Содержание
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса__________________________________________
2. Содержание учебного предмета, курса______________________________________________________________
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы_________
4.Приложение
Рабочая программа по математике 1 класса составлена на основе Федерального образовательного государственного стандарта, с учётом примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой и особенностями общеобразовательного учреждения
Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Планируемые результаты освоения учебного курса
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучающихся в 1 классе являются формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД: Готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта);
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. -Проговаривать последовательность действий на уроке. - Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. - Учиться работать по предложенному учителем плану. - Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. - Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- Способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
- Познавательный интерес к математической науке.
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
-Читать и пересказывать текст. Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих знаний и умений. Учащиеся должны знать: - названия и обозначения действий сложения и вычитания, таблицу сложения чисел в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания. Учащиеся должны уметь: - Оценивать количество предметов числом и проверять сделанные оценки подсчетом в пределах 20. - Вести счет, как в прямом, так и в обратном порядке в пределах 20. - Записывать и сравнивать числа в пределах 20. - Находить значение числового выражения в 1-2 действия в пределах 20 (без скобок). - Решать задачи в 1-2 действия, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного. - Проводить измерение длины отрезка и длины ломаной. - Строить отрезок заданной длины. - Вычислять длину ломаной.
Учащиеся в совместной деятельности с учителем имеют возможность научиться: - использовать в процессе вычислений знание переместительного свойства сложения; (повышенный уровень) - использовать в процессе измерения знание единиц измерения длины(сантиметр, дециметр), объёма (литр) и массы (килограмм); - выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, форма, размер, назначение, материал; - выделять часть предметов из большей группы на основании общего признака (видовое отличие); - производить классификацию предметов, математических объектов по одному основанию; - решать задачи в два действия на сложение и вычитание; - узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты, - определять длину данного отрезка; - заполнять таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов; (повышенный уровень) - решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие не более двух действий.
Предметными результатами изучения математики являются формирование следующих умений:
Обучающийся научится:
Считать предметы в пределах 20; читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20.
Находить значение числового выражения в 1–2 действия в пределах 10 (без скобок).
Решать задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного.
Измерять длину отрезка с помощью линейки, строить отрезок заданной длины.
Находить в объектах окружающего мира геометрические фигуры.
Обучающийся получит возможность научиться
Выполнять устно и письменно арифметические действия с числами; находить неизвестный компонент арифметического действия; составлять числовые выражения; усвоит смысл отношений «больше (меньше) на…»; получит представление о геометрических величинах, геометрических фигурах; научится решать несложные текстовые задачи.
Содержание учебного предмета
(132 часа)
ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ ЧИСЕЛ.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Роль математики в жизни людей и общества.
Счёт предметов (с использованием количественных и порядковых числительных). Сравнение групп предметов.
Отношения «столько же», «больше», «меньше», «больше (меньше) на … »
Пространственные и временные представления.
Местоположение предметов, взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: выше – ниже, слева – справа, левее – правее, сверху – снизу, между, за. Направления движения: вверх, вниз, налево, направо. Временные представления: раньше, позже, сначала, потом.
ЧИСЛА ОТ 1 до 10. ЧИСЛО 0
Нумерация
Цифры и числа 1–5.Названия, обозначение, последовательность чисел. Прибавление к числу по одному и вычитание из числа по одному. Принцип построения натурального ряда чисел. Чтение, запись и сравнение чисел. Знаки «+», «–», «=». Длина. Отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине».
Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. Ломаная линия. Многоугольник.
Знаки «», «
Состав чисел от 2 до 5 из двух слагаемых.
Цифры и числа 6 – 9. Число 0. Число 10.
Состав чисел от 2 до 10 из двух слагаемых. Названия, обозначение, последовательность чисел. Чтение, запись и сравнение чисел.
Единица длины – сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах. Вычерчивание отрезков заданной длины.
Понятия «увеличить на … , уменьшить на … ».
Сложение и вычитание
Сложение и вычитание вида □ ± 1, □ ± 2.
Конкретный смысл и названия действий сложение и вычитание. Названия чисел при сложении (слагаемые, сумма). Использование этих терминов при чтении записей. Сложение и вычитание вида □ + 1, □ – 1, □ + 2, □ – 2. Присчитывание и отсчитывание по 1, по 2.
Задача. Структура задачи (условие, вопрос). Анализ задачи. Запись решения и ответа задачи. Задачи, раскрывающие смысл арифметических действий сложение и вычитание. Составление задач на сложение и вычитание по одному и тому же рисунку, по схематическому рисунку, по решению.
Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
Сложение и вычитание вида □ ± 3.
Приёмы вычислений.
Текстовая задача: дополнение условия недостающими данными или вопросом, решение задач.
Сложение и вычитание вида □ ± 4.
Решение задач на разностное сравнение чисел.
Переместительное свойство сложения.
Применение переместительного свойства сложения для случаев вида □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9.
Связь между суммой и слагаемыми.
Названия чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность). Использование этих терминов при чтении записей. Вычитание в случаях вида 6 – □, 7 – □, 8 – □, 9 – □, 10 – □. Состав чисел 6, 7, 8, 9, 10. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.
Подготовка к решению задач в два действия – решение цепочки задач.
Единица массы – килограмм. Определения массы предметов с помощью весов, взвешиванием. Единица вместимости литр.
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20
Нумерация
Числа от 1 до 20. Названия и последовательность чисел. Образование чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. Запись и чтение чисел второго десятка.
Единица длины дециметр. Соотношение между дециметром и сантиметром.
Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях по нумерации: 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10.
Текстовые задачи в два действия. План решения задачи. Запись решения.
Сложение и вычитание
Табличное сложение.
Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Рассмотрение каждого случая в порядке постепенного увеличения второго слагаемого (□ + 2, □ + 3, □ + 4, □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9). Состав чисел второго десятка. Таблица сложения.
Табличное вычитание.
Общие приёмы вычитания с переходом через десяток:
1) приём вычитания по частям (15 – 7 = 15 – 5 – 2);
2) приём, который основывается на знании состава числа и связи между суммой и слагаемыми.
Решение текстовых задач.
Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 1 классе».
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ | Раздел |
1 | Рабочая программа |
Подготовка к изучению чисел и действий с ними. Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления |
8 |
Сравнение предметов по размеру (больше—меньше, выше—ниже, длиннее—короче) и форме (круглый, квадратный, треугольный и др.). Пространственные представления, взаимное расположение предметов: вверху, внизу (выше, ниже), слева, справа (левее, правее), перед,за, между; рядом. Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх. Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже. Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на.... | |
2 | Числа от 1 до 10 и число 0. Нумерация. | 28 |
Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет предметов. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу,вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете. Число 0. Его получение и обозначение. Сравнение чисел. Равенство, неравенство. Знаки «», « Состав чисел 2, 3,4, 5. Монеты в 1 р., 2р., 5 р. Точка, Линии: кривая, прямая, отрезок, ломаная. Многоугольник. Углы, вершины, стороны многоугольника. Длина отрезка. Сантиметр. Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание (на основе счета предметов). |
|
3 | Сложение и вычитание | 48 |
Конкретный смысл и названия действий. Знаки «+», «-», «=». Названия компонентов и результатов сложения и вычитания (их использование при чтении и записи числовых выражений). Нахождение значений числовых выражений в 1—2 действия без скобок. Переместительное свойство суммы. Приемы вычислений: при сложении (прибавление числа по частям, перестановка чисел); при вычитании (вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения). Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания. Сложение и вычитание с числом 0. Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного. Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание. |
|
4 | Числа от 1 до 20. Нумерация | 16 |
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел от 11 до 20. Чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел. Сложение и вычитание вида 10+7,17- 7,16 — 10. Сравнение чисел с помощью вычитания. Час. Определение времени по часам с точностьюдо часа. Длина отрезка. Сантиметр и дециметр. Соотношение между ними. Килограмм, литр. Табличное сложение и вычитание (26 ч). Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10, с использованием изученных приемов вычислений. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания. Решение задач в 1 —2 действия на сложение и вычитание. |
|
5 6 | Сложение и вычитание Итоговое повторение | 22 10 |
| Итого | 132 |
VI. Приложение
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Дата |
План | Факт |
1. | Счет предметов (с использованием количественных и порядковых числительных). | | |
2. | Пространственные представления «вверху», «внизу», «справа», «слева».
| | |
3. | Пространственные представления «раньше», «позже», «сначала», «потом», «перед», «за», «между». | | |
4. | Сравнение групп предметов. Отношения «столько же», «больше», «меньше». Учебник,
| | |
5. | Сравнивание групп предметов. «На сколько больше? На меньше?». | | |
6. | Сравнивание групп предметов. «На сколько больше (меньше)?». | | |
7. | Закрепление знаний по теме «Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представлени я» | | |
8. | Закрепление по теме «Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления». Проверочная работа. | | |
| Числа от 1 до 10 и число 0. Нумерация (28 ч) | | |
9. | Понятия «много», «один». Цифра 1. Письмо цифры 1. | | |
10 | Числа 1 и 2. Письмо цифры 2. | | |
11. | Число 3. Письмо цифры 3. | | |
12. | Числа 1, 2, 3. Знаки «+», «–», «=». «Прибавить», «вычесть», «получится». | | |
13. | Числа 3, 4. Письмо цифры 4. Учебник,
| | |
14. | Понятия «длиннее», «короче», «одинаковые по длине». | | |
15. | Число 5. Письмо цифры 5 | | |
16. | Состав числа 5 из двух слагаемых. | | |
17. | Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. Учебник,
| | |
18. | Ломаная линия. Звено ломаной. Вершины. . | | |
19. | Закрепление изученного материала. Числа от 1 до 5: получение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифры. | | |
20. | Знаки: «» (больше), ««=» (равно). | | |
21. | Равенство. Неравенство. | | |
22. | Многоугольник. | | |
23. | Числа 6, 7. Письмо цифры 6. | | |
24. | Закрепление изученного материала. Письмо цифры 7.
| | |
25. | Числа 8, 9. Письмо цифры 8. | | |
| Закрепление изученного материала. Письмо цифры 9. | | |
26. | Число 10. Запись числа 10. | | |
27. | Числа от 1 до 10. Закрепление изученного материала. | | |
28. | Сантиметр – единица измерения длины. | | |
29. | Увеличить на ... Уменьшить на ..
| | |
30. | Число 0. | | |
31. | Закрепление изученного материала. Сложение с нулём. Вычитание нуля. | | |
32. | Закрепление знаний по теме «Числа от 1 до 10 и число 0». | | |
33. | Закрепление изученного материала. Проверка знаний учащихся. | | |
34. | Работа над ошибками. к/т 24
| | |
35. | Итоговый контроль. | | |
| Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (48 ч) | | |
36. | Прибавить и вычесть 1. Знаки «+», «–», «=» | | |
37. | Прибавить и вычесть 1. | | |
38. | Прибавить и вычесть число 2. | | |
39. | Слагаемые. Сумма. Учебник, с | | |
40. | Задача (условие, вопрос). | | |
41. | Сопоставление задач на сложение и вычитание по одному рисунку. | | |
42. | Прибавить и вычесть число 2. Составление и заучивание таб | | |
43. | Присчитывание и отсчитывание по 2. | | |
44. | Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (с од- ним множеством предметов). | | |
45. | Закрепление изученного материала. Проверка знаний. | | |
46. | Прибавить и вычесть число 3. Приёмы вычислений. | | |
47. | Закрепление изученного материала. Решение текстовых задач. Учебник,
| | |
48. | Закрепление по теме «Прибавить и вычесть 3». Решение текстовых задач. | | |
49. | Прибавить и вычесть число 3. Составление и заучивание таблицы. | | |
50. | Сложение и соответствующие случаи состава чисел. | | |
51. | Решение задач | | |
52. | Закрепление изученного материала по теме «Прибавить и вычесть число 3». | | |
53. | Закрепление изученного материала. | | |
54. | Закрепление изученного материала. Проверка знаний. | | |
55. | Работа над ошибками. Обобщение. | | |
56. | Закрепление изученного материала. Прибавить и вычесть 1, 2, 3. | | |
57. | Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов). | | |
58. | Задачи на уменьшение числа на несколько единиц | | |
59. | Прибавить и вычесть 4. Приёмы вычислений. | | |
60. | Закрепление изученного материала. | | |
61. | Задачи на разностное сравнение чисел. | | |
62. | Решение задач. | | |
63. | Прибавить и вычесть 4. Сопоставление и заучивание таблицы. | | |
64. | Решение задач. Закрепление пройденного материала. | | |
65. | Перестановка слагаемых. | | |
66. | Перестановка слагаемых и её применение для случаев прибавления 5, 6, 7, 8, 9. | | |
67. | Составление таблицы вычитания и сложения 5, 6, 7, 8, 9. | | |
68. | Закрепление пройденного материала. Состав чисел в пределах 10. | | |
69. | Состав числа 10. Решение задач. | | |
70. | Повторение изученного материала. Проверка знаний. | | |
71. | Связь между суммой и слагаемыми. | | |
72. | Связь между суммой и слагаемыми. | | |
73. | Решение задач | | |
74. | Уменьшаемое, вычитаемое, разность. | | |
75. | Вычитание из чисел 6, 7. Состав чисел 6, 7. | | |
76. | Вычитание из чисел 6, 7. Связь сложения и вычитания | | |
77. | Вычитание из чисел 8, 9. | | |
78. | Вычитание из чисел 8, 9. Решение задач. | | |
79. | Вычитание из числа 10. | | |
80. | Закрепление изученного материала. | | |
81. | Килограмм. Учебник,
| | |
82. | Литр. Учебник,
| | |
83. | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание чисел первого десятка» | | |
84. | Числа от 11 до 20. Нумерация (16 ч) | | |
85. | Название и по-следовательность чисел от 10 до 20. | | |
86. | Название и последовательность чисел от 10 до 20. | | |
87. | Образование чисел из одного десятка и не-скольких единиц. | | |
88. | Дециметр. | | |
89. | Образование чисел из одного десятка и не-скольких единиц. | | |
90. | Чтение и запись чисел. | | |
91. | Случаи сложения и вычитания, основанные на знании нумерации чисел. | | |
92. | Подготовка к изучению таблицы сложения в пределах 2 | | |
93. | Закрепление изученного материала по теме «Числа от 1 до 20». | | |
94. | Контрольная Работа Контроль и учёт знаний. | | |
95. | Работа над ошибками. | | |
96. | Повторение. Подготовка к введению задач в два действия. | | |
97. | Решение задач. Урок - соревнование | | |
98. | Ознакомление с задачей в два действия. | | |
99. | Решение задач в два действия. | | |
100. | Контрольная работа по теме «Числа от 11 до 20» Контроль и учёт знаний. | | |
| Сложение и вычитание (22 ч) | | |
101. | Общий приём сложения одно-значных чисел с переходом через десяток. | | |
102 | Сложение вида + 2, + 3. | | |
103. | Сложение вида + 4. | | |
104. | Сложение вида + 5. | | |
105. | Сложение вида + 6. | | |
106. | Сложение вида + 7. | | |
107. | Сложение вида + 8, + 9. | | |
108. | Таблица сложения. Урок- соревнование | | |
109. | Решение текстовых задач, числовых выражений. | | |
110. | Закрепление изученного материала. Урок- игра. | | |
111. | Проверка знаний. Контроль и учёт знаний. | | |
112. | Приёмы вычитания с переходом через десяток. | | |
113. | Вычитание вида 11 – . Учебник, с. 82. Р/т, с. 42 Комбинированный | | |
114. | Вычитание вида 12 – . | | |
115. | Вычитание вида 13 – . | | |
116. | Вычитание вида 14 – . | | |
117. | Вычитание вида 15 – . | | |
118. | Вычитание вида 16 – . | | |
119. | Вычитание вида 17 – , 18 – . | |
120. | Закрепление знаний по теме «Табличное сложение и вычитание чисел». Урок- игра. | |
121. | Контрольная работа по теме «Табличное сложение и вычитание». Контроль и учёт знаний | | |
122. | Работа над ошибками в контрольной работе. | | |
| Итоговое повторение (10 часов) | | |
123. | Закрепление изученного материала. Учебник, Урок- игра. | | |
124. | Закрепление изученного материала. | | |
125. | Закрепление изученного материала по теме «Сложение и вычитание до 10». | | |
126. | Закрепление изученного материала по теме «Сложение и вычитание до 10». | | |
127. | Закрепление изученного материала по теме «Сложение и вычитание до 20». Урок- соревнование. | | |
128. | Закрепление изученного материала по теме «Сложение и вычитание до 20». | | |
129. | Закрепление материала по теме «Решение задач в два действия». | | |
130. | Контрольная работа. | | |
131. | Работа над ошибками. | | |
132 | Закрепление. Сложение и вычитание в пределах второго десятка. Урок- игра. | | |
| | | |