СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению в соответствии с требованиями ФГОС НОО на 2014- 2015 учебный год. 4 класс. УМК "Школа2100"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению составлена   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерных программ  по учебным предметам.   Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2010. - 400с. - (Стандарты второго поколения).                       Формирование функционально грамотных людей – одна  из важнейших  задач  современной школы.  Основы   функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где  идет интенсивное  обучение различным  видам  речевой деятельности  – чтению и  письму,  говорению и  слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком –  один  из  основных предметов в системе подготовки младшего школьника.                                                  

Учебный предмет входит в образовательную область «Филология». 

Основная цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем  как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их  самостоятельно выбирать.                                                            

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению в соответствии с требованиями ФГОС НОО на 2014- 2015 учебный год. 4 класс. УМК "Школа2100"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 10»



РАССМОТРЕНО

Школьным методическим объединением

Руководитель

___/ _________

Протокол№___

от_____2014г.

СОГЛАСОВАНО

Зам.директорапо УВР

____/____________

«____»_____2014 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «ООШ № 10»

______/________

Приказ№_____ от____2014г.

ПРИНЯТО

Педагогическим советом школы

Протокол № ____ от______2014г.







Рабочая программа

по литературному чтению

в соответствии с требованиями ФГОС НОО

на 2014- 2015 учебный год



Класс 4 а

Автор-составитель:

Марченко

Ирина

Анатольевна

учитель начальных классов

высшая категория















Таштагол

2014



I.Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2010. - 400с. - (Стандарты второго поколения).

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Учебный предмет входит в образовательную область «Филология».

Основная цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

Задачи:

1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

II.Общая характеристика учебного предмета

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

1)овладение функциональной грамотностью на уровне предмета

(извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2)овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3)овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:

4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

5) приобщение к литературе как искусству слова;

6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой.

В 4-м классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» – это курс русской детской литературы XVII–XXI вв. для уроков литературного чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно - исторического и общечеловеческого. Содержание учебника «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать прочитанное в 1–4-м классах, составить представление о многообразии творчества писателей.

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

В учебнике 4-го класса форма подачи текстов – диалоги постоянно действующих героев – профессора-литературоведа Николая Александровича Рождественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории русской детской литературы, видят не только реалии былого, но и живых писателей, разговаривают с ними, задают вопросы. В учебнике содержится обширный дополнительный материал: биографические сведения о писателях, воспоминания современников, отрывки из писем и дневников.

Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения.

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2.Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения.

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).


III. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается с 1-го по 4-й класс по четыре часа в неделю (34 недели) - 136 часов. Рабочая программа составлена на 34 недели (основание: учебный план МБОУ ООШ №10 на 2014-2015 учебный год), всего 136 часов.


IV. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.


V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)

свои эмоции;

– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;

–этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– вычитывать все виды текстовой информации: актуальную, подтекстовую, концептуальную;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекать информацию, представленную в разных формах

(сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

– самостоятельно находить ключевые слова;

– самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

– формулировать основную мысль текста;

– составлять простой и сложный план текста;

– писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;

– аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

– понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;

– иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;

– самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

– относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его про- изведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;

– относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;

– видеть языковые средства, использованные автором.


VI. Содержание учебного предмета

4-й класс (4 часа в неделю, всего – 136ч)

Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

  1. Круг детского чтения.

  2. Техника чтения.

  3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.

  4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.

  5. Литературоведческая пропедевтика.

  6. Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.

1.Круг детского чтения

Произведения современной детской литературы разных жанров. Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова. У истоков русской детской литературы. Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей. Детская литература XIX в. Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина, «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям. Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров. Детская литература XX в. Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литера- тура 1920-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто. романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки). Детская литература 1930–1950-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто. Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова.

2.Техника чтения.

На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения. 1) способ чтения – чтение целыми словами;

) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

4) установка на постепенное увеличение скорости чтения.

Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания. Выпускник начальной школы должен также уметь читать осознанно текст про себя. Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объёму и жанру текста.

3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.

Развитие умений:

– самостоятельно осмысливать заглавие произведения;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;

проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);

– самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного;

– устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно

– находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему.

Дети, при чтении доступных им художественных текстов овладевают правильным типом читательской деятельности, а именно могут:

- прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов;

- самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;

- проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;

- формулировать главную мысль, соотносить её с заглавием текста;

- составлять простой и сложный план текста;

- пересказывать текст по плану.

4.Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного.

Элементы анализа.

Развитие умения определять основную тему и главную мысль произведения. Ознакомление детей с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией. Место произведения в истории русской детской литературы. Наблюдение над языком художественных произведений. Аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному. На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:

Детская литература, история детской литературы, темы произведений детской литературы. Пролог и эпилог в художественном произведении. Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары). Басня, её особенности (сюжет, герои, сценичность, нравоучительный смысл).Баллада – рассказ в стихах. Фантастическая повесть, её отличие от сказочной повести. Юмор и сатира в произведениях детской литературы.

6.Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений), развитие устной и письменной речи

Обучение:

-подробному, сжатому и выборочному пересказу (с опорой на план) повествовательного текста с элементами описания или рассуждения;

-составлению устных рассказов о героях на основе самостоятельно собранного материала;

-творческим устным рассказам от имени одного из героев с изменением лица рассказчика, с продолжением, с включением элементов авторского описания.

Письменные творческие работы: переводы с древнерусского на современный русский язык, сочинения на заданные темы, самостоятельное сочинение описаний, сказок, рассказов, стихотворений.


VII. Тематическое планирование и основные виды деятельности обучающихся


Тема

Характеристика деятельности учащихся

Вводный урок. (1ч)




Раздел I. Любимые книги (8ч) )( 7ч+1ч внекл чтен)





Раздел II.

У истоков русской детской литературы (20ч)( 18ч+2ч внекл чтен)






Раздел III. XIX век. Путешествие продолжается (45ч) (40+5ч внекл чтен)






Раздел IV. Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями (62ч) (53+9ч внекл. чтен)



Внеклассное чтение (17час)


Аудирование (слушание)

Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова;

отвечать на вопросы по содержанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения.

Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучение, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и чужое высказывание.


Чтение

Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп речи, ставить логическое ударение. Декламировать стихотворения, отрывки прозы.

Читать про себя текст осознанно, выделять в нём логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы.

Вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

Вычитывать фактуальную и подтекстовую информацию из предложения, составлять рассказ на основе предложения.

Формулировать основную мысль текста.

Вести по ходу чтения диалог с автором, задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль. Находить ключевые слова текста.

Объяснять смысл заглавия произведения.

Составлять простой план текста самостоятельно, сложный план – с помощью учителя. Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно.

Анализировать структуру книги, самостоятельно выбирать книгу в библиотеке.

Культура речевого общения.

Участвовать в диалоге. Конструировать монологическое высказывание.

Создавать устно текст – рассказ-характеристику героя.

Высказывать аргументировано своё отношение к прочитанному, к героям.

Культура письменной речи.

Готовиться к сочинению: определять и анализировать тему, формулировать замысел (главную мысль), собирать материал, составлять план, работать над черновиком, редактировать текст.

Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки.

Творческая деятельность.

Инсценировать художественные произведения (чтение по ролям, драматизация). Иллюстрировать текст. Писать творческие работы: сочинения по прочитанному, сочинение-подражание, отзыв о прочитанной книге и др.



VIII. Календарно-тематическое планирование

п/п

Название разделов и тем

Кол-во

часов

Дата проведения


Часть 1

Вводный урок. Знакомство с учебником «В океане света». «Пролог». Т**

1


Раздел 1. Любимые книги

8


Кто же будет сопровождать нас в путешествиях? (Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера»)

1


Начало удивительных событий (Е. Велтистов «Приключения Электроника», глава I, части 1 и 2)

1


Что может Электроник? (Е. Велтистов «Приключения Электроника», глава I, часть 3)

1


Наука как искусство (Е. Велтистов «Приключения Электроника», глава I часть 4).

1


Сходство и различие сказочной и фантастической повести.

1


Смешные стихи о серьёзных вещах (Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада»)

1


Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа №1.«Любимые книги».

1


Внеклассное чтение. Книги о ребятах сверстниках

1


Раздел 2. У истоков русской детской литературы

20


Введение в раздел 2. Летопись и летописцы. А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…»

1


Из «Повести временных лет». «Расселение славян»

1


«Изобретение славянской азбуки».

1


«Похвала книгам» Ярослава Мудрого.

1


«Поучение» Владимира Мономаха детям. Почему не стареют наказы Владимира Мономаха?

1


Путешествие 1. XVII век. Справщик Савватий – первый детский поэт.

1


Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина

1


Обобщение по разделу.

1


Проверочная работа №2 «Древнерусская литература XI–XVII вв.»



Внеклассное чтение. Книги о книгах

1


Путешествие 2.Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых. Серёжины книги. С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука», гл. 1

1


Традиция семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука», гл. 2–3)

1


«Жизнь и приключения Андрея Болотова». Автобиографическая книга и мемуары

1


«Детское чтение для сердца и разума», (нравоучительные статьи Н. И. Новикова).

1


Р/Р Сочинение в стиле нравоучительной статьи. Т

1


Образ «идеального ребенка» в детских стихах А. Шишкова

1


Рассказ А. Шишкова «Можно исправиться, когда твердо того захочешь»

1


Обобщающий урок. Проверочная работа №3 « Зарождение, становление и развитие детской литературы в XI–XVIII в в».

1


Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги)

1


Р/Р Сочинение. Т



Раздел 3. XIX век. Путешествие продолжается

45


Путешествие 3. Москва начала XIX века. Интересны ли детям басни? (И. Крылов «Слон и Моська»)

1


Характерные особенности жанра басни. (И. А. Крылов. Басни. «Квартет») «Свинья под Дубом»). Т

1


Урок – концерт «Басни И.А. Крылова»

1


Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка. Нелёгкий путь в подземное царство (А. Погорельский «Черная курица...», часть 1 )

1


Нелёгкий путь в подземное царство (А. Погорельский «Черная курица...», часть 2, 3)

1


Встреча с подземными жителями. Главный герой сказки

(А. Погорельский «Черная курица...», часть 4, 5, )

1


Главный герой сказки (А. Погорельский «Черная курица...», часть 6)

1


Путешествие 5. Лето 1831 года. Как писать для детей?

1


Знакомство с героями сказки. А. Пушкин «Сказка о царе Салтане...», часть1-3.

1


Первая встреча Гвидона с отцом. А. Пушкин «Сказка о царе Салтане...», часть 4-6.

1


Первое чудо и вторая встреча с отцом . А. Пушкин «Сказка о царе Салтане...», часть 7,8,9.

1


Царь Салтан и князь Гвидон . А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…», часть 10-15.

1


В чём главный смысл сказки? (Финал).А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».

1


Внеклассное чтение. А. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»

1


Сказка В. Жуковского «Спящая царевна»

1


Обобщение. Литературные сказки.

1


В. Даль «Война грибов с ягодами» (русская сказка в обработке

В. Даля), «Кузовок» (игра).

1


Р/Р Устное сочинение-обработка народной сказки (подражание В.И. Далю). Т

1


Как надо писать для детей? (А. Ишимова «Славяне»).

1


Обобщение. Проверочная работа № 4. «Путешествие продолжается» Т

1


Внеклассное чтение. «Вчера и сегодня». Книги о родном городе, его прошлом и настоящем

1


Внеклассное чтение. Литературные сказки писателей XIX века

1


Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг

С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»

1


Картины природы в книге С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука».

1


Поэты XIX века о природе. Стихи А.К. Толстого и А. Плещеева. Т

1


Стихи А. Майкова и Ф. Тютчева о природе. Т

1


Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы», ч.1. Картины русской природы в стихотворении

1


Дедушка Мазай - добрый охотник. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы», ч.2.

1


Путешествие 7. Школа в Ясной Поляне.

1


Л.Н. Толстой как учитель (сказка «Два брата»).

1


Непростые простые тексты (Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья»). Т

1


Практикум «Учусь читать художественную прозу». Т

1


Учебная книга К.Д. Ушинского «Детский мир и хрестоматия» («Столица и губернский город»). Т

1


Первое знакомство с Родиной (К.Д. Ушинский«Деревня и уездный город», «Просёлочная дорога»). Т

1


Р/Р Сочинение в форме путевого очерка. Т

1


Как помочь детям полюбить свою родную землю? (К.Д. Ушинский «Наше Отечество»). Т

1


Р/Р Сочинение-подражание Ушинскому (К.Д. Ушинский «Жалобы зайки»). Т

1


Неприятная болезнь. А. Куприн «Слон», часть1-3.

1


Можно ли выполнить желание Нади? А. Куприн «Слон», ч. 4,5.

1


«Я уже совсем здорова!» А. Куприн «Слон», часть 6.

1


А. Куприн «Слон». Работа над текстом. Обобщение по разделу.

1


Проверочная работа №5«Школа в Ясной Поляне. Учебные книги». «XIX век. Путешествие продолжается??????»

1


Внеклассное чтение. Произведения А.П. Чехова для детей

1


Внеклассное чтение. Мир детства в рассказе А.П. Чехова «Мальчики».

1


Часть 2



Раздел 4. Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями

62


Путешествие 8 (в... библиотеку). Загадка Лидии Чарской

1


Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Первый день Лены в гимназии., глава 8.

1


Друзья и враги Лены Икониной. Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки», глава 10-11.

1


Образ Лены Икониной .Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки», обобщение.

1


Внеклассное чтение. Мир детства на страницах русской классики

19-20 веков

1


Путешествие 9. Петроград. 1923 г. Редакция «Воробья».

Житков и Маршак

1


Настоящий капитан. Б. Житков «Николай Исаич Пушкин».

1


Гимназисты Корнея Чуковского. К.Чуковский «Телефон»

1


«Обэриуты». Стихи Д. Хармса, Ю. Владимирова

1


А. Введенский «О рыбаке и судаке».

1


Внеклассное чтение. Современные чудаки

1


Путешествие 10. Вокруг Маршака

1


Внеклассное чтение. Современные детские журналы

1


Е. Шварц «Два брата». Живой мир и мир вечного покоя, гл. 1-4.

1


Спасение Младшего - победа живого мира. Е. Шварц «Два брата» главы 6-8.

1


Е. Шварц «Два брата». Мудрость сказки Е. Шварца (обобщение).

1


Превращение Пиноккио в Буратино. Б. Галанов «Книжка про книжку» (отрывок). «Пишу на ту же тему по-своему»).



Рассказ о сказке и детских фантазиях. А. Толстой «Фофка».

1


А. Толстой «Кот - сметанный рот». Удалось ли А.Н. Толстому «превратиться» в детского писателя?

1


Птицы с «характерами». М. Пришвин «Изобретатель».

1


Так кто же он – Михаил Пришвин? Статья С. Я. Маршака «Сила жизни».

1


С. Я. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор

1


Обобщение по разделу Проверочная работа №6 «Вокруг Маршака».

1


Внеклассное чтение. «Творцы книг» (Рассказы о писателях, о художниках - иллюстраторах)

1


Стихи Р.Бёрнса, Р.Киплинга.



Путешествие 11. 1928 г. Литературный утренник в Сокольниках.

1


В. Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий» (отрывки). А. Барто «Снегирь»

1


Ю. Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом». Т часть 1.

1


Живая кукла наследника Тутти. Ю. Олеша «Три Толстяка», ч. 2.

1


Три Толстяка и другие герои сказки. Ю. Олеша « Три Толстяка», часть 3-4.

1


«Простые высокие истины». Ю. Олеша «Три толстяка», обобщение.

1


Практикум «Учись работать с научно – популярным текстом»

Б. Галанов «Как найти город Трех Толстяков?»

1


Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки!»

Р. Фраерман «Гайдар и дети».

1


А. Гайдар «Тимур и его команда», «Этот чердак был обитаем». ч.1-2.

1


Игра или серьёзное дело? А. Гайдар «Тимур и его команда», ч.3-4.

1


Тимур и тимуровцы. А. Гайдар «Тимур и его команда», ч.5. Обобщение.

1


Путешествие 13. Смешные книжки. Проверка развития читательских умений. Н. Носов «Федина задача».

1


Юмористический рассказ на серьёзную тему. В. Драгунский «Что любит Мишка».

1


Внеклассное чтение. Юмористические рассказы В. Драгунского

1


Внеклассное чтение. Юмористические рассказы Ю. Сотника,

и Н. Носова

1


Стихи А. Барто. Юмор или сатира?

1


Внеклассное чтение. «Не про меня ли это?».

1


Обобщение по разделу «Дорогие мои мальчишки!»

1


Путешествие 14. «Книжкины именины» во Дворце пионеров. Стихи Е. Благининой, Б. Заходера, Ю. Коринца и др.

1


Стихи И. Токмаковой и Г. Сапгира. Т

1


Стихи Э. Мошковской и Э. Успенского.

1


Стихи Саши Чёрного и В. Долиной.

1


Миниатюры Г. Цыферова. Р/Р Создание собственных миниатюр. Т

1


Стихи Н. Матвеевой.

1


Внеклассное чтение. Любимые стихи.

1


Практикум «Учусь читать лирический текст». Т

1


Обобщение. Проверочная работа № 7. Т«Книжкины именины» во Дворце пионеров».

1


Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок». Знакомство с героями, картины 1,2.

1


Поиски снежного цветка. С. Козлов «Снежный цветок»,

картины 3-5.

1


Мудрая сказка для малышей. С. Козлов «Снежный цветок»,

картины 6-8.

1


Путешествие 15. Современные детские писатели.

К. Драгунская «Крайний случай».

1


Творческая манера Ксении Драгунской. К. Драгунская «Ерунда на постном масле!»

1


Интервью с Тимом Собакиным (проза Тима Собакина)

1


Стихи Тима Собакина.

1


Берём интервью у детских писателей (обобщение)

1


Эпилог. Письмо авторов учебника к читателям

1


Внеклассное чтение. Урок-отчет «О чем можно, о чем хочется читать»

1


Литературная викторина по прочитанным произведениям

1



Итого:

136




IX. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Для учителя:

1. Р.Н.Бунеев, О.В.Пронина Программа «Литературное чтение» (Образовательная система «Школа 2100».ОС «Школа2100». ФГОС. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы. / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – Изд.2-е, испр. – М.: Баласс,2011.-432с. (ОС «Школа2100»)

2.Бунеев Р.Н. Контрольно-измерительные материалы. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. 3-4 кл./Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, А.В. Горячев, Д.Д. Данилов, С.А. Козлов, А.П. Петрова, О.В.Пронина, А.Г.Рубин, О.В. Чиндилова.- М.; Баласс,2013.-48с.

  1. Бунеев Р.Н., Литературное чтение (В океане света). 4 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений: в 2-х ч. / Р.Н. Бунеев., Е.В. Бунеева. -4-е изд., перераб.- М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2013.-224с., ил.

  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетрадь по литературному чтению 4 класс. – Изд.4-е., испр., - М.: Баласс; Свободный ум,2011.-112с.

  3. БунееваЕ.В, Чиндилова., О.В., Яковлева М.А. Уроки литературного чтения в 4-м классе. Методические рекомендации для учителя. Изд.2-е, перераб.- М.: Баласс, 2011.-192с.

Для обучающихся:

1. Бунеев Р.Н. Контрольно-измерительные материалы. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. 3-4 кл./Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, А.В. Горячев, Д.Д. Данилов, С.А. Козлов, А.П. Петрова, О.В.Пронина, А.Г.Рубин, О.В. Чиндилова.- М.; Баласс,2013.-48с.

2.БунеевР.Н., Литературное чтение (В океане света). 4 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений: в 2-х ч. / Р.Н. Бунеев., Е.В. Бунеева. -4-е изд., перераб.- М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2013.-224с., ил.

15