СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению 2 класса "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На изучение литературного чтения во 2 классе отводится 136 часов (4 часа в неделю). Срок реализации программы 1 год. Логика изложения и содержание рабочей программы по литературному чтению для 2 общеобразовательного класса полностью соответствуют авторской программе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 2 класса "Школа России"»





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа по литературному чтению для 2 общеобразовательного класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Камень-на-Оби составлена на основе следующих программ:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2009.

2. Примерная программа начального общего образования по литературному чтению Федерального государственного образовательного стандарта, 2009.

3. Основная общеобразовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ №1». 

4. Авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Бойкиной «Литературное чтение. 1-4 классы», 2011.

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года, планируемых результатов начального общего образования, соответствует базисному учебному плану МБОУ «СОШ №1», рассчитанному на шестидневную рабочую неделю и разработанному на основе Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ 2009 года, базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Алтайского края, Устава образовательного учреждения с учетом требований установленных СанПиНами 2.4.2.2821-10. Вид реализуемой программы: начальная общеобразовательная.

На изучение литературного чтения во 2 классе отводится 136 часов (4 часа в неделю). Срок реализации программы 1 год.

Логика изложения и содержание рабочей программы по литературному чтению для 2 общеобразовательного класса полностью соответствуют авторской программе. В рабочую программу не внесено изменений.

Цель:

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными ви­дами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формиро­вание читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

Задачи:

-знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценно­стям;

- ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека; формирование навыков доброжелательного сотрудничества.

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной шко­ле имеет большое значение в решении задач не только обуче­ния, но и воспитания.

Данная программа знакомит учащихся с доступными их возрасту художе­ственными произведениями, духовно-нравственное и эстети­ческое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценно­стям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими прин­ципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является фор­мирование навыка чтения и других видов речевой деятельно­сти учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окру­жающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повыша­ется уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различ­ными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, спра­вочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами рабо­ты с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащих­ся к чтению художественных произведений. Внимание начи­нающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Для реализации программного содержания используется УМК:

Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч.– М.: Просвещение, 2012

М.В.Бойкина, Л.А.Виноградская Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2014

Для реализации программного содержания используется:

Андрюхова Л. Л., Шевердина Н. А. Уроки развития речи в начальной школе – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003

Антонова Л. Г. Развитие речи. Уроки риторики - Ярославль: Академия развития, 1997

Борунова С. Н. Орфоэпический словарь русского языка. – М.: Рус. Яз.,1988

Волина В.Учимся играя – М: Новая школа, 1994

Даль В. И. Пословицы русского народа. В 2-х т. – М.: Худож. лит., 1984

Каландарова Н. Н. Уроки речевого творчества – М.: ВАКО, 2009

Калмыкина И. Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях – Ярославль: Академия развития, 1998

Калмыкова И. Р. 50 игр с буквами и словами – Ярославль: Академия развития, 2001

Коноваленко В. В. Артикуляционая и пальчиковая гимнастика – М.: Гном и Д, 2001

Куликовская Т. А. Забавные чистоговорки. Мы говорим правильно – М.: Гном и Д, 2001

Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению к УМК Л. Ф. Климановой и др. (М.: Просвещение) –2 класс – М.: ВАКО, 2012

Матвеева Е. И. Учим младших школьников понимать текст – М.: ВАКО, 2005

Начальная школа. Ежемесячный научно-методический журнал.

Начальная школа. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября».

Ожегов С.И. Словарь русского языка/ под ред. Н.Ю.Шведовой, -М., Рус. Язык, 2000

Рыбина А. Ф. Коррекция звукопроизношения у детей – Волгоград: Учитель, 2003

Соколова Т. Н Школа развития речи – М.: Росткнига, 2007

Сухин И. Г. Занимательные материалы – М.: ВАКО, 2004

Сухин И. Г. Литературные викторины, тесты и сказки-загадки – М.: Новая школа, 1998

Сухин И. Г. Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков – Ярославль: Академия развития, 2002

Узорова О. В., Е. А. Нефёдова Е. А. Тексты по проверке техники чтения. М.: АСТ - Астрель, 2005

Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Практическое пособие по развитию речи – М.: Аквариум, 1997

Эдигей В. Б. Увлечение чтением. Уроки развития мышления и техники чтения – М.: УЦ Перспектива, 1997

Для реализации программы используются педагогические технологии: здоровьесберегающие, игровые, системно-деятельностного подхода, проблемного обучения, информационно-коммуникативные.

ЦОРы

Электронное приложение к учебнику «Литературное чтение», 2 класс (1CD)

Интернет-ресурсы и образовательные Интернет-порталы

http://standart.edu.ru/ - официальный сайт ФГОС

http://fgos.isiorao.ru/index.php - сайт ИСИО РАО

http://school-russia.prosv.ruофициальный сайт

http://www.uroki.net/.htm

http://www.uchportal.ru

http://school-collection.edu.ru/

http://nsportal.ru/

http://metodsovet.su/

http://pedsovet.org/m/my/

http://www.rusedu.ru/

http://www.proshkolu.ru/user/mivemi1976/


ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ». 2 КЛАСС

Личностные УУД:

Обучающиеся научатся:

на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);

с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире.



Обучающиеся получат возможность научиться:

понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;

с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях o Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;

самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать; создавать собственные высказывания и произведения о Родине.

Метапредметные УУД

Регулятивные УУД:

Обучающиеся научатся:

сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала урока в процессе его изучения;

формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;

читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);

коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;

коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;

контролировать выполнение действий в соответствии с планом;

оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;

оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;

выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре;

фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;

анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;

осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.


Обучающиеся получат возможность научиться:

формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);

составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;

выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;

оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);

определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме?Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;

фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);

анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»);

фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;

предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;

осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Познавательные УУД:

Обучающиеся научатся:

пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;

отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;

понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;

сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку;

сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;

создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений;

понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;

проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;

определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей тетради;

понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.).

Обучающиеся получат возможность научиться:

определять информацию на основе различных художественных объектов, например литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;

анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;

сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;

самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;

понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;

проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;

определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;

создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;

сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;

соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.

Коммуникативные УУД:

Обучающиеся научатся:

вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;

создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;

оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;

не конфликтовать, использовать вежливые слова;

в случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;

употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;

оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;

принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;

определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;

оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;

находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;

готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.



Обучающиеся получат возможность научиться:

высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

понимать цель своего высказывания;

пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;

участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;

создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;

объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;

отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;

опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;

формулировать цель работы группы, принимать и сохранять её на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;

определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;

определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;

руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;

объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;

находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);

готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);

озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.



Предметные результаты:

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающиеся научатся:

понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментированное чтение, чтение диалога, выборочное чтение);

читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора;

ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;

просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради»;

осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;

распределять загадки по тематическим группам, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;

соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков.

Обучающиеся получат возможность научиться:

читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осуществлять подготовку к праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями;

употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;

наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;

рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;

пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя;

осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями o прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях;

пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;

составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу.

Творческая деятельность

Обучающиеся научатся:

пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;

составлять собственные высказывания на основе произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.

Обучающиеся получат возможность научиться:

сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

творчески пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя.

Литературоведческая пропедевтика

Обучающиеся научатся:

различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;

находить различия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий;

использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.

Обучающиеся получат возможность научиться:

понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;

определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами;

находить в произведении средства художественной выразительности;

понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательство этому в тексте.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»


Номер раздела

Наименование раздела


Всего часов

на раздел

Их них:

теоретические

занятия

проекты

наизусть

Раздел 1.

Вводный урок по курсу литературного чтения

1

1



Раздел 2.

Самое великое чудо на свете

4

3

1


Раздел 3.

Устное народное творчество

15

15



Раздел4.

Люблю природу русскую. Осень

8

8



Раздел5.

Русские писатели

14

14



Раздел 6.

О братьях наших меньших

12

12



Раздел 7.

Из детских журналов

9

8

1


Раздел 8.

Люблю природу русскую. Зима

9

8


1

Раздел 9.

Писатели – детям

17

15


2

Раздел 10.

Я и мои друзья

10

10



Раздел 11.

Люблю природу русскую. Весна

10

7

1

2

Раздел 12.

И в шутку и всерьёз

14

13


1

Раздел 13.

Литература зарубежных стран

13

12

1


ИТОГО

136

126

4

6


Основное содержание учебного предмета «Литературное чтение»

Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

Виды речевой и читательской деятельности:

- умение слушать (аудирование);

- чтение (вслух и про себя);

- работа с разными видами текста;

- библиографическая культура (работа с текстом художественного произведения, работа с научно-популярными, учебными и другими текстами);

- умение говорить (культура речевого общения);

- письмо (культура письменной речи).

Круг детского чтения.

Литературоведческая пропедевтика.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных

произведений).

Самое великое чудо на свете

Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»

Высказывания о книгах К. Ушинского, М. Горького, Л. Толстого

Напутствие читателю Р. Сефа

Устное народное творчество

Русские народные песни. Потешки и прибаутки. Считалки и небылицы. Загадки.

Русские народные сказки «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси - лебеди».

Люблю природу русскую. Осень

Осенние загадки.

Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. Плещеева, А. Фета, А. Толстого, С. Есенина

Русские писатели

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», вступление к поэме «Руслан и Людмила».

И. А. Крылов. Басни.

Л. Н. Толстой. Басни и рассказы.

О братьях наших меньших

Веселые стихи о животных А. Шибаева, Б. Заходера, И. Пивоваровой, В. Берестова.

Рассказы о животных М. Пришвина, Е. Чарушина, Б. Житкова, В. Бианки.

Научно-популярный текст Н. Сладкова.

Из детских журналов

Игра в стихах Д. Хармс, Ю. Владимиров, А. Введенский

Проект «Мой любимый детский журнал»

Люблю природу русскую. Зима

Зимние загадки.

Лирические стихотворения И. Бунина, К. Бальмонта, Я. Акима, Ф. Тютчева, С. Есенина, С. Дрожжина.

Русская народная сказка «Два Мороза»

Новогодняя быль С. Михалкова

Веселые стихи о зиме А. Барто, А. Прокофьева

Писатели детям

К. Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе».

С. Я. Маршак «Кот и лодыри»

С. В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли»

А. Л. Барто. Стихи.

Н. Н. Носов. Юмористические рассказы для детей

Я и мои друзья

Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э. Мошковской, В. Лунина.

Рассказы Н. Булгакова, Ю. Ермолаева, В. Осеевой.

Люблю природу русскую. Весна

Весенние загадки.

Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Блока, И. Бунина, С. Маршака, Е. Благининой, Э. Мошковской.

И в шутку и в серьез

Веселые стихи Б. Заходера, Э. Успенского, В. Берестова, И. Токмаковой.

Веселые рассказы для детей Э. Успенского, Г. Остера, В. Драгунского.

Литература зарубежных стран

Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С. Маршака, В. Викторова, Л. Яхнина.

Ш. Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка»

Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине»

Эни Хогарт «Мафин и паук»

Проект «Мой любимый писатель-сказочник»

Форма организации учебного процесса

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Для реализации программы используются:

Типы уроков:

-урок изучения нового материала;

-урок совершенствования знаний, умений и навыков;

-урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;

-комбинированный урок;

-урок-практикум;

-урок контроля умений и навыков;

-урок развития речи;

-урок контроля и мониторинга знаний;

-урок исследовательской деятельности;

-урок защиты проектов;

-урок тестирования

Виды уроков:

-урок – беседа;

-урок – экскурсия (заочное путешествие);

-урок – игра;

-выполнение учебного проекта

Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

-словесные, наглядные, практические;

-индуктивные, дедуктивные;

-репродуктивные, проблемно-поисковые;

-самостоятельные, несамостоятельные

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

-стимулирование и мотивация интереса к учению;

-стимулирование долга и ответственности в учении

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

-устного контроля и самоконтроля;

-практического контроля и самоконтроля.

Технологии, используемые в обучении:

-традиционная;

-здоровьесберегающие;

-технология личностно-ориентированного развивающего обучения;

-технология саморазвития личности;

-интегрированная технология развивающего обучения;

-информационные технологии;

-технология исследовательской деятельности;

-технология применения средств ИКТ в предметном обучении;

-технология уровневой дифференциации;

-технология формирования вариативной деятельности;

-перспективно-опережающие технологии;

-технологии проблемного обучения;

-проблемно-диалогическая технология;

-технология деятельностного метода;

-игровые технологии


СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ

ПЛАНИРУЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Критерии оценки

Оценка «5»: 1 полугодие - чтение плавное по слогам, чтение отдельными простыми словами; темп чтения не менее 35 слов в минуту; 2 полугодие - чтение плавное по слогам, чтение целыми трудными словами со скоростью не менее 50 слов в минуту, отчетливо произносит звуки, не допускает искажений, замен; правильно ставит ударение в словах, соблюдает при чтении паузы и интонации, соответствующие знакам препинания в конце предложения; умеет правильно найти в тексте ответ на вопрос и последовательно передать содержание прочитанного; твердо знает текст стихотворения для заучивания наизусть, умеет его выразительно читать.

Оценка «4»: 1 полугодие - чтение плавное целыми словами, темп чтения не менее 30 слов в минуту; 2 полугодие - чтение плавное целыми словами со скоростью не менее 45 слов в минуту, допускает при чтении 1-2 ошибку в словах, в расстановке ударений и при соблюдении пауз и интонации конца предложения; правильно пересказывает прочитанный текст и отвечает на вопросы учителя, не допускает речевые неточности4 знает наизусть стихотворение, но допускает при чтении наизусть перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка «3»: 1 полугодие - чтение отрывистое, по слогам, со скоростью не менее 25 слов в минуту; 2 полугодие - чтение плавное, по слогам, темп чтения не менее 40 слов в минуту, допускает при чтении 3-5 ошибок на замену, пропуск, перестановку слогов и слов, не соблюдает пауз между словами, предложениями; пересказывает текст, нарушая последовательность, допускает речевые ошибки; знает наизусть стихотворение, но при воспроизведении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка «2»: 1 полугодие - чтение по буквам, читает отрывисто, по слогам, с элементами побуквенного чтения; темп чтения до 25 слов в минуту; 2 полугодие - чтение отрывистое со скоростью менее 25 слов в минуту; допускает при чтении 6 ошибок и более, замену букв, пропуск, перестановку слогов; не соблюдает пауз между словами и предложениями; не воспроизводит содержания текста с помощью вопросов учителя; при чтении наизусть нарушает последовательность, не полностью воспроизводит текст прочитанного.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

  • неправильная постановка ударений (более 2);

  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

  • непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;

  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

  • неточности при формулировке основной мысли произведения;

  • нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Оборудование класса

Компьютерный стол

Стол учительский с тумбой

Ученические двухместные столы с комплектом стульев

Шкафы для хранения учебной литературы, дидактических материалов, книг, пособий, рабочих тетрадей и др

ТСО

Компьютер с выходом в Интернет

Магнитная доска

Магнитофон

Мультимедийный проектор

Принтер

Цифровой фотоаппарат

Экспозиционный экран

Печатные пособия

Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы.

Карточки с заданиями

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой.

Словари.

Репродукции картин и художественные фотографии.

Детские книги разных типов из круга детского чтения.

Портреты поэтов и писателей.








КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ», 2 КЛ., 4 Ч/НЕДЕЛЮ

Но

мер уро

ка

Срок проведения

Тема урока

Виды деятельности обучающихся (практические, лабораторные, контрольные работы, экскурсии и др.)

Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке

Информационные ресур

сы







Раздел1. Вводный урок по курсу литературного чтения, 1 ч.

1

Сентябрь,1не

деля

Знакомство с учебником по литературному чтению. Словарь. Система условных обозначений.



Печатно-словесный, устный

Учебник


Рабочая тетрадь


Электронное приложение к учебнику


Словари

Раздел 2. Самое великое чудо на свете, 4 ч.

2


Знакомство с названием раздела. Любимые книги.


Печатно-словесный, устный

Учебник


Рабочая тетрадь


Электронное приложение к учебнику


Словари


Портреты писателей

3


Проект: «О чём может рассказать школьная библиотека».

Проект

Оценочный

4


Старинные и современные книги.


Презентация

5

2не

деля

Р. Сеф «Читателю».


Устный

Раздел 3. Устное народное творчество, 15 ч.

6


Знакомство с названием раздела. Устное народное творчество.


Печатно-словесный, устный

Учебник


Рабочая тетрадь


Электронное приложение к учебнику


Словари


Портреты писателей

7


Русские народные песни.


Печатно-словесный, устный

8


Русские народныепотешки и прибаутки.


Печатно-словесный, устный

9

3не

деля

Считалки и небылицы.


Презентация

10


Загадки. Пословицы и

поговорки.


Презентация

11


Ю.Коваль. Сказки.

Ю.Мориц. Сказка по лесу идёт.


Печатно-словесный, устный

12


Сказка. « Петушок и бобовое зёрнышко»


Презентация

13

4не

деля

Сказка. «У страха глаза велики».


Печатно-словесный, устный

14


Сказка о животных. «Лиса и тетерев».


Презентация

15


Сказка «Лиса и журавль».


Печатно-словесный, устный

16


Сказка «Каша из топора».


Печатно-словесный, устный

17

Октябрь, 5не

деля

Сказка «Гуси-лебеди».


Презентация

18


Сказка «Гуси-лебеди».


Печатно-словесный, устный

19


Разноцветные страницы.


Презентация

20


Проверим себя и оценим свои достижения.


Презентация

Раздел 4. Люблю природу русскую. Осень, 8 ч.

21

6не

деля

Знакомство с названием раздела «Люблю природу русскую». Осенние загадки.


Презентация

Учебник


Рабочая тетрадь


Электронное приложение к учебнику


Словари


Портреты писателей

22


Ф.Тютчев. « Есть в осени первоначальной…»


Презентация

23


К. Бальмонт «Поспевает брусника…»А.Плещеев. «Осень наступила…»


Печатно-словесный, устный

24


А. Фет « Ласточки пропали…»


Печатно-словесный, устный

25

7не

деля

«Осенние листья» – тема для поэтов


Презентация

26


Б. Берестов «Хитрые грибы».«Грибы».


Печатно-словесный, устный

27


М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом...»


Печатно-словесный, устный

28


Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения.


Презентация

Раздел 5. Русские писатели, 14 ч.

29

8не

деля

Знакомство с названием раздела. А. С. Пушкин – великий русский писатель.


Презентация

Учебник


Рабочая тетрадь


Электронное приложение к учебнику


Словари


Портреты писателей

30


А. С. Пушкин Вступление «к поэме «Руслан и Людмила».


Устный, наглядный

31


А. С. Пушкин «Вот север…», «Зима».


Печатно-словесный, устный

32


А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».


Презентация

33

Ноябрь, 9не

деля

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».


Презентация

34


А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».


Печатно-словесный, устный

35


И. А. Крылов «Лебедь, рак и щука»


Презентация

36


И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей»


Печатно-словесный, устный

37

10не

деля

Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек»


Печатно-словесный, устный

38


Л. Н. Толстой «Филипок»


Печатно-словесный, устный

39


Л. Н. Толстой «Филипок


Презентация

40


Л.Толстой«Котёнок», «Правда всего дороже».


Печатно-словесный, устный

41

11не

деля

Разноцветные страницы.


Печатно-словесный, устный

42


Проверим себя и оценим свои достижения.


Презентация

Раздел 6. О братьях наших меньших, 12 ч.

43


Знакомство с названием раздела «О братьях наших меньших». А. Шибаев «Кто кем становится?»


Презентация

Учебник


Рабочая тетрадь


Электронное приложение к учебнику


Словари


Портреты писателей

44


Б. Заходер «Плачет киска» И.Пивоварова «Жила-была собака».


Печатно-словесный, устный

45

Декабрь, 12не

деля

В. Берестов «Кошкин щенок»


Печатно-словесный, устный

46


М. Пришвин «Ребята и утята»


Презентация

47


М. Пришвин «Ребята и утята»


Печатно-словесный, устный

48


Е. Чарушин «Страшный рассказ»


Презентация

49

13не

деля

Е. Чарушин «Страшный рассказ»


Печатно-словесный, устный

50


Б. Житков «Храбрый утёнок»


Печатно-словесный, устный

51


В. Бианки «Музыкант».


Печатно-словесный, устный

52


В. Бианки «Сова»


Печатно-словесный, устный

53

14не

деля

Разноцветные страницы.


Презентация

54


Проверим себя и оценим свои достижения.


Презентация

Раздел 7. Из детских журналов, 9 ч.

55


Знакомство с названием раздела «Из детских журналов». Д. Хармс «Игра».


Печатно-словесный, устный

Учебник


Рабочая тетрадь


Электронное приложение к учебнику


Словари


Портреты писателей

56


Д. Хармс «Вы знаете?».


Печатно-словесный, устный

57

15не

деля

Д. Хармс, С. Маршак «Весёлые чижи»


Печатно-словесный, устный

58


Д. Хармс «Что это было?» Д. Хармс, Н. Гернет«Очень-очень вкусный пирог»


Печатно-словесный, устный

59


Ю. Владимиров «Чудаки».


Печатно-словесный, устный

60


А. Введенский «Учёный Петя».


Печатно-словесный, устный

61

Январь, 16не

деля

Проект: «Мой любимый детский журнал».

Проект

Оценочный

62


А. Введенский «Лошадка». Разноцветные страницы.


Печатно-словесный, устный

63


Проверим себя и оценим свои достижения


Печатно-словесный, устный

Раздел 8. Люблю природу русскую. Зима, 9 ч.

64


Знакомство с названием раздела «Люблю природу русскую. Зима»


Презентация

Учебник


Рабочая тетрадь


Электронное приложение к учебнику


Словари


Портреты писателей

65

17не

деля

И. Бунин «Зимним холодом пахнуло».К. Бальмонт «Светло-пушистая снежинка» Я. Аким «Утром кот…»


Печатно-словесный, устный

66


Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…»


Печатно-словесный, устный

67


С. Есенин «Поёт зима –аукает…»


Презентация

68


С. Есенин «Берёза»

Наизусть

Печатно-словесный, устный

69

18не

деля

Сказка. Два Мороза.


Оценочный, устный

70


С. Михалков «Новогодняя быль».


Печатно-словесный, устный

71


А. Барто «Дело было в январе», С. Дрожжин «Улицей гуляет»


Печатно-словесный, устный

72


Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения


Презентация

Раздел9. Писатели – детям, 17 ч.

73

Февраль, 19не

деля

Знакомство с названием раздела «Писатели - детям». К. И. Чуковский «Путаница»

Наизусть

отрывок

Презентация

Учебник


Рабочая тетрадь


Электронное приложение к учебнику


Словари


Портреты писателей

74


К. И. Чуковский «Радость»


Оценочный, устный

75


К. И. Чуковский «Федорино горе»


Презентация

76


К. И. Чуковский «Федорино горе»


Печатно-словесный, устный

77

20не

деля

С. Я. Маршак «Кот и лодыри»


Презентация

78


С. В. Михалков «Мой секрет».


Печатно-словесный, устный

79


С. В. Михалков «Сила воли».



80


С. В. Михалков «Мой щенок»


Презентация

81

21не

деля

А. Л. Барто «Веревочка».

Наизусть

Презентация

82


А. Барто «Мы не заметили жука», «В школу».


Оценочный, устный

83


А. Барто «Вовка - добрая душа».


Печатно-словесный, устный

84


Н. Н. Носов «Затейники»


Презентация

85

Февраль,22не

деля

Н. Н. Носов «Живая шляпа»


Печатно-словесный, устный

86


Н. Н. Носов «Живая шляпа»


Печатно-словесный, устный

87


Н. Н. Носов «На горке»


Печатно-словесный, устный

88


Н. Н. Носов «На горке»


Печатно-словесный, устный

89

Март, 23не

деля

Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения


Презентация

Раздел10. Я и мои друзья, 10 ч.

90


Знакомство с названием раздела «Я и мои друзья». В. Берестов «За игрой». Э. Мошковская «Я ушёл в свою обиду»


Печатно-словесный, устный

Учебник


Рабочая тетрадь


Электронное приложение к учебнику


Словари


Портреты писателей

91


В. Берестов «Гляжу с высоты». В. Лунин «Я и Вовка».


Печатно-словесный, устный

92


Н. Булгаков «Анна, не грусти!»


Печатно-словесный, устный

93

24не

деля

Ю. Ермолаев «Два

пирожных».


Печатно-словесный, устный

94


В. Осеева «Волшебное слово».


Печатно-словесный, устный

95


В. Осеева «Волшебное слово»


Печатно-словесный, устный

96


В. Осеева «Хорошее».


Печатно-словесный, устный

97

25не

деля

В. Осеева «Почему?»


Печатно-словесный, устный

98


В.Осеева «Почему?»


Печатно-словесный, устный

99


Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения


Презентация

Раздел11. Люблю природу русскую. Весна, 10 ч.

100


Знакомство с названием раздела «Люблю природу русскую. Весна». Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»

Наизусть

Презентация

Учебник


Рабочая тетрадь


Электронное приложение к учебнику


Словари


Портреты писателей

101

26не

деля

Ф. Тютчев «Весенние воды»


Оценочный, устный

102


А. Плещеев «Весна», «Сельская песенка»


Печатно-словесный, устный

103


А. Блок «На лугу». С. Маршак «Снег уже теперь не тот».


Печатно-словесный, устный

104


И. Бунин «Матери»


Печатно-словесный, устный

105

Апрель,27не

деля

А. Плещеев «В бурю».


Печатно-словесный, устный

106


Е. Благинина «Посидим в тишине»

Наизусть

Печатно-словесный, устный

107


Э. Мошковская «Я маму обидел…»


Оценочный, устный

108


С.Васильев «Белая берёза». Проекты.

Проект

Печатно-словесный, устный, оценочный

109

28не

деля

Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения


Презентация

Раздел12. И в шутку и всерьёз, 14 ч.

110


Знакомство с названием раздела «И в шутку и всерьёз». Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?»


Печатно-словесный, устный

Учебник


Рабочая тетрадь


Электронное приложение к учебнику


Словари


Портреты писателей

111


Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха»

Наизусть

Оценочный, устный

112


Э. Успенский «Чебурашка»


Печатно-словесный, устный

113

29не

деля

Э. Успенский «Если был бы я девчонкой»


Печатно-словесный, устный

114


Э. Успенский «Над нашей квартирой»


Печатно-словесный, устный

115


Э. Успенский «Память»


Печатно-словесный, устный

116


В. Берестов «Знакомый»»


Печатно-словесный, устный

117

30не

деля

В. Берестов «Путешественники»


Печатно-словесный, устный

118


В. Берестов «Кисточка»,

И. Токмакова«Плим»


Печатно-словесный, устный

119


И. Токмакова

«В чудной стране»


Печатно-словесный, устный

120


Г. Остер «Будем знакомы»


Печатно-словесный, устный

121

Май, 31не

деля

В. Драгунский «Тайное становится явным»


Печатно-словесный, устный

122


В. Драгунский «Тайное становится явным»


Печатно-словесный, устный

123


Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения


Печатно-словесный, устный

Раздел13. Литература зарубежных стран, 13 ч.

124


Знакомство с названием раздела «Литература зарубежных стран». Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог»


Презентация

Учебник


Рабочая тетрадь


Электронное приложение к учебнику


Словари


Портреты писателей

125

32не

деля

Английская народная песенка «Перчатки». «Храбрецы»


Печатно-словесный, устный

126


Песенки «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети…»


Печатно-словесный, устный

127


Ш. Перро «Кот в сапогах».


Презентация

128


Ш. Перро «Кот в сапогах».


Печатно-словесный, устный

129

33не

деля

Ш. Перро «Кот в сапогах».


Печатно-словесный, устный

130


Ш. Перро «Красная Шапочка».


Печатно-словесный, устный

131


Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине».


Презентация

132


Э. Хогарт «Мафин и паук».


Печатно-словесный, устный

133

34не

деля

Э. Хогарт «Мафин и паук».


Печатно-словесный, устный

134


Проект: «Мой любимый писатель-сказочник».

Проект

Оценочный

135


Разноцветные страницы.


Печатно-словесный, устный

136


Проверим себя и оценим свои достижения


Печатно-словесный, устный



Всего уроков:

136





Из них:






проекты

4





наизусть

6








21