Директор школы Зам. директора по УВР на заседании МО
_______ Миронова З.А. _________ Кувалдина Т.В. протокол № ____ от
Приказ №_______от « ___» сентября 2017г « ___» сентября 2017 г
Раздел курса | Содержание учебного предмета | К-во часов | Планируемые результаты |
Предметные умения | УУД |
1.Виды речевой деятельности. а)Аудирование | Понимание звучащей речи, умение задавать и отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения. | | Задает и отвечает на вопросы по содержанию. Воспринимает на слух художественное произведение. | Личностные качества: - положительно относится к урокам литературного чтения и к чтению книг. Регулятивные УУД: - понимает и принимает учебную задачу; прогнозирует; - осуществляет действияпо инструкции; - осуществляет самоконтроль и элементарный контроль. Познавательные УУД: - понимает прочитанное, находит в тексте нужные сведения; - выделяет главное; - составляет план; - ориентируется в книге и в группе книг, в Интернете (П-1); - устанавливает элементарную логическую причинно-следственную связь событий и действий героев (П-2.).Коммуникативные УУД: - участвует в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке; - пересказывает прочитанное; создает текст по образцу, по иллюстрации, по теме |
Б) Чтение Чтение вслух | Осмысленное, правильное, беглое, выразительное чтениес соблюдением интонационных норм (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения). Воспроизведение написанного без искажений. | | Читает плавно целыми словами вслух в индивидуальном темпе. Читает выразительно, передавая эмоциональный характер читаемого и соблюдая логическое ударение. |
- Чтение про себя | Осознание при чтении про себя смысла произведений. Умение находить в тексте необходимую информацию. | | Находит в тексте и книге необходимую информацию. Читает про себя. |
В) Говорение (культура речевого общения) | Диалог и монолог. Нормы речевого этикета. Основная мысль текста. Построение плана собственного высказывания. Устное продолжение прочитанного произведения, рассказ по иллюстрациям и репродукциям картин на заданную тему, по аналогии с прочитанным. | | Отвечает на вопросы по прочитанному; выслушивает собеседника, устно сочиняет по аналогии, рассказывает по иллюстрации, репродукции. |
Письмо (культура письменной речи) | Типы письменной речи: текст-повествование, текст-описание, текст- рассуждение. Создание собственных письменных высказываний: эссе, рассказ по картине, отзыв, аннотация. Соблюдение норм письменной речи. Соответствие содержания заголовку, последовательность изложения, использование в письменной речи выразительных средств языка. | | Различает текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение. Создает эссе, рассказ по картине, отзыв, аннотацию. Соблюдает норм письменной речи. |
2.Виды читательской деятельности А) Работа с разными видами текста | Виды текстов – художественные, учебные, научно-популярные. Прогнозирование содержания книги перед чтением и в процессе чтения. Тема текста, главная мысли. Деление текста на части, озаглавливание. | | Определяет виды текстов. Ориентируется в содержании книги по её обложке. Придумывает заголовок к тексту. Составляет план. Находит справочные и иллюстративные материалы. Называет элементы книги. Различает типы книг. Составляет каталожную карточку. Выбирает книгу на основе списка, картотеки, доступа к детским книгам в библиотеке. Понимает заголовок произведения. Характеризует героя произведения. Выявляет причины поступков героя и сравнивает их. Выявляет авторское отношение к герою. Определяет особенности художественного и научно-популярного текста. Составляет план. Пересказывает (подробно, частично, выборочно, творчески), составляет рассказ по иллюстрациям и по репродукциям картин. Определяют главную мысль текста. Делят текста на части. Находят опорные слова. Воспроизводят текст по опорным словам, плану, схеме. Подробно и выборочно пересказывает текст. |
Б) Библиографическая культура. | Книга: учебная, художественная, справочная. Книга - источник знаний. Элементы книги. Виды информации в книге: научная, художественная. Типы книг: книга-произведение, книга-сборник, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).Каталожная карточка. Выбор книг на основе рекомендательного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Самостоятельный поиск книг на заданную учителем тему. | |
В) Работа с текстом художественного произведения | Заголовок произведения. Характеристика героя произведения. Поступки героев. Авторское отношение к герою. Характеристика исторического героя – защитника Родины. Языковые и композиционные средства. Особенности художественного текста. План. Пересказ, рассказ по иллюстрациям и по репродукциям картин. | |
Г) Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. | Особенности научно-популярного текста. Главная мысль текста. Деление текста на части. Ключевые (опорные) слова. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, план, схему. Подробный и выборочный пересказ текста. | |
3. Круг детского чтения | Фольклорные и литературные художественные произведения разных жанров. Литературные произведения разных стран инародов. | | Заучивает стихотворения наизусть и декламирует их. Определяет автора и название книги; ориентируется в главах учебника. Рассказывает о прочитанной книге. |
4. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) | Сказки и рассказы в прозе и стихах, басни, песни, легенда, эпические и лирические стихотворения, очерки. Жанры, особенности композиции и выразительные средства. Понятия: художественное произведение, художественный образ, эпизод, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою. Разные виды текстов. Прозаическая и стихотворная речь. | | Выделяет художественные особенности сказок, их структуры (зачин, троекратный повтор, концовка), умение отличать сказку от рассказа. Находит в тексте (с помощью учителя) синонимы, антонимы, повторы, эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы, олицетворения, звукописи.Различает виды текстов: повествование (рассказ), описание (портрет, пейзаж, интерьер), рассуждение (монолог, диалог); прозаическую и стихотворную речь. |
5.Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) | Выразительное чтение, драматизация (чтение по ролям, живые картины, произнесение реплик героя с использованием мимики, развёрнутая драматизация); словесное, графическое, музыкальное иллюстрирование; составление диафильма (комикса); творческий пересказ, создание собственного текста по аналогии. | | Выразительно читает, участвует в драматизации; иллюстрирует прочитанноесловесно, графически, музыкально; составляет диафильм; творческий пересказ, создает свой текст по аналогии. |
Внеурочная деятельность на основе прочитанного на уроках литературного чтения | Пополнение и структуризация классной библиотечки (уголка чтения). Подготовка и проведение литературных викторин по творчеству любимых писателей. Создание рисунков к прочитанным произведениям. Участие в конкурсах чтецов. Создание коллажей по темам «Осень», «Зима», «Весна». Создание собственных сборников стихов, рассказов, сказок о любимых стихотворений о природе. | | | |
2.Виды читательской деятельности.
Г) работа с учебными, научно-популярными текстами.
3.Круг детского чтения.
4.Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение).
5.Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений).
Плановых проверочных работ 11, зачетов 0, тестов 0.
Планирование составлено на основе программы В.Г. Горецкого, В.Ф.Климановой, М.В. Головановой, Л.А.Виноградской, М.В. Бойкиной, «Литературное чтение»
М.В.Бойкина, Л.А.Виноградская, Литературное чтение, рабочая тетрадь для 3 класса - М.: Просвещение, 2014
Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению 3 класс. К учебнику Л.Ф. Климановой 2013 М.: ВАКО
№ | Дата | Тема урока | Количество часов | Примечание |
Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч) |
1 | | Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь | | |
Самое великое чудо на свете (4ч) |
2 | | Рукописные книги Древней Руси | | |
3 | | Первопечатник Иван Фёдоров | | |
4 | | Путешествие в прошлое. Подготовка сообщений об Иване Федорове | | |
5 | | Обобщение по разделу «Самое великое чудо на свете» | | |
Устное народное творчество (14ч) |
6 | | Русские народные песни | | |
7 | | Докучные сказки | | |
8 | | Народные промыслы | | |
9 | | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | | |
10 | | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | | |
11 | | «Иван царевич и серый волк». Русская народная сказка. | | |
12 | | «Иван царевич и серый волк». Русская народная сказка. | | |
13 | | “Сивка – Бурка”. Русская народная сказка. | | |
14 | | “Сивка – Бурка”. Русская народная сказка. с | | |
15 | | “Сивка – Бурка”. Русская народная сказка. Тест. | | |
16 | | Обобщение по теме: Устное народное творчество. Проверь себя. | | |
17 | | Проект «Сочиняем волшебную сказку» Входная проверка техники чтения. | | |
18 | | Проект «Сочиняем волшебную сказку» | | |
19 | | Проверочная работа по теме «Устное народное творчество». | | |
Поэтическая тетрадь 1 (11ч) |
20 | | Проект «Как научиться читать стихи на основе научно – популярной статьи В. Смоленского» | | |
21 | | Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья» | | |
22 | | Олицетворение – средство художественной выразительности. Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья» | | |
23 | | А.А. Фет «Глянь – ка, мама, из окошка», «Зреет рожь над жаркой нивой» | | |
24 | | И.С. Никитин «Полно, степь моя» с | | |
25 | | Подвижные картины природы. Олицетворение как прием создания картины природы. Сочинение «Первый снег» | | |
26 | | И С. Никитин «Встреча зимы» | | |
27 | | И.З. Суриков «Детство» | | |
28 | | И.З. Суриков «Зима» | | |
29 | | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Проверь себя. | | |
30 | | Проверочная работа по теме « Поэтическая тетрадь 1» | | |
Великие русские писатели (24ч) |
31 | | Детские годы А.С. Пушкина. Подготовка сообщения на основе статьи учебника. | | |
32 | | А.С. Пушкин. Отрывки из романов. | | |
33 | | А.С. Пушкин «Зимнее утро» | | |
34 | | А. С. Пушкин «Зимний вечер» | | |
35 | | А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о его прекрасной Царевне Лебеди» | | |
36 | | А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о его прекрасной Царевне Лебеди» | | |
37 | | А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о его прекрасной Царевне Лебеди» | | |
38 | | А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о его прекрасной Царевне Лебеди» | | |
39 | | Рисунки И.Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом сказки. | | |
40 | | И.А. Крылов. Подготовка сообщения на основе статьи учебника. | | |
41 | | И. А. Крылов. «Мартышка и очки» | | |
42 | | И. А. Крылов. «Зеркало и обезьяна» | | |
43 | | И.А. Крылов. «Ворона и лисица»» | | |
44 | | М.Ю. Лермонтов. Подготовка сообщения на основе статьи учебника | | |
45 | | М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…» | | |
46 | | М. Ю. Лермонтов. «Утёс». «Осень» | | |
47 | | Детство Л. Н. Толстого. (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения на основе статьи учебника | | |
48 | | Л. Н. Толстой. «Акула» | | |
49 | | Л. Н. Толстой. «Прыжок» | | |
50 | | Л. Н. Толстой. «Лев и собачка» | | |
51 | | Л. Н. Толстой. «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» | | |
52 | | Сравнение рассказов Л.Толстого. Выделение особенностей прозаического лирического произведения. Текст-описание, рассуждение, повествование | | |
53 | | Литературный праздник (обобщающий урок по теме «Великие русские писатели») | | |
54 | | Проверочная работа по разделу «Великие русские писатели» | | |
Поэтическая тетрадь 2 (6часов) |
55 | | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | | |
56 | | Н.А.Некрасов. Стихотворения о природе. Настроение стихотворений. | | |
57 | | Повествовательное произведение «Дед Мазай и зайцы» | | |
58 | | Повествовательное произведение «Дед Мазай и зайцы» | | |
59 | | К.Д. Бальмонт «Золотое слово» | | |
60 | | И.А.Бунин « Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги" | | |
Литературные сказки (8ч) |
61 | | Д. Мамин-Сибиряк. «Присказка к «Алёнушкиным сказкам» | | |
62 | | Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» | | |
63 | | В. Гаршин. «Лягушка-путешественница» | | |
64 | | В. Гаршин. «Лягушка-путешественница» | | |
65 | | В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович» | | |
66 | | В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович». | | |
67 | | Урок-КВН. (обобщающий урок по первой части учебника). Проверь себя | | |
68 | | Проверочная работа по разделу «Литературные сказки» | | |
Были- небылицы (10ч) |
69 | | М. Горький. «Случай с Евсейкой». | | |
70 | | М. Горький. «Случай с Евсейкой» | | |
71 | | К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей» | | |
72 | | К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей» | | |
73 | | К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей» | | |
74 | | А. Куприн. «Слон» | | |
75 | | А. Куприн. «Слон» | | |
76 | | А. Куприн. «Слон» | | |
77 | | Обобщающий урок-путешествие по «Былям-небылицам». | | |
78 | | Проверочная работа по разделу «Были-небылицы». | | |
Поэтическая тетрадь 1 (6часов) |
79 | | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | | |
80 | | Саша Черный. Стихи о животных. «Что ты тискаешь утенка?» | | |
81 | | Саша Черный. Стихи о животных. «Воробей», «Слон». | | |
82 | | А.А. Блок Картины зимних забав. «Ветхая избушка» | | |
83 | | А.А. Блок Картины зимних забав. «Сны», « Ворона» | | |
84 | | С.А.Есенин «Черёмуха» | | |
85 | | Проверочная работа по разделу. | | |
Люби живое (16ч) |
86 | | М. Пришвин. «Моя Родина»(Из воспоминаний) | | |
87 | | И. Соколов-Микитов. «Листопадничек» | | |
88 | | И. Соколов-Микитов. «Листопадничек» | | |
89 | | В. И. Белов. «Малька провинилась» | | |
90 | | В. И. Белов.«Ещё раз про Мальку» | | |
91 | | В. Бианки. «Мышонок Пик» | | |
92 | | В. Бианки. «Мышонок Пик» | | |
93 | | В. Бианки. «Мышонок Пик» | | |
94 | | Б. С. Житков. «Про обезьянку» | | |
95 | | Б. С. Житков. «Про обезьянку» | | |
96 | | Б. С. Житков. «Про обезьянку» | | |
97 | | В. П. Астафьев. «Капалуха» | | |
98 | | Работа с дополнительной литературой. Сообщение на тему «Птицы» | | |
99 | | В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится» | | |
100 | | Урок-конференция «Земля – наш дом родной».Обобщающий урок по теме «Люби живое». | | |
101 | | Проверочная работа по теме «Люби всё живое» КИМы. Проверка техники чтения. | | |
Поэтическая тетрадь 2 (8ч) |
102 | | С. Я. Маршак. «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной». | | |
103 | | А. Барто. «Разлука | | |
104 | | А. Барто. «В театре» | | |
105 | | С. В. Михалков. «Если» | | |
106 | | Е. Благинина. «Кукушка», «Котёнок» | | |
107 | | Проект «Праздник поэзии» | | |
108 | | Урок «Крестики-нолики». Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 2» | | |
109 | | Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь» | | |
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12ч) |
110 | | Б. Шергин. «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» | | |
111 | | А. П. Платонов. «Цветок на земле» | | |
112 | | А. П. Платонов. «Цветок на земле» | | |
113 | | А. П. Платонов. «Ещё мама» | | |
114 | | А. П. Платонов. «Ещё мама» | | |
115 | | М. Зощенко «Золотые слова» | | |
116 | | М. Зощенко «Золотые слова» | | |
117 | | М. Зощенко «Великие путешественники» | | |
118 | | М. Зощенко «Великие путешественники» | | |
119 | | Н. Носов. «Федина задача» | | |
120 | | Н. Носов. «Телефон» | | |
121 | | Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Проверь себя. | | |
По страницам детских журналов (8ч) |
122 | | Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» | | |
123 | | Ю. Ермолаев. «Проговорился» | | |
124 | | Ю Ермолаев «Воспитатели» | | |
125 | | Г. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды» | | |
126 | | Создание собственного сборника добрых советов. Легенды своей семьи, дома, города, села | | |
127 | | Р. Сеф. «Весёлые стихи» | | |
128 | | Читательская конференция «По страницам детских журналов». (обобщающий урок). | | |
129 | | Проверочная работа по теме «По страницам детских журналов» | | |
Зарубежная литература (8ч) |
130 | | Мифы Древней Греции | | |
131 | | Мифы Древней Греции | | |
132 | | Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок» | | |
133 | | Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок» | | |
134 | | Развивающий час по теме «Зарубежная литература» | | |
135 | | Проверочная работа . | | |
136 | | Повторение. Проверка техники чтения | | |
Итого 136 часов. |