лицея № 86 О.В. Большакова
кафедры М.Л. Романова
Рабочая программа разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений .5 – 11 кл./ Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой.- 3-е изд., перераб. и доп.. – М.: Дрофа,2001. Она составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе.
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. На этих уроках ученики:
Современный урок литературы – это урок с огромным познавательным и воспитательным потенциалом, урок, реализующий принципы научности, историзма в подходе к литературным явлениям и, конечно, ориентированный на развитие интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств учащихся, на формирование их мировоззрения, эстетического сознания, вкусов и потребностей.
В этом плане особую важность приобретает продуманность типологии и формы урока, т.к. от типа и формы зависит структура и методика урока. Но ни в дидактике, ни в частных методиках нет в настоящее время единой общепринятой классификации типов урока, и существует ряд принципиально различных подходов при обосновании типов уроков литературы.
В связи с тем, что в авторскую программу Курдюмовой включены произведения, не входящие в Стандарт, мы исключили их из списка изучаемых или заменили другими:
В 8 классе ученики особенно пристально рассматривают проблему времени на страницах произведения искусства слова, и как следствие воспроизведений исторических событий в литературе. Знания, полученные на уроках истории, опыт самостоятельного чтения дают возможность серьезного знакомства с произведениями исторической тематики. Такие произведения не только рассказывают о конкретных событиях, но раскрывают взаимосвязь судьбы человека с судьбой своего времени. Внимание к тому, что М.М. Бахтин назвал хронотопом, т.е. к пространству и времени на страницах художественного произведения в их взаимной соотнесенности, - уже своеобразная подготовка к курсу на историко-литературной основе. Понимание позиции автора, повествующего об исторических событиях, становится необходимым. Сложность связей литературы и времени демонстрируется практически каждым конкретным произведением, включенным в этот курс, начиная с былин и завершая историческими романами 20 века. Нужно особо отметить, как широко представлена лирика, отражающая яркость эмоционального отклика художественного слова на события прошлого. Именно в лирических произведениях, обращенных к истории, активно выявляется позиция автора
Номер | Тема | Теория литературы | Форма урока | Наизусть | Дата факт 8Б | Дата факт 8В | Дата факт 8Г |
ТЕМА 1 Литература и время. 2 часа | | |
1.1.1 | Литературный процесс как часть исторического процесса. История на страницах произведений различных жанров. Время на страницах исторических произведений Проблема личности и общества | Литература и история. | лекция | | | | |
2.1.2 | Жанровое разнообразие произведений исторической тематики. Исторические роман, повесть, рассказ; исторические пьесы, поэмы, песни; исторические мотивы в лирике. Х.К. Андерсен «Калоши счастья» как эпиграф к изучению исторической тематики. Понятие художественного образа. Отличие литературы от других видов искусства. | эпиграф | Комбинированный | | | | |
ТЕМА 2 История в устном народном творчестве 3 часа | | |
3.2.1 | Устное народное творчество как часть общей культуры народа, выражение в нем национальных черт характера. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Народное представление о героическом. Жанры исторической тематики в фольклоре. Сюжеты и герои исторических произведений фольклора Историческая песня. Герои и сюжеты фольклорных песен на исторические темы Художественные особенности песен исторической тематики. Историческая народная песня и её исполнители Чтение и комментирование народных исторических песен. | Песня как жанр Исторические сюжеты в народном толковании; использование народной песни в художественном произведении | Комбинированный | Наизусть 1 истор. песню «Пугачев в темнице» | | | |
4.2.2 | Сам.чт. 1 Лирические песни. Традиции фольклора в современных песнях. Современная эстрадная песня | | Урок- прктикум | Наизусть 2 лирическую песню | | | |
5.2.3 | Народная драма. Русская народная драма как значительное явление национальной культуры. От обряда к пьесе. Народная драма как органическая часть праздничного народного быта «Как француз Москву брал» - героико-романтическая драма. Особенности народной драмы. Драматический конфликт в исторической» народной пьесе. Герои пьесы. | Народная драма | Урок - спектакль | | | | |
ТЕМА 3 История на страницах произведений Древней Руси 4 часа | | |
6.3.1 | Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение). Историческая тема в произведениях древнерусской литературы. Особенности отражения исторического прошлого в литературе средних веков. Летопись «начальная летопись», «Повесть временных лет» Русская летопись как жанр исторического повествования. Отражение событий истории в летописях XI – XVII веков. Рассказ о смерти Олега в «Начальной летописи». «Повесть временных лет» как первый общерусский летописный свод. Источники повести. | Древнерусская литература и её жанры, летопись | Комбинированный | | | | |
7.3.2 | Русская воинская повесть «Повесть о разорении Рязани Батыем»: события и герои на страницах повести Жития святых как исторические повествование. Жития первых русских святых на страницах летописи. Популярность жанра жития в древнерусской литературе | Воинская повесть, житие, художественные особенности жанра жития | Комбинированный | | | | |
8.3.3 | «Сказание о житии А. Невского»: жизнь героя русской истории как канонизированного святого на страницах жития. Житие С. Радонежского. Б.К. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский» Элементы житийного жанра в авторском произведении XX века Рр. Пересказ по составленному плану | | Комбинированный | | | | |
9.3.4 | Р.Р. 1 Б. К. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский». Становление характера подвижника. Устное сочинение по картине Нестерова «Видение отроку Варфоломею» | | | | | | |
ТЕМА 4 История на страницах произведений эпохи Возрождения 1 час | | |
10.4.1 | Гуманистический пафос литературы Возрождения. М.де Сервантес Сааведра «Дон Кихот». Герой романа Дон Кихот и его оруженосец Санчо Панса. Пародия на рыцарский роман. Иллюзия и действительность. Дон Кихот как «вечный образ» | Рыцарский роман. Пародия. «Вечный образ» | Беседа | | | | |
ТЕМА 5 История на страницах произведений XVIII века 2 часа | | |
11.5.1 | Жанры исторических произведений: эпические и драматические. Историческая драма и исторический герой. Я. Б. Княжнин и его пьесы на сценах русского театра. Карамзин как автор исторического труда «История…»: отражение и оценка событий русской истории в научном и художественном творчестве Н. М. Карамзина | Жанры исторических произведений. Историческая драма, историческая повесть | лекция | | | | |
12.5.2 | Н.М. Карамзин «Марфа – посадница» Образы – антиподы: Иван III и Марфа Борецкая Художественный смысл финала повести историческая реальность. Позиция автора | | Практикум: анализ текста по эпизодам | | | | |
ТЕМА 6 Историческое прошлое на страницах литературы XIX века 42 часа | | |
13.6.1 | История в произведениях классики. Массовая литература на исторические темы. Патриотическое звучание произведений исторической тематики. Былины и их герои в произведениях XIX века. Былинные мотивы в разных видах художественного творчества. Герои и события в русской поэзии. А.К. Толстой «Илья Муромец», С. Д. Дрожжин «Песня Микулы Селяниновича»: идейное и художественное своеобразие произведений. | Повторение понятий былины, историческая тема в русской классике | Комбинированный | Наизусть3 отрывок из былины «Илья Муромец» А.К. Толстого | | | |
14.6.2 | Сам. чт..2 В.Скотт. «Айвенго» Вальтер Скотт как родоначальник исторического романа. Типы исторических романов. Изображение героев и изображение эпохи. Герой романтического исторического романа. Айвенго и леди Ровена. Ричард Львиное Сердце и Робин Гуд | Исторический роман | Беседа | | | | |
15.6.3 | . Исторические басни И.А. Крылова. («Волк на псарне») Историческое событие и жанр басни. Патриотический пафос басни. Кутузов и Наполеон в аллегорическом произведении. Мораль басни и её роль в реальных событиях Отечественной войны 1812 года | Басня на историческую тему | Беседа | Наизусть4 «Волк на псарне» | | | |
16.6.4 | Сам. чт. 3 Образ Пушкина в литературе. Внимание поэта к истории | | Урок - композиция | | | | |
17.6.5 | Творчество А. С. Пушкина Богатство исторической тематики в творчестве Пушкина. Сюжеты русской летописи в лирике поэта. | | Комбинированный | | | | |
18.6.6 | Сюжет «Песни …» и сюжет летописного эпизода Р.Р.2 Обучение составлению цитатного плана | | Практикум | | | | |
19.6.7 | Герой и его судьба: тема рока в балладе | развитие умений определять особенности баллады | Исследование | Наизусть 5 начало баллады | | | |
20.6.8 | Жанр поэмы в творчестве А.С. Пушкина . Историческая поэма «Полтава». Описание битвы и её главного героя. Образ Петра в поэме – образ вдохновителя победы | Углубление понятия – лиро-эпическое произведение | Комбинированный | Наизусть 6 отрывок из поэмы «Горит восток зарею новой» | | | |
21.6.9 | Р.Р.3 к..с 1 Сочинение по лиро-эпическому произведению Какими предстают герои лиро-эпических произведений А.С. Пушкина? | | | | | | |
22.6.10 | Пушкин «Анчар» как осмысление проблемы власти и деспотизма | Углубление понятия антитезы | Беседа | Наизусть 7 первую часть стихотворения | | | |
23.6.11 | Болдинская осень 1833 года. Работа над «Историей Пугачева» и повестью «Капитанская дочка».Исторические события и исторические герои на страницах повести | Историческая проза. Историческая повесть и исторический труд | Комбинированный | | | | |
24.6.12 | Становление характера Гринев : проблема чести и долга | эпиграф | Комбинированный | | | | |
25.6.13 | Вымышленные герои повести: Гринев и Швабрин: проблема чести и долга Портрет и пейзаж на страницах исторической прозы Роль эпиграфов в произведении | эпиграф | Практикум: сопоставление героев | | | | |
26.6.14 | Исторические события и исторические герои на страницах повести. Гринев и Пугачев. | | Комбинированный | Наизусть 8 отрывок из гл.2 «Буран» | | | |
27.6.15 | Пугачев как вождь народного восстания и как человек Пугачев в историческом труде и в художественном произведении | | Комбинированный | | | | |
28.6.16 | Сюжет исторической повести и её события. | Углубление понятий «историческая повесть и исторический труд», элементы сюжета, фабула | Комбинированный | | | | |
29.6.17 | Вымышленные герои повести: Гринев и Маша. Проблема морального выбора в повести | | Беседа | | | | |
30.6.18 | Название и идейный смысл повести. Отношение Пушкина к русскому бунту | Повторение понятий: тема и идея, автор в историческом произведении | Комбинированный | | | | |
31.6.19 | Сам. чт. 4 История создания повести. Нравственная проблематика повести. Образ Германа. Тема денег. Фантастика в повести. | Заголовок произведения | Комбинированный | | | | |
32.6.20 | Р.Р. 4 к.с. 2 Сочинение по творчеству А.С. Пушкина | | | | | | |
33.6.21 | Творчество М. Ю Лермонтова Лирика поэта на тему Родины | Повторение понятий : антитеза, эпитет | Комбинированный | Наизусть 9 ст. «Родина» | | | |
34.6.22 | Поэма М. Ю Лермонтова «Песня о …» Быт и нравы XVI века в поэме. Исторический сюжет и герои песни. Трагическое столкновение героев. | Углубление понятия – историческая поэма | Комментированное чтение | | | | |
35.6.23 | Герои «Песни…»: царь Иван Грозный, опричник Кирибеевич и купец Калашников. Нравственные проблемы песни, нравственная оценка событий автором | Автор в историческом произведении | Комментированное чтение | | | | |
36.6.24 | Проблематика «Песни…» и художественное своеобразие: связь с УНТ, романтическое изображение природы. «Песня…» как лиро эпическое произведение | Особенности лиро-эпических произведений. | Комбинированный | Наизусть 10 отрывок из поэмы «Как над Москвою заря алая подымалась» | | | |
37.6.25 | Р.Р. 5 Классное соч. 3 по творчеству М.Ю. Лермонтова | | | | | | |
38.6.26 | Творчество Н. В. Гоголя Н.В. Гоголь. Страницы биографии. Историческая основа и народно-поэтические истоки повести. XVI век Южной Руси в повести Гоголя. Степь как образ Родины. Мастерство Гоголя в изображении природы. Роль лирических отступлений | Историческая повесть | Лекция | | | | |
39.6.27 | Нравы и законы Запорожской Сечи. Сечь как прославление боевого товарищества, её нравы и обычаи | | Комбинированный | | | | |
40.6.28 | Гоголь – мастер батальных сцен. Битва под Дубно. Образ Андрия, его предательство и смерть. | | Комбинированный | | | | |
41.6.29 | Образ Остапа на страницах повести, его героическая смерть | | Комментированное чтение | | | | |
42.6.30 | Тарас Бульба как народный героический характер. Патриотический пафос произведения, авторское отношение к героям | Патриотический пафос произведения | Комбинированный | Отрывок 11 из речи о товариществе «Что есть наше товарищество?» | | | |
43.6.31 | Сам. чт. 5 Цикл «Миргород». «Повесть о том, как поссорился…» Тема «маленького человека» и ее развитие. | Авторское отношение | Урок – практикум анализа эпизода | | | | |
44.6.32 | Р.Р.6 Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Н.В. Гоголя | | | | | | |
45.6.33 | Сам.чт. 6 11 Многообразие проблематики и художественных исканий в литературе ХХ в. Сатира и юмор, реальное и фантастическое. (по произведениям зарубежной литературы 19 – 20 века) П. Мериме «Маттео Фальконе»: проблема нравственного выбора | | Комбинированный | | | | |
46.6.34 | Сам.чт.7 Авантюрно-исторические романы А.Дюма-отца и авантюрно-детективные истории Э. По. Увлекательность сюжетов и яркость характеров. | Авантюрно-исторический роман | Комбинированный | | | | |
47.6.35 | Творчество А.К. Толстого А.К. Толстой. Слово о писателе. Увлечение писателя родной историей и судьбами исторических героев. «В. Шибанов». Подлинные исторические лица баллады. В. Шибанов как нравственный идеал автора | Исторический роман | Комментированное чтение | | | | |
48.6.36 | Роман «Князь Серебряный». Эпоха и её воспроизведение в романе Сюжет романа. Романтический взгляд на историю | Заголовок романа | Комбинированный | | | | |
49.6.37 | Герои романа. Образ жестокого и коварного властителя И. Грозного. Исторические лица на страницах романа: Б. Годунов, Малюта и т.д. | | Комментированное чтение | | | | |
50.6.38 | Вымышленные герои романа и их роль: князь Серебряный, Иван Кольцо, Митька. Художественные особенности романа. Роль фольклорных произведений в романе Позиция автора | Связь исторического романа с фольклором | Комбинированный | | | | |
51.6.39 | Л.Н. Толстой – художник, мыслитель, человек. «После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. Герои и их судьбы. Иван Васильевич как герой - рассказчик. Контраст как основа рассказа. Образ Вареньки. Полковник на балу | Контраст как прием композиции | Комментированное чтение | | | | |
52.6.40 | Сцена истязания солдата, роль красочных и звуковых образов при его создании. Время и пространство в рассказе. Полковник после бала. Роль случая в жизни и судьбе человека. Художественное мастерство. Человек в ситуации нравственного выбора. | | Комбинированный | | | | |
53.6.41 | Р.Р.7 Две разные картины жизни общества (Устная сравнительная характеристика) | | Практикум | | | | |
54.6.42 | Сам. чт.8 «Посмертные записки старца Федора Кузмича» как раздумье Льва Толстого о судьбе человека | | Комбинированный | | Наизусть инд., к уроку | | |
ТЕМА 7 Историческое прошлое в русской лирике XIX века. 1 час | | |
55.7.1 | Пафос и лирическое чувство в стих. В.А. Жуковского»Воспоминания», «Песня», А.С.П. «Воспоминание», «Стансы», Д. Давыдова «Бородинское поле», И.И. Козлов «Вечерний звон», Ф.Н.Глинка «Москав», А.Апухтин «Солдатская песня о Севастополе» Влияние поворотных событий русской истории (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права) на русскую литературу. Общественный и гуманистический пафос русской литературы XIX в. | История в лирике. | Урок - композиция | | | | |
ТЕМА 8 Интерьер и пейзаж в историческом повествовании 1 час | | |
56.8.1 | Р.р.8 Интерьер и пейзаж в историческом повествовании, их место в воссоздании эпохи. Быт и нравы эпохи на страницах исторического повествования. Сюжет и интерьер | Письменный ответ | | | | | |
ТЕМА 9 Историческое прошлое в литературе XX века 6 часов | | |
57.9.1 | История на страницах художественной литературы XIX века. Прочность традиций, поиски новых форм. Былины и их герои на страницах поэзии XX века( И.А. Бунин «на распутье», «Святогор», К.Д. Бальмонт «»Живая вода», Е Винокуров «богатырь»…) | Былины в лирике XX века | Практикум | | | | |
58.9.2 | Сам.чт. 8 Своеобразное видение истории А.М. Горьким. «Песня о Соколе»: столкновение двух жизненных позиций. | | Комбинированный | Наизусть 12 отрывок из «Песни о Соколе» - «Безумству храбрых..» | | | |
59.9.3 | Р.Р.9 Обучение выразительному чтению прозаического отрывка | | Практикум | | | | |
60.9.4 | Исторические романы и повести Тынянова «Восковая персона» - повесть о судьбе Петра Великого и его наследия. Герои и сюжет повести «Подпоручик Киже» - осуждение нелепостей воинской службы при Павле I Язык и стиль, помогающий воссоздать картины русской природы. | Язык и стиль исторического повествования | Комбинированный | | | | |
61.9.5 | М. Алданов «Чертов мост», «Святая Елена, маленький остров». Исторические романы и повести Марка Алданова. Родная история и история Европы в произведениях авторов русского зарубежья. Неразрывность связи времен как главная тема творчества М. Алданова. | Циклы исторических романов (тетралогия, трилогия) | Комбинированный | | | | |
62.9.6 | Б. Васильев «Утоли моя печали». Изображение ходынской трагедии в романе. Различные пути развития России в представлении главных героев Судьба героини романа. Смысл заглавия романа | Исторический роман и его название | Комментированное чтение глав | | | | |
ТЕМА 10 Тема ВОв в русской литературе 2 часа | | |
63.10.1 | Сам.чт.9 ВОв в русской лирике. (Сурков, Окуджава, Исаковский, Высоцкий) | | Композиция | Наизусть 13, 14 два стихотворения названных авторов | | | |
64.10.2 | Тема ВОв в послевоенной драматургии. Л.М. Леонов Сюжет пьесы, композиция пьесы «Золотая карета» Судьбы героев пьесы и их идеалы. Нравственные проблемы в пьесе | Символика названия пьесы | Комбинированный | | | | |
ТЕМА 11 История на страницах поэзии XX века. 4 часа | | |
65.11.1 | Традиционное внимание поэтов к родной истории и её событиям. Тема прошлого как одна из главных тем лирики поэтов XX столетия. ( Брюсов «тени прошлого», «Век за веком», Гумилев «Старина», Цветаева «Домики старой Москвы», «Генералам двенадцатого года», Кедрин «Зодчие») | | Композиция | Наизусть 15 | | | |
66.11.2 | Сам.чт.10 Произведения Гаршина. Анализ рассказа «Четыре дня» | | Комбинированный | | | | |
67.11.3 | Сам. чт 11 Особенности произведений В.Г. Короленко «Огоньки», «Парадокс» | | Комбинированный | | | | |
68.11.4 | Сам.чт.. 13 К.Г. Паустовский «Телеграмма» Забота о дальних и любовь к ближним в рассказе «Телеграмма» Итоги. Рекомендации к самостоятельному чтению | | | | | | |