СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по логопедии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабоочая программа по логопедии для учителей - логопедов. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по логопедии»

/










Рабочая учебная программа

(коррекционно-развивающее обучение

детей с нарушениями речи)


на учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Организация учебной деятельности как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Процесс обучения предполагает анализ и обобщение признаков изучаемого предмета, в частности – родного языка как знаковой системы.

В то же время коммуникативные навыки опираются на свойство языка как средства общения и рече-мыслительной деятельности в целом. Поэтому формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение и различение звуков, словарный запас, грамматический строй), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Зачастую дети поступают в школу, имея различные нарушения устной речи и недостаточный уровень развития других психических процессов. Такие учащиеся нуждаются в дополнительных занятиях, позволяющих восполнить пробелы в различных сторонах психической деятельности.

Логопедическая работа носит коррекционную направленность: целью её является устранение различных нарушений речи и создание условий для успешной учебной деятельности.

Особенность логопедической работы состоит в том, что это не столько сообщение знаний, сколько воспитание чувства языка. По мнению психологов и лингвистов, родной язык усваивается «на уровне чувства», потому что «чувство образует основу всякой психической деятельности». И лексические, и грамматические значения языка человек чувствует задолго до того, как обретает способность осознавать их. По словам К.С.Аксакова, «…слово есть воссоздание внутри себя мира».

Занятия по преодолению речевых нарушений строятся по определенной системе, учитывающей характер и степень выраженности дефекта с обязательным учетом индивидуальных особенностей учащегося.

Основная задача работы – это формирование мыслительных операций над словом как единицей речи, развитие внимательного отношения к процессу «говорения».

Можно выделить два основных направления работы:

- развитие и совершенствование устной речи (произношения, лексики, грамматики);

- коррекция нарушений письменной речи.



Логопедические занятия проводятся в индивидуальной и групповой формах. Количество учащихся в группе – от 4 до 6 человек. Необходимость такой формы проведения занятий обусловлена тем, что учащиеся подбираются по сходству речевых нарушений и возрастной принадлежности, а также тем, чтобы коррекционный процесс в максимальной степени способствовал устранению имеющихся дефектов. В маленьком коллективе трудности видны как на ладони; отсюда, появляется возможность учитывать индивидуальные особенности каждого. Обязательным условием является выполнение заданий по силам. Как правило, оценка только положительная.

Уже то, что ребенок должен заниматься своей речью, является важным моментом становления его как личности. Это – не занятия по интересам, а довольно сложный, трудоемкий процесс поступательного движения от простого к сложному. Сначала создается основа для формирования навыка, затем – по ступенькам – к конечной цели. Ребенок порой не замечает трудностей, потому что движение вперед осуществляется только тогда, когда созданы условия для этого. Он начинает осознавать себя как объект исследования, он учится анализировать, рефлексировать, добиваться цели.

Процесс развития речи идет в одном ряду с развитием таких умений, как планирование предстоящей деятельности, принятие учебной задачи, выделение главного, определение путей и средств достижения цели, формирование самоконтроля.

Таким образом, развивающий и воспитывающий эффект достигается в процессе формирующей учебной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировке на «зону ближайшего развития».

Среди учащихся массовой школы есть дети с теми или иными отклонениями в речевом развитии, которые носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребёнка и возможностях усвоения программного материала основных на начальной стадии обучения предметов: чтения, письма, математики.

В ходе обследования состояния речи учащихся первых классов общеобразовательной школы выявляются дети, имеющие различные нарушения устной речи. Среди этих нарушений: нерезко выраженное общее недоразвитие речи, недоразвитие фонетико-фонематической стороны речи, нарушенное произношение отдельных звуков, заикание. И если в самом начале обучения преждевременно говорить о нарушении письменной речи, то на последующих стадиях можно выявить те или иные формы дисграфии и дислексии. Применительно к учащимся общеобразовательной школы можно говорить о дисграфии и дислексии в том случае, если поведение и рассуждение школьника в областях, не требующих использования письменной речи, находятся на уровне, примерно сопоставимом с уровнем детей его возраста.

Основными задачами логопедической работы являются:

- коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;

- своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ.


Календарно-тематическое планирование составлено с учетом структуры и степени выраженности речевых нарушений, а также с учетом периода обучения в начальной школе.



Программное и учебно-методическое обеспечение:

Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику; М.: Ось-89, 2005.

Е. В. Мазанова Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. М.:


ГНОМ и Д, 2009 г.

Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте; М.: Просвещение, 1991.

Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления. М.,2011.

Ястребова А.В.Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ; М.: Аркти, 2007.

Перспективный план работы с группой учащихся 1-х классов с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

№ п.п.

Темы и содержание коррекционной работы.

Сроки выполнения.

Примечания.

план.

факт.

«Речь. Предложение.» (2 часа)




«Предложение и слово. дифференциация понятий» (2 час.)




«Гласные звуки (и пройденные в классе буквы)» (5часов).




«Деление слов на слоги» (2 часа).




«Ударение» (2 часа).




«Согласные звуки (и пройденные в классе буквы)» (1 час).




«Твёрдые и мягкие согласные» (2 часа).




«Звонкие и глухие согласные» (2 часа).




«Звуки [п; п'], буква п» (1 час).




«Дифференциация [п]-[б]» (2 часа).




«Звуки [т; т'], буква т» (1 час).




«Звуки [д; д'], буква д» (1 час).




«Дифференциация [т]-[д]» (2 часа).




«Звуки [к; к'], буква к» (1 час).




«Звуки [г; г'], буква г» (1 час).




«Дифференциация [к]-[г]» (2 часа).




«Звуки [с; с'], буква с» (2 часа).




«Звуки [з; з'], буква з» (2 часа).




«Дифференциация [з]-[с]» (2 часа).




«Звук [ш], буква ш» (2 часа).




«Звук [ж], буква ж» (2 часа).




«Дифференциация [ш]-[ж]» (2 часа).




«Дифференциация [с]-[ш]» (2 часа).




«Дифференциация [з]-[ж]» (2 часа).




«Звуки [р; р'], буква р» (1 часа).




«Звуки [л; л'], буква л» (2 часа).




«Дифференциация [л]-[р]» (2 часа).




«Звук [ч], буква ч» (2 часа).




«Звук [щ], буква щ»( 1часа).




«Дифференциация [щ]-[с’]» (2 часа).




«Дифференциация [щ]-[ч]» (2 часа).




«Звук [ц], буква ц» (2-3 часа).




«Дифференциация [ц]-[с]» (1 час).




«Дифференциация [ц]-[ч]» (2 часа).




Контрольный диктант.





Перспективный план работы с группой учащихся l-x классов, страдающих общим недоразвитием речи

№ п/п

Темы и содержание коррекционной работы

Кол-во часов

Грамматические темы, используемые на занятиях

Развитие неречевых процессов

I

Работа над словом

10


Развитие слухового внимания и

1

Слова, обозначающие предмет


Слова, отвечающие на вопросы кто? что?

памяти, развитие

2

Слова, обозначающие действие предмета


Слова, отвечающие на вопрос что делает?

абстрактного мышления

3

Простое двусоставное нераспространенное


Большая буква в начале предложения. Точка

Развитие слухового внимания и


предложение


в конце предложения.

памяти, слухового




Согласование

восприятия, логического




глагола с именем существи тельным в числе и роде

и образного мышления






4

Слова, обозначающие


Слова, отвечающие на



признаки предметов


вопросы какой? какая? какое? какие?.


II

Работа над предложением

25



1

Распространение простого двусоставного предложения определением


Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе


2

Работа над распространением и грамматическим оформлением простого предложения


Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже

Развитие абстрактного и логического мышления, слухового внимания и памяти

3

Работа с предлогами в, на, с, со, в, из, по, к, от, у


Раздельное написание предлогов


4

Закрепление всех отработан ных предлогов




III

Формирование монологической речи

25



1

Последовательный пересказ




2

Пересказы описательного характера


Согласование и управление различных частей речи

Развитие логического и образного мышления и памяти

3

Пересказы описательно-повествовательного характера




IV

Работа над слогозвуковым составом слова

25



1

Звуковой состав слова


Гласные и согласные звуки

Развитие фонематического представления и вос приятия, развитие

2

Выделение гласных I ряда из слогов и слов


Слогообразующая роль гласных

слухового восприятия и внимания

3

Слоговой состав слова


Ударение


4

Образование гласных II ряда




5

Выделение гласных II ряда из слов


Буквы я, ё, ю, е


6

Мягкие согласные


Обозначение мягкости согласных гласными II ряда и буквой ь

Развитие фонематического слуха











V

Звуко-буквенный анализ слов

15


Развитие фонематического восприятия и слуха


Перспективный план логопедической работы с группой учащихся 2-х классов с

нарушениями письма и чтения.

№п.п.

Темы и содержание коррекционной работы

Сроки выполнения.

Примечания.

план.

факт.

1.

Повторение (5-6 часов),





Дифференциация гласных 1-го и 2-го ряда;




2.

Дифференциация А-Я;




3.

Дифференциация О-Ё;




4.

Дифференциация У-Ю;




5.

Дифференциация Ы-И;




6.

Дифференциация Ё-Ю,




7.

Работа над связной речью.




8.

Дифференциация согласных звуков:





звонкие и глухие




дифференциация С-Ш




дифференциация С-Ц




дифференциация Ч-Щ




дифференциация Б-Д




дифференциация П-Т




работа над связной речью.








9.

Работа над морфологическим составом слова:




корень слова




суффиксальный способ образования слов




префиксальный способ образования слов




Закрепление.




Различение предлогов и приставок.




Безударные гласные.




Работа над связной речью.




10.

Обобщение изученного,





Перспективный план работы с группой учащихся 3-х классов, имеющих нарушения письма и чтения.

№ п.п.

Темы и содержание коррекционной работы.

Сроки выполнения.

Примечания.

план.

факт.

«Родственные слова» (2 часа)




«Подбор однокоренных слов» (2 часа)




«Выделение корня, выяснение его значения.»(2часа)




«Родственные слова. Образование слов с помощью суффиксов.»(6 часов)




«Сложные слова.»(2 часа)




«Образование слов с помощью приставок» (7 часов)




«Предлоги.»(2-3 часа)




«Дифференциация приставок и предлогов» (2-3 часа)




«Синонимы» (3 часа)




«Антонимы» (3 часа)




«Многозначные слова»(3 часа)




«Тема.»(1 час)




«Основная мысль текста.»(2 часа)




«Работа с деформированным текстом.»(2 часа)




«Деление сплошного текста на отдельные предложения.»(2 часа).




«Составление рассказа из данных предложений.»(2-4 часа)




«Свободный диктант.»(1 часа)




«Письменные ответы на вопросы» (2 часа)




«Составление плана» (2 часа)




«Составление рассказа по данному плану»(2 часа)




«Изложение по коллективно составленному плану» (2 часа)




«Изложение по самостоятельно составленному плану.» (2 часа)




«Рассуждение» (1часа)




«Доказательство» (2 часа)




«Обобщение»





Перспективный план работы с группой учащихся 4-х классов с нарушениями письма и чтения, обусловленными нерезко выраженным общим недоразвитием речи.

№ п.п.

Темы и содержание коррекционной работы.

Сроки выполнения.

Примечания.

план.

факт.

Коррекционная работа на лексическом уровне(5-7 час)




Коррекционная работа на синтаксическом уровне:





Словосочетание(2 часа)





Предложение ( 2 часа)





Согласование.





Согласование слов в числе.(1-2 часа).





Согласование слов в роде.(2-3 часа).





Управление:





винительный падеж (кого? что?)(2 часа);





родительный падеж (кого? что?) (2-3 часа);





дательный падеж (кому? чему?) (1-2-часа);





творительный падеж (кем? чем?) (1-2часа);





предложный падеж (о ком? о чем?) (2-3 часа);





закрепление падежных форм. (2-3 часа).




Развитие навыка построения связного высказывания:





предложение с однородными членами (2часа);





сложное союзное и бессоюзное предложения (1-2 часа);





сложноподчиненное предложение (1-2 часа).




Текст. Связная речь.





Последовательный пересказ.(4часа).





Пересказ описательного характера.(5часов).





Пересказ описательно-повествовательного характера.(4 часа).





Рассказ:





    • по серии картин;





    • по сюжетной картине;





    • по опорным словам;





    • по теме и плану;





    • по наблюдению.




Обобщение.