с. Морское
Рабочая программа по предмету «литературное чтение» состоит из следующих разделов : пояснительная записка, планируемые предметные результаты освоения учебной программы ,содержание учебного предмета , тематический план и приложения ( приложение №1 Календарно-тематическое планирование ).
Рабочая программа предназначена для обучающихся 3-в класса с крымскотатарским языком обучения и составлена в соответствии с требованиями Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» .
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.07.2015 №734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015» .
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 №576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2014 №253»
Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым».
Основная образовательная программа начального общего образования в контексте ФГОС. Принята решением педсовета МБОУ «Морская средняя общеобразовательная школа» городского округа Судак. (протокол №1 от 20.08.2015г.)
и авторской программы Л.Ф.Климанова,В.Г.Горецкий,М.В.Голованова,Л.А.Виноградская,М.В.Бойкина.« Литературное чтение 3 класс» («Школа России»).
Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
контрольные работы ,проекты,тесты.
Рукописные книги древней Руси.
Первопечатник Иван Федоров.
Русские народные песни.
Докучные сказки.
Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».
1. Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; 2. А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; 3. И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; 4. И. З. Суриков. «Детство», «Зима».
1. А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; 2. И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; 4. Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».
1. Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы»; 2. К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; 3. И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».
1. Д. Н. Мамин - Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; 2. В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»; 3. В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».
1. М. Горький. «Случай с Евсейкой»; 2. К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»; 3. А. И. Куприн. «Слон».
1. С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; 2. А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; 3. С. А. Есенин. «Черемуха».
1. М. М. Пришвин. «Моя Родина»; 2. И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»; 3. В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; 4. В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; 5. Б. С. Житков. «Про обезьянку»; 6. В. Л. Дуров. «Наша Жучка»; 7. В. П. Астафьев. «Капалуха»; 8. В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».
1. С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; 2. А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»; 3. С. В. Михалков. «Если...»; 4. Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».
1. Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»; 2. А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»; 3. М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»; 4. Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; 5. В. Ю. Драгунский. «Друг детства».
1. Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; 2. Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»; 3. Р. Сеф. «Веселые стихи».
«Храбрый Персей».
Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок»
№ п/п | Сроки выполнения | Название раздела (кол-во часов), темы урока | Деятельность ученика | Вид контроля |
| план | факт | | | |
Самое великое чудо на свете (2 ч) |
1 | | | Водный урок по курсу литературного чтения. | Ориентироваться в учебнике, знать и понимать систему условных обозначений, находить нужную главу, предполагать на основе названия содержание главы, пользоваться словарём, составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника Регулятивные Работать с учебником, находить нужную информацию. | текущий |
2 | | | Самое великое чудо на свете. (4 ч ) Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.Путешествие в прошлое. . | текущий |
Устное народное творчество. (6 ч) |
3 | | | Русские народные песни Докучные сказки | Прогнозировать содержание раздела, планировать работу по теме, читать текст вслух целыми словами, находить необходимую информацию, обобщать её, находить книги в школьной библиотеке, придумывать рассказы, участвовать в работе пары, группы, договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проверять себя и самостоятельно оценивать свои результаты.Личностные-посещать по – своему желанию библиотеку для подготовки к урокам чтения, самостоятельно выполнять домашнее задание по литературному чтению,Проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях. Регулятивные формулировать учебную задачу и стараться её выполнить, Читать в соответствии с целью чтения, Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал, фиксировать причины неудач, пути их исправления. Коммуникативные- строить рассуждения и доказательство своей точки зрения 7 – 8 предложений, проявлять терпимость к альтернативному мнению, работать в паре и группе. | текущий |
4 | | | Народные промыслы. | текущий |
5 | | | Русская народная сказка ”Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”. | текущий |
6 | | | “Иван царевич и серый волк”. Русская народная сказка. | текущий |
7 | | | “Сивка - Бурка”. Русская народная сказка. Тест. | текущий |
8 | | |
Проверочная работа по теме:”Устное народное творчество.” КИМы. Проект:»Сочиняем сказку”. | Проверочная раб |
Поэтическая тетрадь 1. (6ч) |
9 | | | Как научиться читать стихи. Я Смоленский. | Прогнозировать содержание раздела, планировать работу по теме, различать виды устного народного творчества, воспроизводить наизусть текст русских народных песен, принимать участие в коллективном сочинении сказок, ускорять или замедлять темп чтения, сравнивать содержание сказок, делить текст на части, пересказывать текст по самостоятельно составленному плану, называть основные черты характера героев сказок, участвовать в работе пары, группы, договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проверять себя и самостоятельно оценивать свои результаты..Личностные - находить произведения УНТ , произведения писателей и поэтов других народов, читать их, знакомить с ними слушателей (класс), находить общее с русской культурой, осознавать общность нравственных ценностей., Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать вопросы и задания для одноклассников, предлагать варианты литературно – творческих работ, находить необычные повороты речи, эпитеты, сравнения, испытывать при этом чувство радости, что увидел, заметил, осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения.Прогнозировать содержание раздела, читать выразительно стихи, определять различные | текущий |
10 | | | Ф.И.Тютчев:”Весенняя гроза” “Листья” | текущий |
11 | | | А.А. Фет “Глянь – ка, мама, из окошка”, “Зреет рожь над жаркой нивой”. | текущий |
12 | | | И.С. Никитин”Полно, степь моя”. И С. Никитин”Встреча зимы”. | текущий |
текущий |
13 | | | И.З. Суриков “Детство”. И.З. Суриков”Зима”. | текущий |
текущий |
14 | | | Обобщение по разделу: Поэтическая тетрадь 1. Проверь себя. | |
Великие русские писатели. (11 ч) |
15 | | | Детские годы А.С. Пушкина. А.С. Пушкин .Отрывки из романов. | средства выразительности, сочинять свои стихи, участвовать в работе группы, читать свои стихи друг другу, , самостоятельно оценивать свои результаты. Познавательные:- Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, Регулятивные: Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, Коммуникативные:Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы Личностные Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине. Прогнозировать содержание раздела, читать вслух и про себя, постепенно увеличивая темп, понимать содержание прочитанного, объяснять значениенекоторых слов, использовать средства художественной выразительности, знать особенности литературной сказки, определять нравственный смысл,текущий давать характеристику героев, сравнивать рассказ описание и рассказ – рассуждение, определять особенности басни, представлять героев басни, характеризовать героев басни, инсценировать басню, проверять себя самостоятельно и оценивать достижения. ЛичностныеНаходить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты, испытывать при этом чувство радости и удовольствия от того, чтозаметил. ПознавательныеОпределять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения. Регулятивные Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.), Коммуникативные Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы. | текущий |
16 | | | А.С.Пушкин “Зимнее утро”. А. С. Пушкин. “Зимний вечер”. | текущий |
текущий |
17 18 | | | А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о его прекрасной Царевне Лебеди». | текущий |
19 | | | И. А. Крылов. «Мартышка и очки». | текущий |
20 | | | И. А. Крылов. «Зеркало и обезьяна». И.А. Крылов. «Ворона и лисица»». Обобщение творчества И.А. Крылова. | текущий |
21 | | | М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко М. Ю. Лермонтов. «Утёс». М. Ю. Лермонтов. «Осень». Детство Л. Н. Толстого. (из воспоминаний писателя). | текущий |
22 | | | Л. Н. Толстой. «Акула». | текущий |
23 | | | Л. Н. Толстой. «Прыжок». | текущий |
24 | | | Л. Н. Толстой. «Лев и собачка». | текущий |
25 | | | Л. Н. Толстой. «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». | текущий |
26 | | | Проверочная работа к разделу «Великие русские писатели». | Проверочная раб |
Поэтическая тетрадь 2. (4 ч) |
27 28 | | | Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…». Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы». К. Д. Бальмонт. «Золотое слово». | Познавательные - анализировать литературный текст с опорой на вопросы, проявлять индивидуальные творческие способности., - выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ). Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения, Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, привыполнении проектных заданий. Регулятивные - Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей,. Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания | текущий |
29 30 | | | И. А. Бунин. «Детство». «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги…». Проверочная работа №4 к разделу «Поэтическая тетрадь 2». |
Проверочная раб |
Литературные сказки. (5 ч) |
31 32 | | | Д. Мамин-Сибиряк. «Присказка к «Алёнушкиным сказкам». Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». |
(шкалы, лесенки, баллы и пр.). Коммуникативные - Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «-», «?»). Фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Прогнозировать содержание раздела, воспринимать стихи на слух, следить за выражением и развитием чувств в лирических произведениях, объяснять смысл непонятных слов с помощью словаря, высказывать свои собственные впечатления от прочитанного произведения, создавать словесные картины по тексту, читать стихи выразительно, оценивать свои достижения. Личностные Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине. | текущий |
33 | | | В. Гаршин. «Лягушка-путешественница».Контрольная работа за первое полугодие. | текущий |
34 | | | В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович». | текущий |
35 | | | Урок-КВН. (обобщающий урок по первой части учебника). Проверь себя. | Проверочная раб |
Были- небылицы. (4 ч) |
36 | | | М. Горький. «Случай с Евсейкой». | ПознавательныеЗнать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине. КоммуникативныеСтроить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы. РегулятивныеЧитать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.). Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре)Прогнозировать содержание раздела, воспринимать на слух текст литературных сказок, читать сказки вслух и про себя, используя приёмы выразительного чтения, сравнивать содержание литературной и народной сказки, определять нравственный смысл сказки, наблюдать за развитием и последовательностью событий, определять авторское отношение к изображаемому, читать сказку в лицах, оценивать свои достижения.. | текущий |
37 | | | К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей». | текущий |
38 | | | А. Куприн. «Слон». | текущий |
39 | | | А. Куприн. «Слон». Обобщающий урок-путешествие по «Былям-небылицам». Проверь себя. | текущий |
Поэтическая тетрадь 3 .(3 ч) |
40 | | | Саша Чёрный. «Что ты тискаешь утёнка?..», «Воробей», «Слон». А. Блок. «Ветхая избушка». «Сны», «Ворона». | Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения. Предлагать варианты литературно-творческих работ (литературных проектов, тем для сочинений и др.). Познавательные Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения, Коммуникативные Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия | текущий |
41 | | | С. Есенин. «Черёмуха». | |
42 | | | Урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь 1». Проверь себя. | текущий |
Люби живое. (10ч) |
43 | | | М. Пришвин. «Моя Родина». (Из воспоминаний). | Регулятивные Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.). Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы Прогнозировать содержание раздела, определять особенности сказки и рассказа, различать вымышленные события и реальные, определять нравственный смысл поступков героев, выражать собственное отношение к поступкам героев, находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте, составлять план для краткого и полного пересказа, передавать текст подробно и кратко, выборочно, определять характеристики героев с опорой на текст, рассказывать о прочитанных книгах, самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории, находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль, читать выразительно, по ролям. Личностные Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников. Познавательные Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать её,Сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений. | текущий |
44 | | | И. Соколов-Микитов. «Листопадничек». | текущий |
45 | | | И. Соколов-Микитов. «Листопадничек». | текущий |
46 | | | В. И. Белов. «Малька провинилась», «Ещё раз про Мальку». | текущий |
47 | | | В. И. Белов. «Малька провинилась», «Ещё раз про Мальку». | текущий |
48 | | | В. Бианки. «Мышонок Пик». | текущий |
49 | | | В. Бианки. «Мышонок Пик». | текущий |
50 | | | Б. С. Житков. «Про обезьянку». | текущий |
52 | | | В. П. Астафьев. «Капалуха». | текущий |
50 | | | В. Ю. Драгунский. «Он живой» В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится». Урок-конференция «Земля – наш дом родной». (обобщающий урок по теме «Люби живое»). Проверь себя. | текущий |
Поэтическая тетрадь 4 (4 ч) |
53 | | | С. Я. Маршак. «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной». | Регулятивные Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Коммуникативные Объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности. | текущий |
54 | | | А. Барто. «Разлука», «В театре». | текущий |
55 | | | С. В. Михалков. «Если». | текущий |
56 | | | Е. Благинина. «Кукушка», «Котёнок». | текущий |
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок. (8 ч) |
57 | | | Б. Шергин. «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». | Прогнозировать содержание раздела, читать выразительно, отражая настроение, находить в стихотворении яркие образные слова и выражения, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему, выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно, объяснять смысл выражений с опорой на текст, определять авторское отношение к изображаемому, придумывать стихотворные тексты, проверять правильность высказывания, сравнивая его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения. . Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное Личностные Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто её чувствует и понимает, часто к ней обращается., понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов. Регулятивные Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи. | текущий |
58 59 | | | А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Ещё мама». | текущий |
60 | | | М. Зощенко «Золотые слова» | текущий |
61 | | | М. Зощенко «Великие путешественники». | текущий |
62 | | | Н. Носов. «Федина задача» «Телефон» | текущий |
63 | | |
Проверочная работа по разделу. | Проверочная раб |
По страницам детских журналов. (8 ч) |
64 | | | Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» | Коммуникативные Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ. Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, используя условные знаки, читать и воспринимать на слух произведения, определять жанр произведения, составлять план, рассказывать о герое, используя текст, определять основную мысль текста, сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора, пересказывать произведения на основе плана, придумывать свои рассказы о животных,с рассказом автора, пересказывать произведения на основе плана, придумывать свои рассказы о животных, проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения. Личностные Анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности. | текущий |
65 | | | Ю Ермолаев “Воспитатели”, «Проговорился», | текущий |
66 | | | Г. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды».»Весёлые стихи» | текущий |
67 | | | Контрольная работа за год. | Проверочная раб |
68 | | | Итоговый урок за год | текущий |