МОУ «Невонская средняя общеобразовательная школа №1» имени Родькина Н.Д
«Согласовано» «Утверждено»
Заместитель директора по УВР Директор МОУ
___________/Колоскова О.Е./ «Невонская СОШ №1»
«_____»_____________2015г ______/Билиенков А.П./
«____»__________2015г
Рабочая программа
по учебному курсу
«Литературное чтение»
УМК «Перспектива » 1-4 класс
Автор курса Л.Ф.Климанова, Виноградская Л.А., Горецкий В.Г.
Цыдыпова Н.Г, высшая категория
Москвина А.В, высшая категория
Чернова А.А, 2 категория
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по литературному чтению и авторской программы Л.Ф.Климановой и М.В.Бойкиной (УМК «Перспектива»).
Литературное чтение — один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отражённые в его названии, — изучение литературно художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребёнка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам.
Литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.
Предмет «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы, пробуждает у начинающего читателя интерес к книге, воспитывает потребность в систематическом чтении, формирует понимание художественных произведений как искусства слова, развивает воображение и образное мышление, прививает художественный вкус. Благодаря чтению и осмыслению подлинно художественных классических произведений происходит преображение личности учащегося, формируется нравственно-эстетическое отношение к людям и окружающему миру, происходит развитие его души, ума и сердца. Литературное чтение формирует читательскую компетенцию — важное средство самообразования. Литературное чтение, которое обеспечивает единство обучения и воспитания, создаёт условия для освоения детьми позитивной модели общения, построенной на уважении, доброжелательности и бесконфликтном стиле общения.
Отмеченные особенности предмета определяют основные цели обучения литературному чтению:
— развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;
— приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
— обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;
— введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.
Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс «Литературное чтение» в особой мере влияет на решение следующих задач:
Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
Общая характеристика курса
Литературное чтение как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте и идёт параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Общая с курсом «Русский язык» коммуникативно-познавательная основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями.
Через приобщение в процессе чтения к духовно-нравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений. В курсе литературного чтения слово рассматривается как средство создания художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и своё отношение к героям и произведению в целом.
Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства.
Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.
Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами:
Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.
Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность.
Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность.
Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.
Таким образом, реализация содержания курса «Литературное чтение» обеспечит развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, введение детей в мир художественной литературы, воспитание читательской компетентности и культуры чтения.
3. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведений, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
4.Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
5. Формирование эстетических чувств.
6.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
7.Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.
8.Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
2.Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.
3.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
4.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
5.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла. (Курс литературного чтения вводится сразу после завершения обучения грамоте, которое продолжается 23 учебные недели.)
6.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.
7.Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Предметные результаты
1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
2. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.
3. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.
4. Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.
5.Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.
6.Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
7.Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
8. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
5. Место курса в учебном плане.
Курс рассчитан на 448 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель), во 2—4 классах — по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Ожидаемые результаты формирования УУД
к концу 4-го года обучения
В области предметных общих учебных действий выпускник научится:
ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;
самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два ‑ три существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного; распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы).
читать по ролям литературное произведение;
создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом: восстанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи.
Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получит возможность научиться:
ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
писать отзыв о прочитанной книге;
работать с тематическим каталогом;
работать с детской периодикой.
сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет1);
создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).
творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
создавать иллюстрации по содержанию произведения;
работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
создавать собственный текст (повествование–по аналогии, рассуждение – развёрнутый ответ на вопрос; описание – характеристика героя).
В области познавательных общих учебных действий выпускник научится:
свободно работать с текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; уметь быстро менять аспект рассмотрения;
свободно ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей, в периодических изданиях, в фонде школьной библиотеки: уметь находить нужную информацию и использовать её в разных учебных целях; свободно работать с разными источниками информации (представленными в текстовой форме, в виде произведений изобразительного и музыкального искусства).
В области коммуникативных учебных действий выпускник научится:
В рамках коммуникации как сотрудничества:
разным формам учебной кооперации (работа вдвоём, в малой группе, в большой группе) и разным социальным ролям (ведущего и исполнителя).
В рамках коммуникации как взаимодействия:
понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументировано высказывать свою собственную точку зрения;
уметь корректно критиковать альтернативную позицию.
В области регулятивных учебных действий выпускник научится:
В области личностных учебных действий выпускник получит возможность научится:
осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;
профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного выбора).
6.
Раздел учебного курса, количество часов | Основные виды учебной деятельности (УУД) |
1 класс (количество часов) |
Обучение грамоте (азбука) Раздел 1 подготовительный этап обучения, 24 часа Раздел 2 «Страна АБВГДейка» основной этап обучения, 55 часов Раздел 3 послебукварный период, 13 часов Литературное чтение Раздел 1 «Книги – мои друзья», 7 часов Раздел 2 «Радуга - дуга», 4часа Раздел 3 «Здравствуй, сказка!», 9 часов Раздел 4 «Люблю все живое», 7 часов Раздел 5 «Хорошие соседи, счастливые друзья», 4 часа Раздел 6 «Край родной, навек любимый», 9часов Раздел 7 «Сто фантазий», | Предметные: Понимание процесса, форм и способов общения. Правила позитивного общения. Язык жестов, мимики, движения. Сформировать первичное представление о знаково-символической системе «слово, знак».. Сформировать представление о звуках речи, развивать фонематический слух, умение обозначать звуки символами. Освоение понятия «слог», способ его образования, способ деления слова а слоги и постановки ударения. Освоение понятия «гласный звук», особенности обозначения буквами. Сформировать умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует, освоить способ определения мягкости и твёрдости согласного звука, сформировать умение различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику. Познавательные Осмысление процесса, форм и способов общения. Осмысление общения как способа получения и передачи информации. Осмысление связи между словом и знаком, их взаимодействие. Осмысление особенностей звуков и их свойств Осмысление слоговой структуры слова. Установление соответствия между звуком и буквой, обозначающей его. Осмысление алгоритма фонетического анализа звука Коммуникативные Формирование конструктивных способов взаимодействия с окружающими людьми посредством общения. Использование знаков и символов как способов взаимодействия с окружающим миром. Формирование умения слушать и Осознание значимости мира звуков для человека. Сформировать представление о звуках речи, развивать фонематический слух, умение обозначать звуки символами. слышать. Использование интонации для постановки смыслового ударения во фразе. Формирование умения слышать и слушать звуки, формулировать ответ. Формирование умения слышать и слушать звуки, формулировать ответ. Регулятивные Освоение способов общения Формирование способов использования знаков. Освоение способов сравнения звуков, анализа и синтеза речи. Освоение способов деления слов на слоги и способов постановки ударения Освоение способов определения гласного звука, закрепление способов деления слов на слоги и постановки ударения. Освоение способов выделения согласного звука и фонетический анализ звука.
Личностные: Осознание восприятия человекачеловеком (в частности, осознаниесебя и окружающих) в процессе вербального и невербального общения. Осознание важности использования знаков, символов при взаимодействии с окружающим миром. Осознание значимости мира звуков для человека. Осознание значимости правильного произношения слов. Осознание связей между гласными звуками и буквами. Формирование индивидуального стиля деятельности Познавательные: Знать приемы ориентирования в учебнике; Уметь различать элементы книги: обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены. Понимать конкретный смысл основных понятий раздела: книга, читатель, писатель. Понимать, в чем ценность книги. Уметь выявлять особенности загадок и считалок. Читать в парах. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Учиться выбирать книгу в библиотеке; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; уметь читать тексты в медленном и ускоренном темпе. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; воспроизводить содержание текста по вопросам и самостоятельно. Соотносить автора, название и героев прочитанных произведений, Уметь работать со стихотворным текстом, выразительно читать, находить ответы на вопросы в тексте. Читать выразительно, передавать свое отношение к содержанию читаемого текста. Регулятивные: Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно искать средства ее осуществления; способность ориентироваться на учебной задаче, на основе того, что уже известно и усвоено, того, что еще неизвестно. Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Уметь планировать деятельность и ее результат. Уметь извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться работать по предложенному учителем плану. учиться высказывать своё предположение; учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные: Слушать и понимать речь других; вступать в беседу на уроке и в жизни; сотрудничество с учителем и одноклассниками. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе. Уметь работать в парах, сотрудничать со своим соседом по парте. Слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; учиться работать в паре, группе. Уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Выразительно читать и пересказывать текст; уметь читать по ролям, умение слушать, вступать в диалог. Личностные: Проявление интереса к изучаемому предмету, к родному слову; формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Воспитывать уважительное отношение к книге, формировать культуру общения с книгой. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. Формирование эстетических чувств. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. |
2 класс (количество часов) |
Раздел 1 «Любите книгу», 9часов
Раздел 2 «Краски осени», 13 часов
Раздел 3 «Мир народной сказки», 17 часов
Раздел 4 «Веселый хоровод», 10 часов
Раздел 5 «Мы друзья», 10 часов
Раздел 6 «Здравствуй матушка зама», 10 часов
Раздел 7 «Чудеса случаются», 16 часов
Раздел 8 «Самые близкие и дорогие»,8 часов
Раздел 9 «Весна, весна и все ей рады», 11 часов
Раздел 10 «Люблю все живое», 16 часов
Раздел 11 «Жизнь дана на добрые дела», 15 часов
Познавательные:
— определять тему, главную мысльтекста и обосновывать своё мнение;
— сравнивать произведениялитературы и живописи, обосновывать своё мнение;
— определять в тексте сравнения, эпитеты, олицетворенияи обосновывать своё мнение;
— определять смысл народных примети пословиц и обосновывать своё мнение;
— использовать разные источники информации для выполнения учебногозадания;
— анализировать ситуацию и определятьпорядок действий при подготовкек школьному празднику;
— определять значениеи смысл новых слов и понятий;
— осмысливать прочитанный текст, определять тему, главную мысль и обосновывать своё мнение;
— определять значимость книги, её иллюстраций и обосновыватьсвоё мнение;
— использовать приобретённые умения в презентации прочитанного произведения.
Регулятивные:
— выполнять учебное действие по плану;
— выполнять учебное задание, используя алгоритм;
— выполнять учебное задание в соответствии с целью;
— осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.
— выполнять учебное задание, используя алгоритм;
— выполнять задание по плану;
— осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания;
— адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.
Коммуникативные:
— формулировать собственноемнение и позицию;
— строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога;
— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
— адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.
— формулировать собственное мнение и позицию;
— взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;
— согласовывать позиции с партнёром и выражать собственное мнение;
— адекватно использовать речевые средства для представления результата работы.
Личностные:
Проявлять:
— интерес к самостоятельному общению с книгой;
— эмоционально
ценност
ное отношение к красоте осенней природы;
— интерес и творческое отношение к созданию и оформлению полезного совета. -осознавать важность образных выражений, посредством которых передаются чувства, эмоции, представления — интерес и ценностное отношение к книге как к источнику знаний, мудрому наставнику и другу; — позитивное отношение к чтению, к книге и осознанное желание читать; — творческое отношение к составлению рассказа о прочитанном произведении |
3 класс (количество часов) |
Раздел 1 «Книги – мои друзья», 3 часа Раздел 2 «Жизнь дана на добрые дела», 14 часов Раздел 3 «Волшебная сказка», 17 часов Раздел 4 «Люби все живое», 22 часа Раздел 5 «Картины русской природы», 12 часов Раздел 6 «Великие русские писатели», 29 часов Раздел 7 «Литературные сказки», 20 часов Раздел 8 «Картины родной природы», 19 часов | Познавательные: -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы; -устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать высказывание (пересказ); собственное высказывание по аналогии; -проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; -умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание; -самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие. формировать -умения использовать разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное и выбирать разные виды чтения в соответствие с поставленным заданием; -умение находить разные виды информации посредством разных объектов: книга, предложение, текст, иллюстрация, схема, таблица; -умение преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); -умение пользоваться справочной и энциклопедической литературой. Регулятивные: -самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке; -составлять возможный план решения вопросов совместно с учителем; -учитывать правило в планировании и контроля решения; работать в соответствии с заявленным планом; -умения корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками; -в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания. формирование -учитывать учителем выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; -планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; -выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Коммуникативные: -составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме; -умения владеть монологической и диалогической формами речи. -высказывать и обосновывать свою точку зрения; -слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; -строить понятные для партнера (собеседника) высказывание. -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. формирование -участвовать в работе пары, группы; планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием; -готовить самостоятельно проекты; создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий. Личностные: формирование: -внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности; принятие образа «хорошего ученика»; -мотивации обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации; -первоначальные представления о нравственных понятиях («поступок», «честность», «верность слову»), отраженных в литературных произведениях; -умение отвечать на следующие жизненно важные для себя и других вопросы «Что значит поступать по совести, жить по совести», «Жить с чистой совестью»; -умения самостоятельно понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор; -способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца. |
4 класс (количество часов) |
Раздел 1 «Введение», 1 час Раздел 2 «Книги в мировой культуре», 9 часов Раздел 3 «Истоки литературного творчества », 22 часа Раздел 4 «О Родине, о подвигах, о славе», 17 часов Раздел 5 «Жить по совести, любя друг друга», 17 часов Раздел 6 «Литературная сказка », 29 часов Раздел 7 «Великие русские писатели », 39 часов Раздел 8 «Литература – как искусство слова. Обобщение по курсу литературного чтения », 4 часа | Предметные результаты: Рассказывать о книгах Древнего мира и современных книгах. Составлять диалог на тему «Книга в нашей жизни». Оформлять отзыв на прочитанную книгу, используя план. Писать сочинение - рассуждение на тему «Роль книги в компьютерном мире». Составлять и писать статью для «Энциклопедии книги» Создавать и представлять «Энциклопедию книги». Познавательные: — раскрывать значение понятий и использовать их в активном словаре; -определять ценность и значимость книги и обосновывать своё мнение; -определять объекты, которые являются предметом культуры, и обосновывать своё мнение; -определять порядок составления энциклопедии и обосновывать своё мнение; -использовать приобретённые знания для создания «Энциклопедии книги». Регулятивные: -выполнять учебное задание в соответствии с целью; -выполнять учебные задания, используя алгоритм, план; -ориентироваться в разных способах выполнения задания; -выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; -выполнять самооценку и взаимооценку учебного задания. Коммуникативные: — строить понятные для партнёра высказывания; -учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; -взаимодействовать в паре или группе при выполнении учебного задания; -договариваться и приходить к общему решению при работе в паре или группе; -адекватно использовать речевые средства для представления результата. Личностные - Проявлять: интерес к изучению темы; -желание рассказывать о прочитанной книге; -творческое отношение к составлению «Энциклопедии книги»; понимание успешности при изучении темы. |
7. учебно-методический комплект
Литературное чтение. Рабочие программы 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина - М.: Просвещение, 2011
Учебники:
Л.Ф.Климанова,Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий Литературное чтение, 1 класс в 2-х частях, 2011
Л.Ф.Климанова,Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий Литературное чтение, 2 класс в 2-х частях, 2012
Л.Ф.Климанова,Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий Литературное чтение, 3 класс в 2-х частях, 2013
Л.Ф.Климанова,Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий Литературное чтение,4 класс в 2-х частях, 201