«Рассмотрено » « Согласовано » « Утверждаю »
Руководитель ШМО Зам. директора. по УВР Директор
______ Кузнецова Е.П. МБОУ «Тавельская СОШ» МБОУ «Тавельская СОШ»
Протокол №_____ от ____ Ханафеева Э.В. ____Муллахметов И.М.
«____»__________2017г. «___»__________2017г. Приказ №_______ от
«____» ____________2017г.
Рабочая программа
по литературе
для 10 класса
учителя русского языка и литературы
первой квалификационной категории
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Тавельская средняя общеобразовательная школа»
Шамбазовой Розы Тахировны
2017-2018 учебный год
Рабочая программа по предмету литература для 10 класса на 2017-2018 учебный год разработана в соответствии с:
1. Локальным актом «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, модуля, занятия внеурочной деятельности в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Тавельская СОШ» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан» утвержденным приказом директора МБОУ «Тавельская СОШ» № 123 от 29.08. 2016 года .
2. Учебным планом среднего (полного) общего образования на 2017-2018 учебный год и календарным учебным графиком, утвержденным приказом директора МБОУ «Тавельская СОШ» на основе требований к содержанию и результатам освоения основной образовательной программы среднего ( полного) общего образования МБОУ «Тавельская СОШ» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан», утвержденным приказом директора МБОУ «Тавельская СОШ» № 125 от 25.08. 2016 года.
На основе требований к содержанию и результатам освоения основной образовательной программы среднего ( полного) общего образования МБОУ «Тавельская СОШ» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, утвержденной приказом № 121от 29.08 .2016 года.
3.Рабочая программа реализуется с использованием УМК Литература: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций: в 2-х частях, автор-составитель С.А. Зинин В.И. Сахаров, М.:ООО «Русское слово - учебник», 2014,.из перечня, утвержденного приказом директора МБОУ «Тавельская CОШ».
Место учебного предмета в Федеральном базовом учебном плане
Учебный план МБОУ «Тавельская СОШ» предусматривает обязательное изучение литературы в 10 классе в объёме 105 ч (3 часа в неделю), 35 учебных недель.
Цели изучения предмета:
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы; формирование представления о литературе как социокультурной единице.
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественной произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературе; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.
Воспитательные задачи:
- формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса для верного и глубокого постижения прочитанного, содействия появления прочного, устойчивого интереса к книге;
- воспитание доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.
Образовательные задачи:
- формирование умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова;
- формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ 10 класса
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Содержание учебного материала
10 класс
Введение (1ч.)
Прекрасное начало (К истории русской литературы 19 века).
Из литературы первой половины XIX века А.С. Пушкин (4ч.)
Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустынный...», «Подражание Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбору, поэма «Медный всадник».
Основные темы и мотивы пушкинской лирики. Пушкин о назначении поэта и поэзии. Конфликт между интересами личности и государства в поэме «Медный всадник».
Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина; традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.
Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник». Знать опорные
понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр.
Региональный компонент
К.С.Батюшков – поэт пушкинской поры.
М.Ю. Лермонтов (2ч.)
Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Я не унижусь пред тобою...», «Сон» («В полднев-ный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу... » и др. по выбору. Поэма «Демон».
Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии.
Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.
Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского романтизма в лермонтовской поэзии.
Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермонтова; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубинштейн и др.)
Знать опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.
Н.В. Гоголь (2ч.- 2ч.Р.Р)
Повести: «Невский проспект», «Нос». ( «Ах, Невский…Всемогущий Невский» «Петербургские повести»). Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В.Гоголя. Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев. Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова (по повести «Невский проспект»). Чин или Человек (по повести «Нос»).
Знать опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.
Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Межпредметные связи: иллюстрации художников к повестям Гоголя (Н. Альтман, В.
Зелинский, Кукрыниксы и др.)
Знать опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.
Литература и журналистика 50-80-х годов 19 века (95ч.)
Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850—1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.
А.Н. Островский (7ч.-1ч.Р.Р)
Пьесы: «Свои люди — сочтемся!», «Гроза».
«Колумб Замоскворечья» (слово об А.Н.Островском). Нравственные проблемы в комедии А.Н. Островского «Свои люди – сочтёмся!». Идейно-художественное своеобразие драмы Н.А. Островского «Гроза». Город Калинов и его обитатели. Быт и нравы «темного царства».
Молодое поколение в драме «Гроза». Сила и слабость характера Катерины.
Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).
Знать опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.
Внутрипредметные связи: традиции отечественной драматургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).
Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.
Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы».
Знать опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.
И.А. Гончаров (6ч.)
Роман «Обломов».
Судьба и личность. Идейно-художественное своеобразие романа «Обломов». Образ Обломова
Понятие «обломовщина». Обломов и Штольц (сравнительная характеристика). Женские образы в романе. Художественное мастерство романа. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).
Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.
Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж.Н. Михалков).
Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная история».
Знать опорные понятия: образная типизация, символика детали.
И.С. Тургенев (8ч.-1ч.Р.Р)
Цикл «Записки охотника» (2—3 рассказа по выбору), роман «Отцы и дети», стихотворения в прозе: «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору.
Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.
Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и её отражение в романе Взаимоотношения Базарова с Кирсановыми. Базаров и Одинцова. Базаров и его родители. Нигилизм и его последствия. Базаров перед лицом смерти. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).
Гимн вечной жизни «Стихи в прозе» И.С. Тургенева Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.
Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и группа «Современника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».
Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в романе; песенная тематика рассказа «Певцы».
Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворянское гнездо».
Знать опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев.
Н.Г. Чернышевский
Роман «Что делать?» (обзор).
Злободневное и вечное в романе «Что делать».
Внутрипредметные связи: Н.Г. Чернышевский и писатели демократического лагеря; традиционный сюжет «rendez-vous» и его трансформация в романе «Что делать?».
Межпредметные связи: диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» и поэтика романа «Что делать?».
Знать опорные понятия: ложная интрига; литературная утопия.
Н.А. Некрасов (6ч.-2ч.Р.Р)
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».
Н.А. Некрасов - поэт «мести и печали». Основные темы и идеи лирики Некрасова. Жанр, композиция, фольклорные мотивы в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Душа народа русского… Народ в споре о счастье. Идейный смысл рассказов о грешниках. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.
Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.
Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.
Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».
Знать опорные понятия: народность художественного творчества; демократизация поэтического языка.
Ф.И. Тютчев (3ч.)
Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа... », «Silentium!, «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа — сфинкс, и тем она верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.
Основные темы и идеи лирики. Лирика природы. Философская лирика. Любовная лирика. Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской лирике; пушкинские мотивы и
образы в лирике Ф.И. Тютчева.
Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов и др.).
Знать опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.
А.А. Фет (3ч.)
Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.
«Стихи пленительные Фета» (А.Жемчужников). Русская природа в лирике. Философские мотивы поэзии. Тема любви и образ возлюбленной в лирике.
Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А. Фет и поэты радикально-демократического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).
Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета. Знать опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-переживание.
Н.С. Лесков (3ч.)
Повесть «Очарованный странник».
Художественный мир произведений Н.С.Лескова. Одиссея Ивана Флягина в повести Н.С.Лескова «Очарованный странник». Автор и рассказчик в повести. «Очарованность» героя, его богвтырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере.
Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.
Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный художник», «Запечатленный ангел», «Леди Макбет Мценского уезда».
Знать опорные понятия: литературный сказ; жанр путешествия.
М.Е. Салтыков-Щедрин (3 ч.)
Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь».
«Я писатель, в этом мое призвание». Художественный мир М.Е.Салтыкова-Щедрина. «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Народ и самодержавие в сказках. Народ и господствующие классы в сказках. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке в сказке «Премудрый пискарь».
Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.
Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др.).
Для самостоятельного чтения: роман-хроника «История одного города», сказки «Орел-меценат», «Вяленая вобла», «Либерал».
Знать опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гротеск; авторская ирония.
А.К. Толстой (2ч.)
Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет,..», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш, батюшка...», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.
Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого. Тема России в лирике. Красота природы и природа красоты в лирике А.К. Толстого. Образ поэта и тема вдохновения в лирике А.К. Толстого. Сатирические темы и мотивы в поэзии А.К. Толстого.
Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.
Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».
Знать опорные понятия: лирика позднего романтизма; историческая песня.
Л.Н. Толстой ( 19ч.-1ч.Р.Р)
Роман «Война и мир».
По страницам великой жизни. Л.Н.Толстой - человек, мыслитель, писатель. Правда» войны в « Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого. «Я старался писать историю народа». (Жанрово-тематическое своеобразие романа-эпопеи «Война и мир»). «Вечер Анны Павловны был пущен…» («Высший свет» в романе «Война и мир). Именины у Ростовых. Лысые Горы.. Изображение войны 1805-1807гг. в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Поиск плодотворной общественной деятельности П.Безухова и А.Болконского. Быт поместного дворянства и своеобразие внутренней жизни героев. Война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Отечественная война 1812 г. Философия войны в романе. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (Образы Кутузова и Наполеона). «Дубина народной войны поднялась…»(Картины партизанской войны в романе). «Мысль народная» в романе.. Решение главной мысли: предназначении человека(т.2 и эпилог). В чем секрет обаяния Наташи Ростовой? Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Мысль семейная» в романе.
Внутрипредметные связи: Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмысление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бона-партизма» в произведениях русских классиков.
Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир»; живописные портреты Л.Толстого (И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к ро-ману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).
Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Казаки», роман «Анна Каренина».
Знать опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; историко-философская концепция.
Ф.М. Достоевский (10ч.-1ч. Р.Р)
Роман «Преступление и наказание».
Художественный мир Ф.М.Достоевского. История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Образ Петербурга и средства воссоздания его в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Теория Раскольникова о праве сильной личности и идейные «двойники» героя. Семья Мармеладовых. «Правда» Сони Мармеладовой. Возрождение души Раскольникова.
Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема индивидуализма и др.).
Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и кино (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Кулиджанова, А. Сокурова и др.).
Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».
Знать опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; полифония (многоголосие); герои-«двойники».
А.П. Чехов (8ч.-2ч. Р.Р)
Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».
Тайна личности А.П.Чехова. Тема гибели человеческой души в рассказах «Ионыч». Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах. Новаторство Чехова-драматурга. История создания, особенности сюжетов и конфликта пьесы «Вишнёвый сад». Новаторство Чехова-драматурга. История создания, особенности сюжетов и конфликта пьесы «Вишнёвый сад». Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.
Внутрипредметные связи: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.
Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пименова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.).
Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня», «Три сестры».
Знать опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая комедия; символическая деталь.
Зарубежная литература (4ч.-1ч. Р.Р)
Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века.
Социальная и нравственная проблематика драмы Г.Ибсена«Кукольный дом».
Человеческий удел и несправедливость мира в новелле Г. Де Мопассана «Ожерелье».
А. Рембо. Жизнь и творчество. Особенности поэтического языка Рембо.
Формы контроля
Сочинение | Тест | Внеклассное чтение |
Классное | Домашнее | | |
9 | 3 | 8 | 6 |
Программно- методическое обеспечение учебного процесса
Планирование составлено на основе программы:
Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы
Автор-составитель. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М.: «Русское слово»,
2012г.
Учебник: В.И.Сахаров, С.А.Зинин. Литература. 10 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Русское слово», 2014 г..
Дополнительная литература:
Н.В.Егорова, ЗолотареваИ.В. Поурочные разработки по литературе 19 век. 10 класс, 1-2 полугодие. М.: ВАКО, 2014г.
Т.Г.Кучина, А.В.Леденев. Контрольные и проверочные работы по литературе. 9-11 классы. М.: Дрофа, 2012г.
3. http://www.uchportal.ru/
4. http://1 september.ru.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Дата пл. | Дата факт | Прим. |
| Введение. Русская литература XIX века (1 час) | 1 | | | |
1. | Введение. «Прекрасное начало» (К истории русской литературы XIX в.) | 1 | 02.09 | | |
| Творчество А.С. Пушкина (4 часа) | 4 | | | |
2. | Основные этапы творческой биографии А.С. Пушкина | 1 | 05.09 | | |
3. | «Муза пламенной сатиры» (лирика А.С.Пушкина - «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...») | 1 | 07.09 | | |
4. | Своеобразие жанра и композиции поэмы «Медный всадник» | 1 | 09.09 | | |
5. | Поединок двух всадников (поэма А.С.Пушкина «Медный всадник») | 1 | 12.09 | | |
| Творчество М.Ю. Лермонтова (2 часа) | 2 | | | |
6. | Особенности поэтического мира М.Ю.Лермонтова (Стихотворения: «Молитва» «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу...», а также три стихотворения по выбору). | 1 | 14.09 | | |
7. | «Падший ангел» (поэма М.Ю. Лермонтова «Демон») | 1 | 16.09 | | |
| Творчество Н.В. Гоголя (3 часа + 2 часа p.p.) | 5 | | | |
8. | Художественный мир Н.В. Гоголя («Петербургские повести»: «Невский проспект»). | 1 | 19.09 | | |
9. | Чин или Человек (по повести «Нос» Н.В.Гоголя). | 1 | 21.09 | | |
10. | Птица-тройка: полёт через реальность («Мёртвые души») | 1 | 23.09 | | |
11. | P.P. Подготовка к сочинению по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В. Гоголя | 1 | 26.09 | | |
12. | P.P. Сочинение по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя | 1 | 28.09 | | |
| Литература второй половины XIX века (94 часов) | 94 | | | |
13. | Россия второй половины XIX века. Расцвет реализма в искусстве | 1 | 30.09 | | |
| Творчество А.Н. Островского (7 часов + 1 час p.p.) | 8 | | | |
14. | А.Н. Островский - создатель русского театра. Этапы биографии и творчества | 1 | 03.10 | | |
15. | Идейно-художественный анализ комедии «Свои люди - сочтёмся!» («Банкрот») | 1 | 05.10 | | |
16. | Идейно-художественное своеобразие драмы «Гроза» | 1 | 07.10 | | |
17. | Город Калинов и его обитатели. | 1 | 10.10 | | |
18. | Образ Катерины. Её душевная трагедия | 1 | 12.10 | | |
19. | Образ Катерины в свете литературной критики. Тест. | 1 | 14.10 | | |
20. | Р.Р. Подготовка к д/сочинению по пьесе «Гроза». | 1 | 17.10 | | |
21. | P.P. По Вн.чт. Идейный смысл пьесы «Бесприданница» | 1 | 19.10 | | |
| Творчество Ф.И.Тютчева (3 часа) | 3 | | | |
22. | Этапы биографии и творчества Ф.И.Тютчева. Основные темы и идеи лирики. Лирика природы | 1 | 21.10 | | |
23. | Любовная и философская лирика Ф.И.Тютчева («Silentium!»,«Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), а также три стихотворения по выбору.) | 1 | 24.10 | | |
24. | Итоговый урок по творчеству Ф.И.Тютчева | 1 | 26.10 | | |
| Творчество А.А.Фета (3 часа) | 3 | | | |
25. | Этапы биографии и творчества А.А.Фета | 1 | 28.10 | | |
26. | Основные мотивы творчества А.А.Фета («Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь», а также три стихотворения по выбору.). | 1 | 07.11 | | |
27. | P.P. Анализ стихотворений А.Фета. Подготовка к сочинению по поэзии Ф.И.Тютчева и А.А.Фета | 1 | 09.11 | | |
| Творчество И.А.Гончарова (6 часов) | 6 | | | |
28. | Основные этапы жизни и творчества И.А.Гончарова | 1 | 11.11 | | |
29. | Образ главного героя в романе «Обломов» | 1 | 14.11 | | |
30. | О понятии «обломовщина» | 1 | 16.11 | | |
31. | Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов» | 1 | 18.11 | | |
32. | Художественное мастерство Гончарова в романе «Обломов» | 1 | 21.11 | | |
33. | Контрольная работа (тест) по творчеству И.А.Гончарова | 1 | 23.11 | | |
| Творчество И.С.Тургенева (8 часов + 1 час p.p.) | 9 | | | |
34. | Этапы биографии и творчества И.С.Тургенева. Стихотворения в прозе - гимн вечной жизни | 1 | 25.11 | | |
35. | Особенности рассказов цикла «Записки охотника» | 1 | 28.11 | | |
36. | Вн.чт. «Лишний человек» в тургеневской прозе (по романам «Рудин», «Дворянское гнездо») | 1 | 30.11 | | |
37. | Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и её отражение в романе | 1 | 02.12 | | |
38. | Взаимоотношения Базарова с Кирсановым | 1 | 05.12 | | |
39. | Базаров и Одинцова | 1 | 07.12 | | |
40. | Базаров и его родители | 1 | 09.12 | | |
41. | Базаров - нигилист. Русская критика о романе «Отцы и дети». Тест. | 1 | 12.12 | | |
42. | P.P. Е.В.Базаров перед лицом смерти. Подготовка к д/сочинению по творчеству И.С.Тургенева | 1 | 14.12 | | |
| Творчество А.К.Толстого (2 часа) | 2 | | | |
43. | Жизнь и творчество А.К.Толстого. Анализ стихотворений о природе и о любви | 1 | 16.12 | | |
44. | Вн.чт. Историческая тема в произведениях А.К.Толстого. Сатирические произведения (по роману «Князь Серебряный») ТЕСТ за ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ. | 1 | 19.12 | | |
| Творчество Н.С.Лескова (3 часа) | 3 | | | |
45. | Художественный мир произведений Н.С.Лескова | 1 | 21.12 | | |
46. | Идейно-художественное своеобразие повести «Очарованный странник» | 1 | 23.12 | | |
47. | Вн.чт. Рассказ «Тупейный художник» Н.С.Лескова - самое сильное произведение о крепостной поре | 1 | 09.01 | | |
| Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина (3 часа ) | 3 | | | |
48. | «Я писатель, в этом моё призвание». Художественный мир М.Е.Салтыкова-Щедрина. | 1 | 11.01 | | |
49. | Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина - синтез его творчества | 1 | 13.01 | | |
50. | Встреча с городом Глуповым (роман-хроника «История одного города» | 1 | 16.01 | | |
| Творчество Н.А.Некрасова (6 часов + 2 часа p.p.) | 8 | | | |
51. | Биографическая и творческая справка о Н.А.Некрасове | 1 | 18.01 | | |
52. | Основные темы и идеи лирики Н.А.Некрасова | 1 | 20.01 | | |
53. | Горькая доля народа пореформенной России. Тема женской судьбы в поэме «Кому на Руси жить хорошо». | 1 | 23.01 | | |
54. | Народ в споре о счастье. | 1 | 25.01 | | |
55. | Идейный смысл рассказов о грешниках | 1 | 27.01 | | |
56. | Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова. Тест. | 1 | 30.01 | | |
57. | P.P. Подготовка к сочинению по поэме «Кому на Руси жить хорошо» | 1 | 01.02 | | |
58. | P.P. Сочинение по поэме «Кому на Руси жить хорошо» | 1 | 03.02 | | |
59. | Литература народов России. У литературной карты Татарстана. Особенности поэзии Г. Тукая | 1 | 06.02 | | |
| Творчество Ф.М.Достоевского (10 + 1 час p.p.) | 11 | | | |
60. | Встреча с Достоевским, мыслителем, художником и человеком (1821-1881) | 1 | 08.02 | | |
61. | Вн.чт. Художественные особенности произведения «Бедные люди» | 1 | 10.02 | | |
62. | Пролог к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» | 1 | 13.02 | | |
63. | В Петербурге Достоевского | 1 | 15.02 | | |
64. | «Потрясённый, выбитый из колеи герой». Идея Раскольникова о праве сильной личности | 1 | 17.02 | | |
65. | Преступление Раскольникова. Психологический отчёт одного преступления | 1 | 20.02 | | |
66. | Раскольников и «сильные мира сего». Двойники Раскольникова на страницах романа | 1 | 22.02 | | |
67. | От преступления к наказанию | 1 | 24.02 | | |
68. | Семья Мармеладовых. «Правда» Сони Мармеладовой | 1 | 27.02 | | |
69. | Воскрешение человека в Раскольникове через любовь.Тест. | 1 | 01.03 | | |
70. | P.P. Подготовка к д/сочинению по роману «Преступление и наказание» | 1 | 03.03 | | |
| Творчество Л.Н.Толстого (19 + 1 час p.p.) | 20 | | | |
71. | По страницам великой жизни. Л.Н.Толстой- человек, мыслитель, писатель | 1 | 06.03 | | |
72. | Суровая правда войны (по циклу «Севастопольские рассказы») | 1 | 08.03 | | |
73. | Роман «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр | 1 | 10.03 | | |
74. | «Вечер Анны Павловны был пущен» | 1 | 13.03 | | |
75. | Нормы жизни молодых людей высшего общества | 1 | 15.03 | | |
76. | Именины у Ростовых. Лысые горы | 1 | 17.03 | | |
77. | Изображение войны 1805-1807 гг. (т.1) | 1 | 20.03 | | |
78. | Поиск плодотворной общественной деятельности П.Безухова и А.Болконского (т.2, ч.1-3) | 1 | 22.03 | | |
79. | Быт поместного дворянства | 1 | 24.03 | | |
80. | Любовь героев | 1 | 05.04 | | |
81. | Отечественная война 1812 г. Философия войны в романе (т.3) | 1 | 07.04 | | |
82. | Изображение войны 1812 г. Бородинское сражение | 1 | 10.04 | | |
83. | Образы Кутузова и Наполеона в романе | 1 | 12.04 | | |
84. | Партизанская война | 1 | 14.04 | | |
85. | Бегство французов из России. Последний период войны и её воздействие на героев | 1 | 17.04 | | |
86. | «Мысль народная» в романе «Война и мир» | 1 | 19.04 | | |
87. | Эпилог романа. Образ Наташи Ростовой | 1 | 21.04 | | |
88. | Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова | 1 | 24.04 | | |
89 | Семья в понимании Л.Н.Толстого. Семья в романе «Война и мир». Тест. | 1 | 26.04 | | |
90 | P.P. Подготовка к сочинению по роману «Война и мир» | 1 | 28.04 | | |
| Творчество А.П.Чехова (8часов + 3 часа р.р.) | 11 | | | |
91 | Общественно-политическая жизнь России в 80-90-е годы XIX века и её отражение в литературе | 1 | 01.05 | | |
92 | Этапы биографии и творчества А.П.Чехова. Рассказы «Студент», «Дама с собачкой» | 1 | 03.05 | | |
93 | Идейно-художественное своеобразие рассказов «Человек в футляре», «Крыжовник» | 1 | 05.05 | | |
94 | Тема гибели души в рассказе «Ионыч» | 1 | 08.05 | | |
95 | Р.Р. Промежуточная итоговая аттестация (сочинение) | 1 | 10.05 | | |
96 | Принципы «новой драмы». История создания пьесы «Вишнёвый сад» | 1 | 12.05 | | |
97 | «Здравствуй, новая жизнь!» (образ сада и философская проблематика пьесы) | 1 | 15.05 | | |
98 | Действующие лица и авторское отношение к ним. Тест. | 1 | 17.05 | | |
99 | P.P. Подготовка к сочинению по творчеству А.П.Чехова | 1 | 19.05 | | |
100 | P.P. Сочинение по творчеству А.П.Чехова | 1 | 22.05 | | |
101 | Вн.чт. Драматизм жизни сестёр в драме «Три сестры» | 1 | 24.05 | | |
| Зарубежная литература (4 часа ) | 4 | | | |
102 | Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века | 1 | 26.05 | | |
103 | Социальная и нравственная проблематика драмы Г.Ибсена «Кукольный дом» | 1 | 26.05 | | |
104 | Человеческий удел и несправедливость мира в новелле Ги Де Мопассана «Ожерелье» | 1 | 29.05 | | |
105 | А. Рембо. Жизнь и творчество. Особенности поэтического языка Рембо. | 1 | 31.05 | | |