Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия №21
г. Батайска
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ Гимназия №21
Приказ от 01.09.2017 № 249
_______________/С.Н.Козырев/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по___________ Литературное чтение_________________
Класс__1 «В» класса_____
Учитель __Жарова Ольга Васильевна_____________
Программа разработана на основе авторской издательской программы Н.А. Чуракова (Сборник программ к комплекту учебников «Перспективная начальная школа». – 2-е изд., стереотип. – М.: Академкнига/Учебник, 2012).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Положением о рабочей программе МБОУ Гимназия № 21, на основе Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Составитель: Н.А. Чуракова рекомендованной МО и Науки РФ, учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы Н.А. Чуракова (Сборник программ к комплекту учебников «Перспективная начальная школа». – 2-е изд., стереотип. – М.: Академкнига/Учебник, 2012).
В учебном плане отводится на курс литературного чтения в 1 классе 4 часа в неделю. В соответствии с годовым календарным учебным графиком МБОУ Гимназии № 21 на 2017-2018 год по курсу литературное чтение в 1 классе запланировано 132 часа.
Основной целью блока «Литературное чтение. Обучение грамоте» является:
При этом решаются следующие задачи:
Личностные задачи:
формирование у детей интереса к первой учебной книге, развитие желания с её помощью учиться, приобретать знания и умения;
создание условий для зарождения элементов самооценки, стремления преодолевать учебные затруднения;
формирование любознательности, а для её удовлетворения - стремления -научиться хорошо читать, узнать мир книг и войти в него.
Метапредметные задачи:
формирование умения выполнять различные учебные действия, пользоваться при этом разными способами помощи, оценивать правильность выполнения действ/.' другими, вносить необходимые коррективы; контролировать и оценивать свои действия
формирование умения воспринимать чтение, слушание учителя и одноклассников как способ получения информации; осваивать техническую сторону чтения как условие в понимания читаемого;
обучение навыкам участия в диалоге, в общей беседе, с выполнением при этом принятых норм речевого поведения, культуры речи; умение задавать вопросы. слушать собеседников, стремиться сделать свою речь понятной, стараться понять мысль другого.
Предметные задачи:
формирование навыка плавного чтения по слогам, в простых случаях целыми словами;
развитие речи учащихся, обогащение их словарного запаса;
обучение соблюдению правил общения на уроке с использованием типовыхэтикетных формул в ситуациях приветствия, извинения, просьбы, благодарности;
формирование умения понимать инструкции учителя, отвечать на вопросы ==юл- нять задания учебника;
обучение созданию коротких сообщений под руководством учителя на ос-ове '.эде- лей учебника и других литературных источников.
Основными целями изучения блока «Литературное чтение» являются:
создание условий для формирования всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);
содействие развитию потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания; готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе читаемого;
создание условий для формирования читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения, различными видами чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности.
Личностные задачи:
формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности, самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, самокритичности;
развитие жизненного оптимизма, целеустремлённости и настойчивости в достижении целей; обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей;
формирование гражданской идентичности личности;
осознание учеником себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины; формирование привычки к рефлексии, совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости);
формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбия, коллективизма;
развитие мышления, внимания, памяти, творческого отношения к действительности и творческих способностей.
Метапредметные задачи:
формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе положительного отношения к обучению;
приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества;
формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций;
формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с другими школьными предметами;
развитие ценностно-смысловой сферы личности;
формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой;
формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;
обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе ориентировке в книжном пространстве;
выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.
Предметные задачи:
формирование положительной мотивации к чтению;
создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы;
развитие воссоздающего воображения;
обучение адекватному восприятию читаемого;
обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой специфике;
совершенствование всех сторон навыка чтения;
формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чём и о ком он написал;
развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к содержанию и форме литературного произведения;
- обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности;
освоение литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения;
формирование умения определять художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне);
обучение умению различать художественный и познавательный тексты и выбирать адекватный способ чтения литературного произведения в соответствии с его особенностями;
овладение приемами ознакомительного, поискового (просмотрового), творческого и изучающего чтения;
формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете;
развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живописью, театром, кино, музыкой);
обучение работе с книгой в единстве её текстового и внетекстового содержания;
развитие литературных способностей.
Приоритетной задачей предмета «Литературное чтение» является духовнонравственное воспитание обучающихся, для чего в Программу включены художественные произведения, обладающие мощным нравственным и духовным потенциалом.
Содержание учебного предмета
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД (9 ч)
Слушание (аудирование) текста сказки. Соотнесение иллюстраций с частями текста. Пересказ содержания сказки.
Первичное представление, во-первых, о тексте как определенной последовательности предложений и слов, связанных между собой по смыслу и интонационно и выражающих относительно законченное сообщение и, во-вторых, о предложении как высказывании, которое содержит сообщение о чем-либо и рассчитано на слуховое или зрительное восприятие. Составление предложений на тему иллюстраций. Соотнесение конкретных предложений с графической моделью текста. Озаглавливание рассказа, заданного иллюстрацией. Элементы построения текста. Пересказ рассказа на основе его графической модели.
Составление ответов на вопросы учителя по прочитанному им тексту. Выборочный пересказ, заучивание стихотворений наизусть.
Первичное представление о словах как структурных единицах языка.
2.ОСНОВНОЙ ЗВУКОБУКВЕННЫЙ ПЕРИОД (72 ч)
. Чтение (72 ч)
Гласные звуки
Отработка артикуляции гласных звуков [а], [о], [у], [э], [ы], [и] как в различных позициях в слове, так и в изолированном употреблении. Упражнение в различении гласных звуков на слух.
Роль гласных звуков в процессе слогообразования. Слог как часть слова. Понятие об ударении и ударном слоге в слове. Знак ударения. Выделение голосом ударного гласного звука слова в процессе озвучивания его схемы. Смыслоразличительная роль русского ударения. Умение произносить слово по слогам и орфоэпически (с учетом ударения) на основе графических схем слов. Графическая фиксация слогов в слове с помощью дуг.
Фиксация на схеме слова гласного звука вначале с помощью простого кружка, а затем — знака транскрипции.
Узнавание и выделение на слух из ряда звучащих и произносимых слов только тех, в которых есть определенный гласный звук. Подбор слов с заданным гласным звуком.
Конструирование печатных букв гласных звуков с помощью элементов-шаблонов и усвоение их форм. Формирование образного представления о том, что буква — это лишь знак («одежда») для звука, речи.
Восприятие на слух текста, читаемого учителем, понимание его содержания, формулирование ответов на поставленные вопросы, выборочный и полный пересказ воспринятого на слух текста.
Согласные сонорные звуки (непарные по глухости/звонкости и парные по твердости/мягкости)
Согласные звуки [м, м', н, н', л, л', р, р', й] как ртосмыкатели.
Артикуляция: рот прикрыт или закрыт. Струя выходящего воздуха встречает преграду (губы, зубы, язык).
Противопоставление сонорных' согласных звуков по твердости-мягкости; обозначение их твердости/мягкости на письме при помощи букв гласных — «а, о, у, э, ы» для твердых (ма, мо, му, мэ, мы) и «и» для мягких (ми). Прием последовательного выделения каждого звука в слове. Звуковой анализ слов, заданных рисунком и схемой. Артикулирование звуков, выделенных из контекста анализируемых слов, и произнесение их в изолированном виде. Фиксирование согласных звуков с помощью квадрата с точкой в середине, обозначающей звонкость. Одним из этих квадратов (с апострофом □') фиксируются мягкие, другим (без апострофа □) — твердые звонкие звуки.
Соотнесение отличительных признаков выделенных звуков с их смыслоразличительной функцией в минимальных парах сравниваемых слов: мыл — мил, Нил — ныл.
Термин «сонорные» детям не дается. Он заменяется словом «звонкие»
Усвоение форм печатных букв (малых и больших), с помощью которых обозначаются все сонорные звуки.
Чтение закрытых неприкрытых слогов (ам, ун, ир) и открытых слогов-слияний (ма, ну, ри) с твердыми и мягкими согласными звуками, а также слов с непарным согласным звуком [й'] на конце и в середине слова (май, майка).
Прием орфоэпического чтения и произнесения слов в сравнении со слоговым.
Звук [й'] в начале слова и между гласными.
Обозначение мягкости согласных звуков
с помощью букв «я, ё, ю, е» и мягкого знака «ь»
«Работа» (функция) букв «я, ё, ю, е» — обозначать два звука [й'а], [й'о], [й'у], [й'э] в начале слова ([й'ама] — яма) и после гласных звуков в середине и на конце слова ([бай'ан] — баян, [р'исуй'у] — рисую).
Обозначение мягкости согласных в слоге-слиянии с помощью букв «я, ё, ю, е» ([но]- но; [н'о]- нё; [ру]- ру; [р'у]- рю; [ла]- ла; [л'а]- ля; [мэ]- мэ; [м'э]- ме).
Мягкий знак «ь», указывающий на мягкость согласного звука на конце и в середине слов, например: линь, руль, мыльный пузырь.
Слоговое и орфоэпическое прочтение звуковой и буквенной схем слов. Наблюдение за процессом перекодирования звуковой формы слова в графическую (на основе условных знаков и печатных букв). Усвоение правил использования букв «я, ё, ю, е». Упражнение в чтении слогов и слов с этими буквами и мягким знаком «ь». Дифференцировка мягких и твердых согласных сонорных звуков на слух при выделении их из контекста произносимого слова.
Парные звонкие и глухие согласные звуки
Отличие звонких и глухих звуков [д]-[д'], [т]-[т'], [з]-[з'], [с]-[с'], [г]-[г'], [к]-[к'], [в]-[в'], [ф]-[ф'], [б]-[б'], [п]-[п'] по признаку твердости-мягкости. Соотнесение парных по звонкости-глухости звуков [д-т, д'-т', з-с, з'-с', г-к, г'-к', в-ф, в'-ф', б-п, б'-п'] на фоне уже знакомого дифференциального признака (твердости-мягкости). Например: Дима — Тима. Даня — Таня. Наблюдение за смыслоразличительной функцией звуков.
Упражнение в произношении минимальных пар слов, например: жар — шар, Луша — лужа, отличающихся звуками [ж]-[ш].
Знакомство с первыми правилами традиционных написаний: жи, ши.
Дифференцировка звуков на основе работы по звукобуквенным схемам, чтения слогов, слов и текстов.
Чтение исходных и преобразованных слов путем замены или дополнения в них одного звука, а также обратного прочтения (слева направо) слов-перевертышей. Чтение и отгадывание загадок. Чтение, запоминание и воспроизведение по памяти скороговорок, приговорок, дразнилок, считалок, изречений народной мудрости, в которых варьируются изучаемые звуки.
Формирование наглядно-образных представлений о звуке, слоге, слове, предложении и тексте.
Звук [и'] после разделительных мягкого «ь» и твердого «ъ» знаков
Обозначение на письме звука [й'] с помощью сочетаний разделительных знаков «ь» и «ъ» и гласных букв (ь + е, ё, ю, я, и; ъ + е, ё, ю, я).
Звуковой анализ слов со звуком [й'], обозначенным с помощью сочетания разделительных знаков и букв гласных. Чтение звуковой схемы слов со звуком [й'], перекодирование её в буквенную форму с последующим прочтением вначале по слогам, а затем — орфоэпически.
Непарные глухие мягкие и твердые звуки [х, х', ч', щ', ц]
Отработка артикуляции звуков [х, х', ч', щ', ц] в процессе акцентированного произнесения их как в контексте целого слова, так и вне его. Характеристика этих звуков по признаку твердости-мягкости. Упражнение в чтении слов со следующими сочетаниями звуков: же, ше (жесть, шесть); шо, шё {шорох, шёлк); жо, жё (обжора, жёлудь); че (честь); чо, чё (чох, то есть чихание, чёлка); ще (щепка); що, щё (трещотка, щётка), чк (ручка, дочка), чн (точный, мучной), чт (мачта, почта), щн (хищник), щр (поощрение). Чтение слогов, слов, предложений и текстов, содержащих эти звуки. Усвоение содержания текста. Пересказ.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД (11 ч)
1. Чтение (11 ч)
Формирование навыка сознательного чтения текстов различных жанров при условии орфоэпического произнесения слов. При чтении «трудных» слов в тексте (длинных и незнакомых по значению) возможно возвращение на уровень слогового их прочтения. Соблюдение пауз в соответствии со знаками препинания как в предложениях, так и между ними. Воспроизведение заданной интонации: повествовательной, вопросительной, побудительной.
Умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста полными ответами, делать выборочный пересказ, изменять начало или конец текста и в связи с этим давать ему новое название.
Умение находить и читать выборочно отрывки текста, соответствующие трем его структурным компонентам: а) вступление, начало: с чего все начиналось, б) главная часть: что произошло с героями, в) заключение: чем все завершилось. Умение передать отношение автора и читающего ученика к описанным в тексте событиям.
Требования к уровню подготовки учащихся по предмету «Литературное чтение» раздела «Азбука» к концу заключительного периода обучения грамоте
4.Виды речевой и читательской деятельности(3ч)
Умение воспринимать на слух и удерживать в памяти короткий текст, прочитанный учителем. Умение понимать смысл короткого текста, воспринятого на слух.
Формирование навыков чтения на основе аналитико-синтетического, звукобуквенного метода, учитывающего позиционные смены звуков. Работа над чтением с соблюдением орфоэпических норм с предварительным (в случае необходимости) подчеркиванием случаев расхождения произнесения и написания слов. Чтение отдельных предложений из текстов с интонационным выделением знаков препинания. Создание мотивации перечитывания: с разной целью, с разными интонациями, в разном темпе и настроении, с разной громкостью.
Чтение по ролям, чтение по цепочке.
Чтение про себя коротких маркированных фрагментов текста.
Освоение начал монологического высказывания: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя.
Умение слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, уметь дополнить чужой ответ новым содержанием.
Стихи и проза. Общее представление о стихотворном и прозаическом произведении. Название произведения (заголовок), автор (поэт, писатель) литературного произведения; отсутствие автора в народном произведении.
Устное народное творчество и литература. Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора, устная передача, практически игровой характер малых жанров фольклора. Эмоциональный тон произведения. Определение серьезного и шуточного (юмористического) характера произведения.
Стихотворение. Первое знакомство с особенностями поэтического взгляда на мир: поэт помогает обнаружить красоту и смысл в обыденном.
Основные виды учебной деятельности обучающихся: аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, работа с текстом художественного произведения, приобретение основ культуры речевого общения, библиографической культуры.
Формирование библиографической культуры.
Формирование умений находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление», ориентироваться в них, находя нужное произведение.
5. Литературоведческая пропедевтика(17ч)
Малые фольклорные жанры: прибаутка, колыбельная песенка, считалка, загадка, скороговорка, закличка. Знакомство с жанрами докучной и кумулятивной сказки (сказки-цепочки). Практическое освоение (сочинение) таких жанров фольклора, как загадка, докучная сказка.
Средства выражения авторского отношения к изображаемому (название произведения, характеристики героев, другие способы авторской оценки).
Средства художественной выразительности. Обнаружение приемов выразительности в процессе анализа текстов. Первичные представления об олицетворении, разный смысл повторов, выразительность звукописи; понятие рифмы, выразительность рифмы.
Жанры литературы. Общее представление о жанрах: рассказ, стихотворение. Практическое различение.
Рассказ. Смысл заглавия. Сравнительный анализ двух образов. Выражение собственного отношения к каждому из героев.
Стихотворение. Знакомство с рифмой, поиск и обнаружение рифмы.
Основные виды учебной деятельности обучающихся: узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки и др.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.).
6. Элементы творческой деятельности учащихся(20ч)
Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наизусть: использование голоса - нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений и несловесных средств -- мимики, движений, жестов (чтение вслух закличек, небылиц, колыбельных песенок, шуточных авторских стихов).
Сравнительный анализ текстов малых фольклорных жанров и музейных иллюстраций к этим текстам с выражением эмоционального отношения к ним.
Чтение по ролям шуточных авторских стихотворений и маркированных отрывков из прозаических произведений.
Сочинение и инсценирование коротких текстов малых игровых форм фольклора (заклички, докучной сказки, колыбельной песенки).
Основные виды учебной деятельности обучающихся: чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностныерезультаты
Первоклассник научится:
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;
определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
Первоклассник получит возможность научиться:
осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);
высказывать и пояснять свою точку зрения.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Первоклассник научится:
работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и познавательной сущности;
делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;
передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа (полного, выборочного, краткого) с учетом специфики текстов;
высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста.
Первоклассник получит возможность научиться:
Познавательные универсальные учебные действия
Первоклассник научится:
осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения по другим предметам и в дальнейшей жизни;
осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, декламация, драматизация, словесное рисование, творческий пересказ и др.);
создавать собственные небольшие тексты (повествование, описание, рассуждение) на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно- популярном текстах;
ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленной в детской библиотеке.
Первоклассник получит возможность научиться:
делать устную презентацию книги (произведения);
пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
работать с детской периодикой.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Первоклассник научится:
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе.
Предметные результаты
Первоклассник научится:
читать осознанно, правильно, бегло (целыми словами и по слогам вслух - не менее 25-30 слов в минуту) и выразительно доступные по содержанию и объёму произведения;
применять различные способы чтения (ознакомительное, творческое, изучающее, поисковое);
полноценно воспринимать (при чтении вслух и «про себя», при прослушивании) художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное;
устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр, тему и главную мысль произведения; характеризовать героев;
отличать поэтический текст от прозаического;
распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы, небылицы, считалки, песни, скороговорки и др.);
Первоклассники получат возможность научиться:
испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
определять сходство и различие произведений разных жанров;
использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
выделять в тексте опорные (ключевые) слова.
В результате освоения курса «Литературное чтение» в первом классе у учащихся формируются читательские навыки и умения, осмысленность чтения. В ходе формирования навыка осмысленного чтения первоклассник научится:
выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;
пользоваться сносками и школьным толковым словарем;
отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
определять эмоциональный характер текста;
выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложенных;
уметь прогнозировать содержание читаемого;
осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
формулировать тему небольшого текста;
работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных учебником, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;
выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
определять идею произведения путем выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
находить главную мысль, сформулированную в тексте;
определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.
В ходе формирования навыка выразительного чтения первоклассник научится:
повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;
соблюдать паузы - длинные и короткие - в зависимости от смысла читаемого;
передавать эмоциональный тон персонажа, произведения;
выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;
пользоваться силой голоса для постановки логических ударений и передачи характера текста.
При работе с текстом и книгой
первоклассник научится:
выявлять авторское отношение к персонажам;
определять, от какого лица (автора-повествователя, автора-рассказчика или персонажа) ведется повествование; отношение к их поступкам;
выделять эпизод из текста;
озаглавливать иллюстрации и эпизоды;
восстанавливать деформированный картинный план;
подбирать к иллюстрациям эпизоды из текста;
составлять картинный план;
пересказывать с опорой на картинный план;
последовательно перечислять картины или события произведения (подготовка к составлению плана);
составлять подробный и творческий пересказ по измененному плану;
заучивать стихотворения наизусть и выразительно их читать;
правильно называть книгу (автор, заглавие);
составлять представление о книге по обложке: прогнозировать тему, жанр, характер текста;
ориентироваться в книге;
работать с содержанием (оглавлением);
ориентироваться в группе книг (5-6 книг).
В ходе изучения курса «Литературное чтение» обучающиеся могут:
расширить базу видо-жанровых и тематических литературных впечатлений;
осознавать условность литературного творения, его отличие от реальности (за счет внимания к личности автора);
воспринимать точность, богатство, выразительность, образность художественной речи (практическое знакомство со средствами выразительности: рифмой, звукописью, повтором слов, звукоподражанием, олицетворением, эпитетом, сравнением);
получить элементарные понятия о рифме и лирическом герое.
Выполняя задания творческого характера, на уроках литературного чтения обучающиеся научатся:
говорить с разной интонацией (повышать и понижать голос, делать логические ударения, паузы, соблюдать темп, громкость, эмоциональный тон, исходя из смысла высказывания);
читать по ролям;
инсценировать прочитанное (небольшой текст или фрагменты литературного произведения) в форме живых картин и развернутой драматизации;
графически иллюстрировать прочитанное;
составлять словесное описание сюжетного фрагмента из эпического произведения;
готовить творческий пересказ в форме дополнения текста.
Система оценки достижения планируемых результатов
Безотметочный контроль и оценка предметных знаний и умений учащихся в первом классе предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета учеником.
В первом классе контрольные работы не проводятся, поэтому устанавливаются следующие формы контроля за развитием предметных знаний и умений учащихся:
устный опрос;
письменный опрос; самостоятельные проверочные работы, специально формирующие самоконтроль и самооценку учащихся после освоения ими определенных тем; самостоятельные работы, демонстрирующие умение учащихся применять усвоенные по определенной теме знания на практике;
тестовые диагностические задания;
графические работы: рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и т.д.
комплексные контрольные работы, проверяющие усвоение учащимися определенных тем, разделов программы, курса обучения за определенный период времени (четверть, полугодие, год).
Критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие:
индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное);
индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного;
индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания, интонационная передача в соответствии с характером текста эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики, темпа и громкости);
индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом;
умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания, и следовать ей;
ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг;
интерес к чтению художественной, познавательной и справочной литературы, расширение круга чтения.
Способами оценивания результативности обучения чтению являются:
замер скорости чтения (желательно в скрытой для детей форме);
ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению и жанровой принадлежности литературных произведений;
выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью интонационных средств - мелодики, темпоритма, пауз, логических ударений, громкости и эмоциональной окраски голоса);
выполнение заданий на составление плана, пересказа, собственного высказывания;
выполнение заданий по ориентировке в книгах;
наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой деятельности (в составлении книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации, воображаемой экранизации и т.п.);
наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и групповой работы;
наблюдения за читательской деятельностью учащихся;
анализ читательского дневника;
анализ отзывов учащихся о прочитанном, аннотаций, презентаций;
анализ творческих работ учащихся (в том числе входящих в рабочие тетради и в хрестоматии).
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и тематического оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
Текущее оценивание по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.
Тематическое оценивание проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа проводится в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговое оценивание чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы.
Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения первоклассников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности: проверка сформированности слогового способа чтения; осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее 25-30 слов в минуту (на конец года); понимание значения отдельных слов и предложений.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Блок. Содержание курса | Дата | Тема урока |
-
| ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД (9 ч) Слушание (аудирование) текста сказки. Соотнесение иллюстраций с частями текста. Пересказ содержания сказки. Первичное представление, во-первых, о тексте как определенной последовательности предложений и слов, связанных между собой по смыслу и интонационно и выражающих относительно законченное сообщение и, во-вторых, о предложении как высказывании, которое содержит сообщение о чем-либо и рассчитано на слуховое или зрительное восприятие. Составление предложений на тему иллюстраций. Соотнесение конкретных предложений с графической моделью текста. Озаглавливание рассказа, заданного иллюстрацией. Элементы построения текста. Пересказ рассказа на основе его графической модели. Составление ответов на вопросы учителя по прочитанному им тексту. Выборочный пересказ, заучивание стихотворений наизусть. Первичное представление о словах как структурных единицах языка. | 01.09 | Вводный урок. Знакомство с первой учебной книгой – «Азбукой» |
-
| 05.09 | Речь устная и письменная. Слушание сказки «Заюшкина избушка» |
-
| 06.09 | Сказка «Колобок». Текст. Предложение. Слово |
-
| 07.09 | «Как хлеб на стол пришёл». Предложение. Интонация |
-
| 08.09 | «Доброе дело». Слова-предметы. Живые и неживые предметы |
-
| 12.09 | «Попугай». Текст. Живые и неживые предметы |
-
| 13.09 | «Неудачная прогулка». Слова-действия |
-
| 14.09 | «Догадливая лягушка». Слова-признаки |
-
| 15.09 | «Зимние заботы», «Наши гости». Слова-помощники |
-
| 19.09 | Текст. Предложение. Слово |
-
| ОСНОВНОЙ ЗВУКОБУКВЕННЫЙ ПЕРИОД (72 ч) Гласные звуки Отработка артикуляции гласных звуков [а], [о], [у], [э], [ы], [и] как в различных позициях в слове, так и в изолированном употреблении. Упражнение в различении гласных звуков на слух. Роль гласных звуков в процессе слогообразования. Слог как часть слова. Понятие об ударении и ударном слоге в слове. Знак ударения. Выделение голосом ударного гласного звука слова в процессе озвучивания его схемы. Смыслоразличительная роль русского ударения. Умение произносить слово по слогам и орфоэпически (с учетом ударения) на основе графических схем слов. Графическая фиксация слогов в слове с помощью дуг. Фиксация на схеме слова гласного звука вначале с помощью простого кружка, а затем — знака транскрипции. Узнавание и выделение на слух из ряда звучащих и произносимых слов только тех, в которых есть определенный гласный звук. Подбор слов с заданным гласным звуком. Конструирование печатных букв гласных звуков с помощью элементов-шаблонов и усвоение их форм. Формирование образного представления о том, что буква — это лишь знак («одежда») для звука, речи. Восприятие на слух текста, читаемого учителем, понимание его содержания, формулирование ответов на поставленные вопросы, выборочный и полный пересказ воспринятого на слух текста. Согласные сонорные звуки (непарные по глухости/звонкости и парные по твердости/мягкости) Согласные звуки [м, м', н, н', л, л', р, р', й] как ртосмыкатели. Артикуляция: рот прикрыт или закрыт. Струя выходящего воздуха встречает преграду (губы, зубы, язык). | 20.09 | Звук [а], буквы А, а |
-
| | 21.09 | Звук [а], буквы А, а |
-
| 22.09 | Звук [o], буквы О, о |
-
| 26.06 | Звук [o], буквы О, о |
-
| 27.09 | Звук [у], буквы У, у |
-
| 28.09 | Звук [у], буквы У, у |
-
| 29.09 | Звук [э], буквы Э, э. Повторение пройденного |
-
| 3.10 | Звук [э], буквы Э, э. Повторение пройденного |
-
| 4.10 | Звук [ы], буква ы |
-
| 5.10 | Звук [ы], буква ы |
-
| 6.10 | Звук [и], буквы И, и. Буква И – показа-тель мягкости предшествующих согласных звуков |
-
| 10.10 | Звук [и], буквы И, и. Буква И – показа-тель мягкости предшествующих согласных звуков |
-
| 11.10 | Гласные звуки – «ртораскрыватели»: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. Работа гласных букв |
-
| 12.10 | Слог. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения |
-
| 13.10 | Слог. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения |
-
| 17.10 | Звуки [м], [м'], буквы М, м |
-
| 18.10 | Звуки [м], [м'], буквы М, м |
-
| 19.10 | Звуки [н], [н'], буквы Н, н |
-
| 20.10 | Звуки [н], [н'], буквы Н, н |
-
| 24.10 | Звуки [л], [л'], буквы Л, л |
-
| 25.10 | Звуки [л], [л'], буквы Л, л |
-
| 26.10 | Звуки [р], [р'], буквы Р, р |
-
| 27.10 | Звуки [р], [р'], буквы Р, р |
-
| 7.11 | Звук [и'], буквы Й, й |
-
| 8.11 | Звук [и'], буквы Й, й |
-
| 9.11 | Обозначение двух звуков [й'а] одной буквой я |
-
| 10.11 | Буква я – показатель мягкости предшествующего согласного |
-
| 14.11 | Обозначение двух звуков [й'о] одной буквой ё |
-
| 15.11 | Буква ё – показатель мягкости предшествующего согласного |
-
| 16.11 | Обозначение двух звуков [й'у] одной буквой ю |
-
| 17.11 | Буква ю – показатель мягкости предшествующего согласного |
-
| 21.11 | Обозначение двух звуков [й'э] одной буквой е |
-
| 22.11 | Буква е – показа-тель мягкости предшествующего согласного |
-
| | 23.11 | Буква ь – показатель мягкости со-гласных звуков |
-
| 24.11 | Согласные звонкие звуки [д], [д'], отли-чающиеся по при-знаку мягкости-твердости. Буквы Д, д |
-
| 28.11 | Согласные звонкие звуки [д], [д'], отли-чающиеся по при-знаку мягкости-твердости. Буквы Д, д |
-
| 29.11 | Согласные глухие звуки [т], [т'], отли-чающиеся по при-знаку мягкости-твердости. Буквы Т, т |
-
| 30.11 | Согласные глухие звуки [т], [т'], отли-чающиеся по при-знаку мягкости-твердости. Буквы Т, т |
-
| 1.12 | Чтение текста «Енот» |
-
| 5.12 | Согласные звонкие звуки [з], [з'], отли-чающиеся по при-знаку мягкости-твердости. Буквы 3, з |
-
| 6.12 | Согласные звонкие звуки [з], [з'], отли-чающиеся по при-знаку мягкости-твердости. Буквы 3, з |
-
| 7.12 | Согласные глухие звуки [с], [с'], отли-чающиеся по при-знаку мягкости-твердости. Буквы С, с |
-
| 8.12 | Согласные глухие звуки [с], [с'], отли-чающиеся по при-знаку мягкости-твердости. Буквы С, с |
-
| 12.12 | Чтение текста «Сосна» |
-
| 13.12 | Согласные звонкие звуки [г], [г'], отли-чающиеся по при-знаку мягкости-твердости. Буквы Г, г |
-
| 14.12 | Согласные звонкие звуки [г], [г'], отли-чающиеся по при-знаку мягкости-твердости. Буквы Г, г |
-
| 15.12 | Согласные глухие звуки [к], [к'], отли-чающиеся по при-знаку мягкости-твердости. Буквы К, к |
-
| 19.12 | Согласные глухие звуки [к], [к'], отли-чающиеся по при-знаку мягкости-твердости. Буквы К, к |
-
| 20.12 | Чтение текста «Зайка» |
-
| 21.12 | Согласные звонкие звуки [в], [в'], отли-чающиеся по при-знаку мягкости-твердости. Буквы В, в |
-
| 22.12 | Согласные звонкие звуки [в], [в'], отли-чающиеся по при-знаку мягкости-твердости. Буквы В, в |
-
| 26.12 | Согласные глухие звуки [ф], [ф'], отли-чающиеся по при-знаку мягкости-твердости. Буквы Ф,ф |
-
| | 27.12 | Согласные глухие звуки [ф], [ф'], отли-чающиеся по при-знаку мягкости-твердости. Буквы Ф,ф |
-
| 28.12 | Согласные звонкие звуки [б], [б'], отли-чающиеся по при-знаку мягкости-твердости. Буквы Б, б |
-
| 9.01 | Согласные звонкие звуки [б], [б'], отли-чающиеся по при-знаку мягкости-твердости. Буквы Б, б |
-
| 10.01 | Согласные глухие звуки [п], [п’], отли-чающиеся по при-знаку мягкости-твердости. Буквы П, п |
-
| 11.01 | Согласные глухие звуки [п], [п’], отли-чающиеся по при-знаку мягкости-твердости. Буквы П, п |
-
| 12.01 | Согласный звонкий твердый звук [ж], буквы Ж, ж |
-
| 16.01 | Согласный звонкий твердый звук [ж], буквы Ж, ж |
-
| 17.01 | Согласный звонкий твердый звук [ж], буквы Ж, ж |
-
| 18.01 | Согласный глухой твердый звук [ш], буквы Ш, ш |
-
| 19.01 | Согласный глухой твердый звук [ш], буквы Ш, ш |
-
| 23.01 | Согласный глухой твердый звук [ш], буквы Ш, ш |
-
| 24.01 | Звук [й'] после разделительного мягкого (ь) и твердого (ъ) знаков перед гласными буквами е, ё, ю, я |
-
| .25.01 | Звук [й'] после разделительного мягкого (ь) и твердого (ъ) знаков перед гласными буквами е, ё, ю, я |
-
| 26.01 | Звук [й'] после разделительного твердого знака (ъ) перед гласными буквами «е, ё, ю, я» |
-
| 30.01 | Звук [й'] после разделительного твердого знака (ъ) перед гласными буквами «е, ё, ю, я» |
-
| 31.01 | Согласные глухие звуки [х], [х'], буквы X, х |
-
| 1.02 | Согласные глухие звуки [х], [х'], буквы X, х |
-
| 2.02 | Согласный глухой мягкий звук [ч'], буквы Ч, ч |
-
| 6.02 | Согласный глухой мягкий звук [ч'], буквы Ч, ч |
-
| ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД (11 ч) 1. Чтение (11 ч) Формирование навыка сознательного чтения текстов различных жанров при условии орфоэпического произнесения слов. При чтении «трудных» слов в тексте (длинных и незнкомых по значению) возможно возвращение на уровень слогового их прочтения. Соблюдение пауз в соответствии со знаками препинания как в предложениях, так и между ними. Воспроизведение заданной интонации: повествовательной, вопросительной, побудительной. Умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста полными ответами, делать выборочный пересказ, изменять начало или конец текста и в связи с этим давать ему новое название. Умение находить и читать выборочно отрывки текста, соответствующие трем его структурным компонентам: а) вступление, начало: с чего все начиналось, б) главная часть: что произошло с героями, в) заключение: чем все завершилось. Умение передать отношение автора и читающего ученика к описанным в тексте событиям. Требования к уровню подготовки учащихся по предмету «Литературное чтение» раздела «Азбука» к концу заключительного периода обучения грамоте | 7.02 | Согласный глухой мягкий звук [ч'], буквы Ч, ч |
-
| 8.02 | Согласный глухой мягкий звук [щ'], буквы Щ, щ |
-
| 9.02 | Согласный глухой мягкий звук [щ'], буквы Щ, щ |
-
| 13.02 | Согласный глухой мягкий звук [щ'], буквы Щ, щ |
-
| 14.02 | Согласный глухой мягкий звук [щ'], буквы Щ, щ |
-
| 15.02 | Согласный глухой твердый звук [ц], буквы Ц, ц |
-
| 16.02 | В. Берестов «Верблюжонок». В народе говорят... |
-
| 27.02 | Г. Цыферов «Что у нас во дворе?». Приговорки |
-
| 28.02 | Веселые стихи для детей. Творчество К.И. Чуковского |
-
| 1.03 | Произведения о природе. «Белая акация» |
-
| 2.03 | Произведения А. Блока для детей. «Ветхая избушка» |
-
| 6.03 | Шуточные и игровые стихотворения для детей |
-
| 7.03 | Веселые стихи для детей |
-
| 8.03 | Борис Владимирович Заходер «Песня игрушек» |
-
| 9.03 | Творчество С. Маршака. Русский алфавит |
-
| 13.03 | Прощание с учебником «Азбука» |
-
| Виды речевой и читательской деятельности(3ч) Умение воспринимать на слух и удерживать в памяти короткий текст, прочитанный учителем. Умение понимать смысл короткого текста, воспринятого на слух. Формирование навыков чтения на основе аналитико-синтетического, звукобуквенного метода, учитывающего позиционные смены звуков. Работа над чтением с соблюдением орфоэпических норм с предварительным (в случае необходимости) подчеркиванием случаев расхождения произнесения и написания слов. Чтение отдельных предложений из текстов с интонационным выделением знаков препинания. Создание мотивации перечитывания: с разной целью, с разными интонациями, в разном темпе и настроении, с разной громкостью. Чтение по ролям, чтение по цепочке. Чтение про себя коротких маркированных фрагментов текста. Освоение начал монологического высказывания: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя. Умение слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, уметь дополнить чужой ответ новым содержанием. Стихи и проза. Общее представление о стихотворном и прозаическом произведении. Название произведения (заголовок), автор (поэт, писатель) литературного произведения; отсутствие автора в народном произведении. Устное народное творчество и литература. Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора, устная передача, практически игровой характер малых жанров фольклора. Эмоциональный тон произведения. Определение серьезного и шуточного (юмористического) характера произведения. Стихотворение. Первое знакомство с особенностями поэтического взгляда на мир: поэт помогает обнаружить красоту и смысл в обыденном. Основные виды учебной деятельности обучающихся: аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, работа с текстом художественного произведения, приобретение основ культуры речевого общения, библиографической культуры. Формирование библиографической культуры. Формирование умений находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление», ориентироваться в них, находя нужное произведение. | 14.03 | Волшебные предметы и помощники |
-
| 15.03 | Законы докучной сказки. «Сказка про белого бычка», «Сказка про сороку и рака» |
-
| 16.03 | Законы докучной сказки. «Сказка про белого бычка», «Сказка про сороку и рака» |
-
| Литературоведческая пропедевтика(17ч) Малые фольклорные жанры: прибаутка, колыбельная песенка, считалка, загадка, скороговорка, закличка. Знакомство с жанрами докучной и кумулятивной сказки (сказки-цепочки). Практическое освоение (сочинение) таких жанров фольклора, как загадка, докучная сказка. Средства выражения авторского отношения к изображаемому (название произведения, характеристики героев, другие способы авторской оценки). Средства художественной выразительности. Обнаружение приемов выразительности в процессе анализа текстов. Первичные представления об олицетворении, разный смысл повторов, выразительность звукописи; понятие рифмы, выразительность рифмы. Жанры литературы. Общее представление о жанрах: рассказ, стихотворение. Практическое различение. Рассказ. Смысл заглавия. Сравнительный анализ двух образов. Выражение собственного отношения к каждому из героев. Стихотворение. Знакомство с рифмой, поиск и обнаружение рифмы. Основные виды учебной деятельности обучающихся: узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки и др.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.). | 20.03 | Секреты считалок |
-
| 21.03 | Древние считалки |
-
| 22.03 | Тайны загадок |
-
| 23.03 | Заклички: обращение к природе |
-
| 3.04 | Трудности скороговорок |
-
| 4.04 | Созвучные хвосты слов. Г. Остер «Эхо» |
-
| 5.04 | Созвучные концы слов. Даниил Хармс, Нина Гернет. «Очень-очень вкусный пирог» |
-
| 6.04 | Рифма и смысл. Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок) |
-
| 10.04 | Рифма и смысл. Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок) |
-
| 11.04 | Шуточные стихи. И. Пивоварова, А. Дмитриев, Джеймс Ривз |
-
| 12.04 | Шуточные стихи. И. Пивоварова, А. Дмитриев, Джеймс Ривз |
-
| 13.04 | Сказка-цепочка. Русская народная сказка «Репка» |
-
| 17.04 | Сказка-цепочка. Русская народная сказка «Репка» |
-
| 18.04 | Звучащие стихи. Е. Благинина. А. Усачёв. Джеймс Ривз |
-
| 19.04 | Звукопись в поэзии и прозе. М. Горький «Воробьишко» (в сокра-щении) |
-
| 20.04 | Звукопись в поэзии и прозе. М. Горький «Воробьишко» (в сокра-щении) |
-
| 24.04 | Считалка, скороговорка или дразнилка? |
-
| Элементы творческой деятельности учащихся(20ч) Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наизусть: использование голоса - нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений и несловесных средств -- мимики, движений, жестов (чтение вслух закличек, небылиц, колыбельных песенок, шуточных авторских стихов). Сравнительный анализ текстов малых фольклорных жанров и музейных иллюстраций к этим текстам с выражением эмоционального отношения к ним. Чтение по ролям шуточных авторских стихотворений и маркированных отрывков из прозаических произведений. Сочинение и инсценирование коротких текстов малых игровых форм фольклора (заклички, докучной сказки, колыбельной песенки). | 25.04 | Чувство юмора в поэзии. Тим Собакин. Б. Заходер |
-
| 26.04 | Стихи про мальчиков и девочек. В. Лунин, Э. Успенский |
-
| 27.04 | Фантазия в литературе. Б. Заходер |
-
| 1.05 | Особый взгляд на мир. И. Токмакова, С. Козлов |
-
| 2.05 | Особый взгляд на мир. И. Токмакова, С. Козлов |
-
| 3.05 | Что видит и слышит поэт. С. Воронин «Необыкновенная ромашка» |
-
| 4.05 | Что видит и слышит поэт. С. Воронин «Необыкновенная ромашка» |
-
| 8.05 | Прибаутка и небылица |
-
| 9.05 | Дразнилка, прибаутка или небы-лица |
-
| 10.05 | Искусство иллюстрации. Что видит художник |
-
| 11.05 | Рифмующиеся слова и изображения |
Контрольная работа по литературному чтению
Учени___ 1 __ класса__________________________
_________________________________
По садовой дорожке тихо шлёпал ножками ёжик. Навстречу шли дети. «Стоп, ёжик!» – крикнул Петя и достал шапочку.
Из-за пенька выглянул старичок-лесовичок и тихо пропищал: «Не обижайте колючего колобка, дети!» Малыши притихли.
На дорожке фырчал клубок иголок, среди ветвей мелькала сорока, из дупла выглянула белочка. «Кто это?» – спросил Вася. Испугались мальчишки и пустились наутёк. А ёжик спокойно отправился домой.
Вопросы и задания
1. С кем повстречались дети на лесной дорожке? ___________________________
2. Что хотели сделать дети с колючим колобком?___________________________
3. Кто помог ёжику остаться целым и невредимым? ________________________
4. Если бы мы читали сказку по ролям, сколько человек понадобилось бы для озвучивания сказки? Запиши персонажей: _____________________________________________________________________
5. Как бы ты озаглавил этот рассказ? Запиши своё название текста на строке.
6. Каким ты себе представляешь старичка-лесовичка? Нарисуй.
Учебно-методические и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Азбука. 1 класс: учебник / Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; под ред. М.Л. Коченчук. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
Литературное чтение. 1 класс: учебник/ Н.А. Чуракова. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
Литературное чтение. 1 класс: хрестоматия / Н.А. Чуракова. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
Литературное чтение. Тетрадь для самостоятельных работ. 1 класс / МалаховскаяО.В.. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
«СОГЛАСОВАНО» Протокол заседания МО учителей начальных классов МБОУ Гимназия №21 от 24.08.2017г. № 1 _________Т. А. Полищук | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР __________Н. А. Приходченко 31.08.2017г. |