ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике для 2 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373), в соответствии с Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования (приказ № 253 от 31.03.2014) и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов на основе учебного плана МБОУ «Гимназия № 8» на 2016 – 2017 учебный год и в соответствии с Положением о рабочей программе по предмету (от 27.08.2013) и Годовым календарным учебным графиком на 2016 – 2017 учебный год.
Рабочая программа ориентирована на использование авторской учебной программы Моро М.И., Бантовой М.А., Волковой С.И. «Математика».
УМК «Школа России» включает в себя:
Волкова С.И. Математика. Проверочные работы к уч. 2 класс. – М.: Просвещение, 2016 г.
Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика. Учеб. для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011 г.
Моро М.И., Волкова С.И. Математика. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011 г.
Моро М.И., Волкова С.И. Математика. Электронное приложение к учебнику (ЭОР). 2 класс. – М.: Просвещение, 2011 г.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Цели:
Математическое развитие младших школьников.
Формирование системы первоначальных математических знаний.
Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Задачи:
формировать элементы самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира;
развивать основы логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
развивать пространственное воображение;
развивать математическую речь;
формировать системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
формировать умения вести поиск информации и работать с ней;
формировать первоначальные представления о компьютерной грамотности;
развивать познавательные способности;
воспитывать стремления к расширению математических знаний;
формировать критичность мышления;
развивать умения аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и применять суждения других.
Общая характеристика учебного предмета
Начальный курс математики является интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений
Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.
Содержательные линии по предмету:
Числа (нумерация, запись, чтение натуральных чисел и счёт предметов) и величины (масса, доли, время и зависимость между величинами).
Арифметические действия (устные и письменные приёмы сложения и вычитания, умножения и деления).
Пространственные отношения. Геометрические фигуры (расположение фигур на плоскости, виды фигур (точка; линии: кривая, прямая, отрезок, ломаная; многоугольник)).
Геометрические величины (площадь: единицы, способы сравнения и нахождения).
Работа с информацией (задачи-расчёты, задания логического, поискового и творческого характера).
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационный объектов (проектная деятельность).
Место и роль учебного предмета в учебном плане
Соответственно действующему учебному плану рабочая программа предусматривает на изучение учебного предмета «Математика» 4 часа в неделю, 4 ч • 34 нед. = 136 ч.
В авторскую программу изменения не внесены. В течение года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами.
Обоснование выбора УМК
Выбор данной программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что они ориентированы на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.
Формы, методы и технологии организации уроков по учебному предмету: совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в парах, группах, творческая работа, математическая игра, учебный диалог, самостоятельная работа, наблюдение за математическими объектами (моделирование (сравнение, анализ)), проблемное обучение, информационно-коммуникативные и игровые технологии, здоровьесберегающий подход, педагогика сотрудничества.
Для отслеживания результатов освоения курса «Математика» предусматриваются следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся.
Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом
Итоговый контроль в формах:
-тестирование,
-проверочные работы,
-контрольные работы.
Оценка усвоения знаний осуществляется через выполнение школьником заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в самостоятельных, проверочных работах.
Контрольно-оценочная деятельность осуществляется на основании Положения о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС НОО в муниципальном бюджетном образовательном учреждении МБОУ «Гимназия № 8».
Содержание учебного предмета
Учебно-методический план по математике во 2 классе
№ | Наименование раздела | Всего часов | Из них |
Проекты | Проверочные работы | Контрольные работы |
1 | Числа от 1 до 100. Нумерация. | 16 | | 1 | |
2 | Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. | 48 | 1 | 1 | 3 |
3 | Сложение и вычитание чисел от 1 до 100. Письменные вычисления. | 23 | 1 | 1 | |
4 | Умножение и деление. | 17 | | | 1 |
5 | Умножение и деление. Табличное умножение и деление. | 22 | | 2 | |
6 | Итоговое повторение. Контроль и учёт знаний. | 10 | | | 1 |
| Итого | 136 ч | 2 | 5 | 5 |
Проекты:
Проект «Математика вокруг нас. Узоры на посуде»
Проект «Оригами». Изготовление различных изделий из заготовок, имеющих форму квадрата.
Числа от 1 до 100. Нумерация (16 ч). Десяток. Счёт десятками. Образование и название двузначных чисел. Модели двузначных чисел. Чтение и запись чисел. Сравнение двузначных чисел, их последовательность. Представление двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Устная и письменная нумерация двузначных чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (48 ч). Операции сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания. Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонент. Свойства сложения и вычитания. Приёмы рациональных вычислений. Сложение и вычитание двузначных чисел, оканчивающихся нулями.
Сложение и вычитание чисел от 1 до 100. Письменные вычисления (23 ч). Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100. Алгоритмы сложения и вычитания.
Умножение и деление (17 ч). Нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых и представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых. Операция умножения. Переместительное свойство умножения.
5. Умножение и деление. Табличное умножение и деление (22 ч). Операция деления. Взаимосвязь операций умножения и деления. Таблица умножения и деления однозначных чисел.
6. Итоговое повторение «Что узнали, чему научились во 2 классе» (10 ч).
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты:
-формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; _ формирование уважительного отношения к культуре других народов;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов
и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов
и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках, у взрослого), сбора, анализа информации;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения
между объектами и процессами.
Предметные планируемые результаты по математике 2 класс
Учащиеся второго класса научатся | Учащиеся второго класса получат возможность научиться |
Раздел «Числа и величины» читать, записывать, сравнивать числа от 1 до 100, строить их графические модели; читать и записывать величины ( длину, площадь), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними; | Раздел «Числа и величины» |
Раздел «Арифметические действия» выполнять устно все четыре арифметических действия с числами в пределах 100; выполнять письменно сложение и вычитание чисел в пределах 100; применять правила порядка действий в выражениях, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них); решать уравнения вида а*х=в, а:х=в, х:а=в (на уровне навыка) с комментированием по компонентам действий. | Раздел «Арифметические действия» |
Раздел «Работа с текстовыми задачами» | Раздел «Работа с текстовыми задачами» находить разные способы решения задачи. анализировать задачу, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий; |
Раздел «Пространственные отношения. Геометрические фигуры» чертить отрезок заданной длины, измерять длину отрезка; строить на клетчатой бумаге квадрат и прямоугольник, | Раздел «Пространственные отношения. Геометрические фигуры» |
Раздел «Геометрические величины» | Раздел «Геометрические величины» |
Раздел «Работа с данными» | Раздел «Работа с данными» |