I.Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математика» для 1 - 4 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по математике для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов М.И. Моро, Ю.М. Колягина, М.А. Байтовой, Г.В. Бельтюковой, СИ.Волковой, СВ. Степановой «Математика. 1 -4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приемов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, класс объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщенные знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Основными целями начального обучения математике являются:
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МКОУ Сухо - Березовская СОШ на изучение предмета «Математика» (области «Математика и информатика») отводится 4 ч в неделю — 140 ч (35 учебных недель).
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Изучение курса «Математика» направлено на получение следующих личностных результатов:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру;
- целостное восприятие окружающего мира;
- развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;
- рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, предоставляющем средства для ее решения;
- формировать умения планировать учебные действия (два-три шага) в соответствии с поставленной задачей;
- формировать умения проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осознанное чтение, построение речевых высказываний, использование введенных математических символов, знаков, терминов математической речи;
- первоначальные методы нахождения и чтения информации, представленной разными способами (текст, таблица) в разных носителях (учебник, справочник, аудио- и видеоматериалы и др.);
- начальное освоение способов решения задач творческого и поискового характера;
- первоначальные умения использования знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов, в том числе и при решении текстовых задач;
- способность излагать свое мнение и аргументировать его;
- начальный уровень овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по разным признакам на доступном материале;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика»;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- способность определять общую цель и пути её достижения;
- способность договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса являются:
- использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;
- овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов;
- приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре; исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками; представлять, анализировать и интерпретировать данные;
- приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
III. Содержание учебного предмета
Числа от 1 до 100. Нумерация (16 ч)
Новая счётная единица – десяток. Счёт десятками. Образование и название чисел, их десятичный состав. Запись и чтение чисел. Числа однозначные и двузначные. Порядок следования чисел при счёте.
Сравнение чисел.
Единицы длины: сантиметр, дециметр, миллиметр, метр. Соотношение между ними.
Длина ломаной.
Периметр прямоугольника.
Единицы времени: час, минута. Соотношение между ними. Определение времени по по часам с точностью до минуты.
Монеты ( набор и размен).
Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого.
Решение задач в два действия на сложение и вычитание.
Сложение и вычитание (73 ч)
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Числовое выражение и его значение.
Порядок действий в выражениях, содержащих два действия ( со скобками и без них).
Сочетательное свойство сложения. Использование переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений.
Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания).
Проверка сложения и вычитания.
Выражения с одной переменной вида а + 28, 43 – с.
Уравнение. Решение уравнения.
Решение уравнений вида 12 + х = 12, 25 – х = 20, х – 2 = 8 способом подбора.
Решение уравнений вида 58 – х = 27, х – 36 = 23, х + 38 = 70 на основе знания взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Углы прямые и непрямые. Прямоугольник (квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольника.
Построение прямого угла, прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге.
Решение задач в 1 – 2 действия на сложение и вычитание.
Умножение и деление (26 ч)
Конкретный смысл и название действий умножения и деления. Знаки умножения (точка) и деление (две точки).
Название компонентов и результата умножения (деления), их использование при чтении и записи выражений.
Переместительное свойство умножения.
Взаимосвязь между компонентами и результатами каждого действия; их использование при рассмотрении умножения и деления с числом 10 и при составлении таблиц умножения и деления с числами 2,3,4.
Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих два-три действия ( со скобками и без них).
Периметр прямоугольника (квадрата).
Решение задач в одно действие на умножение и деление.
Табличное умножение и деление ( 13 ч)
Конкретный смысл и название действий умножения и деления. Знаки умножения и деления.
Составлять таблицу умножения и деления на 2 и 3.
Решать задачи на умножение и деление и иллюстрировать их.
Повторение – 8ч.
Учебно – тематический план
| Наименование разделов и тем |
Количество часов |
1 | ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100. НУМЕРАЦИЯ | 18 |
2 | ЧИСЛА ОТ 1ДО 100. СЛОЖЕНИЕ | 48 |
3 | СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЕЛ ОТ 1ДО 100 (ПИСЬМЕННЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ) | 22 |
4 | УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ | 18 |
5 | ТАБЛИЧНОЕ УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ | 21 |
6 | Итоговое повторение «Что узнали, чему научились во 2 классе» | 13 |
| ИТОГО | 140 |
IV. Календарно - тематический план
№ | Раздел программы. Тема урока | Количество часов | Дата | Примечание |
п/п | План | Факт | |
| ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100. НУМЕРАЦИЯ |
1. | Повторение: числа от 1 до 20 | 1 | | | |
2 | Повторение: числа от 1 до 20. | 1 | | | |
3 | Счет десятками. Образование и запись чисел от 20 до 100 | 1 | | | |
4 | Счет десятками. Образование и запись чисел от 20 до 100 | 1 | | | |
5 | Поместное значение цифр в записи числа | 1 | | | |
6 | Однозначные и двузначные числа | 1 | | | |
7 | Миллиметр. | 1 | | | |
8 | Миллиметр. Закрепление | 1 | | | |
9 | Контрольная работа №1. | 1 | | | |
10 | Работа над ошибками. Число 100 | 1 | | | |
11 | Метр. Таблица единиц длины | 1 | | | |
12 | Сложение и вычитание вида 35 + 5, 35 – 3 5, 35 - 30 | 1 | | | |
13 | Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых | 1 | | | |
14 | Рубль. Копейка | 1 | | | |
15 | Соотношение рубля и копейки. Решение задач | 1 | | | |
16 | Контрольная работа "Сложение и вычитание двузначных чисел с однозначными". | 1 | | | |
| Сложение и вычитание (48 ч) | | | | |
17 | Работа над ошибками. Задачи, обратные данной | 1 | | | |
18 | Сумма и разность отрезков | 1 | | | |
19 | Краткая запись задачи. Схематический чертеж (модель) к текстовой задачи | 1 | | | |
20 | Решение задач. Краткая запись задачи. Схематический чертеж (модель) к текстовой задачи | 1 | | | |
21 | Краткая запись задачи. Схематический чертеж (модель) к текстовой задачи | 1 | | | |
22 | Час. Минута. Определение времени по часам | 1 | | | |
23 | Длина ломаной. | 1 | | | |
24 | Числовые выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Скобки | 1 | | | |
25 | Числовые выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Скобки | 1 | | | |
26 | Числовые выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Скобки | 1 | | | |
27 | Сравнение числовых выражений | 1 | | | |
28 | Периметр многоугольника | 1 | | | |
29 | Свойства сложения | 1 | | | |
30 | Применение переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений | 1 | | | |
31 | Применение переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений | 1 | | | |
32 | Повторение пройденного. Проект: «Математика вокруг нас. Узоры на посуде» | 1 | | | |
33 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | | | |
34 | Контрольная работа по теме «Порядок действий в числовых выражениях». | 1 | | | |
35 | Работа над ошибками Повторение пройденного. | 1 | | | |
36 | Подготовка к изучению устных приемов сложения и вычитания | 1 | | | |
37 | Приемы вычислений для случаев вида 36 + 2, 36 + 20, 60 + 18 | 1 | | | |
38 | Приемы вычислений для случаев вида 36 – 2, 36 – 20 | 1 | | | |
39 | Приемы вычислений для случаев вида 26 + 4, 30 – 7 | 1 | | | |
40 | Применение изученных приемов устных вычислений | 1 | | | |
41 | Приемы вычислений для случаев вида 60-24 | 1 | | | |
42 | Решение текстовых задач | 1 | | | |
43 | Запись решения выражением | 1 | | | |
44 | Текстовые задачи с направлением | 1 | | | |
45 | Приемы вычислений для случаев вида 26 +7 | 1 | | | |
46 | Приемы вычислений для случаев вида 35 - 7 | 1 | | | |
47 | Применение приемов вычислений | 1 | | | |
48 | Закрепление изученных приемов вычислений | 1 | | | |
49 | Составление выражений по текстовой задаче | 1 | | | |
50 | Контрольная работа по теме «Приемы сложения и вычитания» | 1 | | | |
51 | Работа над ошибками. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | | | |
52 | Знакомство с буквенными выражениями | 1 | | | |
53 | Составление буквенных выражений | 1 | | | |
54 | Уравнение | 1 | | | |
55 | Составление уравнений | 1 | | | |
56 | Проверка сложения | 1 | | | |
57 | Проверка вычитания | 1 | | | |
58 | Закрепление изученных способов проверки сложения и вычитания | 1 | | | |
59 | Закрепление. Решение задач | 1 | | | |
60 | Контрольная работа по теме «Способы проверки сложения и вычитания» | 1 | | | |
61 | Работа над ошибками. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | | | |
62 | Закрепление решения уравнений | 1 | | | |
63 | Решение текстовых задач, составление схематических чертежей | 1 | | | |
| Числа от 1 до 100 Сложение и вычитание (22 ч) | | | | |
64 | Письменные вычисления. Сложение вида 45 + 23 | 1 | | | |
65 | Письменные вычисления. Вычитание вида 57 – 26 | 1 | | | |
66 | Проверка сложения и вычитания | 1 | | | |
67 | Проверка сложения и вычитания | 1 | | | |
68 | Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой | 1 | | | |
69 | Решение задач | 1 | | | |
70 | Письменные вычисления. Сложение вида 37 + 48, 37 + 53 | 1 | | | |
71 | Письменные вычисления. Сложение вида 37 + 48, 37 + 53 | 1 | | | |
72-73 | Прямоугольник | 1 | | | |
74 | Сложение вида 87 + 13 | 1 | | | |
75 | Решение задач | 1 | | | |
76 | Письменные вычисления: сложение вида 32 + 8, вычитание вида 40 – 8 . | 1 | | | |
77 | Вычитание вида 50 – 24 | 1 | | | |
78 | Контрольная работа по теме «Проверка сложения и вычитания» | 1 | | | |
80 | Работа над ошибками. Вычитание вида 52 – 24 | 1 | | | |
81 | Решение задач. | 1 | | | |
82 | Свойство противоположных сторон прямоугольника | 1 | | | |
83 | Квадрат. | 1 | | | |
84 | Закрепление письменных приёмов сложения и вычитания. Проект «Оригами». | 1 | | | |
85 | Закрепление письменных приёмов сложения и вычитания. | 1 | | | |
86 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | | | |
| Умножение и деление (18 ч) | | | | |
87 | Конкретный смысл действия умножение | 1 | | | |
88 | Конкретный смысл действия умножение | 1 | | | |
89 | Прием умножения с использованием сложения | 1 | | | |
90 | Задачи, раскрывающие смысл действия умножения | 1 | | | |
91 | Периметр прямоугольника | 1 | | | |
92 | Приемы умножения единицы и нуля | 1 | | | |
93 | Названия компонентов и результата действия умножения | 1 | | | |
94 | Названия компонентов и результата действия умножения | 1 | | | |
95 | Переместительное свойство умножения | 1 | | | |
96 | Конкретный смысл действия деление | 1 | | | |
97 | Задачи, раскрывающие смысл действия деления | 1 | | | |
98 | Решение задач | 1 | | | |
99 | Задачи, раскрывающие смысл действия деления | 1 | | | |
100 | Название чисел при делении | 1 | | | |
101 | Компоненты деления | 1 | | | |
102 | Контрольная работа по теме «Переместительное свойство умножения» | 1 | | | |
103 | Работа над ошибками. Решение задач. | 1 | | | |
104 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | | | |
| Числа от 1 до 100 Умножение и деление. Табличное умножение и деление (21 ч) | | | | |
105 | Связь между компонентами и результатом действия умножения | 1 | | | |
106 | Прием деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения | 1 | | | |
107 | Приемы умножения и деления на 10 | 1 | | | |
108 | Задачи с величинами: цена, количество, стоимость | 1 | | | |
109 | Задачи на нахождение третьего слагаемого | 1 | | | |
110 | Задачи на нахождение третьего слагаемого | 1 | | | |
111 | Табличное умножение и деление. | 1 | | | |
112 | Умножение числа 2 и на 2 | 1 | | | |
113-114 | Решение числовых выражений с умножением | 2 | | | |
115 | Приемы умножения числа 2 | 1 | | | |
116 | Контрольная работа по теме «Табличное умножение и деление». | 1 | | | |
117 | Работа над ошибками. | 1 | | | |
118 | Деление на 2 | 1 | | | |
119 | Деление на 2 | 1 | | | |
120 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | | | |
121 | Умножение числа 3 и на 3 | 1 | | | |
122 | Умножение числа 3 и на 3 | 1 | | | |
123 | Деление на 3. | 1 | | | |
124 | Деление на 3. Закрепление | 1 | | | |
125 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление чисел» | 1 | | | |
126 | Работа над ошибками. Деление на 3. | 1 | | | |
| Итоговое повторение «Что узнали, чему научились во 2 классе» (13 ч) | | | | |
127-128 | Странички для любознательных. Логические задачки | 2 | | | |
129-130 | Закрепление по теме: «Числа от 1 до 100. Числовые и буквенные выражения. Равенство. Неравенство. Уравнение» | 2 | | | |
131-132 | Закрепление по теме: «Сложение и вычитание чисел от 1 до 100» | 2 | | | |
133-134 | Закрепление по теме: «Решение задач» | 2 | | | |
135-136 | Закрепление по теме: «Единицы длины. Геометрические фигуры» | 2 | | | |
137 | Итоговая контрольная работа за 2 класс | 1 | | | |
138-139 | Работа над ошибками. Обобщающий урок по разделу «Числа от 1 до 100» | 2 | | | |
140 | Итоговое повторение | 1 | | | |
V. Перечень учебно-методических средств обучения, электронных образовательных ресурсов.
№ п/п | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1 | А.А.Плешаков | Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы | 2011 | Москва «Просвещение» |
2 | Э.Н.Золотухина, В.А.Попова, Л.Ф.Костюнина | Математика. 2 класс: рабочие программы по системе учебников «Школа России» | 2011 | Издательство «Учитель» |
3 | С.В.Николаева | Математика. 2 класс: рабочая программа по учебнику М.И.Моро, С.И.Волковой, С.В.Степановой | 2011 | Издательство «Учитель» |
4 | М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова | Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В2ч. | 2011 | Москва «Просвещение» |
5 | М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова | Математика. 2 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. | 2011 | Москва «Просвещение» |
6 | | Электронное приложение к учебнику Математика, авторы: М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова | 2011 | Москва «Просвещение» |
7 | М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.В. Степанова | Методическое пособие к учебнику «Математика. 2 кл.» | 2011 | Москва «Просвещение» |
8 | Рудницкая В.Н | Тесты по математике: 2 класс: к учебнику М.И.Моро и др. «Математика. 1 класс. В 2-х частях» | 2009 | Издательство «Экзамен» |