СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе школ I вида

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая пограмма по литературному чтению составлена с учетом требований ФГОС ОВЗ. Программа содержит пояснительную записку, общую характеристику, личностные, метапредметные и предметные результаты, содержание предмета и описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе школ I вида»

  1. Пояснительная записка

Программа разработана на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», Закона РБ «Об образовании», учебного плана ОУ, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида и с учетом национально-региональных компонентов.

Чтение, являясь одним из ведущих видов речевой и мыслительной деятельности, выступает в начальных классах в качестве важнейшего учебного предмета и одновременно средства обучения, развития и воспитания. Знания о жизни природы и общества, первые сведения из истории Родины, нравственные понятия, нормы поведения и общения — все это, почерпнутое в чтении, закладывает мировоззренческие основы развивающейся личности школьника. Особенно значима эта функция книги и чтения в процессе обучения слабослышащих детей, контакты которых с окружающим миром ограничены, а знания обеднены.

Уроки чтения проводятся со II класса после завершения работы по обучению грамоте.

Программа по литературному чтению для II класса включает разделы: 1.Умения и навыки чтения, работа над текстом и связной речью. 2. Внеклассное чтение.

В приложении к рабочей программе указан речевой материал для усвоения и понимания программного материала по русскому языку во 2-ом классе.


  1. Общая характеристика учебного предмета

Целями обучения литературному чтению являются: дальнейшее совершенствование первоначального навыка чтения, его правильности, беглости, сознательности и выразительности; формирование полноценного восприятия детьми художественного произведения; развитие у них нравственно-этических чувств и художественного вкуса; развитие умения работать с текстом; активное приобщение детей к чтению книг и на этой основе обогащение их знаниями об окружающем мире.

На выполнение этих задач направлена целевая методическая установка – формирование культуры чтения школьников, что является составной частью общекультурного развития человека.

Содержание программного материала по литературному чтению представлено главным образом произведениями русской и современной художественной и научно-популярной литературы, устного народного творчества.

В основу построения классного чтения положен тематический принцип. Тематический перечень в обобщенном обозначении включает разделы:

Школа.

Семья.

Товарищи.

Времена года (До свидания, лето! Снова осень стоит у двора. Здравствуй, зима! Весна идет. Снова лето.)

Знаешь ли ты?

Про мир и дом, где мы живем.

Читай сам.

Многие из составных частей основных тематических разделов - это строки из поэтических произведений. Их образная языковая и стилистическая выразительность как нельзя лучше обозначает содержательную сторону той или иной темы.

Таким образом, материал для литературного чтения охватывает важные в образовательно-воспитательном отношении стороны окружающей ребенка действительности и вводит его в тематику, типичную для художественной и научно-популярной литературы, обеспечивает необходимую подготовку для изучения систематических курсов литературы и истории в средней школе.

Методика чтения в школе для слабослышащих детей содержит три большие группы задач: общеобразовательно-познавательные, воспитательные (в том числе и эстетические), коррекционно-развивающие. Часть составных компонентов этих задач определена в программе по чтению, часть из них учитель должен сформулировать самостоятельно, исходя из особенностей того или иного произведения, его тематики и проблематики, уровня общего и речевого развития школьников, особенностей их читательских умений, нравственного и эмоционального опыта. Каждая группа задач представляет собой комплекс знаний и умений, которыми должны овладеть учащиеся, и решается на уроке взаимосвязано, с учетом специфики литературного произведения и этапа его изучения в соответствующем классе.

При очевидной равноценной значимости образовательно-познавательных, воспитательных, коррекционно-развивающих и эстетических задач чтения следует иметь в виду особую значимость воспитания эстетического отношения к читаемому произведению. Не запоминание сюжета, идей, характеров литературных персонажей, а получение эстетического наслаждения от чтения должно привлекать читателя к книге. Помочь слабослышащему ученику эстетически воспринять читаемое - благородная гуманистическая задача школы. Каждое произведение или даже отрывок из него должно осваиваться школьниками как художественная ценность, а не только как источник знаний или учебник жизни.

Продвижение учащихся в умственном, нравственном, эстетическом, речевом развитии обеспечивается путем усвоения постепенно (от класса к классу) усложняющихся по содержанию, языку и оформлению произведений и книг.

В центре внимания на уроках чтения должны быть изучаемое художественное произведение, его содержание, идейная направленность и изобразительные средства языка.

Большая часть времени (30—35 мин) на уроках литературного чтения отводится чтению и работе над текстом. Беседы и рассказы, предваряющие чтение, должны быть тесно связаны с содержанием произведений, возбуждать интерес к ним, эмоционально настраивать учащихся и помогать правильному восприятию этих произведений.

Для активизации учащихся на уроке и повышения их интереса к чтению необходимо использовать методы, развивающие творческую активность детей, их воображение и фантазию, чаще создавать игровые ситуации (особенно в I—II классах) на материале читаемых текстов и наблюдений, практиковать задания творческого характера (драматизация, чтение в лицах, пересказ от имени одного из героев и продолжение рассказа о его судьбе, составление устных рассказов типа «Гостья-Зима», «Художник-Осень» и др.).

Успешному решению воспитательных задач уроков чтения должна способствовать не только проводимая на уроке углубленная работа с художественным произведением, но и тесная ее взаимосвязь с окружающей жизнью, с общественно полезным трудом.

Обучение детей чтению предполагает использование на уроках их жизненного опыта. Для его обогащения учитель организует экскурсии на культурно-бытовые, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, а также наблюдения за явлениями природы, общественной жизнью и трудом взрослых. Это должно развивать в детях умение воспринимать прекрасное в окружающей действительности, видеть красоту родного края, радость труда людей.

Внеклассное чтение.

Цель внеклассного чтения — сформировать у учащихся интерес к книге, по­ложительное отношение к самостоятельному чтению.

Система внеклассного чтения, специальные литературно-художественные темы, отбор материала для чтения по принципу его художественности и доступности, направленность методического аппарата книг для чтения на изучение не только познавательного, но и нравственно-эстетического содержания произведения способствуют литературному развитию учащихся начальных классов, позволяют своевременно прививать им интерес к чтению произведений классиков русской и зарубежной литературы, произведений устного народного творчества, активно обогащать речь учащихся, развивать их эстетический вкус, повышать уровень нравственного воспитания.

Основной формой работы с детской книгой в начальных классах являются уроки внеклассного чтения. В программе по внеклассному чтению выделяются два основных раздела: 1) круг чтения — указания к отбору текстов по содержанию; 2) знания, умения и навыки, которые формируются на этом учебном материале.

В начале обучения учитель приучает детей слушать небольшие сказки или рассказы, подбирая для этого эмоционально насыщенные сюжеты. По мере развития этого навыка переходят к коллективному чтению под руководством учителя или воспитателя (все учащиеся читают одну книгу). Перед чтением проводится беседа по содержанию произведения, о действующих лицах, уточняется необходимый словарь. После чтения проводится заключительная беседа или обсуждение прочитанного. Такая работа подготавливает учащихся к индивидуальному чтению.

Когда индивидуальное чтение станет преобладающим, учащихся следует познакомить с лучшими произведениями детской литературы, их авторами. На этом этапе у учащихся воспитывают читательскую активность и любознательность; расширяют и углубляют знания, получаемые ими в классе по другим предметам; развивают индивидуальные интересы и склонности; обучают приемам работы с книгой, умению отбирать необходимую литературу.

При отборе произведений для внеклассного чтения следует учитывать, помимо образовательно-воспитательных задач, интересы и запросы учащихся данного класса, а также фактический фонд книг, которым располагает школа.

Руководство самостоятельным чтением, контроль за его качеством осуществляются на уроках внеклассного чтения, во время массовых внеурочных мероприятий (утренников, литературных игр, выставок и т. п.), а также путем проведения индивидуальной работы с каждым учеником, постоянного привлечения на уроках русского языка (особенно на уроках чтения), природоведения, трудового обучения, изобразительного искусства знаний, добытых учащимися при самостоятельном чтении, путем пропаганды книги в семьях учащихся.

В программе по внеклассному чтению предусмотрено формирование умений самостоятельно ориентироваться в книге, работать над заданиями к текстам, обращаться к оглавлению книги и т. д. Знания о книгах и их авторах приобретаются детьми в процессе непосредственной практической деятельности.

Уроки внеклассного чтения выделяются в расписании отдельно и фиксируются в классном журнале.


  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

В учебном плане на изучение литературного чтения отводится по 4 часа в неделю, 140 часов в год.


  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

Личностные:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей национальной принадлежности;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

  • развитие доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формирование мотивации к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  • активное использование речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;

  • умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • овладение предметными и межпредметными понятиями.

Предметные:

  • правильно, выразительно, сознательно, плавно читать целыми словами (по слогам сложные, трудные для произношения слова);

  • выделять из текста незнакомые слова и различать значения слов в контексте;

  • рассказывать о прочитанном, давать простейшую оценку проступкам героев;

  • сообщать о своих наблюдениях, случаях из жизни (по аналогии с прочитанным);

  • обсуждать прочитанное;

  • ориентироваться в оглавлении и на страницах книги.


  1. Содержание учебного предмета

Навыки чтения.

Правильное, выразительное, сознательное, плавное чтение целыми словами. Слоговое чтение сложных, трудных для произношения слов.

Соблюдение правил орфоэпии, указанных в программе по обучению произношению, правильных ударений в знакомых словах; чтение незнакомых слов с проставленным ударением.

Соблюдение правильной интонации в предложениях в соответствии со знаками препинания (точка, вопросительный знак, восклицательный знак), пауз между предложениями и частями текста.

Чтение знакомого текста про себя.

Работа над текстом.

Подробный рассказ содержания прочитанного (по вопросам учителя). Описание содержания иллюстрации к тексту с использованием слов и выражений текста. Ответы на вопросы, устанавливающие причинно-следственные отношения, последовательность действий, оценку поступков и др.

Определение (с помощью учителя) основной мысли прочитанного.

Выделение действующих лиц.

Чтение текста по ролям (с драматизацией и без нее).

Различение рассказа, стихотворения, сказки.

Заучивание стихотворений наизусть (6-8 за год).

Внеклассное чтение.

Круг чтения, или учебный материал. Чтение доступных по содержанию рассказов, сказок. Учебный материал остается тем же, что и в период обучения грамоте.

Работа с книгой (знания, умения, навыки).

Знание названия произведения, фамилии автора.

Выделение из текста незнакомых слов и различение значения слов в контексте.

Развитие приобретенных на уроках чтения умений рассказывать о прочитанном, давать простейшую оценку поступков героев. Сообщение о своих наблюдениях, случаях из жизни (по аналогии с прочитанным).

Обсуждение прочитанного (формирование умения пересказать товарищам прочитанное и понять рассказанное товарищами).

Ориентировка в оглавлении и на страницах книги.

Соблюдение правил гигиены чтения и правил обращения с книгой.

Знание основных элементов книги: переплет (обложка), корешок, страницы, заглавие, оглавление (содержание).

  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

  1. Чтение и развитие речи: учеб. для 2 класса спец. (коррекц.) образоват. учреждений II вида / [сост. О.А.Красильникова]. - М.: ВЛАДОС, 2012.

Приложение

Речевой материал по литературному чтению для 2 класса

Фразы

  1. Как называется рассказ (стихотворение, сказка)?

  2. Кто автор?

  3. О ком говорится в рассказе (стихотворении, сказке)?

  4. О чем говорится в рассказе (стихотворении, сказке)?

  5. Где и когда происходит действие рассказа (стихотворения, сказки)?

  6. Ты открыл книгу на … странице?

  7. Возьми картинки и расставь по порядку.

  8. Я взял картинки и расставил их по порядку.

  9. Какова основная мысль рассказа (стихотворения, сказки)?

  10. Тебе нравится рассказ (стихотворение, сказка)?

  11. Назови рассказы о весне (осени, зиме, лете).

  12. Назови рассказы, где говорится о весне (зиме, лете, осени).

  13. Когда ты учил стихотворение?


Термины.

Автор, герой, план рассказа, пересказ рассказа.