СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 6 класса к учебнику Коровиной В.Я.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по литературе, авторской программы по  литературе  под редакцией В.Я. Коровиной и др.  Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 6 класса к учебнику Коровиной В.Я.»

Марковский филиал

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Глубокинская школа Краснинского района Смоленской области




РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета

Протокол № 1 от 30 августа 2017 года

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

____________ Г.Е.Горбатенкова

Приказ № 97 от 01 сентября 2017 года











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по литературе


6 класса


учитель: Ганус Антонина Валентиновна


















2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих документов:

  • Г. М. Вялкова и др. Рабочие программы по литературе (по программе под редакцией Коровиной) 5-9 классы. -2-е изд. -М.: "Планета", 2011г.

  • примерной Программы основного общего образования по литературе, авторской программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2012)

  • программа по литературе для общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы под редакцией В. Я. Коровиной (М.: Просвещение, 2010),

  • рабочая программа по литературе 5-9 класс к предметной линии учебников под редакцией В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И.Коровина, Н.В.Беляевой (М.: Просвещение, 2011),

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по литературе - (Стандарты второго поколения) переработанное. М.: Просвещение 2011г.,

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной (Литература. 9 класс в 2-х частях. М.: Просвещение, 2015).

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. В данной рабочей программе также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, преемственность с примерными программами для начального общего образования и с основами курса литературы 5 класса.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; общую характеристику курса; место учебного предмета "Литература" в учебном плане; требования к личностным, метапредметным, предметным результатам освоения предмета, курса; планируемые результаты изучения литературы в 6 классе; описание материально–технического и учебно-методического обеспечения образовательного процесса; содержание учебного курса; курса; произведения для заучивания наизусть и самостоятельного чтения, тематическое планирование; список использованной литературы.

На изучение курса "Литература. 6 класс" отводится 102 часа из расчёта 3 часа в неделю, из них уроков внеклассного чтения - 14, уроков развития речи – 12.

Нормативно-правовая база разработки рабочей программы

  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации, утверждённый 29 декабря 2012 года №273-ФЗ";

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки от 17 декабря 2010 года №1897);

  • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Глубокинской школы (по ФГОС и ГОС).

  • Примерная программа по предмету (базовый уровень для среднего общего образования);

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях;

  • Учебный план МБОУ Глубокинской школы;

  • Годовой календарный учебный график на текущий учебный год;

  • Методические письма о преподавании предмета;

  • Требования к оснащению учебного процесса по литературе;

  • Федеральный перечень учебников, учебных пособий, рекомендованных или допущенных к использованию в учебном процессе.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых ля успешной социализации и самореализации личности;

  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

  • использование опыта обобщения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

  • обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;

  • обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

  • обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

  • установление требований: к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;

  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

  • организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

  • социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

  • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа (5-6 классы) активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет техникой чтения. Именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять больше внимания чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Программа первого концентра рассчитана на 3 часа в неделю.

В рабочей программе курс каждого класса представлен разделами:

  • Устное народное творчество.

  • Древнерусская литература.

  • Русская литература XVIII века.

  • Русская литература XIX века.

  • Русская литература XX века.

  • Литература народов России.

  • Зарубежная литература.

  • Обзоры.

  • Сведения по теории и истории литературы.

  • Место учебного предмета "Литература" в учебном плане

Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 455 ч., в том числе в 5- 6 классе – 102 часа, из расчета 3 часа в неделю).

Ценностные ориентиры содержания предмета

Ведущая проблема 6 класса – художественное произведение и автор, характеры героев. На этом этапе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 6 класс.

Ценностными ориентирами литературы является формирование духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;

  • индивидуальная и коллективная проектная деятельность.

предметные результаты освоения предмета "Литература"

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей Х1Х-ХХ вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценки;

  • умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Требования к уровню подготовки обучающихся

за курс литературы 6 класса

Учащиеся должны знать:

*авторов и содержание изученных художественных произведений;

*основные теоретические понятия, предусмотренные программой: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма /начальные представления/); жанры литературы (начальные представления); баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении; юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Учащиеся должны уметь:

* выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;

*сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;

*сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;

*переходить от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, жизненной ситуации;

*видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;

*определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;

*сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);

*сочинять юмористический рассказ (или его фрагмент) по заданной модели;

*использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.);

*создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии и т.п.;

*отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении

Содержание учебного предмета

"литература 6 класс" (102 часа)

Введение (1 ч)

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

Устное народное творчество (4 ч)

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устно­го народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

Из древнерусской литературы (2 ч)

"Повесть временных лет", "Сказание о белгородском киселе".

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

Из литературы XVIII века (4 ч)

Русские басни

И. И. Дмитриев. "Муха". Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.

Особенности литературного языка XVIII столетия.

Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).

Из русской литературы XIX века (43 ч)

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни "Листы и Корни", "Ларчик", "Осел и Соловей". Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня "Ларчик" — пример критики мнимого "механики мудреца" и неумелого хвастуна. Басня "Осел и Соловей" — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте.

"Узник". Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. "Зимнее утро". Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красо­ты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. "И. И. Пущину". Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.

"Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

"Барышня-крестьянка". Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

"Дубровский". Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

"Тучи". Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

"Листок", "Утес", "Три пальмы". Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

"Бежин луг". Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения "Листья", "Неохотно и несмело...". Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. "Листья" — символ краткой, но яркой жизни.

"С поляны коршун поднялся...". Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: "Ель рукавом мне тропинку завесила...", "Еще майская ночь", "Учись у них — у дуба, у березы...". Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

"Железная дорога". Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о "прекрасной поре" в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления). Двухсложные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Историческая поэма "Дедушка". Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

"Левша". Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чинов­никами. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

"Толстый и тонкий". Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов

Я. Полонский. "По горам две хмурых тучи...", "Посмотри, какая мгла..."; Е. Баратынский. "Весна, весна! Как воздух чист...", "Чудный град..."; А. Толстой. "Где гнутся над омутом лозы...".

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы (развитие представления).

Из русской литературы XX века (28 ч)

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

Рассказ "Чудесный доктор". Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям..

Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

"Алые паруса". Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

"Неизвестный цветок". Прекрасное вокруг нас. "Ни на кого не похожие" герои А. Платонова.

Произведения о Великой Отечественной войне

К. М. Симонов. "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины..."; Д. С. Самойлов. "Сороковые".

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

"Конь с розовой гривой". Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

"Уроки французского". Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе.

Рассказы "Срезал", "Критики". Особенности шукшинских героев-"чудиков", правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ "странного" героя в литературе.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

"Тринадцатый подвиг Геракла". Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная природа в русской поэзии XX века

А. Блок. "Летний вечер", "О, как безумно за окном..."; С. Есенин. "Мелколесье. Степь и дали...", "Пороша"; А. Ахматова. "Перед весной бывают дни такие...", Н. М. Рубцов. "Звезда полей".

Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.

Из литературы народов России (2 ч)

Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.

Стихотворения: "Родная деревня", "Книга". Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — "отрада из отрад", "путеводная звезда", "бесстрашное сердце", "радостная душа".

Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте. Стихотворения: "Когда на меня навалилась беда...", "Каким бы малым ни был мой народ...".

Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

Из зарубежной литературы (15 ч)

Мифы народов мира

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): "Скотный двор царя Авгия", "Яблоки Гесперид".

Геродот. "Легенда об Арионе".

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. "Одиссея", "Илиада" как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в "Илиаде". Стихия Одиссея — борьба, преодоле­ние препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый прави­тель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. "Одиссея" — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Мигель Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.

Роман "Дон Кихот". Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как "вечный" образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада "Перчатка". Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла "Маттео Фальконе". Изображение дикой природы. Превосходство естественной, "простой" жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

"Маленький принц" как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утвер­ждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представления).

Обобщение и повторение изученного за год (3 ч)

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

На протяжении каждого учебного года должно быть выучено примерно 10—12 стихотворений или отрывков из прозаических произведений.

Выбор их осуществляет учитель вместе с учениками.

А. С. Пушкин. Узник. И. И. Пущину. Зимнее утро (на выбор).

М. Ю. Лермонтов. Тучи. Листок. Утес. Три пальмы (на выбор).

Н. А. Некрасов. Железная дорога (фрагменты на выбор).

Ф. И. Тютчев. "Неохотно и несмело...". А. А. Фет. "Ель рукавом мне тропинку завесила...". Е. А. Баратынский "Весна, весна! Как воздух чист!..". А. А. Блок. Летний вечер. А. А. Ахматова. "Перед весной бывают дни такие..." и др. (на выбор).

По теме "Великая Отечественная война": 1—2 стихотворения по выбору учащихся (К. М. Симонов, Н. М. Рыленков, Д. С. Самойлов).

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

Мифы, сказания, легенды народов мира.

Гомер. Илиада. Одиссея.

Русские народные сказки. Сказки народов мира.

Из русской литературы XVIII века

Г. Р. Державин. Лебедь.

Из русской литературы XIX века

К. Н. Батюшков. На развалинах замка в Швеции.

Д. В. Давыдов. Партизан.

Ф. Н. Глинка. Луна. Утро вечера мудренее. Москва.

А. С. Пушкин. Жених. "Во глубине сибирских руд...". Выстрел.

К. Ф. Рылеев. Державин.

Е. А. Баратынский. Родина.

Н. М. Языков. Родина. Настоящее. Две картины.

Ф. И. Тютчев. Сон на море. Весна. "Как весел грохот летних бурь...".

А. В. Кольцов. "Не шуми ты, рожь...". Лес.

М. Ю. Лермонтов. Воздушный корабль. Русалка. Морская царевна.

А. Н. Майков. "Боже мой! Вчера — ненастье...". Сенокос. Емшан.

И. С. Тургенев. Хорь и Калиныч.

Н. А. Некрасов. Влас.

Ф. М. Достоевский. Мальчик у Христа на елке.

Н. С. Лесков. Человек на часах.

Л. Н. Толстой. Хаджи-Мурат.

А. П. Чехов. Беззащитное существо. Жалобная книга.

Из русской литературы XX века

К. Г. Паустовский. Бакенщик. Растрепанный воробей.

В. К. Железников. Чудак из шестого "Б". Путешественник с багажом. Хорошим людям — доброе утро.

  1. А. Лиханов. Последние холода.

  2. П. Астафьев. Деревья растут для всех.

М. М. Пришвин. Таинственный ящик. Синий лапоть. Лесная капель.

В. П. Крапивин. Брат, которому семь. Звезды под дождем.

Из зарубежной литературы

Э. По. Овальный портрет.

М. Твен. История с привидением.

О. Генри. Вождь краснокожих.

А. Конан Дойл. Горбун.

Г. Честертон. Тайна отца Брауна.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Наименование разделов и тем

Всего

всего часов

теория

практика

Введение.

1

1

-

Устное народное творчество

4

3

1

Древнерусская литература

2

2

-

Русская литература V века

4

3

1

Русская литература  века

43

38

5

Русская литература  века

28

25

3

Литература народов России

2

2

-

Зарубежная литература

15

14

1

Повторение, обобщение, итоговый контроль

3

2

1


ИТОГО

102

90

12


Перечень практических работ

Виды и формы контроля знаний, умений и навыков учащихся 6 класса:

тесты - 5, сочинения - 5, проекты - 1


п/п.

Тема

Дата по плану

Дата по факту

Подготовка к домашнему сочинению по теме "Устное народное творчество"



Тестирование № 1 по теме "Басни"



Р/р. Сочинение по повести А. С. Пушкина "Дубровский"



Подготовка к домашнему сочинению по лирике Лермонтова



Проект "Составление электронного альбома "Словесные и живописные портреты русских крестьян" (по рассказам из цикла "Записки охотника")



Тестирование № 2 по творчеству М.Ю.Лермонтова, И.С.Тургенева, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета



Тестирование № 3 по литературе CIC века



Подготовка к домашнему сочинению по рассказу В.В.Астафьева "Конь с розовой гривой"



Р/р Классное сочинение "Художественный анализ стихотворения поэтов CC века" (по выбору)



Р/р Классное сочинение "Какие черты личности особенно привлекательны в произведениях В.Распутина и Ф.Искандера?"



Тестирование № 4 по древнегреческим мифам и поэмам Гомера



Итоговое тестирование № 5 по произведениям курса "Литература 6 класс"



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Введение (1 час)

Художественное произведение. Содержание и форма.



Устное народное творчество (4 часа)

Обрядовый фольклор. Обрядовые песни



Пословицы, поговорки как малый жанр фольклора.



В/ч. Загадки



Подготовка к домашнему сочинению по теме "Устное народное творчество"



Древнерусская литература (2 часа)

"Повесть временных лет". "Сказание о белгородском киселе".



"Повесть временных лет". "Сказание о белгородском киселе".



Из русской литературы XVI века (4 часа)

И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. "Муха". Развитие понятия об аллегории.



И. А. Крылов. "Листы и корни", "Ларчик".



И. А. Крылов. "Осел и Соловей".



Тестирование № 1 по теме "Басни"



Из русской литературы XIX века (43 часа)

А.С.Пушкин (14 часов)

А. С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении "И. И. Пущину".



А. С. Пушкин. Слово о поэте. "Узник" как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.



Тема и поэтическая идея стихотворения А. С. Пушкина Стихотворение "Зимнее утро".



Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина "Дубровский"



Дубровский–старший и Троекуров в повести А.С.Пушкина "Дубровский"



Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма в повести А.С.Пушкина "Дубровский".



Бунт крестьян в повести А.С.Пушкина "Дубровский



Осуждение пороков общества в повести А.С.Пушкина "Дубровский"



Защита чести, независимости личности в повести А.С.Пушкина "Дубровский"



Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.



Авторское отношение к героям повести "Дубровский"



Р/р. Сочинение по повести А. С. Пушкина "Дубровский". Сравнительная характеристика "Два помещика"



В/ч. А. С. Пушкин. "Барышня-крестьянка"



В/ч.Образ автора-повествователя в повести "Барышня-крестьянка".



М. Ю. Лермонтов (4 часа)

Чувство одиночества и тоски в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Тучи".



Особенности выражения темы одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Три пальмы"



Тема поверженной красоты в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Листок", "На севере диком…"



Подготовка к домашнему сочинению по лирике Лермонтова:"Как выражается мотив одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова?" (по выбору)



И.С. Тургенев (4 часа)

И.С.Тургенев. Слово о писателе. Сочувствие к крестьянским детям в рассказе И. С. Тургенева "Бежин луг".



Портреты и рассказы мальчиков в рассказе И. С. Тургенева "Бежин луг".



Роль картин природы в рассказе "Бежин луг".



Проект "Составление электронного альбома "Словесные и живописные портреты русских крестьян" (по рассказам из цикла "Записки охотника").



Ф.И. Тютчев (2 часа)

Ф. И. Тютчев. Слово о поэте. Природа в стихотворениях Ф. И. Тютчева "Неохотно и несмело...", "Листья".



Противопоставление судеб человека и коршуна: земная обреченность человека в стихотворении Ф.И.Тютчева "С поляны коршун поднялся...".



А.А.Фет (3 часа)

Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А. А. Фета "Ель рукавом мне тропинку завесила...", . "Еще майская ночь", "Учись у них – у дуба, у березы…"



Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета



Тестирование № 2 по творчеству М.Ю.Лермонтова, И.С.Тургенева, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета



Н.А. Некрасов (3 часа)

Н. А. Некрасов. Стихотворение "Железная дорога". Картины подневольного труда. Народ–созидатель в стихотворении



Сочетание реалистических и фантастических картин в стихотворении .А.Некрасова "Железная дорога"

Трехсложный размер стиха



В/ч. Историческая поэма Н.А.Некрасова "Дедушка"



Н.С. Лесков (5 часов)

Н.С. Лесков. Литературный портер писателя.



Гордость Н.С.Лескова за народ в сказе "Левша".



Особенности языка повести Н.С. Лескова "Левша".



Сказовая форма повествования.



В/ч. Н.С.Лесков "Человек на часах"



А.П.Чехов (4 часа)

А.П. Чехов. Литературный портер писателя. Смешное и грустное в рассказе "Толстый и тонкий"



Речь героев рассказа Чехова "Толстый и тонкий". Юмористическая ситуация.



Разоблачение лицемерия в рассказе "Толстый и тонкий".



В/ч. А.П.Чехов. Рассказ "Смерть чиновника"



Родная природа в лирике поэтов XIX века (4 часа)

Е.А. Баратынский. "Весна, весна!

Как воздух чист...", "Чудный град порой сольется..."..



Я. Полонский "По горам две хмурых тучи…", "Посмотри – какая мгла…"



А.К. Толстой. "Где гнутся над омутом лозы...".



Тестирование № 3 по литературе  века



Из русской литературы XX века (28 часов)

А.И.Куприн (2 часа)

А.И.Куприн "Чудесный доктор". Понятие о рождественском рассказе



Тема служения людям в рассказе "Чудесный доктор"



А.С.Грин (3 часа)

Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина "Алые паруса"



Душевная чистота главных героев в повести А.С.Грина "Алые паруса"



Отношение автора к героям повести "Алые паруса"



А.П.Платонов (2 часа)

А.П.Платонов. Литературный портрет писателя.



А.П.Платонов. "Неизвестный цветок".



Произведения о Великой Отечественной войне (2 часа)

К. М. Симонов "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины..."



Д.С. Самойлов. "Сороковые".



В.П. Астафьев (3 часа)

Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе В. П. Астафьева "Конь с розовой гривой".



Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе.



Подготовка к домашнему сочинению по рассказу В.В.Астафьева "Конь с розовой гривой"



В. Г. Распутин (3 часа)

Отражение трудностей военного времени в повести В.Г.Распутина "Уроки французского"



Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика.



Нравственные проблемы повести "Уроки французского".



М.М.Пришвин (3 часа)

В/ч. Тема дружбы и согласия в сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца"



В/ч. Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца".



В/ч Особенности композиции и смысл названия сказки.



Родная природа в лирике поэтов XX века (4 часа)

А. Блок "Летний вечер", "О, как безумно за окном..."



С. А. Есенин "Мелколесье. Степь и дали...", "Пороша".



Н. М. Рубцов. Слово о поэте. "Звезда полей", "Листья осенние", "В горнице".



Р/р Классное сочинение "Художественный анализ стихотворения поэтов  века" (по выбору)



В.М.Шукшин ((2 часа)

Особенности героев- "чудиков" в рассказах В. М. Шукшина "Чудик" и "Критик".



В/ч. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности в рассказах В.М. Шукшина. Рассказ "Срезал".



Ф. Искандер (4 часа)

Ф. Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла".



Юмор как одно из ценных качеств человека в рассказе Ф. Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла"



Герой-повествователь в рассказе Ф. Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла"



Р/р Классное сочинение "Какие черты личности особенно привлекательны в произведениях В.Распутина и Ф.Искандера?"



Из литературы народов России (2 часа)

Г.Тукай "Родная деревня", "Книга".Любовь к малой родине и своему народу.



К. Кулиев "Когда на меня навалилась беда...", "Каким бы ни был малым мой народ...".



Зарубежная литература (15 часов)

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: "Скотный двор царя Авгия"



Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: "Яблоки Гесперид".



Геродот. "Легенда об Арионе".



Гомер. Слово о Гомере. "Илиада" как героическая эпическая поэмы.



Гомер. "Одиссея" как героическая эпическая поэмы.



Тестирование № 4 по древнегреческим мифам и поэмам Гомера



В/ч. М. Сервантес Сааведра "Дон Кихот". Проблема истинных и ложных идеалов.



В/ч. М. Сервантес Сааведра "Дон Кихот". Проблема истинных и ложных идеалов.



Ф. Шиллер. Баллада "Перчатка". Романтизм и реализм в произведении.



П. Мериме. Новелла "Маттео Фальконе".



П. Мериме. Новелла "Маттео Фальконе".



В/ч. М.Твен. Роман "Приключения Гекльберри Финна"



В/ч. М.Твен. Роман "Приключения Гекльберри Финна"



А. де Сент-Экзюпери. "Маленький принц" как философская сказка-притча.



А. де Сент-Экзюпери. "Маленький принц" как философская сказка-притча.



Повторение, обобщение, итоговый контроль (3 часа)

Повторение, обобщение и систематизация изученного по литературе в 6 классе



Итоговое тестирование № 5 по произведениям курса "Литература 6 класс"



Итоговый урок. Задания для летнего чтения




Учебно-методическое обеспечение

Для учителя:


  1. В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. "Читаем, думаем, спорим…". Дидактические материалы по литературе. 6 класс. - М.: Просвещение, 2013г.

  2. И.В.Золотарёва, Н.В.Егорова. Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс. — 3-е изд. — М.: "Вако", 2005г.

  3. Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Авторы-составители В.Я.Коровина. В.П.Журавлев. В.И.Коровин. М.: "Просвещение", 2013 + CD диск.

  4. Н.В.Егорова Поурочные разработки по литературе 6 класс. ФГОС. - 4-е изд. - М.: Вако, 2014.

  5. С.Б.Шадрина Литература. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.П.Полухиной — Волгоград: Учитель, 2008г.

  6. Сборник нормативных документов. Литература / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. — 2-е изд., стереотип. — М.: "Дрофа", 2008г.

  7. Г. М. Вялкова и др. Рабочие программы по литературе 5-9 классы (по программе под редакцией Коровиной). -2-е изд. -М.: "Планета", 2011г.

  8. Рабочая программа по литературе 5-9 класс к предметной линии учебников под редакцией В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И.Коровина, Н.В.Беляевой - М.: Просвещение, 2014.

  9. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной. (Москва, "Просвещение", 2011г.)


Для учащихся:

  1. В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. "Читаем, думаем, спорим…". Дидактические материалы по литературе. 6 класс. - М.: Просвещение, 2013г.

  2. Е.Л.Ляшенко. Тесты по литературе. 6 класс. К учебнику Коровиной В.Я. - М.: Просвещение, 2015 г.

  3. Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Авторы-составители В.Я.Коровина. В.П.Журавлев. В.И.Коровин.М.: "Просвещение", 2013.

  4. Литература. 6 класс. Фонохрестоматия: электронное учебное пособие на CD̶─ROM Авторы-составители В.Я.Коровина. В.П.Журавлев. В.И.Коровин - М.: "Просвещение", 2013