Пояснительная записка
Программа разработана на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», Закона РБ «Об образовании», учебного плана ОУ, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида и с учетом национально-региональных компонентов.
Чтение, являясь одним из ведущих видов речевой и мыслительной деятельности, выступает в начальных классах в качестве важнейшего учебного предмета и одновременно средства обучения, развития и воспитания. Знания о жизни природы и общества, первые сведения из истории Родины, нравственные понятия, нормы поведения и общения — все это, почерпнутое в чтении, закладывает мировоззренческие основы развивающейся личности школьника. Особенно значима эта функция книги и чтения в процессе обучения слабослышащих детей, контакты которых с окружающим миром ограничены, а знания обеднены.
Уроки чтения проводятся со II класса после завершения работы по обучению грамоте.
Программа по литературному чтению для II класса включает разделы: 1.Умения и навыки чтения, работа над текстом и связной речью. 2. Внеклассное чтение.
В приложении к рабочей программе указан речевой материал для усвоения и понимания программного материала по русскому языку во 2-ом классе.
Общая характеристика учебного предмета
Целями обучения литературному чтению являются: дальнейшее совершенствование первоначального навыка чтения, его правильности, беглости, сознательности и выразительности; формирование полноценного восприятия детьми художественного произведения; развитие у них нравственно-этических чувств и художественного вкуса; развитие умения работать с текстом; активное приобщение детей к чтению книг и на этой основе обогащение их знаниями об окружающем мире.
На выполнение этих задач направлена целевая методическая установка – формирование культуры чтения школьников, что является составной частью общекультурного развития человека.
Содержание программного материала по литературному чтению представлено главным образом произведениями русской и современной художественной и научно-популярной литературы, устного народного творчества.
В основу построения классного чтения положен тематический принцип. Тематический перечень в обобщенном обозначении включает разделы:
Школа.
Семья.
Товарищи.
Времена года (До свидания, лето! Снова осень стоит у двора. Здравствуй, зима! Весна идет. Снова лето.)
Знаешь ли ты?
Про мир и дом, где мы живем.
Читай сам.
Многие из составных частей основных тематических разделов - это строки из поэтических произведений. Их образная языковая и стилистическая выразительность как нельзя лучше обозначает содержательную сторону той или иной темы.
Таким образом, материал для литературного чтения охватывает важные в образовательно-воспитательном отношении стороны окружающей ребенка действительности и вводит его в тематику, типичную для художественной и научно-популярной литературы, обеспечивает необходимую подготовку для изучения систематических курсов литературы и истории в средней школе.
Методика чтения в школе для слабослышащих детей содержит три большие группы задач: общеобразовательно-познавательные, воспитательные (в том числе и эстетические), коррекционно-развивающие. Часть составных компонентов этих задач определена в программе по чтению, часть из них учитель должен сформулировать самостоятельно, исходя из особенностей того или иного произведения, его тематики и проблематики, уровня общего и речевого развития школьников, особенностей их читательских умений, нравственного и эмоционального опыта. Каждая группа задач представляет собой комплекс знаний и умений, которыми должны овладеть учащиеся, и решается на уроке взаимосвязано, с учетом специфики литературного произведения и этапа его изучения в соответствующем классе.
При очевидной равноценной значимости образовательно-познавательных, воспитательных, коррекционно-развивающих и эстетических задач чтения следует иметь в виду особую значимость воспитания эстетического отношения к читаемому произведению. Не запоминание сюжета, идей, характеров литературных персонажей, а получение эстетического наслаждения от чтения должно привлекать читателя к книге. Помочь слабослышащему ученику эстетически воспринять читаемое - благородная гуманистическая задача школы. Каждое произведение или даже отрывок из него должно осваиваться школьниками как художественная ценность, а не только как источник знаний или учебник жизни.
Продвижение учащихся в умственном, нравственном, эстетическом, речевом развитии обеспечивается путем усвоения постепенно (от класса к классу) усложняющихся по содержанию, языку и оформлению произведений и книг.
В центре внимания на уроках чтения должны быть изучаемое художественное произведение, его содержание, идейная направленность и изобразительные средства языка.
Большая часть времени (30—35 мин) на уроках литературного чтения отводится чтению и работе над текстом. Беседы и рассказы, предваряющие чтение, должны быть тесно связаны с содержанием произведений, возбуждать интерес к ним, эмоционально настраивать учащихся и помогать правильному восприятию этих произведений.
Для активизации учащихся на уроке и повышения их интереса к чтению необходимо использовать методы, развивающие творческую активность детей, их воображение и фантазию, чаще создавать игровые ситуации (особенно в I—II классах) на материале читаемых текстов и наблюдений, практиковать задания творческого характера (драматизация, чтение в лицах, пересказ от имени одного из героев и продолжение рассказа о его судьбе, составление устных рассказов типа «Гостья-Зима», «Художник-Осень» и др.).
Успешному решению воспитательных задач уроков чтения должна способствовать не только проводимая на уроке углубленная работа с художественным произведением, но и тесная ее взаимосвязь с окружающей жизнью, с общественно полезным трудом.
Обучение детей чтению предполагает использование на уроках их жизненного опыта. Для его обогащения учитель организует экскурсии на культурно-бытовые, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, а также наблюдения за явлениями природы, общественной жизнью и трудом взрослых. Это должно развивать в детях умение воспринимать прекрасное в окружающей действительности, видеть красоту родного края, радость труда людей.
Внеклассное чтение.
Цель внеклассного чтения — сформировать у учащихся интерес к книге, положительное отношение к самостоятельному чтению.
Система внеклассного чтения, специальные литературно-художественные темы, отбор материала для чтения по принципу его художественности и доступности, направленность методического аппарата книг для чтения на изучение не только познавательного, но и нравственно-эстетического содержания произведения способствуют литературному развитию учащихся начальных классов, позволяют своевременно прививать им интерес к чтению произведений классиков русской и зарубежной литературы, произведений устного народного творчества, активно обогащать речь учащихся, развивать их эстетический вкус, повышать уровень нравственного воспитания.
Основной формой работы с детской книгой в начальных классах являются уроки внеклассного чтения. В программе по внеклассному чтению выделяются два основных раздела: 1) круг чтения — указания к отбору текстов по содержанию; 2) знания, умения и навыки, которые формируются на этом учебном материале.
В начале обучения учитель приучает детей слушать небольшие сказки или рассказы, подбирая для этого эмоционально насыщенные сюжеты. По мере развития этого навыка переходят к коллективному чтению под руководством учителя или воспитателя (все учащиеся читают одну книгу). Перед чтением проводится беседа по содержанию произведения, о действующих лицах, уточняется необходимый словарь. После чтения проводится заключительная беседа или обсуждение прочитанного. Такая работа подготавливает учащихся к индивидуальному чтению.
Когда индивидуальное чтение станет преобладающим, учащихся следует познакомить с лучшими произведениями детской литературы, их авторами. На этом этапе у учащихся воспитывают читательскую активность и любознательность; расширяют и углубляют знания, получаемые ими в классе по другим предметам; развивают индивидуальные интересы и склонности; обучают приемам работы с книгой, умению отбирать необходимую литературу.
При отборе произведений для внеклассного чтения следует учитывать, помимо образовательно-воспитательных задач, интересы и запросы учащихся данного класса, а также фактический фонд книг, которым располагает школа.
Руководство самостоятельным чтением, контроль за его качеством осуществляются на уроках внеклассного чтения, во время массовых внеурочных мероприятий (утренников, литературных игр, выставок и т. п.), а также путем проведения индивидуальной работы с каждым учеником, постоянного привлечения на уроках русского языка (особенно на уроках чтения), природоведения, трудового обучения, изобразительного искусства знаний, добытых учащимися при самостоятельном чтении, путем пропаганды книги в семьях учащихся.
В программе по внеклассному чтению предусмотрено формирование умений самостоятельно ориентироваться в книге, работать над заданиями к текстам, обращаться к оглавлению книги и т. д. Знания о книгах и их авторах приобретаются детьми в процессе непосредственной практической деятельности.
Уроки внеклассного чтения выделяются в расписании отдельно и фиксируются в классном журнале.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В учебном плане на изучение литературного чтения отводится по 4 часа в неделю, 140 часов в год.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Личностные:
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей национальной принадлежности;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
развитие доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование мотивации к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
активное использование речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач;
овладение навыками смыслового чтения текстов;
готовность слушать собеседника и вести диалог;
умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
овладение предметными и межпредметными понятиями.
Предметные:
правильно, выразительно, сознательно, плавно читать целыми словами (по слогам сложные, трудные для произношения слова);
выделять из текста незнакомые слова и различать значения слов в контексте;
рассказывать о прочитанном, давать простейшую оценку проступкам героев;
сообщать о своих наблюдениях, случаях из жизни (по аналогии с прочитанным);
обсуждать прочитанное;
ориентироваться в оглавлении и на страницах книги.
Содержание учебного предмета
Навыки чтения.
Правильное, выразительное, сознательное, плавное чтение целыми словами. Слоговое чтение сложных, трудных для произношения слов.
Соблюдение правил орфоэпии, указанных в программе по обучению произношению, правильных ударений в знакомых словах; чтение незнакомых слов с проставленным ударением.
Соблюдение правильной интонации в предложениях в соответствии со знаками препинания (точка, вопросительный знак, восклицательный знак), пауз между предложениями и частями текста.
Чтение знакомого текста про себя.
Работа над текстом.
Подробный рассказ содержания прочитанного (по вопросам учителя). Описание содержания иллюстрации к тексту с использованием слов и выражений текста. Ответы на вопросы, устанавливающие причинно-следственные отношения, последовательность действий, оценку поступков и др.
Определение (с помощью учителя) основной мысли прочитанного.
Выделение действующих лиц.
Чтение текста по ролям (с драматизацией и без нее).
Различение рассказа, стихотворения, сказки.
Заучивание стихотворений наизусть (6-8 за год).
Внеклассное чтение.
Круг чтения, или учебный материал. Чтение доступных по содержанию рассказов, сказок. Учебный материал остается тем же, что и в период обучения грамоте.
Работа с книгой (знания, умения, навыки).
Знание названия произведения, фамилии автора.
Выделение из текста незнакомых слов и различение значения слов в контексте.
Развитие приобретенных на уроках чтения умений рассказывать о прочитанном, давать простейшую оценку поступков героев. Сообщение о своих наблюдениях, случаях из жизни (по аналогии с прочитанным).
Обсуждение прочитанного (формирование умения пересказать товарищам прочитанное и понять рассказанное товарищами).
Ориентировка в оглавлении и на страницах книги.
Соблюдение правил гигиены чтения и правил обращения с книгой.
Знание основных элементов книги: переплет (обложка), корешок, страницы, заглавие, оглавление (содержание).
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Чтение и развитие речи: учеб. для 2 класса спец. (коррекц.) образоват. учреждений II вида / [сост. О.А.Красильникова]. - М.: ВЛАДОС, 2012.
Приложение
Речевой материал по литературному чтению для 2 класса
Фразы
Как называется рассказ (стихотворение, сказка)?
Кто автор?
О ком говорится в рассказе (стихотворении, сказке)?
О чем говорится в рассказе (стихотворении, сказке)?
Где и когда происходит действие рассказа (стихотворения, сказки)?
Ты открыл книгу на … странице?
Возьми картинки и расставь по порядку.
Я взял картинки и расставил их по порядку.
Какова основная мысль рассказа (стихотворения, сказки)?
Тебе нравится рассказ (стихотворение, сказка)?
Назови рассказы о весне (осени, зиме, лете).
Назови рассказы, где говорится о весне (зиме, лете, осени).
Когда ты учил стихотворение?
Термины.
Автор, герой, план рассказа, пересказ рассказа.