Муниципальное общеобразовательное учреждение «Большереченская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано Утверждаю:
Зам. директора по УВР Директор МОУ Большереченской СОШ
____Т.А.Беломестновой ______ Н.П.Арефьева
«___»________2017г «___»____________ 2017г
Рабочая программа по литературе
7 класс
Составитель: учитель литературы
Куйдина Л.Ю.
2017-2018 учебный год.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» в 7 классе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.
«Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»/ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004года №1312.
Приказ Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г»
Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015-2016 учебный год, утвержденные приказом Минобрнауки Российской Федерации от 19.12.2012г №1067, зарегистрированным в Минюсте России 30.01.2013г., регистрационный номер 26775.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения литературы в основной школе.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительное отношение к русской литературе, к культурам других народов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
- умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно- следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
-умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX- XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно- нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и своего отношения к ней;
3) в коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа, уметь вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесно искусства; эстетического восприятия произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание учебного предмета «Литература» 7 класс
Роды и жанры литературы (1 ч)
Фольклор (2 ч)
Литература эпохи Возрождения ( 3ч) У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Сонеты.
Литература XIX века (32 ч)
Из истории басни. Басня в античной литературе Греции и Рима. Басни Эзопа. Расцвет русской басни в начале XIX в. Великий баснописец И. А. Крылов.
Из истории баллады. Истоки жанра баллады. Баллады Жуковского. «Перчатка», «Светлана».
А. С. Пушкин. «Элегия», «К портрету Жуковского», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Н а х о л м а х Г р у з и и л е ж и т н о ч н а я м г л а...», «Я в а с л ю б и л: любовь е щ е б ы т ь м о ж е т...», «Т у ч а», «Д р у з ь я м», «19 о к т я б р я» (Роняет лес багряный свой убор...»), Жанры прозы А. С. Пушкина. «Барышня-крестьянка». «Д у б р о в с к и й».
М. Ю. Лермонтов. «С м е р т ь п о э т а», «Н е т, я н е Б а й р о н, я д р у г о й...», «Д у м а», «М о л и т в а» («В минуту жизни трудную...»). «М ц ы р и».
Н. В. Гоголь. «Р е в и з о р».
И. С. Тургенев. «С в и д а н и е», «С т и х о т в о р е н и я в п р о з е»
Н. А. Некрасов «Р а з м ы ш л е н и я у п а р а д н о г о п о д ъ е з д а».
М. Е. Салтыков-Щедрин. «П о в е с т ь о т о м, к а к о д и н м у ж и к д в у х г е н е р а л о в п р о к о р м и л», Сатирические сказки писателя.
Н. С. Лесков. «Л е в ш а».
А. П. Чехов. «Х и р у р г и я», «Ж а л о б н а я к н и г а», Юмористические рассказы Чехова.
Портрет героя в произведениях различных жанров
Литература XX века (30 ч)
Отражение духовных поисков человека XX века в лирике. В. Я. Брюсов. «Хвала человеку», «Труд»; И. А. Бунин. «Изгнание», «У птицы есть гнездо...»; К. Д. Бальмонт. «Бог создал мир из ничего...»; Игорь Северянин. «Не завидуй другу...»; Р. Киплинг. «Если...» (перевод С. Маршака), «Заповедь» (перевод М. Лозинского); А. Т. Твардовский. «Как после мартовских метелей...», «Июль — макушка лета». Лирические раздумья поэта; Н. А. Заболоцкий. «Гроза идет»; Б. Ш. Окуджава. «Арбатский романс»; В. С. Высоцкий. «Я не люблю...»; М. Карим. «Европа — Азия» и др. М. Горький. «Песня о Буревестнике», «Старуха Изергиль», «Старый Год».
В. В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Гимн обеду».
М. А. Булгаков. «Ревизор с вышибанием» (новая постановка).
К. Г. Паустовский. «Рождение рассказа».
Ф. А. Абрамов. «О чем плачут лошади».
А. В. Вампилов. «Несравненный Наконечников».
Из истории эссе. Рождение жанра. Популярность жанра в современной литературе. К. Г. Паустовский. «Радость творчества».
Великая Отечественная война в художественной литературеЛирическое стихотворение. Поэма. Песня. Очерк. Новелла. Рассказ. Повесть. Роман. Роман-эпопея. А. Н. Толстой. «Русский характер».
Великая Отечественная война в литературе М. А. Шолохов. «Они сражались за Родину» (фрагменты).
В. Г. Распутин. «Уроки французского».
Фантастика и ее жанры Р. Шекли. «Запах мысли».
Детективная литература и ее жанры .Особенности произведений детективного жанра. Читатель классики и читатель детектива.
А. Конан Дойл. «Пляшущие человечки».
Календарно-тематическое планирование. Литература 7 класс.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Роды и жанры литературы | 1 |
2-3 | Устное народное творчество | 2 |
| Литература эпохи Возрождения (3ч) | |
4 | Эпоха Возрождения | 1 |
5-6 | У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Сонеты. | 2 |
| Литература XIX века ( 32ч ) | |
7 | Басня в античной литературе Греции и Рима. Басни Эзопа | 1 |
8-9 | Великий баснописец И. А. Крылов. | 2 |
10 | Истоки жанра баллады. | 1 |
11 | Баллады писателей XIX и XX вв. | 1 |
12-13-14 | Баллады В.А.Жуковского. Баллады «Светлана», «Перчатка» | 3 |
15 | А.С.Пушкин. Жизнь и творчество поэта и писателя | 1 |
16 | А.С.Пушкин «Элегия», «К портрету Жуковского», | 1 |
17 | А.С.Пушкин «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще быть может...», | 1 |
18-19 | Повесть Пушкина «Барышня-крестьянка»: особенности жанра и композиции | 2 |
20 | Роман А.С.Пушкина «Дубровский»: история создания романа, сюжет, композиция | 1 |
21 | Главные герои романа «Дубровский» | 1 |
22 | Дубровский и Маша Троекурова. Судьба героев романа | 1 |
23 | Р.Р. Сочинение | 1 |
24 | М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Смерть поэта» и его история. Жанры лирики | 1 |
25 | Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри». История создания. | 1 |
26 | Сюжет, композиция, герои поэмы «Мцыри» | 1 |
27 | Н.В.Гоголь «Ревизор». Знакомство с комедией | 1 |
28 | Характеристика героев комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» | 1 |
29 | Р.Р. Инсценирование эпизодов комедии Н.В.гоголя «Ревизор» | 1 |
30 | И.С.Тургенев «Стихотворение в прозе». Анализ произведений | 1 |
31 | Н.А.Некрасов. Жанры лирики. Сюжет и герои стихотворения «Размышления у парадного подъезда» | 1 |
32 | Творчество Н.С.Лескова. Сказ «Левша» | 1 |
33 | Характеристика героев сказа «Левша» | 1 |
34-35 | М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил» | 2 |
36 | М.Твен «Как я редактировал сельскохозяйственную газету» | 1 |
37 | А.П.Чехов. Ранние рассказы. «Жалобная книга», «Хирургия» | 1 |
38 | Р.Р. Сочинение | 1 |
| Русская литература XX века ( 30ч ) | |
39 | Жанры эпоса, лирики и драмы в произведениях XX века. Творчество В.Я.Брюсова «Труд», «Хвала человеку» | 1 |
40 | Жанры лирики К.Д.Бальмонта «Бог создал мир из ничего» | 1 |
41 | Активность поисков новых жанров в лирике И.Северянина «Не завидуй другу» | 1 |
42 | Два перевода стихотворения Р.Киплинга «Если», «Заповедь» | 1 |
43 | Из истории сонета | 1 |
44 | М.Горький «Старый год» | 1 |
45 | М.Горький «Старуха Изергиль» | 1 |
46 | Сюжет и герои легенды о Данко в рассказе «Старуха Изергиль» | 1 |
47 | Р.Р.Сочинение | 1 |
48-49 | В.В.Маяковский «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче» | 2 |
50 | Сатирические стихи В.В.Маяковского «Гимн обеду» | 1 |
51-52 | М.А.Булгаков «Ревизор с вышибанием» | 2 |
53 | К.Г.Паустовский «Рождение рассказа» | 1 |
54 | Р.Р. Рецензирование одного из изученных произведений | 1 |
55 | Ф.А.Абрамов «О чем плачут лошади» | 1 |
56 | Из истории эссе | 1 |
57 | А.В.Вампилов «Несравненный наконечников». Особенности жанра «водевиль» | 1 |
58-59 | События и герои ВОВ. М.А.Шолохов «Они сражались за Родину» | 2 |
60-61 | В.Г.Распутин «Уроки французского» | 2 |
62 | Роман. Повесть. Рассказ. | 1 |
63 | Научно-фантастическая литература. Р.Шекли «Запах мысли» | 1 |
64 | Детективная литература. А.Конан Дойл «Пляшущие человечки» | 1 |
65-66 | Читательская конференция | 2 |
67-68 | Итоговые уроки за курс литературы 7 класса | 2 |
| ИТОГО: | 68ч |