СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе по ФГОС ООО

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе по ФГОС ООО. Тематическое планирование для 5 -7 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе по ФГОС ООО»

Планируемые результаты изучения учебного предмета



  • Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы «Литература» основного общего образования предполагает комплексный подходк оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

  • Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ

  • ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХУЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

  • Личностные универсальные учебные действия

  • В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

  • • историко-географический образ, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;

  • • знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

  • • освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

  • • ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

  • • основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

  • • знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

  • В рамках ценностного и эмоционального компонентовбудут сформированы:

  • • гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

  • • уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

  • • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

  • • уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

  • • уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

  • • уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

  • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

  • • позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

  • В рамках деятельностного (поведенческого) компонентабудут сформированы:

  • • готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций;

  • • готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

  • • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

  • • готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

  • • потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

  • • умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

  • • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;.

  • Выпускник получит возможность для формирования:

  • • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

  • • готовности к самообразованию и самовоспитанию;

  • • адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

  • • компетентности в реализации основ гражданскойидентичности в поступках и деятельности;

  • • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учётапозиций участников дилеммы, ориентации на их мотивыи чувства; устойчивое следование в поведении моральнымнормам и этическим требованиям;

  • • эмпатии как осознанного понимания и сопереживаниячувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

  • Регулятивные универсальные учебные действия

  • Выпускник научится:

  • • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

  • • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

  • • планировать пути достижения целей;

  • • устанавливать целевые приоритеты;

  • • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

  • • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

  • • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  • • основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

  • • построению жизненных планов во временной перспективе;

  • • при планировании достижения целей самостоятельнои адекватно учитывать условия и средства их достижения;

  • • выделять альтернативные способы достижения целии выбирать наиболее эффективный способ;

  • • основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

  • • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

  • • адекватно оценивать объективную трудностькак меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

  • • адекватно оценивать свои возможности достиженияцели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

  • • основам саморегуляции эмоциональных состояний;

  • • прилагать волевые усилия и преодолевать трудностии препятствия на пути достижения целей.

  • Коммуникативные универсальные учебные действия

  • Выпускник научится:

  • • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

  • • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

  • • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

  • • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

  • • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

  • • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

  • • основам коммуникативной рефлексии;

  • • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

  • • отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • • учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;

  • • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • • продуктивно разрешать конфликты на основе учётаинтересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместнойдеятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • • брать на себя инициативу в организации совместногодействия (деловое лидерство);

  • • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

  • • осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

  • • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссиии аргументировать свою позицию, владеть монологическойи диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

  • • следовать морально-этическим и психологическимпринципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого,адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказыватьпомощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процесседостижения общей цели совместной деятельности;

  • • устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

  • • в совместной деятельности чётко формулироватьцели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

  • Познавательные универсальные учебные действия

  • Выпускник научится:

  • • основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

  • • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

  • • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • • давать определение понятиям;

  • • устанавливать причинно-следственные связи;

  • • осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

  • • обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

  • • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • • строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

  • • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

  • • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

  • • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

  • • работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • • основам рефлексивного чтения;

  • • ставить проблему, аргументировать её актуальность;

  • • самостоятельно проводить исследование на основеприменения методов наблюдения и эксперимента;

  • • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

  • • организовывать исследование с целью проверки гипотез;

  • • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии)и выводы на основе аргументации.

  • ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  • Обращение с устройствами ИКТ

  • Выпускник научится:

  • • подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы;

  • • соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий;

  • • правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);

  • • осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;

  • • входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;

  • • выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;

  • • соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • • осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятияинформации человеком.

  • Примечание: результаты достигаются преимущественно во внеурочной и внешкольной деятельности.

  • Фиксация изображений и звуков

  • Выпускник научится:

  • • осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, проведения эксперимента, фиксацию хода и результатов проектной деятельности;

  • • выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью;

  • • проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий;

  • • проводить обработку цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов,

  • • осуществлять видеосъёмку и проводить монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов.

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • • использовать возможности ИКТ в творческой деятельности;

  • Создание письменных сообщений

  • Выпускник научится:

  • • создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;

  • • сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста;

  • • осуществлять редактирование и структурирование текста в соответст-вии с его смыслом средствами текстового редактора;

  • • создавать текст на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения, осуществлять письменное смысловое резюмирование высказываний в ходе обсуждения;

  • • использовать средства орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке.

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • • создавать текст на иностранном языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;

  • • использовать компьютерные инструменты, упрощающие расшифровку аудиозаписей.

  • Создание, восприятие и использование гипермедиасообщений

  • Выпускник научится:

  • • организовывать сообщения в виде линейного или включающего ссылки представления для самостоятельного просмотра через браузер;

  • • проводить деконструкцию сообщений, выделение в них структуры, элементов и фрагментов;

  • • использовать при восприятии сообщений внутренние и внешние ссылки;

  • • формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения; цитировать фрагменты сообщения;

  • • избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации.

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • • проектировать дизайн сообщений в соответствиис задачами и средствами доставки;

  • • понимать сообщения, используя при их восприятиивнутренние и внешние ссылки, различные инструменты поиска, справочные источники (включая двуязычные).

  • Коммуникация и социальное взаимодействие

  • Выпускник научится:

  • • выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;

  • • участвовать в обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;

  • • использовать возможности электронной почты для информационного обмена;

  • • вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета;

  • • осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);

  • • соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • • взаимодействовать в социальных сетях, работатьв группе над сообщением (вики);

  • • участвовать в форумах в социальных образовательныхсетях;

  • • взаимодействовать с партнёрами с использованиемвозможностей Интернета (игровое и театральное взаимодействие).

  • Поиск и организация хранения информации

  • Выпускник научится:

  • • использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализиро-вать результаты поиска;

  • • использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;

  • • использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;

  • • искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители;

  • • формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • • создавать и заполнять различные определители;

  • • использовать различные приёмы поиска информациив Интернете в ходе учебной деятельности.

  • ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Выпускник научится:

  • • планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

  • • выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;

  • • распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

  • • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;

  • • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

  • • отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

  • • видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • • самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;

  • • использовать догадку, озарение, интуицию;

  • • использовать некоторые методы получения знаний,характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;

  • • использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего, особенного (типичного) и единичного, оригинальность;

  • • целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

  • • осознавать свою ответственность за достоверностьполученных знаний, за качество выполненного проекта.

  • СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯИ РАБОТА С ТЕКСТОМ

  • Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

  • Выпускник научится:

  • • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

  • — определять главную тему, общую цель или назначение текста;

  • — выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

  • — формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

  • — предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

  • — объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

  • — сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

  • • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

  • • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

  • — определять назначение разных видов текстов;

  • — ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

  • — различать темы и подтемы специального текста;

  • — выделять главную и избыточную информацию;

  • — прогнозировать последовательность изложения идей текста;

  • — сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

  • — выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

  • — формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

  • — понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • • анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

  • Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

  • Выпускник научится:

  • • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

  • • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

  • • интерпретировать текст:

  • — сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

  • — обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

  • — делать выводы из сформулированных посылок;

  • — выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • • выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковыхсредств и структуры текста).

  • Работа с текстом: оценка информации

  • Выпускник научится:

  • • откликаться на содержание текста:

  • — связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

  • — оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

  • — находить доводы в защиту своей точки зрения;

  • • откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;

  • • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

  • • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

  • • использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • • критически относиться к рекламной информации;

  • • находить способы проверки противоречивой информации;

  • • определять достоверную информацию в случае наличия противоречии-вой или конфликтной ситуации

  • Устное народное творчество

  • Выпускник научится:

  • • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

  • • выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

  • • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;

  • • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

  • • целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

  • • определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

  • • выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

  • • пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

  • • выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

  • • видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • • сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

  • • рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

  • • сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

  • • сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

  • • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

  • • устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

  • Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

  • Выпускник научится:

  • • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

  • • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

  • • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

  • • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

  • • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

  • • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

  • • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

  • • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

  • • работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

  • • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

  • • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

  • • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

  • • создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

  • • сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

  • • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).



СОДЕРЖАНИЕ

Рабочая программа учебного курса строится на произведениях из трех списков: А, В и С (см. таблицу ниже). Эти три списка равноправны по статусу (то есть произведения всех списков должны быть обязательно представлены в рабочих программах.

Список А представляет собой перечень конкретных произведений (например: А.С.Пушкин «Евгений Онегин», Н.В.Гоголь «Мертвые души» и т.д.). В этот список попадают «ключевые» произведения литературы, предназначенные для обязательного изучения. Вариативной части в списке А нет.

Список В представляет собой переченьавторов, изучение которых обязательно в школе. Список содержит также примеры тех произведений, которые могут изучаться – конкретное произведение каждого автора выбирается составителем программы. Перечень произведений названных в списке В авторов является ориентировочным (он предопределен традицией изучения в школе, жанром, разработанностью методических подходов и т.п.) и может быть дополнен составителями программ УМК и рабочих программ. Минимальное количество произведений, обязательных для изучения, указано, например: А.Блок. 1стихотворение; М.Булгаков. 1 повесть. В программы включаются произведения всех указанных в списке В авторов. Единство списков в разных рабочих программах скрепляется в списке В фигурой автора.

Список С представляет собой перечень литературных явлений, выделенных по определенному принципу (тематическому, хронологическому, жанровому и т.п.). Конкретного автора и произведение, на материале которого может быть изучено данное литературное явление, выбирает составитель программы.Минимальное количество произведений указано, например: Поэзия пушкинской эпохи: К.Н.Батюшков, А.А.Дельвиг, Н.М.Языков, Е.А.Баратынский (2-3 стихотворения на выбор). В программах указываются произведения писателей всех групп авторов из списка С. Этот жанрово-тематический список строится вокруг важных смысловых точек литературного процесса, знакомство с которыми для учеников в школе обязательно. Единство рабочих программ скрепляется в списке С проблемно-тематическими и жанровыми блоками; вариативность касается наполнения этих блоков, тоже во многом предопределенного традицией изучения в школе, разработанностью методических подходов и пр.

Во всех таблицах в скобках указывается класс, в котором обращение к тому или иному произведению, автору, проблемно-тематическому или жанровому блоку представляется наиболее целесообразным.

Единство литературного образования обеспечивается на разных уровнях: это общие для изучения произведения, общие, ключевые для культуры, авторы, общие проблемно-тематические и жанровые блоки. Кроме того – и это самое важное – в логике ФГОС единство образовательного пространства достигается за счет формирования общих компетенций. При смене образовательного учреждения обучающийся должен попасть не на урок по тому же произведению, которое он в это время изучал в предыдущей школе, а в ту же систему сформированных умений, на ту же ступень владения базовыми предметными компетенциями.

Дополнительно для своей рабочей программы учитель может также выбрать литературные произведения, входящие в круг актуального чтения обучающихся, при условии освоения необходимого минимума произведений из всех трех обязательных списков. Это может серьезно повысить интерес школьников к предмету и их мотивацию к чтению.

Предложенная структура списка позволит обеспечить единство инвариантной части всех программ и одновременно удовлетворить потребности обучающихся и учителей разных образовательных организаций в самостоятельном выборе произведений.

Контрольно-измерительные материалы в рамках государственной итоговой аттестации разрабатываются с ориентацией на три списка примерной программы. Характер конкретных вопросов итоговой аттестации зависит от того, какая единица представлена в списке (конкретное произведение, автор, литературное явление).

При формировании списков учитывались эстетическая значимость произведения, соответствие его возрастным и психологическим особенностям школьников, а также сложившиеся в образовательной отечественной практике традиции обучения литературе. В таблице представлены списки в кратком виде, чтобы легче было увидеть принцип; более детализированные списки представлены после таблицы.

Структура настоящей Примерной программы не предусматривает включения тематического планирования. Тематическое планирование разрабатывается составителями рабочих программ.

Обязательное содержание ПП (5 – 9 КЛАССЫ)

А

В

С

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

«Слово о полку Игореве» (к. XII в.) (8-9 кл.)1




Древнерусская литература– 1-2 произведения на выбор, например: «Поучение» Владимира Мономаха, «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Житие Сергия Радонежского», «Домострой», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове», «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» и др.)

(6-8 кл.)

Русский фольклор:

сказки, былины, загадки, пословицы, поговорки, песня и др. (10 произведений разных жанров, 5-7 кл.)




















Д.И. Фонвизин «Недоросль» (1778 – 1782)

(8-9 кл.)















Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» (1792) (8-9 кл.)

М.В.Ломоносов – 1 стихотворение по выбору, например: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…» (1761), «Вечернее размышление о Божием Величии при случае великого северного сияния» (1743), «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы

Елисаветы Петровны 1747 года» и др.(8-9 кл.)

Г.Р.Державин – 1-2 стихотворения по выбору, например: «Фелица» (1782), «Осень во время осады Очакова» (1788), «Снигирь» 1800, «Водопад» (1791-1794), «Памятник» (1795) и др. (8-9 кл.)

И.А. Крылов – 3 басни по выбору, например: «Слон и Моська» (1808), «Квартет» (1811), «Осел и Соловей» (1811), «Лебедь, Щука и Рак» (1814), «Свинья под дубом» (не позднее 1823) и др.

(5-6 кл.)



А.С. Грибоедов «Горе от ума» (1821 – 1824) (9 кл.)


В.А. Жуковский - 1-2 баллады по выбору, например: «Светлана» (1812), «Лесной царь» (1818); 1-2 элегии по выбору, например: «Невыразимое» (1819), «Море» (1822) и др.

(7-9 кл.)


А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (1823 —1831)(9 кл.), «Дубровский» (1832 — 1833) (6-7 кл), «Капитанская дочка» (1832 —1836)

(7-8 кл.).

Стихотворения: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…») (1818), «Песнь о вещем Олеге» (1822), «К***» («Я помню чудное мгновенье…») (1825), «Зимний вечер» (1825), «Пророк» (1826), «Во глубине сибирских руд…» (1827), «Я вас любил: любовь еще, быть может…» (1829), «Зимнее утро» (1829), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836)

(5-9 кл.)


А.С. Пушкин - 10 стихотворений различной тематики, представляющих разные периоды творчества – по выбору, входят в программу каждого класса, например: «Воспоминания в Царском Селе» (1814), «Вольность» (1817), «Деревня» (181), «Редеет облаков летучая гряда» (1820), «Погасло дневное светило…» (1820), «Свободы сеятель пустынный…» (1823),

«К морю» (1824), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…») (1825), «Зимняя дорога» (1826), «И.И. Пущину» (1826), «Няне» (1826), «Стансы («В надежде славы и добра…») (1826), «Арион» (1827), «Цветок» (1828), «Не пой, красавица, при мне…» (1828), «Анчар» (1828), «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (1829), «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1829),

«Кавказ» (1829), «Монастырь на Казбеке» (1829), «Обвал» (1829), «Поэту» (1830), «Бесы» (1830), «В начале жизни школу помню я…» (1830), «Эхо» (1831), «Чем чаще празднует лицей…» (1831), «Пир Петра Первого» (1835), «Туча» (1835), «Была пора: наш праздник молодой…» (1836) и др. (5-9 кл.)

«Маленькие трагедии» (1830) 1-2 по выбору, например: «Моцарт и Сальери», «Каменный гость». (8-9 кл.)

«Повести Белкина» (1830) - 2-3 по выбору, например: «Станционный смотритель», «Метель», «Выстрел» и др. (7-8 кл.)

Поэмы –1 по выбору, например: «Руслан и Людмила» (1818—1820), «Кавказский пленник» (1820 – 1821), «Цыганы» (1824), «Полтава» (1828), «Медный всадник» (1833) (Вступление) и др.

(7-9 кл.)

Сказки – 1 по выбору, например: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и др.

(5 кл.)

Поэзия пушкинской эпохи, например:

К.Н.Батюшков, А.А.Дельвиг, Н.М.Языков, Е.А.Баратынский(2-3 стихотворения по выбору, 5-9 кл.)


М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» (1838 — 1840). (9 кл.)

Стихотворения: «Парус» (1832), «Смерть Поэта» (1837), «Бородино» (1837), «Узник» (1837), «Тучи» (1840), «Утес» (1841), «Выхожу один я на дорогу...» (1841).

(5-9 кл.)


М.Ю.Лермонтов - 10 стихотворений по выбору, входят в программу каждого класса, например:

«Ангел» (1831), «Дума» (1838), «Три пальмы» (1838), «Молитва» («В минуту жизни трудную…») (1839), «И скучно и грустно» (1840), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...») (1840), «Когда волнуется желтеющая нива…» (1840), «Из Гёте («Горные вершины…») (1840), «Нет, не тебя так пылко я люблю…» (1841), «Родина» (1841), «Пророк» (1841), «Как часто, пестрою толпою окружен...» (1841), «Листок» (1841) и др. (5-9 кл.)

Поэмы

-1-2 по выбору,например: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837), «Мцыри» (1839) и др.

(8-9 кл.)

Литературные сказки XIX-ХХ века, например:

А.Погорельский, В.Ф.Одоевский, С.Г.Писахов, Б.В.Шергин, А.М.Ремизов, Ю.К.Олеша, Е.В.Клюев и др.

(1 сказка на выбор, 5 кл.)


Н.В.Гоголь

«Ревизор» (1835) (7-8 кл.), «Мертвые души» (1835 – 1841) (9-10 кл.)




Н.В.Гоголь Повести – 5 из разных циклов, на выбор, входят в программу каждого класса, например:«Ночь перед Рождеством» (1830 – 1831), «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (1834), «Невский проспект» (1833 – 1834), «Тарас Бульба» (1835), «Старосветские помещики» (1835), «Шинель» (1839) и др.

(5-9 кл.)


Ф.И. Тютчев – Стихотворения:

«Весенняя гроза» («Люблю грозу в начале мая…») (1828, нач. 1850-х), «Silentium!» (Молчи, скрывайся и таи…) (1829, нач. 1830-х), «Умом Россию не понять…» (1866).

(5-8 кл.)



А.А. Фет

Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье…» (1850), «Как беден наш язык! Хочу и не могу…» (1887).

(5-8 кл.)



Н.А.Некрасов.

Стихотворения:«Крестьянские дети» (1861), «Вчерашний день, часу в шестом…» (1848), «Несжатая полоса» (1854).

(5-8 кл.)

Ф.И. Тютчев - 3-4 стихотворения по выбору, например: «Еще в полях белеет снег…» (1829, нач. 1830-х), «Цицерон» (1829, нач. 1830-х), «Фонтан» (1836), «Эти бедные селенья…» (1855), «Есть в осени первоначальной…» (1857), «Певучесть есть в морских волнах…» (1865), «Нам не дано предугадать…» (1869), «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...») (1870) и др.

(5-8 кл.)



А.А. Фет - 3-4 стихотворения по выбору, например: «Я пришел к тебе с приветом…» (1843), «На стоге сена ночью южной…» (1857), «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» (1877), «Это утро, радость эта…» (1881), «Учись у них – у дуба, у березы…» (1883), «Я тебе ничего не скажу…» (1885) и др.

(5-8 кл.)



Н.А.Некрасов

- 1–2 стихотворения по выбору,например: «Тройка» (1846), «Размышления у парадного подъезда» (1858), «Зеленый Шум» (1862-1863) и др. (5-8 кл.)

Поэзия 2-й половины XIX в., например:

А.Н.Майков, А.К.Толстой,

Я.П.Полонский и др.

(1-2 стихотворения по выбору, 5-9 кл.)





И.С.Тургенев

- 1 рассказ по выбору, например: «Певцы» (1852), «Бежин луг» (1846, 1874) и др.; 1 повесть на выбор, например: «Муму» (1852), «Ася» (1857), «Первая любовь» (1860) и др.; 1 стихотворение в прозе на выбор, например: «Разговор» (1878), «Воробей» (1878),«Два богача» (1878), «Русский язык» (1882) и др.

(6-8 кл.)



Н.С.Лесков

- 1 повесть по выбору, например: «Несмертельный Голован (Из рассказов о трех праведниках)» (1880), «Левша» (1881), «Тупейный художник» (1883), «Человек на часах» (1887) и др.

(6-8 кл.)

М.Е.Салтыков-Щедрин

- 2 сказки по выбору, например: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869), «Премудрый пискарь» (1883), «Медведь на воеводстве» (1884) и др. (7-8 кл.)



Л.Н.Толстой

- 1 повесть по выбору, например: «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Хаджи-Мурат» (1896—1904) и др.; 1 рассказ на выбор, например: «Три смерти» (1858), «Холстомер» (1863, 1885), «Кавказский пленник» (1872), «После бала» (1903) и др.

(5-8 кл.)



А.П.Чехов

- 3 рассказа по выбору, например: «Толстый и тонкий» (1883), «Хамелеон» (1884), «Смерть чиновника» (1883), «Лошадиная фамилия» (1885), «Злоумышленник» (1885), «Ванька» (1886), «Спать хочется» (1888) и др.

(6-8 кл.)



А.А.Блок

- 2 стихотворения по выбору, например: «Перед грозой» (1899), «После грозы» (1900), «Девушка пела в церковном хоре…» (1905), «Ты помнишь? В нашей бухте сонной…» (1911 – 1914) и др.

(7-9 кл.)





А.А.Ахматова

- 1 стихотворение по выбору, например: «Смуглый отрок бродил по аллеям…» (1911), «Перед весной бывают дни такие…» (1915), «Родная земля» (1961) и др.

(7-9 кл.)



Н.С.Гумилев

- 1 стихотворение по выбору, например: «Капитаны» (1912), «Слово» (1921).

(6-8 кл.)



М.И.Цветаева

- 1 стихотворение по выбору, например: «Моим стихам, написанным так рано…» (1913), «Идешь, на меня похожий» (1913), «Генералам двенадцатого года» (1913), «Мне нравится, что вы больны не мной…» (1915), из цикла «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…») (1916), из цикла «Стихи о Москве» (1916), «Тоска по родине! Давно…» (1934) и др.

(6-8 кл.)



О.Э.Мандельштам

- 1 стихотворение по выбору, например: «Звук осторожный и глухой…» (1908), «Равноденствие» («Есть иволги в лесах, и гласных долгота…») (1913), «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» (1915) и др.

(6-9 кл.)



В.В.Маяковский

- 1 стихотворение по выбору, например: «Хорошее отношение к лошадям» (1918), «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920) и др.

(7-8 кл.)



С.А.Есенин

- 1 стихотворение по выбору, например:

«Гой ты, Русь, моя родная…» (1914), «Песнь о собаке» (1915), «Нивы сжаты, рощи голы…» (1917 – 1918), «Письмо к матери» (1924) «Собаке Качалова» (1925) и др.

(5-6 кл.)



М.А.Булгаков

1 повесть по выбору, например: «Роковые яйца» (1924), «Собачье сердце» (1925) и др.

(7-8 кл.)



А.П.Платонов

- 1 рассказ по выбору, например: «В прекрасном и яростном мире (Машинист Мальцев)» (1937), «Рассказ о мертвом старике» (1942), «Никита» (1945), «Цветок на земле» (1949) и др.

(6-8 кл.)



М.М.Зощенко

2 рассказа по выбору, например: «Аристократка» (1923), «Баня» (1924) и др.

(5-7 кл.)



А.Т. Твардовский

1 стихотворение по выбору, например: «В тот день, когда окончилась война…» (1948), «О сущем» (1957 – 1958), «Вся суть в одном-единственном завете…» (1958), «Я знаю, никакой моей вины…» (1966) и др.; «Василий Теркин» («Книга про бойца») (1942-1945) – главы по выбору.

(7-8 кл.)



А.И. Солженицын

1 рассказ по выбору, например: «Матренин двор» (1959) или из «Крохоток» (1958 – 1960) – «Лиственница», «Дыхание», «Шарик», «Костер и муравьи», «Гроза в горах», «Колокол Углича» и др.

(7-9 кл.)



В.М.Шукшин

1 рассказ по выбору, например: «Чудик» (1967), «Срезал» (1970), «Мастер» (1971) и др.

(7-9 кл.)

Проза конца XIX – начала XX вв., например:

М.Горький, А.И.Куприн,

Л.Н.Андреев, И.А.Бунин,

И.С.Шмелев, А.С. Грин

(2-3 рассказа или повести по выбору, 5-8 кл.)


Поэзия конца XIX – начала XX вв., например:

К.Д.Бальмонт, И.А.Бунин,

М.А.Волошин, В.Хлебников и др.

(2-3 стихотворения по выбору, 5-8 кл.)



















Поэзия 20-50-х годов ХХ в., например:

Б.Л.Пастернак, Н.А.Заболоцкий, Д.Хармс,

Н.М.Олейников и др.

(3-4 стихотворения по выбору, 5-9 кл.)









Проза о Великой Отечественной войне, например:

М.А.Шолохов, В.Л.Кондратьев, В.О. Богомолов, Б.Л.Васильев, В.В.Быков, В.П.Астафьев и др.

(1-2 повести или рассказа – по выбору, 6-9 кл.)


Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях, например:

М.М.Пришвин,

К.Г.Паустовский и др.

(1-2 произведения – по выбору, 5-6 кл.)


Проза о детях, например:

В.Г.Распутин, В.П.Астафьев, Ф.А.Искандер, Ю.И.Коваль,

Ю.П.Казаков, В.В.Голявкин и др.

(3-4 произведения по выбору, 5-8 кл.)


Поэзия 2-й половины ХХ в., например:

Н.И. Глазков, Е.А.Евтушенко, А.А.Вознесенский, Н.М.Рубцов, Д.С.Самойлов,А.А. Тарковский, Б.Ш.Окуджава, В.С.Высоцкий, Ю.П.Мориц, И.А.Бродский, А.С.Кушнер, О.Е.Григорьев и др.

(3-4 стихотворения по выбору, 5-9 кл.)


Проза русской эмиграции, например:

И.С.Шмелев, В.В.Набоков,

С.Д.Довлатов и др.

(1 произведение – по выбору, 5-9 кл.)


Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов-лауреатов премий и конкурсов («Книгуру», премия им. Владислава Крапивина, Премия Детгиза, «Лучшая детская книга издательства «РОСМЭН» и др., например:

Н.Назаркин, А.Гиваргизов, Ю.Кузнецова, Д.Сабитова, Е.Мурашова, М.Аромштам, А.Петрова, С.Седов, С.Востоков , Э.Веркин, М.Аромштам, Н.Евдокимова, Н.Абгарян, М.Петросян, А.Жвалевский и Е.Пастернак, Ая Эн, Д.Вильке и др.

(1-2 произведения по выбору, 5-8 кл.)



Литература народов России



Г.Тукай, М.Карим,

К.Кулиев, Р.Гамзатов и др.

(1 произведение по выбору,

5-9 кл.)


Зарубежная литература


Гомер«Илиада» (или «Одиссея») (фрагменты по выбору)

(6-8 кл.)



Данте. «Божественная комедия» (фрагменты по выбору)

(9 кл.)



М. де Сервантес «Дон Кихот» (главы по выбору)

(7-8 кл.)

Зарубежный фольклорлегенды, баллады, саги, песни

(2-3 произведения по выбору, 5-7 кл.)




В.Шекспир «Ромео и Джульетта» (1594 – 1595).

(8-9 кл.)


1–2 сонета по выбору, например:

66 «Измучась всем, я умереть хочу...» (пер. Б. Пастернака), № 68 «Его лицо - одно из отражений…» (пер. С. Маршака), №116 «Мешать соединенью двух сердец…» (пер. С. Маршака), №130 «Ее глаза на звезды не похожи…» (пер. С. Маршака).

(7-8 кл.)








































































А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1943)

(6-7 кл.)

Д.Дефо «Робинзон Крузо» (главы по выбору)

( 6-7 кл.)



Дж. Свифт «Путешествия Гулливера» (фрагменты по выбору)

(6-7 кл.)



Ж-Б. Мольер Комедии

- 1 по выбору, например: «Тартюф, или Обманщик» (1664),«Мещанин во дворянстве» (1670).

(8-9 кл.)



И.-В. Гете «Фауст» (1774 – 1832) (фрагменты по выбору)

( 9-10 кл.)



Г.Х.АндерсенСказки

- 1 по выбору, например: «Стойкий оловянный солдатик» (1838), «Гадкий утенок» (1843).

(5 кл.)



Дж. Г. Байрон

- 1 стихотворение по выбору, например: «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!» (1814)(пер. М. Лермонтова), «Прощание Наполеона» (1815) (пер. В. Луговского), Романс («Какая радость заменит былое светлых чар...») (1815) (пер. Вяч.Иванова), «Стансы к Августе» (1816)(пер. А. Плещеева) и др.

- фрагменты одной из поэм по выбору, например: «Паломничество Чайльд Гарольда» (1809 – 1811) (пер. В. Левика).

(9 кл.)




Зарубежная сказочная и фантастическая проза, например:

Ш.Перро, В.Гауф, Э.Т.А. Гофман, Бр.Гримм,

Л.Кэрролл, Л.Ф.Баум, Д.М. Барри, Д.Родари, М.Энде, Д.Р.Р.Толкиен, К.Льюис и др.

(2-3 произведения по выбору, 5-6 кл.)





Зарубежная новеллистика, например:

П.Мериме, Э. По, О`Генри, О.Уайльд, А.К.Дойл, Джером К. Джером, У.Сароян, и др.

(2-3 произведения по выбору, 7-9 кл.)



Зарубежная романистика XIXХХ века, например:

А.Дюма, В.Скотт, В.Гюго, Ч.Диккенс, М.Рид, Ж.Верн, Г.Уэллс, Э.М.Ремарк и др.

(1-2 романа по выбору, 7-9 кл)



Зарубежная проза о детях и подростках, например:

М.Твен, Ф.Х.Бёрнетт, Л.М.Монтгомери, А.де Сент-Экзюпери, А.Линдгрен, Я.Корчак, Харпер Ли, У.Голдинг, Р.Брэдбери, Д.Сэлинджер, П.Гэллико, Э.Портер, К.Патерсон, Б.Кауфман, Ф.Бёрнетт и др.

(2 произведения по выбору,

5-9 кл.)



Зарубежная проза о животных и взаимоотношениях человека и природы, например:

Р.Киплинг, Дж.Лондон,

Э.Сетон-Томпсон, Д.Дарелл и др.

(1-2 произведения по выбору, 5-7 кл.)



Современные зарубежная проза, например:

А. Тор, Д. Пеннак, У.Старк, К. ДиКамилло, М.Парр, Г.Шмидт, Д.Гроссман, С.Каста, Э.Файн, Е.Ельчин и др.

(1 произведение по выбору,

5-8 кл.)




Основные теоретико-литературные понятия, требующие освоения в основной школе
  • Художественная литература как искусство слова. Художественный образ.

  • Устное народное творчество. Жанры фольклора. Миф и фольклор.

  • Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры (эпос, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, басня; баллада, поэма; ода, послание, элегия; комедия, драма, трагедия).

  • Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм.

  • Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор-повествователь, герой-рассказчик, точка зрения, адресат, читатель; герой, персонаж, действующее лицо, лирический герой, система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог, авторское отступление, лирическое отступление; эпиграф.

  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон. Гипербола, литота. Аллегория. Ирония, юмор, сатира. Анафора. Звукопись, аллитерация, ассонанс.

  • Стих и проза. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа.











Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса


  1. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях / В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2013.

  2. Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях / В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2013.

  3. Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях / В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2013.

  4. Литература.8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях / В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2013.

  5. Литература.9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях / В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2013 Девятый класс завершает этап основного общего образования, поэтому полученные ранее знания обобщаются, выстраиваются в учебнике в стройную систему, охватывающую развитие литературы от древности до конца XX в. Учебник соответствует государственному образовательному стандарту основного общего образования

  • Программа литературного образования. 5 – 11 классы под редакцией В. Я Коровиной (М.: Просвещение, 2002). .

  • В. Я. Коровина. «Литература в 5 -9 классе». Методические советы, «Просвещение», 1995 г.

  • О. Е. Ерёмина «Поурочное планирование по литературе. К учебнику-хрестоматии «Литература. 5 - 9 класс». Авт.-сост. ВЯ Коровина и др. «Экзамен», Москва, 2008 г.

  • Диск к учебнику В.Я. Коровиной.

  • З. Н. Новлянская, Г. Н. Кудина, Методическое пособие, 6 класс (глава «Карело-финский эпос» «Калевала», стр. 305 – 335.)

  • Н. М. Скоркина. «Литература. 5-7 класс» (Поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной, Волгоград, 2002 г.)

  • С. М. Аникина, и. В. Золотарёва. Поурочные разработки по литературе. 5-9 класс. Москва, «ВАКО», 2003.

  • Б. И. Турьянская, Е. В. Комиссарова, Л. А. Холодкова «Литература в 7 классе. Урок за уроком» «Русское слово», Москва, 1997.

  • Т. С. Петрова. «Анализ художественного текса и творческие работы в школе» 7 класс. Московский лицей. Москва, 2002

  • В. Я. Коровина «Читаем, думаем, спорим: вопросы, задания по литературе. 5 -7 класс» Москва, «Просвещение», АО «Учебная литература», 1996 г.

  • Методические рекомендации к раздаточному иллюстрированному материалу по литературе для VΙΙ класса» Пособие для учителя. («Полтавская битва», «Станционный смотритель», «Размышления у парадного подъезда», «Песня про купца Калашникова».)

  • В. П. Полухина. «Читаем, думаем, спорим… Вопросы и задания по литературе. 6 класс», Москва, «Просвещение», АО «Учебная литература», 1996 г. («Станционный смотритель», стр. 48 – 51, Р. Брэдбери – стр. 211 – 212)

  • Н. В. Баранская, С. Т. Овчинникова, И. К. Эткин. Альбом «А. С. Пушкин». Учебно-наглядное пособие для 1 – 10 классов. Москва, «Просвещение».

  • Е. Н. Кольцов. «М. Ю. Лермонтов». Учебно-наглядное пособие для средней школы. Москва, «Просвещение».

  • Иллюстрации к произведениям писателя.

  • Рисунки детей прошлых лет.

  • Портреты писателей.

  • Компьютер

  • Мультмедио установка

  • Интернет – ресурсы

  • Электронные учебные пособия к учебнику

  • DVD – Большая энциклопедия

  • Аудиозаписи к учебникам

  • Презентации к урокам.

  • Фонды школьной библиотеки ( Энциклопедии, справочники, словари, книги для чтения)

  • Рабочие тетради к учебникам







Тематическое планирование. 5 класс



№ п/п

Раздел

Количество часов

К/Р

сочинения

Наизусть

1.

Введение. Роль книги в жизни человека

1



2.

Устное народное творчество.

10

/1


3.

Древнерусская литература.

2



4.

Русская литература XVIII века.

2

/1


5.

Русская литература XIX века.

44

3/4

10

6.

Русская литература XX века.

29

1/4

5

7.

Зарубежная литература.

14



Итого

102

4/10

15





7 класс



№ п/п

Раздел

Количество часов

сочинение

К/р

Наизусть

1.

Введение.

1




2.

Устное народно творчество.

4




3.

Древнерусская литература.

3




4.

Русская литература XVIII века.

2



1

5.

Русская литература XIX века.

30

2


7

6.

Русская литература XX века.

21

3


4

7.

Литература народов России.

1



1

8.

Зарубежная литература.

6


1


Итого

68

5

1

13









1 Примерная программа определяет основной корпус произведений, авторов, тем для каждой группы классов (с возможными пересечениями). Все указания на классы носят рекомендательный характер.