую и диалогическую речь, подбирать аргументы, формулировать

95-96

Тема пошлости и мещанства. «Ионыч».

2

Изучение нового материала. Практикум.


12.05

16

97





98.


Проблема ответственности человека за свою судьбу. «Дама с собачкой».

Психологизм чеховской прозы.



Контрольная работа по изученному во 2 полугодии.

1

Изучение нового материала. Практикум.

Изучение нового материала. Практикум.

17.05






19.05

99.





100.

Пьеса Чехова «Вишнёвый сад». Новаторство Чехова-драматурга.

Своеобразие конфликта в чеховской драме. Два сюжета пьесы. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе.

Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала.


Обобщение по курсу

.

23.05




24.05