СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 7 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание рабочей программы полностью соответствует содержанию примерной программы учебного предмета, рекомендованной Минобрнауки, и авторской программы линии: Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. В.Я. Коровиной. 5-9 классы - М.: Просещение, 2015

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 7 класса»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

УСОХСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА



«принята» «утверждаю»

на заседании методического совета Директор школы__________

Протокол № 2 от 31 августа 2017 г. подпись

Гордеев П.Н..

расшифровка подписи

Приказ № 63 от 31.08.2017 г.

«согласовано»

Заместитель директора по УВР:__________

подпись

Бацуева О. Н.

расшифровка подписи





рабочая программа

по литературе

для 7 класса



Учитель: Барахова Людмила Михайловна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ Усохская СОШ








с. Усох

2017 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 6 класса разработана в соответствии с Положением о рабочей программе учебного предмета в урочной и внеурочной деятельности, а также в системе дополнительного образования МБОУ Усохская СОШ, Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Усохская СОШ.

Часы пропорционально распределены на основные темы в течение учебного года, на уроки развития речи, что позволит формированию прочных навыков, объяснения конкретных литературных фактов, уроки развития речи направлены на совершенствование умений и навыков практическим путём.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения литературы в основной школе

Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.


Предметные результаты:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


Для достижения планируемых результатов освоения учебного предмета «Литература, 6 класс» используется УМК:

-учебник: В.П. Полухина, В. Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2015

- В.П. Полухина. «Читаем, думаем, спорим…». Дидактические материалы по литературе, 6 класс;

- Н.В. Беляева. Литература. 5-9 классы. Проверочные работы.

Содержание рабочей программы полностью соответствует содержанию примерной программы учебного предмета, рекомендованной Минобрнауки, и авторской программы линии: Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. В.Я. Коровиной. 5-9 классы- М.: Просвещение, 2015.



Данная рабочая программа рассчитана на 88 часов (2,5 часа в неделю). 0,5 часа (18 часов) были добавлены за счёт компонента образовательного учреждения для изучения модуля «Литературная Брянщина».


Изменения, внесённые в программу

п/п

Название раздела

Кол-во часов по программе

Кол-во часов по рабочей программе

Причины изменений

1

Введение.

1

1

1)Введён модуль «Литературная Брянщина»

2

Устное народное творчество.

6

6

3

Из древнерусской литературы.

3

3

4

Из русской литературы 18 века.

2

2

5

Из русской литературы 19 века.

29

29

6

Из русской литературы 20 века.

23

23

7

Из зарубежной литературы.

6

6

8

Литературная Брянщина.

-

18


Содержание учебного материала

Введение (1 ч.)

Изображение человека как важнейшая идейно-нрав­ственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд чело­века, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (6 ч.)

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Гроз­ного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославле­ние мирного труда. Микула — носитель лучших человечес­ких качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, му­жество, справедливость, чувство собственного достоин­ства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изуча­ется одна былина по выбору.)

Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятель­ного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Темати­ческое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собирате­ли. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.

Теория литературы. Предание (развитие представле­ний). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).

Французский эпос. «Песнь о Роланде».

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористи­ческие жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 ч.)

Из похвалы князю Ярославу и книгам. «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и вер­ности.

Теория литературы. Поучение (начальные представ­ления).

Теория литературы. Летопись (развитие представ­лений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 ч.)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (29 ч.)

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писа­теле.

«Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мас­терство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности компози­ции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение чело­веческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представ­лений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опрични­ка и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирую­щим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (раз­витие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писа­теле.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобож­дение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отно­шение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изоб­ражении пейзажа. Художественные особенности рассказа. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нрав­ственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историче­ская основа поэмы. Величие духа русских женщин, отпра­вившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Ху­дожественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трех­сложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михаила Репин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представ­ления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маman” и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фами­лии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник». Многогранность коми­ческого в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуж­дения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).



«Край ты мой, родимый край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной при­роде.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изобра­жение родной природы и выражение авторского настрое­ния, миросозерцания.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (23 ч.)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изоб­ражение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яр­кое, здоровое, творческое в русской жизни» - (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произ­ведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим мень­шим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произве­дения.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Ма­яковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости со­страдания и уважения к человеку. Неповторимость и цен­ность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравствен­ное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, вза­имопонимания, жизни для других. Своеобразие языка про­зы Платонова (для самостоятельного чтения).

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преобра­женные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о нераздели­мости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие по­нятия).

На дорогах войны

Интервью с поэтом — участником Великой Отече­ственной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Си­монов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о пи­сателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нрав­ственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь при­роды и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго по­ступка.

«Тихая моя Родина»

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие пред­ставлений). Мемуары как публицистический жанр (началь­ные представления).

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Стихотворения поэтов 20 века о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есе­нин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выра­жение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Песни на слова русских поэтов XX века

А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Из литературы народов России

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности да­гестанского поэта.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6 ч.)

Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справед­ливости и честности. Народнопоэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

Детективная литература.

МОДУЛЬ «ЛИТЕРАТУРНАЯ БРЯНЩИНА» (18 ч.)

«Святая вера в отчий край и дом»

«Ты знаешь край, где всё обильем дышит…» (А.К. Толстой).

«Высокий свет полей в душе моей» (образ малой родины в поэзии и прозе брянских писателей и поэтов).

«Листает ветер летопись веков»

«Расскажи мне, Боян, даль веков обнажи!» (события российской истории в литературе Брянщины). «Осенилась Русь крёстным знаменьем» (Крещение Руси в литературе Брянщины). «…И наша Русь ещё воспрянет» (образ Романа Брянского в творчестве брянских писателей). «На том ковыльном поле Куликовом» (Александр Пересвет – герой литературы Брянщины). Эпоха Ивана Грозного в романе А.К. Толстого «Князь Серебряный».

«Давайте жить светло и честно»

«Для людей среди людей живи» (нравственные ценности в творчестве брянских авторов).

«Живу в объятиях природы»

Певец природы – Ф.И. Тютчев. «Счастливое время открытий» (К.Г. Паустовский и Брянский край). «Все богатства русского пейзажа» (времена года в лирике брянских поэтов). «Семена жизни» (природа и человек в поэзии и прозе П.Л. Проскурина).

Любовь к мудрости

Вселенная души (философская лирика Ф.И. Тютчева). Философские вопросы в прозе и поэзии современных брянских писателей.

«Когда полыхала планета»

«И навечно совпало с нами это время в календаре» (Великая Отечественная война в произведениях поэтов Брянского края). «Выполняя жизни назначенье» (Н.М. Грибачёв). «В память барабанит сорок первый…» (военная тема в творчестве В.Д. Динабургского).



Тематическое планирование

п/п

Название раздела Тема урока

Кол-во часов

Дата

Примечание

По плану

Факт

1

1

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

1






Устное народное творчество.

6




2

1

Предания как поэтическая автобиография народа.

1




3

2

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных идеалов русского народа.

1




4

3

Вн. Чт. Киевский и новгородский циклы былин. «Садко».

1



Анализ произведения

5

4

Карело-финский мифологический эпос («Калевала»).

1




6

5

Французский эпос . «Песнь о Роланде».

1




7

6

Пословицы и поговорки, их народная мудрость.

1






Из древнерусской литературы.

3




8

1

Нравственные заветы Древней Руси. Из похвалы князю Ярославу и книгам. «Поучение» Владимира Мономаха.

1




9

2

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» - гимн любви и верности.

1




10

3

Р.р. Сочинение. Народная мудрость в произведениях устного народного творчества// Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

1



Сочинение



Из русской литературы 18 века.

2




11

1

М.В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны».

1



Выразительное чтение

12

2

Г.Р. Державин. Размышления о смысле жизни, о судьбе в лирике поэта.

1






Из русской литературы 19 века.

29




13

1

А.С. Пушкин. «Медный всадник» (вступление). Выражение чувства любви к Родине.

1




14

2

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник.

1



Чтение наизусть

15

3

Вн. Чт. А.С. Пушкин. «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца Пимена.

1




16

4

А.С. Пушкин. «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе.

1




17

5

Р.р. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Трагическое и гуманистическое в повести.

1



Анализ эпизода

18

6

М.Ю. Лермонтов.»Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом Руси.

1




19

7

Образ Ивана Грозного.

1




20

8

Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.

1




21

9

М.Ю. Лермонтов. Мастерство в создании художественных образов в лирике поэта.

1




22

10

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства в повести.

1




23

11

Товарищество и братство в повести.

1




24

12

Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли.

1




25

13

Смысл противопоставления Остапа и Андрия.

1



Сравн. характеристика

26

14

Патриотический пафос повести.

1




27

15

Р.р. Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

1




28

16

И.С. Тургенев. «Бирюк». Художественные особенности рассказа.

1




29

17

Вн. Чт. И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. Нравственность и человеческие взаимоотношения в стихотворениях в прозе.

1




30

18

Н.А. Некрасов. Величие духа русских женщин в поэме «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»).

1




31

19

Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.

1




32

20

Вн. Чт. А.К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин».

1



Выразительное чтение

33

21

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества.

1




34

22

Р.р. М.Е. Салтыков-Щедрин. Анализ сказки «Дикий помещик».

1



Анализ произведения

35

23

Л.Н. Толстой. «Детство» (главы). Взаимоотношения детей и взрослых в повести.

1




36

24

Главный герой в повести, его чувства, поступки и духовный мир.

1




37

25

А.П. Чехов. Живая картина нравов в рассказе «Хамелеон».

1




38

26

Средства создания комического в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон».

1




39

27

Вн. Чт. Многогранность комического в рассказах А.П. Чехова. «Злоумышленник».

1




40

28

Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе.

1




41

29

Р.р. Обучение анализу лирического произведения. Подготовка к домашнему сочинению.

1



Анализ лир. произведения



Из русской литературы 20 века.

23




42

1

И.А. Бунин. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых в рассказе.

1




43

2

И.А. Бунин. Душевное богатство простого крестьянина в рассказе «Лапти».

1




44

3

М. Горький. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.

1




45

4

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алёша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело).

1




46

5

Изображение быта и характеров в повести. Р.р. Обучение анализу эпизода из повести М. Горького.

1



Анализ эпизода

47

6

Вн. Чт. М. Горький. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

1




48

7

Л.Н. Андреев. «Кусака». Гуманистический пафос произведения.

1




49

8

В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». «Хорошее отношение к лошадям».

1




50

9

А.П. Платонов. «Юшка». Любовь и ненависть окружающих героя людей.

1




51

10

Вн. Чт. А.П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других в рассказе.

1




52

11

Р.р. Сочинение. Нужны ли в жизни сострадание и сочувствие? (По произведениям писателей 20 в.)

1



Сочинение

53

12

Б.Л. Пастернак. Картины природы в лирике поэта.

1



Чтение наизусть

54

13

А.Т. Твардовский. Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа

1






Час мужества





55

14

Грозные годы войны в стихотворениях поэтов – участников войны. Интервью с участником Великой Отечественной войны.

1




56

15

Ф.А. Абрамов. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

1




57

16

Е.И. Носов. «Кукла». Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, к природе.

1




58

17

Р.р. «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения.

1



Анализ произведения

59

18

Ю.П. Казаков. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка.

1




60

19

Д.С. Лихачёв. «Земля родная» (главы из книги) – духовное напутствие молодёжи.

1




61

20

М. Зощенко. «Беда». Смешное и грустное в рассказе писателя.

1






«Тихая моя Родина».





62

21

Стихотворения поэтов 20 века о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего.




Чтение наизусть

63

22

Вн. Чт. Песни на стихи русских поэтов 20 века. Лирические размышления о жизни, времени и вечности.

1



Выразительное чтение



Из литературы народов России.





64

23

Расул Гамзатов. Возвращение к истокам, основам жизни в лирике поэта.

1






Из зарубежной литературы.

6




65

1

Р. Бёрнс. Представления народа о справедливости и честности в стихотворении «Честная бедность».

1




66

2

Дж. Г. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!» - гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

1




67

3

Японские хокку (трёхстишия). Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

1




68

4

Вн. Чт. О. Генри. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви.

1



Анализ произведения

69

5

Вн. Чт. Р.Д. Брэдбери. «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра.

1




70

6

Детективная литература.

1






Модуль «Литературная Брянщина»

18






«Святая вера в отчий край и дом»





71

1

«Ты знаешь край, где всё обильем дышит…» (А.К. Толстой).

1




72

2

«Высокий свет полей в душе моей» (образ малой родины в поэзии и прозе брянских писателей и поэтов).

1



Чтение наизусть



«Листает ветер летопись веков»





73

3

«Расскажи мне, Боян, даль веков обнажи!» (события российской истории в литературе Брянщины).

1




74

4

«Осенилась Русь крёстным знаменьем» (Крещение Руси в литературе Брянщины).

1




75

5

«…И наша Русь ещё воспрянет» (образ Романа Брянского в творчестве брянских писателей).

1



Анализ произведения

76

6

«На том ковыльном поле Куликовом» (Александр Пересвет – герой литературы Брянщины).

1




77

7

Эпоха Ивана Грозного в романе А.К. Толстого «Князь Серебряный».

1






«Давайте жить светло и честно»





78

8

«Для людей среди людей живи» (нравственные ценности в творчестве брянских авторов)

1






«Живу в объятиях природы»





79

9

Певец природы – Ф.И. Тютчев.

1




80

10

«Счастливое время открытий» (К.Г. Паустовский и Брянский край).

1




81

11

«Все богатства русского пейзажа» (времена года в лирике брянских поэтов).

1



Выразительное чтение

82

12

«Семена жизни» (природа и человек в поэзии и прозе П.Л. Проскурина).

1






Любовь к мудрости





83

13

Вселенная души (философская лирика Ф.И. Тютчева).

1




84

14

Философские вопросы в прозе и поэзии современных брянских писателей.

1



Выразительное чтение



«Когда полыхала планета»





85

15

«И навечно совпало с нами это время в календаре» (Великая Отечественная война в произведениях поэтов Брянского края).

1



Чтение наизусть

86

16

«Выполняя жизни назначенье» (Н.М. Грибачёв).

1




87

17

«В память барабанит сорок первый…» (военная тема в творчестве В.Д. Динабургского).

1



Выразительное чтение

88

18

Тестирование в рамках промежуточной аттестации.

1



Тест



Итого

88








14