Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 10»
РАССМОТРЕНО Школьным методическим объединением Руководитель ___/ _________ Протокол№___ от_____2014г. | СОГЛАСОВАНО Зам.директорапо УВР ____/____________ «____»_____2014 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «ООШ № 10» ______/________ Приказ№_____ от____2014г. | ПРИНЯТО Педагогическим советом школы Протокол № ____ от______2014г. |
Рабочая программа
по литературному чтению
в соответствии с требованиями ФГОС НОО
на 2014- 2015 учебный год
Класс 4 а
Автор-составитель:
Марченко
Ирина
Анатольевна
учитель начальных классов
высшая категория
Таштагол
2014
I.Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2010. - 400с. - (Стандарты второго поколения).
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Учебный предмет входит в образовательную область «Филология».
Основная цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.
Задачи:
1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
II.Общая характеристика учебного предмета
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
1)овладение функциональной грамотностью на уровне предмета
(извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2)овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3)овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:
4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
5) приобщение к литературе как искусству слова;
6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой.
В 4-м классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» – это курс русской детской литературы XVII–XXI вв. для уроков литературного чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно - исторического и общечеловеческого. Содержание учебника «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать прочитанное в 1–4-м классах, составить представление о многообразии творчества писателей.
На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.
В учебнике 4-го класса форма подачи текстов – диалоги постоянно действующих героев – профессора-литературоведа Николая Александровича Рождественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории русской детской литературы, видят не только реалии былого, но и живых писателей, разговаривают с ними, задают вопросы. В учебнике содержится обширный дополнительный материал: биографические сведения о писателях, воспоминания современников, отрывки из писем и дневников.
Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения.
1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2.Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения.
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается с 1-го по 4-й класс по четыре часа в неделю (34 недели) - 136 часов. Рабочая программа составлена на 34 недели (основание: учебный план МБОУ ООШ №10 на 2014-2015 учебный год), всего 136 часов.
IV. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)
свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
–этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: актуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах
(сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
– самостоятельно находить ключевые слова;
– самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
– формулировать основную мысль текста;
– составлять простой и сложный план текста;
– писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
– аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
– понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
– иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
– самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
– относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его про- изведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
– относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
– видеть языковые средства, использованные автором.
VI. Содержание учебного предмета
4-й класс (4 часа в неделю, всего – 136ч)
Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
Круг детского чтения.
Техника чтения.
Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
Литературоведческая пропедевтика.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.
1.Круг детского чтения
Произведения современной детской литературы разных жанров. Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова. У истоков русской детской литературы. Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей. Детская литература XIX в. Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина, «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям. Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров. Детская литература XX в. Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литера- тура 1920-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто. романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки). Детская литература 1930–1950-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто. Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова.
2.Техника чтения.
На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения. 1) способ чтения – чтение целыми словами;
) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
4) установка на постепенное увеличение скорости чтения.
Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания. Выпускник начальной школы должен также уметь читать осознанно текст про себя. Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объёму и жанру текста.
3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
Развитие умений:
– самостоятельно осмысливать заглавие произведения;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;
проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);
– самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного;
– устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно
– находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему.
Дети, при чтении доступных им художественных текстов овладевают правильным типом читательской деятельности, а именно могут:
- прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов;
- самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;
- проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;
- формулировать главную мысль, соотносить её с заглавием текста;
- составлять простой и сложный план текста;
- пересказывать текст по плану.
4.Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного.
Элементы анализа.
Развитие умения определять основную тему и главную мысль произведения. Ознакомление детей с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией. Место произведения в истории русской детской литературы. Наблюдение над языком художественных произведений. Аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному. На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:
Детская литература, история детской литературы, темы произведений детской литературы. Пролог и эпилог в художественном произведении. Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары). Басня, её особенности (сюжет, герои, сценичность, нравоучительный смысл).Баллада – рассказ в стихах. Фантастическая повесть, её отличие от сказочной повести. Юмор и сатира в произведениях детской литературы.
6.Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений), развитие устной и письменной речи
Обучение:
-подробному, сжатому и выборочному пересказу (с опорой на план) повествовательного текста с элементами описания или рассуждения;
-составлению устных рассказов о героях на основе самостоятельно собранного материала;
-творческим устным рассказам от имени одного из героев с изменением лица рассказчика, с продолжением, с включением элементов авторского описания.
Письменные творческие работы: переводы с древнерусского на современный русский язык, сочинения на заданные темы, самостоятельное сочинение описаний, сказок, рассказов, стихотворений.
VII. Тематическое планирование и основные виды деятельности обучающихся
Тема | Характеристика деятельности учащихся |
Вводный урок. (1ч) Раздел I. Любимые книги (8ч) )( 7ч+1ч внекл чтен) Раздел II. У истоков русской детской литературы (20ч)( 18ч+2ч внекл чтен) Раздел III. XIX век. Путешествие продолжается (45ч) (40+5ч внекл чтен) Раздел IV. Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями (62ч) (53+9ч внекл. чтен) Внеклассное чтение (17час) | Аудирование (слушание) Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения. Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучение, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и чужое высказывание. Чтение Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп речи, ставить логическое ударение. Декламировать стихотворения, отрывки прозы. Читать про себя текст осознанно, выделять в нём логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы. Вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. Вычитывать фактуальную и подтекстовую информацию из предложения, составлять рассказ на основе предложения. Формулировать основную мысль текста. Вести по ходу чтения диалог с автором, задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль. Находить ключевые слова текста. Объяснять смысл заглавия произведения. Составлять простой план текста самостоятельно, сложный план – с помощью учителя. Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно. Анализировать структуру книги, самостоятельно выбирать книгу в библиотеке. Культура речевого общения. Участвовать в диалоге. Конструировать монологическое высказывание. Создавать устно текст – рассказ-характеристику героя. Высказывать аргументировано своё отношение к прочитанному, к героям. Культура письменной речи. Готовиться к сочинению: определять и анализировать тему, формулировать замысел (главную мысль), собирать материал, составлять план, работать над черновиком, редактировать текст. Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки. Творческая деятельность. Инсценировать художественные произведения (чтение по ролям, драматизация). Иллюстрировать текст. Писать творческие работы: сочинения по прочитанному, сочинение-подражание, отзыв о прочитанной книге и др. |
VIII. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название разделов и тем | Кол-во часов | Дата проведения |
| Часть 1 |
-
| Вводный урок. Знакомство с учебником «В океане света». «Пролог». Т** | 1 | |
Раздел 1. Любимые книги | 8 | |
-
| Кто же будет сопровождать нас в путешествиях? (Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера») | 1 | |
-
| Начало удивительных событий (Е. Велтистов «Приключения Электроника», глава I, части 1 и 2) | 1 | |
-
| Что может Электроник? (Е. Велтистов «Приключения Электроника», глава I, часть 3) | 1 | |
-
| Наука как искусство (Е. Велтистов «Приключения Электроника», глава I часть 4). | 1 | |
-
| Сходство и различие сказочной и фантастической повести. | 1 | |
-
| Смешные стихи о серьёзных вещах (Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада») | 1 | |
-
| Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа №1.«Любимые книги». | 1 | |
-
| Внеклассное чтение. Книги о ребятах сверстниках | 1 | |
Раздел 2. У истоков русской детской литературы | 20 | |
-
| Введение в раздел 2. Летопись и летописцы. А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…» | 1 | |
-
| Из «Повести временных лет». «Расселение славян» | 1 | |
-
| «Изобретение славянской азбуки». | 1 | |
-
| «Похвала книгам» Ярослава Мудрого. | 1 | |
-
| «Поучение» Владимира Мономаха детям. Почему не стареют наказы Владимира Мономаха? | 1 | |
-
| Путешествие 1. XVII век. Справщик Савватий – первый детский поэт. | 1 | |
-
| Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина | 1 | |
-
| Обобщение по разделу. | 1 | |
-
| Проверочная работа №2 «Древнерусская литература XI–XVII вв.» | | |
-
| Внеклассное чтение. Книги о книгах | 1 | |
-
| Путешествие 2.Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых. Серёжины книги. С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука», гл. 1 | 1 | |
-
| Традиция семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука», гл. 2–3) | 1 | |
-
| «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Автобиографическая книга и мемуары | 1 | |
-
| «Детское чтение для сердца и разума», (нравоучительные статьи Н. И. Новикова). | 1 | |
-
| Р/Р Сочинение в стиле нравоучительной статьи. Т | 1 | |
-
| Образ «идеального ребенка» в детских стихах А. Шишкова | 1 | |
-
| Рассказ А. Шишкова «Можно исправиться, когда твердо того захочешь» | 1 | |
-
| Обобщающий урок. Проверочная работа №3 « Зарождение, становление и развитие детской литературы в XI–XVIII в в». | 1 | |
-
| Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги) | 1 | |
-
| Р/Р Сочинение. Т | | |
Раздел 3. XIX век. Путешествие продолжается | 45 | |
-
| Путешествие 3. Москва начала XIX века. Интересны ли детям басни? (И. Крылов «Слон и Моська») | 1 | |
-
| Характерные особенности жанра басни. (И. А. Крылов. Басни. «Квартет») «Свинья под Дубом»). Т | 1 | |
-
| Урок – концерт «Басни И.А. Крылова» | 1 | |
-
| Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка. Нелёгкий путь в подземное царство (А. Погорельский «Черная курица...», часть 1 ) | 1 | |
-
| Нелёгкий путь в подземное царство (А. Погорельский «Черная курица...», часть 2, 3) | 1 | |
-
| Встреча с подземными жителями. Главный герой сказки (А. Погорельский «Черная курица...», часть 4, 5, ) | 1 | |
-
| Главный герой сказки (А. Погорельский «Черная курица...», часть 6) | 1 | |
-
| Путешествие 5. Лето 1831 года. Как писать для детей? | 1 | |
-
| Знакомство с героями сказки. А. Пушкин «Сказка о царе Салтане...», часть1-3. | 1 | |
-
| Первая встреча Гвидона с отцом. А. Пушкин «Сказка о царе Салтане...», часть 4-6. | 1 | |
-
| Первое чудо и вторая встреча с отцом . А. Пушкин «Сказка о царе Салтане...», часть 7,8,9. | 1 | |
-
| Царь Салтан и князь Гвидон . А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…», часть 10-15. | 1 | |
-
| В чём главный смысл сказки? (Финал).А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». | 1 | |
-
| Внеклассное чтение. А. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде» | 1 | |
-
| Сказка В. Жуковского «Спящая царевна» | 1 | |
-
| Обобщение. Литературные сказки. | 1 | |
-
| В. Даль «Война грибов с ягодами» (русская сказка в обработке В. Даля), «Кузовок» (игра). | 1 | |
-
| Р/Р Устное сочинение-обработка народной сказки (подражание В.И. Далю). Т | 1 | |
-
| Как надо писать для детей? (А. Ишимова «Славяне»). | 1 | |
-
| Обобщение. Проверочная работа № 4. «Путешествие продолжается» Т | 1 | |
-
| Внеклассное чтение. «Вчера и сегодня». Книги о родном городе, его прошлом и настоящем | 1 | |
-
| Внеклассное чтение. Литературные сказки писателей XIX века | 1 | |
-
| Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука» | 1 | |
-
| Картины природы в книге С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». | 1 | |
-
| Поэты XIX века о природе. Стихи А.К. Толстого и А. Плещеева. Т | 1 | |
-
| Стихи А. Майкова и Ф. Тютчева о природе. Т | 1 | |
-
| Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы», ч.1. Картины русской природы в стихотворении | 1 | |
-
| Дедушка Мазай - добрый охотник. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы», ч.2. | 1 | |
-
| Путешествие 7. Школа в Ясной Поляне. | 1 | |
-
| Л.Н. Толстой как учитель (сказка «Два брата»). | 1 | |
-
| Непростые простые тексты (Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья»). Т | 1 | |
-
| Практикум «Учусь читать художественную прозу». Т | 1 | |
-
| Учебная книга К.Д. Ушинского «Детский мир и хрестоматия» («Столица и губернский город»). Т | 1 | |
-
| Первое знакомство с Родиной (К.Д. Ушинский«Деревня и уездный город», «Просёлочная дорога»). Т | 1 | |
-
| Р/Р Сочинение в форме путевого очерка. Т | 1 | |
-
| Как помочь детям полюбить свою родную землю? (К.Д. Ушинский «Наше Отечество»). Т | 1 | |
-
| Р/Р Сочинение-подражание Ушинскому (К.Д. Ушинский «Жалобы зайки»). Т | 1 | |
-
| Неприятная болезнь. А. Куприн «Слон», часть1-3. | 1 | |
-
| Можно ли выполнить желание Нади? А. Куприн «Слон», ч. 4,5. | 1 | |
-
| «Я уже совсем здорова!» А. Куприн «Слон», часть 6. | 1 | |
-
| А. Куприн «Слон». Работа над текстом. Обобщение по разделу. | 1 | |
-
| Проверочная работа №5«Школа в Ясной Поляне. Учебные книги». «XIX век. Путешествие продолжается??????» | 1 | |
-
| Внеклассное чтение. Произведения А.П. Чехова для детей | 1 | |
-
| Внеклассное чтение. Мир детства в рассказе А.П. Чехова «Мальчики». | 1 | |
Часть 2 | | |
Раздел 4. Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями | 62 | |
-
| Путешествие 8 (в... библиотеку). Загадка Лидии Чарской | 1 | |
-
| Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Первый день Лены в гимназии., глава 8. | 1 | |
-
| Друзья и враги Лены Икониной. Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки», глава 10-11. | 1 | |
-
| Образ Лены Икониной .Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки», обобщение. | 1 | |
-
| Внеклассное чтение. Мир детства на страницах русской классики 19-20 веков | 1 | |
-
| Путешествие 9. Петроград. 1923 г. Редакция «Воробья». Житков и Маршак | 1 | |
-
| Настоящий капитан. Б. Житков «Николай Исаич Пушкин». | 1 | |
-
| Гимназисты Корнея Чуковского. К.Чуковский «Телефон» | 1 | |
-
| «Обэриуты». Стихи Д. Хармса, Ю. Владимирова | 1 | |
-
| А. Введенский «О рыбаке и судаке». | 1 | |
-
| Внеклассное чтение. Современные чудаки | 1 | |
-
| Путешествие 10. Вокруг Маршака | 1 | |
-
| Внеклассное чтение. Современные детские журналы | 1 | |
-
| Е. Шварц «Два брата». Живой мир и мир вечного покоя, гл. 1-4. | 1 | |
-
| Спасение Младшего - победа живого мира. Е. Шварц «Два брата» главы 6-8. | 1 | |
-
| Е. Шварц «Два брата». Мудрость сказки Е. Шварца (обобщение). | 1 | |
-
| Превращение Пиноккио в Буратино. Б. Галанов «Книжка про книжку» (отрывок). «Пишу на ту же тему по-своему»). | | |
-
| Рассказ о сказке и детских фантазиях. А. Толстой «Фофка». | 1 | |
-
| А. Толстой «Кот - сметанный рот». Удалось ли А.Н. Толстому «превратиться» в детского писателя? | 1 | |
-
| Птицы с «характерами». М. Пришвин «Изобретатель». | 1 | |
-
| Так кто же он – Михаил Пришвин? Статья С. Я. Маршака «Сила жизни». | 1 | |
-
| С. Я. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор | 1 | |
-
| Обобщение по разделу Проверочная работа №6 «Вокруг Маршака». | 1 | |
-
| Внеклассное чтение. «Творцы книг» (Рассказы о писателях, о художниках - иллюстраторах) | 1 | |
-
| Стихи Р.Бёрнса, Р.Киплинга. | | |
-
| Путешествие 11. 1928 г. Литературный утренник в Сокольниках. | 1 | |
-
| В. Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий» (отрывки). А. Барто «Снегирь» | 1 | |
-
| Ю. Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом». Т часть 1. | 1 | |
-
| Живая кукла наследника Тутти. Ю. Олеша «Три Толстяка», ч. 2. | 1 | |
-
| Три Толстяка и другие герои сказки. Ю. Олеша « Три Толстяка», часть 3-4. | 1 | |
-
| «Простые высокие истины». Ю. Олеша «Три толстяка», обобщение. | 1 | |
-
| Практикум «Учись работать с научно – популярным текстом» Б. Галанов «Как найти город Трех Толстяков?» | 1 | |
-
| Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки!» Р. Фраерман «Гайдар и дети». | 1 | |
-
| А. Гайдар «Тимур и его команда», «Этот чердак был обитаем». ч.1-2. | 1 | |
-
| Игра или серьёзное дело? А. Гайдар «Тимур и его команда», ч.3-4. | 1 | |
-
| Тимур и тимуровцы. А. Гайдар «Тимур и его команда», ч.5. Обобщение. | 1 | |
-
| Путешествие 13. Смешные книжки. Проверка развития читательских умений. Н. Носов «Федина задача». | 1 | |
-
| Юмористический рассказ на серьёзную тему. В. Драгунский «Что любит Мишка». | 1 | |
-
| Внеклассное чтение. Юмористические рассказы В. Драгунского | 1 | |
-
| Внеклассное чтение. Юмористические рассказы Ю. Сотника, и Н. Носова | 1 | |
-
| Стихи А. Барто. Юмор или сатира? | 1 | |
-
| Внеклассное чтение. «Не про меня ли это?». | 1 | |
-
| Обобщение по разделу «Дорогие мои мальчишки!» | 1 | |
-
| Путешествие 14. «Книжкины именины» во Дворце пионеров. Стихи Е. Благининой, Б. Заходера, Ю. Коринца и др. | 1 | |
-
| Стихи И. Токмаковой и Г. Сапгира. Т | 1 | |
-
| Стихи Э. Мошковской и Э. Успенского. | 1 | |
-
| Стихи Саши Чёрного и В. Долиной. | 1 | |
-
| Миниатюры Г. Цыферова. Р/Р Создание собственных миниатюр. Т | 1 | |
-
| Стихи Н. Матвеевой. | 1 | |
-
| Внеклассное чтение. Любимые стихи. | 1 | |
-
| Практикум «Учусь читать лирический текст». Т | 1 | |
-
| Обобщение. Проверочная работа № 7. Т«Книжкины именины» во Дворце пионеров». | 1 | |
-
| Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок». Знакомство с героями, картины 1,2. | 1 | |
-
| Поиски снежного цветка. С. Козлов «Снежный цветок», картины 3-5. | 1 | |
-
| Мудрая сказка для малышей. С. Козлов «Снежный цветок», картины 6-8. | 1 | |
-
| Путешествие 15. Современные детские писатели. К. Драгунская «Крайний случай». | 1 | |
-
| Творческая манера Ксении Драгунской. К. Драгунская «Ерунда на постном масле!» | 1 | |
-
| Интервью с Тимом Собакиным (проза Тима Собакина) | 1 | |
-
| Стихи Тима Собакина. | 1 | |
-
| Берём интервью у детских писателей (обобщение) | 1 | |
-
| Эпилог. Письмо авторов учебника к читателям | 1 | |
-
| Внеклассное чтение. Урок-отчет «О чем можно, о чем хочется читать» | 1 | |
-
| Литературная викторина по прочитанным произведениям | 1 | |
| Итого: | 136 | |
IX. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для учителя:
1. Р.Н.Бунеев, О.В.Пронина Программа «Литературное чтение» (Образовательная система «Школа 2100».ОС «Школа2100». ФГОС. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы. / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – Изд.2-е, испр. – М.: Баласс,2011.-432с. (ОС «Школа2100»)
2.Бунеев Р.Н. Контрольно-измерительные материалы. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. 3-4 кл./Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, А.В. Горячев, Д.Д. Данилов, С.А. Козлов, А.П. Петрова, О.В.Пронина, А.Г.Рубин, О.В. Чиндилова.- М.; Баласс,2013.-48с.
Бунеев Р.Н., Литературное чтение (В океане света). 4 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений: в 2-х ч. / Р.Н. Бунеев., Е.В. Бунеева. -4-е изд., перераб.- М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2013.-224с., ил.
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетрадь по литературному чтению 4 класс. – Изд.4-е., испр., - М.: Баласс; Свободный ум,2011.-112с.
БунееваЕ.В, Чиндилова., О.В., Яковлева М.А. Уроки литературного чтения в 4-м классе. Методические рекомендации для учителя. Изд.2-е, перераб.- М.: Баласс, 2011.-192с.
Для обучающихся:
1. Бунеев Р.Н. Контрольно-измерительные материалы. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. 3-4 кл./Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, А.В. Горячев, Д.Д. Данилов, С.А. Козлов, А.П. Петрова, О.В.Пронина, А.Г.Рубин, О.В. Чиндилова.- М.; Баласс,2013.-48с.
2.БунеевР.Н., Литературное чтение (В океане света). 4 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений: в 2-х ч. / Р.Н. Бунеев., Е.В. Бунеева. -4-е изд., перераб.- М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2013.-224с., ил.
15