МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ С. МЕСЯГУТОВО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДУВАНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Рассмотрено на Согласовано: Утверждаю:
заседании ШМО Зам. директора по УВР: Директор МБОУ
Протокол № 1 _____________ лицея с. Месягутово
от 22.08. 2017 г. Н.Ю. Насибуллина _________________
Руководитель ШМО: 28.08.2017 г. А.Л.Неустроев
____________ Приказ № 177-а
А.Е.Шакирова от 31.08. 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
для 2в класса
на 2017-2018 учебный год
Составлена на основе:
-Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МО и Н РФ № 373от 06.10.2009 г; №1241 от 26.11.2010г.; № 1576 от 31.12 2015г);
-примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол № 1/15 от 08.04.2015г.);
-учебного плана начального общего образования МБОУ лицея с. Месягутово на 2017-2018 учебный год;
-примерной программы по литературному чтению. Начальная школа. В 2 ч. – М.:Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения);-авторской программы «Литературное чтение». 1-4 классы. В.Г.Горецкий,Л.Ф. Климанова и др.– М.: Просвещение, 2011.
Рабочую программу составила:
Тукачёва Мария Владимировна
учитель начальных классов
Месягутово – 2017
Пояснительная записка
Рабочая программа для 2в класса МБОУ лицея с. Месягутово по литературному чтению составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МО и Н РФ № 373от 06.10.2009 г; №1241 от 26.11.2010г.; № 1576 от 31.12 2015г);примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол № 1/15 от 08.04.2015г.);учебного плана начального общего образования МБОУ лицея с. Месягутово на 2017-2018 учебный год;примерной программы по литературному чтению. Начальная школа. В 2 ч.–М.:Просвещение,2011. (Стандарты второго поколения); -авторской программы «Литературное чтение». 1-4 классы. В.Г.Горецкий,Л.Ф. Климанова и др– М.: Просвещение, 2011.
Программа реализована в учебнике Литературное чтение. 2 кл.: учебник / В. Г. Горецкий, – М.: Просвещение,2017.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план начального общего образования предусматривает изучение литературного чтения во 2 классе в объёме 136часов в год (4 часа в неделю);из-за введения регионального компонента по учебному плану МБОУ лицея во 2в классе отведено 102ч, 3 часа в неделю, поэтому в календарно-тематическом планировании произошли изменения, которые отражены в разделах: «Самое великое чудо на свете», «Устное народное творчество», «Люблю природу русскую! Осень», «Русские писатели», «О братьях наших меньших», «Из детских журналов», «Люблю природу русскую. Зима», «Писатели детям», «Я и мои друзья», «Люблю природу русскую. Весна», «И в шутку и всерьёз», «Литература зарубежных стран».1 четверть – 24 ч, 2 четверть –24ч, 3 четверть – 30ч, 4 четверть – 24ч.
Срок реализации: 2017-2018 учебный год.
Рабочая программа по литературному чтению представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; планируемые результаты освоения учебного предмета к концу 2 класса; основное содержание с распределением учебных часов по основным разделам курса; календарно-тематическое планирование.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной общеобразовательной программе начального общего образования.
Цель данного курса:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;
формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
совершенствование всех видов речевой деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста, формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Задачи данного курса:
Учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведении я, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление обучающихся.
Формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение обучающихся, и особенно ассоциативное мышление.
Развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус.
Формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе.
Формировать эстетическое отношение обучающего к жизни, приобщая его к классике художественной литературы.
Обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности.
Расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.
Обеспечивать развитие речи обучающихся и активно формировать навык чтения и речевые умения.
Работать с различными типами текстов.
Создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы, современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжении четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование): учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты; учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение» к концу 2 класса
Личностные результаты:-умение оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
-умение эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
-умение понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; -умение высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-умение определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-умение проговаривать последовательность действий на уроке;
-умение высказывать свое предположение на основе работы с иллюстраций учебника;
-умение работать по предложенному учителем плану;
Познавательные УУД:
-умение ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях)
-умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
-умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
-умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения)
-умение слушать и понимать речь других;
-умение выразительно читать и пересказывать текст;
-умение договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
-умение работать в паре, группе; выполнять различные роли;
Предметные результаты:
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающиеся научатся:-понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приѐмами чтения (комментированное чтение, чтение диалога, выборочное чтение); ---читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; -при чтении отражать настроение автора; ориентироваться в учебной книге, еѐ элементах; -находить сходные элементы в книге художественной;просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; -фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради»; -осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями; распределять загадки по тематическим группам, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма; -соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); -определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков.
Обучающиеся получат возможность научиться:-читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своѐ отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; -понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осуществлять подготовку к праздникам; -составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями; употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему; -наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает; - рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; -предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм; -пользоваться элементарными приѐмами анализа текста с помощью учителя; -осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной мысли; -соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой;-понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте; -задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; -находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; -делить текст на части, озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план; -осознанно выбирать виды чтения в зависимости от цели чтения; -находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.),при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, еѐ элементы; -делиться своими впечатлениями o прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях; -пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;-составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) нахудожественное произведение по образцу.
Творческая деятельность Обучающиеся научатся:-пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя; -составлять собственные высказывания на основе произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.
Обучающиеся получат возможность научиться:-сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;-творчески пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя.
Литературоведческая пропедевтика Обучающиеся научатся:-различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа; -находить различия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий; -использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.
Обучающиеся получат возможность научиться:-понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;-определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять еѐ своими словами; находить в произведении средства художественной выразительности; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательство этому в тексте.
Содержание учебного предмета
| Название раздела | Количество часов |
по программе | по плану |
1 | Вводный урок по курсу литературного чтения | 1 | 1 |
2 | Самое великое чудо на свете | 4 | 3 |
3 | Устное народное творчество | 15 | 12 |
4 | Люблю природу русскую! Осень | 8 | 7 |
5 | Русские писатели | 14 | 11 |
6 | О братьях наших меньших | 12 | 10 |
7 | Из детских журналов | 9 | 7 |
8 | Люблю природу русскую. Зима | 9 | 6 |
9 | Писатели детям | 17 | 11 |
10 | Я и мои друзья | 10 | 8 |
11 | Люблю природу русскую. Весна | 9 | 6 |
12 | И в шутку и всерьёз | 14 | 10 |
13 | Литература зарубежных стран | 14 | 10 |
| Всего: | 136 ч. | 102 ч. |
Вводный урок по курсу литературное чтение - 1 час
Самое великое чудо на свете - 3 часа
«О чем может рассказать школьная библиотека»
Высказывания о книгах К. Ушинского, М. Горького, Л. Толстого
Напутствие читателю Р. Сефа
Устное народное творчество - 12 часов
Русские народные песни. Потешки и прибаутки. Считалки и небылицы. Загадки.
Русские народные сказки «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси - лебеди».
Люблю природу русскую. Осень - 7 часов
Осенние загадки.
Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. Плещеева, А. Фета, А. Толстого, С. Есенина
Русские писатели - 11 часов
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», вступление к поэме «Руслан и Людмила».
И. А. Крылов. Басни.
Л. Н. Толстой. Басни и рассказы.
О братьях наших меньших - 10 часов
Веселые стихи о животных А. Шибаева, Б. Заходера, И. Пивоваровой, В. Берестова.
Рассказы о животных М. Пришвина, Е. Чарушина, Б. Житкова, В. Бианки.
Научно-популярный текст Н. Сладкова.
Из детских журналов - 7 часов
Игра в стихах Д. Хармс, Ю. Владимиров, А. Введенский
Проект «Мой любимый детский журнал»
Люблю природу русскую. Зима - 6 часов
Зимние загадки.
Лирические стихотворения И. Бунина, К. Бальмонта, Я. Акима, Ф. Тютчева, С. Есенина, С. Дрожжина.
Русская народная сказка «Два Мороза»
Новогодняя быль С. Михалкова
Веселые стихи о зиме А. Барто, А. Прокофьева
Писатели детям - 11 часов
К. Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе».
С. Я. Маршак «Кот и лодыри»
С. В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли»
А. Л. Барто. Стихи.
Н. Н. Носов. Юмористические рассказы для детей
Я и мои друзья - 8 часов
Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э. Мошковской, В. Лунина.
Рассказы Н. Булгакова, Ю. Ермолаева, В. Осеевой.
Люблю природу русскую. Весна - 6 часов
Весенние загадки.
Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Блока, И. Бунина, С. Маршака, Е. Благининой, Э. Мошковской.
И в шутку и в серьез - 10 часов
Веселые стихи Б. Заходера, Э. Успенского, В. Берестова, И. Токмаковой.
Веселые рассказы для детей Э. Успенского, Г. Остера, В. Драгунского.
Литература зарубежных стран - 10 часов
Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С. Маршака, В. Викторова, Л. Яхнина.
Ш. Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка»
Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине»
Эни Хогарт «Мафин и паук»
«Мой любимый писатель-сказочник»
Учебно- методическое обеспечение:
1. Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 2 класс.2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.,Виноградская Л.А., Бойкина М.В.. Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.. В 2 ч. –М.: Просвещение, 2017. 3.С.В.Кутявина. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 2 класс. – М.: ВАКО,2013.4.БакулинаГ.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте. 1-4 классы Москва, Владос, 2004.5.Барылкина Л. П., Матраева И. П., Обухова Л. П. Эти трудные согласные: Пособие для учителей, родителей. – М.: 5 за знания, 2005.6.Баталова В. К., Каткова Е.Г., Летвинова Е. А. Сборник тестовых заданий учащихся 1-2 классов. – М.: Изд-во «Интеллект-центр» 2001.7.Волина В. Весёлая грамматика. М.: Издательство «Знание»,1992.
8.Волина В. Занимательное азбуковедение, М.:Просвещение. 1991.
9.Волина В. Учимся играя. М.: «Новая школа», 1994.
10.Занимательная грамматика Москва, Омега, 1995.
11.Калинина И.Л. Учим детей читать и писать: Книга для родителей, учителей начальных классов и логопедов. Москва: Флинта, 2002.
12.Ковалько В. И. Школа физкультминуток. 1-4классы –М.: ВАКО, 2005.
13.Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению. М.: «ВАКО», 2007.
14.Салихова М.Т., Ибрагимова А. С. Занимательные упражнения и дидактические игры по развитию речи.- Уфа, Башкирское книжное издательство, 1982.
Интернет-ресурсы:
www.ed.gov.ru/d/ob-edu/noc/rub/standart/mp/01.doc
www.twirpx.com/files/pedagogics/methodics/russian/
festival.1september.ru/articles/subjects/20?page=54
4.http://www.zavuch.info/
http://pedsovet.su/
http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html
http://www.openworld.ru/school/m.cgi
http://www.uroki.net/
Тематическое планирование уроков литературного чтения во 2в классе на 2017-2018 учебный год
(3 часа в неделю, 102 часа в год)
№
п/п
Тема урока
Кол-во часов
Приме-чание
I четверть
24ч
Вводный урок по курсу литературного чтения.
1ч
1
Знакомство с учебником «Литературное чтение».
1
Самое великое чудо на свете.
3ч
2
Самое великое чудо на свете. Проверка техники чтения.
1
3
«О чём может рассказать школьная библиотека».
1
4
«Читателю» Р. Сеф.
1
Устное народное творчество
12ч
5
Устное народное творчество. Русские народные песни. Рифма.
1
6
Потешки и прибаутки.
1
7
Считалки, небылицы и загадки
1
8
Пословицы, поговорки.
1
9
Сказки. Ю. Мориц «Сказка по лесу идёт…».
1
10
«Петушок и бобовое зёрнышко»
1
11
У страха глаза велики».
1
12
«Лиса и тетерев».
1
13
«Лиса и журавль».
1
14
«Каша из топора».
1
15
«Гуси – лебеди».
1
16
Проверим себя и оценим свои достижения.
1
Люблю природу русскую. Осень.
7ч
17
Осенние загадки. Соотнесение загадки и отгадки.
1
18
Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной». К. Бальмонт «Поспевает брусника».
1
19
А. Плещеев «Осень наступила», А.Фет «Ласточки пропали».
1
20
А. Толстой «Осень», С.Есенин «Закружилась листва золотая», В.Брюсов «Сухие листья, сухие листья».
1
21
В. Берестов «Хитрые грибы», научно–познавательный текст «Грибы».
1
22
М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом».
1
23
Проверим себя и оценим свои достижения.
1
Русские писатели.
11ч
24
А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...».
1
II четверть
24ч
25
А. Пушкин «Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...».
1
26
А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
1
27
А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
1
28
И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак».
1
29
И. Крылов «Стрекоза и Муравей».
1
30
Л. Толстой «Старый дед и внучек».
1
31
Л. Толстой «Филиппок».
1
32
Л. Толстой «Правда всего дороже».
1
33
Л. Толстой «Котёнок». Проверка техники чтения.
1
34
Проверим себя и оценим свои достижения.
1
О братьях наших меньших
10ч
35
Н. Сладков «Они и мы», А. Шибаев «Кто кем станет» .
1
36
Б. Заходер «Плачет киска в коридоре», И.Пивоварова «Жила-была собака».
1
37
В. Берестов «Кошкин щенок».
1
38
М. Пришвин «Ребята и утята».
1
39
Е. Чарушин. «Страшный рассказ».
1
40
Б. Житков. «Храбрый утенок».
1
41
В. Бианки «Музыкант».
1
42
В. Бианки «Музыкант». Подробный пересказ.
1
43
В. Бианки «Сова».
1
44
Проверим себя и оценим свои достижения.
1
Из детских журналов
7ч
45
Д. Хармс «Игра».
1
46
Д.Хармс «Вы знаете…».
1
47
Д. Хармс, С. Маршак «Веселые чижи».
1
48
Д. Хармс. «Что это было?».
1
III четверть
30ч
49
Н. Гернет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»; Ю. Владимиров «Чудаки».
1
50
А. Введенский. «Ученый Петя» А. Введенский «Лошадки».
1
51
Проверим себя и оценим свои достижения.«Мой любимый детский журнал».
1
Люблю природу русскую. Зима.
6ч
52
И. Бунин «Первый снег», К. Бальмонт «Светло-пушистая...» Я. Аким «Утром кот...».
1
53
Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою...» С. Есенин «Поет зима — аукает...», С. Есенин «Береза».
1
54
Сказка «Два мороза».
1
55
С. Михалков «Новогодняя быль».
1
56
А. Барто «Дело было в январе...», С. Дрожжин «Улицей гуляет Дедушка Мороз...».
1
57
Проверим себя и оценим свои достижения.
1
Писатели — детям.
11ч
58
И. Чуковский. «Путаница» «Радость».
1
59
К.И.Чуковский «Федорино горе».
1
60
К.И.Чуковский «Федорино горе». Чтение по ролям.
1
61
С.Маршак «Кот и лодыри».
1
62
С.Михалков «Мой секрет» «Сила воли» «Мой щенок».
1
63
А.Барто «Верёвочка», «Мы не заметили жука».
1
64
А. Барто «В школу», «Вовка - добрая душа.
1
65
Н.Носов «Затейники».
1
66
Н.Носов «Живая шляпа» Проверка техники чтения.
1
67
Н.Носов «На горке».
1
68
Проверим себя и оценим свои достижения.
1
Я и мои друзья
8ч
69
В.Берестов «За игрой», «Гляжу с высоты», Э. Мошковская «Я ушёл в свою обиду», В.Лунин «Я и Вовка».
1
70
Н.Булгаков «Анна, не грусти».
1
71
Ю.Ермолаев «Два пирожных».
1
72
В.Осеева «Волшебное слово».
1
73
В.Осеева «Хорошее».
1
74
В.Осеева «Почему?».
1
75
В.Осеева «Почему?». Выборочный пересказ.
1
76
Проверим себя и оценим свои достижения.
1
Люблю природу русскую. Весна.
6ч
77
Весенние загадки. Ф. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды».
1
78
А Плещеев «Весна», «Сельская песенка».
1
IV четверть
24ч
79
А Блок «На лугу», С. Маршак «Снег уже теперь не тот».
1
80
И. Бунин «Матери», А. Плещеев «В бурю».
1
81
Е.Благинина «Посидим в тишине», Э.Мошковская «Я маму мою обидел».
1
82
Проверим себя и оценим свои достижения.
1
И в шутку и всерьез.
10ч
83
Б.Заходер «Товарищам детям» «Что красивее всего».
1
84
Б.Заходер «Песенки Винни- Пуха».
1
85
Э.Успенский «Чебурашка».
1
86
Э.Успенский «Чебурашка». План рассказа.
1
87
Э.Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память».
1
88
В.Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка».
1
89
И.Токмакова «Плим», «В чудной стране».
1
90
Г.Остер «Будем знакомы!».
1
91
В. Драгунский «Тайное становится явным».
1
92
Проверим себя и оценим свои достижения.
1
Литература зарубежных стран
10ч
93
Зарубежные народные песни «Бульдог по кличке Дог», «Перчатки».
1
94
Зарубежные народные песни «Храбрецы», «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети».
1
95
Ш.Перро «Кот в сапогах».
1
96
Ш.Перро «Кот в сапогах». Проверка техники чтения .
1
97
Ш.Перро «Красная шапочка.
1
98
Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине».
1
99
Э.Хогарт «Мафин и паук».
1
100
Э.Хогарт «Мафин и паук». Составление плана сказки.
1
101
«Мой любимый писатель-сказочник». Проверим себя и оценим свои достижения.
1
102
КВН « Цветик- семицветик».
1