СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 10 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа реализуется  с использованием УМК Литература: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций: в 2-х частях, автор-составитель  С.А. Зинин    В.И. Сахаров, М.:ООО «Русское слово - учебник».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 10 класса»

«Рассмотрено » « Согласовано » « Утверждаю »

Руководитель ШМО Зам. директора. по УВР Директор

______ Кузнецова Е.П. МБОУ «Тавельская СОШ» МБОУ «Тавельская СОШ»

Протокол №_____ от ____ Ханафеева Э.В. ____Муллахметов И.М.

«____»__________2017г. «___»__________2017г. Приказ №_______ от

«____» ____________2017г.









Рабочая программа

по литературе

для 10 класса

учителя русского языка и литературы

первой квалификационной категории

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Тавельская средняя общеобразовательная школа»

Шамбазовой Розы Тахировны












2017-2018 учебный год





Рабочая программа по предмету литература для 10 класса на 2017-2018 учебный год разработана в соответствии с:

1. Локальным актом «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, модуля, занятия внеурочной деятельности в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Тавельская СОШ» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан» утвержденным приказом директора МБОУ «Тавельская СОШ» № 123 от 29.08. 2016 года .

2. Учебным планом среднего (полного) общего образования на 2017-2018 учебный год и календарным учебным графиком, утвержденным приказом директора МБОУ «Тавельская СОШ» на основе требований к содержанию и результатам освоения основной образовательной программы среднего ( полного) общего образования МБОУ «Тавельская СОШ» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан», утвержденным приказом директора МБОУ «Тавельская СОШ» № 125 от 25.08. 2016 года.

На основе требований к содержанию и результатам освоения основной образовательной программы среднего ( полного) общего образования МБОУ «Тавельская СОШ» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, утвержденной приказом № 121от 29.08 .2016 года.

3.Рабочая программа реализуется с использованием УМК Литература: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций: в 2-х частях, автор-составитель С.А. Зинин В.И. Сахаров, М.:ООО «Русское слово - учебник», 2014,.из перечня, утвержденного приказом директора МБОУ «Тавельская CОШ».



Место учебного предмета в Федеральном базовом учебном плане

Учебный план МБОУ «Тавельская СОШ» предусматривает обязательное изучение литературы в 10 классе в объёме 105 ч (3 часа в неделю), 35 учебных недель.

Цели изучения предмета:


Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы; формирование представления о литературе как социокультурной единице.

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественной произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературе; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.

Воспитательные задачи:

- формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса для верного и глубокого постижения прочитанного, содействия появления прочного, устойчивого интереса к книге;

- воспитание доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.




Образовательные задачи:

- формирование умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова;

- формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ 10 класса

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- основные теоретико-литературные понятия;

уметь

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- определять род и жанр произведения;

- сопоставлять литературные произведения;

- выявлять авторскую позицию;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- участия в диалоге или дискуссии;

- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.





Содержание учебного материала

10 класс

Введение (1ч.)

Прекрасное начало (К истории русской литературы 19 века).

Из литературы первой половины XIX века А.С. Пушкин (4ч.)

Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустынный...», «Подражание Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбору, поэма «Медный всадник».


Основные темы и мотивы пушкинской лирики. Пушкин о назначении поэта и поэзии. Конфликт между интересами личности и государства в поэме «Медный всадник».


Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина; традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.


Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник». Знать опорные

понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр.



Региональный компонент

К.С.Батюшков – поэт пушкинской поры.

М.Ю. Лермонтов (2ч.)

Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Я не унижусь пред тобою...», «Сон» («В полднев-ный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу... » и др. по выбору. Поэма «Демон».


Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии.

Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.


Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского романтизма в лермонтовской поэзии.

Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермонтова; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубинштейн и др.)

Знать опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.

Н.В. Гоголь (2ч.- 2ч.Р.Р)

Повести: «Невский проспект», «Нос». ( «Ах, Невский…Всемогущий Невский» «Петербургские повести»). Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В.Гоголя. Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев. Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова (по повести «Невский проспект»). Чин или Человек (по повести «Нос»).


Знать опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.


Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Межпредметные связи: иллюстрации художников к повестям Гоголя (Н. Альтман, В.

Зелинский, Кукрыниксы и др.)


Знать опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.

Литература и журналистика 50-80-х годов 19 века (95ч.)

Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850—1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.



А.Н. Островский (7ч.-1ч.Р.Р)

Пьесы: «Свои люди — сочтемся!», «Гроза».

«Колумб Замоскворечья» (слово об А.Н.Островском). Нравственные проблемы в комедии А.Н. Островского «Свои люди – сочтёмся!». Идейно-художественное своеобразие драмы Н.А. Островского «Гроза». Город Калинов и его обитатели. Быт и нравы «темного царства».

Молодое поколение в драме «Гроза». Сила и слабость характера Катерины.


Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).

Знать опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.


Внутрипредметные связи: традиции отечественной драматургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).

Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.

Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы».

Знать опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.


И.А. Гончаров (6ч.)

Роман «Обломов».

Судьба и личность. Идейно-художественное своеобразие романа «Обломов». Образ Обломова

Понятие «обломовщина». Обломов и Штольц (сравнительная характеристика). Женские образы в романе. Художественное мастерство романа. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).


Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.

Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж.Н. Михалков).


Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная история».

Знать опорные понятия: образная типизация, символика детали.



И.С. Тургенев (8ч.-1ч.Р.Р)

Цикл «Записки охотника» (2—3 рассказа по выбору), роман «Отцы и дети», стихотворения в прозе: «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору.


Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.


Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и её отражение в романе Взаимоотношения Базарова с Кирсановыми. Базаров и Одинцова. Базаров и его родители. Нигилизм и его последствия. Базаров перед лицом смерти. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).


Гимн вечной жизни «Стихи в прозе» И.С. Тургенева Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.

Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и группа «Современника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».


Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в романе; песенная тематика рассказа «Певцы».

Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворянское гнездо».


Знать опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев.


Н.Г. Чернышевский

Роман «Что делать?» (обзор).

Злободневное и вечное в романе «Что делать».


Внутрипредметные связи: Н.Г. Чернышевский и писатели демократического лагеря; традиционный сюжет «rendez-vous» и его трансформация в романе «Что делать?».


Межпредметные связи: диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» и поэтика романа «Что делать?».

Знать опорные понятия: ложная интрига; литературная утопия.



Н.А. Некрасов (6ч.-2ч.Р.Р)


Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».


Н.А. Некрасов - поэт «мести и печали». Основные темы и идеи лирики Некрасова. Жанр, композиция, фольклорные мотивы в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Душа народа русского… Народ в споре о счастье. Идейный смысл рассказов о грешниках. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.

Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.


Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.

Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».

Знать опорные понятия: народность художественного творчества; демократизация поэтического языка.

Ф.И. Тютчев (3ч.)

Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа... », «Silentium!, «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа — сфинкс, и тем она верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.

Основные темы и идеи лирики. Лирика природы. Философская лирика. Любовная лирика. Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской лирике; пушкинские мотивы и

образы в лирике Ф.И. Тютчева.

Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов и др.).


Знать опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.





А.А. Фет (3ч.)

Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.


«Стихи пленительные Фета» (А.Жемчужников). Русская природа в лирике. Философские мотивы поэзии. Тема любви и образ возлюбленной в лирике.

Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А. Фет и поэты радикально-демократического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).


Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета. Знать опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-переживание.



Н.С. Лесков (3ч.)

Повесть «Очарованный странник».

Художественный мир произведений Н.С.Лескова. Одиссея Ивана Флягина в повести Н.С.Лескова «Очарованный странник». Автор и рассказчик в повести. «Очарованность» героя, его богвтырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере.


Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.


Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный художник», «Запечатленный ангел», «Леди Макбет Мценского уезда».

Знать опорные понятия: литературный сказ; жанр путешествия.



М.Е. Салтыков-Щедрин (3 ч.)

Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь».

«Я писатель, в этом мое призвание». Художественный мир М.Е.Салтыкова-Щедрина. «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Народ и самодержавие в сказках. Народ и господствующие классы в сказках. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке в сказке «Премудрый пискарь».


Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.

Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др.).

Для самостоятельного чтения: роман-хроника «История одного города», сказки «Орел-меценат», «Вяленая вобла», «Либерал».

Знать опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гротеск; авторская ирония.



А.К. Толстой (2ч.)


Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет,..», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш, батюшка...», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.


Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого. Тема России в лирике. Красота природы и природа красоты в лирике А.К. Толстого. Образ поэта и тема вдохновения в лирике А.К. Толстого. Сатирические темы и мотивы в поэзии А.К. Толстого.


Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.

Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».

Знать опорные понятия: лирика позднего романтизма; историческая песня.


Л.Н. Толстой ( 19ч.-1ч.Р.Р)

Роман «Война и мир».

По страницам великой жизни. Л.Н.Толстой - человек, мыслитель, писатель. Правда» войны в « Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого. «Я старался писать историю народа». (Жанрово-тематическое своеобразие романа-эпопеи «Война и мир»). «Вечер Анны Павловны был пущен…» («Высший свет» в романе «Война и мир). Именины у Ростовых. Лысые Горы.. Изображение войны 1805-1807гг. в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Поиск плодотворной общественной деятельности П.Безухова и А.Болконского. Быт поместного дворянства и своеобразие внутренней жизни героев. Война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Отечественная война 1812 г. Философия войны в романе. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (Образы Кутузова и Наполеона). «Дубина народной войны поднялась…»(Картины партизанской войны в романе). «Мысль народная» в романе.. Решение главной мысли: предназначении человека(т.2 и эпилог). В чем секрет обаяния Наташи Ростовой? Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Мысль семейная» в романе.

Внутрипредметные связи: Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмысление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бона-партизма» в произведениях русских классиков.

Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир»; живописные портреты Л.Толстого (И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к ро-ману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).


Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Казаки», роман «Анна Каренина».

Знать опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; историко-философская концепция.



Ф.М. Достоевский (10ч.-1ч. Р.Р)

Роман «Преступление и наказание».

Художественный мир Ф.М.Достоевского. История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Образ Петербурга и средства воссоздания его в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Теория Раскольникова о праве сильной личности и идейные «двойники» героя. Семья Мармеладовых. «Правда» Сони Мармеладовой. Возрождение души Раскольникова.


Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема индивидуализма и др.).

Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и кино (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Кулиджанова, А. Сокурова и др.).

Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».

Знать опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; полифония (многоголосие); герои-«двойники».


А.П. Чехов (8ч.-2ч. Р.Р)


Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».


Тайна личности А.П.Чехова. Тема гибели человеческой души в рассказах «Ионыч». Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах. Новаторство Чехова-драматурга. История создания, особенности сюжетов и конфликта пьесы «Вишнёвый сад». Новаторство Чехова-драматурга. История создания, особенности сюжетов и конфликта пьесы «Вишнёвый сад». Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.


Внутрипредметные связи: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.

Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пименова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.).


Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня», «Три сестры».


Знать опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая комедия; символическая деталь.

Зарубежная литература (4ч.-1ч. Р.Р)

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века.

Социальная и нравственная проблематика драмы Г.Ибсена«Кукольный дом».

Человеческий удел и несправедливость мира в новелле Г. Де Мопассана «Ожерелье».

А. Рембо. Жизнь и творчество. Особенности поэтического языка Рембо.






Формы контроля

Сочинение

Тест

Внеклассное чтение

Классное

Домашнее




9


3


8


6


Программно- методическое обеспечение учебного процесса

Планирование составлено на основе программы:

Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы

Автор-составитель. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М.: «Русское слово»,

2012г.


Учебник: В.И.Сахаров, С.А.Зинин. Литература. 10 класс. Учебник для

общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Русское слово», 2014 г..


Дополнительная литература:

  1. Н.В.Егорова, ЗолотареваИ.В. Поурочные разработки по литературе 19 век. 10 класс, 1-2 полугодие. М.: ВАКО, 2014г.

  2. Т.Г.Кучина, А.В.Леденев. Контрольные и проверочные работы по литературе. 9-11 классы. М.: Дрофа, 2012г.

3. http://www.uchportal.ru/

4. http://1 september.ru.




















Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Дата пл.

Дата факт

Прим.


Введение. Русская литература XIX века (1 час)

1




1.

Введение. «Прекрасное начало» (К истории русской литературы XIX в.)


1

02.09




Творчество А.С. Пушкина (4 часа)

4




2.

Основные этапы творческой биографии А.С. Пушкина

1

05.09



3.

«Муза пламенной сатиры» (лирика А.С.Пушкина - «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...»)

1

07.09



4.

Своеобразие жанра и композиции поэмы «Медный всадник»

1


09.09



5.

Поединок двух всадников (поэма А.С.Пушкина «Медный всадник»)

1


12.09




Творчество М.Ю. Лермонтова (2 часа)

2




6.

Особенности поэтического мира М.Ю.Лермонтова (Стихотворения: «Молитва» «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу...», а также три стихотворения по выбору).


1





14.09



7.

«Падший ангел» (поэма М.Ю. Лермонтова «Демон»)

1

16.09




Творчество Н.В. Гоголя (3 часа + 2 часа p.p.)

5




8.

Художественный мир Н.В. Гоголя («Петербургские повести»: «Невский проспект»).

1

19.09



9.

Чин или Человек (по повести «Нос» Н.В.Гоголя).

1

21.09



10.

Птица-тройка: полёт через реальность («Мёртвые души»)

1

23.09



11.

P.P. Подготовка к сочинению по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В. Гоголя


1

26.09



12.

P.P. Сочинение по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя

1

28.09




Литература второй половины XIX века (94 часов)

94




13.

Россия второй половины XIX века. Расцвет реализма в искусстве

1


30.09




Творчество А.Н. Островского (7 часов + 1 час p.p.)

8




14.

А.Н. Островский - создатель русского театра. Этапы биографии и творчества


1

03.10



15.

Идейно-художественный анализ комедии «Свои люди - сочтёмся!» («Банкрот»)

1

05.10



16.

Идейно-художественное своеобразие драмы «Гроза»

1

07.10



17.

Город Калинов и его обитатели.

1

10.10



18.

Образ Катерины. Её душевная трагедия

1

12.10



19.

Образ Катерины в свете литературной критики. Тест.

1

14.10



20.

Р.Р. Подготовка к д/сочинению по пьесе «Гроза».

1

17.10



21.

P.P. По Вн.чт. Идейный смысл пьесы «Бесприданница»

1

19.10




Творчество Ф.И.Тютчева (3 часа)

3




22.

Этапы биографии и творчества Ф.И.Тютчева. Основные темы и идеи лирики. Лирика природы

1

21.10



23.

Любовная и философская лирика Ф.И.Тютчева («Silentium!»,«Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), а также три стихотворения по выбору.)

1

24.10



24.

Итоговый урок по творчеству Ф.И.Тютчева

1

26.10




Творчество А.А.Фета (3 часа)

3




25.

Этапы биографии и творчества А.А.Фета

1

28.10



26.

Основные мотивы творчества А.А.Фета («Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь», а также три стихотворения по выбору.).

1

07.11



27.

P.P. Анализ стихотворений А.Фета. Подготовка к сочинению по поэзии Ф.И.Тютчева и А.А.Фета

1

09.11




Творчество И.А.Гончарова (6 часов)

6




28.

Основные этапы жизни и творчества И.А.Гончарова

1

11.11



29.

Образ главного героя в романе «Обломов»

1

14.11



30.

О понятии «обломовщина»

1

16.11



31.

Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов»

1

18.11



32.

Художественное мастерство Гончарова в романе «Обломов»

1

21.11



33.

Контрольная работа (тест) по творчеству И.А.Гончарова

1

23.11




Творчество И.С.Тургенева (8 часов + 1 час p.p.)

9




34.

Этапы биографии и творчества И.С.Тургенева. Стихотворения в прозе - гимн вечной жизни

1

25.11



35.

Особенности рассказов цикла «Записки охотника»

1

28.11



36.

Вн.чт. «Лишний человек» в тургеневской прозе (по романам «Рудин», «Дворянское гнездо»)

1


30.11



37.

Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и её отражение в романе

1

02.12



38.

Взаимоотношения Базарова с Кирсановым

1

05.12



39.

Базаров и Одинцова

1

07.12



40.

Базаров и его родители

1

09.12



41.

Базаров - нигилист. Русская критика о романе «Отцы и дети». Тест.

1

12.12



42.

P.P. Е.В.Базаров перед лицом смерти. Подготовка к д/сочинению по творчеству И.С.Тургенева

1


14.12




Творчество А.К.Толстого (2 часа)

2




43.

Жизнь и творчество А.К.Толстого. Анализ стихотворений о природе и о любви

1


16.12



44.

Вн.чт. Историческая тема в произведениях А.К.Толстого. Сатирические произведения (по роману «Князь Серебряный»)

ТЕСТ за ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ.

1

19.12




Творчество Н.С.Лескова (3 часа)

3




45.

Художественный мир произведений Н.С.Лескова

1

21.12



46.

Идейно-художественное своеобразие повести «Очарованный странник»

1

23.12




47.

Вн.чт. Рассказ «Тупейный художник» Н.С.Лескова - самое сильное произведение о крепостной поре

1

09.01




Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина (3 часа )

3




48.

«Я писатель, в этом моё призвание». Художественный мир М.Е.Салтыкова-Щедрина.

1

11.01



49.

Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина - синтез его творчества

1

13.01



50.

Встреча с городом Глуповым (роман-хроника «История одного города»

1

16.01




Творчество Н.А.Некрасова (6 часов + 2 часа p.p.)

8




51.

Биографическая и творческая справка о Н.А.Некрасове

1

18.01



52.

Основные темы и идеи лирики Н.А.Некрасова

1

20.01



53.

Горькая доля народа пореформенной России. Тема женской судьбы в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

1

23.01



54.

Народ в споре о счастье.

1

25.01



55.

Идейный смысл рассказов о грешниках

1

27.01



56.

Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова. Тест.

1

30.01



57.

P.P. Подготовка к сочинению по поэме «Кому на Руси жить хорошо»

1

01.02



58.

P.P. Сочинение по поэме «Кому на Руси жить хорошо»

1

03.02



59.

Литература народов России. У литературной карты Татарстана. Особенности поэзии Г. Тукая

1


06.02




Творчество Ф.М.Достоевского (10 + 1 час p.p.)

11




60.

Встреча с Достоевским, мыслителем, художником и человеком (1821-1881)

1

08.02



61.

Вн.чт. Художественные особенности произведения «Бедные люди»

1


10.02



62.

Пролог к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»


1

13.02



63.

В Петербурге Достоевского

1

15.02



64.

«Потрясённый, выбитый из колеи герой». Идея Раскольникова о праве сильной личности

1

17.02



65.

Преступление Раскольникова. Психологический отчёт одного преступления

1

20.02



66.

Раскольников и «сильные мира сего». Двойники Раскольникова на страницах романа

1

22.02



67.

От преступления к наказанию

1

24.02



68.

Семья Мармеладовых. «Правда» Сони Мармеладовой

1

27.02



69.

Воскрешение человека в Раскольникове через любовь.Тест.

1

01.03



70.

P.P. Подготовка к д/сочинению по роману «Преступление и наказание»

1

03.03




Творчество Л.Н.Толстого (19 + 1 час p.p.)

20




71.

По страницам великой жизни. Л.Н.Толстой- человек, мыслитель, писатель

1

06.03



72.

Суровая правда войны (по циклу «Севастопольские рассказы»)

1


08.03



73.

Роман «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр

1

10.03



74.

«Вечер Анны Павловны был пущен»

1

13.03



75.

Нормы жизни молодых людей высшего общества

1

15.03



76.

Именины у Ростовых. Лысые горы

1

17.03



77.

Изображение войны 1805-1807 гг. (т.1)

1

20.03



78.

Поиск плодотворной общественной деятельности П.Безухова и А.Болконского (т.2, ч.1-3)

1

22.03



79.

Быт поместного дворянства

1

24.03



80.

Любовь героев

1

05.04



81.

Отечественная война 1812 г. Философия войны в романе (т.3)

1

07.04



82.

Изображение войны 1812 г. Бородинское сражение

1

10.04



83.

Образы Кутузова и Наполеона в романе

1

12.04



84.

Партизанская война

1

14.04



85.

Бегство французов из России. Последний период войны и её воздействие на героев

1

17.04



86.

«Мысль народная» в романе «Война и мир»

1

19.04



87.

Эпилог романа. Образ Наташи Ростовой

1

21.04



88.

Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

1

24.04



89

Семья в понимании Л.Н.Толстого. Семья в романе «Война и мир». Тест.

1

26.04



90

P.P. Подготовка к сочинению по роману «Война и мир»

1

28.04




Творчество А.П.Чехова (8часов + 3 часа р.р.)

11




91

Общественно-политическая жизнь России в 80-90-е годы XIX века и её отражение в литературе

1

01.05



92

Этапы биографии и творчества А.П.Чехова. Рассказы «Студент», «Дама с собачкой»

1

03.05



93

Идейно-художественное своеобразие рассказов «Человек в футляре», «Крыжовник»

1

05.05



94

Тема гибели души в рассказе «Ионыч»

1

08.05



95

Р.Р. Промежуточная итоговая аттестация (сочинение)

1

10.05



96

Принципы «новой драмы». История создания пьесы «Вишнёвый сад»

1

12.05



97

«Здравствуй, новая жизнь!» (образ сада и философская проблематика пьесы)

1

15.05



98

Действующие лица и авторское отношение к ним. Тест.

1

17.05



99

P.P. Подготовка к сочинению по творчеству А.П.Чехова

1

19.05



100

P.P. Сочинение по творчеству А.П.Чехова

1

22.05



101

Вн.чт. Драматизм жизни сестёр в драме «Три сестры»

1

24.05




Зарубежная литература (4 часа )

4




102

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века

1

26.05



103

Социальная и нравственная проблематика драмы Г.Ибсена «Кукольный дом»

1


26.05



104

Человеческий удел и несправедливость мира в новелле Ги Де Мопассана «Ожерелье»

1

29.05



105

А. Рембо. Жизнь и творчество. Особенности поэтического языка Рембо.

1

31.05