РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
Класс - 3
Количество часов - 136 ч
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, примерной программы начального общего образования по математике, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по математике, программы формирования универсальных учебных действий с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться, на основе УМК «Школа России» и авторской программы М.И.Моро, Ю.М.Колягиной, М.А.Бантовой «Математика».
На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 540 ч: в 1 классе — 132 ч (33 учебные недели), во 2—4 классах — по 136 ч (34 учебные недели в каждом классе).
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
1. Учебно-методические комплекты | Сборник рабочих программ «Школа России». - М.: Просвещение, 2011. Моро, М. И., Бантова, М. А. Математика: учебник для 3 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2013. Моро, М. И., Бантова, М. А. Тетрадь по математике для 3 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение2016. Бантова, М. А., Бельтюкова, Г. В. Методическое пособие к учебнику «Математика» 3 класс. – М.: Просвещение, 2012. Волкова С.И, Математика. Проверочные работы . 3 класс. Пособие для учащихся, М.: Просвещение, 2016. Математика. 3 класс. Электронное приложение к учебнику М.И.Моро. М.: Просвещение,2013 |
2. Печатные пособия | Кочурова Е.Э.и др. Таблицы для начальной школы. Математика вокруг нас. Кочурова Е.Э.и др. Таблицы для начальной школы. Величины. Единицы измерения. Кочурова Е.Э.и др. Таблицы для начальной школы. Знакомство с геометрией. Кочурова Е.Э.и др. Таблицы для начальной школы. Арифметические действия. Кочурова Е.Э.и др. Таблицы для начальной школы. Нумерация. Кочурова Е.Э.и др. Таблицы для начальной школы. Задачи. |
3. Технические средства обучения | Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц Магнитная доска Ноутбук Мультимедийный проектор Интерактивная доска |
4. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | Касса цифр «Учись считать» Линейка классная 1 м Модель «Единицы объема» Набор «Тела геометрические» Циркуль классный Весы |
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру. Целостное восприятие окружающего мира.
— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
— Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
— Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
— Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
— Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
— Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений.
— Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
— Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
— Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Планируемые результаты освоения предмета в 3 классе
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У учащегося будут сформированы:
навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;
положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;
понимание значения математических знаний в собственной жизни;
понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;
умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);
уважение и принятие семейных ценностей, понимания необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Учащийся получит возможность для формирования:
начальные представления об универсальности математических способов познания окружающего мира;
осознание значения математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин;
осознанное проведение самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности;
интерес к изучению учебного предмета математика: количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Учащийся научится:
понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;
проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;
выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем;
Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;
адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;
** контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.
Познавательные
Учащийся научится:
устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;
понимать базовые межпредметные предметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;
фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
стремление полнее использовать свои творческие возможности;
общее умение смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;
осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.
Учащийся получит возможность научиться:
умениям самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для ее представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов;
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.
Коммуникативные
Учащийся научится:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;
принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства;
принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;
** знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.
Учащийся получит возможность научиться:
умение использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;
согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;
** контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000;
сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения упорядочивать заданные числа заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;
устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;
читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе.
Учащийся получит возможность научиться:
классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь, масса в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
Учащийся научится:
выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а : а, 0 : а;
выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах 1 000;
вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 3 действия (со скобками и без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Учащийся научится:
анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
составлять план решения задачи в 2 – 3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос;
составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;
решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.
Учащийся получит возможность научиться:
сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Учащийся научится:
обозначать геометрические фигуры буквами;
различать круг и окружность;
чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля;
Учащийся получит возможность научиться:
различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;
изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;
читать план участка (комнаты, сада и др.).
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
измерять длину отрезка;
вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр. квадратный метр), используя соотношения между ними;
Учащийся получит возможность научиться:
выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Учащийся научится:
анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;
устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;
выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.
Учащийся получит возможность научиться:
читать несложные готовые таблицы;
понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то …», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах.
2.Содержание учебного предмета, курса
3-й класс (136 ч)
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (8 ч)
Сложение и вычитание. Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток. Выражения с переменной. Решение уравнений. Решение уравнений. Новый способ решения. Закрепление. Решение уравнений. Обозначение геометрических фигур буквами. Закрепление пройденного материала. Решение задач.
Табличное умножение и деление (56 ч)
Связь умножения и деления; таблицы умножения и деления с числами 2 и 3; четные и нечетные числа; зависимости между величинами: цена, количество, стоимость. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы. Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное сравнение чисел. Задачи на нахождение четвертого пропорционального. Таблицы умножения и деления с числами 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица Пифагора. Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Площадь прямоугольника. Умножение на 1 и на 0. Деление вида a : a, 0 : a при a≠0. Текстовые задачи в три действия. Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр). Вычерчивание окружностей с использованием циркуля. Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле. Единицы времени: год, месяц, сутки.
Внетабличное умножение и деление (27 ч)
Приемы умножения для случаев вида 23 * 4, 4 * 23. Приемы деления для случаев вида
78 : 2, 69 : 3. Деление суммы на число. Связь между числами при делении. Проверка умножения делением. Выражения с двумя переменными вида a + b, a – b, a * b, c : d (d≠0), вычисление их значений при заданных значениях букв. Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления. Деление с остатком Решение задач на нахождение четвертого пропорционального.
Числа от 1 до 1000. Нумерация (13 ч)
Устная и письменная нумерация. Разряды счетных единиц. Натуральная последовательность трехзначных чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз. Замена трехзначного числа суммой разрядных слагаемых. Сравнение трехзначных чисел. Единицы массы: килограмм, грамм.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (11 ч)
Приемы устного сложения и вычитания в пределах 1000. Алгоритмы письменного сложения и вычитания в пределах 1000. Виды треугольников: равносторонний, равнобедренный, равносторонний.
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (17 ч)
Приемы устного умножения и деления. Виды треугольников: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Прием письменного умножения и деления на однозначное число. Знакомство с калькулятором.
Итоговое повторение (4 ч)
3. Тематическое планирование
№ урока | Тема урока, раздела | Количество часов | Содержание | Характеристика деятельности учащихся | Дата |
план | факт |
| Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (продолжение). | 8 | | | | |
-
| Устные и письменные приёмы сложения и вычитания | 1 | Сложение и вычитание в пределах 100. Решение простых и составных задач. Сравнение величин Проверочная работа 1 | Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100. Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании. Обозначать геометрические фигуры буквами. Выполнять задания творческого и поискового характера. | | |
-
| Устные и письменные приёмы сложения и вычитания | 1 | | |
-
| Решение уравнений | 1 | Нахождение неизвестного в уравнении подбором числа. Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи чисел при сложении. | | |
-
| Решение уравнений | 1 | Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым на основе взаимосвязи чисел при вычитании | | |
-
| Решение уравнений | 1 | Решение уравнений с неизвестным вычитаемым на основе взаимосвязи чисел при вычитании | | |
-
| Обозначение геометрических фигур буквами | 1 | Обозначение геометрических фигур заглавными латинскими буквами Задания творческого и поискового характера: сбор, систематизация и представление информации в табличной форме; определение закономерности, по которой составлены числовые ряды и ряды геометрических фигур. Проверочная работа2 | | |
-
| Повторение по теме «Сложение и вычитание в пределах 100» | 1 | Что узнали. Чему научились. Проверочная работа 3, тест | | | |
-
| Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание в пределах 100» | 1 | | | |
| Табличное умножение и деление | 28 | | | | |
-
| Таблица умножения и деления с числом 2. | 1 | Значение каждого числа в записи двух чисел со знаком умножения. Проверочная работа 1 | Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений. Вычислять значения числовых выражений в два-три действия со скобками и без скобок. Использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений. Использовать различные приемы проверки правильности вычисления значения числового выражения (с опорой на свойства арифметических действий, на правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях). Анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме. Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами. Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действий для решения. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действия. Анализировать свои действия и управлять ими. | | |
-
| Связь умножения и деления. | 1 | Нахождение одного из множителей по известному произведению и другому множителю. | | |
-
| Чётные и нечётные числа | 1 | Определение четных и нечетных чисел | | |
-
| Таблица умножения и деления с числом 3. | 1 | Повторение таблицы умножения и деления с числом 3. | | |
-
| Зависимости между величинами: цена, количество, стоимость. | 1 | Решение задач с величинами цена, количество, стоимость | | |
-
| Решение задач | 1 | Решение задач с пропорциональными величинами | | |
-
| Порядок выполнения действий в числовых выражениях | 1 | Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. | | |
-
| Порядок выполнения действий в числовых выражениях | 1 | Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Проверочная работа 2 | | |
-
| Порядок выполнения действий в числовых выражениях | 1 | Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. | | |
-
| Повторение по теме «Умножение и деление на 2 и 3» | 1 | Что узнали. Чему научились. Задания творческого и поискового характера: сбор , систематизация и представление информации в табличной форме; работа на вычислительной машине, задачи комбинаторного характера. | | |
-
| Контрольная работа по теме «Умножение и деление на 2 и 3» | 1 | | |
-
| Таблица умножения и деления на 4 | 1 | Составление таблицы умножения и деления на 4. | Сравнивать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, приводить объяснения. Составлять план решения задачи. Действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану. Пояснять ход решения задачи. Наблюдать и описывать изменения в решении задачи при изменении ее условия и, наоборот, вносить изменения в условие (вопрос) задачи при изменении в ее решении. Обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и вычислительного характера, допущенные при решении. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях. Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числами 2, 3, 4, 5, 6, 7. Применять знания таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений. Находить число, которое в несколько раз больше (меньше) данного. Выполнять задания творческого и поискового характера. Работать в паре. Составлять план успешной игры. | | |
-
| Таблица умножения и деления на 4 | 1 | Работа с табличными случаями умножения и деления на 4. Проверочная работа 3 | | |
-
| Текстовые задачи на увеличение числа в несколько раз | 1 | Знакомство с решением задач на увеличение числа в несколько раз | | |
-
| Решение задач | 1 | Текстовые задачи на разностное и кратное сравнение. | | |
-
| Текстовые задачи на уменьшение числа в несколько раз | 1 | Знакомство с решением задач на уменьшение числа в несколько раз | | |
-
| Решение задач | 1 | Текстовые задачи на разностное и кратное сравнение. Проверочная работа 4 | | |
-
| Таблица умножения и деления на 5 | 1 | Составление таблицы умножения и деления на 5. | | |
-
| Текстовые задачи на кратное сравнение чисел. | 1 | Решение задач на кратное сравнение | | |
-
| Решение задач | 1 | Решение задач на кратное сравнение | | |
-
| Решение задач | 1 | Решение задач на кратное и разностное сравнение | | |
-
| Таблица умножения и деления на 6 | 1 | Составление таблицы умножения и деления на 6. | | |
-
| Таблица умножения и деления на 6 | 1 | Работа с табличными случаями умножения и деления на 6 | | |
-
| Задачи на нахождение четвёртого пропорционального | 1 | Решение задач с пропорциональными величинами. Зависимости между пропорциональными величинами: расход на один предмет, количество дней, расход на все предметы. | | |
-
| Таблица умножения и деления на 7 | 1 | Составление таблицы умножения и деления на 7. Проверочная работа 5 | | |
-
| Проект «Математические сказки» | 1 | | Составлять сказки, рассказы с использованием математических понятий, взаимозависимостей, отношений, чисел, геометрических фигур, математических терминов. Анализировать и оценивать составленные сказки с точки зрения правильности использования в них математических элементов. Собирать и классифицировать информацию. Работать в паре. Оценивать ход и результат работы | | |
-
| Повторение по теме «Умножение и деление на 4,5,6,7» | 1 | «Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера: математические игры «Угадай число», «Одиннадцать палочек». | Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действия. Анализировать свои действия и управлять ими. | | |
-
| Контрольная работа по теме «Умножение и деление на 4,5,6,7» | 1 | | | |
| Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление (продолжение) | 28 | | | | |
-
| Площадь. Способы сравнения фигур по площади. | 1 | Сравнение площадей разных фигур разными способами | Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующих случаев деления. Применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений. Сравнивать геометрические фигуры по площади. Вычислять площадь прямоугольника разными способами. Умножать числа на 1 и на 0. Выполнять деление 0 и на число, не равное 0. Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов. Чертить окружность (круг) с использованием циркуля. Моделировать различное расположение кругов на плоскости. Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации. | | |
-
| Единицы площади: квадратный сантиметр | 1 | Измерение площади фигуры в квадратных сантиметрах | | |
-
| Площадь прямоугольника. | 1 | Вычисление площади прямоугольника | | |
-
| Таблица умножения и деления с числом 8 | 1 | Составление таблицы умножения и деления на 8. Проверочная работа 1 | | |
-
| Таблица умножения и деления с числом 8 | 1 | Работа с табличными случаями умножения и деления на 8. Проверочная работа 2 | | |
-
| Таблица умножения и деления с числом 9. | 1 | Составление таблицы умножения и деления на 9. | | |
-
| Единицы площади: квадратный дециметр | 1 | Измерение площади фигуры в квадратных дециметрах | | |
-
| Сводная таблица умножения | 1 | Составление сводной таблицы умножения. Решение задач | | |
-
| Единицы площади: квадратный метр | 1 | Измерение площади фигуры в квадратных метрах. Проверочная работа 3 | | |
-
| Решение задач с пропорциональными величинами | 1 | «Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера: задачи-расчёты; изображение предметов на плане комнаты по описанию их расположения; работа на усложнённой вычислительной машине; задания, содержащие высказывания с логическими связками «если не …, то …», «если …, то не …»; деление геометрических | | |
-
| Повторение по теме «Табличное умножение и деление» | 1 | Что узнали. Чему научились | Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действия. Анализировать свои действия и управлять ими. | | |
-
| Контрольная работа по теме «Табличное умножение и деление» | 1 | | | |
-
| Умножение на 1 | 1 | Правила умножения любого числа на 1 | Знать особые правила умножения и деления с числом 1 и числом 0. Применять знания умножения и деления при выполнении вычислений. Составлять план действий и определять наиболее эффективные способы решения задач. | | |
-
| Умножение на 0 | 1 | Правила умножения любого числа на 0 | | |
-
| Связь деления с умножением | 1 | Повторение связи умножения с делением | | |
-
| Деление нуля на число | 1 | Правило деления нуля на число | | |
-
| Текстовые задачи в три действия | 1 | Составление плана действий и определение наиболее эффективных способов решения задач. Проверочная работа 4 | | |
-
| Задачи-расчеты | 1 | Умение решать задачи-расчеты | | |
-
| Образование и сравнение долей | 1 | Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле | Находить долю величины и величину по ее доле. Сравнивать разные доли одной и той же величины. Описывать явления и события с использованием величин времени. Переводить одни единицы времени в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Выполнять задания творческого и поискового характера. Дополнять задачи – расчеты недостающими данными и решать их. Располагать предметы на плане комнаты по описанию. Работать (по рисунку) на вычислительной машине, осуществляющей выбор продолжения работы. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. | | |
-
| Круг. Окружность | 1 | Центр , радиус окружности (круга). Вычерчивание окружности с помощью циркуля. | | |
-
| Диаметр окружности (круга). | 1 | Понятие диаметра. | | |
-
| Вычерчивание окружности с использованием циркуля | 1 | Повторение пройденного материала. Проверочная работа 5 | | |
-
| Единицы времени: год, месяц | 1 | Работа с календарем. Понятия год, месяц. | | |
-
| Единицы времени: сутки | 1 | Знакомство с сутками. Проверочная работа 6 | | |
-
| Повторение по теме «Умножение и деление» | 1 | Что узнали. Чему научились. Проверочная работа 7 | | |
-
| Контрольная работа за 1 полугодие | 1 | | | |
-
| Работа над ошибками. | 1 | | | |
-
| Повторение по теме «Умножение и деление» | 1 | Повторение пройденного материала за полугодие. | | |
| Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление | 18 | | | | |
-
| Приёмы умножения и деления для случаев вида 20 х 3, 3 х 20, 60 : 3. | 1 | Приемы внетабличного умножения. | Выполнять внетабличное умножение и деление в пределах 100 разными способами. Использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения и правила деления суммы на число при выполнении деления. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный. Использовать разные способы для проверки выполненных действий умножения и деления. Вычислять значения выражений с двумя переменными при заданных значениях входящих в них букв, используя правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, свойства сложения, прикидку результат. Решать уравнения на нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими.
| | |
-
| Приёмы деления для случаев вида 80 : 20. | 1 | Деление круглых чисел | | |
-
| Умножение суммы на число. | 1 | Способы умножения суммы на число | | |
-
| Умножение суммы на число. | 1 | Применение способов умножения суммы на число при решении задач | | |
-
| Приёмы умножения для случаев вида 23 х 4, 4 х 23. | 1 | Приемы внетабличного умножения. | | |
-
| Приёмы умножения для случаев вида 23 х 4, 4 х 23. | 1 | Приемы внетабличного умножения. Проверочная работа 1 | | |
-
| Повторение по теме «Внетабличное умножение и деление» | 1 | Повторение приемов внетабличного умножения | | |
-
| Деление суммы на число. | 1 | Способы деления суммы на число. | | |
-
| Деление суммы на число. | 1 | Применение способов деления суммы на число при решении задач. Проверочная работа 2 | | |
-
| Приёмы деления для случаев вида 69:3, 78:2 | 1 | Приемы внетабличного деления. | | |
-
| Связь между числами при делении. | 1 | Правила получения делимого и делителя. Проверочная работа 3 | | |
-
| Проверка деления. | 1 | Проверка деления с помощью умножения на основе связи. | | |
-
| Приёмы деления для случаев вида 87 :29, 66 : 22. | 1 | Нахождение частного методом подбора. | | |
-
| Проверка умножения делением | 1 | Проверка умножения с помощью деления. | | |
-
| Решение уравнений | 1 | Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления. Проверочная работа 4 | | |
-
| Решение уравнений | 1 | | |
-
| Повторение по теме «Внетабличное умножение и деление» | 1 | Повторение пройденного материала | | |
-
| Контрольная работа по теме «Внетабличное умножение и деление» | 1 | | | |
| Деление с остатком | 9 | | | | |
-
| Деление с остатком | 1 | Понятие «деление с остатком» | Разъяснять смысл деления с остатком, выполнять деление с остатком и его проверку. Решать текстовые задачи арифметическим способом. Выполнять задания творческого и поискового характера: задания, требующие соотношения рисунка с высказываниями, содержащими логические связки: «если не…, то», «если не…, то не..»; выполнять преобразование геометрических фигур по заданным условиям. Составлять и решать практические задачи с жизненными сюжетами. Проводить сбор информации, чтобы дополнять условия задач с недостающими данными, и решать их. Составлять план решения задачи. Работать в парах, анализировать и оценивать результат работы. Оценивать результаты освоения темы, проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. | | |
-
| Деление с остатком | 1 | Правила при делении с остатком | | |
-
| Деление с остатком | 1 | Способы нахождения частного и остатка. | | |
-
| Деление с остатком | 1 | Способы нахождения частного и остатка. | | |
-
| Деление с остатком | 1 | Решение задач на нахождение частного и остатка. Проверочная работа | | |
-
| Проверка деления с остатком. | 1 | Выполнение проверки деления с остатком | | |
-
| Повторение по теме «Деление с остатком» | 1 | «Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера: логические задачи; работа на усложнённой вычислительной машине; задания, содержащие высказывания с логическими связками «если не …, то …», «если не …, то не …» | | |
-
| Контрольная работа по теме «Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком» | 1 | | | |
-
| Проект: «Задачи-расчёты». | 1 | Запуск проекта | | |
| Числа от 1 до 1000. Нумерация | 13 | | | | |
-
| Устная нумерация | 1 | Образование тысячи из сотен | Читать и записывать трехзначные числа. Сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения. Заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых. Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному основанию. Переводить одни единицы массы в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Сравнивать предметы по массе, упорядочивать их. Выполнять задания творческого и поискового характера: читать и записывать числа римскими цифрами; сравнивать позиционную десятичную систему счисления с римской непозиционной системой записи чисел. Читать записи, представленные римскими цифрами, на циферблатах часов, в оглавлении книг, в обозначении веков. Анализировать достигнутые результаты и недочеты, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. | | |
-
| Разряды счётных единиц. | 1 | Образование и названия трехзначных чисел | | |
-
| Письменная нумерация | 1 | Названия разрядов счетных единиц, запись трехзначных чисел | | |
-
| Натуральная последовательность трёхзначных чисел | 1 | Образование последующего числа при счете. Проверочная работа 1 | | |
-
| Увеличение и уменьшение числа в 10 раз, в 100 раз. | 1 | Получение числа, которое больше или меньше данного в 10, 100 раз | | |
-
| Замена трёхзначного числа суммой разрядных слагаемых. | 1 | Запись трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых | | |
-
| Замена трёхзначного числа суммой разрядных слагаемых. | 1 | Запись трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых | | |
-
| Сравнение трёхзначных чисел. | 1 | Способы сравнения трехзначных чисел | | |
-
| Определение общего числа разрядных единиц в числе. | 1 | Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе. Римская нумерация. Проверочная работа 2 | | |
-
| Единицы массы: килограмм, грамм | 1 | . Измерение массы предмета с помощью единиц массы. Проверочная работа 3 | | |
-
| Повторение по теме «Числа от 1 до 1000. Нумерация» | 1 | Что узнали, чему научились. «Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера: задачи – расчёты; обозначение чисел римскими цифрами | | |
-
| Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 1000. Нумерация» | 1 | | | |
-
| Работа над ошибками | 1 | | | |
| Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание | 11 | | | | |
-
| Приёмы устных вычислений | 1 | Сложение и вычитание чисел, оканчивающихся нулями | Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 1000, используя различные приемы устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. | | |
-
| Приёмы устных вычислений | 1 | Способы сложения и вычитания чисел без перехода | | |
-
| Приёмы устных вычислений | 1 | Способы сложения и вычитания чисел с переходом | | |
-
| Приёмы устных вычислений | 1 | Способы сложения и вычитания чисел с переходом. Проверочная работа 1 | | |
-
| Приёмы письменных вычислений | 1 | Алгоритмы письменного сложения и вычитания в пределах 1000 | Применять алгоритм письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000. Контролировать пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях. Использовать различные приемы проверки правильности вычислений. Различать треугольники по видам (разносторонние и равнобедренные, а среди равнобедренных – разносторонние) и называть их. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях. Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения одноклассника. | | |
-
| Алгоритм письменного сложения | 1 | Алгоритм сложения трехзначных чисел | | |
-
| Алгоритм письменного вычитания | 1 | Алгоритм вычитания трехзначных чисел | | |
-
| Виды треугольников | 1 | Виды треугольников: равносторонний, равнобедренный, разносторонний. Проверочная работа 2 | | |
-
| Повторение по теме «Алгоритмы письменного сложения и вычитания в пределах 1000» | 1 | Что узнали, чему научились «Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера: логические задачи и задачи повышенного уровня сложности | | |
-
| Повторение по теме «Алгоритмы письменного сложения и вычитания в пределах 1000» | 1 | Что узнали, чему научились Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». Работа в паре по тесту «Верно? Неверно?» | | |
-
| Контрольная работа по теме «Алгоритмы письменного сложения и вычитания в пределах 1000» | 1 | | | |
| Умножение и деление | 17 | | | | |
-
| Приёмы устного умножения и деления | 1 | Умножение и деление трехзначных чисел, которые оканчиваются нулями | Использовать различные приемы для устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Различать треугольники: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Находить их в более сложных фигурах. | | |
-
| Приёмы устного умножения и деления | 1 | Способы умножения суммы на число и деления суммы на число | | |
-
| Приёмы устного умножения и деления | 1 | Нахождение частного при делении двузначного числа на двузначное | | |
-
| Виды треугольников | 1 | Виды треугольников: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный | | |
-
| Приёмы устного умножения и деления | 1 | Повторение материала. Проверочная работа 1 | | |
-
| Приём письменного умножения на однозначное число | 1 | Умножение на однозначное число столбиком | Применять алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия. Использовать различные приемы проверки правильности вычислений, проводить проверку правильности вычислений с использованием калькулятора. Анализировать достигнутые результаты и недочеты, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. Работать в парах, анализировать и оценивать результат работы. Оценивать результаты освоения темы, проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. | | |
-
| Алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное | 1 | Алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное | | |
-
| Умножение трехзначного числа на однозначное | 1 | Алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное | | |
-
| Повторение по теме «Умножение трехзначного числа на однозначное» | 1 | Повторение материала. Проверочная работа 2 | | |
-
| Приём письменного деления на однозначное число | 1 | Деление трехзначного числа на однозначное столбиком | | |
-
| Алгоритм деления трехзначного числа на однозначное | 1 | Алгоритм письменного деления трехзначного числа на однозначное | | |
-
| Проверка деления умножением | 1 | Выполнение проверки деления умножением | | |
-
| Проверка деления умножением | 1 | Повторение материала. Проверочная работа 3 | | |
-
| Знакомство с калькулятором | 1 | Простейшее электронно-вычислительное устройство | | |
-
| Повторение по теме «Умножение и деление в пределах 1000» | 1 | Что узнали, чему научились | | |
-
| Итоговая контрольная работа | 1 | | | |
-
| Работа над ошибками | 1 | | | |
| Итоговое повторение | 4 | | | | |
-
| Нумерация. Сложение и вычитание | 1 | Повторение материала, изученного за курс 3 класса. Итоговые тесты. | Оценивать результаты освоения темы, проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. | | |
-
| Умножение и деление | 1 | | |
-
| Задачи | 1 | | |
-
| Геометрические фигуры и величины | 1 | | |