СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, УМК "Планета знаний"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет учителю спланировать рабочую программу.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, УМК "Планета знаний"»

Планируемые результаты изучения предмета:

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

ученик научится

ученик получит возможность научиться

Виды речевой и читательской деятельности

–осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

–прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;

–читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

–различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

–читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

–использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);

–ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):

– для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

–для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

–использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:

–для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;

–для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;

–использовать различные формы интерпретации содержания текстов:

–для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;

–для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;

–ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);

– различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);

–передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);

–участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

–осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;

–осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

–высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;

–устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;

–составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).

1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

2. Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.

3. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

5. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла. (Курс литературного чтения вводится сразу после завершения обучения грамоте, которое продолжается 23 учебные недели.)

6. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.

7. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.




1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

5.Формирование эстетических чувств.

6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других

людей.

7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения;

развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.

8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Круг детского чтения (для всех видов текстов)

–осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;

–вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;

–составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.

–работать с тематическим каталогом;

–работать с детской периодикой;

–самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Литературоведческая пропедевтика (только для художествен

ных текстов)

–распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);

–отличать на практическом уровне прозаический текст

от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

–различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;

–находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).

–воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;

–сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);

–определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

–создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

–восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями;

–составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;

–составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

–вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;

–писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;

–создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;

–создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;

–работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, мульт.продукта (мультфильма).







































Содержание учебного предмета

Название раздела

Краткое содержание

Количество часов

Виды речевой и читательской деятельности


Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно познавательному и художественному произведению.

Чтение

Чтение вслух. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения.чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга произведение, книга сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

6часов







42 часа


В процессе урока





В процессе урока





В процессе урока












В процессе урока











В процессе урока



































в процессе урока











13 часов























7 часов

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

11 часов

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)


Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

14 часов

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)


Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

9 часов


ИТОГО

102 часа



































Календарно-тематическое планирование, 4 класс

Кац Э. Э. Литературное чтение. 4 класс:Учебник. В 3-х ч - М.: АСТ, Астрель /Учебник, 2013 г.


Изучаемый раздел, тема урока

Количество часов

Календарные сроки

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Плани

руемые сроки

Факти

ческие

сроки

Аудирование-1ч

Чтение-12ч

Говорение (культура речевого общения)-5ч

Письмо (культура письменной речи)-2ч

Литературоведческая пропедевтика-2ч

Творческая деятельность обучающихся-2ч

Круг детского чтения-1ч


Мифы (5ч.)


Мифы.

1.09


Выявление особенностей мифа. Пересказ текста подробно. Предположение, о чём будет рассказываться в тексте дальше. Нахождение в мифологическом словаре необходимой информации


Шумерские мифы.

«Подвиги бога Нинурты».

6.09



Древнегреческие мифы. «Нарцисс и эхо»

7.09



Славянские мифы.

8.09



Поэтические приемы, пришедшие из мифов. А.В.Кольцов «Урожай». Проверочная работа по теме «Мифы»

13.09


Участие в работе группы; развитие умения договариваться друг с другом.

Народные сказки (8ч.)


Народные сказки.

«Василиса Прекрасная». Тест по теме «Мифы»

14.09


Выявление поэтического и прозаического текстов. Распределение ролей; развитие умения договариваться друг с другом. Инсценировка произведения. Размышление над тем, что такое тщеславие, гнев, самообладание, терпение, миролюбие. Участие в работе группы. Нахождение необходимого материала для подготовки сценария




Сравнение сюжета народной и сюжета литературной сказок. Характеристика героев сказки; называние качества их характера. Определение нравственного смысла сказочного текста.


«Василиса Прекрасная». Сопоставление персонажей произведения.

15.09


«Находчивый солдат». Русская народная сказка.

20.09


«Мужик и царь».

Русская народная сказка. Самостоятельная работа по теме «Народные сказки»

21.09


"Портной и царь».

Армянская народная сказка.

22.09


«Кола-рыба».

Итальянская народная сказка.

27.09


«Кола-рыба». Сопоставление героев произведения разных народов.

28.09


Сказки народов мира. Проверочная работа по теме «Народные сказки»

29.09



Былины (8ч.)


Былины. Тест по теме «Народные сказки»

4.10


Сравнение былины и сказочного текста. Составление сказки по аналогии с данной сказкой



Выявление особенностей былинного текста. Рассказ о картине. Сравнение былину и сказочный текст. Сравнение поэтический и прозаический тексты былин. Нахождение постоянных эпитетов, которые используются в былине

«Как Илья из Мурома богатырем стал».


5.10


"Илья Муромец и Соловей Разбойник".

6.10


"Илья Муромец и Соловей Разбойник". Сопоставление фольклорных и литературных героев.

11.10


А.К.Толстой

"Илья Муромец".

12.10


Пересказ текста подробно. Предположение, о чём будет рассказываться в тексте дальше. Самопроверка и самооценка своих достижений на основе диагностической работы, представленной в учебнике

Былины о русских богатырях.

13.10


Картинная галерея.

В.М.Васнецов «Богатыри». Проверочная работа по теме «Былины»

18.10


Учебные и научно-популярные тексты. Тест по теме «Былины»

19.10



Авторские сказки (14 ч.)


А.С.Пушкин

"Сказка о царе Салтане…"

20.10



Сравнение сказок разных писателей. Обсуждение в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро

Предположение на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться.

Объяснение конкретного смысла понятий: средства художественной выразительности – олицетворение, эпитет, метафора, сравнение. Называние изученных произведений А.С. Пушкина.

Чтение вслух и про себя.

Выбор стихотворения для выразительного чтения.

Выбор из статьи информацию, необходимой для подготовки сообщения по теме.

Составление собственного текста «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина». Сравнение сюжета народной и сюжета литературной сказок. Характеристика героев сказки; называние качества их характера. Определение нравственного смысла сказочного текста.

Называние и характеристика волшебных предметов в сказке.

Называние и характеристика волшебных помощников в сказке.

Сравнение литературных сказок. Сравнение произведений живописи и литературы.

Распределение ролей. Инсценировка произведения.

Составление аннотации на книгу.

Составление каталога на определенную тему.

Самопроверка и самооценка своих достижений.

А.С.Пушкин

"Сказка о царе Салтане…"

25.10


Основные качества героев в сказке А.С.Пушкина

"Сказка о царе Салтане…"

26.10


А.С.Пушкин

"Сказка о царе Салтане…"Идея произведения.

27.10


Чтение-9ч

Говорение (культура речевого общения)-2ч

Литературоведческая пропедевтика-5ч

Творческая деятельность обучающихся-2ч

Круг детского чтения-3ч


Сказки В. Гауфа. Проверочная работа по теме «Сказки Пушкина»

8.11


Сказки В. Гауфа.

9.11


Н.С.Гумилёв

«Маркиз де Карабас».

10.11


К.Чапек

"Случай с русалками".

15.11


Внеклассное чтение.

К.Чапек «Сказки».

16.11


Р.Киплинг "Рикки -Тикки -Тави".

17.11


Р.Киплинг "Рикки -Тикки -Тави".Основная мысль произведения.

22.11


Сказки и стихи Р. Киплинга.

23.11


О. Кургузов "Телевизионные макароны". Самостоятельная работа по теме «Авторские сказки»

24.11


Картинная галерея.

М.А.Врубель «Царевна-Лебедь».

29.11


Басни (7 ч.)


И.А.Крылов

"Трудолюбивый медведь».

30.11


Участие в работе группы; развитие умения договариваться друг с другом.

Распределение ролей. Инсценировка произведения.

Составление аннотации на книгу.

Составление каталога на определенную тему.

Самопроверка и самооценка своих достижений.

Объяснение смысла текста И. Крылова.

Деление текста на смысловые части, составление его простого плана. Развитие умения делать выводы на основе анализа героев, как нужно поступить в той или иной ситуации.

Эзоп "Ворон и лисица".

1.12


И.А.Крылов "Ворона и лисица».

6.12


Инсценирование басен И.А.Крылова. Проверочная работа по теме «Басни»

7.12


И.А.Крылов

"Любопытный".

8.12


Сборники басен.

13.12


Учебные и научно-популярные тексты. Самостоятельная работа по теме «Басни»

14.12


Слово о родной земле (9ч.)


Ю.Яковлев "Мама".

15.12


Предположение на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определение смысла понятий: поступок, подвиг, объяснение значений этих понятий.

Объяснение смысла пословиц.

Представление книги.





М.Ю.Лермонтов.

"Когда волнуется желтеющая нива…"

20.12


С.А.Есенин

"С добрым утром"!

21.12


Внеклассное чтение.

Стихи С.Есенина. Проверочная работа по теме «Слово о родной земле»

22.12


Аудирование-3ч

Чтение-9ч

Говорение (культура речевого общения)-3ч

Письмо (культура письменной речи)-3ч

Литературоведческая пропедевтика-4ч

Творческая деятельность обучающихся-3ч

Круг детского чтения-3ч

М.М.Пришвин.

«Моя Родина».

10.01


Рассказ о картине, об изображенном на ней событии. Называние особенностей исторической песни.

Определение ритма стихотворения.

И.Северянин "Запевка".

11.01


И.С.Никитин "Русь".

12.01


И.С.Никитин "Русь".

17.01



Мои любимые стихотворения Самостоятельная работа по теме «Слово о родной земле»

18.01


Самопроверка и самооценка своих достижений

О прошлом Родины (8ч.)


Повесть временных лет. А.С.Пушкин

"Песнь о вещем Олеге".

19.01


Построение высказывания на тему «Что для меня значит Родина». Подборка близких по смыслу слов к слову «Родина». Сравнение произведения литературы и живописи.

Чтение вслух и про себя.

Нахождение в научно-познавательной литературе необходимую информацию для подготовки сообщения.

А.С.Пушкин

"Песнь о вещем Олеге".

24.01


Образ князя Олега в произведении А.С.Пушкина

"Песнь о вещем Олеге".

25.01


Народные исторические песни "Сборы польского короля на Русь". Самостоятельная работа по теме «О прошлом Родины»

26.01



К.Ф.Рылеев

"Иван Сусанин".

31.01


Тема патриотизма в произведении К.Ф.Рылеева "Иван Сусанин".

1.02


Выполнение творческого пересказа; рассказ от лица разных героев произведения.

Определение темы и названия выставки книг.

Группировка книг по подтемам.

Картинная галерея.

В.В. Маторин

"Дмитрий Донской".

2.02


Ф.Н.Глинка "Москва".

7.02


Прошла по земле война (8 ч.)


А.А.Ахматова.

"Мужество".

8.02


Составление летописи края об основных этапах ВОВ.

Б.Полевой

" Последний день Матвея Кузьмина".

9.02


Создание презентации.

Анализ заголовка текста. Сравнение произведения.

Приведение примеры эпитетов,

сравнения, олицетворения

Б.Полевой

" Последний день Матвея Кузьмина".

14.02


Тема верности, мужества в произведении Б.Полевого "Последний день Матвея Кузьмина".

15.02


А.Т.Твардовский.

"Рассказ танкиста".

16.02


Рассказ о картине, об изображенном на ней событии. Называние особенностей исторической песни.

Определение ритма стихотворения.

А.Т.Твардовский.

"Рассказ танкиста".

21.02


Внеклассное чтение.

Стихи, посвященные Великой Отечественной войне. Тест по теме «О прошлом Родины»

22.02


Нахождение нужной книги по тематическому каталогу. Участие в работе группы, развитие умения договариваться друг с другом. Самопроверка и самооценка своих достижений на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Выбор произведения для заучивания наизусть

Учебные и научно-популярные тексты. Проверочная работа по теме «О прошлом Родины»

28.02


О доброте и красоте (14 ч.)


А.А.Фет.

"На рассвете".

1.03



Предположение на основе названия раздела, какие произведения будут изучаться.

Определение нравственного смысла понятий: ответственность, совесть. Чтение вслух и про себя.

Сочинение сказки по аналогии с авторской сказкой.

Выявление особенности поэтического текста сказки.

Предположение на основе названия раздела, какие произведения будут изучаться.

Определение нравственного смысла понятий: ответственность, совесть. Чтение вслух и про себя.

И.А.Бунин.

"Густой зеленый ельник у дороги".

2.03


Н.А.Некрасов.

"Саша". Проверочная работа по теме «О доброте и красоте»

7.03


К.Г.Паустовский.

"Корзина с еловыми шишками".

9.03


Образ композитора Э.Грига в произведении К.Г.Паустовского "Корзина с еловыми шишками".

14.03


Внеклассное чтение.

Музыка и литература.

15.03


А.Н.Майков "Мать".

16.03


Аудирование-2ч

Чтение-12ч

Говорение (культура речевого общения)-3ч

Письмо (культура письменной речи)-2ч

Литературоведческая пропедевтика-3ч

Творческая деятельность обучающихся-2ч

Круг детского чтения-4ч


Г-Х. Андерсен "Соловей".

29.03



Рассуждение о том, похож ли Никита на нас, наших друзей; о том, какие качества мы ценим в людях.

Характеристика героев рассказа; называние их качества. Объяснение смысла их поступков.

Сравнивание поэтического и прозаического текста на одну и ту же тему.

Г-Х. Андерсен "Соловей".

30.03


Г-Х. Андерсен «Снежная королева. Самостоятельная работа по теме «О доброте и красоте»

4.04


Г-Х. Андерсен «Снежная королева

5.04


А.А.Ахматова. "Перед весной бывают дни такие…».

6.04


Внеклассное чтение.

А. Блок "Летний вечер".

11.04


Картинная галерея. И. Шишкин "Рожь".

12.04


Мир детства (15ч.)


Н.А. Некрасов

"Крестьянские дети".

13.04


Предположение на основе названия раздела учебника, какие произведения будут изучаться.

Определение конкретного смысла понятий: отзыв на книгу, переводная литература.

Определение темы и названия выставки книг.

Написание отзыва на книгу.

Представление книги в группе. Выявление особенности литературной сказки.

Характеристика героев сказки; называние качества героев сказки.




Н.А. Некрасов

"Крестьянские дети".

18.04


Стихи русских поэтов о детях.

19.04


Л.Н.Толстой "Детство".

20.04


Оценка метапредметных результатов

25.04


И.А.Бунин "Детство".

26.04


Марк Твен "Приключения Тома Сойера".

27.04


Тема детства в произведении М.Твена " Приключения Тома Сойера".

2.05


В.А.Солоухин «Ножичек с костяной ручкой».

3.05




Нахождение в тексте средств художественной выразительности: сравнение, олицетворение, эпитет, метафора.

Употребление средств художественной выразительности в собственной речи.

Составление рассказа по картине; представление его в группе.

Выявление особенности исторической песни.

Чтение по ролям.

Самостоятельное составление вопросов по тексту. Подготовка экскурсии по материалам содержания раздела.

Пересказ текста подробно и кратко.

Самопроверка и самооценка своих достижений

В.А.Солоухин «Ножичек с костяной ручкой».

4.05


М И Цветаева "Наши царства".

10.05


Р.Л.Стивенсон «Страна кровати».

11.05


А.П.Чехов «Мальчики».

16.05


Тема дружбы в произведении А.П.Чехова «Мальчики». Проверочная работа по теме «Мир детства»

17.05


А.П.Чехов «Мальчики». Сопоставление героев разных авторов

18.05


Удивительные приключения (6 ч.)


Р.Э. Распе.

«Приключения барона Мюнхаузена».

23.05


Выявление особенностей юмористического текста.

Обсуждение в группе, что такое ответственность, взаимопонимание, любовь, сопереживание.

Самопроверка и самооценка своих достижений на основе диагностической работы, представленной в учебнике




Экскурсия

Р.Э. Распе.

«Приключения барона Мюнхаузена».

24.05


Повторение изученного материала.

25.05


Повторение пройденного материала. Улица, на которой я живу.

29.05


Повторение пройденного материала.

30.05



Повторение пройденного материала.

31.05