МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УСОХСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«принята» «утверждаю»
на заседании методического совета Директор школы__________
Протокол № 2 от 31 августа 2017 г. подпись
Гордеев П.Н..
расшифровка подписи
Приказ № 63 от 31.08.2017 г.
«согласовано»
Заместитель директора по УВР:__________
подпись
Бацуева О. Н.
расшифровка подписи
рабочая программа
по литературе
для 7 класса
Учитель: Барахова Людмила Михайловна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ Усохская СОШ
с. Усох
2017 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 класса разработана в соответствии с Положением о рабочей программе учебного предмета в урочной и внеурочной деятельности, а также в системе дополнительного образования МБОУ Усохская СОШ, Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Усохская СОШ.
Часы пропорционально распределены на основные темы в течение учебного года, на уроки развития речи, что позволит формированию прочных навыков, объяснения конкретных литературных фактов, уроки развития речи направлены на совершенствование умений и навыков практическим путём.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения литературы в основной школе
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Для достижения планируемых результатов освоения учебного предмета «Литература, 6 класс» используется УМК:
-учебник: В.П. Полухина, В. Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2015
- В.П. Полухина. «Читаем, думаем, спорим…». Дидактические материалы по литературе, 6 класс;
- Н.В. Беляева. Литература. 5-9 классы. Проверочные работы.
Содержание рабочей программы полностью соответствует содержанию примерной программы учебного предмета, рекомендованной Минобрнауки, и авторской программы линии: Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. В.Я. Коровиной. 5-9 классы- М.: Просвещение, 2015.
Данная рабочая программа рассчитана на 88 часов (2,5 часа в неделю). 0,5 часа (18 часов) были добавлены за счёт компонента образовательного учреждения для изучения модуля «Литературная Брянщина».
Изменения, внесённые в программу
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов по программе | Кол-во часов по рабочей программе | Причины изменений |
1 | Введение. | 1 | 1 | 1)Введён модуль «Литературная Брянщина» |
2 | Устное народное творчество. | 6 | 6 |
3 | Из древнерусской литературы. | 3 | 3 |
4 | Из русской литературы 18 века. | 2 | 2 |
5 | Из русской литературы 19 века. | 29 | 29 |
6 | Из русской литературы 20 века. | 23 | 23 |
7 | Из зарубежной литературы. | 6 | 6 |
8 | Литературная Брянщина. | - | 18 |
Содержание учебного материала
Введение (1 ч.)
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (6 ч.)
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.)
Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятельного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).
Французский эпос. «Песнь о Роланде».
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.
Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 ч.)
Из похвалы князю Ярославу и книгам. «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.
Теория литературы. Поучение (начальные представления).
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 ч.)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.
«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (29 ч.)
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».
Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).
Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михаила Репин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маman” и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край!»
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (23 ч.)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» - (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
На дорогах войны
Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
«Тихая моя Родина»
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
Стихотворения поэтов 20 века о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Песни на слова русских поэтов XX века
А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
Из литературы народов России
Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.
«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6 ч.)
Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народнопоэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
Детективная литература.
МОДУЛЬ «ЛИТЕРАТУРНАЯ БРЯНЩИНА» (18 ч.)
«Святая вера в отчий край и дом»
«Ты знаешь край, где всё обильем дышит…» (А.К. Толстой).
«Высокий свет полей в душе моей» (образ малой родины в поэзии и прозе брянских писателей и поэтов).
«Листает ветер летопись веков»
«Расскажи мне, Боян, даль веков обнажи!» (события российской истории в литературе Брянщины). «Осенилась Русь крёстным знаменьем» (Крещение Руси в литературе Брянщины). «…И наша Русь ещё воспрянет» (образ Романа Брянского в творчестве брянских писателей). «На том ковыльном поле Куликовом» (Александр Пересвет – герой литературы Брянщины). Эпоха Ивана Грозного в романе А.К. Толстого «Князь Серебряный».
«Давайте жить светло и честно»
«Для людей среди людей живи» (нравственные ценности в творчестве брянских авторов).
«Живу в объятиях природы»
Певец природы – Ф.И. Тютчев. «Счастливое время открытий» (К.Г. Паустовский и Брянский край). «Все богатства русского пейзажа» (времена года в лирике брянских поэтов). «Семена жизни» (природа и человек в поэзии и прозе П.Л. Проскурина).
Любовь к мудрости
Вселенная души (философская лирика Ф.И. Тютчева). Философские вопросы в прозе и поэзии современных брянских писателей.
«Когда полыхала планета»
«И навечно совпало с нами это время в календаре» (Великая Отечественная война в произведениях поэтов Брянского края). «Выполняя жизни назначенье» (Н.М. Грибачёв). «В память барабанит сорок первый…» (военная тема в творчестве В.Д. Динабургского).
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание |
По плану | Факт |
1 | 1 | Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | 1 | | | |
| | Устное народное творчество. | 6 | | | |
2 | 1 | Предания как поэтическая автобиография народа. | 1 | | | |
3 | 2 | Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных идеалов русского народа. | 1 | | | |
4 | 3 | Вн. Чт. Киевский и новгородский циклы былин. «Садко». | 1 | | | Анализ произведения |
5 | 4 | Карело-финский мифологический эпос («Калевала»). | 1 | | | |
6 | 5 | Французский эпос . «Песнь о Роланде». | 1 | | | |
7 | 6 | Пословицы и поговорки, их народная мудрость. | 1 | | | |
| | Из древнерусской литературы. | 3 | | | |
8 | 1 | Нравственные заветы Древней Руси. Из похвалы князю Ярославу и книгам. «Поучение» Владимира Мономаха. | 1 | | | |
9 | 2 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских» - гимн любви и верности. | 1 | | | |
10 | 3 | Р.р. Сочинение. Народная мудрость в произведениях устного народного творчества// Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. | 1 | | | Сочинение |
| | Из русской литературы 18 века. | 2 | | | |
11 | 1 | М.В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны». | 1 | | | Выразительное чтение |
12 | 2 | Г.Р. Державин. Размышления о смысле жизни, о судьбе в лирике поэта. | 1 | | | |
| | Из русской литературы 19 века. | 29 | | | |
13 | 1 | А.С. Пушкин. «Медный всадник» (вступление). Выражение чувства любви к Родине. | 1 | | | |
14 | 2 | А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. | 1 | | | Чтение наизусть |
15 | 3 | Вн. Чт. А.С. Пушкин. «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца Пимена. | 1 | | | |
16 | 4 | А.С. Пушкин. «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. | 1 | | | |
17 | 5 | Р.р. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Трагическое и гуманистическое в повести. | 1 | | | Анализ эпизода |
18 | 6 | М.Ю. Лермонтов.»Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом Руси. | 1 | | | |
19 | 7 | Образ Ивана Грозного. | 1 | | | |
20 | 8 | Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. | 1 | | | |
21 | 9 | М.Ю. Лермонтов. Мастерство в создании художественных образов в лирике поэта. | 1 | | | |
22 | 10 | Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства в повести. | 1 | | | |
23 | 11 | Товарищество и братство в повести. | 1 | | | |
24 | 12 | Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. | 1 | | | |
25 | 13 | Смысл противопоставления Остапа и Андрия. | 1 | | | Сравн. характеристика |
26 | 14 | Патриотический пафос повести. | 1 | | | |
27 | 15 | Р.р. Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». | 1 | | | |
28 | 16 | И.С. Тургенев. «Бирюк». Художественные особенности рассказа. | 1 | | | |
29 | 17 | Вн. Чт. И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. Нравственность и человеческие взаимоотношения в стихотворениях в прозе. | 1 | | | |
30 | 18 | Н.А. Некрасов. Величие духа русских женщин в поэме «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). | 1 | | | |
31 | 19 | Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. | 1 | | | |
32 | 20 | Вн. Чт. А.К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин». | 1 | | | Выразительное чтение |
33 | 21 | М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. | 1 | | | |
34 | 22 | Р.р. М.Е. Салтыков-Щедрин. Анализ сказки «Дикий помещик». | 1 | | | Анализ произведения |
35 | 23 | Л.Н. Толстой. «Детство» (главы). Взаимоотношения детей и взрослых в повести. | 1 | | | |
36 | 24 | Главный герой в повести, его чувства, поступки и духовный мир. | 1 | | | |
37 | 25 | А.П. Чехов. Живая картина нравов в рассказе «Хамелеон». | 1 | | | |
38 | 26 | Средства создания комического в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон». | 1 | | | |
39 | 27 | Вн. Чт. Многогранность комического в рассказах А.П. Чехова. «Злоумышленник». | 1 | | | |
40 | 28 | Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе. | 1 | | | |
41 | 29 | Р.р. Обучение анализу лирического произведения. Подготовка к домашнему сочинению. | 1 | | | Анализ лир. произведения |
| | Из русской литературы 20 века. | 23 | | | |
42 | 1 | И.А. Бунин. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых в рассказе. | 1 | | | |
43 | 2 | И.А. Бунин. Душевное богатство простого крестьянина в рассказе «Лапти». | 1 | | | |
44 | 3 | М. Горький. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. | 1 | | | |
45 | 4 | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алёша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). | 1 | | | |
46 | 5 | Изображение быта и характеров в повести. Р.р. Обучение анализу эпизода из повести М. Горького. | 1 | | | Анализ эпизода |
47 | 6 | Вн. Чт. М. Горький. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»). | 1 | | | |
48 | 7 | Л.Н. Андреев. «Кусака». Гуманистический пафос произведения. | 1 | | | |
49 | 8 | В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». «Хорошее отношение к лошадям». | 1 | | | |
50 | 9 | А.П. Платонов. «Юшка». Любовь и ненависть окружающих героя людей. | 1 | | | |
51 | 10 | Вн. Чт. А.П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других в рассказе. | 1 | | | |
52 | 11 | Р.р. Сочинение. Нужны ли в жизни сострадание и сочувствие? (По произведениям писателей 20 в.) | 1 | | | Сочинение |
53 | 12 | Б.Л. Пастернак. Картины природы в лирике поэта. | 1 | | | Чтение наизусть |
54 | 13 | А.Т. Твардовский. Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа | 1 | | | |
| | Час мужества | | | | |
55 | 14 | Грозные годы войны в стихотворениях поэтов – участников войны. Интервью с участником Великой Отечественной войны. | 1 | | | |
56 | 15 | Ф.А. Абрамов. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе. | 1 | | | |
57 | 16 | Е.И. Носов. «Кукла». Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, к природе. | 1 | | | |
58 | 17 | Р.р. «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения. | 1 | | | Анализ произведения |
59 | 18 | Ю.П. Казаков. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. | 1 | | | |
60 | 19 | Д.С. Лихачёв. «Земля родная» (главы из книги) – духовное напутствие молодёжи. | 1 | | | |
61 | 20 | М. Зощенко. «Беда». Смешное и грустное в рассказе писателя. | 1 | | | |
| | «Тихая моя Родина». | | | | |
62 | 21 | Стихотворения поэтов 20 века о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего. | | | | Чтение наизусть |
63 | 22 | Вн. Чт. Песни на стихи русских поэтов 20 века. Лирические размышления о жизни, времени и вечности. | 1 | | | Выразительное чтение |
| | Из литературы народов России. | | | | |
64 | 23 | Расул Гамзатов. Возвращение к истокам, основам жизни в лирике поэта. | 1 | | | |
| | Из зарубежной литературы. | 6 | | | |
65 | 1 | Р. Бёрнс. Представления народа о справедливости и честности в стихотворении «Честная бедность». | 1 | | | |
66 | 2 | Дж. Г. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!» - гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины. | 1 | | | |
67 | 3 | Японские хокку (трёхстишия). Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами. | 1 | | | |
68 | 4 | Вн. Чт. О. Генри. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. | 1 | | | Анализ произведения |
69 | 5 | Вн. Чт. Р.Д. Брэдбери. «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра. | 1 | | | |
70 | 6 | Детективная литература. | 1 | | | |
| | Модуль «Литературная Брянщина» | 18 | | | |
| | «Святая вера в отчий край и дом» | | | | |
71 | 1 | «Ты знаешь край, где всё обильем дышит…» (А.К. Толстой). | 1 | | | |
72 | 2 | «Высокий свет полей в душе моей» (образ малой родины в поэзии и прозе брянских писателей и поэтов). | 1 | | | Чтение наизусть |
| | «Листает ветер летопись веков» | | | | |
73 | 3 | «Расскажи мне, Боян, даль веков обнажи!» (события российской истории в литературе Брянщины). | 1 | | | |
74 | 4 | «Осенилась Русь крёстным знаменьем» (Крещение Руси в литературе Брянщины). | 1 | | | |
75 | 5 | «…И наша Русь ещё воспрянет» (образ Романа Брянского в творчестве брянских писателей). | 1 | | | Анализ произведения |
76 | 6 | «На том ковыльном поле Куликовом» (Александр Пересвет – герой литературы Брянщины). | 1 | | | |
77 | 7 | Эпоха Ивана Грозного в романе А.К. Толстого «Князь Серебряный». | 1 | | | |
| | «Давайте жить светло и честно» | | | | |
78 | 8 | «Для людей среди людей живи» (нравственные ценности в творчестве брянских авторов) | 1 | | | |
| | «Живу в объятиях природы» | | | | |
79 | 9 | Певец природы – Ф.И. Тютчев. | 1 | | | |
80 | 10 | «Счастливое время открытий» (К.Г. Паустовский и Брянский край). | 1 | | | |
81 | 11 | «Все богатства русского пейзажа» (времена года в лирике брянских поэтов). | 1 | | | Выразительное чтение |
82 | 12 | «Семена жизни» (природа и человек в поэзии и прозе П.Л. Проскурина). | 1 | | | |
| | Любовь к мудрости | | | | |
83 | 13 | Вселенная души (философская лирика Ф.И. Тютчева). | 1 | | | |
84 | 14 | Философские вопросы в прозе и поэзии современных брянских писателей. | 1 | | | Выразительное чтение |
| | «Когда полыхала планета» | | | | |
85 | 15 | «И навечно совпало с нами это время в календаре» (Великая Отечественная война в произведениях поэтов Брянского края). | 1 | | | Чтение наизусть |
86 | 16 | «Выполняя жизни назначенье» (Н.М. Грибачёв). | 1 | | | |
87 | 17 | «В память барабанит сорок первый…» (военная тема в творчестве В.Д. Динабургского). | 1 | | | Выразительное чтение |
88 | 18 | Тестирование в рамках промежуточной аттестации. | 1 | | | Тест |
| | Итого | 88 | | | |
14