Пояснительная записка
Рабочая общеобразовательная программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с «Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, дисциплинам, курсам» МАОУ «СОШ № 2» (Приказ № от ), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе авторской программы «Школа 2100» по курсу «Математика» авторы Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких.
Цели и задачи учебного предмета
Цели обучения в предлагаемом курсе математики, сформулированы как линии развития личности ученика средствами предмета: уметь
использовать математические представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении;
производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях;
читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики;
формировать основы рационального мышления, математической речи и аргументации;
работать в соответствии с заданными алгоритмами;
узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними;
вести поиск информации (фактов, закономерностей, оснований для упорядочивания), преобразовать её в удобные для изучения и применения формы.
Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:
- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
Общая характеристика курса Математика
Предметные знания и умения, приобретённые при изучении математики в начальной школе, первоначальное овладение математическим языком являются опорой для изучения смежных дисциплин, фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.
В то же время в начальной школе этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, преобразование информации, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия. Таким образом, математика является эффективным средством развития личности школьника.
Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных и культурно ориентированных принципов, сформулированных в образовательной программе «Школа 2100», основной целью которой является формирование функционально грамотной личности, готовой к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, владеющей системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач, руководствуясь при этом идейно-нравственными, культурными и этическими принципами, нормами поведения, которые формируются в ходе учебно-воспитательного процесса.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс математики изучается с 1 по 4 класс по четыре часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 540 часов.
В соответствии с учебным планом образовательной программы начальной школы МАОУ «СОШ №2» на 2016 – 2017 учебный год в 1 классе курс математики изучается 33 учебных недели по 4 часа в неделю, объем учебного времени, отводимого на изучение курса математики составляет 132 часа.
В период чрезвычайных ситуаций, погодных условий, введения карантинных мероприятий по заболеваемости гриппом, ОРВИ и другими инфекционными заболеваниями, образовательный процесс по данному учебному предмету осуществляется с использованием дистанционных технологий, «электронных дневников», социальных сетей и других форм.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные | Метапредметные |
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). | Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Читать и пересказывать текст. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих умений.
1-й уровень (необходимый)
Учащиеся должны уметь использовать при выполнении заданий:
а) раскрывающие смысл действий сложения и вычитания;
б) задачи, при решении которых используются понятия «увеличить на ...», «уменьшить на ...»;
в) задачи на разностное сравнение;
– распознавать геометрические фигуры: точку, прямую, луч, кривую незамкнутую, кривую замкнутую, круг, овал, отрезок, ломаную, угол, многоугольник, прямоугольник, квадрат.
2–й уровень (программный)
Учащиеся должны уметь:
в процессе вычислений осознанно следовать алгоритму сложения и вычитания в пределах 20;
использовать в речи названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания, использовать знание зависимости между ними в процессе поиска решения и при оценке результатов действий;
использовать в процессе вычислений знание переместительного свойства сложения;
использовать в процессе измерения знание единиц измерения длины, объёма и массы (сантиметр, дециметр, литр, килограмм);
выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, форма, размер, назначение, материал;
выделять часть предметов из большей группы на основании общего признака (видовое отличие), объединять группы предметов в большую группу (целое) на основании общего признака (родовое отличие);
производить классификацию предметов, математических объектов по одному основанию;
использовать при вычислениях алгоритм нахождения значения выражений без скобок, содержащих два действия (сложение и/или вычитание);
сравнивать, складывать и вычитать именованные числа;
решать уравнения вида а ± х = b; х – а = b;
решать задачи в два действия на сложение и вычитание;
узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты, из множества углов – прямой угол;
определять длину данного отрезка;
читать информацию, записанную в таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов;
заполнять таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов;
решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие не более двух действий.
Ценностные ориентиры содержания курса «Математика»
Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета (компетентностные задачи, где математическое содержание интегрировано с историческим и филологическим содержанием параллельных предметных курсов Образовательной системы «Школа 2100»), так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Методическое обеспечение
Для учащихся
Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 1-го класса в 3-х частях. – М.: Баласс; Школьный дом, 2011
Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Рабочая тетрадь к учебнику «Математика», 1-й класс. - М.: Баласс, 2012
Для педагога
Козлова С.А., Рубин А.Г., Горячев А.В. Математика. 1 класс. Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2012
Козлова С.А., Гераськин В.Н., Кузнецова В.И. Дидактические материалы к учебнику «Математика», 1-й класс. - М.: Баласс, 2012
Козлова С.А. Наглядные пособия к учебнику «Математика», 1-й класс. - М.: Баласс, 2011
Электронный образовательный комплекс на (DVD-диске). Игры и задачи, 1– 4 классы
Образовательная система "Школа 2100" новые результаты и их проверка (1-4 кл.) – электронное приложение
Беденко М.В. Сборник текстовых задач по математике: 1 – 4 классы. – ВАКО, 2008
Гордеев Э.В. 1200 задач и примеров по математике. – Тула: Родничок; М.: АСТ: Астрель, 2008
Журнал «Начальная школа плюс До и После» - периодическое издание
Ресурсы Интернет
СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ ПО МАТЕМАТИКЕ
№ | Содержательные линии | Кол-во часов | Планируемый предметный результат |
1 | Числа и величины | 250 | - Сравнивать числа по классам и разрядам. - Создавать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим. - Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. - Исследовать ситуации, требующие сравнение чисел и величин, их упорядочения. - Описывать явления и события с использованием чисел и величин. - Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. - Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. - Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия. - Моделировать изученные арифметические зависимости. - Прогнозировать результат вычислений. - Пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма арифметического действия. - Использовать различные приёмы проверки правильности нахождения значения числового выражения. - Исследовать ситуации, требующие сравнения величин, их упорядочения. - Переходить от одних единиц измерения к другим. - Группировать величины по заданному или самостоятельно установленному правилу. - Описывать явления и события с использованием величин. - Разрешать житейские ситуации, требующие умения находить геометрические величины. - Находить геометрические величины разными способами. |
2 | Работа с текстовыми задачами | 150 | - Моделировать ситуации, требующие сравнения величин, их упорядочения. - Находить и выбирать способ решения текстовой задачи. - Выбирать удобный способ решения задачи. - Планировать решения задачи. - Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи. - Объяснять (пояснять) ход решения задачи. - Использовать геометрические образы для решения задачи. - Обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера. - Наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия. - Самостоятельно выбирать способ решения задачи. - Находить и выбирать алгоритм решения занимательной или нестандартной задачи. - Действовать по самостоятельно составленному алгоритму решения занимательной или нестандартной задачи. - Самостоятельно создавать и использовать вспомогательные модели для решения занимательных и нестандартных задач. - Находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки. - Обнаруживать и устранять ошибки логического характера при анализе решения занимательной или нестандартной задачи. |
3 | Пространственные отношения и геометрические фигуры | 20 | - Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости. - Изготавливать (конструировать) модели геометрических фигур. - Описывать свойства геометрических фигур. |
4 | Геометрические величины | 20 | - Соотносить реальные предметы с моделями рассматриваемых геометрических фигур. |
5 | Арифметические действия | 40 | - Применять буквы для обозначения чисел и записи общих утверждений. - Составлять буквенные выражения по условиям, заданным словесно, рисунком или таблицей. - Вычислять числовое значение буквенного выражения при заданных значениях букв. - Решать простейшие уравнения на основе зависимостей между компонентами и результатом арифметических действий. - Составлять уравнение как математическую модель задачи. - Описывать явления и события с использованием буквенных выражений, уравнений и неравенств. |
6 | Работа с информацией | 40 | - Выполнять сбор и обобщение информации а несложных ситуациях, организовывать информацию в виде таблиц и диаграмм. - Преобразовывать информацию из одного вида в другой. - Выполнять перебор всех возможных вариантов для пересчёта объектов и комбинаций. - Приводить примеры случайных событий; вычислять вероятности событий в простейших случаях. |
Тематическое планирование по математике (1-й год обучения)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание |
Пл. | Факт. |
1 | Цвет. Знакомство с радугой | 1 | | | |
2 | Форма | 1 | | | |
3 | Размер | 1 | | | |
4 | Признаки предметов. Математический диктант №1 | 1 | | | |
5 | Признаки предметов | 1 | | | |
6 | Признаки предметов Урок - экскурсия | 1 | | | |
7 | Порядок | 1 | | | |
8 | Отношения «равно», «не равно» | 1 | | | |
9 | Отношения «больше», «меньше» | 1 | | | |
10 | Прямая и кривая линии. Луч. Урок - экскурсия | 1 | | | |
11 | Число 1. Цифра 1. | 1 | | | |
12 | Замкнутые и незамкнутые кривые | 1 | | | |
13 | Число 2. Цифра 2. | 1 | | | |
14 | Знаки «», « | 1 | | | |
15 | Равенства и неравенства | 1 | | | |
16 | Отрезок | 1 | | | |
17 | Число 3. Цифра 3. | 1 | | | |
18 | Ломаная. Замкнутая ломаная. Треугольник | 1 | | | |
19 | Сложение | 1 | | | |
20 | Вычитание | 1 | | | |
21 | Выражение. Значение выражения. Равенство | 1 | | | |
22 | Целое и части. Математический диктант №3 | 1 | | | |
23 | Сложение и вычитание отрезков | 1 | | | |
24 | Число 4. Цифра 4 | 1 | | | |
25 | Мерка. Единичный отрезок. | 1 | | | |
26 | Числовой отрезок | 1 | | | |
27 | Угол. Прямой угол Урок - экскурсия | 1 | | | |
28 | Прямоугольник | 1 | | | |
29 | Число 5. Цифра 5 | 1 | | | |
30 | Числа 1 – 5. Математический диктант №4 | 1 | | | |
31 | Числа 1 – 5. Повторение и закрепление | 1 | | | |
32 | Числа 1 – 5. Повторение и закрепление | 1 | | | |
33 | Числа 1 – 5. Повторение и закрепление | 1 | | | |
34 | Число 6. Цифра 6 | 1 | | | |
35 | Числа 1 - 6 | 1 | | | |
36 | Числа 1 - 6 | 1 | | | |
37 | Числа 1 - 6 | 1 | | | |
38 | Число 7. Цифра 7 | 1 | | | |
39 | Числа 1 – 7. Математический диктант №5 | 1 | | | |
40 | Слагаемое, сумма | 1 | | | |
41 | Переместительное свойство сложения | 1 | | | |
42 | Слагаемое, сумма | 1 | | | |
43 | Уменьшаемое, вычитаемое, разность | 1 | | | |
44 | Числа 1 – 7 | 1 | | | |
45 | Число 8. Цифра 8 | 1 | | | |
46 | Числа 1 – 8. Математический диктант №6 | 1 | | | |
47 | Число 9. Цифра 9 | 1 | | | |
48 | Числа 1 – 9 | 1 | | | |
49 | Число 0. Цифра 0 | 1 | | | |
50 | Числа 0 – 9 Урок - экскурсия | 1 | | | |
51 | Число 10 | 1 | | | |
52 | Таблица сложения. Математический диктант №7 | 1 | | | |
53 | Таблица сложения. | 1 | | | |
54 | Числа и цифры. Римские цифры | 1 | | | |
55 | Числа 0 – 10 | 1 | | | |
56 | Числа 0 – 10 | 1 | | | |
57 | Самостоятельная работа №1 | 1 | | | |
58 | Работа над ошибками | 1 | | | |
59 | Задача | 1 | | | |
60 | Задачи на нахождение целого или части | 1 | | | |
61 | Задачи на нахождение целого или части | 1 | | | |
62 | Обратные задачи Урок - экскурсия | 1 | | | |
63 | Задача на разностное сравнение | 1 | | | |
64 | Решение задач. Математический диктант №8 | 1 | | | |
| Резерв | 2 ч | | | |
65 | Задача на увеличение числа | 1 | | | |
66 | Решение задач. | 1 | | | |
67 | Задача на уменьшение числа | 1 | | | |
68 | Решение задач | 1 | | | |
69 | Решение задач | 1 | | | |
70 | Решение задач | 1 | | | |
71 | Самостоятельная работа №2 | 1 | | | |
72 | Работа над ошибками | 1 | | | |
73 | Уравнение. | 1 | | | |
74 | Уравнение | 1 | | | |
75 | Уравнение. Проверка решения уравнения | 1 | | | |
76 | Уравнение Математический диктант №9 | 1 | | | |
77 | Длина. Сантиметр Урок - экскурсия | 1 | | | |
78 | Величина. Длина | 1 | | | |
79 | Длина. Дециметр | 1 | | | |
80 | Длина. Решение задач | 1 | | | |
81 | Длина. Решение задач | 1 | | | |
82 | Величина. Масса. Килограмм | 1 | | | |
83 | Сравнение, сложение и вычитание величин. Математический диктант №10 | 1 | | | |
84 | Величины. Объем. Литр | 1 | | | |
85 | Сложение и вычитание величин | 1 | | | |
86 | Величины. Решение задач | 1 | | | |
87 | Решение задач | 1 | | | |
88 | Самостоятельная работа №3 | 1 | | | |
89 | Работа над ошибками | 1 | | | |
90 | Числа от 10 до 20 | 1 | | | |
91 | Числа от 10 до 20 | 1 | | | |
92 | Числа от 10 до 20. | 1 | | | |
93 | Числа от 10 до 20 Математический диктант №11 | 1 | | | |
94 | Табличное сложение | 1 | | | |
95 | Табличное сложение | 1 | | | |
96 | Табличное сложение | 1 | | | |
| Резерв | 3 ч | | | |
97 | Табличное сложение | 1 | | | |
98 | Табличное вычитание | 1 | | | |
99 | Табличное вычитание | 1 | | | |
100 | Табличное сложение и вычитание | 1 | | | |
101 | Табличное сложение и вычитание | 1 | | | |
102 | Табличное сложение и вычитание | 1 | | | |
103 | Сложение и вычитание в пределах 20 | 1 | | | |
104 | Сложение и вычитание в пределах 20 | 1 | | | |
105 | Сложение и вычитание в пределах 20. Математический диктант №12 | 1 | | | |
106 | Сложение и вычитание в пределах 20. | 1 | | | |
108 | Работа над ошибками | 1 | | | |
109 | Признаки предметов. Состав числа. | 1 | | | |
110 | Задачи. Обратные задачи | 1 | | | |
111 | Прямая, кривая, Луч, отрезок. Урок - экскурсия | 1 | | | |
112 | Равенства. Выражения. Значение выражений | 1 | | | |
113 | Двузначные числа. Разрядные слагаемые | 1 | | | |
114 | Решение задач | 1 | | | |
115 | Натуральный ряд чисел. Состав числа | 1 | | | |
116 | Геометрические фигуры Урок - экскурсия | 1 | | | |
117 | Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание | 1 | | | |
118 | Числа от 1 до 20. Равенства и неравенства | 1 | | | |
119 | Числа от 1 до 20. Величины | 1 | | | |
120 | Числа от 1 до 20. Величины. Сравнение величин | 1 | | | |
121 | Проверочная работа за год | 1 | | | |
122 | Работа над ошибками | 1 | | | |
123 | Решение задач | 1 | | | |
124 | Решение задач | 1 | | | |
125 | Решение задач | 1 | | | |
126 | На балу у Царицы Математики | 1 | | | |
Резерв | 6 ч | | | |