СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Материал представляет собой рабочую программу по литературе для 8 класса по учебнику Меркина.
Рабочая программа по литературе для 8 класса
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом образовательного стандарта по литературе, а также на основе Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных школ под редакцией Г.С. Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева ( Москва, «Русское слово», 2011), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
В основу программы положен Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по литературе, где особое внимание уделено необходимости формирования у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.
формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;
осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;
формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
В основе содержания и структуры данной программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности.
Под литературным образованием понимается освоение литературы как искусства слова. Литературное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности.
Литературное произведение в программе 8 класса предстаёт и как самостоятельное произведение искусства, и как звено в сложном процессе, поскольку структура курса каждого из средних классов воспроизводит литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней.
В 8-м классе ученики особенно пристально рассматривают проблему времени на страницах произведений искусства слова и , как следствие, воспроизведения исторических событий в литературе. Знания, полученные на уроках истории, опыт самостоятельного чтения дают возможность серьёзного знакомства с произведениями исторической тематики. Такие произведения не только рассказывают о конкретных событиях, но и раскрывают взаимосвязь судьбы человека с судьбой своего времени. Внимание к тому, что М.М.Бахтин назвал хронотопом , то есть к пространству и времени на страницах художественного произведения в их взаимной соотнесённости ( сам термин в программу не включён), - уже своеобразная подготовка к восприятию курса на историко-литературной основе. Понимание позиции автора, повествующего об исторических событиях, становится необходимым. Сложность связей литературы и времени демонстрируется практически каждым конкретным произведением, включённым в этот курс, начиная с былин и завершая историческими романами 20 века. Нужно особо отметить, как широко представлена лирика, отражающая яркость эмоционального отклика художественного слова на события прошлого. Именно в лирических произведениях, обращённых к истории, активно выявляется позиция автора.
Программа по литературе предлагает концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в старших классах. Ученики изучают вершинные произведения классической литературы и литературы 20 века, соответствующие их возрасту и уровню читательских интересов.
Программа максимально учитывает требования Федерального компонента государственного стандарта общего образования, опирается на концепцию систематического и планомерного ознакомления учащихся с русской литературой от фольклора, древнерусской литературы к литературе 20 века, чётко ориентирована на последовательное углубление усвоения литературных текстов, понимание и осмысление развития творческого пути каждого писателя и развития литературы в целом, формирование умений и навыков, необходимых каждому грамотному читателю.
Место учебного предмета в учебном плане
В 2016-2017 учебном году на литературу в 8 классе в учебном плане отводится 2 часа в неделю, что при 34 учебных неделях в году составляет 68 часов. По утверждённому расписанию уроки проводятся в понедельник (1ч.) и пятницу (1ч.).
В текущем учебном году 31 учебный понедельник и 33 учебные пятницы.
Таким образом, данная рабочая программа рассчитана на 64 часа с учётом праздничных дней.
1 четверть – 8 недель и 2 дня – 17 ч.
2 четверть – 7 недель и 4 дня – 15 ч.
3 четверть – 10 недель и 1 день – 19 ч.
4 четверть – 8 недель – 13 ч.
Содержание учебного предмета «Литература» в 8 классе
Введение
Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.
Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.
Из устного народного творчества
Исторические песни: «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка», «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск». Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.
Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.
Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.
Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных записей песен.
Краеведение: народные песни казаков Дона.
Из древнерусской литературы
«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке: благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы.
Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Из литературы ХVIII века
Г.Р. Державин
Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.
Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.
Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.
Н.М. Карамзин
Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.
Краеведение: Карамзин о казаках Дона.
Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.
Из литературы ХIХ века
Поэты пушкинского круга.
Предшественники и современники
В.А. Жуковский. «Море», «Невыразимое».
К.Н. Батюшков. «Судь6а Одиссея», «Мой гений».
Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...»
А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соловей...»).
Н.М. Языков. «Пловец».
Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).
Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — песня, «легкая» поэзия, элементы романтизма, романтизм.
Краеведение: поэты 19 века о Доне.
Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.
А.С. Пушкин
Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. «И.И. Пущину» , «19 октября 1825 года», «Песня о Стеньке Разине».
«Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика.
«Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану.
«Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов повести. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.
Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, историческая повесть.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.
М.Ю. Лермонтов
«Родина». Родина в произведениях поэта. Кавказ в жизни и творчестве.
«Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).
Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составление цитатного плана, устное сочинение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе».
Н.В. Гоголь
Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь.
«Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.
«Портрет» (обзор содержания и проблематики).
Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации, комический рассказ.
Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.
И.С. Тургенев
Основные вехи биографии И.С. Тургенева.
Произведения писателя о любви: «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.
Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести.
Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.
Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся.
Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной (тема дискуссии формулируется учащимися).
Н.А. Некрасов
Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны…», «Тройка». Судьба крестьянки – одна из постоянных тем поэта; своеобразие раскрытия лирического переживания героини.
Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие, роль глаголов и глагольных форм.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.
Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей.
Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века
А.А.Фет, П.А.Вяземский, А.Н.Плещеев, И.З.Суриков и др.
А.Н.Островский
Краткие сведения о писателе. «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.
Теория литературы: драма
Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.
Связь с другими искусствами: прослушивание грамзаписи, музыкальная версия «Снегурочки» А.Н.Островский и Н.А.Римский-Корсаков.
Л.Н. Толстой
Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.
Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.
Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; рисунки учащихся.
Из литературы XX века.
М. ГОРЬКИЙ. Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе».
Рассказ «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни.
Теория литературы: специфика песни и романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.
В. В. МАЯКОВСКИЙ. Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».
О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века)
Н.А. Тэффи «Свои и чужие»; М.М. Зощенко. «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.
Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ. Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 50—60-х годов.
В.П. АСТАФЬЕВ. Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.
А.Т. ТВАРДОВСКИЙ. Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью — даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.
В.Г. РАСПУТИН. Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина.
Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного.
Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.
Из зарубежной литературы
У. Шекспир
Краткие сведения о писателе. «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене.
Теория литературы: трагедия (основные признаки жанра).
Связь с другими искусствами: история театра.
М. Сервантес
Краткие сведения о писателе. «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ дон Кихота. Позиция писателя. Тема дон Кихота в русской литературе, донкихотство.
Теория литературы: роман, романный герой.
Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.
Тематическое планирование курса литературы в 8 классе
№ п/п | Раздел программы | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности Ученик должен уметь: |
1. | Введение. Художественная литература и история | 1 ч. | - выразительно читать тексты литературоведческого содержания, соблюдая нормы литературного произношения, смысловые акценты и паузы; - владеть различными видами пересказа; |
2. | Из устного народного творчества | 1 ч. | - работать в группе - подготовить связный устный рассказ на определённую тему - пересказывать материал учебника - работать с дополнительной литературой |
3. | Из древнерусской литературы | 2 ч. | - воспринимать и анализировать художественный текст; - выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного; - определять род и жанр литературного произведения; - выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; - характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; - давать характеристику героев; - выражать свое отношение к прочитанному; |
4. | Из литературы 18 века | 5 ч. | - воспринимать и анализировать художественный текст; - выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного; - определять род и жанр литературного произведения; - выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; - давать характеристику героев; - сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; - выявлять авторскую позицию; - выражать свое отношение к прочитанному; |
5. | Из литературы 19 века
| 38 ч. | - воспринимать и анализировать художественный текст; - выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного; - определять род и жанр литературного произведения; - выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; - давать характеристику героев; - сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; - выявлять авторскую позицию; - выражать свое отношение к прочитанному; - выразительно читать (в том числе наизусть) произведения (фрагменты) разных родов литературы и жанров, соблюдая нормы литературного произношения, смысловые акценты и паузы; - владеть различными видами пересказа; - строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением, писать сочинения по литературному произведению; - участвовать в диалоге и дискуссии по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою; - писать отзывы о прочитанных произведениях; |
6. | Из литературы 20 века | 14 ч. | |
7. | Из зарубежной литературы | 2 ч. | - воспринимать и анализировать художественный текст; - определять род и жанр литературного произведения; - выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; - давать характеристику героев; |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
Знать и уметь |
Теория литературы |
Формы контроля |
| |||
1. | Введение. Художественная литература и история. | 1 | 02.09 | Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс. | Литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы | Чтение, устные рассуждения, пересказ |
| |||
Из устного народного творчества (1 час)
| ||||||||||
2.
| Песня как жанр фольклора. Тематика и проблематика исторических песен. Рег. К. 1 Народные песни казаков Дона |
1 |
05.09 | Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне Особенности казачьих исторических песен.
| Песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины | Различные виды чтения, составление словаря, определение художественных особенностей Инсценирование песни |
| |||
Из древнерусской литературы (2 часа) | ||||||||||
3. | Тема добра и зла в «Сказании о Борисе и Глебе». Образ Руси в «Слове о погибели русской земли» |
1 |
09.09 | Тема добра и зла в древнерусской литературе. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость , неспособность к насилию, святость, служение Богу – основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы | Житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод | Различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом |
| |||
4.
| Житие как жанр древнерусской литературы. Образ святого Сергия Радонежского и легендарного полководца Александра Невского на страницах «Жития…»
| 1 | 12.09 | - знать содержание изучаемых произведений, их тематику и проблематику; - уметь пересказать сюжет, дать оценку героям и событиям; - анализировать и оценивать произведение как художественное целое ( замысел автора, тема, идея, жанр, композиция, сюжет, изобразительно-выразительные средства,); - дать характеристику героя; |
Житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод | - лекция с элементами беседы, - беседа, - выразительное чтение, - комментированное чтение, - устная характеристика героя, - ответы на вопросы,
|
| |||
Из литературы 18 века ( 5 часов)
| ||||||||||
5.
6.
| Поэт и государственный чиновник Гавриил Романович Державин. Обзор жизни и творчества.
Тема поэта и поэзии в творчестве Г.Р.Державина. Стихотворение «Памятник». | 1
1 | 16.09
19.09 | - основные этапы жизни и творчества Г.Р.Державина, - ведущие мотивы лирики поэта, - тематику и проблематику изученных произведений; - уметь: подготовить устное выступ- ление по творчеству поэта; - составить конспект статьи учебника, лекции учителя; - работать с дополнительной литературой; - уметь выразительно прочитать и выполнить художественный анализ изучаемых поэтических произведений | Традиции классицизма в лирическом тексте | Выразительное чтение, письменный ответ на вопрос - лекция с элементами беседы, - беседа, - комментированное чтение, - заучивание наизусть
|
| |||
7.
8.
9.
| Н. М. Карамзин и русский сентиментализм. Рег. К.2. Карамзин о казаках Дона. Повесть «Бедная Лиза» и её герои. Р/р 1. Диспут на тему «Современны ли чувства и внутренний мир карамзинской героини?»
| 3 | 23.09
26.09
30.10
| - знать основные вехи биографии писателя, - тематику и проблематику изученного произведения; - уметь воспроизвести содержание повести, дать оценку героям и событиям; - показать связь конкретного произведения со временем его написания; - анализировать и оценивать произведение как художественное целое ( замысел автора, тема, идея, жанр, композиция, сюжет, место и роль портрета, пейзажа, интерьера, роль второстепенных персонажей, изобразительно-выразительные средства, использованные автором); - уметь выявлять особенности авторской речи и речи дейст- вующих лиц; - давать произведению личностную оценку; - выполнить анализ эпизода, - дать характеристику героям, - работать в группе. | Классицизм и сентиментализм как литературные направления, жанр сентиментальной повести | Различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов, - лекция с элементами беседы, - беседа, - выразительное чтение, - комментированное чтение, - художественный анализ, - анализ эпизода, - устная и письменная характеристика героя, - ответы на вопросы
|
| |||
Из литературы 19 века | ||||||||||
10.
11.
12. | В. А. Жуковский и русский романтизм . Обзор жизни и творчества поэта. Стихотворения и баллады В.А.Жуковского. Р/р 2. Анализ лирического произведения (обучающий семинар) | 3 | 03.10
07.10
10.10 | Краткие сведения о поэте. Основные темы, мотивы лирики. Система образно-выразительных средств, художественное богатство поэтических произведений. | Баллада, элегия, дума, песня, элементы романтизма, романтизм | Выразительное чтение, чтение наизусть, составление цитатного и тезисного плана |
| |||
13. | Семинар «Поэты пушкинского круга». (Стихотворения К. Ф. Рылеева, К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского, А. А. Дельвига, Н. М. Языкова) Рег. К.3. Поэты 19 века о Доне. | 1 | 14.10 | Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы лирики. Система образно-выразительных средств, художественное богатство поэтических произведений. Анализ поэтического текста | Баллада, элегия, дума, песня, элементы романтизма, романтизм | Выразительное чтение, чтение наизусть, анализ поэтических текстов, устные доклады, презентации. Анализ стихотворения |
| |||
Творчество А.С.Пушкина (13 часов) | ||||||||||
14.
15.
| А. С. Пушкин. Из биографии поэта. Тематическое богатство лирики А.С.Пушкина. Тема дружбы в стихотворениях «И. И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песня о Стеньке Разине». | 1
1 | 17.10
21.10 | Тематическое богатство лирики Пушкина, художественные особенности его поэтических произведений. | Послание, песня, поэтическая интонация | Сообщения о поэте, выразительное чтение, чтение наизусть, анализ стихотворений |
| |||
16. | Обзор содержания и проблематики повести А.С.Пушкина «Пиковая дама».
| 1 | 24.10 | История создания, сюжет и основная проблематика повести А.С.Пушкина «Пиковая дама».
| Сюжет Повесть, композиция | Выразительное чтение, пересказ, беседа, элементы исследования |
| |||
17. | А. С. Пушкин. «Маленькие трагедии». Обзор содержания и проблематики трагедии «Моцарт и Сальери». | 1 | 28.10
2 четверть | Тематика и система образов, составление плана | Драма, трагедия, афиша, ремарка, особенности драматических произведений | Чтение, беседа, ответы по составленному плану |
| |||
18. | А. С. Пушкин – первый историк пугачёвского восстания. Роман «Капитанская дочка». История создания . Глава 1. |
1 |
11.11 | Историческая основа романа, работа Пушкина над произведением, содержание 1 главы | Историческая эпоха, отражённая в художественном произведении | Чтение, сообщения. Презентация, пересказ |
| |||
19-20. | Главы 2-5. Формирование характера Гринёва. Первая встреча с Пугачёвым. «Старинные люди». Дуэль.
| 2 | 14.11 18.11 | Формирование характера героя, система образов романа, причины дуэли, нравственные проблемы | Исторический роман | Различные виды чтения и пересказа, беседа. Элементы исследования |
| |||
21. | Главы 6-9.Падение Белогорской крепости. Отношения Гринёва и Пугачёва. Динамичность повествования. | 1 | 21.11 | Анализ прочитанных глав |
| Ответы на вопросы, аналитический пересказ |
| |||
22. | Главы 10-12. Изображение правительственного лагеря. Сцены военных советов. Отношение генерала и самозванца к участи девушки-сироты.
| 1 | 25.11 | Анализ прочитанных глав
|
| Аналитический пересказ. Элементы исследования |
| |||
23. | Главы 13-14. Композиция романа. Образ рассказчика. Нравственная красота Маши Мироновой. Значение образа Савельича. | 1 | 28.11 | Особенности композиции произведения, сюжетные элементы, основные композиционные приёмы, значение образа рассказчика, нравственные проблемы | Сюжет и фабула, композиция, композиционные приёмы, новый тип исторической прозы | Выступления групп, элементы исследования |
| |||
24.
| Р/р 3. Подготовка к домашнему сочинению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка». | 1
| 02.12 | Составление плана. Подбор рабочих материалов, цитат |
| Сочинения |
| |||
Творчество М. Ю. Лермонтова (4 ч.)
|
| |||||||||
25. | М.Ю.Лермонтов. Обзор жизни и творчества. Рег. К. 4. Лермонтов и Кавказ. | 1 | 05.12 | Основные сведения о жизни и творчестве поэта. Уметь составить связный устный рассказ с использованием дополнительной литературы. | Сюжет и фабула в поэме, лироэпическая поэма | Презентация. |
| |||
26. | Поэма «Мцыри». Историческая основа произведения. Основные мотивы поэмы. | 1 | 09.12 | Содержание поэмы, её историческая основа. |
| Выразительное чтение |
| |||
27. | Композиция и художественные особенности поэмы. Мцыри как романтический герой. |
1 | 14.12 | Романтическое движение, , поэтический синтаксис, романтические традиции | Особенности композиции поэмы, поэтического синтаксиса, понятие о романтизме | Различные виды чтения, пересказа. Ответы на вопросы |
| |||
28. | Образ монастыря и образ природы в поэме.
Р/р 4. Устное сочинение по поэме «Мцыри». | 1 | 12.12 | Основные мотивы поэмы, художественная идея и средства её выражения, образ-персонаж и образ-пейзаж Составление плана по теме, подбор рабочих материалов, цитат. |
| Устные выступления, сочинения, анализ текста |
| |||
Творчество Н.В.Гоголя (9 часов) |
| |||||||||
29. | Н. В. Гоголь. Слово о писателе. История создания комедии «Ревизор».
| 1 | 16.12 | Основные сведения о жизни и творчестве Гоголя, историю создания комедии, замысел писателя. | Драма как род литературы, своеобразие драматических произведений. Комедия | Презентация. Чтение. Пересказ. Беседа по вопросам |
| |||
30. | Комедия «Ревизор». Первое знакомство с персонажами. Анализ действие 1.
| 1 | 19.12 | Содержание 1 действия, его тема и проблема | Афиша, говорящие фамилии | Анализ текста, характеристики героев |
| |||
31.
32. | Разоблачение пороков чиновничества в комедии Гоголя. Приёмы сатирического изображения. | 2 | 23.12 26.12 | Изображение гоголем пороков чиновничества, приёмы сатирического изображения | Развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии | Различные виды чтения и комментирования, беседа по вопросам, элементы исследования
|
| |||
33. | Хлестаков и хлестаковщина.
3 четверть – 19 часов | 1 | 30.12 | Анализ текста, характеристика героев. Выразительное чтение | Комический рассказ, элементы фантастики как приём сатирического изображения | Характеристика героя, работа в группах |
| |||
34. | Особенности композиционной структуры комедии Гоголя «Ревизор». |
1 | 13.01 | Анализ текста. Выделение композиционных элементов. Монологическая речь. Обобщение материала. | Развитие понятия о композиции | Сообщения, беседа по вопросам |
| |||
35.
36. | Р/р 5. Подготовка к сочинению по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Внекл. чтен 1. Обзор содержания и проблематики повести Н. В. Гоголя «Портрет»
| 1
1 | 16.01
20.01 | Составление планов по темам, сбор рабочих материалов, цитат.
Знать содержание повести Н. В. Гоголя «Портрет». Анализировать произведение как художественное целое, давать характеристику героям и событиям |
| Сочинения
Сообщения, беседа по вопросам |
| |||
Творчество И.С.Тургенева (5 часов). |
| |||||||||
37. | И. С. Тургенев. Основные вехи биографии писателя. Повесть «Ася». Первое знакомство с героями. Анализ главы 1. | 1 | 23.01 | Знание основных событий из жизни писателя, анализ текста | Лирическая повесть | Презентация, сообщения, различные виды чтения и пересказа |
| |||
38-39. | Герои повести И.С. Тургенева «Ася» и их судьба. Роль пейзажа в произведении. | 2 | 27, 30 | Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев | Тропы и фигуры в художественной стилистике повести | Выразительное чтение, беседа по вопросам. Анализ художественного текста, характеристика героев |
| |||
40. | Образ «тургеневской девушки» в повести. | 1 | 03.02 | Образ Аси: любовь, верность, нежность, постоянство; цельность характера – основное в образе героини. | Понятие «тургеневская девушка» | Анализ текста |
| |||
41. | Р/р 6. Отзыв о прочитанном произведении. | 1 | 06.02 | Развития навыков составления отзыва о прочитанном
|
| Отзыв о произведении |
| |||
42.
| Н. А. Некрасов. Основные вехи биографии поэта. Ведущие мотивы творчества. Судьба и жизнь народная в изображении Некрасова. «Внимая ужасам войны…», «Зелёный шум». Человек и природа в стихотворении.
| 1 | 10.02 | Тематика и проблематика произведений Некрасова, художественные особенности | Фольклорные приёмы в поэзии, народность, Выразительные средства художественной речи | Презентация. Сообщение. Выразительное чтение. Анализ поэтического текста |
| |||
43. | А. А. Фет. Краткие сведения о поэте. Основные мотивы творчества. Мир природы и духовности в поэзии Фета.
| 1 | 13.02
| Основные мотивы лирики Фета, навыки анализа поэтического текста |
| Выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос |
| |||
44. | А. Н. Островский. Краткие сведения о писателе. Своеобразие сюжета пьесы-сказки «Снегурочка». Образ главной героини пьесы – Снегурочки. Идея произведения. Язык персонажей. | 1 | 17.02 | - знать основные вехи биографии писателя, - уметь воспроизвести содержание изученного произведения, дать оценку героям и событиям; - анализировать и оценивать произведение как художественное целое ( замысел автора, тема, идея, жанр, композиция, сюжет, место и роль портрета, пейзажа, роль второстепенных персонажей, изобразительно-выразительные средства, использованные автором); - уметь выявлять особенности авторской речи и речи дейст- вующих лиц; - давать произведению личностную оценку; - выполнить анализ эпизода, - дать характеристику героям, - работать в группе. | Драма | Различные виды чтения. Письменный ответ на вопрос, пересказ, беседа, элементы исследования |
| |||
45. | Л. Н. Толстой. Основные вехи биографии писателя. Обзор содержания и проблематики повести «Отрочество», анализ отдельных глав. | 1 | 20.02 | Основные вехи биографии писателя . Диалектика души человека, становление личности | Автобиографическая проза | Анализ отрывков |
| |||
46. | Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала»: история создания, проблематика произведения.
| 1 | 27.02 | Основные мотивы рассказа, приёмы создания образов. | Композиция и фабула рассказа | Различные виды пересказа, тезисный план |
| |||
47.
| Герои рассказа «После бала» и их судьба. Значение образа рассказчика в понимании художественной идеи произведения Д/з Сочинение-рассуждение по рассказу Л. Н. Толстого «После бала» | 1
| 03.03 | - уметь воспроизвести содержание изученного произведения, дать оценку героям и событиям;
| Образ рассказчика Художественная идея произведения | Различные виды чтения, пересказа, беседа, элементы исследования |
| |||
Из литературы 20 века
|
| |||||||||
48. | М. Горький. Основные вехи биографии писателя. Обзор содержания и проблематики рассказа «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни в произведении. | 1 | 06.03 | - уметь воспроизвести содержание изученного произведения, дать оценку героям и событиям; - знать художественное своеобразие ранней прозы Горького | Традиции романтизма, жанровое своеобразие произведения. | Различные виды чтения и пересказа, элементы диспута |
| |||
49. | Свобода и сила духа в изображении М. Горького. Истинные и ложные ценности жизни в «Песне о Соколе». | 1 | 10.03 | - уметь воспроизвести содержание изученного произведения, дать оценку героям и событиям; - анализировать и оценивать произведение как художественное целое ( замысел автора, тема, идея, жанр, композиция, сюжет, место и роль портрета, пейзажа, интерьера, роль второстепенных персонажей, изобразительно-выразительные средства, использованные автором);
| Стиль писателя Образ-символ Песня как жанр | - беседа, - выразительное чтение, - комментированное чтение, - художественный анализ, - анализ эпизода, - устная и письменная характеристика героя, - ответы на вопросы
|
| |||
50. | В. В. Маяковский. Краткие сведения о поэте. Поэт и толпа в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям»
| 1 | 13.03
| - знать основные вехи биографии поэта, - художественное своеобразие и проблематику его произведений | Неологизмы, конфликт в лирическом произведении, рифма и ритм | Выразительное чтение, анализ текста |
| |||
О серьёзном – с улыбкой ( сатира начала 20 века)
|
| |||||||||
51.
52. | Большие проблемы «маленьких людей» в рассказе Н. А. Тэффи «Свои и чужие». Человек и государство в рассказе М. М. Зощенко «Обезьяний язык». 4 четверть – 13 часов | 1
1 | 17.03
20.03 | Проблематика рассказов, художественное своеобразие | Литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм | Различные виды чтения и пересказа, лексический анализ |
| |||
53.
| Н. А. Заболоцкий. Краткие сведения о поэте. Художественный мир Н.А.Заболоцкого. Д/з Сочинение -рассуждение «Что есть красота?»
| 1
| 03.04
| - знать основные вехи биографии поэта, - художественное своеобразие и проблематику его произведений, - анализировать поэтический текст, находить изобразительно-выразительные средства, использованные автором. |
| Чтение наизусть, рассуждения
Сочинение-рассуждение Устные выступления, презентации, выразительное чтение наизусть |
| |||
54.
55.
56.
| В. П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Фотография, на которой меня нет»: история создания, сюжет, герои.
Проблема нравственной памяти в рассказе.
Р/р 7. Отзыв о прочитанном произведении. | 1
1
1 | 07.04
10.04
14.04 | - знать основные вехи биографии писателя, - уметь воспроизвести содержание изученного произведения, дать оценку героям и событиям; - анализировать и оценивать произведение как художественное целое ( замысел автора, тема, идея, жанр, композиция, сюжет, место и роль портрета, пейзажа, интерьера, роль второстепенных персонажей, изобразительно-выразительные средства, использованные автором).
| Проблематика рассказа, отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика
| Различные виды чтения и пересказа. Развёрнутые ответы на вопросы. Характеристика героев. |
| |||
57.
| А. Т. Твардовский. Основные вехи биографии поэта. Тематика и проблематика творчества. Судьба страны в поэме «За далью – даль» (анализ отдельных глав). Россия на страницах поэмы. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав. | 1
| 17.04 | - знать основные вехи биографии поэта, - художественное своеобразие и проблематику его произведений - анализировать и оценивать изученное произведение как художественное целое ( замысел автора, тема, идея, жанр, композиция, сюжет, место и роль портрета, пейзажа, интерьера, роль второстепенных персонажей, изобразительно-выразительные средства, использованные автором) | Дорога и путешествие в эпосе Твардовского | Различные виды чтения, цитатный план Развёрнутые ответы на вопросы.
Устные выступления, презентации, выразительное чтение наизусть
|
| |||
58.
59-60.
61.
| В. Г. Распутин. Основные вехи биографии писателя. Биографическая основа повести «Уроки французского».
Повесть «Уроки французского» и её герои.
Нравственная проблематика произведения. Д/з Сочинение- рассуждение по повести В.Г. Распутина. | 1
2
1
| 21.04
24.04 28.04
05.05
| - знать основные вехи биографии писателя, - уметь воспроизвести содержание изученного произведения, дать оценку героям и событиям; - анализировать и оценивать произведение как художественное целое ( замысел автора, тема, идея, жанр, композиция, сюжет, место и роль портрета, пейзажа, интерьера, роль второстепенных персонажей, изобразительно-выразительные средства, использованные автором). Нравственная проблематика повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. | Развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе | Различные виды чтения и пересказа. Беседа, элементы диспута |
| |||
62. | Контрольная работа по литературе за курс 8 класса.
| 1
| 12.05 |
|
|
|
| |||
Из зарубежной литературы |
| |||||||||
63. | 1.У. Шекспир и его бессмертная трагедия «Ромео и Джульетта» .
2.. Роман М. Сервантеса «Дон Кихот» и его герои.
| 1
| 15.05
19.05 | - знать основные вехи биографии писателя, - уметь воспроизвести содержание изученного произведения, дать оценку героям и событиям; - анализировать и оценивать произведение как художественное целое ( замысел автора, тема, идея, жанр, композиция, сюжет, роль второстепенных персонажей, изобразительно-выразительные средства, использованные автором).
| Трагедия (основные признаки жанра) Роман, романный герой | Чтение, обсуждение, беседа Урок -диспут «Примиряющая сила – любовь или смерть?» Сообщения. Различные виды пересказа. Характеристика героев |
| |||
64. | Обобщающий урок «История и художественная литература» | 1 | 22.05 |
|
|
|
|
Учебно-методическое обеспечение рабочей программы:
Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. – 5-е изд., испр. и доп. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2013.
2. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В трёх частях. Автор-составитель Г. С. Меркин.
Москва, «Русское слово», 2013 год.
3. И.В.Золотарёва, Т.А.Крысова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: Вако, 2011.
4. О.А.Финтисова. Литература. 8 класс. Поурочные планы к учебнику Т.Ф.Курдюмовой.- Волгоград: Учитель, 2012.
5. Б.И.Турьянская, Е.В.Комиссарова, Л.Н.Гороховская, Е.А.Виноградова. Литература в 8 классе. Урок за уроком. – 2-е изд.
– М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2011.
Журнал «Эксперимент и инновация в школе». 2009-2016 гг.
Журнал «Практические советы учителю». РИЦ ИПК и ПРО. 2011-2016 гг.
Журнал «Педсовет». 2011-2016 гг.
«Учительская газета». ЗАО «Издательский дом «Учительская газета».
15. Литература. Методическая газета для учителей-словесников. Издательский дом «Первое сентября».
Материально-техническая база обеспечения
образовательного процесса
Экранно-звуковые пособия:
- видеоматериалы по курсу «Литература. 5-11 классы»
- демонстрационные материалы по курсу «Литература. 5-11 классы»
2. Технические средства обучения:
- проектор
- компьютерная техника
3. ЦОР:
- Интернет – ресурсы по различным темам курса
- презентации, составленные учащимися и педагогами
- «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и
Мефодия. 5-11 классы»
- электронные приложения к урокам на CD-дисках (литература, 6-10 классы)
4. Демонстрационный материал:
- «Теория литературы в таблицах», автор – Е.А.Зинина, изд-во «Дрофа»
- «Портреты русских писателей XIX века»
- «Портреты русских писателей XX века»
Результаты освоения учебного курса и система их оценки
Программа предусматривает овладение знаниями и умениями, которые формируют культурного, подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова читателя.
К концу 8 класса обучающиеся должны:
знать:
авторов и содержание изученных художественных произведений;
основные теоретические понятия, связанные с изучением исторических произведений (исторические
жанры, особенности решения проблемы времени на страницах художественного произведения и др.);
уметь:
определять связь литературного произведения со временем; понимать сложности соотношения времени изображенного, времени, когда создано произведение, и времени, когда оно прочитано;
использовать различные формы изучения художественных произведений исторической тематики: исторический комментарий, исторический документ, сопоставление изображения одних и тех же событий в произведениях разных жанров и в произведениях разных писателей;
определять авторскую позицию писателя;
создавать творческие работы, связанные со стилизацией текстов конкретной эпохи;
пользоваться различными справочными изданиями, в том числе и связанными с исторической тематикой;
— использовать различные виды искусства для комментирования произведений о конкретной эпохе и для сопоставления произведений разных искусств об одной эпохе.
Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе.
Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка сочинений.
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Отметка | Основные критерии отметки | |
Содержание и речь | Грамотность | |
«5» |
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. |
«4» |
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» |
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки. |
«2» |
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
3. Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.