СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 8 класса к учебнику Курдюмовой Т. Ф.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для 8 класса к учебнику Курдюмовой Т. Ф.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 8 класса к учебнику Курдюмовой Т. Ф.»

Утверждено

приказом №_____

от «____»______________ 2013____


Директор МОУ

лицея № 86 О.В. Большакова

Рассмотрена на заседании кафедры

Протокол №

от «___» ___________ 2013___


Руководитель

кафедры М.Л. Романова










Рабочая программа учебного курса литературы в 8 классе


Учитель Быкова Светлана Алексеевна








2013


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений .5 – 11 кл./ Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой.- 3-е изд., перераб. и доп.. – М.: Дрофа,2001. Она составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе.

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. На этих уроках ученики:

  • Формируют представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

  • Осознает своеобразие и богатство литературы как искусства;

  • Осваивают теоретические понятия, которые способствуют боле глубокому постижению конкретных художественных произведений;

  • Овладевают знаниями и умениями аналитического характера и теми, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика;

  • Использует различные формы общения с искусством слова для совершенствования собственной устой и письменной речи.


Методы и формы обучения

Современный урок литературы – это урок с огромным познавательным и воспитательным потенциалом, урок, реализующий принципы научности, историзма в подходе к литературным явлениям и, конечно, ориентированный на развитие интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств учащихся, на формирование их мировоззрения, эстетического сознания, вкусов и потребностей.

В этом плане особую важность приобретает продуманность типологии и формы урока, т.к. от типа и формы зависит структура и методика урока. Но ни в дидактике, ни в частных методиках нет в настоящее время единой общепринятой классификации типов урока, и существует ряд принципиально различных подходов при обосновании типов уроков литературы.



Изменения, внесенные в Рабочую программу по сравнению с авторской после сравнения со Стандартом

В связи с тем, что в авторскую программу Курдюмовой включены произведения, не входящие в Стандарт, мы исключили их из списка изучаемых или заменили другими:

    • Нами не изучаются произведение М.Н. Загоскина «Юрий Милославский, или русские в 1862 году», т.к. этого произведения нет в Стандарте, его трудно найти

    • Мы не изучаем произведение С. Цвейга «Невозвратимое мгновение», т.к. его нет в Стандарте

    • Мы сократили количество имен поэтов XIX и XX веков, т.к. изучение их творчества не входит в Стандарт, а программа получается перегруженной: Г.В. Иванов, З.Гиппиус, М.Кузмин

    • Мы включили изучение новеллы П. Мериме «Маттео Фальконе», т.к. имя П.Мериме звучит в Стандарте

    • В качестве сам.чт. мы включили по требованию Стандарта изучение произведений народов России: произведения М.Джалиля, Р. Гамзатова в уроки по теме «ВОв в литературе»

    • В качестве сам. чт. мы включили по требованию Стандарта изучение рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма»

    • В качестве самостоятельного чтения мы включили в Рабочую программу знакомство с произведениями Гаршина «Четыре дня» и Короленко «Огоньки», «Парадокс», т.к. знакомство с творчеством данных авторов предусмотрено Стандартом.

    • На уроках самостоятельного чтения мы читаем рассказ Д.Лондона «Любовь к жизни», т.к. знакомство с творчеством этого автора предусмотрено Стандартом


В 8 классе ученики особенно пристально рассматривают проблему времени на страницах произведения искусства слова, и как следствие воспроизведений исторических событий в литературе. Знания, полученные на уроках истории, опыт самостоятельного чтения дают возможность серьезного знакомства с произведениями исторической тематики. Такие произведения не только рассказывают о конкретных событиях, но раскрывают взаимосвязь судьбы человека с судьбой своего времени. Внимание к тому, что М.М. Бахтин назвал хронотопом, т.е. к пространству и времени на страницах художественного произведения в их взаимной соотнесенности, - уже своеобразная подготовка к курсу на историко-литературной основе. Понимание позиции автора, повествующего об исторических событиях, становится необходимым. Сложность связей литературы и времени демонстрируется практически каждым конкретным произведением, включенным в этот курс, начиная с былин и завершая историческими романами 20 века. Нужно особо отметить, как широко представлена лирика, отражающая яркость эмоционального отклика художественного слова на события прошлого. Именно в лирических произведениях, обращенных к истории, активно выявляется позиция автора



ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
ОСВОЕНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  • Выразительное чтение.

  • Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.

  • Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

  • Анализ и интерпретация произведений.

  • Составление планов и написание отзывов о произведениях.

  • Написание изложений с элементами сочинения.

  • Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

  • Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.



Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 34 недели)


Пособия для учителя


  1. Егорова. Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5–9 классы. – М.:ВАКО, 2004. – 224с. – (В помощь школьному учителю).

  2. Курдюмова Т.Ф. и др. Литература. 8 кл. Методические рекомендации.

  3. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработкипо литературе: 8 класс. – М.:ВАКО, 2012. – 512с.

  4. Черных О.Г. Практикум по литературе: 8 класс. – М.: ВАКО, 2010. – 192с.

  5. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы: Метод. Пособие. – М.:Дрофа, 1997.-176с.

  6. Нестеренко О.В. Литература. Тематические тесты: от текста к смыслу. 8-й класс. Учебное пособие под редакцией Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2012. – 96с.

  7. Литература: Сборник нормативно-методических документов, необходимых учителю при изучении курса «Литература» в общеобразовательной школе / Составители: Березкина Т.А., Болдырева Е.М., к.ф.н., доцент ЯГПУ им.К.Д. Ушинского, Дороднова Н.С., методист ГЦРО г. Ярославль, Косилова Н.А., методист ИОЦ г. Рыбинск, специалисты ГУ ЯО ЦОиККО Михонова Н.А, Петрова В.И. и Рыжова Н.П., Смирнова А.Н., к.п.н., проректор ИРО, Чижова И.Н., методист ИРО, Соловьёва М.А., методист по литературе кафедры гуманитарных дисциплин ЯИРО. Ярославль, 2008.

  8. Медведев В.П. Изучение лирики в школе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1985. – 208 с.

  9. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Литература» в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области

  10. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах/ М.И. Мещерякова. – М.: Айрис-Пресс, 2009.

  11. Примерные программы основного общего образования. Литература для образовательных учреждений с русским языком обучения. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/03-1-o.doc

  12. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. Литература. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/fkgs/09.doc


Список произведений, предлагаемых для заучивания наизусть

8 класс



  1. «Как француз Москву брал» (инсценирование).

  2. «Сказание о житии Александра Невского» (художественный пересказ отрывка)

  3. А.К. Толстой. «Илья Муромец», «Правда», «Курган» (по выбору учащихся).

  4. И.А. Крылов. «Волк на псарне».

  5. А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» (отрывок)

  6. А.С. Пушкин. «Анчар»

  7. А.С. Пушкин. Поэма «Полтава» (отрывок).

  8. А.С. Пушкин. «Капитанская дочка» (калмыцкая сказка)

  9. М.Ю. Лермонтов. «Родина».

  10. М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого купца Калашникова и удалого опричника Кирибеевича» (отрывок).

  11. Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба» (речь Тараса о товариществе).

  12. Л.Н. Толстой. «После бала» (отрывок).

  13. В.А. Жуковский. «Воспоминание», «Песня»; А.С. Пушкин. «Воспоминание», «Стансы»; Д.И. Давыдов. «Бородинское поле»; И.И. Козлов. «Вечерний звон»; Ф.Н. Глинка. «Москва»; А.Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе» – 1 произведение по выбору учащихся.

  14. И.А. Бунин. «На распутье», «Святогор», «Святогор и Илья»; К.Д. Бальмонт. «Живая вода»; Е.М. Винокуров. «Богатырь» – 1 произведение по выбору учащихся.

  15. В.Я. Брюсов. «Тени прошлого», «Век за веком»; З.Н. Гиппиус. «14 декабря»; Н.С. Гумилев. «Старина», «Прапамять»; М.А. Кузмин. «Летний сад»; М. И. Цветаева. «Домики старой Москвы», «Генералам двенадцатого года»; Г.В. Иванов. «Есть в литографиях старинных мастеров…»; Д.Б. Кедров «Зодчие» – 1 произведение по выбору учащихся.










Тематическое планирование

Темы

По рабочей программе

теория



р/р


сам. чт

№ контр. раб.

Всего

  1. Литература и время

2




2

  1. История в устном народном творчестве

2


1


3

  1. История на страницах произведений Древней Руси

3

1


к/с

4

  1. История на страницах произведений эпохи Возрождения

1




1

  1. История на страницах произведений 18 века

2




2

  1. Историческое прошлое в литературе 19 века

31

6

5

к/с -4; д/с-1

42

  1. Историческое прошлое в лирике поэтов 19 века

1




1

  1. Интерьер и пейзаж в историческом повествовании, их место в воссоздании эпохи


1



1

  1. Историческое прошлое в литературе 20 века

4

1

1


6

  1. Великая Отечественная война в литературе

1


1


2

  1. История на страницах поэзии 20 века

1


3


4







  1. Итого

48

9

11


68




































Номер

Тема

Теория литературы

Форма урока

Наизусть

Дата факт

Дата факт

Дата факт

ТЕМА 1 Литература и время. 2 часа



1.1.1

Литературный процесс как часть исторического процесса. История на страницах произведений различных жанров. Время на страницах исторических произведений Проблема личности и общества

Литература и история.

лекция





2.1.2

Жанровое разнообразие произведений исторической тематики. Исторические роман, повесть, рассказ; исторические пьесы, поэмы, песни; исторические мотивы в лирике. Х.К. Андерсен «Калоши счастья» как эпиграф к изучению исторической тематики.

Понятие художественного образа. Отличие литературы от других видов искусства.

эпиграф

Комбинированный





ТЕМА 2 История в устном народном творчестве 3 часа



3.2.1

Устное народное творчество как часть общей культуры народа, выражение в нем национальных черт характера. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Народное представление о героическом.

Жанры исторической тематики в фольклоре. Сюжеты и герои исторических произведений фольклора

Историческая песня. Герои и сюжеты фольклорных песен на исторические темы Художественные особенности песен исторической тематики. Историческая народная песня и её исполнители Чтение и комментирование народных исторических песен.

Песня как жанр

Исторические сюжеты в народном толковании; использование народной песни в художественном произведении

Комбинированный

Наизусть 1 истор. песню «Пугачев в темнице»




4.2.2

Сам.чт. 1 Лирические песни. Традиции фольклора в современных песнях. Современная эстрадная песня


Урок- прктикум

Наизусть 2 лирическую песню




5.2.3

Народная драма. Русская народная драма как значительное явление национальной культуры. От обряда к пьесе. Народная драма как органическая часть праздничного народного быта

«Как француз Москву брал» - героико-романтическая драма. Особенности народной драмы. Драматический конфликт в исторической» народной пьесе. Герои пьесы.

Народная драма

Урок - спектакль





ТЕМА 3 История на страницах произведений Древней Руси 4 часа



6.3.1

Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).

Историческая тема в произведениях древнерусской литературы. Особенности отражения исторического прошлого в литературе средних веков.

Летопись «начальная летопись», «Повесть временных лет» Русская летопись как жанр исторического повествования. Отражение событий истории в летописях XI – XVII веков. Рассказ о смерти Олега в «Начальной летописи». «Повесть временных лет» как первый общерусский летописный свод. Источники повести.

Древнерусская литература и её жанры, летопись

Комбинированный





7.3.2

Русская воинская повесть «Повесть о разорении Рязани Батыем»: события и герои на страницах повести

Жития святых как исторические повествование. Жития первых русских святых на страницах летописи. Популярность жанра жития в древнерусской литературе

Воинская повесть, житие, художественные особенности жанра жития

Комбинированный





8.3.3

«Сказание о житии А. Невского»: жизнь героя русской истории как канонизированного святого на страницах жития.

Житие С. Радонежского.

Б.К. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский» Элементы житийного жанра в авторском произведении XX века

Рр. Пересказ по составленному плану


Комбинированный





9.3.4

Р.Р. 1 Б. К. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский». Становление характера подвижника. Устное сочинение по картине Нестерова «Видение отроку Варфоломею»







ТЕМА 4 История на страницах произведений эпохи Возрождения 1 час



10.4.1

Гуманистический пафос литературы Возрождения.

М.де Сервантес Сааведра «Дон Кихот». Герой романа Дон Кихот и его оруженосец Санчо Панса. Пародия на рыцарский роман. Иллюзия и действительность. Дон Кихот как «вечный образ»

Рыцарский роман. Пародия. «Вечный образ»

Беседа





ТЕМА 5 История на страницах произведений XVIII века 2 часа



11.5.1

Жанры исторических произведений: эпические и драматические. Историческая драма и исторический герой.

Я. Б. Княжнин и его пьесы на сценах русского театра.

Карамзин как автор исторического труда «История…»: отражение и оценка событий русской истории в научном и художественном творчестве Н. М. Карамзина

Жанры исторических произведений. Историческая драма, историческая повесть

лекция





12.5.2

Н.М. Карамзин «Марфа – посадница»

Образы – антиподы: Иван III и Марфа Борецкая Художественный смысл финала повести историческая реальность. Позиция автора


Практикум: анализ текста по эпизодам





ТЕМА 6 Историческое прошлое на страницах литературы XIX века 42 часа



13.6.1

История в произведениях классики. Массовая литература на исторические темы. Патриотическое звучание произведений исторической тематики.

Былины и их герои в произведениях XIX века. Былинные мотивы в разных видах художественного творчества. Герои и события в русской поэзии. А.К. Толстой «Илья Муромец», С. Д. Дрожжин «Песня Микулы Селяниновича»: идейное и художественное своеобразие произведений.

Повторение понятий былины, историческая тема в русской классике

Комбинированный

Наизусть3 отрывок из былины «Илья Муромец» А.К. Толстого




14.6.2

Сам. чт..2 В.Скотт. «Айвенго» Вальтер Скотт как родоначальник исторического романа. Типы исторических романов. Изображение героев и изображение эпохи. Герой романтического исторического романа. Айвенго и леди Ровена. Ричард Львиное Сердце и Робин Гуд

Исторический роман

Беседа





15.6.3

. Исторические басни И.А. Крылова. («Волк на псарне»)

Историческое событие и жанр басни. Патриотический пафос басни. Кутузов и Наполеон в аллегорическом произведении. Мораль басни и её роль в реальных событиях Отечественной войны 1812 года

Басня на историческую тему

Беседа

Наизусть4 «Волк на псарне»




16.6.4

Сам. чт. 3 Образ Пушкина в литературе. Внимание поэта к истории


Урок - композиция





17.6.5

Творчество А. С. Пушкина

Богатство исторической тематики в творчестве Пушкина. Сюжеты русской летописи в лирике поэта.


Комбинированный





18.6.6

Сюжет «Песни …» и сюжет летописного эпизода

Р.Р.2 Обучение составлению цитатного плана



Практикум





19.6.7

Герой и его судьба: тема рока в балладе

развитие умений определять особенности баллады

Исследование

Наизусть 5 начало баллады




20.6.8

Жанр поэмы в творчестве А.С. Пушкина . Историческая поэма «Полтава». Описание битвы и её главного героя. Образ Петра в поэме – образ вдохновителя победы

Углубление понятия – лиро-эпическое произведение

Комбинированный

Наизусть 6 отрывок из поэмы «Горит восток зарею новой»




21.6.9

Р.Р.3 к..с 1 Сочинение по лиро-эпическому произведению

Какими предстают герои лиро-эпических произведений А.С. Пушкина?







22.6.10

Пушкин «Анчар» как осмысление проблемы власти и деспотизма

Углубление понятия антитезы

Беседа

Наизусть 7 первую часть стихотворения




23.6.11

Болдинская осень 1833 года. Работа над «Историей Пугачева» и повестью «Капитанская дочка».Исторические события и исторические герои на страницах повести

Историческая проза. Историческая повесть и исторический труд

Комбинированный





24.6.12

Становление характера Гринев : проблема чести и долга


эпиграф

Комбинированный





25.6.13

Вымышленные герои повести: Гринев и Швабрин: проблема чести и долга

Портрет и пейзаж на страницах исторической прозы

Роль эпиграфов в произведении

эпиграф

Практикум: сопоставление героев





26.6.14

Исторические события и исторические герои на страницах повести. Гринев и Пугачев.


Комбинированный

Наизусть 8 отрывок из гл.2 «Буран»




27.6.15

Пугачев как вождь народного восстания и как человек

Пугачев в историческом труде и в художественном произведении


Комбинированный





28.6.16

Сюжет исторической повести и её события.

Углубление понятий «историческая повесть и исторический труд», элементы сюжета, фабула

Комбинированный





29.6.17

Вымышленные герои повести: Гринев и Маша. Проблема морального выбора в повести


Беседа





30.6.18

Название и идейный смысл повести.

Отношение Пушкина к русскому бунту

Повторение понятий: тема и идея, автор в историческом произведении

Комбинированный





31.6.19

Сам. чт. 4 История создания повести. Нравственная проблематика повести. Образ Германа. Тема денег. Фантастика в повести.

Заголовок произведения

Комбинированный





32.6.20

Р.Р. 4 к.с. 2 Сочинение по творчеству А.С. Пушкина







33.6.21

Творчество М. Ю Лермонтова

Лирика поэта на тему Родины

Повторение понятий : антитеза, эпитет

Комбинированный

Наизусть 9 ст. «Родина»




34.6.22

Поэма М. Ю Лермонтова «Песня о …»

Быт и нравы XVI века в поэме. Исторический сюжет и герои песни. Трагическое столкновение героев.

Углубление понятия – историческая поэма

Комментированное чтение





35.6.23

Герои «Песни…»: царь Иван Грозный, опричник Кирибеевич и купец Калашников. Нравственные проблемы песни, нравственная оценка событий автором

Автор в историческом произведении

Комментированное чтение





36.6.24

Проблематика «Песни…» и художественное своеобразие:

связь с УНТ, романтическое изображение природы. «Песня…» как лиро эпическое произведение


Особенности лиро-эпических произведений.

Комбинированный

Наизусть 10 отрывок из поэмы «Как над Москвою заря алая подымалась»




37.6.25

Р.Р. 5 Классное соч. 3 по творчеству М.Ю. Лермонтова







38.6.26

Творчество Н. В. Гоголя

Н.В. Гоголь. Страницы биографии.

Историческая основа и народно-поэтические истоки повести. XVI век Южной Руси в повести Гоголя. Степь как образ Родины. Мастерство Гоголя в изображении природы. Роль лирических отступлений

Историческая повесть

Лекция





39.6.27

Нравы и законы Запорожской Сечи. Сечь как прославление боевого товарищества, её нравы и обычаи


Комбинированный





40.6.28

Гоголь – мастер батальных сцен. Битва под Дубно.

Образ Андрия, его предательство и смерть.


Комбинированный





41.6.29

Образ Остапа на страницах повести, его героическая смерть


Комментированное чтение





42.6.30

Тарас Бульба как народный героический характер.

Патриотический пафос произведения, авторское отношение к героям

Патриотический пафос произведения

Комбинированный

Отрывок 11 из речи о товариществе «Что есть наше товарищество?»




43.6.31

Сам. чт. 5 Цикл «Миргород». «Повесть о том, как поссорился…» Тема «маленького человека» и ее развитие.

Авторское отношение

Урок – практикум анализа эпизода





44.6.32

Р.Р.6 Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Н.В. Гоголя







45.6.33

Сам.чт. 6 11 Многообразие проблематики и художественных исканий в литературе ХХ в. Сатира и юмор, реальное и фантастическое. (по произведениям зарубежной литературы 19 – 20 века)

П. Мериме «Маттео Фальконе»: проблема нравственного выбора


Комбинированный





46.6.34

Сам.чт.7 Авантюрно-исторические романы А.Дюма-отца и авантюрно-детективные истории

Э. По. Увлекательность сюжетов и яркость характеров.

Авантюрно-исторический роман

Комбинированный





47.6.35

Творчество А.К. Толстого

А.К. Толстой. Слово о писателе. Увлечение писателя родной историей и судьбами исторических героев. «В. Шибанов». Подлинные исторические лица баллады. В. Шибанов как нравственный идеал автора

Исторический роман

Комментированное чтение





48.6.36

Роман «Князь Серебряный». Эпоха и её воспроизведение в романе Сюжет романа. Романтический взгляд на историю

Заголовок романа

Комбинированный





49.6.37

Герои романа. Образ жестокого и коварного властителя И. Грозного. Исторические лица на страницах романа: Б. Годунов, Малюта и т.д.


Комментированное чтение





50.6.38

Вымышленные герои романа и их роль: князь Серебряный, Иван Кольцо, Митька. Художественные особенности романа. Роль фольклорных произведений в романе Позиция автора

Связь исторического романа с фольклором

Комбинированный





51.6.39

Л.Н. Толстой – художник, мыслитель, человек.

«После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. Герои и их судьбы. Иван Васильевич как герой - рассказчик.

Контраст как основа рассказа. Образ Вареньки. Полковник на балу

Контраст как прием композиции

Комментированное чтение





52.6.40

Сцена истязания солдата, роль красочных и звуковых образов при его создании. Время и пространство в рассказе. Полковник после бала. Роль случая в жизни и судьбе человека. Художественное мастерство. Человек в ситуации нравственного выбора.


Комбинированный





53.6.41

Р.Р.7 Две разные картины жизни общества (Устная сравнительная характеристика)



Практикум





54.6.42

Сам. чт.8 «Посмертные записки старца Федора Кузмича» как раздумье Льва Толстого о судьбе человека


Комбинированный


Наизусть инд., к уроку



ТЕМА 7 Историческое прошлое в русской лирике XIX века. 1 час



55.7.1

Пафос и лирическое чувство в стих. В.А. Жуковского»Воспоминания», «Песня», А.С.П. «Воспоминание», «Стансы», Д. Давыдова «Бородинское поле», И.И. Козлов «Вечерний звон», Ф.Н.Глинка «Москав», А.Апухтин «Солдатская песня о Севастополе» Влияние поворотных событий русской истории (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права) на русскую литературу. Общественный и гуманистический пафос русской литературы XIX в.

История в лирике.

Урок - композиция





ТЕМА 8 Интерьер и пейзаж в историческом повествовании 1 час



56.8.1

Р.р.8 Интерьер и пейзаж в историческом повествовании, их место в воссоздании эпохи. Быт и нравы эпохи на страницах исторического повествования. Сюжет и интерьер

Письменный ответ






ТЕМА 9 Историческое прошлое в литературе XX века 6 часов



57.9.1

История на страницах художественной литературы XIX века. Прочность традиций, поиски новых форм. Былины и их герои на страницах поэзии XX века( И.А. Бунин «на распутье», «Святогор», К.Д. Бальмонт «»Живая вода», Е Винокуров «богатырь»…)

Былины в лирике XX века

Практикум





58.9.2

Сам.чт. 8 Своеобразное видение истории А.М. Горьким. «Песня о Соколе»: столкновение двух жизненных позиций.


Комбинированный

Наизусть 12 отрывок из «Песни о Соколе» - «Безумству храбрых..»




59.9.3

Р.Р.9 Обучение выразительному чтению прозаического отрывка


Практикум





60.9.4

Исторические романы и повести Тынянова

«Восковая персона» - повесть о судьбе Петра Великого и его наследия. Герои и сюжет повести

«Подпоручик Киже» - осуждение нелепостей воинской службы при Павле I Язык и стиль, помогающий воссоздать картины русской природы.

Язык и стиль исторического повествования

Комбинированный





61.9.5

М. Алданов «Чертов мост», «Святая Елена, маленький остров». Исторические романы и повести Марка Алданова. Родная история и история Европы в произведениях авторов русского зарубежья. Неразрывность связи времен как главная тема творчества М. Алданова.

Циклы исторических романов (тетралогия, трилогия)

Комбинированный





62.9.6

Б. Васильев «Утоли моя печали».

Изображение ходынской трагедии в романе. Различные пути развития России в представлении главных героев Судьба героини романа. Смысл заглавия романа

Исторический роман и его название

Комментированное чтение глав





ТЕМА 10 Тема ВОв в русской литературе 2 часа



63.10.1

Сам.чт.9 ВОв в русской лирике. (Сурков, Окуджава, Исаковский, Высоцкий)


Композиция

Наизусть 13, 14 два стихотворения названных авторов




64.10.2

Тема ВОв в послевоенной драматургии. Л.М. Леонов Сюжет пьесы, композиция пьесы «Золотая карета»

Судьбы героев пьесы и их идеалы. Нравственные проблемы в пьесе

Символика названия пьесы

Комбинированный





ТЕМА 11 История на страницах поэзии XX века. 4 часа



65.11.1

Традиционное внимание поэтов к родной истории и её событиям. Тема прошлого как одна из главных тем лирики поэтов XX столетия. ( Брюсов «тени прошлого», «Век за веком», Гумилев «Старина», Цветаева «Домики старой Москвы», «Генералам двенадцатого года», Кедрин «Зодчие»)


Композиция

Наизусть 15




66.11.2

Сам.чт.10 Произведения Гаршина. Анализ рассказа «Четыре дня»


Комбинированный





67.11.3

Сам. чт 11 Особенности произведений

В.Г. Короленко «Огоньки», «Парадокс»


Комбинированный





68.11.4

Сам.чт.. 13 К.Г. Паустовский «Телеграмма»

Забота о дальних и любовь к ближним в рассказе «Телеграмма» Итоги. Рекомендации к самостоятельному чтению