СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по литературе для 9 класса по новым требованиям.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных школ под редакцией Г.С. Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева (Москва, «Русское слово», 2011г.), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
В основу программы положен Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по литературе, где особое внимание уделено необходимости формирования у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.
формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;
осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;
формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
В основе содержания и структуры данной программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности.
Под литературным образованием понимается освоение литературы как искусства слова. Литературное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности.
Курс имеет концентрический на хронологической основе вариант построения, когда, начиная уже с 5 класса, ученики изучают вершинные произведения классической литературы и литературы 20 века, соответствующие их возрасту и уровню читательских интересов.
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
В центре курса 9 класс – подведение итогов работы по литературе в 5-8 классах и усвоение основ историко-литературного процесса в русской культуре. В 9 классе введены разделы, включающие произведения от древнерусской литературы до второй половины 20 века. Программа выстроена по аналогии с курсами 5-8 классов и предполагает изучение избранных произведений русской литературы (от «Слова о полку Игореве» до прозы А.И.Солженицына) на историко-литературной основе с включением монографических и обзорных разделов.
Место учебного предмета в учебном плане
Данная рабочая программа рассчитана на 97 часов (3 часа в неделю) с учётом праздничных дней.
В программу включен казачий компонент, так как школа имеет статус «казачья» ( приказ № 155 от 17.10.2013 ).
Казачий компонент в курсе литературы в 9 класс
№ п/п | Тема | Дата проведения |
1. | Донские былины | 12.09 |
2. | Пушкин о Доне | 14.10 |
3. | Пушкин в Новочеркасске | 19.10 |
4. | Лермонтов о Доне | 02.12 |
5. | Чехов о Донском крае | 22.02 |
6. | Заочная экскурсия по шолоховским местам | 07.04 |
Содержание учебного предмета
Введение
Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох, связь русской литературы с мировой культурой. Ведущие темы и мотивы русской классики (с обобщением изученного в основной школе). Основные литературные направления XVIII—XIX и XX веков.
Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, «сквозные » темы и мотивы.
Развитие речи: оформление тезисов, обобщение читательского опыта.
Из древнерусской литературы
Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи. Человек и природа в художественном мире поэмы, ее стилистические особенности. Проблема авторства «Слова...». Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.
Опорные понятия: слово как жанр древнерусской литературы, рефрен, психологический параллелизм.
Развитие речи: устное сообщение, сочинение.
Внутрипредметные связи: «Слово...» и традиции былинного эпоса.
Межпредметные связи: художественные и музыкальные интерпретации «Слова...».
Из литературы XVIII века
Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии. Самобытный характер русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии. Значение творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина для последующего развития русского поэтического слова.
Расцвет отечественной драматургии (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин).
Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия...». Своеобразие художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт классицизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями).
Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в совершенствовании русского литературного языка.
Опорные понятия: теория «трех штилей», классицизм и сентиментализм как литературные направления.
Развитие речи: чтение наизусть, доклады и рефераты.
Внутрипредметные связи: традиции западноевропейского классицизма в русской литературе XVIII века.
Межпредметные связи: классицизм в живописи и архитектуре.
Литература первой половины XIX века
Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века.
Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме.
Опорные понятия: романтизм как литературное направление, романтическая элегия, баллада.
Развитие речи: различные виды чтения, конкурсное чтение наизусть, самостоятельный комментарий к поэтическому тексту.
Внутрипредметные связи: романтизм в русской и западноевропейской поэзии.
Межпредметные связи: романтизм в живописи и музыке.
А.С. ГРИБОЕДОВ
Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. Идеалы и антиидеалы Чацкого. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия. Чацкий и Молчалин. Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У. Шекспира и Ж.Б. Мольера). Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»).
Опорные понятия: трагикомедия, вольный стих, двуединый конфликт, монолог.
Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на спектакль.
Внутрипредметные связи: черты классицизма и романтизма в «Горе от ума».
Межпредметные связи: музыкальные произведения А.С. Грибоедова, сценическая история комедии «Горе от ума».
А.С. ПУШКИН
Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Темы, мотивы и жанровое многообразие его лирики (тема поэта и поэзии, лирика любви и дружбы, тема природы, вольнолюбивая лирика и др.): «К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Арион», «Пророк», «Анчар», «Поэт», «Во глубине сибирских руд...», «Осень», «Стансы», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Романтическая поэма «Кавказский пленник», ее художественное своеобразие и проблематика. Реализм «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика). Нравственно-философское звучание пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров. Важнейшие этапы эволюции Пушкина-художника; христианские мотивы в творчестве писателя. «Чувства добрые» как центральный лейтмотив пушкинской поэтики, критерий оценки литературных и жизненных явлений.
«Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах. Автор и его герой в образной системе романа. Тема онегинской хандры и ее преломление в «собранье пестрых глав». Онегин и Ленский. Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. Картины жизни русского дворянства в романе. Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина». В.Г. Белинский о романе.
Опорные понятия: романтическая поэма, реализм, пародия, роман в стихах, онегинская строфа, лирическое отступление.
Развитие речи: чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, цитатный план, письменный анализ стихотворения, сочинения различных жанров.
Внутрипредметные связи: творчество А.С. Пушкина и поэзия Дж.Г. Байрона; образы В.А. Жуковского в пушкинской лирике; литературные реминисценции в «Евгении Онегине».
Межпредметные связи: графические и музыкальные интерпретации произведений А.С. Пушкина.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской лирики (назначение художника, свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения, патриотическая тема и др.): «Нет, я не Байрон...», «Я жить хочу...», «Смерть Поэта», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «И скучно и грустно», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Дума», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Родина».
«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе. Своеобразие композиции и образной системы романа. Автор и его герой. Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки. Печорин в ряду других персонажей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа. Мастерство психологической обрисовки характеров. «История души человеческой » как главный объект повествования в романе. В.Г. Белинский о романе.
Опорные понятия: байронический герой, философский роман, психологический портрет, образ рассказчика.
Развитие речи: различные виды чтения, письменный сопоставительный анализ стихотворений, сочинение в жанре эссе и литературно-критической статьи.
Внутрипредметные связи: Пушкин и Лермонтов: два «Пророка»; «байронизм» в лермонтовской лирике; Онегин и Печорин как два представителя «лишних» людей.
Межпредметные связи: живописные, графические и музыкальные интерпретации произведений М.Ю. Лермонтова. «Герой нашего времени» в театре и кино.
Н.В. ГОГОЛЬ
Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника. Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы. Сюжетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ» («городские» и «помещичьи» главы, «Повесть о капитане Копейкине»). Народная тема в поэме. Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме. Фигура автора и роль лирических отступлений. Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.
Опорные понятия: поэма в прозе, образ-символ, вставная повесть.
Развитие речи: пересказ с элементами цитирования, сочинение сопоставительного характера.
Внутрипредметные связи: Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин: история сюжета «Мертвых душ»; образ скупца в поэме Н.В. Гоголя и мировой литературе.
Межпредметные связи: поэма «Мертвые души» в иллюстрациях художников (А. Агин, П. Боклевский, Кукрыниксы).
Литература второй половины XIX века (Обзор с обобщением ранее изученного)
Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840—1890-х годов. Расцвет социально-психологической прозы (произведения И.А. Гончарова и И.С. Тургенева). Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города»).
Лирическая ситуация 50—80-х годов XIX века (поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета).
Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского национального театра.
Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как два типа художественного сознания.
Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа веков. Нравственные и философские уроки русской классики XIX столетия.
Из литературы XX века (Обзор с обобщением ранее изученного)
Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький, И. Бунин, Л. Куприн).
Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака).
Своеобразие отечественного романа первой половины XX века (проза М. Шолохова, А. Толстого, М. Булгакова).
Литературный процесс 50—80-х годов (проза В. Распутина, В. Астафьева, В. Шукшина, А. Солженицына, поэзия
Е. Евтушенко, Н. Рубцова, Б. Окуджавы, В. Высоцкого). Новейшая русская проза и поэзия 80—90-х годов (произведения В. Астафьева, В. Распутина и др.). Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.
Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, поэтическое течение, традиции и новаторство.
Межпредметные связи: музыка, живопись, кино в контексте литературной эпохи.
Для заучивания наизусть
М.В. Ломоносов. Одно из стихотворений (по выбору). Г.Р. Державин. Одно из стихотворений (по выбору). К.Н. Батюшков. Одно из стихотворений (по выбору). В.А. Жуковский. Одно из стихотворений (по выбору). А.С. Грибоедов. «Горе от ума » (отрывок по выбору). А.С. Пушкин. 3—5 стихотворений (по выбору). М.Ю. Лермонтов. 3—5 стихотворений (по выбору).
Для домашнего чтения
Из литературы первой половины XIX века А.С. Пушкин. «К портрету Жуковского», «Вольность», «Сожженное письмо», «Если жизнь тебя обманет...», «Ты и вы», «Цветок», «Поэт», «Бахчисарайский фонтан». М.Ю. Лермонтов. «Поцелуями прежде считал...», «Нищий», «Я не хочу, чтоб свет узнал...», «Расстались мы...», «Есть речи...», «Предсказание», «Молитва». Н.В. Гоголь. «Женитьба», «Портрет».
Тематическое планирование курса литературы в 9 классе
№ п/п | Раздел программы | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности Ученик должен уметь: |
1. | Введение. Литература и история. Литературные направления. | 1 ч. | - подготовить связный устный рассказ на определённую тему - пересказывать материал учебника - работать с дополнительной литературой |
2. | Из древнерусской литературы | 4 ч. | - воспринимать и анализировать художественный текст; - выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного; - определять род и жанр литературного произведения; - выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; - характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; - давать характеристику героев; - выражать свое отношение к прочитанному; - выразительно читать тексты литературоведческого содержания, соблюдая нормы литературного произношения, смысловые акценты и паузы; - владеть различными видами пересказа; - работать в группе - подготовить связный устный рассказ на определённую тему - пересказывать материал учебника - работать с дополнительной литературой |
3. | Из литературы 18 века | 3 ч. | - воспринимать и анализировать художественный текст; - выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного; - определять род и жанр литературного произведения; - выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; - давать характеристику героев; - сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; - выявлять авторскую позицию; - выражать свое отношение к прочитанному; - выразительно читать тексты литературоведческого содержания, соблюдая нормы литературного произношения, смысловые акценты и паузы; - владеть различными видами пересказа; - работать в группе - подготовить связный устный рассказ на определённую тему - пересказывать материал учебника - работать с дополнительной литературой |
4. | Из литературы 19 века
| 59 ч. | - воспринимать и анализировать художественный текст; - выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного; - определять род и жанр литературного произведения; - выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; - давать характеристику героев; - сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; - выявлять авторскую позицию; - выражать свое отношение к прочитанному; - выразительно читать (в том числе наизусть) произведения (фрагменты) разных родов литературы и жанров, соблюдая нормы литературного произношения, смысловые акценты и паузы; - владеть различными видами пересказа; - строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением, писать сочинения по литературному произведению; - участвовать в диалоге и дискуссии по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою; - писать отзывы о прочитанных произведениях; |
5. | Из литературы 20 века | 27 ч. | |
6. | Из зарубежной литературы | 2 ч. | - воспринимать и анализировать художественный текст; - определять род и жанр литературного произведения; - выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; - давать характеристику героев; |
7. | Заключение. Итоги года. | 1 ч. | - высказывать свое мнение по поднимаемым вопросам, аргументировать его; - вести дискуссию |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения урока | Тип урока, форма проведения | Требования к уровню подготовки | Вид контроля |
1. | Введение. Литература и история. Литературные направления, школы, движения. Периодизация литературного процесса | 1 | 02.09 | Комбинированный, лекция и беседа | Знать: историко-литературный процесс, литературная ситуация, литературное направление
| План, конспект, устные ответы |
Из древнерусской литературы (4 час) | ||||||
2. | Художественно-литературные памятники Древней Руси. «Слово о полку Игореве»: история написания, публикации, проблематика и сюжет. | 1
| 05.09 | Обобщение и повторение изученного ранее. Лекция, сообщения, беседа | З: тематику и жанровое разнообразие древнерусских произведений; историю памятника литературы, проблематику и сюжет; У: определять художественные особенности, проблемы произведений, определять систему построения произведения | Сообщения, беседа, устные ответы |
3. | Система образов в «Слове…». | 1 | 07.09 | Анализ текста, аналитическая беседа | З: систему образов. У: определять роль образов-персонажей, образа-пейзажа, образов животных | Устные ответы по тексту |
4. | Центральная идея, значение «Слова…» в истории русской культуры. |
1 | 09.09 | Аналитическая беседа | З: центральную идею произведения. У: определять проблематику, роль художественных средств | Ответы-обобщения, чтение наизусть |
5. | Р/р 1. Подготовка к сочинению по «Слову о полку Игореве». К.К. Донские былины | 1 | 12.09 | Творческая работа | Уметь писать сочинение по изученному произведению, подбирать аргументы, высказывать своё мнение | Проверка сочинений |
Из литературы 18 века (3 часа) | ||||||
6. | Характеристика русской литературы 18 века. Эпоха Просвещения, классицизм, сентиментализм.
| 1
| 14.09 | Повторение и обобщение ранее изученного. | З: основные особенности развития литературы в России в 18 веке У: определять основные особенности литературных направлений 18 века в России. | План, конспект, устные сообщения, |
7-8. | Поэты и писатели эпохи Просвещения.
| 2
| 16.09 19.09 | Урок-семинар | Работа в группах по темам: - М.В.Ломоносов и его вклад в развитие русской литературы, оды Ломоносова; - Г.Р.Державин. Тема поэта и власти в стихотворениях «Властителям и судиям», «Памятник»; - Д.И. Фонвизин и его комедия «Недоросль»; - Н.М.Карамзин и новая эстетическая реальность его повести «Бедная Лиза». | Устные ответы, сообщения, самостоятельная работа по группам, выразительное чтение, чтение наизусть, характеристика героев |
Из литературы 19 века | ||||||
9. | Особенности русского романтизма начала 19 века. Романтизм В. А. Жуковского. Элегия «Море». Стихотворение «Невыразимое». Баллада «Светлана». | 1 | 21.09 | Обобщение ранее изученного. Углубление темы. Лекция, беседа | З: особенности русского романтизма начала 19 века, особенности жанра элегии и баллады. У: определять идейно-художественные особенности романтических произведений, определять роль художественных средств в поэтическом произведении | Устные сообщения, ответы, выразительное чтение, анализ поэтического текста. |
10. | А. С. Грибоедов – писатель, государственный деятель, дипломат. Основные вехи биографии писателя. | 1
| 23.09 | Изучение нового материала. | З: основные события из жизни писателя, его мировоззрение. У: записать конспект лекции учителя. | Конспект лекции |
11. | Комедия «Горе от ума». Творческая история произведения. Группировка образов. |
1 | 26.09 | Лекция с элементами беседы | З: творческую историю комедии, замысел писателя | Пересказ статьи учебника |
12. | Анализ действия 1. Фамусов и «фамусовское» общество. |
1 | 28.09 | Аналитическое чтение | З: содержание первого действия. У: определять художественное время, группировку образов, делать обобщения | Викторина по содержанию 1 действия. Анализ прочитанного текста. |
13. | «Век нынешний и век минувший». Нравственный конфликт комедии. Анализ действия 2. |
1 | 30.09 | Аналитическое чтение | З: содержание второго действия, У: определять группировку образов, делать выводы | Выразительное чтение. Характеристики героев. |
14. | Кульминация конфликта в 3 действии комедии. | 1 | 03.10 | Анализ действия. Групповая работа | З: содержание 3 действия. У: определять суть конфликта | Чтение наизусть. Анализ текста. |
15. | Трагедия Чацкого. Анализ действия 4. | 1 | 05.10 | Анализ действия | З: содержание 4 действия. У: определять суть трагедии героя | Викторина по содержанию комедии. |
16. | Комедия «Горе от ума» в русской критике. Современные дискуссии о комедии. Мастерство Грибоедова. |
1 | 07.10 | Комбинированный. | З: отзыв Гончарова о комедии. У: выделять главное в критической статье, высказывать своё мнение. | Анализ критической статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний» |
17. | Р/р 2. Классное сочинение по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». | 1
| 10.10 | Контроль знаний | У: анализировать и обобщать, высказывать своё мнение | Творческая работа |
18. | А. С. Пушкин. Творческая биография поэта, темы и мотивы лирики, её жанровое многообразие |
1 | 12.10 | Комбинированный. | З: основные этапы творческой биографии, У: определять мотивы, проблематику произведений | Сообщения, презентации, рефераты |
19. | Свободолюбивая лирика Пушкина. К.К.2. Пушкин о Доне. | 1 | 14.10 | Комбинированный. | З: тематику и проблематику свободолюбивой лирики. У: определять идейно-художественные особенности произведений | Чтение наизусть, анализ стихотворений |
20. | Тема любви и дружбы в лирике А. С. Пушкина. | 1 | 17.10 | Комбинированный. Чтение наизусть, анализ стихотворений | З: особенности любовной лирики Пушкина. У: определять основную мысль, роль выразительных средств | Чтение наизусть, анализ стихотворений |
21. | Южные поэмы А.С.Пушкина. Поэма «Цыганы». К.К.3. Пушкин в Новочеркасске | 1 | 19.10 | Комбинированный | З: историю создания поэм, основную идею. У: определять черты романтизма в произведении | Анализ поэтического текста. |
22. | Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. | 1 | 21.10 | Исследование. Групповая работа. | З: отношение Пушкина к роли поэта в обществе. У: определять идейно-художественные особенности произведений | Чтение наизусть, анализ стихотворений |
23-24. | Переход к реализму. «Повести Белкина». | 2 | 24.10 26.10 | Исследование. Групповая работа. | З: содержание повестей, нравственно-философское звучание пушкинской прозы. У: определять идейно-художественные особенности, делать выводы, обобщения | Викторина по содержанию. Анализ прозаического текста. |
25. | Творческая история романа «Евгений Онегин». Композиция, проблематика. Система образов романа. Онегинская строфа. | 1 | 28.10 | Комбинированный | З: творческую историю романа, особенности композиции, проблематику. У: определять связь произведения со временем написания | Пересказ материала учебника. |
|
|
| 2 четверть |
|
|
|
26. | День Онегина. Анализ 1 главы. | 1 | 09.11 | Аналитическая беседа | З: содержание главы, У: делать выводы и обобщения | Анализ поэтического текста. |
27. | Жизнь в деревне. Онегин и Ленский. Татьяна и Ольга. Анализ 2 главы. | 1 | 11.11 | Исследование. Групповая работа | З: содержание главы. У: сопоставлять, делать выводы | Викторина по содержанию. Анализ поэтического текста. |
28. | Письмо Татьяны. Анализ 4 и 5 глав. Картины природы, их роль в произведении. Исповедь Онегина.
| 1 | 14.11 | Аналитическая беседа. Комбинированный. | З: систему образов романа, содержание глав У: сопоставлять, обобщать, определять роль лирических отступлений | Анализ поэтического текста. |
29. | Анализ глав 6 и 7. Трагическая гибель Ленского. Образы дворянства. | 1 | 16.11 | Аналитическая беседа, выразительное чтение | З: содержание глав, художественные особенности. У: сопоставлять, делать обобщения | Анализ поэтического текста. |
30. | Образ столичного дворянства. Татьяна и Онегин в 8 главе. |
1 | 18.11 | Аналитическая беседа, выразительное чтение | З: содержание главы, художественные особенности. У: сопоставлять, делать обобщения | Анализ поэтического текста. |
31. | Образ автора в романе. Роль лирических отступлений. |
1 | 21.11 | Исследование. Устные ответы по группам | З: образ автора в романе. У: определять роль лирических отступлений | Анализ поэтического текста. |
32. | В. Г. Белинский о романе. Художественные открытия в «Евгении Онегине».
| 1 | 23.11 | Исследование. Групповая работа | З: отзывы критика о романе. У: определять художественные открытия Пушкина | Анализ критических статей В.Г.Белинского. |
33. | Р/р 3. Подготовка к сочинению по творчеству А. С. Пушкина. | 1 | 25.11 | Контроль знаний | У: написать сочинение на заданные темы | Творческая работа |
34. | М. Ю. Лермонтов. Творческая биография поэта. Мотивы вольности и гордого одиночества в лирике. | 1 | 28.11 | Комбинированный. Лекция, беседа, сообщения, презентация | З: основные этапы творческой биографии поэта, У: определять тематику и проблематику стихотворений
| Сообщения, презентации, рефераты |
35. | Лермонтов и Пушкин. «Смерть поэта» | 1 | 30.11 | Анализ стихотворения | З: историю написания произведения. У: определять особенности композиции, роль изобразительных средств | Чтение наизусть, анализ стихотворения |
36. | Тема Родины, поэта и поэзии в лирике Лермонтова. К.К.4. Лермонтов о Доне. |
1 | 02.12 | Комбинированный. Анализ стихотворений | З: стихотворения по теме. У: определять идейно-художественные особенности | Чтение наизусть, анализ стихотворений |
37. | Любовная лирика М. Ю. Лермонтова. | 1 | 05.12 | Исследование | З: стихотворения поэта по теме. У: определять идейно-художественные особенности | Чтение наизусть, анализ стихотворений |
38. | Тема молодого поколения в лирике М. Ю. Лермонтова. Р/р 4. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова
| 1 | 07.12 | Исследование. Групповая работа. | З: стихотворения по теме, уметь определять идейно-художественные особенности У: самостоятельно провести идейно-художественный анализ стихотворения | Чтение наизусть, анализ стихотворения
Творческая работа |
39. | Роман «Герой нашего времени». История создания, сюжет, фабула, композиция, проблематика. | 1 | 09.12 | Комбинированный | З: сюжет, фабулу, композицию. У: определять роль особенностей композиции романа | Конспект лекции |
40. | «Бэла», «Максим Максимыч». Характер и личность Печорина, самоирония и трезвый самоанализ. | 1 | 12.12 | Аналитическая беседа по тексту | З: содержание глав. У: делать выводы и обобщения | Викторина по содержанию. Анализ прозаического текста. |
41. | Анализ главы «Тамань». | 1 | 14.12 | Аналитическая работа. Обучение анализу текста. | У: определять идейно-художественные особенности художественного текста | Анализ прозаического текста. |
42-43. | «Княжна «Мери». Основные образы и конфликты. Печорин и Грушницкий. | 2 | 16.12 19.12
| Исследование. Групповая работа. | З: содержание главы. У: определять основной конфликт, роль действующих лиц, сопоставлять и делать обобщения | Викторина по содержанию. Анализ прозаического текста. |
44. | Идейно-композиционное значение главы «Фаталист». | 1 | 21.12 | Аналитическая беседа | З: содержание главы. У: делать обобщения | Анализ прозаического текста. |
45. | Белинский о романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Р/р 5. Подготовка к домашнему сочинению по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». | 1 | 23.12 | Комбинированный
Контроль знаний | З: отзывы критика о романе, У: обобщать, делать выводы
Уметь самостоятельно писать сочинение на заданную тему | Анализ критической статьи В.Г.Белинского
Творческая работа. |
46. | К/р № 1. Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова | 1 | 26.12 | Контроль знаний | З: изученные произведения и особенности творчества писателей. У: анализировать произведения, давать оценку героям и событиям | Ответы на вопросы, анализ произведений |
47. | Н. В. Гоголь. Творческая биография писателя. | 1 | 28.12 | Комбинированный. Лекция с элементами беседы. Обзор ранее изученного. | З: основные этапы творчества, особенности мировоззрения. У: определять связь позиции писателя со временем | Конспект лекции, рефераты, доклады. |
48. | Поэма «Мёртвые души»: история создания, особенности сюжета, система образов. | 1 | 30.12 | Комбинированный. Лекция, беседа. | З: историю создания поэмы, У: определять особенности сюжета, системы образов | Конспект лекции |
|
|
| 3 четверть |
|
|
|
49, 50,51. | Образы помещиков в поэме. Деталь как средство создания образов. | 3 | 13.01 16.01 18.01
| Исследование. Групповая работа. Аналитическая беседа | З: содержание глав, У: определять роль деталей в создании характера персонажа
| Викторина по содержанию. Анализ прозаического текста. Заполнение схемы. |
52-53. | Чичиков – новый тип героя в поэме | 2 | 20.01 23.01 | Исследование. Групповая работа | З: замысел писателя, роль образа Чичикова. У: делать выводы, обобщения | Анализ прозаического текста. |
54. | Народ в поэме. Роль лирических отступлений. Р/р 6. Подготовка к домашнему сочинению по поэме «Мёртвые души»
| 1 | 25.01 | Аналитическая беседа | З: роль лирических отступлений. У: определять позицию автора |
|
55. | Ф. И. Тютчев – поэт «чистого» искусства. Лирика размышлений и философская лирика Тютчева. | 1 | 27.01 | Исследование. Групповая работа | З: основные факты биографии поэта, темы, мотивы, особенности лирики. У: определять художественное своеобразие лирики Тютчева. | Чтение наизусть. Анализ поэтических текстов. |
56. | Лирика любви, природа и человек в поэзии А.А.Фета. | 1 | 30.01 | Исследование. Групповая работа | З: основные факты биографии поэта, особенности его лирики, У: определять художественное своеобразие стихотворений | Чтение наизусть. Анализ поэтических текстов. |
57. | А.Н.Островский. Творческая биография драматурга. Особенности конфликта в пьесе «Свои люди – сочтёмся!» | 1 | 01.02 | Лекция с элементами беседы | З: основные факты биографии драматурга, особенности его творчества, определение понятий «конфликт», «ремарка», «комедия». У: определять художественное своеобразие драматического произведения. | Викторина по содержанию пьесы |
58. | Идейно-художественное своеобразие комедии А.Н.Островского «Свои люди – сочтёмся!» | 1 | 03.02 | Лекция с элементами беседы | З: содержание пьесы У: анализировать проблематику, давать характеристики персонажам | Анализ драматического произведения |
59. | Н. А. Некрасов. Творческая биография поэта. Тематика и проблематика лирики. | 1 | 06.02 | Комбинированный | З: основные факты биографии Некрасова. У: определять тему, проблему стихотворений | Сообщения, доклады. |
60. | Отражение гражданской позиции и взглядов революционной демократии в стихотворении Н.А.Некрасова «Памяти Добролюбова».
| 1 | 08.02 | Комбинированный | З: гражданскую позицию поэта. У: определять идейно-художественное своеобразие стихотворения | Чтение наизусть. Анализ поэтического текста. |
61. | Ф. М. Достоевский. Основные вехи биографии писателя. Роман «Бедные люди». |
1 | 10.02 | Лекция | З: основные вехи биографии писателя. У: определять тему и проблематику романа. | Конспект |
62. | Материальное и духовное в романе, характеристика образов, позиция писателя. Развитие темы «маленького человека». |
1 | 13.02 | Аналитическая беседа | З: содержание романа, систему образов. У: определять позицию писателя, развитие темы «маленького человека» | Анализ прозаического текста. |
63. | Идейно-художественное своеобразие повести Ф.М.Достоевского «Белые ночи». | 1 | 15.02 | Аналитическая беседа | З: содержание повести, систему образов. У: определять позицию писателя, давать характеристику персонажам | Анализ прозаического текста. |
64. | Л. Н. Толстой. Основные вехи биографии писателя. Нравственные идеалы, мечты и реальность в автобиографической повести «Юность».
|
1 | 17.02 | Комбинированный | З: основные факты биографии писателя, содержание повести, проблематику. У: определять авторский замысел, способы его воплощения, определять основные приёмы создания образов | Анализ прозаического текста. |
65. | Идейно-художественное своеобразие повести Л.Н.Толстого «Хаджи-Мурат». | 1 | 20.02 | Аналитическая беседа | З: содержание повести У: анализировать прозаическое произведение, находить идейно-художественные особенности | Анализ прозаического текста. |
66. | Идейно-художественное своеобразие рассказов А.П.Чехова К.К.5. Чехов и Донской край. | 1 | 22.02 |
| З: основные вехи биографии писателя, содержание рассказов, проблематику. У: определять своеобразие прозы, делать выводы, обобщения | Анализ прозаического текста. |
67.
| Контрольное тестирование по литературе 19 века. | 1
| 27.02 | Контроль знаний | Уметь работать с тестами | Самостоятельная работа. |
Из литературы 20 века | ||||||
68. | Своеобразие литературного процесса 1-й четверти 20 века: реализм, авангардизм, модернизм. | 1 | 01.03 | Лекция с элементами беседы | З: основные особенности развития литературы начала века. У: определять литературные направления | Конспект |
69. | Идейно-художественное своеобразие рассказов И.А.Бунина «Косцы», «Танька». | 1 | 03.03 | Семинар | З: основные вехи биографии писателя, содержание рассказов, проблематику. У: определять своеобразие прозы, делать выводы, обобщения | Анализ прозаического текста. |
70. | М. Горький. Основные вехи биографии. Люди «дна» и проблема человека и человеческого в рассказе «Челкаш». |
1 | 06.03 | Комбинированный | З: основные вехи биографии писателя, содержание рассказа, его проблематику. У: определять своеобразие его ранней прозы, делать выводы, обобщения | Анализ прозаического текста. |
71. | М. Горький. Идейно-художественное своеобразие «Песни о Буревестнике». |
1 | 10.03 | Комбинированный | З: основные особенности романтизма Горького. У: определять художественные особенности произведения | Анализ прозаического текста. |
Из поэзии Серебряного века | ||||||
72. | Своеобразие поэзии А. Блока. | 1 | 13.03 | Комбинированный | З: основные особенности символизма, поэзии Блока. У: определять идейно-художественное своеобразие стихотворений | Анализ поэтических текстов. |
73. | Поэзия С. А. Есенина. | 1 | 15.03 | Комбинированный | З: основные особенности поэзии Есенина, тематику его произведений. У: определять художественное своеобразие стихотворений | Анализ поэтических текстов. |
74. | Своеобразие лирики А. А. Ахматовой.
| 1 | 17.03 | Комбинированный | З: основные особенности лирики Ахматовой. У: определять роль детали, художественные особенности
| Анализ поэтических текстов. |
75. | Лирика М. Цветаевой. | 1 | 20.03 | Комбинированный | З: основные особенности лирики Цветаевой. У: определять художественные особенности стихотворений
| Анализ поэтических текстов. |
76. | Своеобразие художественной манеры и лирики В.В.Маяковского | 1 | 22.03 | Комбинированный | З: основные особенности лирики В.В.Маяковского У: определять художественные особенности его стихотворений | Анализ поэтических текстов. |
|
|
| 4 четверть |
|
|
|
77. | М. А. Булгаков. Основные вехи биографии. Повесть «Собачье сердце». Проблематика произведения. |
1 | 03.04 | Лекция с элементами беседы. | З: основные факты из биографии писателя, содержание повести. У: сопоставлять время, изображённое в произведении, с историей страны. | Конспект |
78. | Основные образы повести «Собачье сердце». Пафос произведения и авторская позиция. |
1 | 05.04 | Аналитическая беседа | З: понятие «нарицательный персонаж». У: определять позицию автора и способы её выражения. | Анализ прозаического текста. |
79. | М. А. Шолохов. Основные вехи биографии. Русский характер в изображении Шолохова. К.К.6. Заочная экскурсия по шолоховским местам. | 1 | 07.04 | Лекция. Устные сообщения. | З: основные вехи биографии писателя, отношение к родному краю, принципы изображения русского характера | Устные выступления, презентации |
80. | Рассказ «Судьба человека»: образы, роль сюжета и композиции в создании художественной идеи. |
1 | 10.04 | Аналитическая беседа | З: содержание рассказа, основные образы и способы их создания. У: определять способы создания художественной идеи произведения | Анализ прозаического текста |
81. | Нравственные проблемы рассказа. Связь с очерком «Наука ненависти». |
1 | 12.04 | Исследование. Групповая работа. | З: нравственные проблемы рассказа. У: сопоставлять, делать выводы | Анализ прозаического текста |
82. | В. В. Быков. Очерк жизни и творчества. Тема войны в творчестве В. Быкова. |
1 | 14.04 | Комбинированный | З: основные факты из биографии писателя, творчества | Устные выступления, презентации |
83. | Повесть «Альпийская баллада». Проблематика повести. Любовь и война. Образы Ивана и Джулии. |
1 | 17.04 | Аналитическая беседа | З: содержание повести, проблематику. У: характеризовать героев произведения | Анализ прозаического текста |
84. | А. Т. Твардовский. Обзор жизни и творчества поэта. Военная тема в лирике Твардовского. |
1 | 19.04 | Комбинированный | З: основные сведения о поэте, изученные ранее произведения. У: рассказать о поэте и его творчестве | Устные выступления, презентации, анализ поэтических текстов |
85. | А. И. Солженицын. Основные вехи биографии писателя. Творческая история рассказа «Матрёнин двор». | 1 | 21.04
| Комбинированный | З: основные факты из биографии писателя, историю создания рассказа | Конспект лекции |
86-87. | Образы Матрёны и рассказчика, реалии и обобщение. Традиции Некрасова в рассказе. | 2 | 24.04 26.04
| Аналитическая беседа | З: содержание рассказа, основные образы, способы их создания. У: определять авторскую позицию, делать выводы и обобщения | Анализ прозаического текста |
88-89. | Идейно-художественное своеобразие рассказа В.П.Астафьева «Царь-рыба». | 2 | 28.04 03.05
| Комбинированный | З: содержание рассказа, основные образы, способы их создания. У: определять авторскую позицию, делать выводы и обобщения | Анализ прозаического текста |
90-91. | Идейно-художественное своеобразие повести В.Г.Распутина «Деньги для Марии».
| 2 | 05.05 10.05 | Комбинированный | З: содержание повести, основные образы, способы их создания. У: определять авторскую позицию, делать выводы и обобщения | Анализ прозаического текста |
92. | Авторская песня. Своеобразие авторской песни как нового явления в русской поэзии 20 века. Военная тема в поэзии Б. Окуджавы.
| 1 | 12.05 | Комбинированный | З: особенности авторской песни, судьбы авторов, основные особенности творчества Б. Окуджавы. У: определять мотивы, тематику песен.
| Конспект лекции, анализ поэтических текстов |
93. | Основные темы и мотивы творчества В. Высоцкого. | 1 | 15.05 | Комбинированный. Сообщения, чтение, прослушивание песен | З: основные темы и мотивы творчества Высоцкого. У: определять особенности творчества поэта. | анализ поэтических текстов |
94. | Контрольная работа по теме «Русская литература 20 века».
| 1 | 17.05 | Контроль знаний | Знать и понимать содержание изученных произведений, основные факты жизни и творческого пути писателей; | Ответы на вопросы |
Из зарубежной литературы | ||||||
95-96. | Урок-семинар «Шедевры зарубежной литературы»: 1.У. Шекспир и его трагедия «Гамлет»: сюжет, проблематика и основной конфликт произведения. 2.Ж. Б. Мольер и его комедия «Мнимый больной». Группировка образов в комедии. 3.И. В. Гёте и его трагедия «Фауст».
| 2
| 19.05 22.05
| Комбинированный. | 1.Знать: понятие о трагедии, основные особенности эпохи Возрождения в Англии; проблематику трагедии, историю создания; уметь рассказать о творчестве Шекспира, характеризовать героев . 2.З: основные особенности эпохи Просвещения во Франции, сведения о драматурге, тематику комедий Мольера особенности построения комедии, цели драматурга; У: определять группировку образов. 3. З: особенности немецкого Просвещения, основные этапы творчества Гёте. У: определять особенности творчества поэтов-просветителей | Презентации, беседа, выступления с докладами |
97. | Урок-диспут «Литература и современность» | 1 | 24.05 | Диспут |
|
|
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. Москва, «Русское слово», 2011 г.
С. А. Зинин, В. А. Сахаров, В. А. Чалмаев. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. 7-е издание. Москва, «Русское слово», 2012 год.
И. В. Золотарёва, Н. В. Егорова. Универсальные поурочные разработки по литературе. 9 класс. Москва «Вако», 2012 год.
С. В. Тураев, Д. Л. Чавчанидзе. Изучение зарубежной литературы в школе. Пособие для учителя. Москва «Просвещение». 2014 год.
Литература. Методическая газета для учителей словесности. Издательский дом «Первое сентября».
Журнал «Эксперимент и инновация в школе».
Журнал «Практические советы учителю». РИЦИПК и ПРО.
Журнал «Педсовет».
Материально-техническая база обеспечения
образовательного процесса
Экранно-звуковые пособия:
- видеоматериалы по курсу «Литература. 5-11 классы»
- демонстрационные материалы по курсу «Литература. 5-11 классы»
2. Технические средства обучения:
- проектор
- компьютерная техника
3. ЦОР:
- Интернет – ресурсы по различным темам курса
- презентации, составленные учащимися и педагогами
- «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и
Мефодия. 5-11 классы»
- электронные приложения к урокам на CD-дисках (литература, 6-10 классы)
- электронное приложение к газете «Литература». Lit.1september. ru
4. Демонстрационный материал:
- «Теория литературы в таблицах», автор – Е.А.Зинина, изд-во «Дрофа»
- «Портреты русских писателей XIX века»
- «Портреты русских писателей XX века»
Результаты освоения курса
Основные виды деятельности по освоению литературных произведений:
- умение правильно и бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений;
- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
- знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;
- сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- заучивание наизусть стихотворных текстов;
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- анализ и интерпретация произведений;
- составление планов и написание отзывов о произведении;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.
-умение определять принадлежность произведения к одном из литературных родов (эпос, лирика, драма, к одном их жанров или жанровых образований (эпические или драматические тексты);
- умение обосновывать свое суждение, давать характеристик героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
- уметь выявлять роль героев в раскрытии содержания прочитанного произведения;
- умение составлять простой и сложный план изучаемого произведения;
- умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
- умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы ;
- умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях
-умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
- умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника.
Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе.
Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка сочинений.
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Отметка | Основные критерии отметки | |
Содержание и речь | Грамотность | |
«5» |
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. |
«4» |
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» |
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки. |
«2» |
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
3. Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
Основные виды деятельности по освоению литературных произведений:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- заучивание наизусть стихотворных текстов;
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- анализ и интерпретация произведений;
- составление планов и написание отзывов о произведении;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.