СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по литературному чтению в 1-4 классах.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Архангельская основная общеобразовательная школа»
Хохольского муниципального района Воронежской области
Рассмотрено
на МО учителей
начальных классов Утверждаю:
Руководитель МО Директор МКОУ «Архангельская ООШ»
Нехай Л.С._____________
Протокол № ________________________Н.П.Ярцева
от « »_________ 2017г. Приказ № 64 от «___» ___________ 2017г.
Рабочая программа учебного предмета
«Литературное чтение»
для 1-4 классов
Срок реализации программы 4 года
Разработали учитель начальных классов
КК Нехай Л.С., Шиянова Т.Г., Тарабина А.В.
2017 год.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной программы ФГОС НОО МКОУ «Архангельская ООШ», Учебного плана МКОУ «Архангельская ООШ», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Общая характеристика курса
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Место курса «Литературное чтение» в учебном плане
На изучение литературного чтения отводится 398 часа, из них в
в 1 классе - 94 учебных часов (в период обучения грамоте),
30 учебных часов (литературное чтение) в год, 4 часа в неделю,
всего 124 часа в год,
во 2 классе – 102 учебных часов в год, 3 часа в неделю,
в 3 классе – 102 учебных часов в год, 3 часа в неделю,
в 4 классе – 70 учебных часов в год, 2 часа в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Ниже представлено тематическое планирование по учебникам «Литературное чтение» (авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская)
Тематическое планирование
1 КЛАСС
№ | Название темы | Кол-во часов |
1 | Вводный урок | 1 |
2 | Жили-были буквы | 3 |
3 | Сказки, загадки, небылицы | 5 |
4 | Апрель, апрель. 3венит капель! | 5 |
5 | И в шутку и всерьёз | 6 |
6 | Я и мои друзья | 5 |
7 | О братьях наших меньших | 5 |
Всего |
| 30 |
2 КЛАСС
№ | Название темы | Кол-во часов |
1 | Вводный урок | 1 |
2 | Самое великое чудо на земле | 4 |
3 | Устное народное творчество | 9 |
4 | Люблю природу русскую. Осень. | 8 |
5 | Русские писатели. | 10 |
6 | О братьях наших меньших. | 8 |
7 | Из детских журналов. | 10 |
8 | Люблю природу русскую. Зима. | 7 |
9 | Писатели детям. | 10 |
10 | Я и мои друзья. | 10 |
11 | Люблю природу русскую. Весна. | 7 |
12 | И в шутку и в серьёз. | 8 |
13 | Литература зарубежных стран. | 10 |
Всего |
| 102 |
3 КЛАСС
№ | Название темы | Кол-во часов |
1 | Вводный урок | 1 |
2 | Самое великое чудо на земле | 4 |
3 | Устное народное творчество | 12 |
4 | Поэтическая тетрадь | 24 |
5 | Великие русские писатели | 17 |
6 | Литературные сказки | 8 |
7 | Были-небылицы | 7 |
8 | Люби живое | 8 |
9 | Собирай по ягодке - наберёшь кузовок | 8 |
10 | По страницам детских журналов | 6 |
11 | Зарубежная литература | 7 |
Всего |
| 102 |
4 КЛАСС
№ | Название темы | Кол-во часов |
1 | Вводный урок | 1 |
2 | Летописи, былины, жития | 7 |
3 | Чудесный мир классики | 10 |
4 | Поэтическая тетрадь | 10 |
5 | Литературные сказки | 10 |
6 | Делу время – потехе час | 5 |
7 | Страна детства | 5 |
8 | Природа и мы | 5 |
9 | Родина | 6 |
10 | Страна Фантазия | 6 |
11 | Зарубежная литература | 3 |
| резерв | 2 |
Всего |
| 70 |
Результаты изучения курса
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Архангельская основная общеобразовательная школа»
Хохольского муниципального района Воронежской области
Согласовано
и.о. заместителя директора по УВР
Нехай Л.С._____________
« 30 » августа 2017г.
Календарно-тематическое
планирование
учебного предмета
«Литературное чтение»
для 1-4 классов
на 2017-2018 учебный год
Планирование составлено
учителем начальных классов
1 КК Нехай Л.С., Шиянова Т.Г., Тарабина А.В.
на основании рабочей программы,
утверждённой решением МО,
протокол № 5 от 08.06.2017 г.
Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте (чтение)
№ п\п | Тема | Кол-во часов | Дата план. | Дата факт. | |
| Речь устная и письменная. Мир звуков и знаков. | 1 | 04.09 |
| |
| Членение речи на предложения. | 1 | 05.09 |
| |
| Членение предложений на слова. | 1 | 08.09 |
| |
| Членение слов на слоги с использованием графических схем. | 1 | 11.09 |
| |
| Деление слов на слоги. | 1 | 12.09 |
| |
| Ударение в словах. | 1 | 15.09 |
| |
| Определение количества слогов в слове. | 1 | 18.09 |
| |
| Деление слова на слоги. | 1 | 19.09 |
| |
| Гласные и согласные звуки. | 1 | 22.09 |
| |
| Гласные и согласные звуки. | 1 | 25.09 |
| |
| Знакомство с алфавитом. Обозначение звуков. | 1 | 26.09 |
| |
| Гласные буквы. | 1 | 29.09 |
| |
| А, а, обозначающие гласный звук а. | 1 | 02.10 |
| |
| Гласные буквы О, о, обозначающие гласный звук о. | 1 | 03.10 |
| |
| Гласные буквы И, и, обозначающие гласный звук и. | 1 | 06.10 |
| |
| Гласная буква ы, обозначающая гласный звук и. | 1 | 09.10 |
| |
| Гласные буквы У, у, обозначающие гласный звук у. | 1 | 10.10 |
| |
| Буквы Н, н, обозначающие согласные звуки н, н’. | 1 | 13.10 |
| |
| Буквы С, с, обозначающие согласные звуки с, с’. | 1 | 16.10 |
| |
| Буквы К, к, обозначающие согласные звуки к, к’. | 1 | 17.10 |
| |
| Буквы К, к, обозначающие согласные звуки к, к’. | 1 | 20.10 |
| |
| Буквы Т, т, обозначающие согласные звуки т, т’. | 1 | 23.10 |
| |
| Чтение слов, предложений с буквами Т, т. | 1 | 24.10 |
| |
| Буквы Л, л, обозначающие сонорные согласные звуки л, л’. | 1 | 27.10 |
| |
| Чтение слов, предложений с буквами Л, л. | 1 | 06.11 |
| |
| Буквы Р, р, обозначающие согласные звуки р, р’. | 1 | 07.11 |
| |
| Буквы В, в, обозначающие согласные звуки в, в’. | 1 | 08.11 |
| |
| Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й’э]. | 1 | 10.11 |
| |
| Буква Е – показатель мягкости согласного звука. | 1 | 13.11 |
| |
| Буквы П, п, обозначающие согласные звуки п, п’. | 1 | 14.11 |
| |
| Чтение текстов с буквами П, п. | 1 | 15.11 |
| |
| Буквы М, м, обозначающие согласные звуки м, м’. | 1 | 17.11 |
| |
| Чтение текстов и слов с буквами М, м. | 1 | 20.11 |
| |
| Буквы З, з, обозначающие согласные звуки з, з’. | 1 | 21.11 |
| |
| Чтение слов, текстов с буквами З, з. | 1 | 22.11 |
| |
| Буквы Б, б, обозначающие согласные звуки б, б’. | 1 | 24.11 |
| |
| Буквы Б, б, обозначающие согласные звуки б, б’. | 1 | 27.11 |
| |
| Буквы Д, д, обозначающие согласные звуки д. д, д’. | 1 | 28.11 |
| |
| Чтение слов с буквами д, Д. | 1 | 29.11 |
| |
| Гласные буквы Я, я, обозначающие звуки [й’а]. | 1 | 01.12 |
| |
| Гласные буквы Я, я, обозначающие звуки [й’а]. | 1 | 04.12 |
| |
| Буква Я- показатель мягкости согласных звуков. | 1 | 05.12 |
| |
| Чтение текстов. | 1 | 06.12 |
| |
| Повторение изученного. | 1 | 08.12 |
| |
| Буквы Г, г, обозначающие согласные звуки г, г’. | 1 | 11.12 |
| |
| Чтение предложений и текстов с буквами Г, г. | 1 | 12.12 |
| |
| Буквы Ч, ч, обозначающие мягкий согласный звук [ч’]. | 1 | 13.12 |
| |
| Звук [ч’].Чтение слов, предложений с буквой Ч. | 1 | 15.12 |
| |
| Звук [ч’].Чтение слов, предложений с буквой Ч. | 1 | 18.12 |
| |
| Буква ь – показатель мягкости согласных звуков. | 1 | 19.12 |
| |
| Разделительный Ь. | 1 | 20.12 |
| |
| Звук [ш], буквы Ш, ш. | 1 | 22.12 |
| |
| Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш, ш. | 1 | 25.12 |
| |
| Чтение слов, предложений, текстов с изученными буквами. | 1 | 26.12 |
| |
| Чтение слов, предложений, текстов с изученными буквами. | 1 | 27.12 |
| |
| Буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук [ж]. | 1 | 29.12 |
| |
| Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ж, ж. | 1 | 10.01 |
| |
| Буквы Ё, ё, обозначающие два звука [й’о]. | 1 | 12.01 |
| |
| Буква Ё – показатель мягкости согласных звуков. | 1 | 15.01 |
| |
| Звук [й’], буква й. | 1 | 16.01 |
| |
| Звук [й’], буква й. | 1 | 17.01 |
| |
| Буквы Х, х, обозначающие согласные звуки х, х’. | 1 | 19.01 |
| |
| Чтение предложений и текстов с буквами Х, х. | 1 | 22.01 |
| |
| Чтение предложений и текстов с буквами Х, х. | 1 | 23.01 |
| |
| Буквы Ю, ю, обозначающие два звука [й’у]. | 1 | 24.01 |
| |
| Буква Ю – показатель мягкости согласных звуков. | 1 | 26.01 |
| |
| Буквы Ц, ц, обозначающие согласный твердый звук ц. | 1 | 29.01 |
| |
| Чтение предложений, текстов с буквами Ц, ц. | 1 | 30.01 |
| |
| Чтение предложений, текстов с буквами Ц, ц. | 1 | 31.01 |
| |
| Звук х’, буквы э, Э. | 1 | 02.02 |
| |
| Чтение слов, предложений с буквами Э, э. | 1 | 05.02 |
| |
| Буквы Щ, щ, обозначающие согласный звук щ’. | 1 | 06.02 |
| |
| Чтение слов, предложений с буквами Щ, щ. | 1 | 07.02 |
| |
| Чтение слов, предложений с буквами Щ, щ. | 1 | 09.02 |
| |
| Буквы Ф, ф, обозначающие согласные звуки ф, ф’. | 1 | 19.02 |
| |
| Чтение слогов и слов с буквой Ф. | 1 | 20.02 |
| |
| Знакомство с буквой Ъ. | 1 | 21.02 |
| |
| Буквы Ъ и Ь знаки. | 1 | 26.02 |
| |
| Буквы Ъ и Ь знаки. | 1 | 27.02 |
| |
| Русский алфавит. | 1 | 28.02 |
| |
| Как хорошо уметь читать. Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р». | 1 | 02.03 |
| |
| Одна у человека мать; одна и родина. К. Ушинский. Наше Отечество. | 1 | 05.03 |
| |
| История славянской азбуки. (В. Крупин. Первоучители словенские). | 1 | 06.03 |
| |
| В. Крупин. Первый букварь. | 1 | 07.03 |
| |
| А.С. Пушкин. Сказки. Выставка книг | 1 | 12.03 |
| |
| Л.Н. Толстой. Рассказы для детей. | 1 | 13.03 |
| |
| К.Д. Ушинский Рассказы для детей. Поучительные рассказы для детей . | 1 | 14.03 |
| |
| К.И. Чуковский. Телефон. Инсценирование стихотворения. | 1 | 16.03 |
| |
| К.И. Чуковский. Путаница. Небылица. Особенности стихотворения — небылицы. | 1 | 19.03 |
| |
| В.В. Бианки. Первая охота. Самостоятельное озаглавливание текста рассказа. | 1 | 20.03 |
| |
| С.Я. Маршак. Угомон. Дважды два. Приёмы заучивания стихотворений наизусть. | 1 | 21.03 |
| |
| М.М. Пришвин. Предмайское утро. Герой рассказа. | 1 | 23.03 |
| |
| Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: С. Маршак, А. Барто, В. Осеева. | 1 | 02.04
|
| |
| Весёлые стихи Б. Заходера. В. Берестова. Песенка — азбука. | 1 | 03.04 |
|
Литературное чтение 1 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата план. | Дата факт. |
| Знакомство с новым учебником и его основными компонентами. В. Данько «Загадочные буквы». Понятия «автор», «писатель», «произведение». Сочинение двустиший о буквах. | 1 | 04.04 |
|
| И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А». Понятие «действующие лица». Деление текста на части, составление картинного плана. | 1 | 06.04 |
|
| С. Черный «Живая азбука»; Ф. Кривин «Почему А поется, а Б нет». Чтение произведения по ролям. Передача различных интонаций при чтении. Анализ и сравнение произведений. | 1 | 09.04 |
|
| Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?». Передача различных интонаций при чтении. Игра «Подбери рифму». | 1 | 10.04 |
|
| С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть». Анализ произведения: выявление его идейно-художественной направленности. | 1 | 11.04 |
|
| Урок-обобщение по разделу «Жили-были буквы». Сравнение художественных произведений, объединенных общей тематикой. Иллюстрирование произведе-ния. Знакомство с элементами книги. | 1 | 13.04 |
|
| Е. Чарушин «Теремок». Ответы на вопросы по содержанию. Работа с текстом. Чтение диалога действующих персонажей. | 1 | 16.04 |
|
| РНС «Рукавичка». Анализ текста его воспроизведение по опорным словам и картинному плану. | 1 | 17.04 |
|
| Загадки, песенки. Особенности жанров. Отгадывание загадок с опорой на сущностные признаки предметов. Сочинение своих загадок. | 1 | 18.04 |
|
| Русские народные потешки. Стишки и потешки из книги «Рифмы Матушки Гусыни». Особенности жанров УНТ, различение и сравнение жанров. | 1 | 20.04 |
|
| А. Плещеев «Сельская песенка». А. Майков «Весна»; «Ласточка промчалась…» Настроение стихотворения, словарь слов, которые могут помочь передать настроение. | 1 | 23.04 |
|
| Т. Белозеров «Подснежники». С. Маршак «Апрель». Определение настроения произведений. Сравнение их по настроению, тематике и жанру. | 1 | 24.04 |
|
| И. Токмакова «Ручей». Е. Трутнева «Когда это бывает?» Определение настроения произведений. Сравнение их по настроению, тематике и жанру. | 1 | 25.04 |
|
| И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!» Особенности юмористических произведений. Чтение по ролям. Пересказ по опорным словам. | 1 | 27.04 |
|
| Н. Артюхова «Саша-дразнилка». Прогнозирование текста. Разбиение текста на части, составление плана, определение опорных слов для пересказа. | 1 | 02.05 |
|
| К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет». Анализ, оценка и передача интонацией настроений и чувств героев. | 1 | 04.05 |
|
| И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки». М. Пляцковский «Помощник». Чтение по ролям. Анализ и оценка чувств и настроений героев. | 1 | 07.05 |
|
| Ю. Ермолаева «Лучший друг». Е. Благинина «Подарок». Анализ и оценка поступков героев. | 1 | 07.05 |
|
| В. Орлов «Кто первый?». С. Михалков «Бараны». Прогнозирование содержания произведения. Анализ и оценка поступков героев. | 1 | 08.05 |
|
| Р. Сеф «Совет». В. Берестов «В магазине игрушек». Анализ и оценка поступков героев. | 1 | 08.05 |
|
| И. Пивоварова «Вежливый ослик». А. Барто «Вот так защитник». Анализ и оценка поступков героев. | 1 | 11.05 |
|
| Я. Аким «Моя родня». С. Маршак «Хороший день». Анализ и оценка поступков героев. | 1 | 14.05 |
|
| М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка». Анализ и оценка поступков героев. | 1 | 15.05 |
|
| С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак». Выборочное чтение. Идейно-художественный анализ произведения. Составление вопросов. | 1 | 15.05 |
|
| В. Осеева «Собака яростно лаяла». Анализ и оценка поступков героев. | 1 | 16.05 |
|
| И. Токмакова «Купите собаку». Анализ и оценка поступков героев. | 1 | 18.05 |
|
| С. Михалков «Важный совет». Анализ и оценка поступков героев. | 1 | 21.05 |
|
| М. Пляцковский «Цап Царапыч». Г. Сапгир «Кошка». Различение жанров художественных произведений. | 1 | 22.05 |
|
| В. Берестов «Лягушата». Тексты художественный и научно-популярный: их особенности и различия. | 1 | 23.05 |
|
| Д. Хармс «Храбрый ёж». Н. Сладков «Лисица и Ёж». Различение жанров художественных произведений. | 1 | 24.05 |
|
Литературное чтение 2 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Дата план. | Дата факт. |
| Знакомство с учебником. Содержание. Словарь. | 1 | 05.09 |
|
| Проект «О чем может рассказать школьная библиотека» | 1 | 07.09 |
|
| Старинные и современные книги. Сравнение книг. | 1 | 08.09 |
|
| Напутствие читателю Р. Сефа. | 1 | 12.09 |
|
| Малые и большие жанры устного народного творчества. | 1 | 14.09 |
|
| Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. | 1 | 15.09 |
|
| Потешки и прибаутки – малые жанры устного народного творчества. | 1 | 19.09 |
|
| Считалки и небылицы – малые жанры устного народного творчества. | 1 | 21.09 |
|
| Загадки – малые жанры устного народного творчества. | 1 | 22.09 |
|
| Пословицы и поговорки. В.Даль – собиратель пословиц русского народа. | 1 | 26.09 |
|
| Сказки. Ю.Мориц «Сказка по лесу идет». | 1 | 28.09 |
|
| Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко». | 1 | 29.09 |
|
| Русская народная сказка «У страха глаза велики». | 1 | 03.10 |
|
| Русская народная сказка «Лиса и тетерев». | 1 | 05.10 |
|
| Внеклассное чтение. «Сказки народов мира». | 1 | 06.10 |
|
| Русская народная сказка «Лиса и журавль». | 1 | 10.10 |
|
| Русская народная сказка «Каша из топора». | 1 | 12.10 |
|
| Русская народная сказка «Гуси-лебеди» А. Шибаев «Вспомни сказку». | 1 | 13.10 |
|
| Картины осенней природы. Осенние загадки. | 1 | 17.10 |
|
| Лирические стихотворения Ф.Тютчева и К.Бальмонта. | 1 | 19.10 |
|
| Лирические стихотворения А.Толстого и С.Есенина. | 1 | 20.10 |
|
| Лирические стихотворения В.Брюсова и И.Токмаковой. | 1 | 24.10
|
|
| Средства художественной выразительности В.Берестов «Хитрые грибы». «Грибы». | 1 | 26.10 |
|
| Сравнение художественного и научно-популярного текстов. «Осеннее утро» М.Пришвин. | 1 | 27.10 |
|
| А.С. Пушкин – великий русский писатель. | 1 | 07.11 |
|
| Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» Сказочные чудеса. | 1 | 09.11 |
|
| Стихотворения А.С. Пушкина «Вот север, тучи…», «Зима..» | 1 | 10.11 |
|
| «Сказка о рыбаке и рыбке». | 1 | 14.11 |
|
| И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука». | 1 | 16.11 |
|
| И.А.Крылов «Стрекоза и муравей». | 1 | 17.11 |
|
| Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек». | 1 | 21.11 |
|
| Л.Н.Толстой «Филипок». | 1 | 23.11 |
|
| Л.Н.Толстой «Правда всего дороже», «Котенок». | 1 | 24.11 |
|
| Н.Сладков, А.Шибаев . | 1 | 27.11 |
|
| Веселые стихи о животных. | 1 | 28.11 |
|
| Б.Заходер, И.Пивоварова В.Берестов «Кошкин щенок». | 1 | 30.11 |
|
| М.Пришвин «Ребята и утята». | 1 | 01.12 |
|
| Е.Чарушин «Страшный рассказ». | 1 | 05.12 |
|
| Б.Житков «Храбрый утенок». | 1 | 07.12 |
|
| В.Бианки «Музыкант». | 1 | 08.12 |
|
| В.Бианки «Сова». | 1 | 12.12 |
|
| Подготовка к проекту «Мой любимый детский журнал» Вопросы из детских журналов. | 1 | 14.12 |
|
| Д.Хармс «Вы знаете», «Игра». | 1 | 15.12 |
|
| Д.Хармс, С.Маршак «Веселые стихи». | 1 | 19.12 |
|
| Д.Хармс «Что это было?», Н.Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог». | 1 | 21.12 |
|
| Ю.Владимиров, А.Введенский. | 1 | 22.12 |
|
| А.Введенский «Лошадка». | 1 | 26.12 |
|
| Зимние загадки. Соотнесение загадки и отгадки. | 1 | 28.12 |
|
| Лирические стихотворения. И.Бунин, К.Бальмонт | 1 | 29.12 |
|
| Лирические стихотворения Ф.Тютчев , С.Есенин | 1 | 11.01 |
|
| Русская народная сказка «Два мороза» | 1 | 12.01 |
|
| С.Михалков «Новогодняя быль» | 1 | 16.01 |
|
| А.Барто «Дело было в январе», С.Дрожжин «Улицей гуляет» | 1 | 18.01 |
|
| К.И.Чуковский «Путаница» | 1 | 19.01 |
|
| К.И.Чуковский «Радость» | 1 | 23.01 |
|
| К.И.Чуковский «Федорино горе» | 1 | 25.01 |
|
| К.И.Чуковский «Федорино горе» | 1 | 26.01 |
|
| С.Я.Маршак «Кот и лодыри» | 1 | 30.01 |
|
| С.В.Михалков «Мой секрет», «Сила воли» | 1 | 06.02 |
|
| С.В.Михалков «Мой щенок» | 1 | 08.02 |
|
| А.Л.Барто «Веревочка» | 1 | 09.02 |
|
| А.Л.Барто. Стихотворения о детях | 1 | 13.02 |
|
| Н.Носов «Затейники» | 1 | 15.02 |
|
| Н.Носов «Живая шляпа» | 1 | 16.02 |
|
| Н.Носов «Живая шляпа». Подробный пересказ. | 1 | 20.02 |
|
| Н.Носов «На горке» | 1 | 22.02 |
|
| Стихи о дружбе и друзьях В.Берестов, Э. Мошковская | 1 | 27.02 |
|
| В.Лунин «Я и Вовка» | 1 | 01.03 |
|
| Н.Булгаков «Анна, не грусти!» | 1 | 02.03 |
|
| Ю.Ермолаев «Два пирожных» | 1 | 06.03 |
|
| В.Осеева «Волшебное слово» | 1 | 13.03 |
|
| В.Осеева «Хорошее» | 1 | 15.03 |
|
| В.Осеева «Почему». Составление плана рассказа. | 1 | 16.03 |
|
| Е.Благинина «Простокваша» | 1 | 20.03 |
|
| Весенние загадки. Подготовка к проекту Газета «День Победы» | 1 | 22.03 |
|
| Лирический стихотворения Ф.Тютчев | 1 | 23.03 |
|
| Лирические стихотворения А.Плещеев, А.Блок | 1 | 03.04 |
|
| Женский день. И.Бунин, А.Плещеев. | 1 | 05.04 |
|
| Внеклассное чтение. «Рассказы и стихи о героях Великой Отечественной войны» | 1 | 06.04 |
|
| Лирические стихотворенияия Е.Благинина, Э.Мошковская | 1 | 10.04 |
|
| Лирическое стихотворение. С.Васильев | 1 | 12.04 |
|
| Проект Газета «День Победы» | 1 | 13.04 |
|
| Веселые стихи Б.Заходер | 1 | 17.04 |
|
| Б.Заходер «Что красивей всего?» | 1 | 19.04 |
|
| Б.Заходер «Песенки Винни-Пуха» | 1 | 20.04 |
|
| Э.Успенский «Чебурашка» | 1 | 24.04 |
|
| Э.Успенский «Если был бы я девчонкой…» | 1 | 26.04 |
|
| Э.Успенский «Над нашей квартирой», «Память» | 1 | 27.04 |
|
| В.Берестов «Знакомый, «Путешественники» | 1 | 03.05 |
|
| В.Берестов , И.Токмакова Стихотворения | 1 | 04.05 |
|
| Г.Остер «Будем знакомы» | 1 | 08.05 |
|
| Г.Остер «Будем знакомы» | 1 | 08.05 |
|
| Внеклассное чтение. «Рассказы о дрессированных животных Н.Дуровой» | 1 | 10.05 |
|
| В.Драгунский «Тайное становится явным» | 1 | 11.05 |
|
| Подготовка к проекту «Мой любимый писатель-сказочник» Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог» | 1 | 15.05
|
|
| Английский народные песенки «Перчатки», «Храбрецы» | 1 | 15.05 |
|
| Французская и немецкая народные песенки «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети» | 1 | 17.05 |
|
| Шарь Перро «Кот в сапогах» | 1 | 18.05 |
|
| Шарль Перро «Красная шапочка» | 1 | 22.05 |
|
| Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине» | 1 | 22.05 |
|
| Э. Хогарт «Мафин и паук». Составление плана сказки | 1 | 24.05 |
|
| Защита проекта «Мой Любимый писатель-сказочник» | 1 | 25.05 |
|
Литературное чтение 3 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата план. | Дата факт. |
1 | Знакомство с учебником. Работа со вступительной статьёй. Рукописные книги Древней Руси. Знакомство с названием раздела. | 1 |
|
|
2 | Первопечатник Иван Фёдоров. О первопечатнике Иване Фёдорове. | 1 |
|
|
3 | Обобщающий урок по разделу «Самое великое чудо на свете». | 1 |
|
|
4 | Русские народные песни. Знакомство с названием раздела. | 1 |
|
|
5 | Шуточные народные песни. Докучные сказки. | 1 |
|
|
6 | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда. Произведения прикладного искусства: дымковская и богородская игрушка. | 1 |
|
|
7 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | 1 |
|
|
8 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Пересказ текста. | 1 |
|
|
9 | Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». Проверка техники чтения | 1 |
|
|
10 | Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». Главная мысль сказки. | 1 |
|
|
11 | Русская народная сказка «Сивка-бурка». | 1 |
|
|
12 | Русская народная сказка «Сивка-бурка». Выразительное чтение. | 1 |
|
|
13 | Проект: «Сочиняем волшебную сказку». | 1 |
|
|
14 | КВН. Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество». | 1 |
|
|
15 | Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. | 1 |
|
|
16 | Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза». | 1 |
|
|
17 | Ф.И. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья». | 1 |
|
|
18 | А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». | 1 |
|
|
19 | И.С. Никитин «Полно, степь моя…», «Встреча зимы». | 1 |
|
|
20 | И.З. Суриков «Детство». | 1 |
|
|
21 | И.З. Суриков «Зима». | 1 |
|
|
22 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1». | 1 |
|
|
23 | Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина». | 1 |
|
|
24 | А.С. Пушкин лирические стихотворения | 1 |
|
|
25 | А.С. Пушкин «Зимнее утро». Проверка техники чтения. | 1 |
|
|
26 | А.С. Пушкин «Зимний вечер». | 1 |
|
|
27 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». | 1 |
|
|
28 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». Пересказ текста. | 1 |
|
|
29 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». Описание главного героя. | 1 |
|
|
30 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». План текста. | 1 |
|
|
31 | И.А. Крылов. Подготовка сообщения об И.А. Крылове. | 1 |
|
|
32 | И.А. Крылов «Мартышка и очки». | 1 |
|
|
33 | И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна». | 1 |
|
|
34 | И.А. Крылов «Ворона и Лисица». | 1 |
|
|
35 | М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. | 1 |
|
|
36 | М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…». | 1 |
|
|
37 | М.Ю. Лермонтов «Утёс», « Осень». | 1 |
|
|
38 | Детство Л.Н. Толстого | 1 |
|
|
39 | Л.Н. Толстой «Акула». | 1 |
|
|
40 | Л.Н. Толстой «Прыжок». | 1 |
|
|
41 | Л.Н. Толстой «Лев и собачка». | 1 |
|
|
42 | Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» | 1 |
|
|
43 | Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели». | 1 |
|
|
44 | Знакомство с разделом. Н. А. Некрасов «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором». | 1 |
|
|
45 | Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». | 1 |
|
|
46 | К.Д. Бальмонт «Золотое слово». | 1 |
|
|
47 | И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги». | 1 |
|
|
48 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». | 1 |
|
|
49 | Знакомство с литературными сказками. Проверка техники чтения. | 1 |
|
|
50 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Присказка к «Алёнушкины сказки». | 1 |
|
|
51 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». | 1 |
|
|
52 | В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». | 1 |
|
|
53 | В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Нахождение главной мысли текста. | 1 |
|
|
54 | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». | 1 |
|
|
55 | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Пересказ текста. | 1 |
|
|
56 | Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки». Диагностическая Работа «Литературные сказки» | 1 |
|
|
57 | Знакомство с учебником. М. Горький «Случай с Евсейкой». | 1 |
|
|
58
| М. Горький «Случай с Евсейкой». Выразительное чтение. | 1 |
|
|
59 | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». | 1 |
|
|
60 | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Составление плана текста. | 1 |
|
|
61 | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Описание главного героя. | 1 |
|
|
62 | А.И. Куприн «Слон». | 1 |
|
|
63 | А.И. Куприн «Слон». Выразительное чтение. | 1 |
|
|
64 | А.И. Куприн «Слон». Пересказ текста. | 1 |
|
|
65 | Обобщающий урок по разделу «Были-небылицы». | 1 |
|
|
66 | Знакомство с названием раздела. С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка…» | 1 |
|
|
67 | С. Чёрный «Воробей», «Слон». | 1 |
|
|
68 | А.А. Блок «Ветхая избушка». | 1 |
|
|
69 | А.А. Блок «Сны», «Ворона». | 1 |
|
|
70 | С.А. Есенин «Черёмуха». | 1 |
|
|
71 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1». | 1 |
|
|
72 | М.М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний).Сочинение на основе художественного текста. | 1 |
|
|
73 | И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». | 1 |
|
|
74 | И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Выразительное чтение. | 1 |
|
|
75 | В.И. Белов «Малька провинилась». | 1 |
|
|
76 | В.И. Белов «Ещё про Мальку». | 1 |
|
|
77 | В.В. Бианки «Мышонок Пик». | 1 |
|
|
78 | В.В. Бианки «Мышонок Пик». Описание главного героя. | 1 |
|
|
79 | Б.С. Житков «Про обезьянку». | 1 |
|
|
80 | Б.С. Житков «Про обезьянку». Выразительное чтение. | 1 |
|
|
81 | Б.С. Житков «Про обезьянку». План текста. | 1 |
|
|
82 | В.Л. Дуров «Наша Жучка». | 1 |
|
|
83 | В.П. Астафьев «Капалуха». | 1 |
|
|
84 | Обобщающий урок по разделу «Люби Живое» | 1 |
|
|
85 | Знакомство с названием раздела. С.Я. Маршак «Гроза днём». «В лесу над росистой поляной…». | 1 |
|
|
86 | А.Л. Барто «Разлука». «В театре». Проверка техники чтения. | 1 |
|
|
87 | С.В. Михалков «Если», « Рисунок». | 1 |
|
|
88 | Е.А. Благинина «Кукушка», «Котёнок». | 1 |
|
|
89 | Проект: «Праздник поэзии» Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». | 1 |
|
|
90 | Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». | 1 |
|
|
91 | А.П. Платонов «Цветок на земле». | 1 |
|
|
92 | А.П. Платонов «Цветок на земле». Пересказ текста. | 1 |
|
|
93 | А.П. Платонов «Ещё мама». | 1 |
|
|
94 | А.П. Платонов «Ещё мама». Выразительное чтение. | 1 |
|
|
95 | М.М. Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники». | 1 |
|
|
96 | Н.Н. Носов «Федина задача», «Телефон». | 1 |
|
|
97 | В.Ю. Драгунский «Друг детства». Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». | 1 |
|
|
98 | Л. Кассиль « Отметки Риммы Лебедевой» Ю.И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». | 1 |
|
|
99 | Г.Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются Легенды». Р. Сеф «Весёлые стихи». Создание сборника добрых советов. Обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов». | 1 |
|
|
100 | Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей». | 1 |
|
|
101 | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | 1 |
|
|
102 | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Проверка техники чтения. | 1 |
|
|
Литературное чтение 4 класс
№ п\п | Разделы, темы | Кол-во часов
| Дата план. | Дата факт. |
| Былины. Летописи. Жития. | 6 |
|
|
1 | Знакомство с учебником. Что такое летопись? | 1 |
|
|
2 | И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда | 1 |
|
|
3 | И вспомнил Олег коня своего | 1 |
|
|
4 | Ильины три поездочки | 1 |
|
|
5 | Житие Сергия Радонежского (отрывок) | 1 |
|
|
6 | Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития» | 1 |
|
|
| Чудесный мир классики | 14 |
|
|
7 | П. П. Ершов «Конёк – горбунок» | 1 |
|
|
8 | П. П. Ершов «Конёк – горбунок» | 1 |
|
|
9 | А. С. Пушкин «Няне»,«Туча», «Унылая пора!» | 1 |
|
|
10 | А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | 1 |
|
|
11 | А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | 1 |
|
|
12 | М. Ю. Лермонтов «Дары Терека» | 1 |
|
|
13 | М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» | 1 |
|
|
14 | М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» | 1 |
|
|
15 | Л. Н. Толстой «Детство» | 1 |
|
|
16 | Л. Н. Толстой «Как мужик убрал камень» | 1 |
|
|
17 | А. П. Чехов «Мальчики» | 1 |
|
|
18 | А. П. Чехов «Мальчики» | 1 |
|
|
19 | Обобщение по разделу «Чудесный мир классики» | 1 |
|
|
| Поэтическая тетрадь №1 | 7 |
|
|
20 | Ф.И.Тютчев «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…» | 1 |
|
|
21 | А.А. Фет«Весенний дождь», «Бабочка» | 1 |
|
|
22 | Е.А.Баратынский «Весна, весна!...»,«Где сладкий шёпот…». | 1 |
|
|
23 | А. Н. Плещеев «Дети и птичка», И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…» | 1 |
|
|
24 | Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки…». | 1 |
|
|
25 | И.А.Бунин«Листопад» | 1 |
|
|
26 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь №1» | 1 |
|
|
| Литературные сказки | 8 |
|
|
27 | В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке» | 1 |
|
|
28 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | 1 |
|
|
29 | В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе» | 1 |
|
|
30 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» | 1 |
|
|
31 | П. П.Бажов «Серебряное копытце» | 1 |
|
|
32 | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» (в сокращении) | 1 |
|
|
33 | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» (в сокращении) | 1 |
|
|
| Делу время – потехе час. | 5 |
|
|
34 | Е. Л.Шварц «Сказка о потерянном времени» | 1 |
|
|
35 | В.Ю.Драгунский «Главные реки» | 1 |
|
|
36 | В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» | 1 |
|
|
37 | В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» | 1 |
|
|
38 | Обобщение по разделу «Делу время – потехе час» | 1 |
|
|
| Страна детства | 4 |
|
|
39 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков» | 1 |
|
|
40 | К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | 1 |
|
|
41 | М. М. Зощенко «Елка» | 1 |
|
|
42 | Обобщение по разделу «Страна детства» | 1 |
|
|
| Поэтическая тетрадь №2 | 4 |
|
|
43 | В.Я.Брюсов «Опять сон», «Детская» | 1 |
|
|
44 | С. А. Есенин«Бабушкины сказки» | 1 |
|
|
45 | М.И.Цветаева«Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства». | 1 |
|
|
46 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2» | 1 |
|
|
| Природа и мы | 6 |
|
|
47 | Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приемыш» | 1 |
|
|
48 | А. И.Куприн «Барбос и Жулька» | 1 |
|
|
49 | М.М. Пришвин «Выскочка» | 1 |
|
|
50 | Евгений Иванович Чарушин «Кабан» | 1 |
|
|
51 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» | 1 |
|
|
52 | Обобщение по разделу «Природа и мы» | 1 |
|
|
| Поэтическая тетрадь №3 | 5 |
|
|
53 | Б.Л.Пастернак«Золотая осень», С.А. Клычков «Весна в лесу». | 1 |
|
|
54 | Д.Кедрин«Бабье лето», Н.Рубцов «Сентябрь». | 1 |
|
|
55 | С.А.Есенин «Лебедушка» | 1 |
|
|
56 | С.А. Есенин«Лебедушка» | 1 |
|
|
57 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь №3» | 1 |
|
|
| Родина | 4 |
|
|
58 | И.С. Никитин «Русь». | 1 |
|
|
59 | С. Д.Дрожжин «Родине», А. В. Жигулин «О, Родина!…» | 1 |
|
|
60 | Б. А.Слуцкий «Лошади в океане» | 1 |
|
|
61 | Обобщение по разделу «Родина» | 1 |
|
|
| Страна Фантазия | 3 |
|
|
62 | Е.С.Велтистов «Приключения электроника» | 1 |
|
|
63 | Кир Булычев «Путешествие Алисы» («Кустики») | 1 |
|
|
64 | Обобщение по разделу «Страна Фантазия» | 1 |
|
|
9 | Зарубежная литература | 4 |
|
|
65 | Д. Свифт «Путешествие Гулливера» | 1 |
|
|
66 | Г.Х. Андерсен «Русалочка» | 1 |
|
|
67 | Марк Твен Приключения Тома Сойера | 1 |
|
|
68 | Контрольная работа по итогам года | 1 |
|
|