Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №59» г. Курска
Рабочая программа
по литературе
в 9 классах
по УМК С.А.Зинина, В.И.Сахарова, В.А.Чалмаева
Курск – 2016 г.
Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы С.А. Зинина, «Программа по литературе для 9 класса», опубликованной в сборнике «Программа по литературе для 5-11 класса общеобразовательной школы», М., ООО «ТИД «Русское слово», 2010г., рассчитана на 105 часов в год (3 часа в неделю) и ориентирована на базовый уровень.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает усвоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, умение анализировать изучаемое произведение, давать оценку поступкам героев, аргументировать свою точку зрения, обобщать, делать выводы. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари; создавать презентации о жизни и творчестве писателей.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов. Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).
Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс. Часть часов отводится на уроки внеклассного чтения, на которых будут изучаться произведения писателей XX века, которые по тематике близки произведениям XIX века, что доказывает вечный характер многих тем.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Основными целями обучения в организации учебного процесса в 9 классе будут:
приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;
формирование гуманистического мировоззрения учащихся;
развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;
воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;
воспитание культуры речи учащихся.
Данные цели обуславливают решение следующих задач:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
При работе по данной программе с использованием определенных правил и приёмов у учащихся формируется и развивается потребность в самообразовании. Формирование и развитие этой потребности окажут им впоследствии существенную помощь.
Требования к уровню подготовки учащихся по литературе
за курс 9 класса.
Учащиеся должны знать:
Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.
Тексты художественных произведений.
Сюжет, особенности композиции.
Типическое значение характеров главных героев произведений.
Основные понятия: литературный характер, литературный тип, реализм, критический реализм.
Изобразительно-выразительные средства языка.
Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).
Учащиеся должны уметь:
Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.
Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия.
Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).
Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.
Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.
Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.
Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
Составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.
Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему (по одному источнику).
Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.
Писать сочинение на литературную или публицистическую тему.
Пользоваться словарями различных типов и справочниками.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела | Количество часов | | |
Всего | Теория | Практика |
| Введение | 1 | 1 | - |
| Из древнерусской литературы | 7 | 6 | 1 |
| Из литературы 18 века | 7 | 7 | - |
| Литература первой половины 19 века | 55 | 41 | 12 |
| А.С.Грибоедов | 11 | 8 | 3 |
| А.С.Пушкин | 16 | 13 | 3 |
| М.Ю.Лермонтов | 14 | 10 | 4 |
| Н.В.Гоголь | 11 | 9 | 2 |
| Литература второй половины 19 века | 8 | 7 | 1 |
| Из литературы 20 века | 20 | 18 | 2 |
| Из зарубежной литературы | 4 | 2 | 2 |
| Резервные уроки | 3 | - | - |
Содержание тем учебного курса.
Введение
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин . Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря. «Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX — XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Сологуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на до рогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов (произведения В.Астафьева, В.Распутина, Л.Петрушевской, В.Пелевина и др., лирика И.Бродского, О.Седаковой и др.). Противоречивость и драматизм современно литературной ситуации.
УУД
Важнейшими умениями являются следующие:
- умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
- выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
- осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (стихотворение, глава повести и пр.);
- умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
- умение обосновывать своё суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
- умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
- умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
- умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
- умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
- умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
- умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
- умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока, название раздела | Элементы содержания | Примечание |
1 | | Введение Литературные направления, школы, движения. | Обобщить знания, расширить представление об этапах развития отечественной литературы. Литературное направление, сквозные темы. | |
2 | | Из древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы | Дать представление о жанровом и тематическом своеобразии ДРЛ, познакомить с историей рукописи «Слова…». Жанр слова в древнерусской литературе, плач как прием и жанровое образование. | |
3 | | «Печальная повесть о походе Игоревом» | Раскрыть основную идею «Слова…», формировать навыки сопоставительного анализа. Психологический параллелизм, рефрен | |
4 | | Образ земли Русской в «Слове...». | Раскрыть образ русской земли в поэме, формировать навыки анализа текста | |
5 | | Урок-экскурсия. Курская земля в «Слове…» | | |
6 | | Образ автора в «Слове…» | Раскрыть идейно-художественное своеобразие поэмы. Образ автора | |
7 | | Патриотический пафос и художественное совершенство «Слова…» | Раскрыть фольклорные и языческие мотивы и символы в поэме | |
8 | | РР. Подготовка к домашнему сочинению. Ярославна – пленительный женский образ в «Слове…» | Рассмотреть основные этапы работы над сочинением | |
9 | | Из литературы XVIII века Общая характеристика литературы 18 века. Классицизм | Дать общий обзор литературы 18 века. Теория «трех штилей», классицизм и сентиментализм | |
10 | | М. В. Ломоносов – реформатор русского языка | Познакомить с жизнью и творчеством Ломоносова. | |
11 | | Г. Р. Державин – поэт-философ. Ода «Фелица». Анализ стихотворений | Раскрыть идейно-художественное своеобразие поэзии Державина. Ода | |
12 | | Своеобразие русского театра в эпоху Просвещения. Д. И. Фонвизин «Недоросль» Герои и идейное содержание комедии | Дать представление о своеобразии русского театра в эпоху Просвещения | |
13 | | А. Н. Радищев Основные вехи биографии. «Путешествие из Петербурга в Москву»: «Он бунтовщик хуже Пугачева...» | Раскрыть замысел книги, показать своеобразие художественного метода Радищева. Жанр путешествия | |
14 | | Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях | Познакомить с произведениями Карамзина, учить анализировать эпизод. Сентиментализм | |
15 | | Литературная гостиная. Поэты и поэзия XIX века. | Обобщить знания о литературных направлениях 18 в, | |
16 | | Из литературы XIX века Становление и развитие романтизма в 1 четверти 19 в. | Дать представление о романтизме 1 четверти 19 в. | |
17 | | В. А. Жуковский. Своеобразие романтической лирики | Познакомить с творчеством поэта, особенностью лирики. Романтический герой | |
18 | | К. Ф. Рылеев Жанр исторической песни в творчестве поэта. «Гражданский романтизм» в русской литературе 1 четверти 19 века | Познакомить с творчеством поэта, особенностью лирики. Историческая песня | |
19 | | А. С. Грибоедов Основные вехи биографии А.С. Грибоедова. Комедия «Горе от ума». Творческая история. | Дать представление о развитии русской литературы 1 половины 19 века. Элементы классицизма в комедии («говорящие» фамилии; единство места, времени и действия). | |
20 | | Сюжет, композиция, система образов | Развивать навыки комментированного чтения, учить определять элементы сюжета в драме | |
21 | | «Век нынешний и век минувший» | Учить анализировать драматическое произведение | |
22 | | Любовная интрига в комедии | Познакомить с развитием конфликта Чацкий – Софья – Молчалин | |
23- 24 | | Фамусовское общество в комедии Грибоедова | Проанализировать 3 действие пьесы, составить характеристику Фамусовскому обществу | |
25 | | Смысл заглавия и проблема ума в комедии | Обобщить и закрепить знания о конфликте и проблематике комедии системе персонажей, раскрыть ключевую для пьесы проблему ума | |
26 | | Творческий практикум. Инсценирование фрагментов пьесы. | | |
27 | | И. А. Гончаров «Мильон терзаний». | Учить навыкам конспектирования, развивать логическое мышление | |
28-29 | | РР. Классное сочинение по пьесе Грибоедова «Горе от ума» | Учить писать сочинение по литературному произведению, развивать связную речь | |
30 | | А. С. Пушкин Жизнь и творчество | Систематизировать известные факты о жизни творчестве Пушкина. Романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта | |
31 | | Тема дружбы в лирике поэта | Развивать представление о теме дружбы в лирике поэта, учить анализировать стихотворение | |
32 | | Свободолюбивая лирика Пушкина | Развивать представление о свободолюбивой лирике поэта, учить анализировать стихотворение. Романтический герой, романтическая поэма | |
33 | | Тема природы в лирике поэта | Развивать представление о теме природы в лирике поэта, учить анализировать стихотворение | |
34 | | Любовная лирика Пушкина. | Учить анализировать стихотворение, определять стихотворный размер.Выразительные средства языка | |
35 | | Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина | Развивать представление о теме поэта и поэзии в лирике поэта, учить анализировать стихотворение | |
36 | | «Борис Годунов» - первая реалистическая трагедия (обзор) | Рассмотреть сюжет трагедии, ее героев, учить выразительно читать | |
37 | | Роман в стихах «Евгений Онегин»: история создания, сюжет, композиция, онегинская строфа | Ввести учащихся в эпоху 19 века, воспитывать интерес к творчеству поэта. Роман в стихах, Онегинская строфа | |
38 | | Ленский и Онегин. Роль антитезы в создании центральных образов романа | Раскрыть типические и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Антитеза | |
39 | | Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина | Раскрыть образ Татьяны в сопоставлении с образом Ольги, формировать навыки сравнительного анализа | |
40 | | Анализ 5 главы. Сон и именины Татьяны Анализ 6 главы. Дуэль | Учить анализировать эпизод | |
41 | | Образ автора в романе | Рассмотреть образ автора в романе, раскрыть жанр «свободного» романа | |
42 | | Нравственно-философская проблематика романа | Рассмотреть нравственно-философскую проблематику романа, учить работать с тестом | |
43 | | «Энциклопедия русской жизни». Белинский и Писарев о романе. | Раскрыть пушкинскую эпоху в романе, закрепить знания о реализме, познакомить с критическими отзывами о романе | |
44 | | РР. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Пушкина | Учить писать сочинение по литературному произведению, развивать связную речь | |
45 | | Самостоятельное чтение. Романтическая поэмы Пушкина(по выбору учащихся) | Углубить представление о признаках жанра романтической поэмы | |
46 | | М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике | Познакомить с биографией поэта, мотивами вольности и одиночества в его лирике | |
47 | | Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова | Раскрыть образ поэта-пророка , учить анализировать стихотворение | |
48 | | Адресаты любовной лирики Лермонтова | Формировать навыки читателя, слушателя, исполнителя, развивать умение анализировать стихотворение | |
49 | | Философская лирика М.Лермонтова | Формировать навыки читателя, слушателя, исполнителя, развивать умение анализировать стихотворение | |
50 | | РР. Творческий практикум. Анализ стихотворения | Учить анализировать стихотворение, определять стихотворный размер | |
51 | | «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе | Выяснить первоначальное восприятие роман, заинтересовать личностью странного человека Печорина. Психологический роман | |
52 | | Печорин как «портрет поколения» | Проанализировать центральный образ романа через призму его отношений с другими героями | |
53 | | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия характера героя | Дать представление о психологическом портрете героя | |
54 | | Дружба в жизни Печорина | Раскрыть отношения Печорина с другими персонажами | |
55 | | Любовь в жизни Печорина | Раскрыть отношения Печорина с другими персонажами | |
56 | | Творческий практикум. Анализ эпизода романа | Учить анализировать эпизод | |
57 | | Роман в оценке Белинского. | Учить работать с критической статьей, закрепить навыки конспектирования | |
58-59 | | РР. Классное сочинение по творчеству Лермонтова | Учить писать сочинение по литературному произведению, развивать связную речь | |
60 | | Н.В. Гоголь Творческая биография. | Обобщить и систематизировать ранее изученный материал | |
61 | | Самостоятельное чтение. Петербургские повести | | |
62 | | Поэма «Мертвые души»: замысел, история, обзор содержания | Познакомить с историей создания поэмы, дать краткий обзор содержания | |
63-64 | | Помещики-расточители и помещики-накопители в поэме | Учить работать над составлением характеристики помещиков по плану | |
65 | | Образ Чичикова | Углубить понятие о типизации, раскрыть образ Чичикова. Типизация, художественная деталь, антитеза, композиция | |
66 | | Образ города в поэме | Формировать умение выделять ключевые моменты, эпизоды, образы, помогающие понять проблематику произведения | |
67 | | Образ родины, лирические отступления в поэме | Рассмотреть эпизоды - образы «птицы-тройки» | |
68 | | Поэма в оценке Белинского. | Учить собирать материал к сочинению, составлять план | |
69-70 | | РР. Классное сочинение по поэме Гоголя «Мертвые души» | Учить писать сочинение по литературному произведению, развивать связную речь | |
71 | | Литература второй половины 19 века (обзор) | Дать представление о литературе второй половины 19 века | |
72 | | Эмоциональное богатство поэзии Тютчева, Фета, Некрасова | Познакомить с биографией поэтов, дать представление об особенностях поэтического языка поэта. Философская лирика | |
73 | | Творческий практикум. Выразительное чтение и анализ стихотворений поэтов 19 века | | |
74 | | А. Н. Островский «Бедность не порок». Особенности сюжета | Познакомить с творчеством писателя-драматурга и его произведениями | |
75 | | Любовь в патриархальном мире и его влияние на героев пьесы | Закрепить навыки анализа драматического произведения | |
76 | | Ф.М. Достоевский Основные вехи биографии. Роман «Бедные люди» | Учить монологическому высказыванию, дать обзор творчества писателя. Маленький человек в литературе | |
77 | | Л. Н. Толстой Основные вехи биографии. Автобиографическая повесть «Юность» Анализ главы «Я проваливаюсь» | Познакомить с содержанием произведения, учить работать с текстом. Учить анализировать эпизод | |
78 | | А. П. Чехов «Смерть чиновника» | Познакомить с содержанием рассказа, закрепить навыки работы с текстом | |
79 | | Из литературы XX века Своеобразие литературного процесса первой четверти XX века (реализм, авангардизм, модернизм). | Познакомить со своеобразием литературного процесса первой четверти XX века. Авангардизм, модернизм, фольклор и литература | |
80 | | Своеобразие ранней прозы М. Горького. « Челкаш» | Выявить своеобразие ранней прозы Горького. Романтическое и реалистическое движение, новый тип героя | |
81 | | Многообразие поэтических голосов эпохи Основные темы и мотивы поэзии А. Блока «Фабрика», «Россия» | Познакомить с многообразием поэтических голосов Серебряного века Рассмотреть основные темы и мотивы лирики поэта. Символизм, акмеизм, футуризм | |
82 | | Основные темы и мотивы поэзии С. Есенина « Письмо к женщине», «Край ты мой заброшенный» | Рассмотреть основные темы и мотивы лирики поэта | |
83 | | Основные темы и мотивы поэзии В. Маяковского «Столп», «Подлиза» | Рассмотреть основные темы и мотивы лирики поэта | |
84 | | Основные темы и мотивы поэзии М. Цветаевой « Бабушка», «Красною кистью…», « Моим стихам…» | Рассмотреть основные темы и мотивы лирики поэтессы | |
85 | | Основные темы и мотивы поэзии А. Ахматовой « Смуглый отрок бродил по аллеям», « Я пришла к поэту в гости».., « Смятение» | Рассмотреть основные темы и мотивы лирики поэтессы | |
86 | | Основные темы и мотивы лирики Б. Пастернака « Мне кажется, я подберу слова».., « Памяти Марины Цветаевой» | Учить анализировать стихотворение, определять стихотворный размер | |
87 | | М. А. Булгаков. Жизнь и творчество. «Собачье сердце» | Познакомить с жизнью и творчеством писателя, дать представление о сюжете рассказа. Сатира, сарказм. | |
88 | | Пафос произведения и авторская позиция | Выявить пафос произведения и авторскую позицию | |
89 | | М.А. Шолохов «Судьба человека»: образы, роль сюжета и композиции в создании художественной идеи. | Выявить роль сюжета и композиции в создании художественной идеи. | |
90 | | Проблемы человека на войне; долг, любовь, сострадание, добро на страницах рассказа Шолохова « Судьба человека» | Выявить роль сюжета и композиции в создании художественной идеи. | |
91 | | РР. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу М.Шолохова «Судьба человека» | Учить писать сочинение по литературному произведению, развивать связную речь | |
92 | | А.Т. Твардовский. Военная тема в лирике | Рассмотреть военную тему в лирике поэта | |
93 | | А.И. Солженицын. «Матренин двор». Творческая история произведения. Образы Матрены и рассказчика. | Познакомить с жизнью и творчеством писателя, дать представление о сюжете рассказа. Рассмотреть образы главной героини и рассказчика | |
94 | | Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов. | Дать представление о новейшей русской прозе | |
95 | | Авторская песня - новое явление в русской поэзии XX века. Военная тема в поэзии Б.Ш. Окуджавы и B.C. Высоцкого | Дать представление об авторской песне как новом явлении в русской поэзии XX века. Познакомить с жизнью и творчеством поэтов | |
96 | | Сам. чт. Военная тема в прозе и лирике 20 века (по выбору уч-ся) | Познакомить с жизнью и творчеством поэтов. | |
97 | | Жанровое многообразие драматургии У.Шекспира. Высокое и низкое,сиюминутное и общечеловеческое, доброе и злое в трагедии «Гамлет». | Рассмотреть образы главных героев, познакомить с развитием центрального конфликта пьесы | |
98 | | Ж.Б.Мольер. Краткие сведения о драматурге. «Высокая комедия» Ж.Б.Мольера (обзор). Комедия «Мнимый больной» | Познакомить с жизнью и творчеством драматурга, рассмотреть основной конфликт пьесы | |
99 | | И.В.Гете. Краткие сведения о поэте. «Фауст» - вершина философской литературы | Познакомить с жизнью и творчеством поэта | |
101,102, 103 | | Резервные уроки | | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Учебник: С.А.Зинин, В.И.Сахаров, В.А.Чалмаев. Литература, 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011г.
Дополнительная литература:
И.В.Золотарёва, Т.А.Крысова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. М.: «Вако», 2006г.
Г.И.Беленький. Литература. 8 класс. М.: 2Просвещение», 2005 г.
Н.В.Егорова. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. М.: «Вако», 2006г
Л.Ю.Алиева. Литература. Тесты. Контрольные вопросы. М.: Издат-Школа, 1998г.
Электронные пособия
Литература
Библиотека мировой литературы, выпуск 1. Европейская литература XIV-XVIII веков.
Библиотека русской классики, выпуск 1. (Бунин, Блок, Бабелҗ и др.)
Библиотека русской классики, выпуск 3. (Андреев, Белый, Кузмин, Сологуб и др.)
Библиотека русской классики, выпуск 6. 9Беляев, Грин, Куприн, А.Н.толстой)
Русская литература от Нестора до Маяковского.
Русская поэзия XVII-XX веков.
Хрестоматия по русской литературе.
Русская литература. Мультимедийная энциклопедия.
Мудрые мысли и изречения. Том 3.
Д.Н.Мамин-Сибиряк. Алёнушкины сказки.
А.Грин “Алые паруса”..
А.С.Пушкин. Стихи и сказки.
Н.В.Гоголь. Школьная хрестоматия. Начитанные сокращённые тексты.
А.П.Чехов. Рассказы.
Л.Н.Толстой. Школьная хрестоматия. Начитанные сокращённые тексты